УДК 65.016.7
ПЕРЕБАЗИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Г.Р. Хакимова1
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (СПбГУЭФ)
191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21
Рассматриваются аспекты перебазирования промышленных предприятий крупных мегаполисов с целью реализации кластерного подхода на базе схожих отраслей и функционалов в одной или близких промзонах. Особое внимание при этом предлагается уделять оформлению капитальных вложений в перебазирование с одновременным развитием производственных мощностей.
Ключевые слова: регион; кластер; взаимодействие с поставщиками; производственные зоны; конкурентоспособность региона.
RANSFER OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES
G.P. Hakimova
Aspects of a transferring the industrial enterprises of large megа cities for the purpose of realization the cluster the approach on the basis of similar branches and функционалов in one or close industrial zones are considered. Thus it is offered to give special attention to registration of capital investments in a transfer with simultaneous development of capacities
Keywords: region; кластер; interaction with suppliers; industrial zoths; competitiveness of region.
Возможности для развития региона базируются прежде всего на региональном деловом портфеле: системе отраслевых кластеров и отдельных предприятий, расположенных в этом регионе.
Одним из самых ранних исследований в этой области была книга А. Маршала «Принципы экономики», в которой, исследуя промышленные районы Великобритании, автор описывает кластер с достаточно глубоким межфирменным разделением труда, хотя и не вводит для его обозначения специальных терминов. Исходя из его постановки, кластер предприятий - это такая отраслевая или географическая их концентрация, которая позволяет достичь эффекта «внешней экономии» за счет взаимодействия с поставщиками сырья и материалов, оборудования, создания группы узкоспециализированных работников. В общем случае в кластер предприятий могут входить специальные агенты для работы на удаленных рынках, а также могут возникать специализированные сектора, такие как объединенные финансы, совместное бухгалтерское об-
служивание, использование общего технического оснащения технологического процесса.
Прообразы кластеров предприятий имеют место в публикациях, посвященных анализу деятельности крупных шведских корпораций. Так, Е. Дахмена говорит
о «блоках развития» и подчеркивает важность фиксации связи между способностью одного сектора развиваться и достигнутым прогрессом в другом.
Подробный анализ взаимосвязи степени развития кластеров предприятий и конкурентоспособности региона или страны дал М. Портер. Портер определяет кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга».
Как правило, кластеры формируются в условиях рыночной экономики, когда предприятия заинтересованы в усилении своих конкурентных преимуществ при одновременном сохранении своей незави-
симости. Во всем мире известны такие успешные кластеры, как кластер информационных технологий в Силиконовой долине (США), парфюмерный кластер в Грасе (Франция), кластер телекоммуникаций в Хельсинки (Финляндия). В России же можно выделить такие лидирующие потенциальные кластеры, как кластер энергетического машиностроения - в Санкт-Петербурге, судостроительный кластер - в Санкт-Петербурге, кластер информационных технологий и телекоммуникаций в Московском регионе (Москва и Московская область), аэрокосмический кластер в Московском регионе и т.п.
Отличие российских кластеров от их западных аналогов состоит в том, что они сформировались в основном на базе территориально-производственных комплексов плановой экономики, в условиях рыночной экономики действуют не так долго (примерно 10 лет), и в них не до конца еще сложился механизм сотрудничества в условиях жесткой конкуренции и четкого разделения интересов, который отличает развитые кластеры на Западе.
Среди выгод для бизнеса от развития кластеров стоит выделить прежде всего:
• повышение эффективности работы с поставщиками (прежде всего местными);
• повышение гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов и технологий;
• доступность специализированных и производительных человеческих ресурсов и т.п.
Формальным признаком, способствующим возникновению кластеров, может стать программа, для выполнения интересов которой консолидируются интересы бизнеса (в том числе малого и среднего) и органов власти, консалтинга, финансовых организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры Санкт - Петербурга.
Кластерная политика с успехом используется также и в процессе перебазирования промышленных предприятий за черту города.
В 2008 году Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) разработал «Отраслевую (кластерную) схему развития и специализации производственных зон Санкт-Петербурга». Схема принята в качестве поправки в проект городского закона «Об утверждении Правил землепользования и застройки».
Согласно недавним поправкам в Генеральный план Санкт-Петербурга, принятым на заседании городского правительства, площадь промышленных территорий теперь составляет 13% от площади всего города. При этом по-прежнему ощущается дефицит крупных участков в промышленных зонах. Сейчас территориальный резерв промышленных территорий, принадлежащих городу, составляет чуть более 1000 га, свободных участков более 10 га под размещение производственных объектов на этих территориях уже практически не осталось. Это стало одной из основных причин разработки Схемы отраслевой специализации. Помимо нее необходимость в таком документе возникла и в связи с ограничениями логистического и экологического характера, а также с разными объемами резервов земельных участков внутри промышленных зон.
Предполагается, что данная схема позволит Правительству Петербурга эффективно реализовать кластерный подход при размещении предприятий схожих отраслей и функционалов в одной или близких промзонах. Кластерный подход на сегодняшний день оказывается оптимальным для конкурентного развития как самого кластера, то есть компаний и институтов, входящих в его состав, так и города (региона), на территории которого этот кластер находится.
Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга №1961 от 14.12.2004 г. «О развитии территорий, предназначенных для размещения объектов производственного, транспортнологистического, общественно-делового и складского назначения» утвержден перечень производственных зон, которые классифицируются по следующим признакам:
- к первой группе производственных зон отнесены зоны, фактически сформированные и расположенные в центральной части города. По Генеральному плану данные территории подлежат на расчетный срок градостроительному преобразованию с целью повышения эффективности использования земель;
- ко второй группе зон отнесены крупные промышленные узлы, зачастую имеющие площадь свыше 200 га, которые подлежат дальнейшему развитию, в том числе путем инженерного обеспечения, и предназначенные также для перебазирования промышленных предприятий, расположенных в настоящее время в центральной части. Таких зон насчитывается свыше 20;
- к третьей группе отнесены зоны первоочередного развития промышленных территорий.
Интересным представляется система организации перебазирования промышленного предприятия в городе Москве.
Если руководство и собственники предприятия хотят и могут осуществить перебазирование производства своего предприятия на новое место размещения, а затем построить на своей территории коммерческую недвижимость, они должны осуществить следующие шаги.
А) Подготовить обоснование (концепцию) и получить положительные заключения Департамента науки и промышленной политики - в части будущего проекта перебазирования, Москомархи-тектуры - в части будущей застройки освобождаемой территории.
Б) Получить решение Городской комиссии по перебазированию о возможности осуществить проект перебазирования и последующей градостроительной реабилитации территории.
В) Обеспечить выпуск распорядительного документа Правительства Москвы (т.н. «рамочного») о подготовке к реализации проекта - получить разрешение и взять обязательства по разработке пред-проектной (проектной) документации на перебазирование, градостроительного обоснования и акта разрешенного использования освобождаемой территории.
Итогом работ и мероприятий по указанному «рамочному» распорядительному документу является разработанная экономико-правовая модель (основа) реализации проекта - с цифрами, сроками, прибылью, с отчислениями в город. Проект должен быть прибыльным, иначе он не будет допущен к реализации.
Г) Обеспечить выпуск распорядительного документа Правительства Москвы (т.н. «основного») о реализации проекта - получить разрешение и взять обязательства в указанные сроки, на указанных территориях, с указанными параметрами осуществить перебазирование производства, градостроительную реабилитацию освобождаемой территории.
Д) Осуществить перебазирование производства на новое место размещения и построить объекты коммерческой недвижимости на освобожденной территории.
Для Департамента науки и промышленной политики города Москвы основой принятия решений и контроля их выполнения являются:
- на стадиях А и Б - четкое понимание предприятием сложности и длительности проекта и готовность последовательного решения и выполнения всех последующих шагов;
- на стадии В - параметры инвестиционного проекта перебазирования производственных мощностей, предусматри-
вающие обязательное развитие на новом месте размещения. Не приветствуется уменьшение номенклатуры и объемов производства, ухудшение основных показателей финансово-хозяйственной деятельности;
- на стадии Г - наличие финансовых ресурсов и профессиональных заказчиков-застройщиков, проектировщиков и генподрядчиков для осуществления проекта перебазирования;
- на стадии Д - четкое, планомерное осуществление мероприятий по перебазированию производства, в соответствии с проектной документацией, в поставленные сроки, прием производства в эксплуатацию.
Рисунок 1 - Процесс перебазирования промышленных предприятий
Особое внимание предприятиям необходимо уделить оформлению капитальных вложений в перебазирование (с одновременным развитием) производственных мощностей.
Если руководство и собственники предприятия хотят реформировать терри-
торию и не хотят реализовать (не могут организовать) проект перебазирования производственных мощностей, то согласно нормативно-правовой документации города Москвы это приводит к ликвидации производства. Также ликвидацией производства на территории города считается вывод производства за городскую черту.
Для таких предприятий экономика проекта реорганизации территории может быть оказаться не очень прибыльной, так как в этом случае никакие дополнительные затраты, кроме затрат на снос зданий и рекультивацию территории, приняты не будут. Дополнительные, «сэкономленные» средства бюджета, будут направляться на увеличение финансирования инфраструктуры промышленности и реализацию конкретных промышленных проектов, финансируемых с участием города.
Литература
1. Сидоров, Ю. Ю. Особые экономические зоны в промышленной политике Санкт-Петербурга // Проблемы современной экономики. - 2008. - N 3 (27). - С. 400-403.
2. Рыбаков Ф. Ф. Промышленность Санкт-Петербурга: структурные сдвиги последних лет // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5, Экономика. - 2008. - Вып. 3. - С. 37-44.
3. Сидоров, Ю. Ю. Особые экономические зоны в промышленной политике Санкт-Петербурга / Ю. Ю. Сидоров// Проблемы современной экономики. - 2009. - N 1 (29). - С. 579-581.
4. А.П.Ромм, Методические основы оценки городских земель, "Аудиторские ведомости", N 3, март 1999 г.
1 Хакимова Галия Ринатовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономика предрия-тия и производственного менеджмента. Тел.8 9095798812, haki10@mail.ru