МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ БРЕТТОН-ВУДСКОЙ СИСТЕМЫ: НОВЫЕ ФАКТЫ СТАРОЙ ИСТОРИИ
С.Р. МОИСЕЕВ,
кандидат экономических наук, директор Центра экономических исследований Московского международного института эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
В конце 1945 г. устав МВФ вступил в силу, а в марте следующего года на торжественном заседании, посвященном открытию Совета управляющих Фонда, был выбран первый руководитель международной организации. Им стал Камиль Гют (1884-1971), в годы войны занимавший место министра финансов Бельгии. МВФ начал свою деятельность, как говорится, «с места в карьер» - уже в 1947 г. Фонд выдал свой первый кредит Франции. Первую пятилетку МВФ проработал как организация стран-победителей во Второй мировой войне (1939-1945). Германия и Япония стали членами Фонда только в 1952 г., когда МВФ руководил уже Ивар Рут, занимавший ранее место управляющего центральным банком Швеции.
МВФ был создан как специфическая организация, не похожая ни по структуре, ни по функциям ни на одну другую организацию международного характера. Первоначально это было нечто среднее между классической международной организацией, где каждая страна располагает одним голосом, и акционерным обществом, где вес различных акционеров в принятии решения зависит от величины их участия в капитале. Действительно, каждая страна имеет в нем квоту, фиксирующую величину подписки в фонде и количество голосов, которыми она располагает в нем. Эта квота
1 Umt. no.: Boughton J. The IMF and the Force of History: Ten Events and Ten Ideas That Have Shaped the Institution. IMF Working Paper № 75, May 2004. - P. 14.
зависит от ее экономической мощи страны. По этой причине США занимали и продолжают занимать в МВФ привилегированное место. Наиболее важные решения требуют квалифицированного большинства голосов. Изначально МВФ рассматривался в качестве некоего арбитра, судьи участников валютной системы с начальным фондом в размере $8,8 млрд,основное назначение которого заключалось в предоставлении заемных средств в том случае, когда дефицит платежного баланса начнет угрожать поддержанию установленных паритетов.
Институты новой международной валютной системы, — МВФ и Всемирный банк, — были задуманы как кейнсианские учреждения. Что было совсем не удивительно, ведь одним из их разработчиков был сам Дж. М. Кейнс, а другим — Г. Уайт, приверженец рузвельтовского «Нового курса», который еще с 1932 г. специализировался на проти-воциклической политике Белого дома. В переписке между британскими и американскими разработчиками новой валютной системы команда Казначейства США подчеркивала, что цель МВФ должна состоять в том, чтобы использовать и координировать макроэкономическую политику для предотвращения рецессий и безработицы. «Только через международное сотрудничество, — заявляла команда Г. Уайта, — будет возможно успешно применять меры, направленные на достижение и поддержание высокого уровня занятости и реального дохода, которые должны быть первичной целью экономической политики»1. Цели, заявленные разработчиками, были зафиксированы в первой статье Устава МВФ. Первоначально Фонду вменялось в обя-
Таблица 1
Восстановление экономического равновесия в соответствии с Бреттон-Вудскими соглашениями
Нарушение равновесия Цель действий властей Инструменты экономической политики
Краткосрочный дисбаланс Сохранение текущего уровня фиксации валютного курса Интервенции на валютном рынке, кредиты МВФ, 1 обратный выкуп запасов национальной валюты у МВФ
Среднесрочный дисбаланс Сокращение или увеличение совокупного спроса на внутреннем рынке Инструменты бюджетно-налоговой политики: налоги и займы
Долгосрочный дисбаланс Восстановление внешнего равновесия Девальвация или ревальвация, установление валютного 1 контроля и контроля за движением капитала, торговые ограничения |
занность «развитие производительных ресурсов всех членов [МВФ]» и «противодействие мерам, разрушающим национальное или международное процветание». МВФ становится важнейшим институтом, контролирующим международные финансово-экономические отношения. На практике МВФ выполнял три основные задачи:
• следил за соблюдением странами-членами Устава МВФ (стабильность валютного курса, конвертируемость по текущим расчетам, отказ от дискриминационных мер);
• предоставлял в распоряжение стран-членов финансовые ресурсы, чтобы дать им возможность предпринять необходимые меры в соответствии с Уставом МВФ, исправляя и предупреждая нарушения равновесия платежей посредством надлежащей экономической политики;
• образовывал форум для согласования действий и сотрудничества стран в валютной области. Возможности МВФ во многом опирались на
мифологическую веру в незыблемость фиксированных курсов. Официальные лица, регулировавшие фиксированные курсы, обладали международной экономической властью и престижем. Руководство казначейств и центральных банков не мыслило себе работы плавающих курсов и относило гибкие курсы к разряду научной фантастики. Из-за отсутствия глубокого экономического обоснования фиксированных курсов в эпоху дискреционной денежно-кредитной политики систему, выстроенную вокруг МВФ, разъясняли с позиций экономической социологии и институционализма2.
2 Johnson H.G. and№ ash J.E. UK and Floating Exchange Rates: A Debate on the Theoretical and Practical Significance. - London: IEA, 1969.- p. 12.
3 Uht. no: Southard F.A. The Evolution of the International Monetary Fund // Essays in International Finance № 135. -Princeton: Princeton University, 1979. - 14.
Главным правилом международной игры под надзором МВФ было обязательное проведение многосторонних консультаций. Страны, уклонявшиеся от консультаций, международные официальные круги причисляли к стану советского «дьявола». В 1953 г., когда произошло несогласованное изменение курса чешской кроны, МВФ заявил, что страна превратилась «в настолько черную овцу, что ей нельзя позволить пастись со всем белым стадом». Руководство страны было проинформировано, что они могут сохранить членство в МВФ, только если «признают» совершенный «грех» и «очистят себя от обвинений» в измене общепринятой системе фиксированных курсов3.
Архитекторы Бреттон-Вудской системы никогда не разъясняли, как по первоначальному замыслу система должна была работать. Тем не менее исходя из соглашений, заключенных на конференции, и Устава МВФ можно предположить, что она имела три функциональных механизма. Во-первых, все национальные валюты рассматривались как равноправные. Каждая страна обязывалась поддерживать фиксированный курс по отношению ко всем остальным валютам, при необходимости проводя интервенции на валютном рынке. Таким образом, усилия по сохранению системы фиксированных курсов должны были носить взаимный характер и равномерно распределяться среди ее участников.
Во-вторых, накопленные резервы золота, а также финансовые ресурсы МВФ должны были служить для финансирования краткосрочных дефицитов платежного баланса. Предполагалось, что в случае возникновения положительного сальдо платежного баланса страны будут создавать временные резервы или выкупать свои валюты из капитала МВФ (табл. 1). При появлении среднесрочного нарушения экономического равновесия стране должны были использовать бюджетно-налого-
■ Фиксированный курс </) □ Свободное плавание (4)
вую политику (и при возможности — денежно-кредитную политику) для регулирования совокупного спроса. В случае фундаментального нарушения равновесия странам предписывалось изменить уровень фиксации валютного курса ровно настолько, сколько необходимо для восстановления внешнего равновесия (нулевого или небольшого положительного сальдо платежного баланса страны). Архитекторы Бреттон-Вудской системы формально не определили, что такое фундаментальный дисбаланс и когда он возникает. Однако подразумевалось, что нарушение равновесия происходит в результате структурного шока или значительной устойчивой инфляции.
В третьих, странам предписывалось активно использовать контроль за движением международного капитала. Ограничения должны были воспрепятствовать дестабилизирующим спекуляциям, которые могли вынудить страны преждевременно или неумышленно изменить уровень фиксации валютного курса. На практике Бреттон-Вудская система значительно отличалась от замыслов своих архитекторов. В ее основе лежали три принципа.
Согласно общепринятой точке зрения фиксированные курсы доминировали в течениие действия Бреттон-Вудса. По официальной классификации на фиксированные курсы приходилось свыше 90% всех режимов валютного курса. Однако более половины фиксированных режимов служили маскировкой множественным обменным курсам и параллельным валютным рынкам (рис. 1). С точки зрения рыночного ценообразования на национальную валюту, плавающие курсы в период Бреттон-Вудской системы не были большой редкостью. Хотя официально страны следовали политике неизменной фиксации обменного курса, на параллельных валютных рынках национальные валюты торговались с варьирующейся премией к официальному курсу. Размер премии мог колебаться от нескольких десятков до нескольких сотен процентов. В результате де-факто многие валюты находились в состоянии плавания. В классическом смысле фиксированного курса придерживались только страны Большой тройки — США, Германия и Япония. Режимы валютного курса около 45% стран в 1970-х гг. можно охарактеризовать скорее
Официальная классификация
Рыночное курсообразование
I Ограниченное плаваниетй Управляемое плаванием?) I Множественность курсов (5)
Рис. 1. Стандартное и фактическое распределение режимов валютного курса в 1970-1973 гг.
как управляемое или даже с небольшими ограничениями как независимое плавание, нежели как фиксацию. Некоторая часть внешнеэкономических сделок проводилась на основе официального фиксированного курса, однако для остальных операций ориентиром служил валютный курс параллельного рынка, который постепенно обесценивался. По мере роста инфляции курс национальной валюты на параллельном рынке неуклонно падал, хотя формально страна сохраняла фиксированный обменный курс. В Юго-Восточной Азии премия к официальному курсу на параллельном рынке в 1962-1968 гг. варьировалась в диапазоне 100-400%. В Африке с 1954 по 1974 г. она устойчиво увеличивалась с 25 до 100%. В Латинской Америке в 1955-1956 гг. премия параллельного рынка достигла беспрецедентного пика в 300-650%, однако к 1960-1974 гг. ее размер сократился до 30-40%. Лишь в Западной Европе надбавка к официальному курсу демонстрировала устойчивое снижение. В послевоенные годы размер премии сократился с 70 до 10%, а с 1960 г. оставался ниже 10%. Фактически обменные курсы стран Европы до 1960 г. находились, образно выражаясь, в угасаемом плавании. В строгом смысле Бреттон-Вудская система, как ее задумывали создатели, просуществовала недолго. С того момента, как в Европе множественность обменных курсов и параллельные валютные рынки канули в лету, и до кризиса системы в 1973 г. период фиксации продержался немногим более десяти лет.
ПЕРИОД НЕКОНВЕРТИРУЕМЫХ ВАЛЮТ, 1946-1958 гг.
Реалии международной валютной системы, заработавшей сразу после Второй мировой войны, были далеки от идеалистических представлений участников Бреттон-Вудской конференции. Период перехода от войны к миру оказался намного труднее и дольше, чем ожидалось. Полная конвертируемость валют ведущих промышленных стран не была достигнута к концу 1955 г., как изначально предполагалось. На практике проект Бреттон-Вудской системы был воплощен в жизнь только спустя десять лет после окончания войны. В начале своего существования валютная система столкнулась с двумя проблемами: билатерализмом и «долларовым голодом».
Билатерализм и «долларовый голод»
Билатерализм (bilateralism) представляет собой организацию внешней торговли на основе двухсторонних международных договоров. Вторая мировая война оставила всем странам кроме США тяжкое бремя в виде валютного контроля и внешнеторговых ограничений. Ни одна валюта за исключением доллара США не обладала конвертируемостью. Согласно ст. XIV Устава МВФ страны имели право прибегнуть к валютному контролю в течение неопределенного так называемого переходного периода. Каждая страна самостоятельно договаривалась со своими внешнеторговыми партнерами об условиях оборота товаров и услуг с учетом специфики валютного контроля. В результате внешняя торговля оказалась зажата узкими рамками двухсторонних клиринговых соглашений. Потребность в двухсторонних клиринговых соглашениях объяснялась нехваткой международных резервов, которые должны были покрывать дефицит платежного баланса. Валютный контроль также служил одним из способов возмещения нехватки международных резервов.
Билатеральные соглашения между двумя странами оговаривали процедуру выдачи торговых лицензий, распределение квот на импорт и экспорт, а также обязательную продажу иностранной валюты центральному банку через сеть коммерческих банков, действовавших в качестве агентов валютного контроля. Каждый центральный банк заключал соглашения с другими центральными банками, которые предусматривали открытие небольших кредитных линий для покрытия дефицита платеж-
ного баланса. Значительный дефицит торговли должен был покрываться за счет долларов или золота. Великобритания ввела в действие самую сложную систему валютного контроля. Все внешнеторговые партнеры подразделялись на несколько групп. Для первой группы стран, входивших в стерлинговую зону, британская валюта обладала полной конвертируемостью. Для второй группы привилегированных стран фунт стерлинг имел частичную текущую конвертируемость. Наконец, для многочисленной третьей группы стран порядок урегулирования международных расчетов определялся билатеральными соглашениями.
Второй проблемой Бреттон-Вудской системы являлся так называемый «долларовый голод» (Dollar Shortage) — дефицит доллара как главного резервного актива. К концу второй мировой войны на США приходилось две трети всемирного резерва золота. Беспрецедентные золотые резервы США образовались в течение одного десятилетия. До войны Соединенные Штаты провели девальвацию доллара в 1934 г. (когда президент Франклин Рузвельт поднял цену золота с $20,67 до $35,00 за унцию), благодаря чему из Европы в Америку хлынул поток капитала, привлеченный выгодными условиями инвестирования. В течение войны приток желтого металла в США продолжал нарастать, поскольку за его счет финансировались военные расходы союзников. К концу второй мировой войны золотые, а также долларовые запасы Европы и Японии были полностью исчерпаны. Европа столкнулась с проблемой огромного дефицита текущего счета платежного баланса, отражавшего спрос на промышленный импорт и слабость экспортных отраслей. Дефицит стран ОЭСР в 1946-1947 гг. достиг $9 млрд. Снабдить Европу необходимым импортом могли только Соединенные Штаты как главный промышленный экспортер в мире. Чтобы нарастить долларовые резервы, европейские государства форсировали экспорт в США и одновременно ограничивали импорт, за который надо было расплачиваться резервами. Однако вскоре такая политика себя исчерпала. Потенциал кредитных линий, открытых в 1947-1948 гг., был быстро израсходован, и страны Европы оказались перед лицом угрозы стагнации внешней торговли. Проблема «долларового голода» усугублялась завышенными курсами европейских валют, установленными в конце 1946 г. под давлением МВФ. Эксперты Фонда считали, что дефицит платежного баланса большинства стран Европы отражает не столько структурную неразвитость экспортных отраслей,
сколько низкую конкурентоспособность продукции. Доверие к валютной системе ставилось выше частных проблем платежного баланса. По неформальной международной договоренности большинство стран восстановило довоенные курсы к доллару США. Форсированная фиксация курсов европейских валют, приведшая к их переоценке, должна была способствовать скорому обретению доверия к валютной системе.
Послевоенная ситуация в Европе и США носила зеркально противоположный характер. Насколько велик был в Европе дефицит платежей и международных резервов, настолько был огромен избыток торгового баланса и запасов золота у США. В таких условиях «долларовый голод» угрожал стать долгосрочной проблемой. Сторонники гипотезы постоянной нехватки долларов полагали, что с учетом ускоряющегося прогресса технологий норма производительности труда в остальной части мира никогда не достигнет американского уровня. Альтернативные объяснения «долларового голода» включали неадекватное предложение сырья, низкие нормы сбережения в Европе, политическую нестабильность, а также недостаток предпринимательского духа. Сторонники альтернативных объяснений «долларового голода» рекомендовали европейским политикам ввести ограничения против экспорта из США, прибегнуть к американской финансовой помощи, обеспечить привлекательные условия привлечения капитала в Европу и, наконец, провести девальвации4.
Послевоенное восстановление Европы
К середине 1950-х гг. обе проблемы — билате-рализм и «долларовый голод» — были решены. Валюты Западной Европы обрели конвертируемость к 1955 г., их текущие счета платежного баланса, наконец, начали сводиться с положительным сальдо. Среди главных факторов, способствовавших восстановлению Европы, следует назвать реализацию Плана Маршалла и создание Европейского платежного союза. Другими факторами послужили девальвация фунта стерлинга, снижение престижа МВФ и возвышение доллара в качестве ключевой мировой валюты.
План Маршалла (названный в честь государственного секретаря США) предусматривал выде-
4 Bordo M. The Bretton Woods International Monetary System: an Historical Overview. № BER Working Paper № 4033, March 1992.-P. 23.
ление Европе финансовой помощи на общую сумму порядка $ 13 млрд, куда входили безвозмездные гранты и возвратные кредиты. Большая часть денежных средств Западная Европа получила в период между 1948 и 1952 г. План Маршалла, оформленный как Соглашение об экономическом сотрудничестве в апреле 1948 г., заложил основу Организации европейского экономического сотрудничества, переросшей затем в Организацию экономического сотрудничества и развития. Согласно официальной формулировке, План должен был воспрепятствовать «экономическому, социальному и политическому развалу», грозившему Старому Свету. Фактически План был призван помочь европейским странам восстановить экономическую деятельность, наладить экспорт, обеспечить экономическую стабильность и сохранять политический порядок. Помощь предоставлялась в форме безвозмездных грантов и лишь на 10% состояла из льготных кредитов. От участников Плана Маршалла требовалось наладить сотрудничество в либерализации внешней торговли и международных платежей. ОЕЕС осуществляла контроль за распределением помощи среди участников программы исходя из размера дефицита текущего счета каждой страны. Американская сторона обязалась профинансировать импорт, а также предоставить Европе необходимый объем международных резервов. В обмен европейцы должны были закупать американское оборудование и дать США льготный доступ к источникам сырья. Европейские правительства получали доллары, которые служили обеспечением денежной эмиссии в национальной валюте. Эмиссия направлялась через государственные программы развития на инвестиции в промышленность, сельское хозяйство и инфраструктуру. В каждую европейскую страну делегировались специальные представители от США, в задачу которых входил контроль за расходованием средств по Плану Маршалла. Следует особо отметить, что План Маршалла способствовал только внутриев-ропейской либерализации внешней торговли и платежей. Американская помощь позволила сначала расширить объемы двустороннего кредитования членами ОЕЕС, а затем перейти от билатера-лизма к мультилатерализму.
К1952 г. во многом благодаря Плану Маршалла страны ОЕЕС достигли 39%-го роста промышленного производства, удвоили экспорт, увеличили импорт на одну треть и добились активного сальдо платежного баланса. Восстановление Европы происходило не столько путем традиционного
стимулирования внутреннего спроса (через инвестиции, госрасходы и внешнюю торговлю), сколько через повышение производительности труда и доверия инвесторов. Быстрый экономический рост в Европе стал возможен благодаря политической стабильности, а также отсутствию противостояния профсоюзов и работодателей5.
Европе потребовалось двенадцать лет, чтобы ввести конвертируемость национальных валют по текущему счету платежного баланса. Для облегчения международных платежей 19 сентября 1950 г. страны ОЕЕС учредили Европейский платежный союз (European Payments Union, EPU). Первоначально EPU должен был функционировать в течение двух лет, а в последующем его деятельность предполагалось возобновлять на ежегодных встречах ОЕЕС. Союз действовал по принципу банковской клиринговой палаты, ее агентом выступил Банк международных расчетов. В конце месяца каждая страна рассчитывала свою сводную позицию по отношению ко всем остальным странам ОЕЕС (дебет или кредит). Единицей расчета выступал доллар США, в нем производилась оплата сводной позиции. Как альтернатива, страны могли оплатить свои долги в золоте или взять краткосрочный кредит. Сумма кредита зависела от объема торговли данной страны во внутриевропейской торговле. Союз начал свою деятельность со стартового капитала в $350 млн, которые предоставили США.
Платежный союз позволил успешно сократить объем международных расчетов. Кроме того, он подготовил почву для постепенной либерализации международных платежей. К 1953 г. коммерческие банки Европы уже были способны заниматься мультивалютным арбитражем. Платежный союз выступил общемировым центром системы многосторонних расчетов, куда входили также страны зоны французского франка и фунта стерлинга. Благодаря высокой эффективности EPU Великобритания сумела смягчить ограничения валютного контроля. В 1955 г. Великобритания ввела разделение контрагентов по международным платежам на две группы, различавшиеся по степени конвертируемости. В первую «мягкую» группу входили страны-участни-цы EPU, а также страны стерлинговой зоны. Во вторую «жесткую» группу входили страны, с которыми проводились долларовые расчеты. Вскоре Банк Англии решил открыть рынок текущих сделок и проводить на нем интервенции в поддержку фунта стер-
5 Eichengreen B. and Uzan M. The Economic Consequences of the Marshall Plan. - Berkley. University of California Press, 1991.
линга. Параллельно Банк Англии действовал на стерлинговом рынке в Цюрихе для сокращения возможности валютного арбитража. Быстрое восстановление международных платежей позволило 27 декабря 1958 г. восьми ведущим европейским странам ввести конвертируемость валют по текущему счету платежного баланса.
Доллар против стерлинга
Между двумя войнами британская валюта разделяла звание мировой резервной валюты наряду с долларом США. Власти Великобритании и Соединенных Штатов Америки полагали, что фунт стерлинг будет продолжать играть важную роль в послевоенный период. Однако развитие международной экономики подорвало позиции стерлинга, и его положение ухудшалось в течение всего периода действия Бреттон-Вудской системы.
В конце Второй мировой войны Великобритания, как и другие европейские страны, столкнулась с проблемой огромного дефицита платежного баланса. Кроме того, Великобритания имела большой накопленный долг в размере 3,7 млрд фунтов стерлингов, доставшийся ей в наследство от британской колониальной империи. Большая часть стерлингового долга была «блокирована» — денежные власти отказались конвертировать его в доллары. В декабре 1945 г. США и Великобритания договорились о выделении так называемой «англо-американской ссуды» {Anglo-American Loan). Соглашение, ратифицированное 15 июля 1946 г., предусматривало, что в обмен на $3,75 млрд кредитов от США, а также $ 1,25 млрд кредитов от Канады Великобритания подпишет Бреттон-Вуд-ский договор и восстановит конвертируемость фунта стерлинга в доллар США по текущему счету (за исключением накопленного долга) в течение одного года. Конвертируемость фунта стерлинга, как и предполагалось, была объявлена 15 июля 1947 г. Под наплывом желающих продать британскую валюту Банк Англии потратил на интервенции $1 млрд в течение месяца, а 20 августа 1947 г. конвертируемость фунта стерлинга была «временно» приостановлена. В результате провала эксперимента с конвертируемостью введение обратимости валют в остальных странах Западной Европы получило отсрочку на неопределенный период времени. Шанс Великобритании быстро восстановить свои позиции был утерян. С того момента роль стерлинга как резервной валюты ослабевала, а доллара, наоборот, усиливалась.
Другим фактором, способствовавшим подрыву международного доверия к британской валюте, стала девальвация стерлинга в 1949 г. Как ни странно, девальвация в то же время помогла восстановить международную валютную систему, сократить европейские дефициты и американский излишек платежного баланса. Хотя дефицит текущего счета Великобритания по отношению к США сократился в 1948-1949 гг., спад в американской экономике понизил спрос на британские товары во втором квартале 1949 г. Ожидания спекулянтами скорой девальвации стерлинга усилили отток капитала с денежного рынка Лондона. Спекулянты сумели обойти барьеры валютного контроля посредством схемы «опережения и запаздывания» {«.leads and lags»): платежи по импортным долларовым контрактам ускорялись, а по экспортным долларовым контрактам — затягивались. В результате летом 1949 г. игроки валютного рынка сумели занять сильную позицию против стерлинга. Канцлер Казначейства Великобритании, сэр Стаффорд Крайппс за две недели до девальвации публично отверг любую ее возможность. Тем не менее 18 сентября 1949 г. спустя 24 часа после извещения руководства МВФ британское правительство девальвировало фунт до 2,80 за 1 доллар. Вскоре после девальвации фунта двадцать три страны провели аналогичные девальвации (табл. 2). Девальвация ненадолго улучшила платежный баланс Великоб-
Валютные курсы стран Группы десяти в период не
ритании, однако он вновь ухудшится в период корейской войны.
Девальвации 1949 г. имели большое значение для Бреттон-Вудской системы по двум причинам. Во-первых, они наряду с Планом Маршалла помогли европейским странам превратить дефицит в излишек текущего счета и в последующем восстановить конвертируемость валют. Во-вторых, они выявили одну из слабых сторон Бреттон-Вудской системы — беспроигрышные односторонние спекуляции. В связи с тем, что изменение уровня фиксации курса было возможно только в случае фундаментального нарушения равновесия, денежные власти задерживали девальвацию, до тех пор пока необходимость в ней не становилась очевидной. К тому времени рынок уже не сомневался в девальвации, и спекулянты занимали короткие позиции. Если валюта «теряла в весе», они клали прибыль себе в карман, а если нет, то спекулянты ничего не проигрывали, либо теряли процентные платежи по привлеченным краткосрочным займам.
Доллар США быстро занял опустевшее место резервной валюты. По официальной статистике, в период неконвертируемых валют в 1946-1955 гг. стерлинг доминировал в мировых валютных резервах. Однако к концу 1950-х он был вытеснен американским долларом. По всей видимости, роль фунта стерлинга в валютных резервах была значительно меньше, поскольку в статистику резервов
Таблица 2
швертируемых валют, девальвации в 1946-1958 гг.
Страна Национальная валюта 1946 1948 1949 1957 1958
Бельгия бельгийский франк (43,83) - + 14,08% (50) - К
Канада канадский доллар (1) - + 10% (1,1) плавающий курс
Франция французский франк (119,1) (214,4) М +63,25% (350) +20% (420) + 17,55% (493,7) К
Германия немецкая марка нет* (3,33) +26,13% (4,20) - К
Италия итальянская лира нет нет (625) - К
Япония японская иена нет нет (360) - -
Нидерланды нидерландский гульден (2,65) - +43,40% (3,8) - К
Швеция шведская крона (3,6) - +43,61% (5,17) - К
Великобритания фунт стерлинг (0,248) - +43,95% (0,357) - К
США доллар США (35**) К - - - -
В скобках указано значение валютного курса за доллар США
* — период оккупационного валютного режима или отсутствие официального обменного курса; ** - за унцию золота;
М — система множественных валютных курсов; К — валюта становится конвертируемой по текущему счету.
включались данные о блокированных стерлинговых счетах (из 2,3 млрд фунтов в стерлинговой зоне было блокировано 1,6 млрд). Де-факто британская валюта служила резервным активом только в странах стерлинговой зоны, а также странах, с которыми по двухсторонним соглашениям фунт обладал конвертируемостью по текущему счету. Закрытость счета движения капитала сыграла злую шутку с британской валютой. Инвесторы и держатели резервных активов не имели возможности свободно оперировать на лондонском рынке капитала. США, напротив, имели не только самую большую открытую экономику и огромную внешнюю торговлю, но и либеральные рынки капитала. Ликвидность, капитализация и диверсификация американского рынка капитала помогли доллару стать в 1950-х гг. главной валютой для частных международных инвестиций. Доллар использовался в качестве валюты импортных и экспортных контрактов, валюты-посредника при обмене низколиквидных валют, валюты международного финансового рынка. Одновременно доллар занял место официальных международных денег. Отчасти его высокий статус определялся Уставом МВФ, по которому доллар служит ориентиром при определении уровня фиксации. В долларах проводились интервенции на валютном рынке для сохранения текущего уровня фиксации.
Растущий частный и официальный спрос на доллары подкреплялся новообразовавшимся избытком торгового баланса в Европе. Экспортные доходы устремились на финансовые рынки США, что в 1958-1959 гг. стало актуальной проблемой для европейских властей. Несмотря на наличие контроля за движением международного капитала, его мобильность в 1950-х гг. значительно возросла. Частный долгосрочный и спекулятивный капитал заявил о себе как о мощной силе, способной сорвать попытки денежных властей удержать фиксацию обменных курсов на неизменном уровне. В 1958 г., когда ведущие страны Европы объявили о конвертируемости валют, перспективы Бреттон-Вудской системы никогда не выглядели столь блестящими. Однако в то же время на горизонте впервые замаячили проблемы, с которыми международной валютной системе предстояло столкнуться.
Падение престижа МВФ
Множество событий в период неконвертируемых валют оказало влияние на престиж и роль МВФ в международной валютной системе. По
Бреттон-Вудскому проекту Фонд не был ориентирован на решение проблем послевоенной реконструкции европейских экономик. Хотя МВФ предоставил несколько небольших кредитов до 1952 г., большая часть финансирования дефицитов платежного баланса прошла по Плану Маршалла и Англо-американскому соглашению 1946 г. Следствием беспомощности Фонда в решении главных послевоенных проблем стало появление конкурирующих международных институтов: ОЕЕС и ЕРи. Кроме того, Фонд обладал явным дефицитом финансовых ресурсов. По оригинальному проекту Дж. Кейнса МВФ должен был иметь в своем распоряжении $26 млрд, а в действительности получил от учредителей только $8,8 млрд. Для сравнения: объем финансирования по Плану Маршалла составлял $13 млрд, сумма англо-американской ссуды в общей сложности достигала $5 млрд
Другой слабостью МВФ была невозможность выхода Бреттон-Вудского проекта на полную мощность в послевоенный период времени. Хотя статьи Устава МВФ исходили из принципа мультила-терализма, Фонд не предпринял никаких шагов, чтобы добиться заключения многосторонних соглашений до 1952 г., когда согласно ст. XIV своего устава он начал консультации с отдельными странами-участницами. Во многом запаздывание объяснялось тем, что хотя Бреттон-Вудс должен был строиться на многосторонней основе, Фонд не имел полномочий, необходимых для заключения таких договоров. Как следствие, место организатора мультилатеральной системы занял Европейский платежный союз. По сути дела, Союз представлял собой ту самую банковскую клиринговую палату, которую Дж. Кейнс предполагал создать по оригинальному проекту.
С начала работы Фонд серьезно подмочил свою репутацию из-за требования форсированной фиксации обменных курсов. МВФ находился в радикальной оппозиции плавающим валютным курсам и во избежание проволочек и уклонений от Бреттон-Вудских соглашений настаивал на скорейшем объявлении каждой страной уровня фиксации. Поспешность в организации системы фиксированных курсов обернулась девальвациями 1949 г. Кризис фунта стерлинга и последовавшая череда девальваций только усугубили предубеждение МВФ против плавающих курсов. Позиция Фонда, в конечном счете, привела к административному переходу от системы регулируемой фиксации (как изначально планировали архитекторы Бреттон-Вудса) к системе неизменной фиксации.
1.25 1.2
1.15 1.1 -1.05 -1
0.95 f 0.9
I
Н-
f L L г !■ L
-+—I-
I I I-
I I I
I I I—I I I I I I I I—I—+
-I—I—I I I I
За единицу принято значение индекса по состоянию на начало XX в.
Рис. 2. Биржевой график годового индекса канадского доллара: период фиксации в 1962-1970 гг.
С точки зрения событий в международной экономике на престиж Фонда повлияло несколько событий. Нобелевский лауреат по экономике 1999 г. профессор Колумбийского университета Нью-Йорка Роберт Манделл связывает подрыв престижа МВФ в период неконвертируемых валют с тремя событиями6. Первым их них была французская девальвация в январе 1948 г. Одновременно с девальвацией Франция, стремясь накопить достаточный объем валютных резервов, ввела систему множественных валютных курсов. По импортным операциям действовал фиксированный обменный курс в 214,39 франков за доллар, а по туристическим и финансовым сделкам — плавающий курс. Эффективный курс обмена «твердых» валют составлял 260,26 франков, а «мягких» валют — 214,39 франков за доллар. Система множественных валютных курсов позволила создать искусственные условия арбитража и стимулировать реэкспорт в США через Францию. В наказание за нарушение Устава МВФ Франция была лишена доступа к финансовым ресурсам Фонда до 1952 г. Система множественных валютных курсов просуществовала недолго. Французские власти ввели ее в действие в октябре 1948 г. и унифицировали курсы после девальвации в 1949 г. В связи с тем, что Франция имела возможность воспользоваться американской помощью по Плану Маршалла, эффект запрета МВФ на получение кредитов оказался незначительным.
Вторым событием, способствовавшим подрыву престижа МВФ, была девальвация фунта стерлинга в сентябре 1949 г. Руководство Фонда было извещено о девальвации только за 24 ч до ее проведения. Кроме того, размер девальвации оказался больше, чем рекомендовали эксперты МВФ. Действия денежных властей Великобритании напрямую противоречили Уставу Фонда, в котором оговаривалось, что при девальвации более 10% страна обязана проинформировать Фонд за 72 ч и ждать его соглашения или запрета. Девальвация фунта показала неспособность МВФ противостоять главным участникам системы, если они ставят национальные интересы выше международных.
Наконец, третьим событием, способствовавшим подрыву престижа МВФ, было решение Канады отпустить канадский доллар в свободное плавание в сентябре 1950 г. Столкнувшись с притоком капитала из Соединенных Штатов Америки, Банк Канады решил пойти на эксперимент с плаванием и не рисковать с неадекватной ревальвацией. В сентябре 1950 г. канадский доллар отправился в свободное плавание, что было довольно нелицеприятно воспринято в МВФ. Одностороннее решение Канады выглядело ослаблением обязательств, скреплявших международную валютную систему, по этой причине руководство Фонда предпочло интерпретировать канадскую политику валютного курса как расширение коридора допустимых колебаний. Канадские денежные власти уверили руководство Фонда, что плавание является «временным», до тех пор пока новое равновесие на валютном рынке не будет достигнуто. Однако в действительности канадский доллар находился в плавании до мая 1962 г. (рис. 2). Курс канадского доллара в период плавания вел себя достаточно спокойно, пресловутые дестабилизирующие спекуляции никак себя не проявляли. Это в дальнейшем значительно ослабило аргументы МВФ против плавающих курсов.
6 Mundell R. Problems of International Monetary System / Monetary Problems of the International Economy (eds.) Mundell R. and Swoboda A. - Chicago: Chicago University Press. - P. 21-38.
{Продолжение следует)