Научная статья на тему 'Основные направления развития системы дополнительного профессионального образования в условиях становления цифровой экономики'

Основные направления развития системы дополнительного профессионального образования в условиях становления цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
602
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колыхматов Владимир Игоревич

В представленной статье рассматривается текущее состояние и направления развития системы дополнительного профессионального образования в Российской Федерации в условиях цифровизации экономики. Представлены основные задачи по реализации программы развития цифровой экономики в Российской Федерации для формирования и совершенствования новых компетенций, цифровых навыков и цифровой грамотности населения. Рассматриваются основные направления и темы повышения квалификации, профессиональной переподготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования, обеспечивающие достижение программных показателей и индикаторов системы общего образования, социально-экономического развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions of additional professional education development in conditions of the digital economy

In the present article, the current state and directions of the additional professional education development in the Russian Federation in the conditions of digitalization of the economy are considered. The main tasks for the implementation of the program for digital economy development in the Russian Federation for the formation and improvement of new competencies, digital skills and digital literacy of population are presented. It considered the main directions and topics of teacher’s professional development in the system of lifelong pedagogical learning, which ensures achievement of program indicators and indicators of the general education system, social and economic development of the state.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития системы дополнительного профессионального образования в условиях становления цифровой экономики»

Статья поступила в редакцию 08.10.2018

УДК 377

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ

ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский областной институт развития образования (ГАОУДПО «ЛОИРО»),

Санкт-Петербург

Аннотация

В представленной статье рассматривается текущее состояние и направления развития системы дополнительного профессионального образования в Российской Федерации в условиях цифровизации экономики. Представлены основные задачи по реализации программы развития цифровой экономики в Российской Федерации для формирования и совершенствования новых компетенций, цифровых навыков и цифровой грамотности населения. Рассматриваются основные направления и темы повышения квалификации, профессиональной переподготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования, обеспечивающие достижение программных показателей и индикаторов системы общего образования, социально-экономического развития государства.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация образования, информационные технологии, система дополнительного профессионального образования, непрерывное образование.

MAIN DIRECTIONS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF THE DIGITAL ECONOMY

Vladimir Igorevich Kolykhmatov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Leningrad Regional Institute of Education Development, St. Petersburg

Annotation

In the present article, the current state and directions of the additional professional education development in the Russian Federation in the conditions of digitalization of the economy are considered. The main tasks for the implementation of the program for digital economy development in the Russian Federation for the formation and improvement of new competencies, digital skills and digital literacy of population are presented. It considered the main directions and topics of teacher's professional development in the system of lifelong pedagogical learning, which ensures achievement of program indicators and indicators of the general education system, social and economic development of the state.

Keywords: digital economy, digitalization of education, IT, additional professional education, lifelong learning.

ВВЕДЕНИЕ

Внедрение современных информационных технологий (ИТ) во все сферы общественных отношений и производство обеспечивают повышение производительности труда, качества товаров и услуг, уровень социально-экономического развития государства в условиях цифровизации экономики.

Цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы [7]. Для эффективного применения современных ИТ необходимо обеспечить доступность и оперативность повышения

квалификации и профессиональной переподготовки населения к требованиям цифровой экономики, развития цифровой грамотности и формирования соответствующих цифровых навыков в условиях непрерывного образования.

Именно поэтому целью настоящего исследования явилось изучение влияния цифровой экономики на развитие системы дополнительного профессионального образования в Российской Федерации.

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачи исследования:

1. Изучить состояние развития системы дополнительного профессионального образования в Российской Федерации.

2. Определить направления развития системы дополнительного профессионального образования в Российской Федерации в условиях развития цифровой экономики.

3. Определить основные направления и темы повышения квалификации, профессиональной переподготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования.

Для решения поставленных задач проведен анализ существующих нормативных документов Российской Федерации, регламентирующих развитие цифровой экономики, ИТ, а также отечественных и зарубежных информационных источников, блогов, материалов и отчетов об использовании современных ИТ в образовании в целом и в системе дополнительного профессионального образования в частности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Развитие цифровой экономики в Российской Федерации требует трансформации национального рынка труда, появления новых ИКТ-профессий, увеличения доли специалистов в области ИТ, а также развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Согласно статистическим данным [4], в ИКТ-профессиях в 2016 году были заняты 1050,3 тыс. человек, что составляет всего 1,5% от общей численности занятых в 2016 году. При этом большинство специалистов, занятых на ИКТ-профессиях, сосредоточено в сферах, связанных с использованием вычислительной техники и ИТ (27%), на обрабатывающих производствах (12%), а также в сфере транспорта и связи (10%). В системе образования по ИКТ-профессиям работают лишь 4%, что свидетельствует не только о недостатке соответствующих кадров, но и недостаточном развитии рынка труда, цифровизации образования и недостатке самих ИКТ-профессий.

Именно поэтому одним из приоритетов развития цифровизации экономики в Российской Федерации с целью подготовки соответствующих кадров к современным условиям и технологиям, является совершенствование системы дополнительного профессионального образования.

При этом уровень охвата населения непрерывным образованием, степень вовлеченности, является одним из ключевых индикаторов развития человеческого капитала, уровня развития экономики и текущего экономического состояния. Согласно представленным данным [1, 2], Россия существенно отстает от большинства европейских стран по показателю вовлеченности взрослого населения в формальное и дополнительное образование: в 28 странах Европы данный вид образования в среднем получали двое из пяти жителей в год, когда в России только каждый пятый. Хотя по данным [3], общее количество организаций дополнительного профессионального образования в Российской Федерации в 2016 году с учетом филиалов составило 822 организации, по 9-10 организаций в каждом субъекте Российской Федерации, что говорит о существующей проблеме в другой плоскости, связанной прежде всего с мотивацией к обучению и его содержанием.

Основной причиной неучастия населения в дополнительном профессиональном образовании является отсутствие сформированности потребности в получении

дополнительных знаний и навыков, связанных с работой, профессиональными интересами, для общего развития [1, 2]. Именно поэтому развитие системы непрерывного образования в настоящее время должно обеспечить не только совершенствование имеющихся профессиональных знаний и навыков, связанных с внедрением новых технических средств и ИТ, но и общих и комплементарных цифровых навыков, которые позволят человеку повысить свою цифровую грамотность [6]. Согласно программным данным [7], доля населения, обладающего общими цифровыми навыками, должна достичь 40% к 2024 году.

Динамика участия взрослого населения России в формальном, дополнительном образовании и самообразовании на протяжении 2006-2016 гг. [1, 2] свидетельствует о существенном повышении активности населения в период экономического подъема, растущего рынка труда, что в настоящее время стимулируется развитием цифровой экономики, реализацией программных задач и мероприятий, и позволяет говорить об ожидаемом спросе на образовательные услуги данного вида образования в ближайшие годы.

В соответствии с программой развития цифровой экономики в Российской Федерации, система дополнительного профессионального образования трансформируется и совершенствуется под необходимые условия формирования и развития новых компетенций для цифровой экономики, цифровых навыков и цифровой грамотности населения, обеспечивая постепенное достижение следующих передовых решений [7]:

- на протяжении 2018-2019 гг.: определение потребности по переподготовке сотрудников крупнейших компаний, необходимых им ключевых компетенций сотрудников, программ профессиональной переподготовки, а также выбор квалифицированных операторов по переподготовке кадров;

- к концу 2019 года: реализация системы непрерывного образования взрослых по формированию базовых компетенций цифровой экономики для широких слоев населения посредством создания бесплатного онлайн-сервиса в партнерстве с бизнесом, создание системы повышения грамотности населения в сфере информационной безопасности, медиа потребления и использования интернет-сервисов;

- к концу 2020 года: запуск программы по обеспечению цифровой грамотности старшего поколения с привлечением инициатив школьников.

Представленные решения по трансформации системы дополнительного профессионального образования до 2024 года свидетельствуют о стремлении авторов программы расширить доступность данного вида образования и обеспечить профессиональную переподготовку по конкретным специальностям для достижения плановых показателей циф-ровизации экономики. В условиях становления цифровой экономики особые требования предъявляется и к системе непрерывного педагогического образования, направленного на повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических кадров.

В рамках реализации Дорожной карты программы по направлению «Кадры и образование» [7], к концу 2019 года запланирована разработка новых программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки, непрерывного профессионального развития педагогических кадров, обеспечивающих их готовность реализовывать современные модели образовательного процесса с учетом требований цифровой экономики. При этом доля педагогических кадров образовательных организаций, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для обучения компетенциям цифровой экономики, в 2021 году должна составить 100%.

Направления повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров должны быть тесно связаны с основными трансформациями в системе общего образования по формированию и совершенствованию базовых компетенций цифровой экономики, цифровых навыков и цифровой грамотности обучающихся школ [5] (ниже представлена примерная тематика дополнительных профессиональных программ по годам):

- в 2018 году: основы базовых компетенций цифровой экономики обучающихся образовательных организаций, обеспечение профессиональной ориентации обучающихся

на основе атласа новых профессий.

- на протяжении 2019-2020 гг.: организация образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями ФГОС после проведения актуализации стандартов с учетом формирования компетенций цифровой экономики.

- к концу 2020 года: разработка и реализация новых образовательных программ на основе системного использования цифровых технологий с учетом требований к компетенциям цифровой экономики, вопросы организации электронного обучения и образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий в школе, проведение итоговой аттестации обучающихся с применением цифровых средств. При этом планируется, что к 2024 году все формы государственной итоговой аттестации будут проходить с использованием цифровых информационных технологий. Согласно программным показателям, нынешние школьники, перешедшие с сентября 2018 года в 6 класс, будут сдавать ЕГЭ в выпускном классе полностью с применением цифровых технологий, что требует соответствующей и оперативной подготовки, развитию компетенций и цифровых навыков педагогических кадров.

- к концу 2024 года: организация образовательного процесса по персональным траекториям обучающихся с учетом индивидуального профиля компетенций. Согласно программным показателям, доля обучающихся, выбирающих для получения компетенций индивидуальные траектории обучения, к концу 2024 года должна составить 100%.

Своевременная реализация поставленных перед системой дополнительного профессионального образования задач, привлечение бизнеса, а также развитие цифровизации и внедрение современных ИТ, обеспечит качество формирования цифровой грамотности и цифровых навыков населения, соответствующей подготовки профессиональных кадров и формирования компетенций для цифровой экономики. Реализация актуальных направлений и тем повышения квалификации, профессиональной переподготовки в системе непрерывного педагогического образования, с учетом специфики региональных и муниципальных образовательных систем, будет способствовать достижению программных показателей и индикаторов системы общего образования, обеспечит потенциал для дальнейшего социально-экономического развития государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко, Н.В. Вовлеченность взрослого населения России в непрерывное образование: масштабы, мотивы и планы участия, причины неучастия [Электронный ресурс] / Н.В. Бондаренко // Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». - 2018. - № 8 (74). -Режим доступа : Шр8://тето.Ь8е.гиЛ1аЫ2018/04/03/1164822100Лат_8_2018(74).р<1£ (дата обращения: 14.08.2018).

2. Бондаренко, Н.В. Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны / Н.В. Бондаренко // Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». - 2017. - № 5 (104). - С. 4-23.

3. Образование в цифрах: 2018 : краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Г.Г. Ковалева, Н.В. Ковалева [и др.] ; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики. - М. : [б.и.], 2018. - 80 с.

4. Демьянова, А.В. Кадры для цифровой экономики [Электронный ресурс] / А.В. Демьянова, З.А. Рыжикова // Цифровая экономика - 2018. - Режим доступа: https://issek.hse.rU/data/2018/06/07/1149784169МП_К_88_07062018^ (дата обращения: 14.08.2018).

5. Колыхматов, В.И. Основные направления развития системы общего образования в условиях становления цифровой экономики / В.И. Колыхматов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 8 (162). - С. 82-87.

6. Колыхматов, В.И. Цифровые навыки современного педагога в условиях цифровизации образования / В.И. Колыхматов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 152-158.

7. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 №1632-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата

обращения: 06.08.2018).

REFERENCES

1. Bondarenko, N.V. (2018), "Involvement of Russia's adult population in continuing education: the scope, motives and plans for participation, reasons for not participating", Information bulletin "Monitoring the Economics of Education", available at: https://memo.hse.ru/data/2018/04/03/1164822100/iam_8_2018(74).pdf.

2. Bondarenko, N.V. (2017), "The formation of continuing education in Russia: an analysis based on the results of nationwide surveys of the adult population of the country", Information bulletin "Monitoring the Economics of Education", No. 5 (104), pp. 4-23.

3. Gohberg, L.M., Kovaleva, G.G. and Kovaleva, N.V. (2018), "Education in Figures: 2018: A Brief Statistical Digest", Higher School of Economics, Moscow.

4. Demyanova, A.V. and Ryzhikova, Z.A. (2018), "Personnel for the Digital Economy", Digital economy, available at: https://issek.hse.ru/data/2018/06/07/1149784169/NTI_N_88_07062018.pdf.

5. Kolykhmatov, V.I. (2018), "Main directions of general education development in conditions of the digital economy", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 162, № 8, pp. 82-87.

6. Kolykhmatov, V.I. (2018), "Modern teacher digital skills in the conditions of digitalization of education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 162, № 8, pp. 152-158.

7. Government of the Russian Federation (2017), Program "Digital Economy of the Russian Federation", Moscow, available at: http://static.government.ru/me-dia/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.

Контактная информация: kolykhmatov@loiro.ru

Статья поступила в редакцию 20.10.2018

УДК 796.412.24

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ В ДИСЦИПЛИНЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА «ФОРМЕЙШН»

Анастасия Александровна Корбакова, преподаватель,

Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, доцент,

Ольга Анатольевна Двейрина, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются такие компоненты пространственно-временной точности движений в дисциплине танцевального спорта "формейшн", как синхронность исполнения и точность построений. Представлены основные отличительные черты экспериментальной методики, состоящей из комплексов средств и методических приемов целенаправленного совершенствования ряда координационных способностей, а также технического мастерства спортсменов (синхронизация действий спортсменов в паре: ведение в паре, равновесие в паре, гармонизация музыкально-ритмических способностей и одновременности действий партнеров). Эффективность разработанной методики подтверждена статистически значимым повышением экспертных оценок по критериям синхронности исполнения и точности построений в экспериментальной группе, а также соревновательными результатами, достигнутыми в период педагогического эксперимента.

Ключевые слова: формейшн, танцевальный спорт, пространственно-временная точность движений, синхронность исполнения, точность построений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.