Научная статья на тему 'Переселения куренного Джерелиевского селения в Черномории в конце XVIII - начале XIX в'

Переселения куренного Джерелиевского селения в Черномории в конце XVIII - начале XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
466
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕНИ-КОПЫЛ / ДЖЕРЕЛИЕВСКОЕ КУРЕННОЕ СЕЛЕНИЕ / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / КОРДОН / СВЯТО-МИХАЙЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ / YENI-KOPYL / DZHERELIEVSKY VILLAGE / RESETTLEMENT / CORDON / ST. MIKHAILOVSKY CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лопин Константин Борисович

Анализируется проблема выбора места первоначального поселения в 1794 г. Джерелиевского куренного селения возле бывшего татарского города Ени-Копыла и его последующего переселения в 1796 г. Во взаимосвязи с историей переселений Джерелиевского куренного общества рассматривается вопрос об основании станицы Новоджерелиевской в 1809 г. Дан обзор историографических ошибок, посвященных данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the choice of the place of original settlement in 1794 of the Dzherelievskyvillages near the former Tatar town Yeni-Kopyl and itsfollowing resettlement in 1796. The origins of the Novodzhereliyevskaya village in 1809 are under consideration with regards to the history of migrations ofDzherelievskycommunity. The overview of historiographical errors on this subject is given in the article.

Текст научной работы на тему «Переселения куренного Джерелиевского селения в Черномории в конце XVIII - начале XIX в»

38. Shishov A.v. Shvatka za Kavkaz (XVI -XXI vv.) M., 2007.

39. Shherbina F. Istorija Kubanskogo kazach'ego vojska. Ekaterinodar, 1910. T. 1.

North Caucasian vector of Russian foreign policy in the last quarter of the XVIII century

On the background of complex historical events in the last quarter of the XVIII century, the article deals with the role and place of the North Caucasus in international relations. It is shown that there was a band competition with traditional adversaries of the Russian Empire and Persia ports. In addition, due to its geographical locationthe region was the scene of the collision of Russian and western interests.

Key words: Russia, Turkey, the west, the Caucasus, the Crimea, Iran, the government, orientation, citizenship, army, politics, war, peace treaty.

(Статья поступила в редакцию 10.03.2017)

к.Б. лоПиН (краснодар)

ПЕРЕСЕЛЕНИЯ КУРЕННОГО ДЖЕРЕЛИЕВСКОГО СЕЛЕНИЯ В черномории В конце XVIII -начале XIX в.

Анализируется проблема выбора места первоначального поселения в 1794 г. Джерелиев-ского куренного селения возле бывшего татарского города Ени-Копыла и его последующего переселения в 1796 г. Во взаимосвязи с историей переселений Джерелиевского куренного общества рассматривается вопрос об основании станицы Новоджерелиевской в 1809 г. Дан обзор историографических ошибок, посвященных данному вопросу.

Ключевые слова: Ени-Копыл, Джерелиевское куренное селение, переселение, кордон, Свято-Михайловская церковь.

Весной 1794 г. кошевой атаман З.А. Чепе-га и депутаты Черноморского казачьего войска предварительно выбрали места на земле Черноморского казачьего войска на правобе-

режье р. Кубани (Черномории) для поселения куренных селений. Затем по казачьему обычаю путем жеребьевки эти места были распределены между куренями. Считается, что таким образом первоначально были основаны 40 куренных селений Черноморского казачьего войска на территории Кубани [9, с. 43]. В числе вновь поселенных селений было Джерелиевское куренное селение. Расположилось оно рядом с Копыльским кордоном у реки Протоки в районе центральной части современного города Славянска-на-Кубани. Сведения о дальнейшей истории данного куренного селения до начала XIX в. в современных работах разнятся и не дают точной картины. В настоящей статье мы рассмотрим на основании архивных данных вопрос о месте расположения Джерелиевского куренного селения в конце XVIII - начале XIX в. в Черномории и сравним полученные данные с современными представлениями об этом периоде в истории поселений у Копыльского кордона.

На официальном сайте администрации Староджерелиевского сельского поселения размещена историческая справка о поселении, автор которой не указан. В справке говорится, что точное время основания станицы неизвестно, но будто она была основана в 1792 -1794 гг. как один из 38 запорожских куреней. Далее отмечается, что на современном местоположении станица Староджерелиевская оказалась в начале XIX в., до этого времени она располагалась у пограничной линии, где подвергалась постоянным набегам со стороны горских народов [1].

На другом сайте, посвященном истории станицы Староджерелиевской, отмечено, что станица основана в 1794 г. запорожцами-переселенцами и названа Джерелиевским куренем, т.к. на месте поселения били чистые родники, а слово джерел на украинском означает «родник». Однако нам точно известно: Джерелиевским курень именовался еще во времена существования запорожской Сечи. Согласно информации с этого же сайта, первоначально данному куреню было определено место на пограничной линии, где впоследствии была заложена станица Славянская. Летом 1794 г. сюда прибыло на поселение 499 человек, из которых 283 были казаками. Курень подвергался постоянным набегам закубанцев и только в 1807-1808 гг. после неоднократных ходатайств был переселен на современное местоположение станицы Староджерелиевской. Автор данной информации не указан [5].

О Лопин К.Б., 2017

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

В социально-экономическом справочнике по Славянскому району отмечено, что в 1794 г. на территории Ени-Копыла был поселен Дже-релиевский курень, перемещенный на место современной станицы Староджерелиевской в 1801 г. Здесь же в ноябре 1794 г. по разрешению архиерея Иова в Копыле было разрешено поставить походную церковь [8, с. 53].

важным источником по истории Джере-лиевского куренного селения является книга, посвященная переписи первых казаков-переселенцев на Кубань в конце XVIII в., подготовленной при Государственном архиве Краснодарского края (ГАКК). В книге отмечено, что первоначальное место для поселения Джерелиевскому куреню по жребию было определено на пограничной линии у Копыла. Там поселение постоянно подвергалось набегам закубанских черкесов. Лишь после неоднократных прошений казаков, проживающих в курене, генерал-губернатор Новороссии де Ре-шилье разрешил в начале XIX в. переселиться куреню на новое место [6, с. 421].

В историко-краеведческом альманахе «Копыл» в статье, посвященной проблеме наличия поселения у Копыльской переправы в первой половине XIX в., указано, что Джерелиевский курень с разрешения генерал-губернатора Но-вороссии де Решилье покинул место у Ко-пыльского поста вскоре после 1807 г. [7, с. 22].

Таким образом, существует мнение, согласно которому Джерелиевское куренное селение было основано в 1794 г. у границы при Копыле. Жители поселения страдали от набегов закубанских черкесов, вследствие чего после неоднократных прошений казаков, проживавших в селении, в начале XIX в. с разрешения де Решилье поселяне были переселены на то место жительство, которое ныне занимает станица Староджерелиевская. В ряде положений такого мнения можно найти ошибки. Авторы вышеуказанных утверждений о первоначальном месте поселения Джерелиевского куренного селения не принимают во внимание череду исторических фактов.

- Во-первых, переселение Черноморского казачьего войска на правобережную Кубань происходило в 1792-1793 гг., но никак не в 1794 г.

- Во-вторых, не берется в расчет то, что город Ени-Копыл прекратил свое фактическое существование после его разрушения в июне 1775 г. ногайским сераскиром Тохтамыш-Гирей-султаном. В 1794 г. на месте бывшего города находился Копыльский кордон с казачьим нарядом.

- В-третьих, Э.О. де Решилье был назначен на должность генерал-губернатора Но-вороссии Александром I в 1805 г. Никакого отношения к переселению Джерелиевского куренного селения от Ени-Копыла к современному местоположению станицы Старо-джерелиевской он не имеет. Данное решение Э.о. де Решилье относится к образованию станицы Новоджерелиевской при отселении части жителей из Джерелиевского куренного селения к хутору полкового есаула Дудника.

По хранящимся в ГАКК документам, имеющим отношение к переселению Джерелиев-ского куренного селения, ситуация выглядит коренным образом иначе, чем преподносят вышеуказанные источники. Согласно архивным данным, одновременно с Джерелиевским куренным селением (но независимо от него) в начале 1796 г. о переселении также просили Мышастовский и Ведмедовский курени. Все три куреня ссылались на невозможность заниматься хлебопашеством из-за низости земель и наводнений [3. Л. 10].

8 февраля* 1796 г. общество куренного Джерелиевского селения во главе с копыль-ским и данного общества атаманом Федором Логошей подали прошение генерал-майору верного войска Черноморского кошевому атаману и кавалеру З.А. Чепеге. В этом прошении жители жаловались на неимение удобной к хлебопашеству земли и неурожай, вследствие чего они жили в убыток себе и не имели надежды к улучшению ситуации, поэтому просили об отводе под селение места на речке Понуре пониже мельницы старшины Дудника, или же где заблагорассудится войсковому Правительству. Под прошением подписались атаман федор Логоша, прапорщик Семен Бойко и еще 41 казак [Там же. Л. 2].

з.А. Чепега внес данное прошение на рассмотрение Войскового Правительства 13 февраля того же года. Войсковым Правительством было вынесено решение, согласно которому Джерелиевскому обществу было позволено пользоваться землей по правую сторону Казачьего Ерика [Там же. Л. 1].

В это же время по указу Войскового Правительства атаману Полтавского куреня и Ека-теринодарскому окружному правлению от имени Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской было предписано отвести на р. Понуре территорию под жительство Джерелиевскому куреню и позволить пользоваться землей по правую сторону Казачьего Ерика совместно с Полтавским куренем [Там же. Л. 3].

* Здесь и далее все даты даны по старому стилю.

В рапорте от 29 марта 1796 г. генерал-майору Таврическому губернатору и кавалеру С.С. Жегулину З.А. Чепега писал, что, поселясь при Копыле с начала 1794 г., члены Дже-релиевского общества хлеб пашут в корысть себе и даже семян получить не могут, не имеют в округе удобной к хлебопашеству земли. Писали они об этом в 1794 и 1795 гг. и просят об отводе им под новое поселение смежного с Полтавским селением места с левой стороны Казачьего Ерика в 13 верстах от Кубани. Многие же люди из-за такой бедственной ситуации с пропитанием разошлись из селения на другие места жительства [3. Л. 8-9]. В мае 1796 г. С.С. Жегулин дал на то согласие Черноморскому войску [Там же. Л. 10].

Тогда же была проведена экспедиция, выбрано место под поселение, и весной 1796 г. Джерелиевское общество было переселено от Ени-Копыла в пределы юрта куренного Полтавского селения по правую сторону Казачьего Ерика, где и существует до сих пор как станица Староджерелиевская.

Таким образом, согласно хранящимся в ГАКК документам, после поселения ранней весной 1794 г. у Копыльского укрепления куренное Джерелиевское селение изначально, как и ряд иных куренных селений, столкнулось с проблемой низменности почв, подтопления и, как следствие, неурожая. На просьбы жителей в 1794 и 1795 гг. Войсковое Правительство не отреагировало должным образом, надеясь на исправление ситуации. После очередного прошения в конце зимы 1796 г. Войсковое Правительство, видя, что ситуация с неурожаем не может быть исправлена и причина заключается в подтопляемости земель, решилось на переселение. Переселение было санкционировано и закреплено в документах на всех уровнях.

Подтверждением переселения куренного Джерелиевского селения от Ени-Копыла весной 1796 г. служит другое событие. В рапорте войскового протоирея Романа Порохни от 18 августа 1796 г. отмечено, что 24 июля 1794 г. им была определена Свято-Михайловская церковь при Копыле в селении Джерелиевского куреня, которая и поныне находится там. Однако в феврале 1796 г. с дозволения З.А. Че-пеги жители селения переселились на правую сторону р. Протоки и Казачьего Ерика к урочищу Сухой Терновый. Церковь же осталась на своем месте, дохода там нет никакого, не с чего и не для кого в ней производить священ-нослужения, она приходит в крайнюю скудность и почти лишается денежного пропита-

ния. Местный священник Мирон Барвинский просил о увольнении с этой церкви и о определении в другое место [3. Л. 20].

В ответе от 19 августа 1796 г. протоирею Порохне Войсковое Правительство отмечало, что казаки Джерелиевского куреня за неимением удобной к хлебопашеству и продовольствию земли с дозволения З.А. Чепеги в марте и апреле переселились по правую сторону Казачьего Ерика в вершину Чебурголь-ского лимана от Копыла за 23 версты. однако просят о перевозе в нынешнее место пребывания куренного Джерелиевского селения остающейся в Копыле их церкви. Будет ли и когда при Копыле заведено новое селение, Правительство не знает [3. Л. 21].

Таким образом, можно утверждать, что с 24 июля 1794 г. при куренном Джерелиевском селении существовала Свято-Михайловская церковь, изначально в виде походной церкви. Во время переселения 1796 г. она была оставлена при Копыле, вероятно, в силу того, что в свое время не поступило указания от церковных властей о переносе церкви совместно с куренным селением, но это было сделано спустя несколько месяцев. официально же считается, что Михайловский приход в станице Староджерелиевской существовал с 1827 г., а церковь была построена только в 1837 г. [2, с. 355]. Как видим, это утверждение также неверно. Свято-Михайловская (либо Михайловская) церковь существовала и до 1827 г.

Есть в ГАКК объяснение дате переселения Джерелиевского куренного селения в 18071808 гг. Джерелиевское общество уже до переселения весной 1796 г. предлагало Войсковому Правительству поселить его вблизи мельницы старшины Дудника. однако поселены они были там, где сейчас располагается станица Староджерелиевская. Из-за нехватки земли в юрте куренного Джерелиевского селения, что было обусловлено низменностью ее части, ряд жителей переселились в 1808 г. к хутору полкового есаула Дудника на р. Кирпили. Правомочность этого переселения ими была объяснена ссылкой на приказ Екатеринодарского земского начальства от 27 декабря 1807 г. В данном приказе указывалось, что состоящие по берегу р. Кубани селения и куренные общества имеют право переселяться на места, которые найдут выгодными к поселению [4. Л. 1011]. Сейчас данное куренное Джерелиевское селение, поселившееся у хутора полкового есаула Дудника на р. Кирпили, известно как станица Новоджерелиевская.

исторические науки и археология

Таким образом, исходя из вышеописанных фактов, можно констатировать следующее.

- Жители Джерелиевского куренного селения, как и жители остальных черноморских куренных селений, переселились на землю Черноморского казачьего войска в 1792-1793 гг. В 1794 г. они были переселены к Копыльско-му кордону с неизвестного пока нам другого места в Черномории с одновременным образованием селения в числе вновь образованных 40 куренных селений.

- Не располагалось Джерелиевское куренное селение на территории бывшего Ени-Ко-пыла, т.к. на его месте находился копыльский кордон, который не перестал существовать и после переселения Джерелиевского куренного селения весной 1796 г. Соответственно, и куренное селение в 1794-1796 гг. располагалось невдалеке от Копыльского кордона, но отнюдь не на его месте.

- Реальная причина переноса месторасположения Джерелиевского куренного селения коренным образом отличается от общепринятой. Оно было переселено вследствие неурожаев на низменной и подтопляемой земле, но никоим образом не в силу набегов черкесов.

- Даты переселения 1801 и 1807-1808 гг. от Копыльского кордона куренного Джерелиевского селения неверны. Дату 1808 г. необходимо привязывать к отселению части жителей Джерелиевского общества с куренного селения на р. Кирпили к хутору полкового есаула Дудника, что положило начало современной станице Новоджерелиевской. Данное отселение 1808 г. из куренного селения также было вызвано низменностью земель и их под-топляемостью. Жители селения писали, что вследствие обилия солонцов невозможно было отыскать безводного пространства, и даже мертвые тела приходилось погребать в воде.

- Неверно утверждение, что до 1827 г. в станице Староджерелиевской не существовало прихода. С июля 1794 г. в Джерелиев-ском куренном селении действовала Свято-Михайловская церковь.

Литература

1. Администрация Староджерелиевского сельского поселения // Историческая справка [Электронный ресурс]. URL: http://sdgadm.ru/mdex/istori-cheskaja_spravka/0-4 (дата обращения: 01.03.2015).

2. Белоконь В.В. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843-1920 гг.): справочник. Ставрополь, 2012.

3. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 249. Оп. 1. Д. 2832.

4. ГАКК. Ф. 250. Оп. 2. Д. 172.

5. История образования станицы Стародже-релиевской [Электронный ресурс]. URL: http://st-dzherelievskya.narod.ru/index.html (дата обращения: 01.03.2015).

6. Первая перепись казаков-переселенцев на Кубань в конце XVIII века: исторические документы. Краснодар, 2006.

7. Решитько Б.Т. А было ли селение? // Копыл. Краснодар, 2016. № 1(17). С. 21-24.

8. Фуфалько Б.Д. Славянский район: истори-ко-географические сведения. Социально-экономический справочник. Краснодар, 2012.

9. Щербина Ф.А., Фелицын Е.Д. Кубанское казачество и его атаманы. М., 2008.

* * *

1. Administracija Starodzherelievskogo sel'sko-go poselenija // Istoricheskaja spravka [Jelektronnyj resurs]. URL: http://sdgadm.ru/index/istoricheskaja_ spravka/0-4 (data obrashhenija: 01.03.2015).

2. Belokon' V.V. Hramy i monastyri Stavropol'-skoj eparhii (1843-1920 gg.): spravochnik. Stavropol', 2012.

3. Gosudarstvennyj arhiv Krasnodarskogo kraja (GAKK). F. 249. Op. 1. D. 2832.

4. GAKK. F. 250. Op. 2. D. 172.

5. Istorija obrazovanija stanicy Starodzherelievskoj [Jelektronnyj resurs]. URL: http://st-dzherelievskya. narod.ru/index.html (data obrashhenija: 01.03.2015).

6. Pervaja perepis' kazakov-pereselencev na Kuban' v konce XVIII veka: istoricheskie dokumenty. Krasnodar, 2006.

7. Reshit'ko B.T. A bylo li selenie? // Kopyl. Krasnodar, 2016. № 1(17). S. 21-24.

8. Fufal'ko B.D. Slavjanskij rajon: istoriko-geo-graficheskie svedenija. Social'no-jekonomicheskij spra-vochnik. Krasnodar, 2012.

9. Shherbina F.A., Felicyn E.D. Kubanskoe kaza-chestvo i ego atamany. M., 2008.

Resettlement of Dzherelievsky village in Chernomoriye in the late XVIII -early XIX centuries

The article deals with the choice of the place of original settlement in 1794 of the Dzherelievsky villages near the former Tatar town Yeni-Kopyl and its following resettlement in 1796. The origins of the Novodzhereliyevskaya village in 1809 are under consideration with regards to the history of migrations of Dzherelievsky community. The overview of historiographical errors on this subject is given in the article.

Key words: Yeni-Kopyl, Dzherelievsky village, resettlement, cordon, St. Mikhailovsky church.

(Статья поступила в редакцию 13.12.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.