Научная статья на тему 'Пересмотр подходов к формированию и реализации экономической политики России'

Пересмотр подходов к формированию и реализации экономической политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / СИТУАЦИОННО-ИМПУЛЬСНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ / ECONOMIC SYSTEM / ECONOMIC POLICY OF STATE / SITUATIONAL AND PULSE APPROACH TO MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпунина Евгения Константиновна

Раскрыта идея модернизации экономической политики России на основе применения ситуационно-импульсного подхода к управлению хозяйственной системой. Обоснована необходимость корректировки существующего механизма формирования и реализации экономической политики посредством введения в него дополнительной организационной структуры-коррелятора, выдающей решение о воздействии на объект управления с целью обеспечения желаемого изменения параметров экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISION OF APPROACHES TO FORMATION AND REALIZATION OF ECONOMIC POLICY OF RUSSIA

The idea of modernization of economic policy of Russia on the basis of application of situational and pulse approach to management of economic system is revealed. Need of correction of the existing mechanism of formation and realization of economic policy by means of introduction in it the additional organizational structure correlator issuing the decision on impact on object of management for the purpose of ensuring desirable change of parameters of economic system is proved.

Текст научной работы на тему «Пересмотр подходов к формированию и реализации экономической политики России»

УДК 338.2

ПЕРЕСМОТР ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

© Евгения Константиновна КАРПУНИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом, директор института экономики, e-mail: [email protected]

Раскрыта идея модернизации экономической политики России на основе применения ситуационно-импульсного подхода к управлению хозяйственной системой. Обоснована необходимость корректировки существующего механизма формирования и реализации экономической политики посредством введения в него дополнительной организационной структуры-коррелятора, выдающей решение о воздействии на объект управления с целью обеспечения желаемого изменения параметров экономической системы.

Ключевые слова: хозяйственная система; экономическая политика государства; ситуационноимпульсный подход к управлению.

Переход на постиндустриальный путь развития представляет собой сложный и длительный процесс, протекание которого приобретает ярко выраженную специфику в конкретно-исторических и социально-экономических условиях стран мира [1].

Разрешение существующих противоречий в развитии национальной экономики и обеспечение полноценного вхождения России в формирующийся многополярный мир в качестве сильной державы с высоким уровнем благосостояния населения и развитым научно-техническим потенциалом требует разработки теоретико-методологического

базиса модернизации государственной экономической политики.

«Развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели не только материальные. Не менее важны духовные и нравственные цели... Главное понять, в какую Россию мы верим и какой хотим мы эту Россию видеть» [2].

Государственная экономическая политика должна иметь конкретные цели и опираться на стратегию, способную обеспечить достижение поставленных целей. При этом трансформационное состояние хозяйственной системы не уменьшает значения выбора стратегии экономического развития. Напротив, именно неопределенность целей и отсутствие эффективной стратегии, как правило, имеют своим результатом стагнацию, утрату экономической мощи страны и приво-

дят к исключению государства из числа лидеров мирового сообщества.

Россия является частью мировой экономической системы, а следовательно, при разработке государственной экономической политики должны приниматься во внимание возможности, которые открываются в результате выхода России на международные рынки, а также существующие ограничения и угрозы [3]. В условиях жесткой конкуренции различные страны пытаются отвоевать свое место в постиндустриальной системе координат.

Эффективная стратегия должна базироваться на конкурентных преимуществах государства, которые могут обеспечить достижение поставленных целей и сделать реализуемой стратегию экономического развития.

Ключевая идея модернизации экономической политики России заключается в создании системы стратегического планирования, способной выявлять перспективные направления постиндустриального экономического роста, а также направлять деятельность государственных институтов развития на их реализацию.

Система стратегического планирования должна включать: выбор приоритетов технико-экономического развития, инструменты и механизмы их реализации, институты организации соответствующей деятельности, а также методы контроля за достижением поставленных целей.

За последние годы созданы некоторые элементы этой системы. Принята Концепция долгосрочного развития России до 2020 г., установившая приоритеты развития, соответствующие перспективным направлениям становления нового технологического уклада, действуют федеральные целевые программы реализации некоторых из них, образованы институты развития. Однако в целом система не работает должным образом и допускает стратегические ошибки, вследствие чего Россия упускает возможности опережающего развития отечественных технологий, входящих в ядро нового технологического уклада и конкурентоспособных в масштабах мирового рынка.

Для достройки системы стратегического планирования необходимо ввести нормы ответственности за достижение планируемых результатов и связать с ней инструменты экономической политики. Решение первой задачи требует формирования институциональной базы экономической ответственности организаций и административной ответственности руководителей за выполнение установленных целевых показателей развития, в т. ч. принятия федерального закона «О стратегическом планировании» и придания Концепции долгосрочного развития статуса планового документа (в соответствии с которым планируется государственный бюджет, реализуется кредитно-денежная политика и принимаются другие управленческие решения). Решение второй задачи предполагает формирование соответствующих контуров управления налогово-бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики [4].

Вместе с тем формируемая стратегия развития в силу сложности, динамичности, непредсказуемости и постоянной изменчивости хозяйственной жизни общества в настоящее время не в состоянии адекватно реагировать на развитие хозяйственной системы в практическом плане. Поэтому должна быть предусмотрена возможность использования ситуационно-импульсного подхода, позволяющего решить проблему регулирования экономической системы, изменение которой происходит под внешним воздействием и в присутствии процессов постоянного обмена со средой ее функционирования в рамках осуществления хозяйственной деятельности.

Многогранность возникающих в связи с этим организационно-методических, управленческих и иных специфических вопросов и ограниченность инструментария, не обеспечивающего в настоящее время адекватности технического уровня производства и инструментов управления производственными процессами, предполагает разработку теоретикометодологических подходов к возможности решения проблемы методом создания управляющих ситуаций.

При управлении открытыми хозяйственными системами (являющимися неравновесными, поскольку открыты внешним воздействиям и находятся под влиянием процессов постоянного обмена со средой их функционирования) в рамках осуществления хозяйственной деятельности органам государственной власти приходится сталкиваться с проблемой, препятствующей осуществлению эффективного управления такими системами. Данные системы не защищены от воздействия внешней среды, впитывают непрерывные импульсы среды окружения и постоянно трансформируются непредсказуемым для государства образом. В результате этого управляющие воздействия, инициируемые государством при осуществлении последующего управляющего воздействия на систему, не обеспечивают такую же ее ответную реакцию, какая была получена ранее в результате воздействия на систему аналогичными воздействиями. Поэтому организационно-управленческий инструментарий, успешно применяемый для достижения желаемого результата в прошлом, не подходит для получения результата в настоящем и будущем. В результате органы государственного управления не могут добиться ожидаемой реакции системы, государственное управление затрудняется, зачастую теряется минимальный контроль над хозяйственной системой.

Решение проблемы управления неравновесными экономическими системами возможно посредством применения ситуационно-импульсного подхода к управлению, суть которого сводится к воздействию государственными органами, принимающими решение, на конкретные подсистемы экономической системы импульсами, вызывающими в этих подсистемах критические ситуации, приводящие к желаемому изменению параметров подсистем. С помощью импульса в

подсистеме создается критическая ситуация, тем самым подсистема самостоятельно обнаруживает свои слабые стороны и выбирает путь своего развития [5].

Другими словами, ситуационно-им-

пульсный подход обеспечивает возможность применения нежесткого управления в зависимости от желаемых показателей системы в

соответствии с ранжированием целевых функций последней. Такой подход позволит «лавировать» во времени и отдавать приоритет в развитии то одному, то другому показателю функционирования хозяйственной системы в зависимости от стратегических, тактических, оперативных и прочих целей государства в тот или иной момент времени.

Определение целей Обоснование Формирование Разработка и Разработка

и задач экономическом принципов и целевых показате- обоснование и выбор диффе-

политики для реализации императивов лей и критериев приоритетных ренцированного

выявленных возможностей ► экономической -► оценки эффектив- направлений > инструментария

и устранения политики ности экономиче- экономической экономической

ограничений социально- ской политики политики политики

экономического развития

Механизм реализации экономической политики

Блок создания благоприятных условий для реализации приоритетных направлений экономической политики

Рис. 1. Модель формирования и реализации экономической политики на основе ситуационноимпульсного подхода

Кроме того, это позволит прогнозировать состояние экономики государства на определенном временном интервале при сохранении реализуемых практик хозяйствования, а также идеально вписывать систему в изменяющуюся среду любыми показателями в любой временной точке в будущем, что повысит адаптивность хозяйственной системы и сделает ее более конкурентоспособной.

В рамках предлагаемого ситуационноимпульсного подхода это выполняется путем создания критической ситуации в подсистемах посредством импульсного воздействия на них представителями органов государственного управления, которые целенаправленно создают критическую ситуацию с заранее определенными характеристиками (временные рамки, тип критической ситуации, степень сложности для реализации и пр.) с целью достижения ими желаемых параметров. При этом становится обязательным использование обратной связи в процессе ситуационного воздействия. Под критической ситуацией принято понимать ситуацию, вызывающую взрыв текущего процесса подсистемы, ставящую ее на грань выживания, заставляющую работать с целью развития. В такой ситуации подсистема раскрывает себя наиболее полно в поисках выхода из созданного положения. В связи с этим введение подсистемы в критическую ситуацию дает возможность органам государственного управления сократить время на исследование текущего состояния подсистемы. В свою очередь, необходимо правильно определить критерии оценки, сигнализирующие о функционировании системы. В случае если система не может самостоятельно справиться с критической ситуацией, органы государственной власти также должны заранее предусмотреть возможность применения инструментария с просчитанными заранее параметрами, не допустив разрушения системы в период действия критической ситуации.

Таким образом, для оптимизации эффективности управления на основе применения ситуационно-импульсного подхода к регулированию неравновесных хозяйственных систем после получения лицами, принимающими решения, по каналам обратной связи сигнала о неудовлетворительном состоянии какого-либо параметра системы, предполагается в результате воздействия на соответст-

вующую подсистему или подсистемы импульсами в течение определенного периода времени сузить диапазон импульсного воздействия на подсистемы путем создания в них критических ситуаций таким образом, чтобы обеспечивалось желаемое изменение параметров системы, оптимальное на данный момент времени. При этом необходимо предусмотреть помощь подсистеме на случай, если самостоятельный выход из критической ситуации будет невозможен. Таким образом, раскрывается квантовая составляющая неравновесных хозяйственных систем [6].

Это обусловливает необходимость корректировки существующего механизма формирования и реализации экономической политики посредством введения в него дополнительной организационной структуры-

коррелятора, выдающей решение о воздействии на объект (рис. 1).

Для получения максимального эффекта от применения ситуационно-импульсного подхода при реализации экономической политики требуется создание специальных институтов, обеспечивающих многоуровневую процедуру экспертиз и обсуждений, непрерывное эффективное взаимодействие между представителями государства, бизнеса, общества.

Конкретизация модели формирования и реализации экономической политики на основе ситуационно-импульсного регулирования в рамках модернизационного аспекта должна состоять в постановке новых целей и задач, разработке принципов формирования и реализации модернизированной экономической политики, выделении императивов экономической политики, определении ее приоритетных направлений в соответствии с выделенными императивами, выборе наиболее адекватного для каждой конкретной ситуации организационно-экономического инструментария.

1. Карпунина Е.К. Модернизация государственной экономической политики: антикризисный формат // Вестник Сочинского государственного университета. 2011. № 4 (18).

2. Ипполитов К.Х., Лепский В.Е. Подходы к формированию концепции и доктрин национальной безопасности России // Мир и безопасность. 2002. № 6.

3. Якунина И.Н. Постиндустриальное общество -вариант или вектор развития? // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2.

4. Зарубежный опыт государственного прогнозирования, стратегического планирования и программирования / под ред. С.Ю. Глазьева, Ю.В. Яковца. М., 2008.

5. Загуляев Д.Г. О квантовой сущности ситуационно-импульсного метода управления не-

равновесными экономическими системами // Вестник южно-российского государственного технического университета. 2011. № 2.

6. Мельников В.А. Квантовая экономика: монография. Красноярск, 2007.

Поступила в редакцию 18.06.2013 г.

UDC 338.2

REVISION OF APPROACHES TO FORMATION AND REALIZATION OF ECONOMIC POLICY OF RUSSIA Evgeniya Konstantinovna KARPUNINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Professor of Personnel Management Department, Director of Economics Institute, e-mail: [email protected]

The idea of modernization of economic policy of Russia on the basis of application of situational and pulse approach to management of economic system is revealed. Need of correction of the existing mechanism of formation and realization of economic policy by means of introduction in it the additional organizational structure correlator issuing the decision on impact on object of management for the purpose of ensuring desirable change of parameters of economic system is proved.

Key words: economic system; economic policy of state; situational and pulse approach to management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.