- относительная защищенность от воздействия деструктиру-ющих факторов, закрытость и потенциальная возможность формирования;
- высокую динамичность развития и, одновременно, управляемость и стабильность.
Применение третьего пути, на наш взгляд, связано с:
- совершенствованием предметно-пространственного, событийного, информационного окружения курсанта;
- вниманием к личной примерности и опора на авторитет офицеров;
- расширением контактов с представителями офицерского корпуса вне военного вуза.
Четвёртый путь заключается в более глубоком обращении курсанта к опыту военно-профессиональной деятельности, который имеет ценностное наполнение. Его содержание, как мы считаем, не требует дополнительных пояснений и может заключаться:
- в углубленном изучении общей и военной истории России, наследия полководцев и исторических деятелей. Реализация данного направления предусматривает дополнительное содержание учебных дисциплин гуманитарного и профессионального блока, факультативов и элективных курсов, разделов организационно-содержательного модуля профессионального воспитания, о котором речь шла выше, выбора тем научно-исследовательской работы курсантов и др.;
Библиографический список
- культивировании военного подвига. Подвиг, как его определила А.В. Трофимова - «... сложный культурно-антропологический, многообразный в своих проявлениях феномен, обладающий значительным потенциалом воздействия на окружающих» [10]. Это явление, связанное с высокой ценностной и нравственной мотивацией, поэтому оно является средством формирования ценностного отношения;
- изучение опыта ценностного отношения профессионалов военно-профессиональной деятельности, государственной службы в целом.
Совокупность базовых идей и идеалов военно-профессиональной деятельности, динамично меняющаяся в социокультурных условиях, будучи воспринята офицером как лично значимые ценности, регулирует его отношение окружающему миру, явлениям и процессам военно-профессиональной деятельности, мотивируют поведение, принятие и исполнение профессиональных решений. Очевидно, что в каждой военно-профессиональной задаче, для офицера они будут выступать таким же фактором принятия решения, как обстановка, приказ, имеющиеся ресурсы, степень угрозы жизни и здоровью, а в особых случаях и принимать приоритетное значение. Ценностное профессиональное воспитание способно сделать более эффективным весь воспитательный процесс, конечным результатом которого станет личность офицера, востребованная военно-профессиональной деятельностью.
1. Карсанов Э.Х. Военно-профессиональное воспитание будущих офицеров внутренних войск МВД России. Санкт-Петербург: Асте-рион, 2013.
2. Заец О.Г. Повышение эффективности профессионального воспитания курсантов военно-инженерных вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.
3. Асриев А.Ю. Некоторые проблемы и тенденции развития кадетского образования в России. Армия и общество. 2015; 1 (44): 67 - 71.
4. Евстифеев А.В. Профессиональное воспитание военнослужащих по контракту в социокультурной среде частей внутренних войск МВД России. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2011.
5. Емельянов В.В. Личность российского офицера: традиции и современность: Социально-философский анализ. Диссертация ... кандидата философских наук. Архангельск, 2002.
6. Татаренко В.Т. Педагогические основы профессионального воспитания военнослужащих по контракту. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Карачаевск, 2000.
7. Соловьев С.С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века. Социологические исследования. 2003; 12: 50 - 61.
8. Сулима И.И. Средовый подход как методология научно-педагогического исследования. Центр научных инвестиций. Available: http:// www.ni-centr.ru/chitalnyj-zal-centra/metodologiya/sredovoj-podxod-kak-metodologiya-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya/?&tpwf_ mode=main
9. Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1997.
10. Трофимова А.В. Подвиг как явление русской культуры. Диссертация ... кандидата философских наук. Нижний Новгород, 2008.
References
1. Kuprina L.E. Formirovanie 'ekologicheskoj kul'tury mladshih Shkolnikov v processe turistsko-kraevedcheskoj deyatel'nosti: monografiya. Tyumen': Izdatel'stvo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011.
2. Simonova L.P. Kak uchit' 'ekologii v nachal'noj shkole. Posobie dlya uchitelya. Moskva: «Tobol», 1999.
3. Saleeva L. P. Uchebnye zadaniya po izucheniyu i ohrane prirody v nachal'nyh klassah. Nachal'naya shkola. 1998; 3: 43 - 46.
4. Cvetkova I.V. 'Ekologicheskoe vospitanie mladshih Shkolnikov: Teoriya i metodika vneurochnoj raboty. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo RF, 2000.
5. Kuprina L.E. Modelirovanie 'ekologicheski orientirovannoj rekreacionnoj deyatel'nosti detej i podrostkov. Vestnik TyumGU. Nauki o Zemle. 2011; 4: 207 - 212.1. Karsanov 'E.H. Voenno-professional'noe vospitanie buduschih oficerov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Sankt-Peterburg: Asterion, 2013.
2. Zaec O.G. Povyshenie 'effektivnosti professional'nogo vospitaniya kursantov voenno-inzhenernyh vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.
3. Asriev A.Yu. Nekotorye problemy i tendencii razvitiya kadetskogo obrazovaniya v Rossii. Armiya i obschestvo. 2015; 1 (44): 67 - 71.
4. Evstifeev A.V. Professional'noe vospitanie voennosluzhaschih po kontraktu v sociokul'turnoj srede chastej vnutrennih vojsk MVD Rossii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.
5. Emel'yanov V.V. Lichnost'rossijskogo oficera: tradiciiisovremennost': Social'no-filosofskijanaliz. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Arhangel'sk, 2002.
6. Tatarenko V.T. Pedagogicheskie osnovy professional'nogo vospitaniya voennosluzhaschih po kontraktu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Karachaevsk, 2000.
7. Solov'ev S.S. Mentalitet rossijskogo oficera: vyzovy XXI veka. Sociologicheskie issledovaniya. 2003; 12: 50 - 61.
8. Sulima I.I. Sredovyj podhod kak metodologiya nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya. Centr nauchnyh investicij. Available: http:// www.ni-centr.ru/chitalnyj-zal-centra/metodologiya/sredovoj-podxod-kak-metodologiya-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya/?&tpwf_ mode=main
9. Manujlov Yu.S. Sredovyj podhod v vospitanii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.
10. Trofimova A.V. Podvig kakyavlenie russkojkul'tury. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2008.
Статья поступила в редакцию 24.10.15
УДК: 372.851:004(075.8)
Skryabina A.G., senior teacher, Institute of Mathematics and Computer Studies, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: skralyona@mail.ru
THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN TEACHING MATHEMATICS TO PUPILS OF HUMANITARIAN CLASSES IN CONDITIONS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD. In the article the author describes possibilities of use of electronic means in education in the conditions of realization of the main educational program of FSES. Features of
pupils of humanitarian classes, the analysis of research of psychologists and teachers are presented. The paper studies the main requirements to pedagogical teaching in conditions of new standards. The author presents an electronic manual on a topic of "Tasks in the probability theory and mathematical statistics" for pupils of humanitarian classes. The author gives some conclusions on the use of electronic manual in the educational process. The paper shows theoretical and methodical opportunities of the development of independent cognitive activity of pupils of humanitarian and social education by means of electronic educational resources. The research singles out such features of humanities students, which need to be considered during the process of teaching mathematics to them. The contents of electronic manuals that would help in this process are described. The author pays particular attention to roles of math teachers in making favorable pedagogical conditions for successful, comfortable training at school. The conclusions on the use of electronic teaching materials in the educational process stimulated by the need to realize FSES for the development of independent cognitive activity of pupils of humanitarian classes are given.
Key words: federal state educational standard, information technologies, electronic educational resources, electronic manual, pedagogical teaching staffs, independent cognitive activity.
А.Г. Скрябина, ст. преп. Института математики и информатики ФГАОУ «Северо-Восточный федеральный
университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: skralyona@mail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ ГУМАНИТАРНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
В статье описываются возможности использования электронных средств в сфере образования в условиях реализации основной образовательной программы ФГОС основного общего образования; представлены особенности учащихся гуманитарных классов, анализ исследования психологов и педагогов. Автор приводит основные требования к педагогическим кадрам по ФГОС и описывает электронное пособие по теме «Решение задач по теории вероятностей и математической статистике» для учащихся гуманитарных классов. В работе приведены выводы по использованию электронного пособия в учебном процессе. Статья показывает теоретические и методические возможности формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся классов гуманитарно-социального направления посредством электронных образовательных ресурсов. Выделены особенности мышления учащихся «гуманитариев», которые нужно учитывать при обучении математике, составлении электронного пособия. Описываются роли учителя математики, который должен создавать благоприятные педагогические условия для успешного, комфортного обучения учащимися в школе. Приведены выводы по использованию электронного пособия в учебном процессе, отвечающего условиям реализации ФГОС для формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся гуманитарных классов.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, информационные технологии, электронные образовательные ресурсы, электронное пособие, педагогические кадры, самостоятельная познавательная деятельность.
Одной из главных задач модернизации образования является применения системы электронных образовательных ресурсов в сфере образования. Поэтому учителями школ для повышения эффективности уроков и получения более высоких результатов, в последнее время широко применяются электронные средства, которые направлены на повышение качества образования и развитие образовательной мотивации школьников. Электронные образовательные средства имеют своеобразные формы подачи материала, выполнения упражнения и контроля знаний в образовании. Электронные образовательные средства - это один из способов подачи материала совместно с традиционными учебниками.
Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повышать мотивацию и наглядность в обучении, дифференцировать работу учащихся при выполнении ими тренировочных упражнений, совершенствовать мониторинг знаний и умений учащихся. Использование электронных средств позволяет сделать преподавание математики содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее, эффективнее, а также привлекательнее для ребят.
Согласно ГОСТ Р 53620-2009 электронный образовательный ресурс (ЭОР) понимается как образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
Электронные образовательные средства являются основополагающим компонентом информационной образовательной среды, ориентированным на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применение новых методов и форм обучения: электронное обучение, мобильное обучение, сетевое обучение, автономное обучение, смешанное обучение, совместное обучение.
Применение ЭОР в образовательном процессе в сочетании с системами управления обучением и управления образовательным контентом позволяет эффективно реализовать: организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
организацию индивидуальной образовательной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателями; организацию групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий [1].
И.Г. Захарова утверждает, что информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией [2].
А так считает Г.А. Бордовский: «Электронные средства обучения, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций» [3].
Л.Л. Босова в своей статье в категории педагогических ЭОР выделяет электронные учебные издания; все прочие педагогические ЭОР относит к категории электронных учебных материалов. К электронным учебным изданиям она относит: электронный учебник; электронное учебное издание, дополняющее учебник; электронное учебное издание, заменяющее учебник; электронное справочное издание; электронные учебно-методические материалы [4].
По Федеральному базисному учебному плану для среднего (полного) общего образования по математике для 10 - 11 классов отведено 8 недельных учебных часов за два года обучения, т. е. в неделю по 4 часа.
К базовому уровню по стандарту образования относится и социально-гуманитарный профиль. А базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формировании общей культуры и, в большей степени, связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Опираясь на исследования психологов и педагогов (Е.А. Дьякова, С.А. Изюмова, Л.В. Климашина, А.Н. Конев, Я.А. Понома-
рев и др.) выделим особенности учащихся гуманитарных классов, в частности, более активированным оказывается правое полушарие, с выраженностью полюса активности в зрительных областях; имеют менее развитые способности к обобщению. Они чаще предпочитают запоминать путём целостного схватывания материала, а в смысловых видах памяти воспроизводят больше элементов материала, который запоминали непосредственно и плохо запоминают при слуховом предъявлении информации. Такие учащиеся обладают лучшими природными возможностями запечатления зрительной информации. У таких детей преобладает образная память, они лучше запоминают какие-то характерные детали и, опираясь на них, воссоздают целостную картину изученного объекта, поэтому очень важно для них пользоваться на уроках выразительными средствами обучения. Учебная деятельность «гуманитариев» побуждается в большей степени социальными мотивами учения: более выражена отрицательная мотивация к учебе, мотив долга, престижная мотивация и мотивы самосовершенствования. В то же время учебная деятельность в малой степени побуждается познавательным мотивом. Им не присуща высокая потребность в постоянной умственной деятельности, желание изучать школьные предметы, в большей степени, связано со становлением личности, со стремлением к самовыражению, самосовершенствованию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, понять принципы и убеждения других людей. Также познавательная активность связана с потребностями к новым впечатлениям. У них выражена потребность в яркой, насыщенной событиями жизни, их привлекают различные виды художественно-прикладной деятельности.
По своим личностным качествам такие школьники являются мечтателями, с более яркими фантазиями и воображением, они артистичны, эмоциональны, менее практичны и реалистичны [5].
На основании изучения работ по рассматриваемой проблеме, таких как И.М. Смирновой, Г.Л. Луканкина, Е.Е. Хвостенко, Е.Я. Аршанского, М.Н. Дмитриевой и др., пришли к тому, что учащиеся гуманитарных классов предпочитают в обучении коллективные формы работы, свободное общение, дискуссии, теоретическое обучение должно сопровождаться наглядными средствами, т. к. у них преобладает наглядно-образное мышление; у них слабо развито логическое мышление, они испытывают затруднения при вычленении частного из общего, из предпосылок делать общий вывод, при установлении родовидовых соотношений, классификаций и т. д.
По требованиям ФГОС наличие в информационной среды является одним из важных условий для реализации основной образовательной программы. А также, к основным требованиям к условиям реализации основной образовательной программы ФГОС среднего (полного) общего образования чётко указаны требования к кадрам: «Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу, должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами. Уровень квалификации работников образовательного учреждения (...) для занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности».
Квалификация педагогических работников образовательных учреждений должна отражать:
- компетентность в соответствующих предметных областях знания и метода обучения;
- сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность;
- общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога;
- самоорганизованность, эмоциональную устойчивость.
У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов основной образовательной программы, в том числе умения (приведем одно из умений): разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы» [6].
Как показывает практика, из курса школьной математики больше всего прикладную направленность имеет раздел «Элементы теории вероятностей и статистики». В этой связи, нами составлено электронное образовательное пособие «Решение задач по теории вероятностей и математической статистике» для учащихся гуманитарных классов.
Электронное пособие содержит следующие разделы: введение; общие правила комбинаторики; теория вероятностей; математическая статистика; литература и приложение.
При составлении электронного пособия мы придерживались следующих требований: теоретическая, практическая, самостоятельная, контролирующие материалы. Пособие состоит из 3 разделов. Каждый раздел состоит из краткого теоретического материала, где приводятся примеры с решениями, вопросов для самопроверки, практических задач и задачи для самостоятельного разбора. Задачный материал подбирался с учетом интересов учащихся гуманитарных классов. Пособие ориентировано для работы как самостоятельно, так и на уроках.
Считаем, что такая организация работы позволяет учителю уделять больше внимания трудно усваиваемым темам учебного материала, на развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся и более качественному проведению индивидуальной дифференцированной работы с ними.
Итак, приняв во внимание основные требования к условиям реализации ФГОС, использования электронного пособия в учебном процессе пришли к следующим выводам:
- использовать электронное пособие на занятиях как средство улучшения усвоения учебного материала учащимися, экономии учебного времени, развития познавательной деятельности, самостоятельности;
- уделять особое внимание квалификации учителя математики, который должен быть готовым к реализации основной образовательной программы ФГОС среднего (полного) общего образования, который должен при обучении математике:
- придерживаться гуманитаризации математики, чтобы показать, что математика является мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но и элементом общей культуры;
- учитывать психологические особенности учащихся;
- владеть современными информационными технологиями, с помощью которых можно формировать познавательную деятельность, вовлечь в учебный процесс и привить интерес.
- уметь грамотно использовать краеведческий материал, благодаря которому учащимися будет легко восприниматься тот или иной материал.
Итак, достижения в области психолого-педагогических исследований ориентируют на использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения математике учащихся гуманитарных классов в условиях ФГОС в целях формирования самостоятельной познавательной деятельности.
Библиографический список
1. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. ГОСТ Р 53620-2009. Общие положения.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2009.
3. Бордовский Г.А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
4. Босова Л.Л. Типология электронных образовательных ресурсов как основополагающего компонента информационно-образовательной среды. Available at: http://msk.ito.edu.ru/2012/section/188/95548/
5. Митрохина С.В. Самостоятельная работа по решению математических задач как средство развития творческой активности учащихся 5 - 6 классов школ гуманитарного направления. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2000.
6. Федеральные государственные образовательные стандарты. Об утверждении федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 № 24480). Вестник образования России. 2012; 16.
7. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3.
References
1. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy. GOST R 53620-2009. Obschie polozheniya.
2. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2009.
3. Bordovskij G.A. Ispol'zovanie 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov novogo pokoleniya v uchebnom processe: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2007.
4. Bosova L.L. Tipologiya 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov kak osnovopolagayuschego komponenta informacionno-obrazovatel'noj sredy. Available at: http://msk.ito.edu.ru/2012/section/188/95548/
5. Mitrohina S.V. Samostoyatel'naya rabota po resheniyu matematicheskih zadach kak sredstvo razvitiya tvorcheskoj aktivnosti uchaschihsya 5 - 6 klassovshkol gumanitarnogo napravleniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.
6. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo standarta srednego (polnogo) obschego obrazovaniya (prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.05.2012 № 413, zaregistrirovan v Minyuste Rossii 07.06.2012 № 24480). Vestnik obrazovaniya Rossii. 2012; 16.
7. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ.
Статья поступила в редакцию 18.11.15
УДК 378.14
Shevchenko G.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: shgaiv@yandex.ru
Kovalyova Yu.V., postgraduate, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: tyv23@mail.ru
FUNCTIONAL CONCEPTUAL CHARACTERISTICS OF PEDAGOGICAL REFLECTION. The article describes functions and intension of pedagogical reflection, special attention is given to its types. The main attention of the article is dedicated to aspects, which form the pedagogical reflection and matters of pedagogical personality development as a competent pedagogue, the correlation of pedagogical reflection and its types are dealt with. The work studies the influence of computer science on the development of pedagogical reflection. The paper gives a detail description of levels, which show integral organizations of pedagogical reflection from the beginning to complete maturity. The authors conclude that pedagogical reflection is a layered, constantly evolving system. The features of pedagogical reflection are direct parameters for the success of the individual, which should be formed starting from the first stages of professional education and professional formation of a person as a subject of activity.
Key words: reflection, pedagogical reflection, functions of pedagogical reflection, types and kinds of pedagogical reflection, levels of reflection, computer science in education.
Г.И. Шевченко, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: shgaiv@yandex.ru
Ю.В. Ковалёва, аспирант ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: tyv23@mail.ru
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
В статье рассмотрены функционально-содержательные характеристики педагогической рефлексии, особое внимание уделено их видам. Основное внимание акцентировано на аспектах, необходимых для формирования педагогической рефлексии, вопросах развития компетентной педагогической личности, рассмотрено соотнесение типологии педагогической рефлексии с её видами и влияние информационных технологий на формирование педагогической рефлексии, описаны уровни педагогической рефлексии, являющиеся неотъемлемой частью её формирования от зарождения до становления. Авторы делают вывод о том, что педагогическая рефлексия является многоуровневой, постоянно развивающейся системой. Перечисленные в статье функции педагогической рефлексии являются непосредственными параметрами успешности личности, которая должна формироваться, начиная с первых ступеней профессионального образования.
Ключевые слова: рефлексия, педагогическая рефлексия, функции педагогической рефлексии, типы и виды педагогической рефлексии, уровни рефлексии.
Развитие личности педагога и обучаемого является одной из стратегий современного образования. Как известно, требования к личности современного преподавателя таковы, что ему приходится нередко выходить за рамки нормативных требований, проявляя творчество и инициативу в работе. Только обладая рефлексивными способностями, он сможет достичь поставленной цели. Умению осуществлять рефлексию необходимо учиться. Оно не приходит с получением знаний, не появляется в процессе работы, а целенаправленно должно вырабатываться определенными дидактическими приёмами. Процесс обучения рефлексивной практике должен производиться на всех образовательных ступенях, бакалавриат - магистратура - аспирантура.
Для того чтобы понять, каковы функции педагогической рефлексии, необходимо определить круг понятий. Само понятие «рефлексия» имеет разнообразные точки соприкосновения - с различными науками, средой, способом формирования. В энциклопедическом словаре понятие рефлексии определяется как способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Приводится два вида рефлексии: элементарная, направленная на анализ индивида собственных знаний и поступков и научная, направленная на научные исследования, получение научных результатов, процедуры обоснования научных теорий и законов [1].
В современном образовании понятие рефлексии используется очень широко, а понятие педагогической рефлексии является непременным атрибутом педагогического мастерства. Под понятием педагогической рефлексии понимается способность педагога давать объективную оценку себе и своим поступкам. В центре рефлексии педагога - осознание того, как обучаемый воспринимает и понимает преподавателя и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия преподавателя. Эти определения, на наш взгляд, наиболее точно описывают понятие рефлексии в педагогическом аспекте. Из понятий, приведённых выше, выделим следующие аспекты, функционально-содержательные характеристики которых, будут необходимы в формировании педагогической рефлексии на этапе обучения студентов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование». Будем рассматривать педагогическую рефлексию как:
- элемент педагогической техники (умения, навыки, методы и приёмы, которые использует педагог в собственной деятельности);
- знания педагога, анализ его собственного состояния, размышлений и противоречий в отношении произведенных действий;
- процесс осознания и познания собственного «Я»;