УДК 657.1
ПЕРЕХОД НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА
Башкатов Вадим Викторович к.э.н., старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета
Малых Евгения Евгеньевна студент учетно-финансового факультета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В данной статье рассматривается переход на упрощенную систему налогообложение как один из способов оптимизации налогообложения экономического субъекта. Т акже рассмотрены преимущества данного режима, порядок расчета суммы нало га исходя из выбранной налоговой базы
Ключевые слова: НАЛОГ, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Налоги -это один из важнейших элементов финансовых и экономических отношений хозяйствующего субъекта. В то же время, налоги обеспечивают государству выполнение возложенных на него важных и сложных для общества оборонной, административной и хозяйственной функций, и это предопределяет фискальную роль налогов в государстве.
Изменяя величину сосредоточенных в бюджете финансовых ресурсов, государство оказывает воздействие на экономическое поведение налогоплательщиков, тем самым проявляя регулирующую роль налогов. Налоги играют важнейшую роль в экономической политики государства, с реализацией которой интенсивно связано развитие общества.
В соответствии сост. 8 Налогового Кодекса РФ, «налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денеж-
UDC 657.1
TRANSFER TO THE SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM AS A WAY OF OPTIMIZATION TAXATION OF ECONOMIC ACTORS
Bashkatov Vadim Viktorovich Cand^ron^^., sеniоr lecturer оf ^ Acwunting thеоry sub-faculty
Malykh Eugeniya Evgenevna
studеnt оf ^ Acwunting and financial dеpartmеnt
Kuban State Agrarian University,
Krasnodar, Russia
This article discusses the transition to a simplified system of taxation as one of the ways of tax optimization for an economic entity. It also discusses the benefits of this mode, the procedure for calculating the - amount of tax on the basis of selected tax base
Кеудаз^: TAX, TAX POLICY, TAX OPTIMIZATION, SIMPLIFIED TAX SYSTEM
ных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [3].
Одним из основополагающих факторов развития любого бизнеса является налоговая политика государства.
Налоговая политика государства представляет собой совокупность экономических финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развитие экономики страны за счёт перераспределения финансовых ресурсов. Все это объяснят значение налогов в государстве и постоянный интерес общества к проблемам налогообложения.
Вследствие всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что исследуемая нами тема является актуальной, так как развитие предпринимательства, в первую очередь среднего и малого, становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране.
Любая коммерческая организация стремиться получить больше прибыли, при этом снизить свои расходы путем минимизации величины уплачиваемых налогов. Для того чтобы организация развивалась, успешно действовала наряду с другими конкурентами, необходимо соблюдать компетентно спланированную налоговую политику организации, позволяющую эффективно осуществлять налоговую оптимизацию.
Оптимизация налогообложения, простыми словами, - это поиск путей, позволяющих сэкономить на налогах. Налоговая оптимизация - также один из факторов «выживаемости» организации, ее конкурентоспособности, который имеет не менее важное значение, чем технологическая или финансовая оптимизация.
Оптимизация налогообложения - это не просто уменьшение какого-нибудь налога, а составная часть главной стратегической задачи, стоящей
перед системой управления экономическим субъектом - увеличение всех финансовых ресурсов предприятия[5, с.38].
Оптимизация налогообложения (налоговая оптимизация) - это целенаправленные правомерные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение величины налоговых обязательств, заключающиеся в использовании всех предоставленных законодательством налоговых льгот, освобождений и иных законных приемов и способов минимизации налогов [5, с.40].
Тесная связь управленческого учета с оптимизацией налогообложения выражается в том, что при реализации схем налогового планирования, по сути, происходит управление налогооблагаемой базой, т.е. рассматриваются разные варианты и выбирается лучший с позиции снижения налоговых платежей и роста доходов экономического субъекта. А ведь именно данные вопросы стоят перед управленческим учетом[6, с.27].
Управленческий учет для целей налогообложения - это система учета, сбора и обобщения финансовой, налоговой и производственной информации с целью оптимизации налогообложения экономического субъекта путем реализации стратегических и тактических задач[1, с.62].
Одним из законных способов налоговой оптимизации является переход на упрощённую систему налогообложения.
В связи с изменениями, произошедшими в законодательстве о налогах и сборах, более подробно рассмотрим условия для перехода на упрощенную систему налогообложения (УСНО). Цель проводимого нами исследования состоит в том, чтобы рассмотреть требования к переходу на УСНО в соответствии с изменениями налогового законодательства, вступившими в силу с 1 января 2014 г.
Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу соответствующей главы в НКРФ.
Согласно п. 3 ст. 346.12 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщики имеют право переходить на упрощенную систему налогообложения добровольно. Однако организации, имеющие филиалы и представительства, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, организации, занимающиеся игорным бизнесом не вправе применять упрощенный налоговый режим.
В случае перехода на данную систему налогообложения организации вместо налога на прибыль (кроме налога с прибыли от дохода в виде дивидендов и от операций с отдельными видами долговых обязательств), налога на добавленную стоимость и налога на имущество организации, уплачивают единый налог.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предполагает уплату того же единого налога вместо:
- налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам в размере 35 и 9%, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);
- налога на добавленную стоимость;
- налога на имущество (в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности).
Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, не уплачивают НДС, за исключением сумм этого налога, подлежащих уплате при ввозе товаров на российскую таможенную территорию, а также НДС при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества, в случае, если налогоплательщик выставляет счет-фактуру, где указан НДС. Все другие налоги,
предусмотренные российским налоговым законодательством, уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.
Налоговым кодексом РФ установлены условия перехода от общего режима налогообложения на упрощенную систему:
- организация имеет право перейти на упрощённую систему налогообложения если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доходы не превысили 45 млн. руб. При этом указанная величина предельного размера доходов организации подлежит индексации на коэффициент - дефлятор. Данный коэффициент ежегодно определяется и официально опубликовывается в порядке, установленном Правительством РФ. На 2013 г. установлен в размере, равном 1.
- присущим условием перехода на упрощенную систему налогообложения является соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями средней численности работников, которая за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек;
- не имеют права перехода организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 %;
- организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определенная в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета, превышает 100 млн. руб., так же лишаются права перейти на упрощённую систему налогообложения.
Действия, которые должен предпринять налогоплательщик для того, чтобы перейти на упрощенную систему, рассмотрим ниже:
1. В соответствии с п. 1 ст. 346.13, Налогового Кодекса РФ предприятия и индивидуальные предприниматели, желающие перейти на упрощенную систему налогообложения, должны подать соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации (месту жительства) в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с
которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения. Если заявление о переходе в названный срок подано не было, то переход будет возможен только с начала следующего года. В заявлении организации должны указать размер доходов за 9 месяцев текущего года и сообщить о выборе объекта налогообложения - доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов; предприниматели сообщают только о выборе объекта налогообложения.
Выбор объекта налогообложения должен быть произведен до начала налогового периода, в котором планируется переход на упрощенную систему подачи заявления. Если же налогоплательщик передумал и изменил свое решение после подачи заявления о переходе, то ему следует уведомить налоговый орган об этом факте не позднее 20 декабря года подачи заявления (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение налогового периода. Поэтому изменить объект налогообложения можно будет только в следующем году.
Налоговым Кодексом РФ не предусмотрена выдача налогоплательщику патента или иного свидетельства на право применения упрощенной системы налогообложения. Следовательно, можно сделать вывод о том, что переход на упрощенную систему фактически осуществляется в уведомительном, а не в разрешительном порядке.
2. Правило о том, что переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется только с начала нового года, не распространяется на вновь созданных и зарегистрированных налогоплательщиков. Такие организации и предприниматели вправе подать заявление о желании применять упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах и применять в этом случае упрощенную систему с момента регистрации независимо от того, на какой период календарного года этот момент приходится.
Приведенное положение является дополнительным подтверждением осведомительного характера перехода на упрощенную систему налогообложения. Постановка налогоплательщика на учет осуществляется налоговым органом в течение пяти дней со дня подачи необходимых документов.
Рассчитаем на примере ООО «Анприс», разницу в сумме уплачиваемого налога по упрощенной системе налогообложения на общем режиме налогообложения. А также определим, насколько выгодно применять тот или иной объект налогообложения, и, как следствие, ту или иную ставку налога, находясь на упрощенной системе налогообложения.
Основными видами деятельности ООО «Анприс» является розничная торговля продовольственными товарами и организация общественного питания.
Рассмотрим в таблице 1 сумму налога, рассчитанную исходя из выбранного режима, и сравним полученные результаты. За объект налогообложения при УСНО возьмем доходы, уменьшенные на величину расходов.
Таблица 1 - Сумма налога к уплате ООО «Анприс» за 2013г.
Показатель, тыс. руб. Общий режим налогообложения Упрощенная система налогообложения
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг 15283 15283
в том числе НДС («исходящий») 2331 -
Расходы на оплату труда 2000 2000
Страховые взносы во внебюджетные фонды 620 620
Прочие расходы 4000 4000
Остаточная стоимость основных средств 401 401
Налог на имущество 9 -
«Входящий» НДС 800 800
Итого расходов 6629 7420
НДС к уплате в бюджет 1531 -
Налогооблагаемая база по налогу на прибыль/ по упрощённому налогу 6323 7863
Сумма налог на прибыль/ упрощенного налога 1265 1179
Сумма налогов и взносов к уплате 3425 1799
Из представленных данных таблицы 1 видим, что 2013 г. ООО «Анприс» получило выручку в размере 15283 тыс. руб. (в том числе НДС) при этом расходы на оплату труда составили 2000 тыс. руб., «входящий» НДС равен 800 тыс. руб., прочие расходы составили 4000 тыс. руб. Все расходы документально подтверждены. Остаточная стоимость основных средств равна 401 тыс. руб. Совокупный тариф страховых взносов во внебюджетные фонда- 30 %, тариф взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - 1 %. Общая сумма взносов составит 620 тыс. руб. (2000 тыс. руб. * 31 %).Налог на имущество составит 8,8 тыс. руб. (401 тыс. руб. * 2,2 %). НДС к уплате в бюджет равен 1531,3 тыс. руб. (2331,3 тыс. руб. - 800 тыс. руб.).
Исходя из рассчитанных показателей, следует, что при общей системе налогообложения сумма налогов и взносов составит 3424,7 тыс. руб., а при упрощенной системе налогообложения- 1799,5 тыс. руб. Следовательно, можно сделать вывод, что экономическая выгода от нахождения ООО «Анприс» на упрощенной системе налогообложения составит 1625,2 тыс. руб.
Предположим, что показатели ООО «Анприс» удовлетворяют всем выше рассмотренным условиям и данная организация находится на упрощенной системе налогообложения. Перейдя на упрощенную систему налогообложения необходимо выбрать подходящий для организации объект налогообложения - «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Для того чтобы принять верное управленческое решение необходимо проанализировать результаты деятельности организации, в противном случае неверно выбранный объект налогообложения может привести к потерям внушительных сумм.
В случае если объектом налогообложения признаются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %, если же объектом являются
доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставка составит 15 %. Рассмотрим на примере ООО «Анприс» (таблица 2)разницу в сумме налога исходя из выбранной налоговой ставки.
При выборе объекта налогообложения «доходы», налогооблагаемая база будет равна 15283 тыс. руб., а величина налога при УСНО составит 916,9 тыс. руб., т. е 6 % от 15283 тыс. руб. Расходы в данном случае не учитываем. Если же организация выбрала объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», то единый налог будет равен 1179,5 тыс. руб., т. е 15 % от 7863 тыс. руб. (15283 тыс. руб. - 7420 тыс. руб.).
Таблица 2 - Разница, в сумме налога при упрощенной системе налогообложения, исходя из различных объектов налогообложения (на примере ООО «Анприс, 2013 г.)
Показатель Объект налогообложения «доходы - расходы» Объект налогообложения «доходы» Отклонение
Доходы, тыс. руб. 15283 15283 х
Расходы, тыс. руб. 7420 - х
Налогооблагаемая база, тыс. руб. 7863 15283 х
Ставка налога, % 15 6 х
Сумма налога к уплате, тыс. руб. 1179,5 916,9 262,6
Из приведенного примера видно, что сумма налога к уплате получилась ощутимо разная, и выгоднее ООО «Анприс» платить единый налог при УСНО по ставке 6 % с объектом налогообложения «доходы». Это объясняется тем, что документально подтвержденные расходы организации составляют незначительную сумму. Доля расходов от доходов составила 49 %, поэтому применять ставку 15 % в данном случае нецелесообразно.
Причинами возврата к общему режиму от упрощенной системы налогообложения могут быть добровольные и принудительные.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе вернуться к общему режиму налогообложения только с начала нового налогового периода (календарного года). Для этого им необходимо уведомить налоговый орган не позднее 15 января года, в котором предполагается перейти на общий режим налогообложения.
Помимо возврата к общему режиму налогообложения по собственному желанию, предусмотрено несколько случаев, которые можно назвать принудительным возвратом, поскольку в этих случаях налогоплательщик обязан перейти обратно на общий режим налогообложения независимо от своего желания в связи с тем, что им допущены следующие «нарушения»:
1) средняя численность превысила 100 человек;
2) по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика, рассчитанный нарастающим итогом с начала года, превысил 20 млн руб., увеличенные на коэффициент-дефлятор;
3) по итогам отчетного периода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете превысила 100 млн. руб.;
4) доля участия юридических лиц в уставном капитале налогоплательщика превысила 25%.
При этом превышение суммы дохода над установленным ограничением будет основанием для принудительного возврата независимо от того, какой объект налогообложения («доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов») был избран налогоплательщиком при переходе на упрощенную систему налогообложения.
В случае принудительного возврата налогоплательщик все же понесет заметные финансовые потери. Ведь в качестве плательщика единого налога он не являлся плательщиком НДС и налога на прибыль, следовательно, у него не возникало обязанностей по предъявлению покупателям товаров (работ, услуг) соответствующей суммы НДС при совершении опе-
раций, являющихся объектом обложения НДС. В случае принудительного возврата суммы НДС за квартал, в котором произошел возврат, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в общеустановленном порядке.
Таким образом, поскольку в период применения упрощенной системы цена реализации товаров (работ, услуг) рассчитывалась налогоплательщиком без учета косвенных налогов, ему придется уплатить эти налоги в бюджет за счет собственных средств.
Учитывая все сказанное, налогоплательщикам следует помнить, какими последствиями грозит принудительный возврат к общему режиму и постараться не допустить нарушения установленных ограничений до конца налогового периода.
Независимо от того, по каким причинам произошел возврат к общему режиму налогообложения, налогоплательщик имеет право снова переходить на упрощенную систему по истечении как минимум одного календарного года уплаты налогов и сборов в общем режиме налогообложения, так как перейти на упрощенную систему можно только с начала календарного года.
В соответствии с рядом изменений в законодательстве о налогах и сборах, вступившими в силу с 1 января 2014 г:
- микрофинансовые организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ. Данные организации имеют право на предоставление микрозаймов. Микрозайм -заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмот-
ренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей;
-установлен предельный размер доходов за девять месяцев, ограничивающий право перехода организаций на УСН, составляет в 2014 г. 48,015 млн. руб. при этом коэффициент-дефлятор установлен в размере 1,067;
- предельный размер доходов, при превышении которого налогоплательщик утрачивает право применять упрощенную систему налогообложения, равен 64,02 млн. руб.
Подводя итог нашего исследования можно сказать, что переход на упрощенную систему налогообложения позволяет:
- заменить часть налогов, уплачиваемых в бюджет, единым налогом. Это поможет значительно сэкономить на налогах, не нарушая действующее налоговое законодательство;
- по итогам налогового периода налогоплательщиками, предоставлять в налоговый орган только одну декларацию;
- организациям самостоятельно решить как вести бухгалтерию и предоставлять в налоговую инспекцию только годовую бухгалтерскую отчетность.
Важная положительная характеристика также заключается и в том, что упрощенная система налогообложения применяется добровольно, организации и индивидуальные предприниматели самостоятельно решают, стоит ли им переходить на этот режим или нет. Упрощенная система налогообложения распространяется на всю предпринимательскую деятельность организации, тем самым полностью заменяет собой общий режим.
Несмотря на плюсы данной системы, как и любая другая, она имеет недостатки:
-организации и индивидуальные предприниматели могут лишиться своего права находиться на упрощенной системе, из этого следует, что они должны будут доплатить налог на прибыль и выплатить пени;
- если организация утратит право находиться на упрощенной системе налогообложения, то ей придется возобновить все бухгалтерские данные за период использования данного режима;
- упрощенная система не дает возможности организации, определенными видами деятельности, регистрировать филиалы, представительства;
- при упрощенной системе, не выдаются счета-фактуры, это может не понравится покупателям такой организации, что не исключает снижении их количества.
Исходя из всего перечисленного и рассмотренного в данной научной работе, можно сказать, что переход на упрощенную систему налогообложения является одним из способов оптимизации налогообложения в том случае, если налогоплательщик не собирается существенно расширять свой бизнес, увеличивать производственный и торговый потенциал.
Список литературы
1. Башкатов, В.В.Управленческий учет для целей налогообложения как инструмент управления налоговой нагрузкой предприятия / В.В. Башкатов // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2012. - Т. 1. - № 37. - С. 61-65.
2. Жминько, Н.С. Экспресс-метод оценки финансового состояния сельскохозяйственных организаций / Н.С. Жминько // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - № 91 (09) -2013.- с. 1028-1046.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая:принят ГД ФС РФ
16.07.1998 (действующая редакция от 01.01.2014). Часть вторая:принят ГД ФС РФ
19.07.2000 (действующая редакция от 30.01.2014).
4. Панков, В.Г. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Г. Панков. - М.: Юрайт, 2012. - 680 с.
5. Сигидов, Ю.И.Методы оптимизации налогообложения сельскохозяйственных организаций / Ю.И. Сигидов, В.В.Башкатов // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2013. -№ 6. - С. 38-41.
6. Сигидов, Ю.И. Налоговый учет и его взаимосвязь с другими учетными системами / Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2012. - № 4. -С. 27-30.
References
1. Bashkatov, V.V.Upravlencheskij uchet dlja celej nalogooblozhenija kak instrument upravlenija nalogovoj nagruzkoj predprijatija / V.V. Bashkatov // Trudy Kubansko-go gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2012. - T. 1. - № 37. - S. 61-65.
2. Zhmin'ko, N.S. Jekspress-metod ocenki finansovogo sostojanija sel'skohozjaj-stvennyh organizacij /N.S. Zhmin'ko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj na-uchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - № 91 (09) - 2013.- s. 10281046.
3. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii. Chasti pervaja:prinjat GD FS RF
16.07.1998 (dejstvujushhaja redakcija ot 01.01.2014). Chast' vtoraja:prinjat GD FS RF
19.07.2000 (dejstvujushhaja redakcija ot 30.01.2014).
4. Pankov, V.G. Nalogi i nalogooblozhenie: uchebnoe posobie / V.G. Pankov. - M.: Jurajt, 2012. - 680 s.
5. Sigidov, Ju.I.Metody optimizacii nalogooblozhenija sel'skohozjajstvennyh organizacij / Ju.I. Sigidov, V.V.Bashkatov // Buhuchet v sel'skom hozjajstve. - 2013. - № 6. - S. 38-41.
6. Sigidov, Ju.I. Nalogovyj uchet i ego vzaimosvjaz' s drugimi uchetnymi siste-mami / Ju.I. Sigidov, V.V. Bashkatov // Buhuchet v sel'skom hozjajstve. - 2012. - № 4. - S. 27-30.