Научная статья на тему 'ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
переоценка ценностей / модерн / постмодерн / глобализация / цифровизация / социальные изменения / культурная трансформация / смысл жизни / мораль / постправда / кризис ценностей / эволюция ценностей / философия ценностей / revaluation of values / modernism / postmodernism / globalization / digitalization / social change / cultural transformation / meaning of life / morality / post-truth / crisis of values / evolution of values / philosophy of values

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Евдокимов Е. М.

Последнее столетие общество переживает эпоху глобальных перемен, вызванную массовыми преобразованиями социальных институтов и громадным рывком технологического прогресса. В данной работе рассматриваются изменения жизненных ориентиров за последнее столетие и излагаются те ценности, что мы имеем на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVALUATION OF VALUES IN MODERN SOCIETY

The last century society has been experiencing an era of global changes caused by massive transformations of social institutions and a huge leap in technological progress. This paper examines changes in life guidelines over the last century and sets out the values that we have today.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 1

Евдокимов Е.М.

студент кафедры «Математическое обеспечение и применение ЭВМ» Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)

ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация: последнее столетие общество переживает эпоху глобальных перемен, вызванную массовыми преобразованиями социальных институтов и громадным рывком технологического прогресса. В данной работе рассматриваются изменения жизненных ориентиров за последнее столетие и излагаются те ценности, что мы имеем на сегодняшний день.

Ключевые слова: переоценка ценностей, модерн, постмодерн, глобализация, цифровизация, социальные изменения, культурная трансформация, смысл жизни, мораль, постправда, кризис ценностей, эволюция ценностей, философия ценностей.

1. Анализ экономических и политических причин переоценки ценностей XX-XI веков.

Для того, чтобы прийти к выводу о том, какие сейчас ценности доминируют в обществе и есть ли они вовсе, нужно разобраться в причинах их изменения, что требует исторической справки.

В данной работе выделено несколько процессов, являющихся, по нашему мнению, значимыми в вопросе переоценки ценностей:

1. Мировые войны и крах гуманизма.

Говоря о XX веке, трудно не вспомнить две самые кровопролитные войны за всю человеческую историю, когда вся планета погрузилась в муки и агонию. Даже сейчас, практически век спустя, они служат нам напоминанием об ужасе прошлого, который то и дело отзывается тревогой перед

возможностью третьей мировой войной. Две прошлые остались травмой на душе человечества, что не могло не оказать влияния на переоценку ценностей.

Идеалы XVШ-XIX активно воспитывали в людях важность рациональности и слепой веры в прогресс, что уже содержало внутри себя противоречие. Это противоречие и привело к тому, что человек, воспользовавшись сильнейшим своим оружием - разумом - в итоге вверг себя самого в ловушку, изобретённых им средств массового уничтожения мира вокруг. Неадекватное использование плодов интеллектуальной деятельности дало понять человечеству, что к разуму следует подходить рационально, а не руководствуясь принципом, что технический прогресс всегда приводит нас к успеху.

Помимо техники, стоит отметить, что в результате двух мировых войн страны претерпели деколонизацию и в следствие этого кризис национализма. Во-первых колонии, бывшие гордостью многих стран и некоторой национальной скрепой, теперь воспринимались как убыточные территории с постоянной войной с местным населением, во-вторых, ужас радикального национализма, воплотившийся в лице японских и немецких концлагерей, навёл на мысли о том, что возвеличивание одних народов над другими может привести к преступлениям против гуманизма. Таким образом, нация для человека уже не является такой ценностью, каковой она являлась раньше, ведь чрезмерная приверженность ей привела к печальным последствиям прошлого.

На фоне крушения в ходе двух мировых войн империй прошлого, появилась почва для практической реализации общественных проектов через призму новых идеологий - фашизма и коммунизма, в частности. Однако первая показала свою кровожадность и антигуманность ещё к концу второй мировой войны, а вторая показала свою нежизнеспособность (во всяком случае с уровнем технологий того времени) уже к концу XX века с крахом Организации Варшавского Договора и переходом всех «левых» стран на рыночные рельсы. Таким образом, люди перестали видеть в общественных идеологиях возможность переустройства мира и достижения некого «идеала», воспринимая

их сейчас уже скорее как одну из моделей ценностей, которые им продаёт капитализм.

2. Научно-технический прогресс.

Для начала стоит отметить развитие средств массовой информации и информационных технологий. С одной стороны, это привело к повышению образованности населения, возможности быстрого обмена идеями, невероятному ускорению бизнес-процессов, с другой стороны человек теряется в таком потоке информации и, сталкиваясь с множеством различных точек зрения, не может сформировать своё собственное. Что приводит к неосознанности и изменчивости в ценностях.

В том числе, за последнее столетие сильно развились психология и социология. Научный взгляд на то, как устроена душа человека, безусловно привёл к отказу от архаичных ценностей, которые люди принимали и считали традиционными из уважения к предкам, теперь представляются пережитком прошлого, который уже изжил своё.

Также научный прогресс повлиял на производство материальных благ. Теперь с доступностью продуктов первой необходимости люди перестали ценить всё что им необходимо для жизни так, как раньше. Люди больше отдают предпочтение беспокойству за самореализацию и осмыслению собственной жизни.

2. Обобщение философских и социологических концепций переоценки ценностей.

В первую очередь конечно же хочется отметить немецкого философа Фридриха Ницше, ещё в конце XIX века он ознаменовал начало переоценки ценностей через метафорическую «смерть Бога» в своём труде «Весёлая наука». [1] Сейчас можно с уверенностью сказать, что Бог действительно «умер», в том смысле, что религиозное осмысление жизни, христианские ценности, уже не сильны в умах так как раньше. У такого исхода есть как свои положительные, так и негативные последствия. Из позитивных можно отметить демократичность ценностей, отсутствие насильного насаждения того, что

действительно важно в жизни, по Ницше это даёт возможность стать «сверхчеловеком» [2], самому выбрать какие ценности действительно важны и поступать в соответствии с ними, не оборачиваясь на общественное мнение. С другой же стороны, без твёрдой уверенности в собственном выборе, человек оказывается ввергнут в ежедневную борьбу с отчаянием, в состояние «метафизического одиночества» без Бога, ведь хоть эта модель проста и полна недостатков, но она однозначно задаёт смысл жизни. Таким образом человек сейчас оказывается перед выбором: изобрести собственную модель, пусть с трудом и анализом собственной жизни, либо воспользоваться проверенной, пусть может и не очень подходящей лично ему.

Далее нельзя не отметить труды Эриха Фромма. В своей работе «Бегство от свободы» [3] Фромм концентрируется на том, что современное общество с культурой потребления впадает в эгоизм, алчность и желание обустроить свою жизнь исключительно материально. Обращаясь к идеям Ницше, разобранным в предыдущем абзаце, можно прийти к мысли о том, что Бога человеку заменило потребление. Там, где раньше были духовные идеалы - теперь деньги. Человек разочаровался в великих идеях, которые ему трактовали религия или идеология и теперь нацелен исключительно на материальное обеспечение своей жизни. Однако осознанный ли этот выбор? Индивидуум теперь волен выбирать какие идеалы выставлять в собственной жизни, однако, как существо социальное, часто ориентируется на мнение его окружения и попадает в зависимость от него. Если общество завязло в культуре потребления, то и человек в большинстве случаев из-за страха быть отвергнутым впадает в неё. Тем не менее, если бы это было абсолютно верно, вряд ли человечество продолжало существовать - наше общество заполнили бы неспособные договариваться люди, алчущие только собственного богатства, а атомизация - путь к разрухе, тем не менее мы скорее наоборот наблюдаем тенденцию на глобализацию.

Рассмотрев работы предыдущих двух философов, предлагаю обратиться к трудам Жиля Липовецки. Его основная идея в «Эре пустоты» [4] -персонализация. Возвращаясь к Ницше, персонализация предполагает

возможность самостоятельно устанавливать жизненные ориентиры, с другой же стороны, обращаясь к Фромму, не видя единства в ценностях друг друга люди становятся безразличны друг другу и воспринимаются как средство достижения собственных целей. Тем не менее у этого, казалось бы, негативного явления тотальной апатии есть и положительная сторона - социум делится на микросоциумы, которые создают множество новых идей, организуют оригинальные модели управления, и в итоге человечество становится более активным и разнообразным. Таким образом, отношение друг к другу как к товару, что свойственно культуре потребления, может и звучит цинично, но на деле оказывается выгодным и куда более гуманным по сравнению с идеалами людей прошлого. Такое отношение формирует у людей плюрализм и уважение к взглядам друг друга. Теперь нет смысла в гонениях на неверных, ведь убедившись в отсутствии абсолютной истины, человек пришёл к выводу о том, что правда у каждого своя.

В завершении хочется рассмотреть взгляды Зигмунда Баумана. В работе «Текучая современность» [5] он рассматривал современные ценности, как жидкие, то есть такие, которые могут изменяться под различные ситуации так, как это будет выгодно их носителю. Опять же, связывая это с прошлыми концепциями, это звучит так же цинично, но оказывается куда более выгодно и гуманно по сравнению с идеалами прошлого, которые предполагали твёрдость в идеях и готовность следовать им до конца. Теперь человек волен менять свои ценности, как ему вздумается, в зависимости от ситуации, где он воспринимает всё окружающие как товары, насыщающие его потребности, и старается выбрать такой поступок, который принесёт ему наибольшую выгоду. Однако, если индивидуум достаточно сознателен, то понимает, что его потребности не ограничены физическими, как у животного, а представлены и в признании окружающих, общении с ними, возможностью самореализации для общества. Таким образом, человек приходят к таким ценностям, которые прямо сейчас принесут ему максимальную пользу и нанесут минимальный вред окружающим.

3. Резюме ценностей современного общества.

Из предыдущих двух частей можно сделать вывод о следующих тенденциях ценностей современного общества:

1. Утеря религиозного, идеологического, национального осознания ценностей.

1.1 Возможность самостоятельного выбора ценностей.

1.2 Отсутствие глобального, социального смысла жизни, ощущения всеобщего единства.

2. Возросшая культура потребления.

2.1 Разнообразность и активность общества, плюрализм мнений, гибкость в принятии решений.

2.2 Отношение к окружающим, как к продукту, средству достижения цели по удовлетворению той или иной потребности, жидкие ценности.

Таким образом можно сделать вывод о том, что прежние идеалы, сформированные философами прошлого, на данный момент людьми воспринимаются не как истинный смысл жизни, а скорее как товар, которым можно пользоваться до тех пор, пока он интересен и выгоден и сменить в тот момент, когда перестанет быть нужным. Такой подход звучит циничным, однако на практике оказывается работоспособным и гуманным.

Можно сделать вывод о том, что нынешние глобальные изыскания в ценностях и жонглирование ими при необходимости - всеобщее упражнение общества в поиске наиболее выгодной модели ценностей, к которой рано или поздно всё-таки люди придут, однако теперь не за счёт философских теоретических размышлений отдельных людей, а в следствии массовой практики человечества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ницше Ф. В. Веселая наука / Ф. В. Ницше «OMIKO», 1882. С. 74-75;

2. Ницше Ф. В. Так говорил Заратустра / Фридрих Ницше. — Москва: Издательство АСТ, 2015. C. 6-12;

3. Фромм. Э. Бегство от свободы / А. И. Фет. Собрание переводов, Philosophical arkiv, Sweden, 2016. C. 93;

4. Липовецки Ж. Эра пустоты / Перевод с французского В. В. Кузнецова Санкт-Петербург «ВЛАДИМИР ДАЛЬ» 2001. С. 18-19;

5. Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. -СПб.: Питер, 2008. С. 68-69

Evdokimov E.M.

Penza State University (Penza, Russia)

REVALUATION OF VALUES IN MODERN SOCIETY

Abstract: the last century society has been experiencing an era of global changes caused by massive transformations of social institutions and a huge leap in technological progress. This paper examines changes in life guidelines over the last century and sets out the values that we have today.

Keywords: revaluation of values, modernism, postmodernism, globalization, digitalization, social change, cultural transformation, meaning of life, morality, post-truth, crisis of values, evolution of values, philosophy of values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.