Научная статья на тему 'Градостроительный аспект реорганизации производственных территорий мегаполиса на примере Москвы'

Градостроительный аспект реорганизации производственных территорий мегаполиса на примере Москвы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1016
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЗОНА / ПРОМЫШЛЕННАЯ ЗОНА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ЗАСТРОЙКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / ТЕХНОПАРКИ / КЛАСТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦЕНТРЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЦНТР) / ПИЛОNYАЯ ПРОМЗОНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алексашина Виктория Васильевна

In the article a summary on the historical development of the industry of the city during the last centuries is given. The evolution of the industrial specificity ("chintz" "iron" "innovative") under the influence of the change of socio-economical politics of the state, and as the result, overcoming of its rapid development and introduction of the modern city within logically determined (post-industrial) forms are also described. Consideration of the reorganization of industrial territories of Moscow is based on the four layout drawings of the latest 40 years, in which the main ideas of transformation of the industrial Megapolis are reflected.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Town-planning Aspect of Reorganization of Ration Territories of a Megapolis, Citing Moscow as an Example

In the article a summary on the historical development of the industry of the city during the last centuries is given. The evolution of the industrial specificity ("chintz" "iron" "innovative") under the influence of the change of socio-economical politics of the state, and as the result, overcoming of its rapid development and introduction of the modern city within logically determined (post-industrial) forms are also described. Consideration of the reorganization of industrial territories of Moscow is based on the four layout drawings of the latest 40 years, in which the main ideas of transformation of the industrial Megapolis are reflected.

Текст научной работы на тему «Градостроительный аспект реорганизации производственных территорий мегаполиса на примере Москвы»

Градостроительный аспект реорганизации производственных территорий мегаполиса на примере Москвы

В.В.Алексашина

В настоящее время в мире сложилось несколько десятков многомиллионных городов-мегаполисов, на территории которых сосредоточена возникшая за последние столетия мощная индустриальная база города. Промышленные предприятия, занимающие значительные территории, негативно воздействуют на окружающую среду, порождают гипертрофированные транспортные потоки, разрушают планировочную и эстетическую среду города, провоцируют социальное напряжение. Поэтому не удивительно, что во всех крупнейших городах-мегаполисах встал вопрос о разгрузке городской среды от производственных функций, поиска эффективных механизмов передислокации ряда промышленных предприятий (наиболее крупных, экологически опасных, материа-лоемких и т.п.) в другие районы, слабо развитые в индустриальном отношении. Москва - один из таких мегаполисов. На этом примере рассмотрим современные проблемы реорганизации промтерриторий в крупнейших городах.

Промышленность в Москве складывалась на протяжении 400 лет. В XVП-XVШ веках в Москве уже существовали такие крупные мануфактурные предприятия, как Монетный двор, Печатный двор, Пушечный и Гранатный дворы, Оружейная палата. Между Белым городом и Земляным валом размещался ряд ремесленных слобод, таких, как Котельническая, Гончарная и др. Начало мощного развития промышленности в Москве относится к периоду конца XVШ-XIX века (первая промышленная революция). Предприятия текстильной, кожевенной и пищевой промышленности размещались, как правило, вблизи рек Москвы и Яузы. Так, вдоль Москвы-реки предприятия строились в районах Пресни и Хамовников (Прохоровская, Трехгорная мануфактуры, суконная фабрика Генешиных, ситценабивная фабрика Гюбнера и др.), Кожевниковой и Симоновой слобод (ситценабивная фабрика Цинделя, Даниловская мануфактура и др.). На берегах реки Яузы промышленность сконцентрировалась в районах Лефортово, Сыромятники, Хапиловка. Для упорядочения промышленного строительства и надзора за соблюдением правил его размещения и функционирования в 1850 году был учрежден специальный Комитет для строительства фабрик и заводов в Москве и Московском уезде.

Заводы и фабрики, которые в начале XIX века строились за городской чертой, т.е. в соответствии с законодательством, в конце века «вросли» в ткань развивающегося города. К началу XX века благодаря развитию промышленности, железнодорожного транспорта, торговли и строительства Москва переживала период бурного развития. Население

Москвы по сравнению с серединой XIX века увеличилось вчетверо. Вдвое расширилась территория. В целом сложилась планировочная структура города, определившая историческое своеобразие Москвы и до настоящего времени.

К началу Первой мировой войны Москва (Первопрестольная) сохраняла лидирующее место в Российской империи по количеству фабрик и заводов, численности фабричных и заводских рабочих, стоимости выпускаемой промышленной продукции. В городе и ближайших пригородах было сосредоточено около 25% всего производственного потенциала страны.

В советское время столичный промышленный комплекс пополнился предприятиями таких отраслей, как химия и нефтехимия, речное судостроение и авиастроение, точное приборостроение и электроника, а также целым рядом других.

В 1930-х годах произошел бурный скачок в развитии промышленности города. Москва ситцевая отошла на второй план, уступив место Москве машиностроительной и электротехнической. В столице строились заводы-гиганты: автомобильные заводы ЗИС и АЗЛК, Первый ГПЗ, металлургический завод «Серп и Молот», станкостроительный завод «Красный пролетарий», действовали ведущие в СССР авиастроительные конструкторские бюро Туполева, Яковлева и Сухого, косметическое объединение «Свобода» и многие другие.

После Великой Отечественной войны начали создаваться многочисленные научные институты и научно-производственные объединения. Научный комплекс стал одной из главных отраслей специализации города. В 1960-х годах территория города достигла границ в пределах современной Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). В состав города вошли развитые промышленные пригороды: Тушино, Кунцево, Перово и др. К началу 1990-х годов Москва имела самую мощную в СССР производственную базу.

Ситуация резко изменилась с развалом Советского Союза и началом масштабных рыночных преобразований в России. Распад складывавшихся годами хозяйственных связей и технологических цепочек поставил столичную промышленность на грань коллапса. Менеджмент московских предприятий, успешно работавший в условиях планового хозяйства, в большинстве своем не смог быстро адаптироваться к требованиям рыночной экономики. Все это предопределило затяжной и глубокий промышленный кризис. К 1998 году промышленное производство в России сократилось с начала реформ наполовину. В столице спад в ре-

альном секторе экономики был еще более критичным, чем в среднем по России. Около 20 лет наша страна живет в условиях формирования и развития рыночной экономики. Возникли новые требования к каждому хозяйственному субъекту и необходимость поиска новых путей их удовлетворения. В настоящее время в столице насчитывается около 1200 крупных и средних и примерно 20 тыс. малых предприятий, причем значительная их часть не удовлетворяет город по целому ряду параметров. Производственные мощности не используются полностью либо используются не по целевому назначению. Кроме того, из-за недостаточной фондовооруженности и высокого износа основных фондов (порой до 80-90%) производительность труда на целом ряде столичных заводов и фабрик недопустимо низка. В результате почти треть московских предприятий все еще входит в группу финансово неустойчивых организаций. Следует сказать, что производственные территории Москвы занимают около одной пятой всей территории города.

В настоящее время для сложившегося на протяжении столетий города характерно неорганизованное размещение и бесплановая застройка промышленных территорий, приведшая к следующим планировочным (и экологическим) противоречиям:

- чересполосица промышленных, транспортных и селитебных территорий; хаотичность трудовых связей в городе, чрезмерное удаление мест приложения труда от мест жительства трудящихся, что влечет за собой большую потерю времени на трудовые поездки, транспортную усталость, а также нерациональную работу транспорта в часы «пик»;

- излишняя концентрация промышленных предприятий, образование гипертрофированных по размерам промышленных районов (до 1000 га и 30-100 тыс. работающих);

- нарушение санитарно-гигиенических условий жизни населения в результате выбросов производственных вредностей в воздух, водоемы и почвы города; влияние на среду обитания физических факторов промышленного происхождения (шум, ЭМП, радиация);

- размещение промышленных предприятий на берегах рек, что изолирует город от водоемов; потеря прибрежных территорий как гигиенического и эстетического фактора для населения города;

- негативное влияние на жилые территории промышленного транспорта (автомобильного, железнодорожного); автомобильный коллапс на городских дорогах; опасность передвижения пешеходов в жилых районах, разрезаемых подъездными железнодорожными путями;

- как правило, низкое архитектурное качество промышленной застройки, что угнетающе действует на психику людей.

Для определения территорий преимущественной концентрации промышленных предприятий, транспорта, энергетики в Москве в настоящее время используется термин «производственная зона». Он широко распространен в научной литературе, в нормативно-правовых документах, проектной практике. Реорганизация производственных территорий является

одной из наиболее актуальных задач развития Москвы. Такие задачи стоят перед всеми старопромышленными городами мира, но в Москве разгрузка территорий от малоэффективных, ресурсоемких и неэкологичных производств ощущается очень остро и поэтому закономерно рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений реконструкции города. Попытки промышленной разгрузки Москвы предпринимались в течение последних 50 лет, но они практически ни разу не позволили решить поставленные задачи. Даже выполненные в 1970-1980-е годы Москомархитектурой (в институте «Моспромпроект») проектные работы по реконструкции (перепланировке, реновации) почти ста производственных зон города фактически оказались невостребованными. Формирование рыночных отношений не только не сняло проблему «вывода и перебазирования», сформировавшуюся еще в советский период, но и сделало ее еще более актуальной и не менее сложной в решении.

Основным документом по управлению территориями города, в том числе производственными территориями, является Генеральный план города. Новый Генеральный план Москвы (актуализированный) 2009 года, на период до 2025 года, нельзя рассматривать в отрыве от его предшественников. Первый известный план Москвы был изготовлен в 1596-1597 годах при царе Борисе Годунове, он послужил основой для других ранних планов Москвы: «Чертеж земли Московской» (1604-1605), где на углу карты был помещен план города Москвы; «Сигизмундов план 1610 года», составленный И.Г.Ф.Абелиным для военного похода польского короля Сигизмунда III на Московию; планы Герберштей-на, Олеария, Майерберга (XVII в.). В 1739 году Иваном Мичуриным была сделана геодезическая съемка Москвы, что позволило показать действительную топографию города. Впервые была указана граница Москвы. В 1775 году Екатерина II утвердила доклад Комиссии департамента по плану города и приложенный к нему «Прожектированный план г. Москвы». В 1800-1804 годах составлением генерального плана города руководил М.Ф.Казаков. «Комиссия по строению города Москвы» после пожара и разрушений 1812 года составила новый План Москвы. В Москве вплоть до 1917 года продолжали действовать основы градостроительного регулирования и застройки в духе идей классицизма. С 1917 года начался новый этап развития Москвы (как и всей страны). В 1918 году была создана архитектурная мастерская (бюро) по планировке центра и окраин Москвы, а в 1923 году был издан подробный проект - фактически первый советский план реконструкции Москвы, выполненный под руководством И.В.Жолтовского и А.В.Щусева. Авторские идеи выдвигали архитекторы и другие специалисты: профессора Б.В.Саккулин и С.С.Шестаков («Большая Москва»), архитекторы В.Кратюк, Г.Майер, Н. Ладовский, Э.Май, Ле Корбюзье и др. В советское время Москва развивалась по периодам на основе утвержденных генеральных планов: 1931-1941 гг., 1945-1950 гг., 1951-1960 гг., 1961-1991 гг. В конце 1991

Рис. 1. Схема размещения производственных зон в структуре Генерального плана г. Москвы. 1971 год

1 - Павелецкая; 2 - Варшавское шоссе; 3 - Донские улицы; 4 - Звенигородское шоссе; 5 - Магистральные улицы; 6 - Силикатные улицы; 7 - Боткинский проезд; 8 - площадь Развилки; 9 - улица Правды; 10 - Владыкино; 11 - Огородный проезд; 12 - ТСХА; 13 - Коптево; 14 - завод «Калибр»; 15 - Алексеевские улицы; 16 - Митьковская ветка; 17 - Курский вокзал; 18 - Грузинский вал; 19 - Хапиловка; 20 - Мейеровский проезд; 21 - Кирпичные улицы; 22 - Соколиная гора; 23 - Серп и молот; 24 - Карачарово; 25 - Волгоградский проспект; 26 - Южный порт; 27 - завод «ЗИЛ»; 28 - Ленино; 29 - Нагатино; 29а - Бирюлево; 30 - Коломенское; 31 - Каширское шоссе; 32 - Котляково; 33 - Верхние Котлы; 34 - Черемушки; 35 - Воронцово; 36 - Красный следопыт; 37 - Очаково; 38 - Кунцево; 39 - Бережковская набережная; 40 - Фили; 41 - Октябрьское поле; 42 - Тушино; 43 - Трикотажная; 44 - Братцево; 45 - Автомоторная; 46 - Коровино; 47 - Вагоноремонтная; 48 - Дегунино-Лихоборы; 49 - Бескудниково; 50 - Алтуфьевское шоссе; 51 - Медведково; 51а - Осташковское шоссе; 52 - Северянин; 52а - Свиблово; 53 - Калошино; 54 - Прожектор; 55 - Перово; 56 - Грайвороново; 57 - Курьяново; 58 - Люблино-Перерва; 59 - Чагино; 60 - Борисово; 62 -Теплый стан; 63 - Выхино; 64 - Строгино; 65 - Чертаново; 66 - Крылатское. Производственные зоны на территориях, присоединенных к городу Москве в 1984 г.: I - Северная; II - Северная ТЭЦ; III - Руднево; IV - Бутово; V - Солнцево; VI - Пинягино; VII - Митино; VIII - Подрезково; IX -Планерная

года началась история новой демократической России и новый этап градостроительной истории города.

Генеральные планы развития Москвы - план 1935 года, разработанный под руководством В.Н.Семенова и С.Е.Чер-нышова, являющийся первым в истории страны комплексным планом реконструкции столицы; план 1960 года, разработанный под руководством Д.Н.Чечулина, а также ТЭО генерального плана, утвержденное в 1966 году, - не уделяли внимания производственным территориям города, изображая их в виде серых пятен на генплане. В 1971 году был принят новый Генеральный план Москвы на период до 1985-1990 года с учетом прогнозов до 2000 года, разработанный под руководством главного архитектора Москвы того времени М.В.Посохина, где впервые было значительное внимание уделено производственным территориям: выделено 66 производственных зон, куда вошли три четверти всей городской промышленности (остальные предприятия были рассеяны по другими функциональным территориям). Рисунок 1. При формировании производственных зон предполагалось организованное и взаимосвязанное размещение разноотраслевых объектов, в т.ч. промышленных, научно-исследовательских, учебных, коммунальных, складских, автотранспортных предприятий, учреждений культурно-бытового обслуживания трудящихся. При размещении этих объектов подчеркивалась необходимость отраслевого кооперирования. Наряду со сложившимися производственными территориями подобные территориальные образования формировались и на свободных от застройки землях периферийных районов города в целях достижения сбалансированности расселения и размещения мест приложения труда.

Основные идеи Генплана 1971 года в области формирования производственных зон не были реализованы. Время показало неэффективность механического объединения отдельных объектов без учета технологических особенностей, ресурсного и градостроительного потенциала территории. Примеры кооперации стали исключением, формирование производственных территорий происходило под влиянием ведомственных интересов. Крупные предприятия металлургической, химической, текстильной, автомобильной промышленности нуждались в привлечении неквалифицированных кадров из других регионов.

Одним из направлений реорганизации производственных территорий предполагался вывод из Москвы целого ряда предприятий и производств. Критерием вывода являлась непрофильность производимой продукции, отсутствие собственных трудовых ресурсов, загрязнение окружающей среды, сверхнормативное использование территории. Несмотря на то, что был задействован мощный административный ресурс, что в условиях единого государственного управления и общегосударственной собственности делало решения обязательными, итогом стал вывод только 92 объектов из 250, намеченных к выводу.

Не только Генплан 1971 года, но и все предыдущие, рассчитанные авторами на 25 лет вперед, оказались несостоятельными, так как разработчики не располагали достоверными данными о развитии промышленности, НИИ, КБ и прочих объектов министерств и ведомств; как правило, планы социально-экономического развития составлялись лишь на очередную пятилетку. Поэтому предначертания Генерального плана по самым важным позициям - характеру сферы производства и занятости населения на расчетный срок - были весьма приблизительными. Правильные целевые установки Генплана не были реализованы в основном потому, что не учитывали проявившихся негативных тенденций в социально-экономической политике развития города, неоправданного привлечения иногородней рабочей силы, расширения ненужной и непрофильной для столицы промышленности.

Генеральный план Москвы и Московской области 1989 года, разработанный на период до 2010 года, предусматривал развитие столичного региона как единого социально-экономического и природно-экологического комплекса, взаимосвязанного с размещением производительных сил и системами расселения Центрального экономического района (ЦЭР) и всей страны в целом. Этот Генплан предполагал глубокое преобразование промышленного комплекса (к тому времени были разработаны проекты реконструкции почти всех производственных зон Москвы), совершенствование структуры столичной науки, развитие всех отраслей городского хозяйства. Появился специальный раздел, посвященный охране окружающей среды, которого в Генплане Москвы 1971 года не было. Генеральный план Москвы и Московской области, разработанный на период до 2010 года, был Генпланом нового поколения, принципиально отличавшимся от документов такого рода, однако Государственная экологическая экспертиза, что было особенно странно, отклонила его от утверждения, мотивируя тем, что основные проблемы города решаются в угоду росту промышленности, а не в интересах многомиллионного населения города. Генплан 1989 года дорабатывался в течение десяти лет и, наконец, в 1999 году был принят. Рисунок 2.

Проект Генерального плана развития Москвы 1999 года на период до 2020-го рассматривал реорганизацию производственных территорий, существенное сокращение площадей под промышленной застройкой в качестве одного из приоритетов градостроительной политики. Основные направления градостроительной реорганизации производственных территорий в Генплане 1999 года:

- сокращение территории производственного использования с 20,9 до 15,6 тыс. га, включая полную ликвидацию производственных функций на 5,3 тыс. га территории;

- использование высвобождаемых территорий в качестве внутригородских резервов: для системы общегородских центров - 1,2 тыс. га; для жилищного строительства -1,9 тыс. га; для развития и реабилитации природного комплекса - 2,2 тыс. га;

Рис. 3. Основные направления реорганизации производственных территорий Москвы. Генеральный план 2009 года

1 2010 59

- компенсация ликвидируемых и создание новых мест приложения труда за счет повышения плотности застройки в 1,5-1,7 раза на интенсифицируемых территориях и совершенствования функционально-планировочной организации сохраняемых производственных зон города;

- улучшение состояния окружающей среды и условий проживания для 1,5 млн. человек за счет ликвидации эколо-гоопасных объектов реорганизуемых промзон и технологического переоснащения производственных объектов в сохраняемых промзонах, обеспечивающего сокращение сани-тарно-защитных зон предприятий до границ участка.

В результате проведения реорганизационных мероприятий намечалась ликвидация 16 и частичное сокращение территории 20 производственных зон.

В составе Комплексной программы промышленной деятельности на 1998-2000 годы была выделена подпрограмма «Вывод и ликвидация предприятий», с тем чтобы связать градостроительную и промышленную политику.

В период переходной экономики механизмы реорганизации производственных территорий существенно изменились. Основным механизмом стало не административное при-

нуждение, а процедуры согласования интересов города и владельца предприятия.

В новом Генеральном плане развития Москвы 2009 года на период до 2025-го (актуализированном) (рис. 3) производственные территории представлены как значительные территориальные резервы для жилого, общественного, производственного строительства, а также развития и реабилитации природного комплекса. Основные направления реорганизации производственных территорий:

- ликвидация 17 производственных зон центрального и отчасти срединного района города;

- сохранение части производственных территорий для развития инновационной деятельности;

- формирование центров малого и среднего предпринимательства на основе современных технологий и информационных систем;

- повышение инвестиционной привлекательности мест приложения труда;

- повышение эффективности ресурсопотребления и природопользования.

Рис. 4а. Основные показатели градостроительной реорганизации производственных территорий Москвы (в границах производственных зон). Генеральный план 1999 года

Рис. 4б. Основные направления реорганизации производственных территорий Москвы (в границах производственных зон). Генеральный план 2009 года

60 1 2010

Сохранение производственного использования предусмотрено на 11,5 тыс. га (73%) производственных территорий, обладающих предпосылками для производственного развития (территориальными, инженерными, транспортными), на основе перспективных отраслей экономики, эколо-гобезопасных технологий, а также отраслей, обслуживающих население города.

На рис. 4 (а,б) показаны основные направления градостроительной реорганизации производственных территорий города (в границах производственных зон) в Генеральных планах Москвы 1999 и 2009 годов.

В составе сохраняемых производственных территорий формируются промышленные зоны1 - зоны сохранения и развития объектов промышленности и науки. В составе промышленных зон выделяются территории интенсификации производственного использования (около 3,0 тыс. га) - в качестве резервов для размещения инновационных центров, бизнес-инкубаторов, а также перебазируемых организаций и размещения объектов коммунального обслуживания населения. Первоочередными площадками такого типа будут являться территории технико-внедренческой особой экономической зоны «Зеленоград» (на базе территории производственной зоны «Алабушево»), технопарки «Нагатино-ЗИЛ», «ПромСити - Москва-Север».

Наука и научное обслуживание представлены около 900 организациями, расположенными на более 1150 участках, занимающих территорию 2,7 тыс. га, общей площадью 15,9 млн. кв. м. В отличие от промышленности, учреждения и организации науки и научного обслуживания большее распространение получили в селитебных зонах города (60% занимаемых отраслью территорий в городе); 40% территорий науки и научного обслуживания расположены в производственных зонах. За последние годы уменьшилась эффективность использования территорий и площадей научными организациями в связи с резким сокращением объема научно-исследовательских работ и численности работающих в сфере науки.

Генеральным планом определена необходимость корректировки существующих границ 33 производственных зон, а также лишение статуса «производственная зона» для 17 существующих. В границах существующих производственных зон территории формируемых промышленных зон займут 7,0 тыс. га, т.е. около 50% территории производственных зон города предполагается сохранить под производственные и научные цели. Вне границ производственных зон намечено формирование 50 промышленных зон площадью 0,5 тыс. га.

1 В соответствии с Законом города Москвы «Об особенностях земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы» (№ 35 от 26.05.2004 г.) «промышленная зона» - сосредоточение научных и промышленных предприятий, обслуживающих их объектов инженерной и транспортной инфраструктуры с целью сохранения и развития действующих производств, в том числе посредством их перебазирования.

Таким образом, на территории города будет сформирована 201 промышленная зона общей площадью 7,5 тыс. га.

Реорганизация промышленной зоны и повышения эффективности ее экономической деятельности должна быть поручена Управляющим компаниям. Основными задачами Управляющей компании должны быть разработка и реализация планов развития объектов промышленности и науки, расположенных на территории промышленной зоны, содействие в модернизации, создании и развитии производственных мощностей, повышении конкурентоспособности производимой промышленной продукции, улучшении экологии, развитии инфраструктуры территории, высвобождении части территории для решения социальных проблем населения города.

Современным подходом к реорганизации производственных территорий является создание технопарков и бизнес-инкубаторов. Концепция создания и организации функционирования технопарков основана на принципе так называемых «кластерных технологий», когда на одной территории объединяются предприятия, связанные между собой технологическими, производственными и бытовыми циклами. Каждой промзоне экономически целесообразно иметь свою специализацию, и в каждом случае будут созданы промышленные кластеры того или иного профиля.

Основной идеей технопарков является их организация по отраслевому признаку. Однако технопарк при этом должен объединять не только инженерную и транспортную инфраструктуру, но и элементы инфраструктуры «интеллектуальной» - образовательные, научно-исследовательские учреждения, инфраструктуру бизнеса. В составе технопарков могут формироваться центры научно-технического развития (ЦНТР) с привлечением ведущих отраслевых и научно-исследовательских организаций. Технопарки будут создаваться как на неосвоенных территориях производственного назначения, так и на территориях со сложившейся инфраструктурой (с учетом отраслевой принадлежности действующих на их территории рентабельных предприятий). Постановлением Правительства Москвы приняты решения о создании Московского городского технопарка «Нагатино-ЗИЛ» и технопарка на базе ОАО «Тушинский машиностроительный завод» в сложившихся производственных зонах города. В разрабатываемых проектах планировок производственных зон также предусматриваются участки для размещения технопарков: в производственной зоне № 11 «Огородный проезд» (на территории ЗАО «Оливеста»); в производственной зоне «Хапиловка» (на территории ЗАО «Московский шелковый комбинат им. П.П.Щербакова», на территории ОАО «Сокол»); в производственной зоне № 35 «Воронцово» (на территории ФГУП ГНПП «Торий») и др.

Сейчас ведется практическая отработка системы организационно-градостроительных мер, финансово-экономических механизмов и правовых норм реформирования промзон на территории г. Москвы, совершенствования го-

родских структур управления этим процессом на примере одной промзоны - качественно нового типа, ядро которой составляют наукоемкие и высокотехнологичные производства. В качестве «пилотной» промзоны определен район «Мол-жаниново» на территории вновь формируемой производственной зоны «Планерная» на севере Москвы. Здесь на трех участках общей площадью свыше 100 га создается промышленная зона «ПромСити-Москва-Север». Район выбран из-за близости аэропорта «Шереметьево». Для промышленных нужд здесь есть железная дорога, шоссе и различные коммуникации. «ПромСити-Москва-Север» предполагается для строительства ряда машиностроительных предприятий. Московское правительство намерено за свой счет создать всю инфраструктуру, понизив таким образом инвестиционные расходы бизнеса. В зоне «ПромСити-Москва-Север» до 2025 г. должны построить 3,2 млн. кв.м производственных площадей, из них 2,2 млн. кв.м - производственного и 1,0 млн. кв.м - административно-делового назначения. На одном из участков запланировано строительство 25,5 тыс. кв.м помещений для субъектов малого предпринимательства. По предварительным расчетам, в пилотной промышленной зоне будут работать до 11 тыс. человек. Предполагается, что интеграция предприятий, создание единой инфраструктуры, кооперация в использовании рабочей силы позволят снизить объемы капитальных вложений на 15-17%, эксплуатационные затраты - на 12-15%, потребность в персонале - на 10%, сократить площадь застройки на 15%.

В первоочередном порядке на площадях «ПромСити-Мос-ква-Север» будут размещены промышленные предприятия, предусмотренные к выводу из исторического центра Москвы. На основе организации таких зон промышленного развития и деловой активности, как «ПромСити-Москва-Север», технопарков, инновационно-технологических центров и других подобных структур, мероприятия по реорганизации производственных территорий предусматривают формирование нового промышленного облика города.

Основную идею реорганизации производственных территорий Москвы, проведенную в двух последних Генеральных планах (1999 года и актуализированный 2009 года), можно в значительной мере считать подобной идее реорганизации производственных территорий в Лондоне, Париже и некоторых других европейских городах (в общих чертах - вывод промышленных производств из центральных районов города и использование высвобожденных территорий под другие функции), проведенной несколько раньше - 40-50 лет назад.

Выводы

1. Проблемы реорганизации, функционирования и развития крупнейшего города-мегаполиса - территориальные, производственные, энергетические, демографические, транспортные, экологические и другие - должны решаться не как внутреннее дело города, а во взаимосвязи с развитием агломерации, региона, иногда - всей страны.

2. Передислокация промышленных предприятий с территории города требует разработки схемы размещения производительных сил, развития инженерно-транспортной инфраструктуры в масштабе минимум региона.

3. Для оптимизации использования рекультивированных территорий после вывода промышленных предприятий в ряде случаев следует использовать подземное пространство под размещение различных объектов, прежде всего автостоянок. Проект реорганизации производственных территорий следует разрабатывать параллельно с проектом рекультивации и использования подземного уровня.

4. При реновации производственных территорий в центре крупнейшего города следует по возможности сохранить уникальный исторический облик этого городского района, оставив отдельные старинные промышленные сооружения (или их комплексы) в качестве памятников индустриального зодчества прежних эпох, что придаст особый исторический колорит современной городской среде.

5. «Производственные зоны» в центральных районах мегаполиса - значительный резерв для современного строительства (с условием сохранить «душу места» и вписаться в существующий исторический контекст застройки). Такая сложная задача, безусловно, является объектом архитектурного конкурса, желательно международного, с широким обсуждением его результатов профессиональной общественностью.

Town-planning Aspect of Reorganization of Ration

Territories of a Megapolis, Citing Moscow as an Example.

By V.V. Aleksashina.

In the article a summary on the historical development of the industry of the city during the last centuries is given. The evolution of the industrial specificity ("chintz" - "iron" - "innovative") under the influence of the change of socio-economical politics of the state, and as the result, overcoming of its rapid development and introduction of the modern city within logically determined (post-industrial) forms are also described. Consideration of the reorganization of industrial territories of Moscow is based on the four layout drawings of the latest 40 years, in which the main ideas of transformation of the industrial Megapolis are reflected.

Ключевые слова: производственная зона, промышленная зона, производственные объекты, промышленная застройка, инновационные центры, технопарки, кластерные технологии, центры научно-технического развития (ЦНТР), пилотная промзона.

Key words:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.