М 2 (27), 2008
"Культурная жизнь Юга России "
Проблемы мировой и региональной истории
0. В. МАТВЕЕВ
АТАМАНЫ-ОСНОВАТЕЛИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА
КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
В народной картине мира предводитель нередко предстает организатором определенного единения, санкционирует право на занимаемую данной общностью территорию. Исследование представлений об атаманской власти выявляет ее мифоподобное строение.
Ключевые слова: народная картина мира, устная история, атаман, мифологическое мышление, исторические представления.
Атаманская власть в воинском мире казаков связана с понятием «социокультурного способа властвования». По мысли Ю. Л. Бессмертного, это понятие включает, в частности, представление о допустимых (и недопустимых) видах властвования, имидж власти, надежнее всего обеспечивающий покорность подчиненных, принятые формы ее самопредставления и вообще различные культурные топосы, формирующиеся в политической практике, признанные подчиненными и самой властью средства и формы обеспечения ее престижа и т. д. (1).
В народной картине мира предводитель нередко предстает организатором определенного единения, санкционирует право на занимаемую данной общностью территорию (2). Такими качествами в исторической памяти кубанских казаков наделены Захарий Алексеевич Чепега и Антон Андреевич Головатый. Именно они в народной истории организовали и возглавили переселение на Кубань: «Ой, тысяча симсот дэвьяносто пэр-шого року, / Ой, выйшов указ вид наший царыци / 3 Пэтэрбурга города, / 3 Пэтэрбурга города. / Ой що пан Чепига и пан Головатый, / Зибравши всэ вийскэ, вийскэ запорижьскэ, / Гэй, выступае та на Кубань-ричку, / На вишнэе время все» (3).
В статистическом описании Таманского полуострова, составленном в 1877 году, упоминаются местные предания о том, как «перешел на прикубанскую землю сухим путем кошевой атаман Чепега, с войсковым штабом, обозом и пешими полками» (4). Станица Таманская заселена «казаками, прибывшими с Буга с полковником Головатым, соорудившим здесь, по преданию (выделено нами. - О. М.), существующую и теперь небольшую Покровскую церковь» (5). Официальный документ тут же поправляет народную историю: «Впрочем, в описи церковного имущества сказано, что церковь эта сооружена в 1793 году на войсковой капитал, а Головатый пожертвовал только несколько серебряных сосудов» (6).
Народная традиция отбрасывает все, что не укладывается в мотив об атаманах-основателях. Чепега и Головатый, по словам казаков станицы Новопокровской, «много царской милости поставили после себя в истории память своему сотовариществу» (7). В станице Старолеушковской со-
храняется память о дипломатическом искусстве А. А. Головатого, убедившего императрицу дать черноморцам жалованную грамоту на кубанские земли (8).
Современная историография скептически относится к пропагандируемой «мифологической версии о дипломатической деятельности А. А. Головатого в Петербурге, заимствованной из художественной литературы» (9). Б. Е. Фролов отмечает: «Мы можем смело утверждать, что войсковой судья А. А. Головатый никаких переговоров с Екатериной II о нуждах и прошениях войска Черноморского не вел (да, возможно, по "протоколу"' и не мог вести), все делалось через опытного и искушенного царедворца B.C. Попова» (10). Однако такое грандиозное событие, как наделение новыми землями Черноморского казачьего войска, жалованная грамота, которую А. А. Головатый поэтически пересказал в песне, ставшей народной, сделали главу войсковой делегации единственным творцом успехов черноморской дипломатии в глазах современников и потомков. «Об этом замечательном войсковом деятеле, - писал П. П. Короленко в начале XX столетия, - существует много рассказов и воспоминаний» (11).
Обладают Чепега и Головатый в народной картине мира и функциями «культурного героя»: они выступают учредителями, созидателями, первооткрывателями в различных аспектах хозяйственной и бытовой деятельности войска, «окультуривают» пространство. П. П. Короленко, записывавший рассказы старых черноморцев о первых атаманах, так охарактеризовал роль 3. А. Чепеги в освоении новых земель: «Убийственный климат прикубанских болот, пустынная местность, безлюдье, неимение путей сообщения с населенными местностями положительно убивали дух черноморцев, изнуренных и обедневших далеким переселением. Несмотря на их закаленную натуру, они не могли выдержать безотрадного житья среди бедности и болезней, поднимая ропот, и казаки, в унынии и неудовольствии, едва не разбежались, но атаманская заботливость о них кошевого Чепеги и благоразумные его распоряжения по войску удержали казаков на местах. Один он, герой народа, имел влияние на черноморцев, и слово его живительным источником поддержи-
"Культурная жизнь Юга России " № 2 (27), 2008
62 —
вало приунывших, не побежденных на войне, но побежденных природою казаков» (12).
Чепега и Головатый возводят Екатеринодар, основывают куренные селения, учреждают «Порядок общей пользы», строят храмы, все подмечают, «чтобы затем привести в порядок и устранить недостатки» (13). Станица Староджералиевская основана, «как видно из древних народных преданий, <...> весной 1794 года и по брошенному жребию кошевым атаманом Чепегою» (14). Хутор Величковский в 1910 году приобрел статус станицы, которой войсковое начальство дало имя в честь атамана 3. А. Чепеги. Однако в сознании жителей станицы Чепегинской Брюховецкого района сегодня прочно бытует мнение, что ее основателем был Чепега. В. Д. Прощенко говорил: «Якый-то Чепига <...> образовал, туточки терни булы раньше, земли булы много, шо не обрабатывалась, и туда набиралы добровольцев» (15). Мария Афанасьевна Постоенко отмечала: «Був Чепига тут, якый-то начальник, или шо вин там представил собе, Чепига. Так его именем и назвали (станицу. - О. М.)» (16). А. В. Пантюхов: «Стэпа булы, терни рослы. Тут ни було ничого, тут тэрэн рос <...> Чепига тут жил <...> поэтому назвали станицу Чепигинская» (17). Лишь в версии местного старожила Петра Тарасовича Шинкаренко изложена более-менее реальная предыстория событий. Но и в его рассказе главную роль в выборе наименования станицы сыграло то, что фамилия Чепега была более «мужской», «воинской», чем у другого претендента - Бабыча. Воинская мен-тальность диктовала свои условия изображения исторического факта: «Собрались все военные люди (выделено нами. - О. М.). Собрали сход граждан. Давайте хутору по положению статус станицы <... > Предложили фамилии двух первых атаманов Кубани: Захария Алексеевича Чепиги и Бабыча, генерала Бабыча, генерал такой был. На сходе решили как: назвать станицу Бабичевска? Бабское как-то неприятно для казаков, казаки считались с женщинами не очень в те времена. И решили назвать станицу в честь первого атамана Кубани Захария Алексеевича Чепеги» (18).
Функции воинского предводителя, первопред-ка, «культурного героя» в народной истории сгладили реальные, отнюдь не всегда привлекательные черты и поступки первых атаманов (особенно А. А. Головатого). Можно вполне согласиться с мнением видного французского историка Жака
Ле Гоффа: «Как только прощупываешь общественную психологию и коллективное поведение, в сердцевине индустриальных обществ проглядывает архаика. Ментальные "ножницы" вынуждают историка становиться этнологом» (19).
Литература и источники
1. Бессмертный Ю. Л. Некоторые соображения об изучении феномена власти и о понятиях модернизма и микроистории // Одиссей. Человек в истории. 1995. М., 1995. С. 15-16.
2. Криничная Н. А. Персонажи преданий: Становление и эволюция образа. Л., 1988. С. 100.
3. Бигдай А. Д. Песни кубанских казаков. Т. I. Песни черноморских казаков / под ред. В. Г. Захар-ченко. Краснодар, 1992. С. 344.
4. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 655. Оп. 3. Д. 79. Л. 113 об.
5. Там же. Л. 113 об. - 114.
6. Там же. Л. 114.
7. Там же. Ф. 670. Оп. 1. Д. 4. Л. 62 об.
8. Народная проза Кубани / авт.-сост. Л. Б. Мар-тыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2003. С. 49.
9. Фролов Б. Е. Переселение Черноморского казачьего войска на Кубань. Краснодар, 2005. С. 10.
10. Там же. С. 11.
11. Короленко П. П. Головатый. Кошевой атаман Черноморского казачьего войска // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1905. Т. XI. С. 84.
12. Короленко П. П. Атаманы бывшего Черноморского казачьего войска // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1891. Т. II. С. 8.
13. ТернавскийН. А. Войсковой судья Антон Головатый. Исторический очерк. Краснодар, 2005. С. 49.
14. ГАКК. Ф. 721. Оп. 1. Д. 122. Л. 4.
15. Полевые материалы Краснодарской фоль-клорно-этнографической экспедиции (ПМ КФЭЭ-2002). Ст-ца Чепегинская Брюховецкого р-на Краснодарского кр. А/к № 2631. Инф. Прощенко Владимир Данилович, 1914 г. р.
16. Там же. А/к № 2633. Инф. Постоенко Мария Афанасьевна, 1915 г. р.
17. Там же. А/к № 2632. Инф. Пантюхов Анфим Васильевич, 1913 г. р.
18. Там же. А/к № 2632. Инф. Шинкаренко Петр Тарасович, 1934 г. р.
19. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / пер с фр. С. В. Чистяковой и Н. В. Шевченко; под ред. В. А. Бабинцева. Екатеринбург, 2000. С. 204.
0. V. MATVEYEV. THE ATAMANS-FOUNDERS IN HISTORICAL NOTIONS OF THE KUBAN COSSACKS
In the people's picture of the word the leader often appears as an organizer of a certain unity, sanctioning the right for the territory occupied by the unity. The research of the presentations about ataman's power exposes its mythical structure.
Key word: the people's picture of the world, the oral history, the ataman, the mythical thinking, the historical idea.