Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
1
УДК 657.1
АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Башкатов Вадим Викторович к.э.н., доцент
кафедры теории бухгалтерского учета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Резниченко Дмитрий Сергеевич к.э.н., ведущий консультант отдела развития целевых программ Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Краснодар, Россия
Башкатова Виктория Сергеевна магистрант кафедры экономического анализа Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В данной статье анализируется уровень налоговой нагрузки на сельскохозяйственные организации Краснодарского края. Приведены данные о налогах, сборах, страховых взносах, уплачиваемых сельскохозяйственными организациями. Приведены расчеты уровня налоговой нагрузки исследуемой совокупности организаций
Ключевые слова: НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА, ОБЩИЙ РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ, НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ, ЕСХН
Фискальная система РФ постоянно претерпевает как количественные, так и качественные преобразования: изменяется структура налогов, налоговые ставки, требования к налогоплательщикам и др. Практика постоянного внесения корректировок в налоговое законодательство негативно сказывается на формировании учетно-налоговой системы хозяйствующего субъекта. Экономический кризис еще более усложнил принятие решений по снижению налоговой нагрузки организации [6].
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях с учетом вышеизложенного особенно остро встают вопросы об эффективной постановке налогового учета, оптимальной модели взаимо-
UDC 657.1
ANALYSIS OF THE TAX BURDEN OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS OF THE KRASNODAR REGION
Bashkatov Vadim Viktorovich
Cand.Econ.Sci., associate professor
оf Ше Acrounting Шеоц sub-faculty
Kuban Біаіе Agrarian Un^^ty, Krasmdar, Russia
Reznitchenko Dmitry Sergeevich CAnd.Econ.Sci., Senior Consultant of the Department of targeted programs
Ministry of Agriculture and Processing Industry of Krasnodar Region Krasnodar, Russia
Bashkatova Viktoria Sergeevna undergraduate of the Department of Economic Analysis
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
This article analyzes the level of tax burden of the agricultural organizations of the Krasnodar Territory. It shows the data on taxes, fees, insurance premiums paid by the agricultural organizations. We have also given the calculations of the tax burden of a collection of organizations
Keywords: TAX BURDEN, GENERAL TAXATION, UNIFIED AGRICULTURAL TAX, TAX ACCOUNTING
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/87.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
2
действия его с управленческим учетом, а также повышения роли налогового администрирования, оптимизации налогов на уровне хозяйствующего субъекта и построения управленческого учета для целей налогообложения.
Данные о начисленных к уплате налогах, сборах и страховых взносах сельскохозяйственных организаций Краснодарского края за 2009 -2011 гг. приведены нами в таблице 1.
Оценка таблицы 1 показывает, что сельскохозяйственные организации Краснодарского края в 2011 г. начислили к уплате налога на прибыль в сумме 208611 тыс. руб., что на 22,2 % больше, чем в 2010 г., и на 36,0 % больше, чем в 2009 г. Удельный вес налога на прибыль в общей сумме начисленных за 2011 г. налогов, сборов и страховых взносов составил 1,4 %, что на 0,1 процентных пункта выше, чем в 2009 г.
Налог на добавленную стоимость, начисленный к уплате сельскохозяйственными организациями, увеличился в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 36,7 %, а по сравнению с 2009 г. - на 48,9 %, и составил 3917569 тыс. руб. Этот факт вызван увеличением выручки от продаж сельскохозяйственных организаций за 2009 - 2011 гг. Доля НДС в общей сумме начисленных за 2011 г. налогов, сборов и страховых взносов составила 26,7 %, что на 1,9 процентных пункта больше, чем в 2010 г. и на 3,7 процентных пункта выше, чем в 2009 г.
Начисленные к уплате за 2011 г. акцизы составили 32155 тыс. руб., что на 100821 тыс. руб. меньше, чем в 2010 г., и на 83944 тыс. руб. меньше, чем в 2009 г. Данный факт вызван сокращением числа сельскохозяйственных организаций, уплачивающих акцизы, а также переходом части таких организаций на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Налог на имущество сельскохозяйственных организаций Краснодарского края в 2011 г. составил 432260 тыс. руб., что на 12,6 % больше, чем в 2010 г. и на 19,0 % больше, чем в 2009 г. Такая ситуация вызвана увели-
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/87.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
3
чением за выбранный период основных средств в исследуемых организациях.
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/87.pdf
4
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
Таблица 1 - Начисленные к уплате налоги, сборы и страховые взносы сельскохозяйственных организаций Краснодарского края
Начислено за год 2009 г. 2010 г. 2011 г. Абсолютное изменение (+,-) Темп роста, %
2010 г. / 2009 г. 2011 г. / 2010 г. 2011 г. / 2009 г. 2010 г. / 2009 г. 2011 г. / 2010 г. 2011 г. / 2009 г.
Налог на прибыль организаций Всего тыс. руб. 153342 170687 208611 17345 37924 55269 111,31 122,22 136,04
в % к итогу 1,34 1,48 1,42 0,14 -0,06 0,08 х х х
в том числе штрафы и пени, тыс. руб. 34875 2243 41914 -32632 39671 7039 6,43 1868,66 120,18
Налог на добавленную стоимость Всего тыс. руб. 2630260 2865247 3917569 234987 1052322 1287309 108,93 136,73 148,94
в % к итогу 23,03 24,85 26,71 1,82 1,86 3,68 х х х
в том числе штрафы и пени, тыс. руб. 10195 10878 12192 683 1314 1997 106,70 112,08 119,59
Акцизы Всего тыс. руб. 116099 132976 32155 16877 -100821 -83944 114,54 24,18 27,70
в % к итогу 1,02 1,15 0,22 0,14 -0,93 -0,80 х х х
в том числе штрафы и пени, тыс. руб. 246 47 43 -199 -4 -203 19,11 91,49 17,48
Налог на имущество организаций Всего тыс. руб. 363355 384007 432260 20652 48253 68905 105,68 112,57 118,96
в % к итогу 3,18 3,33 2,95 0,15 -0,38 -0,23 х х х
в том числе штрафы и пени, тыс. руб. 1219 984 1395 -235 411 176 80,72 141,77 114,44
Земельный налог Всего тыс. руб. 374447 372927 321728 -1520 -51199 -52719 99,59 86,27 85,92
в % к итогу 3,28 3,23 2,19 -0,04 -1,04 -1,09 х х х
в том числе штрафы и пени, тыс. руб. 1954 971 947 -983 -24 -1007 49,69 97,53 48,46
Единый сель-скохозяй-ственный налог Всего тыс. руб. 231224 417316 412786 186092 -4530 181562 180,48 98,91 178,52
в % к итогу 2,02 3,62 2,81 1,59 -0,81 0,79 х х х
в том числе штрафы и пени, тыс. руб. 3445 1900 1869 -1545 -31 -1576 55,15 98,37 54,25
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/87.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
Продолжение таблицы 1
5
Начислено за год 2009 г. 2010 г. 2011 г. Абсолютное изменение (+,-) Темп роста, %
2010 г. / 2009 г. 2011 г. / 2010 г. 2011 г. / 2009 г. 2010 г. / 2009 г. 2011 г. / 2010 г. 2011 г. / 2009 г.
Единый налог при упрощенной системе налогообложения Всего тыс. руб. 1254 1777 3023 523 1246 1769 141,71 170,12 241,07
в % к итогу 0,01 0,02 0,02 0,01 - 0,01 х х х
в том числе штрафы и пени, тыс. руб. 24 24 3 -21 -21 100,00 12,50 12,50
Единый налог на вмененный доход Всего тыс. руб. 1507 12453 6960 10946 -5493 5453 826,34 55,89 461,84
в % к итогу 0,01 0,11 0,05 0,09 -0,06 0,03 х х х
в том числе штрафы и пени, тыс. руб. 59 5 1 -54 -4 -58 8,47 20,00 1,69
Налог на доходы физических лиц Всего тыс. руб. 2754332 2975748 2975120 221416 -628 220788 108,04 99,98 108,02
в % к итогу 24,12 25,81 20,29 1,69 -5,53 -3,83 х х х
в том числе штрафы и пени, тыс. руб. 39054 42102 16907 3048 -25195 -22147 107,80 40,16 43,29
Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов Всего тыс. руб. 3928 4252 3567 324 -685 -361 108,25 83,89 90,81
в % к итогу 0,03 0,04 0,02 0,01 -0,02 -0,01 х х х
в том числе штрафы и пени, тыс. руб. 26 13 -13 -13 -26 50,00 0,00 0,00
Водный налог Всего тыс. руб. 18520 11775 11600 -6745 -175 -6920 63,58 98,51 62,63
в % к итогу 0,16 0,10 0,08 -0,06 -0,02 -0,08 х х х
в том числе штрафы и пени, тыс. руб. 494 69 62 -425 -7 -432 13,97 89,86 12,55
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/87.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
Продолжение таблицы 1
6
Начислено за год 2009 г. 2010 г. 2011 г. Абсолютное изменение (+,-) Темп роста, %
2010 г. / 2009 г. 2011 г. / 2010 г. 2011 г. / 2009 г. 2010 г. / 2009 г. 2011 г. / 2010 г. 2011 г. / 2009 г.
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды Фонд социального страхования Всего тыс. руб. 355979 317525 662723 -38454 345198 306744 89,20 208,72 186,17
в % к итогу 3,12 2,75 4,52 -0,36 1,76 1,40 х х х
в том числе штрафы и пени, тыс. руб. 386 261 151 -125 -110 -235 67,62 57,85 39,12
Пенсионный фонд Всего тыс. руб. 2158279 2263111 3398322 104832 1135211 1240043 104,86 150,16 157,46
в % к итогу 18,90 19,63 23,17 0,73 3,54 4,27 х х х
в том числе штрафы и пени, тыс. руб. 23251 12548 11104 -10703 -1444 -12147 53,97 88,49 47,76
Фонд медицин-ского страхования Всего тыс. руб. 118118 104308 492618 -13810 388310 374500 88,31 472,27 417,06
в % к итогу 1,03 0,90 3,36 -0,13 2,45 2,32 х х х
в том числе штрафы и пени, тыс. руб. 1050 498 1284 -552 786 234 47,43 257,83 122,29
Взносы на страхование по травматизму, Всего тыс. руб. 262348 299444 340159 37096 40715 77811 114,14 113,60 129,66
в % к итогу 2,30 2,60 2,32 0,30 -0,28 0,02 х х х
в том числе штрафы и пени, тыс. руб. 1345 2438 848 1093 -1590 -497 181,26 34,78 63,05
Другие налоги и сборы Всего тыс. руб. 1876818 1195770 1447232 -681048 251462 -429586 63,71 121,03 77,11
в % к итогу 16,43 10,37 9,87 -6,06 -0,50 -6,57 х х х
в том числе штрафы и пени, тыс. руб. 18579 9285 1944 -9294 -7341 -16635 49,98 20,94 10,46
Всего налогов сборов, страховых взносов и обязательных платежей Всего тыс. руб. 11419810 11529323 14666433 109513 3137110 3246623 100,96 127,21 128,43
в % к итогу 100,00 100,00 100,00 - - - х х х
в том числе штрафы и пени, тыс. руб. 136202 84266 90664 -51936 6398 -45538 61,87 107,59 66,57
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/87.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
7
Земельный налог, характерный для подавляющего большинства сельскохозяйственных организаций, за 2011 г. составил 321728 тыс. руб., что на 51199 тыс. руб. меньше, чем в 2010 г. и на 52719 тыс. руб. меньше, чем в 2009 г. Доля земельного налога в общей сумме налогов, сборов и страховых взносов сельскохозяйственных организаций Краснодарского края также снизилась с 3,3 % в 2009 г. до 2,2 % в 2011 г.
Немногочисленные сельскохозяйственные организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, начислили к уплате в 2011 г. единый налог по этому режиму налогообложения в сумме 3023 тыс. руб., что на 70,1 % больше, чем в 2010 г. и в 2,41 раз больше, чем в 2009 г. Доля данного налога в общей сумме налогов, сборов и страховых взносов сельскохозяйственных организаций Краснодарского края за исследуемый период практически не изменилась в силу ее незначительности: 0,01 - 0,02 %.
Единый налог на вмененный доход за 2011 г. составил 6960 тыс. руб., что на 44,1 % меньше, чем в 2010 г., однако в 4,6 раза больше, чем в 2009 г. Наряду с единым налогом при упрощенной системе налогообложения ЕНВД также имеет незначительный удельный вес в общей сумме налогов, сборов и страховых взносов сельскохозяйственных организаций Краснодарского края за 2011 г. - 0,05 %.
Налог на доходы физических лиц, начисляемый с заработной платы персонала, работающего в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края, за 2011 г. составил 2975120 тыс. руб. В 2011 г. данный налог увеличился по сравнению с 2009 г. на 8,0 %, а в сравнении с 2010 г. остался практически неизменным.
Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов сельскохозяйственных организаций Краснодарского края за 2011 г. составили 3567 тыс. руб., что на 685 тыс. руб. (16,1 %) меньше, чем в 2010 г. и на 361 тыс. руб. (9,2 %) меньше, чем в 2009 г.
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/87.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
8
Водный налог за 2011 г. составил 11600 тыс. руб., что на 1,5 % меньше, чем в 2010 г. и на 37,4 % меньше, чем в 2009 г. Удельный вес водного налога в общей сумме налогов, сборов и страховых взносов сельскохозяйственных организаций Краснодарского края за 2011 г. составил 0,1 %, что на в два раза меньше, чем в 2009 г.
Все страховые взносы в государственные внебюджетные фонды за исследуемый период имеют тенденцию к росту. Так, за 2011 г. сельскохозяйственными организациями Краснодарского края было начислено взносов в Фонд социального страхования в сумме 662723 тыс. руб., что в 2,09 раза больше, чем в 2010 г. и на 86,2 % больше, чем в 2009 г.
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за 2011 г. составили 3398322 тыс. руб., что на 50,2 % больше, чем в 2010 г. и на 57,5 % больше, чем в 2009 г.
Взносы в Фонд обязательного медицинского страхования в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличились в 4,7 раза, а в сравнении с 2009 г. - в
4,2 раза, и составили 492618 тыс. руб.
Взносы на страхование по травматизму также в исследуемом периоде увеличились: в 2011 г. они составили 340159 тыс. руб., что на 13,6 % больше, чем в 2010 г., и на 29,7 % больше, чем в 2009 г. Такое увеличение вызвано повышением ставок взносов по травматизму и увеличением количества сельскохозяйственных организаций.
Другие налоги и сборы (государственная пошлина, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых и др.), имеющие достаточно большой удельный вес в общей сумме налогов, сборов и страховых взносов сельскохозяйственных организаций Краснодарского края за 2011 г. (9,9 %) в 2011 г. значительно снизились по сравнению с 2009 г. - на 22,9 % и составили 1447232 тыс. руб.
Общая сумма налогов, сборов и страховых взносов, начисленных сельскохозяйственными организациями Краснодарского края к уплате, за
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/87.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
9
последние три года существенно увеличилась. Так, в 2011 г. она составила 14666433 тыс. руб., что на 28,4 % больше, чем в 2009 г. В структуре налогов, сборов и страховых взносов за 2011 г. наибольшую долю составляют НДС (26,7 %), НДФЛ (20,3 %) и взносы в ПФР (23,2 %). Наименьшую долю занимают акцизы (0,2 %), единый налог при УСН (0,02 %), ЕНВД (0,05 %), сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов (0,02 %) и водный налог (0,1 %).
Что касается штрафных санкций по налогам и сборам, то в 2011 г. их сумма составила 90664 тыс. руб., что на 7,6 % больше, чем в 2010 г. и на
33,4 % меньше, чем в 2009 г. Наибольшие суммы налоговых санкций наблюдаются по налогу на прибыль (41914 тыс. руб.), НДС (12192 тыс. руб.), НДФЛ (16907 тыс. руб.) и взносам в ПФР (11104 тыс. руб.).
В таблице 2 нами приведена оценка уровня налоговой нагрузки сельскохозяйственных организаций Краснодарского края. Другими словами, таким образом будет проведен анализ эффективности налогового планирования и выбора режима налогообложения исследуемой совокупности организаций.
В современной российской экономической литературе представлены различные методики расчета налоговой нагрузки, которые успешно применяются сельскохозяйственными организациями, государственными органами и аудиторско-консалтинговыми фирмами при проведении налогового менеджмента и планирования налогов (методики, предложенные Е. С. Вылковой, М. Н. Крейниной, М. И. Литвиновым, Е. А. Кировой, Т. К. Ост-ровенко и др.) [3; 7; 8].
Для наилучшей точности расчетов при осуществлении бюджетирования налогов и определении уровня налоговой нагрузки с целью оптимизации налогообложения специалистам не следует ограничиваться одной методикой. Целесообразно применять два - три способа для того, чтобы
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/87.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
10
полученные с их помощью результаты наиболее достоверно описывали ретроспективную, текущую и перспективную ситуацию в организации.
В работе для расчета уровня налоговой нагрузки с целью анализа эффективности применяемых режимов налогообложения сельскохозяйственных организаций Краснодарского края мы использовали следующую формулу:
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/87.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
Таблица 2 - Налоговая нагрузка сельскохозяйственных организаций Краснодарского края, 2011 г.
11
Г руппа сельскохозяйственных организаций по признаку применяемого режима налогообложения Количество организаций Выр от реал (без учка изации НДС) Сумма начисл сборов и стра (без Н енных налогов, ховых взносов [ДФЛ) Налоговая нагрузка, %
ед. в % к итогу тыс. руб. в % к итогу тыс. руб. в % к итогу
Организации на общем режиме налогообложения 177 25,47 49462101 43,40 6137801 52,50 12,41
Организации, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог 507 72,95 64401931 56,51 5544899 47,43 8,61
Организации на упрощенной системе налогообложения 11 1,58 101092 0,09 8613 0,07 8,52
Все сельскохозяйственные организаций 695 100,00 113965124 100,00 11691313 100,00 10,26
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/87.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
12
(1)
где НН - налоговая нагрузка;
ХНС - сумма налогов, сборов и страховых взносов во внебюджетные фонды (без НДФЛ);
В - выручка от реализации (без НДС).
Анализ таблицы 2 показывает, что наиболее выгодной с точки зрения снижения уровня налоговой нагрузки является упрощенная система налогообложения. Так, в 2011 г. в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края, находящихся на упрощенной системе налогообложения, уровень налоговой нагрузки составил 8,5 %. Практически такой же уровень налоговой нагрузки у сельскохозяйственных организаций Краснодарского края, уплачивающих ЕСХН: в 2011 г. он составил 8,6 %. Наименее выгодным относительно минимизации налоговой нагрузки сельскохозяйственной организации является общий режим налогообложения. По данной группе организаций уровень налоговой нагрузки в 2011 г. составил
12,4 %, что на 3,8 процентных пункта выше, чем по организациям, уплачивающим ЕСХН. В то же время, в среднем выручка сельскохозяйственных организаций, находящихся на общем режиме налогообложения, значительно выше, чем выручка организаций, находящихся на специальных режимах налогообложения.
Несмотря на снижение количества сельскохозяйственных организаций, общая сумма уплачиваемых организациями налогов, сборов и страховых взносов с каждым годом возрастает, что неизбежно сказывается на уровне налоговой нагрузки, общем финансовом состоянии организации и
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/87.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
13
требует от экономического субъекта грамотного управления своими налоговыми обязательствами и осуществления налоговой оптимизации путем построения подсистемы управленческого учета для целей налогообложения.
Список литературы
1. Башкатов, В.В. Управленческий учет для целей налогообложения как инструмент управления налоговой нагрузкой предприятия / В.В. Башкатов // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2012. - Т. 1. - № 37. - С. 61-65.
2. Башкатов В.В. Переход на упрощенную систему налогообложения как один из способов оптимизации налогообложения экономического субъекта / В.В. Башкатов, Е.Е. Малых // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №03(097). С. 1023 - 1036. - IDA [article ID]: 0971403072. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/03/pdf/72.pdf
3. Вылкова, Е. С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях / Е. С. Вылкова // Налоговый вестник. - 2002. - № 12. - С. 40-47.
4. Сигидов, Ю.И. Методы оптимизации налогообложения сельскохозяйственных организаций / Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов // Бухучет в сельском хозяйстве. -
2013. - № 6. - С. 38-41.
5. Сигидов, Ю.И. Налоговый учет и его взаимосвязь с другими учетными системами / Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2012. - № 4. -
С. 27-30.
6. Сигидов, Ю.И. Налоговые расчеты в системе управленческого учета: монография / Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - 265 с.
7. Трошин, А. В. Сравнительный анализ методик определения налоговой нагрузки на предприятии / А. В. Трошин // Финансы. - 2006. - № 5. - С. 21-26.
8. Тюпакова, Н. Н. Налоговое бремя как индикатор эффективности налогового механизма / Н. Н. Тюпакова // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2011. - № 1(28). - С. 48-52.
References
1. Bashkatov, V.V. Upravlencheskij uchet dlja celej nalogooblozhenija kak instrument upravlenija nalogovoj nagruzkoj predprijatija / V.V. Bashkatov // Trudy Kuban-skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2012. - T. 1. - № 37. - S. 61-65.
2. Bashkatov V.V. Perehod na uproshhennuju sistemu nalogooblozhenija kak odin iz sposobov optimizacii nalogooblozhenija jekonomicheskogo sub#ekta / V.V. Bashkatov, E.E. Malyh // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs].
- Krasnodar: KubGAU, 2014. - №03(097). S. 1023 - 1036. - IDA [article ID]: 0971403072.
- Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2014/03/pdf/72.pdf
3. Vylkova, E. S. Raschet nalogovogo bremeni v sovremennyh rossijskih uslo-vijah / E. S. Vylkova // Nalogovyj vestnik. - 2002. - № 12. - S. 40-47.
4. Sigidov, Ju.I. Metody optimizacii nalogooblozhenija sel'skohozjajstven-nyh organizacij / Ju.I. Sigidov, V.V. Bashkatov // Buhuchet v sel'skom hozjajstve. - 2013. - № 6.
- S. 38-41.
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/87.pdf
Научный журнал КубГАУ, №99(05), 2014 года
14
5. Sigidov, Ju.I. Nalogovyj uchet i ego vzaimosvjaz' s drugimi uchetnymi siste-mami / Ju.I. Sigidov, V.V. Bashkatov // Buhuchet v sel'skom hozjajstve. - 2012. - № 4. - S. 27-30.
6. Sigidov, Ju.I. Nalogovye raschety v sisteme upravlencheskogo ucheta: mono-grafija / Ju.I. Sigidov, V.V. Bashkatov. - Krasnodar: KubGAU, 2013. - 265 s.
7. Troshin, A. V. Sravnitel'nyj analiz metodik opredelenija nalogovoj na-gruzki na predprijatii / A. V. Troshin // Finansy. - 2006. - № 5. - S. 21-26.
8. Tjupakova, N. N. Nalogovoe bremja kak indikator jeffektivnosti nalogovogo mehanizma / N. N. Tjupakova // Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo univer-siteta. - 2011. - № 1(28). - S. 48-52.
http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/87.pdf