Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности таможенных органов по организации таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС'

Совершенствование деятельности таможенных органов по организации таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3937
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ПУНКТ ПРОПУСКА / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сумина Н. В., Малышкина А. Ю.

В статье проанализированы положения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в части использования таможенной процедуры таможенного контроля товаров, перемещаемых через границу. Раскрыты направления совершенствования таможенного декларирования при перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС, которые предусматривают совершенствование информирования физических лиц, механизмов таможенного регулирования и нормативно-правовой базы, а также подачу пассажирской таможенной декларации в электронном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES FOR THE ORGANIZATION OF CUSTOMS CONTROL OF THE GOODS MOVED THROUGH CUSTOMS BORDER OF EАEU

The article analyzes the provisions of the law of the Eurasian economic Union and the legislation of the Russian Federation on customs in terms of the use of the customs procedure of customs control of goods transported across the border. The directions of improvement of customs Declaration in the movement of goods by individuals across the customs border of the EAEU, which provide for the improvement of information of individuals, mechanisms of customs regulation and regulatory framework, as well as the submission of passenger customs Declaration in electronic form.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности таможенных органов по организации таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС»

УДК 339.543 ББК 65.428

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ

ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС

СУМИНА Н.В., МАЛЫШКИНА А.Ю. ОУВО ЮУИУиЭ, Челябинск, Россия e-mail: [email protected], [email protected]

Аннотация

В статье проанализированы положения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в части использования таможенной процедуры таможенного контроля товаров, перемещаемых через границу. Раскрыты направления совершенствования таможенного декларирования при перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС, которые предусматривают совершенствование информирования физических лиц, механизмов таможенного регулирования и нормативно-правовой базы, а также подачу пассажирской таможенной декларации в электронном виде.

Ключевые слова: товары, таможенный контроль, физические лица, декларирование, таможенная территория, пункт пропуска, иностранные граждане.

Актуальность. Огромное значение в обеспечении таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности имеет организация таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств. Вопросы декларирования товаров, контроля за их перемещением физическими лицами актуализировались в связи с увеличением туристического, миграционного потока и свободным перемещением рабочей силы через таможенную границу Евразийского экономического союза. Перемещаемые этими физическими лицами в сопровождаемом багаже товары подвергаются таможенному контролю, осуществляемому в пунктах пропуска должностными лицами таможенных органов. Незнание иностранными гражданами русского или иностранного языка, признанного языком международного общения, нередко затрудняет осуществление операций таможенного контроля, предполагающего применение таких форм, как получение объяснений, проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, личный таможенный досмотр, а также декларирования перемещаемых ими товаров для личного пользования.

Понятие таможенной проверки является универсальным и базовым в теории государственного контроля и надзора. В нормативно-правовом массиве и современных научных исследованиях оно используется в

различных значениях: как совокупность мероприятий, действий; как форма соответствующего контроля; как этап определенной деятельности.

В научных публикациях отечественных ученых нашли отражение различные точки зрения на исследуемую проблему. Таможенному декларированию товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами, посвящены публикации [2, 4, 6, 9, 12], в которых объектом научных исследований являются проблемы

формирования правовой базы Евразийского экономического союза, уточнение правовой основы таможенного декларирования товаров физическими лицами и форм их декларирования, а также критерии, в соответствии с которыми определяется предназначение товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин. В работе [5] подчеркнута необходимость осуществления операций таможенного контроля при декларировании товаров физическими лицами с использованием различных форм таможенного контроля, предусмотренных таможенным кодексом Евразийского экономического союза, если они подпадают под соответствующий профиль риска, что является доказательством

необходимости использования при проведении таможенного контроля, сопровождаемого физическими лицами багажа системы управления рисками.

В работах Мешечкиной Р.П. и Ноздрачева А.Ф., Зырянова С.М., Калмыковой А.В. [10, 12] акцентировано внимание на особенностях, характерных для перемещаемых для личного пользования физическими лицами через таможенную границу Евразийского

экономического союза товаров, отмечается актуальность сокращения временных затрат на осуществление операций таможенного контроля и упрощение технологии его проведения.

Предложения по декларированию перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже товаров в электронной форме и внедрению предварительного декларирования товаров для личного пользования обосновываются в статье [7], где авторская позиция заключается в необходимости разработки нормативной основы для подачи пассажирской таможенной декларации в электронном виде и внесения коррективов в уже действующие нормативные документы. Для электронного декларирования товаров для личного пользования и сопровождаемого багажа, перемещаемых через таможенную границу Евразийского

экономического союза физическими лицами, должно быть создано мобильное приложение, работающее на различных платформах, установлены в пунктах пропуска физических лиц специализированные терминалы, обеспечена надежность каналов '^-Рьсвязи и возможность бесплатного выхода в Интернет.

На необходимость совершенствования таможенного регулирования перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Евразийского

экономического союза, включающего разработку алгоритма исчисления, взимания и контроля за правильностью исчисления и уплатой таможенных платежей физическими лицами, указано в работе Алейникова И.А. Возможность и необходимость использования информационных таможенных технологий при декларировании перемещаемых физическими лицами товаров обосновываются в работе [4]. Результаты обзора приведенных публикаций свидетельствуют, что ни в одной из них не исследовалась проблема языкового барьера должностных лиц таможенных органов и иностранных граждан, перемещающих товары в

сопровождаемом багаже при пересечении таможенной границы Евразийского

экономического союза. Вместе с тем, такая проблема существует, ее решение должно быть основано на результатах научного исследования.

На современном этапе развития мировой экономики именно сфера товаров и услуг, перемещаемых через границу границы Евразийского экономического союза, обеспечивает высокий уровень

производительности экономики, играя важную роль на всех уровнях производственного процесса.

Цель исследования заключается в разработке и обосновании направлений совершенствования таможенного контроля товаров для личного пользования, перемещаемых в сопровождаемом багаже, при пересечении физическими лицами таможенной границы Евразийского

экономического союза.

Основу проведения исследования составляет системный подход, включающий использование научных методов логического анализа, синтеза, индукции и дедукции, экономико-статистической обработки количественных показателей.

Развитие мировой экономики

сопровождается интенсификацией

международного обмена товарами, ресурсами, рабочей силой и расширением взаимодействия государств в сфере туризма, свободного перемещения граждан-резидентов стран дальнего и ближнего зарубежья, а также активизацией научно-технического и производственно-технического сотрудничества стран, входящих в различные региональные интеграционные объединения [13]. Такое сотрудничество включает взаимный обмен специалистами, учеными, студентами в соответствии с заключенными

международными договорами и реализуемыми межгосударственными программами по науке, технике и образованию.

Наряду с развитием культурного обмена, научно-технического и производственно-технического сотрудничества происходит перемещение мигрантов, преимущественно из стран СНГ. Так, в 2015 году их количество составило 8913,4 тыс. человек, в 2016 году -8482,8 тыс. человек, в 2017 году - 8112,6 тыс. человек (табл. 1).

Усиление миграционного законодательства в России несколько ослабило миграционный

поток, но не оказало значительного влияния на таможенную территорию российского общую численность мигрантов, въезжающих на государства.

Таблица 1

Динамика численности иностранных граждан, прибывающих из стран СНГ в Российскую Федерацию в 2015-2017 году (тыс. чел.)__

Страна Численность Темп роста,%

2015 год 2016 год 2017 год 2017 год к

2015 г. 2016 г.

Азербайджан 579,5 520,4 530,1 91,5 101,9

Армения 480,0 468,5 451,6 94,1 94,2

Беларусь 517,8 649,3 697,8 134,8 107,5

Казахстан 597,6 622,3 570,4 95,4 91,7

Киргизия 545,0 562,4 593,8 109,0 105,6

Молдова 561,0 491,3 479,5 85,5 97,6

Таджикистан 999,2 861,0 866,7 86,7 100,7

Узбекистан 2215,8 1785,9 1513,7 68,3 84,8

Украина 2417,6 2521,7 2409,1 99,6 95,5

Всего 8913,4 8482,8 8112,6 91,0 95,6

Несмотря на сложившуюся отрицательную тенденцию, миграционный поток из таких стран как Беларусь и Киргизия в исследуемом периоде возрос и составил в 2015 году 517,8 и 545,0 тыс. человек соответственно. В 2016 году численность прибывших в Российскую Федерацию иностранных граждан из этих республик возросла до 649,3 тыс. человек и 562,4 тыс. человек соответственно, в 2017 году она достигла 697,8 тыс. человек, прибывших из Республики Беларусь, и 593,8 тыс. человек, въехавших на территорию Российской

Федерации из Киргизской Республики. Прирост численности граждан Республики Беларусь, прибывших на таможенную территорию Российской Федерации, за исследуемый период составил 180,0 тыс. человек или 34,8%. Численность мигрантов из Киргизской республики за период с 2015 по 2017 год возросла на 48,8 тыс. человек или 8,9%. Страновую географию иностранных граждан, прибывающих на таможенную территорию Российской Федерации, наглядно иллюстрирует рисунок 1.

Рис. 1. Страновая география иностранных граждан, прибывающих на таможенную территорию Российской Федерации,

тыс. чел.

Доля мигрантов, прибывших в Россию из таких стран, как Азербайджан, Армения, Молдова, Украина, в исследуемом периоде остается стабильной. При этом наиболее многочисленным является миграционный поток граждан Украины. Их численность в 2015 году

составляла 2417,6 тыс. человек (27,1% от общей численности граждан, прибывших в Российскую Федерацию и з стран СНГ), в 2016 году - 2521,7 тыс. человек (29,8%), в 2017 году - 2409,1 тыс. человек (29,7%), что объясняется сохранением периодических военных действий на

территории восточных областей Украины и близостью к России приграничных территорий (таблица 2).

Значительный удельный вес в общей численности занимают мигранты из таких стран, как Узбекистан и Таджикистан. При этом если

доля мигрантов из Таджикистана в исследуемом периоде незначительно, но возрастала, то доля мигрантов из Узбекистана имеет ярко выраженную тенденцию к уменьшению (табл. 2).

Таблица 2

Пребывание иностранных граждан из СНГ в РФ в ^ 2015-2017 году (тыс. чел)

Страна 2015 год 2016 год 2017 год

Кол-во, чел. Уд. вес, Кол-во, Уд. вес, Кол-во, Уд. вес,

% чел. % чел. %

Азербайджан 579,5 6,5 520,4 6,1 530,1 6,5

Армения 480,0 5,4 468,5 5,5 451,6 5,6

Беларусь 517,8 5,8 649,3 7,6 697,8 8,6

Казахстан 597,6 6,7 622,3 7,3 570,4 7,0

Киргизия 545,0 6,1 562,4 6,7 593,8 7,3

Молдова 561,0 6,3 491,3 5,8 479,5 5,9

Таджикистан 999,2 11,2 861,0 10,1 866,7 10,7

Узбекистан 2215,8 24,9 1785,9 21,1 1513,7 18,7

Украина 2417,6 27,1 2521,7 29,8 2409,1 29,7

Всего 8913,4 100,0 8482,8 100,0 8112,6 100,0

Следует отметить рост туристического потока в Россию из Китайской народной республики, численность которого возросла за период с 2008 года по 2015 год на 537,6 тыс. человек или 65,9% и достигла в 2017 году тыс. человек.

Все физические лица, пересекающие таможенную границу, имеют право перемещать в сопровождаемом багаже товары для личного

пользования. Товары, перемещаемые физическими лицами зарубежных стран следующими различными видами транспорта через таможенную границу Евразийского экономического союза, подлежат выборочному таможенному контролю с применением следующих форм таможенного контроля, предусмотренных таможенным кодексом Евразийского экономического союза (рис. 2).

Рис. 2. Формы таможенного контроля, применяемые должностными лицами таможенных органов при перемещении товаров физическими лицами

Применение вышеперечисленных форм таможенного контроля предполагает общение должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль, с физическими лицами зарубежных стран, которые не всегда владеют русским языком, а должностные лица таможенных органов, как правило, не обладают в должной степени знанием иностранного языка для общения с

участниками процесса перемещения товаров в международном транспортном сообщении. Полное или частичное отсутствие знания русского языка выявляется как у граждан бывших союзных республик, так и у граждан стран дальнего зарубежья. Следует отметить, что не все граждане стран-членов Евразийского экономического союза владеют русским языком, что создает дополнительные сложности

в общении с ними при осуществлении операций таможенного контроля, увеличивает время, необходимое для его проведения, влечет за собой получение искаженных сведений, полученных при опросе.

Предполагаемое введение Украиной начиная с 2018 года визового режима с Российской Федерацией и принятие Россией ответных мер повлекут за собой необходимость усиления таможенного контроля на таможенной границе Украины с Россией, получения сведений от физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации и других стран-членов Евразийского

экономического союза, предусмотренных Таможенным кодексом ЕАЭС.

В настоящее время существует проблема общения должностных лиц таможенных органов с гражданами бывших союзных республик и стран дальнего зарубежья, пересекающих с товарами таможенную границу России и не владеющих русским языком. Поэтому возникает необходимость введения в качестве одного из профессиональных требований должностного регламента должностных лиц таможенных органов, а также требования к кандидатам на замещение вакантной должности инспекторского состава знание иностранного языка, введение в штат таможенных органов специалиста, имеющего лицензию на осуществление переводческой деятельности или возможность привлечения переводчика на договорной основе, имеющего лицензию на осуществление этого вида профессиональной деятельности.

При проведении международных

мероприятий на территории Российской Федерации большую помощь иностранным гражданам, не владеющим русским языком, оказывают волонтеры, одним из требований к которым является знание иностранного языка. При этом они не несут никакой ответственности за качество перевода, содержание предоставляемой информации, она не предназначена для дальнейшего использования официальными органами.

При проведении таможенного контроля должностные лица таможенных органов на основании полученной информации принимают решения, которые, в случае выявления нарушений таможенного законодательства, влекут за собой административную или уголовную ответственность.

Значение данной проблемы, необходимость ее решения возрастают из года в год, так как

растет число не владеющих не только английским, признанным языком

международного общения, но и русским языком, мигрантов, пересекающих таможенную границу Российской Федерации и Евразийского экономического союза. Это осложняет проведение таможенных операций таможенного контроля, необходимость в котором возрастает в связи с угрозой терроризма, представителями которого нередко являются граждане стран Ближнего Востока и среднеазиатских стран. К решению этой проблемы следует привлекать компетентные органы России, стран-членов Евразийского экономического союза и на основе изучения мирового и зарубежного опыта принимать взвешенные решения,

обеспечивающие результативность проведения таможенных операций применяемых форм таможенного контроля.

Увеличение миграционного и туристического потоков влечет за собой повышение нагрузки на должностных лиц таможенных органов при осуществлении операций таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами, пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза. Следует учесть, что в составе туристов и мигрантов могут быть члены террористических группировок. Проведение таможенного контроля этих лиц должно быть особенно тщательным, что позволит выявить и предотвратить ввоз на таможенную территорию стран-членов Евразийского экономического союза запрещенных и ограниченных к ввозу товаров, а также товаров, являющихся контрабандой.

В Уголовном кодексе как Российской Федерации, так и Республики Казахстан, Республики Беларусь и Республики Кыргызстан для всех перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров предусмотрена единая объективная сторона преступлений, основу которой составляют действия, выражаемые в перемещении таможенную границу

ограниченных и запрещенных в гражданском обороте товаров, перемещаемых с сокрытием от таможенного контроля или вне таможенного контроля. При этом внимание не акцентировано на случаях обманного использования документов или средств таможенной идентификации при перемещении физическими лицами незадекларированных или недостоверно задекларированных товаров.

Вышеизложенные обстоятельства,

возникновение которых обусловлено перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза иностранных граждан, не владеющих русским и другими иностранными языками, признанными в международном деловом обороте, а также недостаточное владение иностранным языком или отсутствие знаний по иностранному языку у должностных лиц таможенных органов для общения с пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза иностранными гражданами с туристической целью, с частным визитом или в качестве мигрантов послужили побудительным мотивом к обсуждению данной проблемы.

Представляется возможным решение проблемы повышения результативности таможенного контроля товаров, перемещаемых иностранными гражданами, путем определения конкретных таможен или пунктов пропуска для граждан определенной национальности. Эти пункты пропуска следует укомплектовать должностными лицами, владеющими иностранным языком для общения с физическими лицами национальности, составляющей основной миграционный поток в данном регионе.

Такая возможность предусмотрена п. 2 ст. 205 таможенного кодекса Евразийского

экономического союза, где Федеральной таможенной службе России предоставлено право определять таможенные органы, где должно осуществляться декларирование отдельных видов товаров, производиться выполнение таможенных операций в отношении определенных категорий товаров, должностными лицами таможенных органов, обладающих специальными познаниями о таких товарах.

Для упрощения процедуры таможенного контроля в таких пунктах пропуска возможно обустройство системы двойного коридора. Требования к обустройству такой системы в местах прибытия товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза и убытия с этой территории нашли отражение в решении комиссии Евразийского экономического союза от 20 мая 2010 года №259, а также в приказе ФТС России от 9 августа 2010 года №147.

При поступлении на службу целесообразно предусмотреть в качестве одного из требований, предъявляемых к кандидатам на замещение вакантной должности в таможенных органах, знание иностранного языка для общения с физическими лицами национальности, составляющей основной миграционный поток.

Список литературы

1. Алейников И.А. Совершенствование таможенного регулирования перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза / И.А. Алейников, Р.П. Мешечкина, А.Ю. Антонов // Актуальные вопросы современной науки и практики материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов: в трех ч. - Белгород, 2016. - С. 244-255.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Аношкина З.С. Совершенствование таможенного контроля товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях /З.С. Аношкина, П.Н. Афонин //Молодой ученый. - 2017. - №9. - С. 89-94.

3. Арский А.А. Информационная логистика во внешнеэкономической деятельности / А.А. Арский //Мир современной науки. - 2015. - №3. - С. 48-51

4. Арский А.А. Хронометраж линейного логистического процесса и управленческие науки / А.А. Арский // Управленческие науки. - 2014. - №2. - С. 52-55.

5. Бакаева О.К. Проблемы соотношения частных и публичных интересов в условиях формирования правовой базы Таможенного союза / О.К. Бакаева //Юридический мир. - 2010. - №6. - С. 44-47.

6. Бекяшев К.А. Таможенное право /К.А. Бекяшев. -М.: Проспект, 2015. - 328 с.

7. Гавриков И.В. Таможенная служба как вид государственной службы /И.В. Гавриков. - Самара, 2018. - 311 с.

8. Костин А.А. Перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами: проблемы и пути их решения /А.А. Костин, Е.И. Дорохова //Белгородский университет потребительской кооперации. - 2009. - №2. - С. 113-118.

9. Мартынов А.В. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора как необходимое условие снижения давления на бизнес /А.В. Мартынов //Юрист. - 2016. - №18. - С. 22-27.

10. Мешечкина Р.П. Внешнеторговая деятельность: теоретический аспект / Р.П. Мешечкина, С.И. Шиленко, А.Ю. Антонов //Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2017. - №4(65). - С. 75-85.

11. Мешечкина Р.П. Инновационное развитие России: региональный аспект и перспективы международного сотрудничества / Р.П. Мешечкина, С.И. Шиленко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2016. - №3(59). - С. 62-77.

12. Ноздрачев А.Ф. Реформа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля /А.Ф. Ноздрачев, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова //Журнал российского права. - 2017. - №9. - С. 34-46.

13. Певнев А. Соглашение Таможенного союза о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования /А. Певнев // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2010. - №44. - С. 14-15.

IMPROVEMENT OF ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES FOR THE ORGANIZATION OF CUSTOMS CONTROL OF THE GOODS MOVED THROUGH

CUSTOMS BORDER OF EАEU

SUMINA N. V., MALYSHKINA A.U. EI HE SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected], [email protected]

Abstract

The article analyzes the provisions of the law of the Eurasian economic Union and the legislation of the Russian Federation on customs in terms of the use of the customs procedure of customs control of goods transported across the border. The directions of improvement of customs Declaration in the movement of goods by individuals across the customs border of the EAEU, which provide for the improvement of information of individuals, mechanisms of customs regulation and regulatory framework, as well as the submission of passenger customs Declaration in electronic form.

Keywords: goods, customs, individuals, customs Declaration, customs area, checkpoint foreign nationals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.