Федорова Ирина Владимировна ®
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Адрес: 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4 E-mail: irirad@mail.ru
«Перечень реликвий, привезенных из Иерусалима»: из истории августейшего паломничества 1872 года
DOI: 10.24412/2587-9316-2023-00210
В статье рассматривается рукопись, обнаруженная в Новом собрании рукописной книги Российской национальной библиотеки, которая содержит перечень реликвий, привезенных из Палестины. В рукописи названо семнадцать памятных предметов. Одни из них хорошо известны в истории русского паломничества на Святую землю благодаря коллекциям отечественных музеев и описаниям паломников (камни со святых мест, модель Гроба Господня, икона «Святая Троица» на спиле Мамврийского дуба), другие — уникальны (аспергилл из местных растений, частица от ступени из Назарета, на которой, по преданию, стояла Дева Мария во время Благовещения). Владельческие записи в рукописи отсутствуют, точно датировать ее по бумаге из-за малого формата невозможно. Дарителем большей части реликвий назван Иерусалимский патриарх Кирилл II, получателем — «его высочество великий князь». Следовательно, памятные предметы могут быть соотнесены либо с августейшим паломничеством 1859 г. великого князя Константина Николаевича, либо с посещением Святой земли в 1872 г. Николаем Николаевичем Старшим. Предпринятое исследование показало, что приведенные в рукописи евлогии и места их дарения соответствуют маршруту по Иерусалиму и его окрестностям великого князя Николая Николаевича, как он описан его спутниками — В.Н. Сипягиным и Д.А. Скалоном. Аргументом в пользу связи реликвий с паломничеством 1872 г. стало и то, что ряд палестинских предметов из рукописи совпадает с евлогиями, приведенными в описании 1877 г. домовой церкви Николаевского дворца, где для хранения привезенных из Святого Града святынь великим князем была устроена пещера гроба Господня. Однако рукописный перечень реликвий пространнее и содержит подробности, неизвестные по другим документам. Таким образом, вводимый в научный оборот источник обогащает новыми деталями уже сложившееся в науке представление о поездке 1872 г., о паломнической практике того времени и может быть актуальным для исследования темы палестинских реликвий, разрабатывающейся современным палестиноведением.
Ключевые слова: паломничество, Святая земля, реликвия, евлогия, августейшее паломничество, паломническая литература.
Для цитирования: Федорова И.В. «Перечень реликвий, привезенных из Иерусалима»: из истории августейшего паломничества 1872 года // Христианство на Ближнем Востоке. 2023. Т. 7. № 3. С. 40-51.
Irina V. Fedorova ©
Сandidate of Philological Sciences, Senior Researcher,
Institute of Russian Literature (Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences
Address: 199034 St. Petersburg, Makarova Emb. str., 4 E-mail: irirad@mail.ru
"A List of Relics Brought from Jerusalem": New Facts about the 1872 Pilgrimage of Members of the Russian Imperial Family
DOI: 10.24412/2587-9316-2023-00210
The article considers a manuscript newly found in the New Collection of Handwritten Books in the National Library of Russia. The manuscript lists seventeen relics that have been brought from Palestine. Some of these things are ordinary souvenirs that pilgrims used to bring from the Holy Land (stones from holy places, a model of the Holy Sepulcher, the "Holy Trinity" icon on a Mamre oak tree). Such souvenirs are known from descriptions that were left by pilgrims, and one can see them in Russian museums. But some of the mentioned relics are unique (sprinkled from local plants, a particle from the steps from Nazareth, on which, according to legend, the Virgin Mary stood during the Annunciation). The manuscript does not name the owner of the souvenirs, and the small size of the manuscript does not permit to date the paper. Most of the listed relics were presented by Patriarch Cyrill II of Jerusalem, the recipient is "His Highness the Grand Duke." Consequently, commemorative items can be correlated either with the august pilgrimage of Grand Duke Konstantin Nikolaevich in 1859, or with the visit to the Holy Land in 1872 by Nikolai Nikolaevich the Elder. The research undertaken showed that the eulogies named in the manuscript and the places of their donation correspond to the route through Jerusalem and its environs of Grand Duke Nikolai Nikolaevich, as described by his companions — D.A. Skalon and V.N. Sipyagin. An argument in favor of the connection of the relics with the pilgrimage of 1872 was the fact that some Palestinian objects from the manuscript coincide with the eulogy indicated in the 1877 description of the house church of the Nicholas Palace, where the Grand Duke was the cave of the Holy Sepulcher was built. However, the handwritten list of relics is more extensive and contains details previously unknown. This new source, however, adds new details to our knowledge of this pilgrimage and of pilgrim practices of that period. It can be useful for scholars studying relics from Palestine.
Keywords: pilgrimage, Holy Land, relics from Palestine, eulogia, royal pilgrimage, pilgrimage literature.
For citation: Fedorova I.V. "A List of Relics Brought from Jerusalem": New Facts about the 1872 Pilgrimage of Members of the Russian Imperial Family. Christianity in the Middle East, 2023, vol. 7, no. 3, pp. 40-51.
Тема восточнохристианских реликвий в отечественной науке стала актуальной сравнительно недавно1, тогда как латинским святыням Западной Европы посвящено немало работ2. Особое место в изучении евлогий принадлежит искусствоведам, благодаря которым в последние два десятилетия организовано несколько крупных выставок, где экспонировались памятные предметы, приобретенные странниками в Палестине3. Они же обратили внимание на паломническую литературу как источник сведений о таких реликвиях4. Для богомольцев иерусалимские святыни всегда были ценны своей связью с Палестиной как местом земной жизни и крестной смертью Иисуса Христа, Богородицы, апостолов5. Их передавали из поколения в поколение, вкладывали в монастыри и церкви6. По художественным особенностям реликвий и изображенных на них евангельских сюжетов, материалу изготовления евло-гии можно соотнести с маршрутом богомолья по Святому Граду и его окрестностям, поэтому они являются частью паломнической практики и могут быть рассмотрены как элемент ее «ие-ротопии».
В Новом собрании рукописной книги (НСРК) Российской национальной библиотеки (РНБ) под номером О. 9 сохранилась малоформатная рукопись (11x7,5 см), состоящая из девяти листов7. Переплетом служит тонкий картон, покрытый кожей бурого цвета, на верхней крышке в линейной рамке вытиснен крест, прорисованный золотой краской. Самоназвания рукопись не имеет. В ней содержится перечень из семнадцати номеров палестинских реликвий. На этом основании составителями описи рукопись названа «Перечень реликвий, привезенных из Иерусалима» (далее — Перечень реликвий или Перечень). Подобные списки реликвий, приобретенных на память о богомолье, известны в истории русского паломничества на Святую землю, но широкого распространения не имели. Их содержат описания богомольцев XIX в., реже бытовали они как самостоятельные тексты: можно напомнить об описании святынь, составленном А.Н. Муравьевым по окончании богомолий по христианскому Востоку и русским памятным местам [Муравьев, 1872. С. 6-11]8. К какому времени относилось паломничество, реликвии от которого названы в Перечне? Кто был их владельцем? При каких обстоятельствах они были получены или приобретены? Рассмотрим эти вопросы в статье.
В описи НСРК рукопись датируется концом XIX — началом XX в. Уточнить время по бумаге невозможно, так как отсутствуют филиграни и штемпели слепого тиснения. Почерк — каллиграфический, вероятно писарский. Поэтому будем исходить из содержания текста, в котором дарителем реликвий назван патриарх Иерусалимский Кирилл II, занимавший престол с 28 марта 1845 г. до низвержения 18 ноября 1872 г. Получателем даров указан «великий князь», «его императорское высочество» [РНБ. НСРК. O. 9. Л. 1 об. — 2 об., 4 об., 9]. Следовательно, речь в рукописи идет о посещении Святой земли одним из представителей императорской семьи — либо великим князем Константином Николаевичем, побывавшим в Иерусалиме в 1859 г., либо о путешествии 1872 г. великого князя Николая Николаевича Старшего. Обращает на себя внимание и сообщение о том, что мощами св. царицы Александры, названными в Перечне под вторым номером, патриарх «преподал благословение августейшей супруге великого князя». Оно указывает на то, что супругу великого князя, как и царицу-мученицу, звали Александрой. Однако обе великие княжны носили это имя. И если Александра Петровна — жена великого князя Николая Николаевича — не посещала Иерусалим, то Александра Иосифовна
1 Условным началом исследования темы можно считать научно-культурную программу «Христианские реликвии», приуроченную к 2000-летию христианства. Немало для ее разработки и организации тематических выставок сделал А.М. Лидов, объединивший специалистов разных гуманитарных специальностей. Результаты их исследований обнародованы в коллективных монографиях: [Христианские реликвии в Московском Кремле, 2000; Восточ-нохристианские реликвии, 2003].
2 Назовем монографию А. Легнера, в которой отражена библиография по теме: [Legner, 1995]. См. также материалы международного симпозиума [Les reliques, 1999].
3 Например: [Паломничество в Святую Землю, 2006; Тысяча лет русского паломничества, 2009; Паломнические реликвии, 2020]. Ретроспективный обзор тематических выставок см.: [Гнутова, Белик, 2020. С. 13].
4 Отметим весомый вклад, внесенный в разработку проблематики С.В. Гнутовой: [Гнутова, 2012; Гнутова, Белик, 2020]. Обзор паломнических евлогий XIX в. как «вещественного мира русского паломника» предпринят в концептуальной для темы статье [Юхименко, 2009]. О царьградских реликвиях, увиденных, описанных и приобретенных богомольцами эпохи Средневековья, см.: [Majeska, 2003. P. 387-396; Царевская, 2003].
5 На «обычай наших паломников вывозить из мест поклонений на память иконы и другие святыни или реликвии» было обращено внимание еще в нач. XX в., когда потребовалось упорядочить торговлю евлогиями и открыть для этого в Иерусалиме специальную лавку. Об этом: [Дмитриевский, 1908. С. 2].
6 Некоторые палестинские реликвии, вошедшие в музейные коллекции, сохранили вкладные записи, см.: [Тысяча лет русского паломничества, 2009. С. 126. № 305].
7 На хранение в библиотеку рукопись была передана в 1928 г., однако в учетных документах источник поступления не указан.
8 Одной из причин, побудивших А.Н. Муравьева составить описание собранных реликвий, стало то, что «самые сии предметы, особенно если с ними сопряжены священные воспоминания, могут иногда возбуждать благоговейные мысли; и посему может произойти даже и некая духовная польза, если будущие хранители не останутся в неведении о священно-историческом значении тех предметов, которые будут в их руках» [Муравьев, 1872. С. 2].
вместе с мужем совершила паломничество по Святой земле с 28 апреля по 11 мая 1859 г.9 и от патриарха Кирилла получила частицу мощей соименной святой. Об этом в дневнике от 8 мая 1859 г. сообщал великий князь Константин Николаевич: «Ночью в У 1-го маленькая русская обедня на самом Гробе Господнем. Потом патриарх нас позвал в алтарь и сам при нас отрезал и дал нам частицы мощей: 1) Царя Константина, 2) Царицы Александры (для жинки и для Мама), 3) Василия Великого, 4) Марии Магдалины» [Россия в Святой Земле, 2000. С. 134]. Помимо мощей, как следует из дневника, от патриарха были приняты еще и «превосходная модель Кувуклии и камней от Гроба Господня и от Голгофы, и бездны образов, крестов и четок» [там же]. Таким образом, великокняжеская чета привезла из Палестины немало реликвий и некоторые из них — частица от мощей св. Александры, камни от гроба Господня и Голгофы — совпадают с нашим Перечнем, хотя частицы мощей имп. Константина, Василия Великого, Марии Магдалины10, модель Кувуклии11 и четки в нем не названы. Расходится с маршрутом паломничества августейшей четы и сообщение рукописи о том, что «Иерусалимский патриарх окропил иорданскою водою великого князя на месте Крещения Господа нашего Иисуса Христа» [РНБ. НСРК. О. 9. Л. 5]. Из описания богомолья Константина Николаевича, составленного А.В. Головниным, известно, что ряд святых мест великий князь посетить не смог: «Сильные жары, стоявшие в то время в Палестине, не дозволили ему побывать на Иордане и посетить Мертвое море, а кратковременность пребывания в Палестине лишила возможности съездить в Назарет» [Головнин, 2006. С. 177]. В то время как Николай Николаевич Старший побывал и в Назарете, и на Мертвом море, и окунался в воды Иордана12.
Важным аргументом в пользу того, что в рукописном Перечне обозначены реликвии, привезенные из путешествия 1872 г., является описание домовой церкви при Николаевском дворце — резиденции Николая Николаевича. После возвращения из Святой земли великий князь повелел устроить под солеею и алтарем часовню, наподобие пещеры Гроба Господня, и разместить там «неоцененнейшия святыни, которыми благословил его блаженнейший иерусалимский патриарх Кирилл» [Лебедев, 1877. С. 11]. Сопоставим рукописный Перечень реликвий с трудом протоиерея В.И. Лебедева и описаниями путешествия великого князя Николая Николаевича его спутников [Сипягин, 1873; Скалон, 2007]. Такая работа позволит не только реконструировать круг иерусалимских святынь, составивших «вещественную память» от августейшего богомолья 1872 г., но и приблизит к решению вопросов, связанных с историей формирования и появления Перечня реликвий.
Путешествие по Святой земле великий князь Николай Николаевич Старший предпринял в октябре 1872 г. Как отметил К.А. Вах, немало сделавший для исследования истории взаимоотношений христианского Востока и русского царствующего дома, это путешествие переросло в паломничество, как только великий князь и его свита «вступили в пределы Палестины» [Вах, 2007. С. 205]. Путь к Иерусалиму Николая Николаевича проходил через Дамаск, Иордан и Гени-саретское озеро, мимо деревни Магдалы, Тивериады. 20-го октября караван августейшего паломника достиг Фавора, где их встретил Иерусалимский патриарх Кирилл [Сипягин, 1873. С. 68-69]. По свидетельству генерал-лейтенанта В.Н. Сипягина, на святой горе патриарх преподнес августейшему паломнику первые палестинские евлогии — «образ Преображения Господня и несколько камней, где, как полагают, произошло это событие» [там же. С. 69]. Икону «Преображение Господне» наш Перечень не называет, а камень с горы Фавор отмечен в нем под № 10: «Камень с горы Фаворской, на которой преобразился пред избранными своими учениками Господь Иисус Христос» [РНБ. НСРК. О. 9. Л. 6-6 об.]. По возвращении высокого паломника в Петербург этот камень хранился в церкви Николаевского дворца [Лебедев, 1877. С. 16]. Современное место нахождения камня не установлено, как и для большинства других евлогий 1872 г. Исключением является второй фаворский камень. Как отмечено Сипягиным, еще на Фаворе великий князь велел передать его лейб-гвардии Преображенскому полку [Сипягин, 1873. С. 69], что и было выполнено. Но прежде в Петербурге для камня был сделан кивот — деревянная пластина, покрытая с лицевой стороны серебряным, частично позолоченным окладом. В настоящее время реликвия хранится в собрании Государственного исторического музея [Тысяча
9 Подробнее об этом см. в каталоге выставки, посвященной богомолью 1859 г. [Великий князь Константин Николаевич, 2011], и в письмах великой княгини [Александра Иосифовна, 2009].
10 Опираясь на свидетельства паломников, можно предполагать, что речь идет о частице от мощей Марии Магдалины, хранившихся в алтаре храма Воскресения. Приведем свидетельство одного из таких богомольцев, посетивших Иерусалим в 1875 г.: «Здесь мы застали святогробского настоятеля, который показал часть Животворящего Древа, вделанную в большой крест, и руку (начиная от плеча и кончая кистью) св. и равноапостольной Марии Магдалины, хранящуюся в драгоценном ковчеге» [Анисимов, 1877. С. 79].
11 Эта реликвия была хорошо известна в России: в коллекциях отечественных музеев сохранились образцы таких моделей Кувуклии и всего храма Гроба Господня, привезенных богомольцами XIX в. См.: [Тысяча лет русского паломничества. С. 256. № 256; Гнутова, 2012. С. 245].
12 Подневную реконструкцию маршрута великого князя по Святой земле см.: [Вах, 2007. С. 210].
лет русского паломничества, 2009. С. 69. № 111]. О том, что такие палестинские евлогии высоко ценились представителями царской семьи, можно судить по тому, что фаворский камень от паломничества 1888 г. великого князя Сергея Александровича стал частью иконы «Преображение», на которой справа изображено евангельское событие, а слева - камень, вправленный в оклад. Эта икона также была выполнена петербургскими мастерами и соединила в себе две святыни, связанные с местом Преображения, — «камень от верху горы Фавор, идеже преобразился Господь наш Иисус Христос. Святая икона сия писана на дске от древа, восросшаго на горе Фаворе, идеже преобразися Господь наш Иисус Христос» [там же. С. 70. № 112]13.
Особую ценность среди паломников имели частицы от камня гроба Спасителя. Как о великой реликвии, дарованной ключарем храма Воскресения, сообщал о ней игумен Даниил: «...и уятъ ми того святаго камени мало благословение» [«Хожение» игумена Даниила, 2007. С. 132]. Августейший паломник тоже получил часть от священного камня. В Перечне реликвий она названа под № 4 — «Камень от Гроба Господня» [РНБ. НСРК. О. 9. Л. 4]. Под № 5 указан камень с Голгофы14. Оба камня были размещены в серебряно-позолоченных ковчегах, устроенных для них в центре мраморной доски, которая в домовой церкви Николая Николаевича символизировала трехдневное ложе Спасителя в Кувуклии храма Гроба Господня. Его великий князь посетил трижды, в том числе, по паломнической традиции, провел в храме ночь [Сипя-гин, 1873. С. 75-76, 81-82, 84; Скалон, 2007. С. 148-152]. Однако в описаниях спутников Николая Николаевича свидетельств о даровании камней с памятных мест не содержится. Можно предположить, что реликвии августейший паломник получил 28 октября в Кувуклии вместе с «крестами с частицами животворящего древа и. частицей мощей великомученицы Александры для доставления великой княгине Александре Петровне», преподнесенными патриархом Кириллом [Сипягин, 1873. С. 82]15. В Перечне реликвий эти святыни обозначены, однако текст расходится со словами В.Н. Сипягина о том, что крест с частицей Животворящего древа16 патриарх возложил на великого князя после причастия, «по окончании литургии» [Сипягин, 1873. С. 82]. В рукописи приведено описание креста — «серебряно-позлащенный крест на алой ленте с частицею Животворящаго древа от спасительнаго Креста Господня»17 — и отмечено, что «святейший Кирилл благословил его императорское высочество после получения от патриарха разрешительной молитвы и пред принятием благоверным государем святых Христовых Таин» [РНБ. НСРК. О. 9. Л. 2 об. - 3]. Такие детали позволяют предположить, что составитель Перечня либо вместе с великим князем посетил Святой Град, либо воспользовался воспоминаниями очевидца. Сложнее трактовать сообщение рукописи о том, что «кроме хранения драгоценнейшей святыни, крест на алой ленте, врученный его высочеству, имеет орденское значение. Удостоившийся получения такового креста, именуется кавалером ордена "защитника Гроба
13 Курсив в тексте наш. — И.Ф.
14 А.С. Норов, обладавший частицей от скалы Голгофы, так описывал ее получение: «Тут меня наградили сокровищем неоцененным; для меня раскрывали железное решетчатое окно, за которым видна скала Божественной Голгофы, и меня благословили небольшим отломком от нее. С ним понес я весь Иерусалим с собою!» [Норов, 1844. С. 105-106]. А.Н. Муравьев также почитал своими сокровищами «камень от самого вертепа гробного, отсеченный после бывшаго в 1808 году пожара, и мрамор от помоста святой кувуклии или гробовой пещеры, и кусок Голгоф-ской скалы» [Муравьев, 1872. С. 6].
15 Доставленные в Санкт-Петербург мощи св. мученицы Александры хранились в церкви Николаевского дворца великокняжеской четы. Для них «усердием великой княгини» была устроена рака из кипариса: «На верхней доске раки чудно изображена св. мученица, держащая в деснице своей драгоценный крест с хранимыми в нем мощами. Рака помещена вне часовни, в нише, с левой стороны Гроба Господня» [Лебедев, 1877. С. 13]. Автор описания церкви полагал, что мощи царицы Александры были переданы патриархом Кириллом великому князю в Лидде [там же], однако на чем основано это утверждение — неизвестно. Поэтому свидетельства спутников Николая Николаевича кажутся более надежными.
16 Частица Креста Господня как «одна из самых престижных» реликвий хорошо известна на Руси. Напомним о ее приобретении Антонием Новгородским в 1200 г. в Константинополе. Специалисты предполагают, что в Новгород Великий она была доставлена в «одном из традиционных реликвариев, типа креста или прямоугольной ставро-теки» [Царевская, 2003. С. 399]. В XIX в. этой реликвией одаривали особо важных персон. Великому князю Константину Николаевичу такой дар патриархом Кириллом был преподнесен дважды. Согласно дневнику паломника, дары были получены 2 мая 1859 г. («патриарх подарил часть Животворящего древа») и на следующий день, 3 мая, после обедни в приделе Ангела, когда ими одарили всех членов великокняжеской семьи: «...патриарх подарил нам частицы Честного древа для меня, жены, Николы и Костюшки» [Россия в Святой Земле, 2000. С. 133]. Богомольцы из народа могли только приложиться к этой святыне, но такой милости, как следует из их записок, удостаивались не все. Иеромонах Киево-Печерской лавры Иерофей воспользовался добрым расположением казначея гроба, иеромонаха Серафима, который привел богомольцев «на верх Голгофы в особое помещение ризницы, вынес из ризницы большой вызолоченный крест, украшенный драгоценными камнями и содержащий часть животворящаго древа, — мы с благоговением поклонились честному древу и облобызали его» [Иерофей, 1863. С. 120-121].
17 Крест с частицей Животворящего древа получали и другие представители царской семьи, посетившие Святую землю после великого князя Николая Николаевича. Так, в дневнике архимандрита Антонина (Капустина) от 1881 г. сообщается, что патриарх возложил на великих князей Сергея и Павла Александровичей, Константина Константиновича «Крест с Животворящим древом на широкой голубой ленте с бантом» [Россия в Святой Земле, 2000. С. 151].
Господня"» [там же. Л. 3-3 об.], так как до начала XX в. орден «защитника Гроба Господня» являлся наградой католиков.
Таким образом, в ряде случаев рукописный Перечень реликвий оказывается более информативным, чем свидетельства очевидцев пребывания августейшего паломника на Святой земле, либо даже расходится с ними.
В паломнический маршрут странников традиционно входил Вифлеем — город, в котором родился Иисус Христос. Посетил его и Николай Николаевич: «Он... лежит в долине, лепясь своими постройками к горе, возделанной по террасам плантациями масличного дерева. Наружная сторона города идет как бы набережною, вдоль дороги и около лежащих внизу садов; в конце набережной громоздится масса высоких каменных стен без окон — это монастырь Рождества Христова» [Скалон, 2007. С. 152]. О поклонении вифлеемским святыням великому князю должен был напоминать камень «из Вифлеема с изображением на нем рождения Предвечнаго младенца и святителя Николая. Благословение Вифлеемского митрополита»18 [РНБ. НСРК. О. 9. Л. 5-5 об.]. Вероятно, под камнем с «изображением» понимался барельеф «Рождество Христово» — известная паломническая реликвия. Специалисты отмечают, что композиция «Рождество Христово» вифлеемскими мастерами выполнялась на различном материале — камне, перламутре, дереве, которые, «как правило, имеют закругленное завершение, как бы повторяющее абрис пещеры-вертепа» [Гнутова, Белик, 2020. С. 19]19. Так выглядит и барельеф, преподнесенный в 1888 г. Вифлеемским митрополитом великому князю Павлу Александровичу. В настоящее время эта вифлеемская евлогия хранится в собрании Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург) [Паломничество в Святую Землю, 2006. С. 23].
Камни от святых мест в Перечне преобладают над другими «естественными» реликвиями, что не удивительно, так как именно они имели широкое распространение в паломнической практике и напоминали о месте приобретения этих немых свидетелей евангельской истории20. Пример тому — «камень с берегов реки Иордана с изображением на нем Крещения Господня, работы вифлеемской» [РНБ. НСРК. О. 9. Л. 5]21. Такие резные образки или простые камни, подобранные на берегу священной реки на память о посещении Иордана, имели популярность среди богомольцев XIX в.22. Или камень с Елеона — места Вознесения. Из описания В.Н. Сипягина следует, что его приказал взять сам великий князь, и предназначался камень «лейб-гвардии Уланскому полку, которого великий князь шефом с самого рождения и которого полковой праздник — день Вознесения Господня» [Сипягин, 1873. С. 79]. В Перечне реликвий камень с Елеона назван под № 11. Поэтому можно думать, что замысел Николая Николаевича не реализовался и камень вместе с другими палестинскими евлогиями поступил на хранение в церковь при Николаевском дворце как одна из реликвий великокняжеского паломничества [Лебедев, 1877. С. 16]. Конечно, если не было еще и других елеонских камней, не отмеченных спутниками августейшего паломника.
К уникальным свидетельствам стоит отнести сообщение нашей рукописи о камне из Назарета, «от той ступени, на которой стояли Пресвятая Дева Мария в минуту явления ей архангела Гавриила с известием о зачатии от Богоизбранной отроковицы Спасителя мира» [РНБ. НСРК. О. 9. Л. 6. № 9]. Вероятно, имелась в виду лестница, по которой, как гласит предание, Богоматерь спускалась к источнику, где благовестил ей архангел Гавриил. На эту редкую легенду ссылался и адъютант Николая Николаевича Д.А. Скалон [Скалон, 2007. С. 119]23, а генерал-лейтенант Сипягин писал, что митрополит Назаретский преподнес великому князю древнюю икону «Благовещение» и «несколько камней от благовещенского колодца, которые
18 Речь идет о митрополите Агапии, который сопровождал великого князя во время осмотра храма Рождества в Вифлееме, а затем в его честь был устроен прием [Скалон, 2007. С. 153].
19 Воспроизведение памятников второй пол. XIX в. с иконографией «Рождество Христово» см.: [Паломнические реликвии, 2020. С. 57. № 10; С. 58. № 11].
20 Об этом, например, см. в воспоминаниях иеромонаха Паисия, посетившего Святой Град в 1866 г. [Паисий, 1881. С. 86].
21 Представление о паломнической реликвии можно составить по экземпляру, воспроизведенному в каталоге: [Паломнические реликвии, 2020. С. 62. № 17].
22 Подробнее об этом см.: [Гнутова, Белик, 2020. С. 20]. Представление об этой реликвии передает иорданский камень, воспроизведенный в каталогах: [Паломничество в Святую Землю, 2006. С. 24-25; Паломнические реликвии, 2020. С. 62. № 17]. Показательно в этой связи свидетельство монахини из Орловской губернии: «Искупавшись, мы стали набирать себе гладких камней, чтобы в воспоминание вырезать на них Крещение Христово» [Путешествие в Иерусалим на поклонение, 1866. С. 146].
23 Помимо этой легенды, в описании Д.А. Скалона приведены и другие местные предания. См., например, версию легенды о гороховом поле, переданную адъютантом великого князя [Скалон, 2007. С. 152]. Оговоримся, что ранее описания спутников великого князя не привлекали к себе внимание специалистов как паломнический текст, хотя представляют интерес для истории его развития.
и были предназначены для лейб-гвардии Конного полка, так как Благовещение их полковой праздник» [Сипягин, 1873. С. 71]24.
Такие евлогии, как камни из Севастии и Лидды, отсылали к событиям, где главными лицами были святой пророк Иоанн Предтеча и великомученик Георгий Победоносец.
Под № 14 в рукописи названы два камня из Севастии, которая, по преданию, почитается как место казни и погребения Иоанна Предтечи. К этой легенде восходит и сообщение текста: «Храм сей сооружен на том месте, где была темница Предтечи и где совершилось усекновение пречистой его главы» [РНБ. НСРК. O. 9. Л. 7 об. - 8]. Севастию августейший паломник проезжал по пути в Иерусалим, 23 октября. Источники умалчивают, при каких обстоятельствах была приобретена реликвия, но для нее великий князь просил архимандрита Антонина (Капустина), начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, сделать «ящик»25. Севастийские камни названы и в числе палестинских святынь, хранившихся в церкви Николаевского дворца, однако реликварий для них автором описания не отмечен [Лебедев, 1877. С. 16].
Лидду (Лод) паломнический караван Николая Николаевича специально посетил на пути из Иерусалима в Яффу: «...выехали мы из Ромле и сделали небольшой крюк, чтобы заехать в город Лиду, куда пригласил нас патриарх осмотреть вновь выстроенную церковь на могиле св. Георгия, на сооружение которой поступило немало русских денег» [Сипягин, 1873. С. 79]. Церковь, по словам очевидца, была «исполнена весьма добрососвестно», великий князь приложился к могиле святого угодника, «устроенной весьма роскошно из белого мрамора, под церковью» [там же. С. 86]. Судя по Перечню, указанный в нем под № 15 «камень из Георгиев-скаго монастыря в Лиде», имел изображение великомученика и победоносца Георгия и был реликварием: «.в сем камне будут храниться св. мощи великомученика Георгия» [РНБ. НСРК. O. 9. Л. 8-8 об.], — названные в рукописи первыми [там же. Л. 1—1 об.]. Как следует из описания Д.А. Скалона, частицей мощей Георгия Победоносца патриарх Кирилл благословил великого князя во время посещения храма [Скалон, 2007. С. 155], однако о каменном реликварии спутники князя не сообщали. Сведения нашей рукописи поддерживает описание домовой церкви дворца Николая Николаевича, где названы не только реликвии из Лидды, но и обозначены обстоятельства их получения: «.на мраморном пьедестале хранится икона св. великомученика Георгия, отлично вырезанная на камне. Икона эта, вместе с мощами великомученика, поднесена великому князю в городе Лиде, в том самом храме, где почиют мощи страстотерпца» [Лебедев, 1877. С. 13]. По детальному описанию можно представить, и как выглядела реликвия: «Св. мощи страстотерпца Георгия вложены в сребро-позлащенный ковчежец, прикрепленный к верхней части иконы великомученика. Самый ковчежец увенчан Георгиевским военным крестом, с развевающимися по обе стороны мраморного пьедестала лентами георгиевского ордена» [там же].
Образ великомученика Георгия был воспроизведен и на одной из створок серебряного складня, «писанном на кипарисе», где был изображен еще и образ Богородицы, «именуемый ''Неисчерпаемая благодать''» [РНБ. НСРК. O. 9. Л. 8 об. - 9]. Отождествить его с конкретным памятником пока не удалось26. Но кажется символичным само название образа Богородицы, возможно отражающее местную традицию. За неисчерпаемой благодатью отправлялись на Святую землю богомольцы, где исторически развивалось и почитание Девы Марии: с городами Палестины были связаны основные вехи ее жизни, тут хранились реликвии Богоматери, а местное предание поэтизировало камни и растения, соотнося их с евангельской историей.
К известным паломническим евлогиям относится и икона, написанная на спиле от дуба Мамврийского («часть от дуба Мамврийского с изображением св. праотца Авраама, приемлю-щаго трех странников»), названная в Перечне под № 13 [там же. Л. 7-7 об.]. В палестинской традиции эти реликвии известны под названиями «Святая Троица» и «Гостеприимство Авраама». В музейных собраниях страны сохранилось немало образцов таких памятников, датирующихся разным временем27. Однако Хеврон великий князь не посетил, хотя сопровождавший его в паломничестве архимандрит Антонин (Капустин) ратовал за эту поездку [Вах, 2007. С. 208].
24 По сведениям К.А. Ваха, икону Николай Николаевич подарил церкви Благовещения при лейб-гвардии Конном полку [Вах, 2007. C. 211].
25 Об этом архимандрит Антонин сделал запись в дневнике 30 октября 1872 г. Благодарю К.А. Ваха за консультации, оказанные при подготовке статьи, и возможность познакомиться с набором текста девятого тома дневника архимандрита, который пока не опубликован.
26 Среди памятных палестинских предметов, сохранившихся в музейных коллекциях, встречаются двустворчатые складни с изображением Богоматери и святого Георгия Победоносца, но их иконография не соответствует описанию нашего Перечня. См., например, памятник из собрания ГИМ, где на одной из створок воспроизведена Богоматерь на троне: [Тысяча лет русского паломничества, 2009. С. 192-193. № 511].
27 См. например, икону сер. XIX в.: [Паломнические реликвии, 2020. С. 84. № 42]. Богомольцы из народа, стесненные в средствах, как правило, довольствовались «веточками с зеленеющимися листочками дуба» [Путевые записки иеромонаха Неофита, 1866. С. 22].
Им же была преподнесена Николаю Николаевичу мамврийская реликвия и другие памятные предметы, не названные в Перечне: «Передал его высочеству мамврийские иконы и кресты, иорданскую воду и бетжальские скуфейки» (дневниковая запись от 30 октября 1872 г.).
В Перечне под № 12 названы «цветы из Гефсиманского сада». Вероятно те, которые были сорваны паломниками «на память»28 о посещении сада и евангельских событиях, произошедших после Тайной вечери29: «Из того сада, в котором Господь наш после Тайной вечери в последний раз молился с своими учениками до кровавого пота и где он предан был Иудою» [РНБ. НСРК. О. 9. Л. 7]30.
К уникальным палестинским реликвиям, не известным по другим источникам, относится аспергилл — «кропило из туземных растений». Им, как сообщает Перечень, «Иерусалимский патриарх окропил иорданскою водою великого князя на месте Крещения Господа нашего Иисуса Христа» [там же. Л. 4 об. - 5]. Купание в иорданских водах состоялось 25 октября: «Патриарх иерусалимский Кирилл, в сослужении архимандрита нашей миссии Антония, совершил молебствие по чину большого Богоявленского водосвятия, после которого их высочество и все присутствовавшие купались в освященной воде» [Сипягин, 1873. С. 73].
Последней в Перечне реликвий названа «восковая свеча, с которою его императорское высочество изволил шествовать по всем знаменательным местам св. храма Иерусалимского» [РНБ. НСРК. О. 9. Л. 9-9 об.]. О ее размере можно судить по сообщению Д.А. Скалона, принимавшего участие в обходе святых мест храма Гроба Господня: «.патриарх раздал нам восковые свечи (слишком аршин длины) и при пасхальном пении "Христос воскресе из мертвых'' повел по всем приделам различных исповеданий, устроенных в местах, напоминающих страдания Иисуса Христа» [Скалон, 2007. С. 139]31. То есть свеча была около метра.
Итак, наиболее полно представление о палестинских реликвиях, собранных во время путешествия великого князя Николая Николаевича по Святому Граду и его окрестностям, передает рукописный Перечень. Если к нему добавить евлогии, названные в описаниях его спутников (Д.И. Скалона, В.Н. Сипягина, архим. Антонина (Капустина)), — иконы «Преображение», «Благовещение», св. Николая Чудотворца32, камни от колодца Благовещения, кресты, иорданскую воду и бетжальские скуфейки — то мы имеем круг предметов, составивших «вещественную память» августейшего паломничества 1872 г. Судя по описанию церкви великокняжеского дворца, в 1877 г. в нем хранилась большая часть «высоких святынь», приведенных в Перечне (камни и образки с памятных мест, мощи св. царицы Александры и вмч. Георгия, вложенные в каменную икону-реликварий, двустворчатый складень) [Лебедев, 1877. С. 13, 15—16]. Составитель этого труда — настоятель дворцовой церкви — со знанием дела описал вверенный ему храм, привлекая для этого и письменные источники33. Один из них по типу организации текста и его содержанию (пронумерованный список предметов) близок нашему Перечню, хотя и представляет его сокращенную версию. Это касается как состава реликвий (отсутствуют аспергилл, засушенные гефсиманские цветы, восковая свеча, — то есть святыни, которые к 1877 г. могли и не сохраниться), так и содержания текста, где предметы только названы, тогда как в рукописи они еще и описаны. Например, В.И. Лебедев под № 8 указал «Древнейший серебряный складень с двумя иконами, писанными на кипарисе» [Лебедев, 1877. С. 16], что соответствует началу описания двустворчатой иконы, читающегося в Перечне под № 16. Там же обозначена иконография Богородичного образа и оговорено, что святыня прислана «его высочеству из женской дальней палестинской обители» [РНБ. НСРК. О. 9. Л. 9]. Еще пример — «6) Часть от дуба Мам-врийского» [Лебедев, 1877. С. 16]. Под «частью» можно понимать и кору, и ветку, и спил, тогда как в рукописном Перечне прямо сказано, что на «части от дуба» имелось изображение «Св. Троицы», то есть это была икона [РНБ. НСРК. О. 9. Л. 7 об.].
28 Об этом сообщал В.Н. Сипягин [Сипягин, 1873. С. 78].
29 Паломники, судя по их запискам, также почитали местную флору, воспринимая ее как свидетельницу евангельских событий и наделяя чудотворными свойствами: «.все сильно желают побывать на святой Сорокодневной горе, облобызать место, где молился Спаситель, нарвать себе разной травки там, где исцеления разных болезней, и набрать камешков для воспоминания» [Путешествие в Иерусалим на поклонение, 1866. С. 144-145].
30 Не лишним будет напомнить, что во второй половине столетия памятные палестинские предметы пополнили альбомы гербариев «Цветы Святой земли», составленные из образцов местной флоры. Специалисты обратили внимание на гербарии сравнительно недавно — в настоящее время проводится их выявление в музейных и частных собраниях, каталогизация и описание [Гуревич, 2019]. К уже учтенным экземплярам добавим альбом, хранящийся в Отделе эстампов РНБ — Э АлТ35/1-И307.
31 Обход святых мест храма Гроба Господня со свечами являлся одной из местных паломнических традиций, отмеченных богомольцами в их воспоминаниях. Например: [Неофит. Путевые записки иеромонаха Неофита, 1866. С. 15; Путешествие в Иерусалим, 1866. С. 95].
32 Икона была преподнесена в кафедральном соборе Св. Георгия в Бейруте: «.по окончании литургии, преосвященный Гавриил благословил великого князя св. иконой Николая Чудотворца, в серебряной вызолоченной ризе»: [Сипягин, 1873. С. 51].
33 Некоторые из них автор даже назвал — описания паломников и книга А.С. Норова [Лебедев, 1877. С. 10, примеч. 1; 13, примеч. 1].
Таким образом, характер описания реликвий в рукописном Перечне и приведенные подробности не оставляют сомнений в том, что они изначально были свойственны тексту, так как находят себе подтверждение в повествованиях спутников великого князя. Следовательно, если в руках придворного протоиерея В.И. Лебедева находился не наш Перечень реликвий, то это мог быть его оригинал или черновик34. Не исключено, что список евлогий Лебедева и рукописный текст по-разному отразили общую для них опись переданных на хранение в храм памятных предметов, которая могла и не сохраниться. Однако это не мешает датировать составление Перечня реликвий (или его оригинала) периодом между 1872 г. (временем паломничества и устроения часовни Гроба Господня в дворцовой церкви) и 1877 г. (составление ее описания).
Обобщая сказанное, подчеркнем, что Перечень реликвий, сохранившийся в рукописи РНБ. НСРК. O. 9, интересен не только названными в нем памятными палестинскими предметами, привезенными из путешествия по Святой земле великим князем Николаем Николаевичем Старшим, но может быть рассмотрен как новый источник об этом паломничестве, в том числе иллюстрирующий отношения церковных деятелей христианского Востока и императорского дома России и историю созидания Русской Палестины под его покровительством. Об этом свидетельствует то, что некоторые евлогии лично были преподнесены великому князю Иерусалимским патриархом. Выбор реликвий, которыми был одарен августейший паломник, также подчеркивал особый статус визита35 и, вероятно, обозначал надежды, которые возлагал патриарх Кирилл на отношения с царствующим домом.
В Приложении публикуется Перечень реликвий по рукописи ОР РНБ. НСРК. O. 9. При публикации текст передается в упрощенной орфографии (ъ на конце слов опущен, t заменен на е), знаки препинания расставлены в соответствии с современной нормой.
Приложение № 1
1. Мощи св. Великомученика и победоносца Георгия. Сими св. мощами святейший Иерусалимский патриарх Кирилл благословил его // (Л. 1 об.) высочество великого князя.
2. Мощи св. мученицы царицы Александры. Тот же патриарх сими мощами преподал благословение ав//(Л. 2)густейшей супруге великого князя.
3. Серебряно-позлащенный крест на алой ленте с частицею Животворящаго древа от спасительнаго // (Л. 2 об.) Креста Господня. Крестом сим святейший Кирилл благословил его императорское высочество после получения от патриарха разрешительной молитвы // (Л. 3) и пред принятием благоверным государем святых Христовых Таин. Кроме хранения драгоценнейшей святыни, крест на алой ленте, врученный его вы//(Л. 3 об.)сочеству, имеет орденское значение. Удостоившийся получения такового креста, именуется кавалером ордена «защитника Гроба Господня». // (Л. 4).
4. Камень от Гроба Господня.
5. Камень с Голгофы — место распятия Господа.
6. Кропило из туземных расте//(Л. 4 об.)ний, которым Иерусалимский патриарх окропил иорданскою водою великого князя на месте Крещения Господа нашего Иисуса Христа. // (Л. 5).
7. Камень с берегов реки Иордана с изображением на нем Крещения Господня, работы вифлеемской.
8. Камень из Вифлеема с изо//(Л. 5 об.)бражением на нем рождения Предвечнаго младенца и святителя Николая. Благословение Вифлеемского митрополита.
34 В пользу этого свидетельствуют ранее отмеченные палеографические особенности рукописи, подчеркивающие значимость содержания: каллиграфический почерк, украшенная верхняя крышка переплета, с использованием разных способов декорирования — тиснения и краски золотого цвета.
35 Это хорошо видно при сравнении памятных предметов, названных в Перечне, с реликвиями, приобретенными теми же спутниками князя («четки, крестики, вырезанные на перламутре, образа» [Скалон, 2007. С. 150]) и вывозимыми выходцами из народа. Среди них преобладали «естественные» евлогии, достававшиеся, как правило, даром. Показателен в этой связи список реликвий, собранных иеромонахом Николо-Пешношского монастыря Иерони-мом (Сухановым) — одним из тех русских паломников, которые в 1859 г. встречали в Иерусалиме великого князя Константина Николаевича и его супругу: «1) Камушков с разных мест Евангельских, мозаики и сердолика, мраморных и прочих; 2) Крестов и иконочек, каменных и перламутровых; 3) четок разных; 4) ракушек разных морских (галилейского, черного и средиземного); 5) антику, т. е. медных монет древних и новых; 6) палочек и ветвей разных: от дуба Мамврийского, масличных, виноградных роз, терновых, вайи (пальмы) и прочее, с плодами и цветами; 7) воды Иорданской, ливану, смирны, ладану, свеч и масла (от Гроба Господня, с Голгофы, от гроба Богоматери, из Вертепа Вифлеемского, и все соединил); 8) и других мелких и разных вещей; 9) но более всего для смерти своей — рубашку и платок (слезный), на которых я запечатлел Иерусалимскую печать святого гроба и крест елейный» [Книга странствий, 2014. С. 108]. Со своей стороны заметим, что такого рода паломнические сообщения актуальны для исследования эволюции паломнического текста и демонстрируют, за счет каких элементов происходило расширение повествования. Но с этой точки зрения поэтику паломнического текста еще предстоит изучить.
9. Камень из Назарета от той ступени, на которой стояли Пресвятая // (Л. 6) Дева Мария в минуту явления ей архангела Гавриила с известием о зачатии от Богоизбранной отроковицы Спасителя мира.
10. Камень с горы Фаворской, на // (Л. 6 об.) которой преобразился пред избранными своими учениками Господь Иисус Христос.
11. Камень с горы Элеонской, с места Вознесения Господня.
12. Цветы из Гефсиманского сада. Из того сада, в ко//(Л. 7)тором Господь наш после Тайной вечери в последний раз молился с своими учениками до кровавого пота и где он предан был Иудою.
13. Часть от дуба Мамврийского с изображением // (Л. 7 об.) св. праотца Авраама, прием-лющаго трех странников. 36(Св. Троица)37.
14. Два камня из Севастии, из храма во имя св. пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Храм сей сооружен на том месте, где была // (Л. 8) темница Предтечи и где совершилось усекновение пречистой его главы.
15. Камень из Георгиевского монастыря в Лиде, с изображением на нем св. великомученика и победоносца Георгия. В сем камне // (Л. 8 об.) будут храниться св. мощи великомученика Георгия.
16. Древнейшая серебряная складня с двумя иконами, писанными на кипарисе и изображающими Божию Матерь, именуемую «Неисчерпаемая благодать», и св. великому//(Л. 9)ченика победоносца Георгия. Складня сия прислана его высочеству из женской дальней палестинской обители.
17. Восковая свеча, с которою его императорское высочество изволил шествовать // (Л. 9 об.) по всем знаменательным местам св. храма Иерусалимского.
Литература
Александра Иосифовна (великая княгиня). Письма с востока к моим родным. 1859 г. / подгот. текста, ст. и коммент. К. А. Ваха. — М.: Индрик, 2009. — 95 с.
Анисимов А. Выписки из дорожного дневника, веденного во время путешествия в Иерусалим и другие священные места Палестины в 1875 году. — Харьков: Типография Окружного штаба, 1877. — 216 + XIV с.
Вах К. А. Николай Николаевич Старший на Святой Земле в 1872 году // Скалон Дмитрий Антонович. Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году. — М.: Индрик, 2007. — С. 201-211.
Великий князь Константин Николаевич и русское паломничество в Святую Землю. К 150-летию основания Русской Палестины 1860-1864 / авт.-сост. К. А. Вах. — М.: Индрик, 2011. — 62 с.
Восточнохристианские реликвии / ред.-сост. А. М. Лидов. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 655 с.
Гнутова С. В., Белик Ж. Г. Паломнические реликвии XVI — начала XX века. Святая земля, Афон, Россия // Паломнические реликвии XVI — начала XX века. Святая земля, Афон, Россия: Выставка. — М.: Центральный музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, 2020. — С. 11-45.
Гнутова С. В. Святые места Иерусалима в паломнических реликвиях // Святая Земля: Историко-культурный иллюстрированный альманах. — М.: ООО «Арка-ИМ», 2012. — С. 244-251.
Головнин А. В. Материалы для жизнеописания царевича и великого князя Константина Николаевича. — СПб: Издательство Д.А.Р.К., 2006. — 368 с.
Гуревич Д. А. Альбомы-гербарии из Святой Земли на выставке в Государственном Эрмитаже // Православный Палестинский сборник. 2019. № 117. — С. 317-341.
Дмитриевский А. А. Иконная торговля Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме // Иконописный сборник. — СПб.: Типография И. Генералова, 1908. № 2. — С. 1-13.
Иерофей (иером. Киево-Печерской лавры). Дневные заметки во время путешествия по святым местам Востока Киево-Печерской лавры иеромонаха Иерофея в 1857 и 1858 годах. — Киев: Унив. тип., 1863. — 152 с.
Книга странствий иеромонаха Николо-Пешношского монастыря Иеронима (Суханова) в 1858 и 1859 гг. в Иерусалим и гору Афонскую: дневники, зарисовки (с рисунками автора). — М.: Российская государственная библиотека, 2014. — 445 с.
Лебедев В. Церковь при Николаевском дворце в С. Петербурге. — СПб.: Типография духовного журнала «Странник», 1877. — 18.
Муравьев А. Н. Описание предметов древности и святыни, собранных путешественником по святым местам. — Киев: Типография П. и А. Давиденко, 1872. — 33 с.
36-27 В ркп. дописано как пояснение к тексту.
Неофит. Путевые записки иеромонаха Неофита, совершившего свое путешествие во Иерусалим в 1864 году. — Тверь: тип. Алексеева и К°, 1868. — 47 с.
Норов А. С. Путешествие по Святой Земле в 1835 году. — СПб.: Типография III Отделения собственной Е. И. В. Канцелярии, 1844. Ч. 2. — 366 с.
Паисий (Никифоров, Петр, игумен). Дневные заметки во время путешествия по святым местам Востока Саровской пустыни иеромонаха Паисия 1866 года, а ныне настоятеля игумена Паисия Михаило-Архангельского Черемисского мужского монастыря Казанской губ. Козмодемьянского уезда. — Казань: тип. А. А. Коковиной, 1881. — 192 с.
Паломнические реликвии XVI — начала XX века. Святая земля, Афон, Россия: Выставка. — М.: Центральный музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, 2020. — 173 с.
Паломничество в Святую Землю. — СПб.: Издательско-полиграфический центр СПбГУТД, 2006. — 51 с.
Путешествие в Иерусалим на поклонение святым местам, или Путевые записки : В пользу старого Иерусалима. — Санкт-Петербург: тип. А. Траншеля, 1866. — 211 с.
Россия в Святой Земле. Документы и материалы: В 2 т. — М.: Междунар. отношения, 2000. Т. 1. — 744 с.
Сипягин В. Н. Путешествие его императорского величества государя великого князя Николая Николаевича старшего по Турции, Сирии, Палестине и Египту в 1872 году. — СПб.: В типографии Штаба войск гвардии и Петербургского военного округа, 1873. — 126 с.
Скалон Дмитрий Антонович. Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году. — М.: Индрик, 2007. — 220 с.
Тысяча лет русского паломничества: Каталог выставки. — М.: ООО ЗАО «Красная Пресня», 2009. — 332 с.
«Хожение» игумена Даниила. Первая редакция. Подготовка текста, перевод и комментарии Г.М. Прохорова // «Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в начале XII в. / отв. ред. Г. М. Прохоров. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. — С. 14-159.
Христианские реликвии в Московском Кремле / ред.-сост. А. М. Лидов. — М.: Радуница, 2000. — 304 с.
Царевская Т. Ю. О царьградских реликвиях Антония Новгородского // Восточнохристианские реликвии / Ред.-сост. А. М. Лидов. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — С. 398-414.
Юхименко Е. М. «Для памяти и благословения»: вещественный мир русского паломника // Тысяча лет русского паломничества: Каталог выставки. — М.: ООО ЗАО «Красная Пресня», 2009. — С. 24-33.
Majeska George P. Russian pilgrims and the relics of Constantinopole // Восточнохристианские реликвии / ред.-сост. А. М. Лидов. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — С. 387-397.
Legner A. Reliquien in Kunst und Kult zwischen Antike und Aufklärung. Darmstadt, 1995.
Les reliques. Objets, cultes, symbols. Actes du colloque international. Ed. E. Bozoky, A.-M. Helvetius. Brepols publishers, 1999.
References
"Walking" of Abbot Daniel. First edition. Preparation of the text, translation and comments by G. M. Prokhorov. "Walking" of Abbot Daniel to the Holy Land at the beginning of the 12th century. St. Petersburg: Oleg Abyshko Publishing House, 2007, 408 p. (In Russian)
Alexandra Iosifovna (Grand Duchess). Letters from the East to my family. 1859. Author K. A. Vakh. Moscow: Indrik Publishing House, 2009, 95 p. (In Russian)
Anisimov A. Extracts from a travel diary kept during a trip to Jerusalem and other sacred places in Palestine in 1875. Kharkov: Publishing House of the District Headquarters, 1877, 216+XIV p. (In Russian)
Book of wanderings of the hieromonk of the Nikolo-Peshnoshsky monastery Jerome (Sukhanov) in 1858 and 1859. to Jerusalem and Mount Athos: diaries, sketches (with drawings by the author). Moscow: Publishing House Russian State Library, 2014, 445 p. (In Russian)
Christian Relics in the Moscow Kremlin. Edited by Alexei Lidov. Moscow: Publishing House Radunitsa, 2000, 304 p. (In Russian)
Dmitrievsky A. A. Icon trade of the Imperial Orthodox Palestinian Society in Jerusalem. Icon collection. St. Petersburg: Publishing House of I. Generalov, 1908, no. 2, pp. 1-13. (In Russian)
Eastern Cristian Relics. Edited by Alexei Lidov. Moscow: Publishing House Progress-Tradition, 2003, 655 p. (In Russian)
Gnutova S. V., Belik J. G. Pilgrimage relics of the 16th — early 20th century Holy Land, Athos, Russia. Pilgrim Treasures 16th — Early 20th centure. Holy Land, Athos, Russia Exhibition. Moscow: Publishing House Andrey Rublev Central Museum of Ancient Russian Art, 2020, pp. 11-45. (In Russian)
Gnutova S. V. Holy places of Jerusalem in pilgrimage relics. Holy Land: Historical and Cultural Illustrated Almanac. Moscow: Publishing House Arka-IM, 2012, pp. 244-251. (In Russian)
Golovnin A. V. Materials for the biography of the Tsarevich and Grand Duke Konstantin Nikolayevich. St. Petersburg: D.A.R.K. Publishing House, 2006, 368 p. (In Russian)
Grand Duke Konstantin Nikolaevich and the Russian pilgrimage to the Holy Land To the 150th anniversary of the founding of Russian Palestina 1860-1864. Author K. A. Vakh. Moscow: Indrik Publishing House, 2011, 62 p. (In Russian)
Gurevich D. A. Herbarium albums from the Holy Land at the exhibition in the State Hermitage. Orthodox Palestine Collection, 2019, no. 117, pp. 317-341. (In Russian)
Hierotheus (hierom. Kiev-Pechersk Lavra). Daily notes during a journey to the holy places of the East the Kiev-Pechersk Lavra and Hieromonk Hierotheus, in 1857 and 1858. Kyiv: Univ. Publishing House, 1863, 152 p. (In Russian)
Journey to Jerusalem to Worship Holy Places or Travel Notes: In favor of old Jerusalem. St. Petersburg: Publishing House A. Transhel, 1866, 211p. (In Russian)
Lebedev V. Church at the Nicholas Palace in St. Petersburg. St. Petersburg: Printing house of the spiritual magazine "Strannik", 1877, 18 p. (In Russian)
Muravyov A. N. Description of antiquities and shrines collected by a traveler to holy places. Kyiv: Publishing House P. and A. Davidenko, 1872, 33 p. (In Russian)
Neophyte. Travel notes of Hieromonk Neofit, who made his journey to Jerusalem in 1864. Tver: Publishing House Alekseeva and C, 1868, 47 p. (In Russian)
Norov A. S. Journey through the Holy Land in 1835. St. Petersburg: Publishing House of the III Department of E. I. V. Chancellery, 1844, vol. 2, 366 p. (In Russian)
Paisius (Nikiforov, Peter, abbot). Daytime notes during a journey through the holy places of the East of the Sarov Desert by Hieromonk Paisius in 1866, and now the rector of Abbot Paisius of the Mikhailo-Arkhangelsk Cheremissky Monastery of the Kazan Province. Kozmodemyansky district. Kazan: Publishing House A.A. Kokovina, 1881, 192 p. (In Russian)
Pilgrim Treasures 16th — Early 20th centure. Holy Land, Athos, Russia Exhibition. Moscow: Publishing House Andrey Rublev Central Museum of Ancient Russian Art, 2020, 173 p. (In Russian)
Pilgrimage to the Holy Land. St. Petersburg: Publishing and Printing Center SPbGUTD, 2006, 51 p. (In Russian)
Russia in the Holy Land. Documents and materials: In 2 volumes. Moscow: Publishing House Intern. relations, 2000, vol. 1, 744 p. (In Russian)
Sipyagin V. N. Travel of His Imperial Majesty Grand Duke Nikolai Nikolaevich Sr. through Turkey, Syria, Palestine and Egypt in 1872. St. Petersburg: In the printing house of the Headquarters of the Guard Troops and the St. Petersburg Military District, 1873, 126 p. (In Russian)
Skalon Dmitry Antonovich. Traveling through the East and the Holy Land in the retinue of Grand Duke Nikolai Nikolaevich in 1872. Moscow: Indrik Publishing House, 2007, 220 p. (In Russian)
Thousand Years of Russian Pilgrimage: Exhibition Catalogue. Moscow: Publishing House ZAO Krasnaya Presnya, 2009, 332 p. (In Russian)
Tsarevskaya Tatiana. The Constantinopolitan relics of Anthony of Novgorod. Eastern Cristian Relics. Edited by Alexei Lidov. Moscow: Publishing House Progress-Tradition, 2003, pp. 398-414. (In Russian)
Vakh K. A. Nikolai Nikolaevich the Elder in the Holy Land in 1872. Skalon Dmitry Antonovich. Traveling through the East and the Holy Land in the retinue of Grand Duke Nikolai Nikolaevich in 1872. Moscow: Indrik Publishing House, 2007, pp. 201-211. (In Russian)
Yukhimenko E. M. "For memory and blessings": the material world of a Russian pilgrim. A Thousand Years of Russian Pilgrimage: Exhibition Catalogue. Moscow: ZAO Krasnaya Presnya Publishing House, 2009, pp. 24-33. (In Russian)