ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
А.Н. Изотова, студент
Научный руководитель: А.А. Мигел, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-10-1-154-158
Аннотация. В научной статье обозначена актуальность исследования практики перемещения товаров для личного использования через таможенную границу Российской Федерации. Автором выделены действующие ограничения, обозначены важные преференциальные возможности. Анализ действующей таможенно-льготной политики в области таможенного регулирования перемещения товаров данной категорией лиц показал целесообразность определения направлений решения существующих проблем. Информационная осведомленность о правилах процесса перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу оптимизирует принятие качественных решений, способствует минимизации потенциальных издержек и улучшению взаимодействия с таможенными органами страны.
Ключевые слова: перемещение товаров физическими лицами, ввоз товаров беспошлинно, преференции физическим лицам, обеспечение уплаты таможенных платежей, льготный порядок таможенного контроля.
При перемещении товаров для личного использования через таможенную границу физические лица должны быть информированными в части применения существующих льгот, среди которых возможность освобождения от уплаты таможенных платежей и дополнительных налогов. Например, абсолютная неуплата пошлин и налогов ориентирована на людей при ввозе ими ценностей культуры. Также, беженцы и вынужденные переселенцы при переезде на место жительства в России получают право ввозить беспошлинно товары, бывшие в использовании и купленные ими до въезда на территорию РФ. Такой преференцией физические лица могут пользоваться в течение 3-х лет с момента получения соответствующего статуса.
Перемещение товаров через границу с уплатой таможенных платежей по единым ставкам может быть реализовано в случае, если ввоз/вывоз товаров осуществляется физическими лицами в личных, а не в коммерческих целях.
Современная таможенно-льготная политика РФ дает право оплачивать пошлину со сниженными ставками и претендовать
на возврат ранее внесённых платежей или совсем не платить пошлину [1].
Отметим, что суммарный объем предоставленных льгот по уплате таможенных платежей в 2020 году (по РФ) составил 767 млрд. рублей, что на 69% больше по сравнению с предыдущим годом (в 2019г. -453 млрд. рублей, в 2018г. - около 364 млрд. рублей). Основная доля преференций по уплате таможенных платежей, предоставленных в 2020 году, приходилась на льготы, предоставленные в отношении определенных групп товаров:
- технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в России -183 млрд. рублей (24% от суммы льгот);
- гражданские воздушные суда - 139 млрд. рублей (18% от суммы льгот);
- товары, вывозимые из РФ и произведенные при осуществлении деятельности по добыче нефти и газа на участке недр -137 млрд. рублей (18% от суммы льгот);
- товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции, - 89 млрд. рублей (12% от суммы льгот);
- медицинские товары - 71 млрд. рублей (9,3% от суммы льгот).
Выделим важность реализации мер правового регулирования обеспечения уплаты таможенных платежей [2]. За 2020 год таможенными органами РФ принято обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов на сумму более 762 млрд. рублей, что на 15п.п. превышает значение показателя 2019 года (648 млрд. рублей в 2019 году и 638 млрд. рублей в 2018 году).
Ключевую часть данного показателя (около 578 млрд. рублей или 76%) составляет поручительство, принятое таможенными органами.
За 2020 год таможенными органами принято прочти 20 тыс. банковских гарантий на сумму более 147 млрд. рублей, что на 7,5п.п. больше показателя предыдущего года (в 2019г. - 18,5 тыс. банковских гарантий на сумму 116 млрд. рублей, в 2018г. - 20 тыс. на сумму более 115 млрд. рублей).
Денежный залог в 2020 году был принят на сумму более 37 млрд. рублей (в 2019г. -более 40 млрд. рублей, в 2018г. - 39 млрд. рублей). Уменьшение суммы залога обусловлено повышением использования субъектами внешнеэкономической деятельности банковских гарантий и поручительств. Но, в 2020г. залог имущества в качестве способа обеспечения обязанности по уплате пошлин и налогов не применялся [3].
Выделим, что обеспечение уплаты пошлин и налогов в отношении товаров для своего использования предоставляется в таможенный орган при:
- помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров/ транспортных средств для своего использования, не зарегистрированных на таможенной территории Союза и территории зарубежной страны;
- временном ввозе физическими лицами стран-членов ЕАЭС на таможенную территорию Союза транспортных средств, зарегистрированных на территории зарубежных стран.
В 2020 году по сравнению с 2019 годом в 2 раза вырос показатель поступлений от ввоза товаров для личного использования,
доставляемых перевозчиком и пересылаемых по алгоритмам международной электронной торговли (почти 2 млрд. рублей в 2020г., около 1,0 млрд. рублей в 2019 г., 16 млрд. рублей в 2018 г.), что определено уменьшением нормы, в рамках которой такие продукты могут поступать в страну без уплаты таможенных платежей (с 500 до 200 евро).
Актуальной проблемой при таможенном оформлении товаров является вопрос незаконного их ввоза для персонального использования и уклонение от обязательной уплаты пошлин и налогов, например, путем не декларирования, либо недостоверного представления валютных сумм. Такая возможность появилась благодаря процедурам упрощенного порядка, применяемым к физическим лицам. К примеру, в Германии ввоз/вывоз наличной валюты не ограничен. Имеется лишь обязательное письменное декларирование перемещаемых средств (при условии, если сумма более 15 тысяч евро) [4].
В сложившихся условиях прямое уклонение от налогов и таможенных платежей становится возможным в том числе по результатам формирования и действия льготного порядка таможенного контроля при ввозе/вывозе товаров физическими лицами для личного применения.
Следует отметить ситуацию, возникающую в условиях предоставления режима упрощенного перемещения товаров физическими лицами при использовании услуг частных перевозчиков [5]. В таком положении возможно формирование партии товаров, которые ввозятся для коммерческих целей. Отсюда уход от уплаты таможенных пошлин.
Выборочный контроль со стороны уполномоченного сотрудника выступает не самым оптимальным методом проведения таможенного контроля. Современные условия оперативного досмотра также требуют анализа и развития. Проблема данного вида контроля заключается в том, что невозможно досмотреть всех подозреваемых лиц. Да и не все подозрительные лица являются потенциальными нарушителями законодательства страны. При де-
кларировании валютных средств сотрудник таможенного органа так же проводит контроль по выборочной методике. Факт существования «зеленого» и «красного» коридоров при этом во многом способствует ориентированию физических лиц на умышленное сокрытие товаров и их не декларирование.
Существенной проблемой выступает недостаточная ориентированность физических лиц в интерпретации правового языка законодательных актов в вопросах перемещения товаров через таможенную границу России и ЕАЭС.
В системе таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами, остаются не в полной мере реализованными проблемы:
- отсутствие единого подхода к досмотру пассажиров;
- не совершенность методики поиска запрещенных к ввозу/вывозу товаров (отдельные лица пользуются «зеленым статусом» при перевозке незадекларированного товара);
- высокая затратность времени в условиях увеличения объема пассажиропотока;
- неясность в том, как должно выглядеть заявление физического лица о перемещаемых товарах в устной форме [6].
Вступление в силу Договора о ЕАЭС во многом способствует совершенствованию процесса перемещения физическими лицами товаров через таможенную границу, в том числе через принятие «дорожной карты», ориентированной на решение противоречий, возникающих при перемещении товаров в ЕАЭС. Кстати, имеющиеся в настоящий момент недостатки системы уплаты таможенных платежей при ввозе товаров физическими лицами являются барьером при проведении таможенных операций с товарами в сроки, указанные в ТК ЕАЭС. Отсюда, важность стимулирования процесса цифровизации информационного обмена между таможенными службами и физическими лицами о движении денежных средств, который, в свою очередь, будет способствовать сокращению сроков доведения информации о по-
ступлении денежных средств на счета таможенных органов.
Полноценный переход на современные технологии администрирования обеспечения таможенных пошлин и налогов в электронном виде будет содействовать снижению сроков предоставления и принятия обеспечения, уменьшению объема бумажного документооборота и предотвращению случаев нарушения законодательства.
Развитие электронного документооборота при сотрудничестве таможенных органов, плательщиков и коммерческих банков позволит минимизировать издержки по проведению таможенных процедур.
Информация о правилах перемещения товаров через таможенную границу РФ (ЕАЭС) должна быть доступной и понятной. Варианты ее предоставления: информационные стенды, рассылка сообщений на средства мобильной связи и другие способы современных коммуникаций [7].
При перемещении через таможенную границу РФ (ЕАЭС) сопровождаемого багажа физическими лицами обязательно оформляется пассажирская таможенная декларация (электронный документ). Отсюда соответствующие действия и возникающие проблемы. Среди которых:
- развитие нормативной базы и внесение коррективов в действующие документы;
- совершенствование мобильного приложения, работающего на актуальных платформах, применяемых в мобильных устройствах;
- размещение в пунктах пересечения таможенной границы ЕАЭС специализированных терминалов;
- обеспечение надежных каналов WI-FI-связи в пунктах пересечения таможенной границы ЕАЭС и поддержание возможности бесплатного выхода в Интернет-каналы.
В развитие полномочий ФТС России следует акцентироваться на определении:
- четкого перечня критериев повышения эффективности таможенного контроля;
- алгоритма, определяющего последовательность действий при проведении таможенного контроля в отношении товаров,
перевозимых через таможенную границу вождаемом или несопровождаемом бага-ЕАЭС физическими лицами; же, в международных почтовых отправле-
- механизма фиксирования факта про- ниях и т.д.) [8].
ведения таможенного контроля; Вывод: внедрение в практику таможен-
- порядка реализации действий, направ- ной деятельности предлагаемых рекомен-ленных на завершение операций контроля даций будет способствовать оптимизации относительно товаров, перевозимых физи- процесса перемещения товаров физиче-ческими лицами через таможенную грани- скими лицами, улучшению взаимодей-цу ЕАЭС; ствия с таможенными органами ЕАЭС при
- правил проведения контроля товаров, учете интересов всех участников данного перевозимых физическими лицами с при- процесса.
менением различных способов (в сопро-
Библиографический список
1. Мигел А.А., Алексашкина Н.И. Тарифные льготы: сущность и условия их предоставления, основные направления по совершенствованию практики применения в условиях функционирования ЕАЭС // Дневник науки. 2020. №5 (41). С. 47
2. Непарко М.В. Правовое регулирование таможенного администрирования в Российской Федерации // В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Гуманитарные науки» 2018. С. 357-365
3. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» (за 2018-2020 гг.). - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения 03.03.2021 г.)
4. Филиппов М.И., Мосеенкова А.О., Мигел А.А. Развитие форм торгово-экономического сотрудничества России и Германии в санкционных условиях // Вектор экономики. 2019. № 12(42). С. 47
5. Шаурина О.С., Лесина Т.В., Мигел А.А. Услуги таможенных представителей: проблемы оказания и пути повышения качества// Russian Economic Bulletin. 2021. Т.4. № 3. С. 171-176
6. Мигел А.А., Волкова К.А. Особенности перемещения и направления совершенствования порядка вывоза отдельных категорий товаров в таможенной практике Российской Федерации//Тенденции развития науки и образования. 2021. №69-3. С.135-137
7. Гомон И.В., Ахмедзянов А.А., Непарко М.В., Постнова А.В. Современное состояние и направления развития внешнеэкономической и таможенной деятельности России // Экономика и предпринимательство. 2018. №2(91). С.80-87
8. Петрушина О.М., Борисов С.В. Направления по совершенствованию таможенного сотрудничества в рамках ЕАЭС // В сборнике: Проблема модернизации Российской экономической системы в санкционных условиях. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 208-210
MOVEMENT OF GOODS BY INDIVIDUALS ACROSS THE CUSTOMS BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND SOLUTIONS
A.N. Izotova, Student
Supervisor: A.A. Miguel, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The scientific article indicates the relevance of the study the practice of moving goods for personal use across the customs border of the Russian Federation. The author has highlighted the current restrictions, indicated important preferential opportunities. An analysis of the current customs-preferential policy in the field of customs regulation of the movement of goods by this category of persons showed the feasibility of identifying directions for solving existing problems. Information awareness about the rules of the process of movement of goods by individuals across the customs border optimizes the adoption of quality decisions, helps to minimize potential costs and improve interaction with the customs authorities of the country.
Keywords: movement of goods by individuals, import of goods duty-free, preferences for individuals, ensuring the payment of customs payments, preferential procedure for customs control.