5. Разочаровались (высказывания, из которых следует, что студент разочаровался в профессии и жалеет о своем профессиональном выборе): «разочаровался в профессии»; «выбрал не ту специальность»; «ошибся в выборе профессии»; «труд в сельском хозяйстве малооплачиваемый»; «сельскохозяйственные профессии непрестижные»; «понял, что не смогу работать в сельском хозяйстве»; «сельскохозяйственный труд не для меня» и т. д.
Таким образом, представления о профессии у студентов сельскохозяйственного направления в обучении — категория подвижная и изменяющаяся, динамика которой определяется рядом объективных и субъективных факторов, влияющих на профессиональное сознание будущих специалистов.
Список литературы
1. Акопов, Г.В. Социальная психология образования / Г.В. Акопов. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. — 296 с.
2. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. — М.: Педагогика, 1996. — 308 с.
3. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. — М.: Педагогика, 1998. — 202 с.
5. Сонин, В.А. Опыт исследования мотивов выбора педагогической профессии и их трансформации в процессе профессиональной подготовки учителя / В.А. Сонин // Психология труда и личности учителя. — Л., 1977. — С. 48-61. — Вып. 2.
4. Акопов, Г.В. Социальная психология студента как субъекта образовательного процесса: научная монография / Г.В. Акопов, А.В. Горбачева. — М.: Машиностроение-!, 2003. — 280 с.
УДК 378
М.В. Кузьмин, канд. техн. наук, профессор
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный заочный университет»
ПЕРЕХОД К СИСТЕМНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ АПК
При разработке концепции развития сельскохозяйственного образования на длительную перспективу необходимо учитывать следующие факторы: мировой уровень и тенденции развития сельскохозяйственного производства; требования, предъявляемые к специалистам АПК; обеспечение конкурентоспособности специалистов на рынке труда (внутреннем и внешнем).
Предприятия и хозяйства, производящие и перерабатывающие с.-х. продукцию, при системном рассмотрении являются сложными иерархическими биотехносоциальными системами (БТС-системами), состоящими из трех подсистем: биологической (Б), технической (Т) и социальной (С), которые в свою очередь состоят из нескольких подсистем более низкого уровня.
В соответствии со сложившейся системой подготовки, с.-х. вузы готовят специалистов для работы в каждой из перечисленных подсистем, которые знают ее и умеют добиваться их эффективности функционирования при взаимодействии с другими подсистемами.
Один из основных вопросов, который необходимо решить высшему образованию при наличии указанных тенденций, — это определение необходимых для развития с.-х. производства специальностей и специализаций, обеспечивающих выпускникам спрос на рынке труда с выявлением ролевых функций (производственных, административных, социальных и др.) специалистов для определения
содержания образования по каждой из них. При этом необходимо установить глубину и соотношение объемов системных, биологических, технических, социальных, экономических, юридических и других знаний специалистов, работающих в различных БТС-системах и подсистемах. Очевидно, что для крестьянских и фермерских хозяйств требуются специалисты с возможно более широкой подготовкой (универсалы). Для обслуживающих предприятий и крупных агрофирм необходима значительная специализация применительно к работе в Б-, Т- и С-подсистемах. Дополнительно к этому необходимы специалисты, умеющие организовывать работу всей системы, эффективно управлять ею, а в идеале оптимизировать работу БТС-системы в целом, т. е. специалисты-системники. Выход из этого положения в настоящее время находят путем подготовки менеджеров и других аналогичных специалистов, но в их подготовке слаба системная составляющая.
При обучении специалистов любого профиля необходимо усилить системную подготовку, чтобы они лучше ориентировались в БТС-системе в целом и были более подготовлены к работе на руководящих должностях. К тому же системная подготовка создает условия для более эффективной работы в любой подсистеме с.-х. и любого иного предприятия. Следует отметить, что переход на подготовку при системном подходе уже осуществляется в некоторых вузах РФ [1].
93
При подготовке специалистов-системников с высшим образованием необходимо иметь в виду их основное профессиональное отличие от таковых со средним специальным образованием. Если специалисты со средним специальным образованием должны уметь творчески, с учетом местных условий и возможностей производства применять существующие алгоритмы производственной деятельности, то специалисты с высшим образованием должны уметь совершенствовать существующие производственные алгоритмы и разрабатывать новые. Для этого необходимо усилить их теоретическую подготовку по профилю специальности (произвести фундаментализацию их подготовки) [2], чтобы они были в состоянии использовать положения теории в производственной работе. Одновременно необходимо повышение практической подготовки студентов на уровне современного состояния с.-х. производства.
Для примера рассмотрим изменения в содержании подготовки студентов специальности «Механизация сельского хозяйства», по которой готовят специалистов по эксплуатации техники. Они в качестве общетехнических дисциплин изучают «Теоретическую механику», «Теорию механизмов и машин», «Сопротивление материалов», «Детали машин», «Подъемно-транспортные машины и основы конструирования», которые являются теоретической основой конструирования машин, а не их использования. В начале ХХ века этот комплекс так и назывался — «Теоретические основы конструирования» (даже в учебной литературе). С учетом системных свойств производства теоретическими основами для студентов-эксплуатационников могли бы быть дисциплины «Общая теория систем», «Основы теории технических систем».
Следует отметить, что дисциплина «Общая теория систем» и ее частные случаи «Основы теории социальных систем» и подобные могли бы стать основными теоретическими дисциплинами для всех специальностей, а «Политология», «Социология» и другие являлись бы следствиями общей теории систем.
Изучаемые общетехнические дисциплины, перечисленные выше, по специальности «Механизация сельского хозяйства» должны быть уменьшены в объеме и занимать при обучении столько времени, сколько специалисты-эксплуатационники (или ремонтники) могли тратить на решение производственных вопросов. При преподавании данных дисциплин больше внимания следует уделять не выполнению расчетов применительно к частным случаям, а качественной теории.
Вероятно, назрела необходимость объединить эти общетехнические дисциплины в одну. Такое происходит применительно к специальным дисциплинам. Например, дисциплина «Механизация,
94
электрификация и автоматизация сельскохозяйственного производства», которую преподают студентам агрономических специальностей, объединяет пять дисциплин (например, с.-х. машины, эксплуатация МТП, электрификация и автоматизация сельского хозяйства и др.).
В общетехнические дисциплины должен быть включен материал, соответствующий современному уровню развития науки и повышающий их практическую значимость. Так, в теоретической механике больше внимания следует уделять теме движения тел с учетом трения, в сопротивление материалов целесообразно было бы включить вопросы реологии и т. д. Причем такое преобразование будет способствовать не снижению, а повышению уровня теоретической подготовки инженеров, изменению отношения к их изучению этих дисциплин, повышению дальней мотивации, когда студенты (особенно студенты-заочники, уже знающие производство) увидели бы необходимость освоения материала общетехнических дисциплин для успешного освоения материала специальных и профилирующих дисциплин.
При изложении теории специальных и профилирующих дисциплин доминантной должна стать направленность на обоснование устройства, регулировок, условий эффективной работы тракторов, автомобилей и с.-х. машин, а не на расчет и конструирование.
В сжатом виде концепцию перехода к системной подготовке специалистов можно изложить в следующем виде [3]:
1. Необходим системный подход к формированию учебного процесса и его реализации, при котором объекты изучения рассматриваются как сложные системы, причем необходимо отличать сложные системы от больших. Под сложными мы понимаем такие системы, в которых действует расширенный принцип Геделя об аксиоматической неполноте и могут появляться ситуации и режимы функционирования, которые не предусмотрены аксиомами, положенными в их основу (заложенными в них при конструировании и изготовлении для технических систем).
2. Одной из основных общеобразовательных дисциплин должна быть «Общая теория систем», на базе которой основной специальной дисциплиной (для инженерных специальностей) будет курс «Основы общей теории технических систем».
3. Необходимо усиление теоретической подготовки по профилю специальности (фундаментали-зация знаний). Для инженерных специальностей, не нацеленных на конструирование техники, общетехнические дисциплины, составляющие в комплекте теоретические основы конструирования, должны быть уменьшены в объеме. При их преподавании необходимо доминантой делать качественные ме-
тоды, а не расчеты частных случаев; указанные ранее общетехнические дисциплины этого блока соединить в одну комплексную дисциплину.
4. Целесообразно вовлекать в процесс обучения решение реальных производственных проблем, ввести преподавание (одним преподавателем) комплексных специальных дисциплин, а не разделять их на части. Для успешного решения этих вопросов необходима экономизация и экологизация образования.
5. Для студентов заочного образования необходимо усилить специализацию подготовки с учетом специфики их работы.
6. Необходимо развивать творческие способности студентов, обучать их использованию в работе эвристических методов.
7. Должна быть развита система избирательного повышения квалификации (послевузовского дополнительного обучения специалистов по их заявкам). Обучение должно проводиться в малых группах или даже индивидуально, чтобы была воз-
можность ознакомиться преподавателю с производством, на котором работает специалист, и проблемами обучаемого.
8. Целесообразно развить систему оказания помощи предприятиям (на договорной основе) с целью разработки мероприятий (и их реализации) по повышению эффективности функционирования предприятий.
Список литературы
1. Спицнадель, В.Н. Основы системного анализа: учебное пособие / В.Н. Спицнадель. — СПб.: Бизнес Пресса, 2000.
2. Кузьмин, М.В. Дидактический книжный комплекс для изучения специальных технических дисциплин (Научные основы совершенствования и практическая реализация в системе заочного сельскохозяйственного образования): монография / М.В. Кузьмин. — М.: Высшая школа, 1992.
3. Киселев, Л.Ю. Управление самостоятельной работой студентов-заочников в межсессионный период: учебнометодическое пособие / Л.Ю. Киселев, М.В. Кузьмин, А.Н. Батищев [и др.]; под общей ред. проф. М.В. Кузьмина. — М.: Изд-во «РГАЗУ», 2004.
УДК (378.02:372.8)+[63:378(066)]
Т.П. Петлина, канд. пед. наук, доцент
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»
логико-эвристические методы обучения в процессе общетехнической подготовки студентов агроинженерных специальностей
Решение инженерно-технических задач в процессе обучения студентов по общетехническим дисциплинам в агроинженерном вузе обусловливает применение логических и эвристических методов и их модификаций. Логико-эвристические методы поиска решений проблемных ситуаций, применяемые в соответствии с дидактическими рекомендациями В.И. Андреева, В.Н. Соколова, и других ученых определяют стратегию преодоления сложностей в данных процессах. Процесс поиска начинается с анализа проблемной ситуации и может быть представлен следующими этапами:
• анализ проблемной ситуации, постановка проблемы и ее формулирование;
• сбор информации по проблеме;
• организация и самоорганизация поиска решения;
• предоставление знаний, определение границ поиска решения;
• оперирование проблемой в целях оптимизации поиска ее решения;
• оперирование объектом изучения;
• использование логико-эвристических методов рефлексивной самоорганизации поиска решения;
• использование методов активизации и стимулирования поиска решения;
• анализ и оценка альтернатив решения, выбор оптимальной альтернативы;
• определение плана решения;
• выполнение плана, ретроспективный анализ, проверка полученного результата.
На первом этапе решения предоставленных студентам графотехнических задач происходит исследование исходных данных, анализ условия, формулирование проблемы. Второй этап характерен сбором литературной и электронной информации и других сведений по проблеме. Третий этап — это организация и самоорганизация поиска решения.
Проявление логической рефлексии в процессе решения задачи индивидуально, характер дискурсивного мышления зависит от уровня развития студента и его личностных качеств, использование логических приемов и методов при этом не может
95