УДК 1
Евдокимов Е.М.
студент кафедры «Математическое обеспечение и применение ЭВМ» Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)
ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация: последнее столетие общество переживает эпоху глобальных перемен, вызванную массовыми преобразованиями социальных институтов и громадным рывком технологического прогресса. В данной работе рассматриваются изменения жизненных ориентиров за последнее столетие и излагаются те ценности, что мы имеем на сегодняшний день.
Ключевые слова: переоценка ценностей, модерн, постмодерн, глобализация, цифровизация, социальные изменения, культурная трансформация, смысл жизни, мораль, постправда, кризис ценностей, эволюция ценностей, философия ценностей.
1. Анализ экономических и политических причин переоценки ценностей XX-XI веков.
Для того, чтобы прийти к выводу о том, какие сейчас ценности доминируют в обществе и есть ли они вовсе, нужно разобраться в причинах их изменения, что требует исторической справки.
В данной работе выделено несколько процессов, являющихся, по нашему мнению, значимыми в вопросе переоценки ценностей:
1. Мировые войны и крах гуманизма.
Говоря о XX веке, трудно не вспомнить две самые кровопролитные войны за всю человеческую историю, когда вся планета погрузилась в муки и агонию. Даже сейчас, практически век спустя, они служат нам напоминанием об ужасе прошлого, который то и дело отзывается тревогой перед
возможностью третьей мировой войной. Две прошлые остались травмой на душе человечества, что не могло не оказать влияния на переоценку ценностей.
Идеалы XVШ-XIX активно воспитывали в людях важность рациональности и слепой веры в прогресс, что уже содержало внутри себя противоречие. Это противоречие и привело к тому, что человек, воспользовавшись сильнейшим своим оружием - разумом - в итоге вверг себя самого в ловушку, изобретённых им средств массового уничтожения мира вокруг. Неадекватное использование плодов интеллектуальной деятельности дало понять человечеству, что к разуму следует подходить рационально, а не руководствуясь принципом, что технический прогресс всегда приводит нас к успеху.
Помимо техники, стоит отметить, что в результате двух мировых войн страны претерпели деколонизацию и в следствие этого кризис национализма. Во-первых колонии, бывшие гордостью многих стран и некоторой национальной скрепой, теперь воспринимались как убыточные территории с постоянной войной с местным населением, во-вторых, ужас радикального национализма, воплотившийся в лице японских и немецких концлагерей, навёл на мысли о том, что возвеличивание одних народов над другими может привести к преступлениям против гуманизма. Таким образом, нация для человека уже не является такой ценностью, каковой она являлась раньше, ведь чрезмерная приверженность ей привела к печальным последствиям прошлого.
На фоне крушения в ходе двух мировых войн империй прошлого, появилась почва для практической реализации общественных проектов через призму новых идеологий - фашизма и коммунизма, в частности. Однако первая показала свою кровожадность и антигуманность ещё к концу второй мировой войны, а вторая показала свою нежизнеспособность (во всяком случае с уровнем технологий того времени) уже к концу XX века с крахом Организации Варшавского Договора и переходом всех «левых» стран на рыночные рельсы. Таким образом, люди перестали видеть в общественных идеологиях возможность переустройства мира и достижения некого «идеала», воспринимая
их сейчас уже скорее как одну из моделей ценностей, которые им продаёт капитализм.
2. Научно-технический прогресс.
Для начала стоит отметить развитие средств массовой информации и информационных технологий. С одной стороны, это привело к повышению образованности населения, возможности быстрого обмена идеями, невероятному ускорению бизнес-процессов, с другой стороны человек теряется в таком потоке информации и, сталкиваясь с множеством различных точек зрения, не может сформировать своё собственное. Что приводит к неосознанности и изменчивости в ценностях.
В том числе, за последнее столетие сильно развились психология и социология. Научный взгляд на то, как устроена душа человека, безусловно привёл к отказу от архаичных ценностей, которые люди принимали и считали традиционными из уважения к предкам, теперь представляются пережитком прошлого, который уже изжил своё.
Также научный прогресс повлиял на производство материальных благ. Теперь с доступностью продуктов первой необходимости люди перестали ценить всё что им необходимо для жизни так, как раньше. Люди больше отдают предпочтение беспокойству за самореализацию и осмыслению собственной жизни.
2. Обобщение философских и социологических концепций переоценки ценностей.
В первую очередь конечно же хочется отметить немецкого философа Фридриха Ницше, ещё в конце XIX века он ознаменовал начало переоценки ценностей через метафорическую «смерть Бога» в своём труде «Весёлая наука». [1] Сейчас можно с уверенностью сказать, что Бог действительно «умер», в том смысле, что религиозное осмысление жизни, христианские ценности, уже не сильны в умах так как раньше. У такого исхода есть как свои положительные, так и негативные последствия. Из позитивных можно отметить демократичность ценностей, отсутствие насильного насаждения того, что
действительно важно в жизни, по Ницше это даёт возможность стать «сверхчеловеком» [2], самому выбрать какие ценности действительно важны и поступать в соответствии с ними, не оборачиваясь на общественное мнение. С другой же стороны, без твёрдой уверенности в собственном выборе, человек оказывается ввергнут в ежедневную борьбу с отчаянием, в состояние «метафизического одиночества» без Бога, ведь хоть эта модель проста и полна недостатков, но она однозначно задаёт смысл жизни. Таким образом человек сейчас оказывается перед выбором: изобрести собственную модель, пусть с трудом и анализом собственной жизни, либо воспользоваться проверенной, пусть может и не очень подходящей лично ему.
Далее нельзя не отметить труды Эриха Фромма. В своей работе «Бегство от свободы» [3] Фромм концентрируется на том, что современное общество с культурой потребления впадает в эгоизм, алчность и желание обустроить свою жизнь исключительно материально. Обращаясь к идеям Ницше, разобранным в предыдущем абзаце, можно прийти к мысли о том, что Бога человеку заменило потребление. Там, где раньше были духовные идеалы - теперь деньги. Человек разочаровался в великих идеях, которые ему трактовали религия или идеология и теперь нацелен исключительно на материальное обеспечение своей жизни. Однако осознанный ли этот выбор? Индивидуум теперь волен выбирать какие идеалы выставлять в собственной жизни, однако, как существо социальное, часто ориентируется на мнение его окружения и попадает в зависимость от него. Если общество завязло в культуре потребления, то и человек в большинстве случаев из-за страха быть отвергнутым впадает в неё. Тем не менее, если бы это было абсолютно верно, вряд ли человечество продолжало существовать - наше общество заполнили бы неспособные договариваться люди, алчущие только собственного богатства, а атомизация - путь к разрухе, тем не менее мы скорее наоборот наблюдаем тенденцию на глобализацию.
Рассмотрев работы предыдущих двух философов, предлагаю обратиться к трудам Жиля Липовецки. Его основная идея в «Эре пустоты» [4] -персонализация. Возвращаясь к Ницше, персонализация предполагает
возможность самостоятельно устанавливать жизненные ориентиры, с другой же стороны, обращаясь к Фромму, не видя единства в ценностях друг друга люди становятся безразличны друг другу и воспринимаются как средство достижения собственных целей. Тем не менее у этого, казалось бы, негативного явления тотальной апатии есть и положительная сторона - социум делится на микросоциумы, которые создают множество новых идей, организуют оригинальные модели управления, и в итоге человечество становится более активным и разнообразным. Таким образом, отношение друг к другу как к товару, что свойственно культуре потребления, может и звучит цинично, но на деле оказывается выгодным и куда более гуманным по сравнению с идеалами людей прошлого. Такое отношение формирует у людей плюрализм и уважение к взглядам друг друга. Теперь нет смысла в гонениях на неверных, ведь убедившись в отсутствии абсолютной истины, человек пришёл к выводу о том, что правда у каждого своя.
В завершении хочется рассмотреть взгляды Зигмунда Баумана. В работе «Текучая современность» [5] он рассматривал современные ценности, как жидкие, то есть такие, которые могут изменяться под различные ситуации так, как это будет выгодно их носителю. Опять же, связывая это с прошлыми концепциями, это звучит так же цинично, но оказывается куда более выгодно и гуманно по сравнению с идеалами прошлого, которые предполагали твёрдость в идеях и готовность следовать им до конца. Теперь человек волен менять свои ценности, как ему вздумается, в зависимости от ситуации, где он воспринимает всё окружающие как товары, насыщающие его потребности, и старается выбрать такой поступок, который принесёт ему наибольшую выгоду. Однако, если индивидуум достаточно сознателен, то понимает, что его потребности не ограничены физическими, как у животного, а представлены и в признании окружающих, общении с ними, возможностью самореализации для общества. Таким образом, человек приходят к таким ценностям, которые прямо сейчас принесут ему максимальную пользу и нанесут минимальный вред окружающим.
3. Резюме ценностей современного общества.
Из предыдущих двух частей можно сделать вывод о следующих тенденциях ценностей современного общества:
1. Утеря религиозного, идеологического, национального осознания ценностей.
1.1 Возможность самостоятельного выбора ценностей.
1.2 Отсутствие глобального, социального смысла жизни, ощущения всеобщего единства.
2. Возросшая культура потребления.
2.1 Разнообразность и активность общества, плюрализм мнений, гибкость в принятии решений.
2.2 Отношение к окружающим, как к продукту, средству достижения цели по удовлетворению той или иной потребности, жидкие ценности.
Таким образом можно сделать вывод о том, что прежние идеалы, сформированные философами прошлого, на данный момент людьми воспринимаются не как истинный смысл жизни, а скорее как товар, которым можно пользоваться до тех пор, пока он интересен и выгоден и сменить в тот момент, когда перестанет быть нужным. Такой подход звучит циничным, однако на практике оказывается работоспособным и гуманным.
Можно сделать вывод о том, что нынешние глобальные изыскания в ценностях и жонглирование ими при необходимости - всеобщее упражнение общества в поиске наиболее выгодной модели ценностей, к которой рано или поздно всё-таки люди придут, однако теперь не за счёт философских теоретических размышлений отдельных людей, а в следствии массовой практики человечества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ницше Ф. В. Веселая наука / Ф. В. Ницше «OMIKO», 1882. С. 74-75;
2. Ницше Ф. В. Так говорил Заратустра / Фридрих Ницше. — Москва: Издательство АСТ, 2015. C. 6-12;
3. Фромм. Э. Бегство от свободы / А. И. Фет. Собрание переводов, Philosophical arkiv, Sweden, 2016. C. 93;
4. Липовецки Ж. Эра пустоты / Перевод с французского В. В. Кузнецова Санкт-Петербург «ВЛАДИМИР ДАЛЬ» 2001. С. 18-19;
5. Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. -СПб.: Питер, 2008. С. 68-69
Evdokimov E.M.
Penza State University (Penza, Russia)
REVALUATION OF VALUES IN MODERN SOCIETY
Abstract: the last century society has been experiencing an era of global changes caused by massive transformations of social institutions and a huge leap in technological progress. This paper examines changes in life guidelines over the last century and sets out the values that we have today.
Keywords: revaluation of values, modernism, postmodernism, globalization, digitalization, social change, cultural transformation, meaning of life, morality, post-truth, crisis of values, evolution of values, philosophy of values.