25 (409) - 2010
Пенсионная система
к вопросу об итогах инвестирования пенсионных накоплений управляющими компаниями
В статье отмечается, что в России наблюдается ситуация, которая свидетельствует о фактическом провале пенсионной реформы, проводимой в стране начиная с2002 г. По мнению авторов, одной из причин такой ситуации является элементарное непонимание гражданами страны принципов функционирования современной модели пенсионной системы Российской Федерации, в том числе преимуществ частных управляющих компаний, которые вправе управлять средствами пенсионных накоплений в интересах будущих пенсионеров, по сравнению с государственной управляющей компанией. В статье авторы рассматривают основополагающие принципы существующей системы обязательного пенсионного страхования, а также итоги инвестирования пенсионных накоплений управляющими компаниями (государственной и частными) за период с 2004 по 2009 г.
Ключевые слова: инвестирование, государственная управляющая компания, частные управляющие компании, пенсионные накопления.
В последнее время с новой силой разгорелась дискуссия вокруг пенсионной системы Российской Федерации. Очередной виток ее обострения связан с отменой единого социального налога (ЕСН) и
Д. А. ВАВУЛИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и финансов E-mail: [email protected] Орловский государственный технический университет
В. Н. ФЕДОТОВ, кандидат экономических наук, кандидат технических наук E-mail: [email protected] Директор ОАО «Тульская инвестиционная компания», г. Тула
новым порядком уплаты страховых взносов работодателями, а также фактическим провалом пенсионный реформы, которая проводится в России с 2002 г.
В этой связи, прежде всего, необходимо отметить, что до 2002 г. в Российской Федерации функционировала так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Она заключалась в следующем: собранные за определенный год отчисления социального налога, уплачиваемого работодателем, идут на выплаты текущим пенсионерам. Такая система актуальна при условии значительного превышения числа работающих граждан над числом пожилых людей, находящихся на пенсии. В свое время в СССР на одного пенсионера приходилось 5 работающих граждан. Это позволяло без проблем выплачивать достойные пенсии. В данное время в силу демографической проблемы, ситуация совершенно иная: на одного пенсионера приходится меньше двух работающих граждан. По мнению экспертов, эта ситуация довольно скоро может еще больше осложниться. Население России быстро стареет. По самым пессимистичным
оценкам, к 2030 г. соотношение пенсионеров и работающих может составить один к одному. При этом, по прогнозам, уже к 2050 г. доля людей в работоспособном возрасте сократится с нынешних 63 до 50 %, а доля пенсионеров вырастет с 20 до 30 %. Вполне очевидно, что распределительная пенсионная система в таких условиях оказывается просто несостоятельной.
В такой ситуации от государства потребуется резкое увеличение расходов на пенсионное обеспечение граждан. При этом общеизвестно, что если государство не в состоянии увеличить свои расходы, то приходится снижать размеры пенсий, что приводит к отрицательным последствиям — увеличению уровня смертности и бедности среди лиц пенсионного возраста, росту социальной напряженности в обществе. Другой путь — увеличение налогов, что повышает налоговую нагрузку на бизнес, исправно платящий налоги. Выходом из такой ситуации может быть внедрение пенсионных схем, сочетающих в себе распределительный элемент, когда часть пенсии назначает и выплачивает государство, а также накопительный элемент, когда государство перекладывает часть функций по назначению и выплате пенсий в частные руки. Именно по такому пути в рамках реформы системы пенсионного обеспечения вот уже более восьми лет пытается идти и Россия. Основная цель реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации состоит в том, чтобы обеспечить дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных накоплений, а также установить зависимость размера пенсии от размера зарплаты.
До недавнего времени, в рамках системы обязательного пенсионного страхования работодатель за каждого работающего гражданина уплачивал взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР). Эти взносы являлись составной частью ЕСН. Максимальная ставка ЕСН составляла 26 % от фонда оплаты труда (ФОТ), из которых 20 % направлялось в качестве взносов в ПФР, а оставшаяся часть делилась так: 3,1 % — в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), а 2,9 % — в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ).
В начале 2010 г. ЕСН был отменен. Теперь вместо него работодатели уплачивают страховые взносы. Применяемые тарифы страховых взносов11 указаны в табл. 1 [1].
Распределение страховых взносов, поступающих в ПФР, указано в табл. 2 [1].
11 Тариф страхового взноса — размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
Таблица 1
тарифы страховых взносов, %
Год пфр Фсс РФ фомс
Федеральный фомс Территориальные фомс
2010 г. 20,0 2,9 1,1 2,0
2011 г. 26,0 2,9 2,1 3,0
Таблица 2
распределение страховых взносов, поступающих в ПФр, %
Год Тариф страхового взноса Финансирование страховой части трудовой пенсии Финансирование накопительной части трудовой пенсии
для лиц 1966 г. рождения и старше для лиц 1967 г. рождения и моложе для лиц 1967 г. рождения и моложе
2010 г. 20,0 20,0 14,0 6,0
2011 г. 26,0 26,0 20,0 6,0
Соответственно и трудовая пенсия для лиц, родившихся в 1967 г. и позже, будет также состоять из двух частей — страховой и накопительной. Страховая часть трудовой пенсии подлежит индексации. Накопительная часть трудовой пенсии (в целях прироста) подлежит обязательному инвестированию в различные финансовые активы, которое в интересах застрахованных лиц осуществляет государственная управляющая компания или одна из частных управляющих компаний [2].
В качестве государственной управляющей компании на данное время, как и ранее, выступает государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее — Внешэкономбанк). Первоначально Внешэкономбанк был вправе формировать в интересах застрахованных лиц только один инвестиционный портфель — портфель государственных ценных бумаг, в который и в данное время могут быть включены только некоторые виды активов (табл. 3) [3].
Таким образом, портфель государственных ценных бумаг Внешэкономбанка состоит из финансовых активов, главной характеристикой которых является высокая надежность с точки зрения колебания курсовой стоимости, но при этом и минимальная доходность. Это, главным образом, государственные ценные бумаги, а также ипотечные ценные бумаги, гарантированные государством.
Начиная с осени 2009 г. Внешэкономбанк получил право формировать уже два типа инвестиционных портфелей — портфель государственных ценных бумаг и расширенный портфель ценных
Таблица 3
Виды активов в государственном портфеле ценных бумаг
Вид инвестиционного актива Максимальная доля актива в инвестиционном портфеле, %
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации Не устанавливается (до марта 2007 г. она составляла 80)
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте (облигации государственного валютного займа, облигации внутреннего государственного валютного займа, облигации внешних облигационных займов Российской Федерации) 80
Облигации российских эмитентов, если исполнение обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций обеспечено государственной гарантией Российской Федерации Не устанавливается
Средства в валюте Российской Федерации и иностранной валюте (долларах США и/или евро) на счетах в кредитных организациях 80
бумаг. Увеличение спектра финансовых инструментов, в которые Внешэкономбанк получил право инвестировать средства пенсионных накоплений, было связано с низкими результатами управления (низкая доходность, не покрывающая даже инфляции) накопительной частью пенсий, которые показал Внешэкономбанк в период с 2002 по 2008 г. В состав расширенного портфеля ценных бумаг Внешэкономбанка могут быть включены некоторые виды активов (табл. 4) [4].
Расширенный портфель Внешэкономбанка немногим менее консервативен по сравнению с портфелем государственных ценных бумаг, поскольку в него уже могут быть включены более доходные облигации (корпоративных эмитентов и т. д.), что должно способствовать увеличению доходности такого портфеля по сравнению с доходностью портфеля государственных ценных бумаг. Однако даже расширенный инвестиционный портфель Внешэкономбанка остается достаточно консервативным. Это связано с тем, что суммарная доля государственных ценных бумаг Российской Федерации и облигаций, гарантированных Российской Федерацией, всегда должна быть менее 50 % от активов, находящихся в расширенном инвестиционном портфеле.
Таблица 4
Визы активов в составе расширенного портфеля ценных бумаг
Вид инвестиционного актива Максимальная доля актива в инвестиционном портфеле, %
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации Не устанавливается
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте 80
Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации 10
Облигации российских эмитентов, исполнение обязательств по выплате номинальной стоимости которых обеспечено государственной гарантией Российской Федерации Не устанавливается
Облигации российских эмитентов, за исключением облигаций, исполнение обязательств по выплате номинальной стоимости которых обеспечено государственной гарантией Российской Федерации 40
Ипотечные ценные бумаги 20
Ценные бумаги международных финансовых организаций 20
Средства в валюте Российской Федерации и иностранной валюте (доллары США, евро, фунты стерлингов, японские йены) на счетах в кредитных организациях, а также депозиты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте (доллары США, евро, фунты стерлингов, японские йены) в кредитных организациях 80
По итогам жесткого конкурса право на управление пенсионными накоплениями граждан получили 55 частных управляющих компаний (впоследствии их количество увеличилось до 57) [6, 7]. Частные управляющие компании имеют право инвестировать пенсионные накопления в некоторые виды активов (табл. 5) [5].
Перечень финансовых активов, в которые частные управляющие компании имеют право вкладывать денежные средства, несомненно, более широк. Помимо высоконадежных финансовых активов, частные управляющие компании имеют право вкладывать финансовые ресурсы в более рисковые, а соответственно, и потенциально более доходные активы, такие как акции и корпоративные облигации. На длительном промежутке
Таблица 5
Виды активов для инвестирования пенсионных накоплений частными управляющими компаниями
времени, а пенсионные накопления представляют собой долгосрочный финансовый ресурс, доходность такого инвестиционного портфеля должна быть существенно выше, чем доходность обоих портфелей Внешэкономбанка.
В рамках ныне действующей модели обязательного пенсионного страхования граждане могут самостоятельно выбирать один из трех инвестиционных портфелей (инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель Внешэкономбанка, или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг Внешэкономбанка). Таким образом, по сути, граждане выбирают, кому доверить управление пенсионными накоплениями — Внешэкономбанку или одной из частных управляющих компаний. Также застрахованные лица вправе отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и перевести пенсионные накопления в один из
негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Такое право появилось несколько позже, чем право на выбор управляющей компании. Поскольку этот вариант принципиально отличается от двух первых (гражданин отказывается от формирования пенсии через ПФР), то в данной статье он рассматриваться не будет.
Застрахованное лицо может воспользоваться правом выбора одного из инвестиционных портфелей (управляющей компании) не чаще одного раза в год. Для этого гражданин должен подать заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) в ПФР. Такое заявление подается в ПФР не позднее 31 декабря текущего года. Ежегодно не позднее 31 марта ПФР переводит средства пенсионных накоплений в соответствующий инвестиционный портфель (управляющую компанию). Если же гражданин не воспользовался предоставленным ему правом, то средства пенсионных накоплений по умолчанию передаются в управление Внешэкономбанку, причем в расширенный портфель ценных бумаг. В период, когда Внешэкономбанк мог формировать только один инвестиционный портфель, пенсионные накопления граждан, не сделавших осознанного выбора, направлялись в консервативный инвестиционный портфель Внешэкономбанка. Таким образом, для того чтобы пенсионные накопления оказались в управлении Внешэкономбанка, будущим пенсионерам нет необходимости предпринимать какие-либо действия. Иными словами, они могут ничего не делать, и ПФР автоматически переведет денежные средства, учитываемые в специальной части их лицевых счетов под управление Внешэкономбанка. В связи с тем, что такие граждане в этом вопросе занимают пассивную позицию, в среде профессионалов их именуют «молчунами».
Кого же в конечном итоге оказалось больше — «молчунов» или граждан с активной позицией в вопросе выбора инвестиционного портфеля?
На заре пенсионной реформы ее идеологи были настроены оптимистично. Они рассчитывали, что граждане России будут активно передавать накопительную часть своей будущей пенсии под управление частным управляющим компаниям и НПФ. При этом предполагалось, что с каждым годом и объем накопительной части в целом, и та доля, которую граждане будут передавать в управление в частные руки, будут возрастать. Однако их оптимистичным прогнозам не суждено было сбыться. Как показали девять лет реализации пенсионной реформы, подавляющее большинство рос-
Вид инвестиционного актива Максимальная доля актива в инвестиционном портфеле, %
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Государственные облигации Без ограничений
Облигации субъектов РФ До 40
Муниципальные облигации До 40
Корпоративные облигации До 50 До 60 До 70 До 80
Акции открытых акционерных обществ До 40 До 45 До 55 До 65
Паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов До 20
Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах До 40
Денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях До 20
Депозиты в рублях в кредитных организациях До 20
Иностранная валюта на счетах в кредитных организациях До 20
сиян предпочло занять в этом вопросе пассивную позицию. Динамика изменения некоторых показателей пенсионной системы за период с 31.12.2002 по 31.03.2008 представлена в табл. 6 [8].
Объем средств, которые были переведены в частные управляющие компании, по состоянию на 31.12.2002, оказался незначительным (3,42 %). Оставшаяся же часть (96,58 %) была оставлена в ПФР и передана в управление Внешэкономбанку. Да и в дальнейшем процесс перевода пенсионных накоплений в частные управляющие компании, а затем и в НПФ пошел существенно более медленными темпами, чем предполагалось, хотя в целом динамика, бесспорно, положительна. В результате, по состоянию на 30.09.2009, из общей суммы пенсионных накоплений в управлении Внешэкономбанка находилось 84,05 % пенсионных накоплений, под управлением частных управляющих компаний — 2,61 %, а в НПФ - 13,32 % (см. табл. 6).
Каковы же причины такого положения дел?
Причин для такой сложившейся ситуации множество. Они имеют как объективный, так и субъективный характер. Их можно долго обсуждать и вокруг них можно много и долго дискутировать. Однако основной из них, пожалуй, является простое непонимание россиянами принципов функционирования частных управляющих компаний и тех преимуществ, которые в будущем способен обеспечить им осознанный выбор инвестиционного портфеля и факт передачи накопительной части будущей пенсии под управление частной управляющей компании.
Подавляющее большинство россиян считает, что Внешэкономбанк более надежен по сравнению с частными управляющими компаниями. Этому, прежде всего, способствует приданный ему статус государственной управляющей компании. По
Динамика изменения показатеJ
мнению многих наших соотечественников, это означает, что государство гарантирует сохранность и необходимую доходность переданных в управление Внешэкономбанку пенсионных накоплений. В отношении же частных управляющих компаний в очередной раз сработал стереотип: мол, если выбираешь частника, то пенсионные накопления автоматически уходят от государства. Однако такое мнение является не более чем заблуждением. Дело в том, что государство в любом случае не отвечает за результат инвестирования средств, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии. В этом отношении частные управляющие компании и Внешэкономбанк находятся в совершенно равном положении. Статус же государственной управляющей компании, приданный Внешэкономбанку, означает только то, что будущий пенсионер может быть уверен в следующем: на основе пенсионных накоплений, переданных в управление Внешэкономбанку, будут сформированы консервативные портфели ценных бумаг, состоящие из определенного государством перечня высоконадежных финансовых инструментов, главным образом, государственных облигаций. Это защитит пенсионные накопления только от уменьшения их капитальной стоимости, которое может иметь место в случае краткосрочного падения фондового рынка, но не гарантирует защиты накоплений от инфляции и тем более не гарантирует их значительного увеличения в будущем. Выбирая частную управляющую компанию, человек осуществляет лишь поручение на передачу своих пенсионных накоплений под ее управление. Эти деньги по-прежнему являются собственностью Российской Федерации, и ПФР несет субсидиарную ответственность за сохранность этих средств наряду с другими участниками пенсионной сис-
Таблица 6
пенсионной системы, млн руб.
Показатель 31.12.2002 31.12.2003 31.12.2004 31.12.2005 31.12.2006 31.12.2007 31.12.2008 30.09.2009
Сумма пенсион- 47 173 95 571 98 475 183 930 286 411 401 839 487 764 538 259
ных накоплений,
всего
Сумма пенсион- 45 561 92 372 94 373 176 345 267 073 348 678 343 106 452 447
ных накоплений во Внешэкономбанке
Сумма пенсион- 1 612 3 200 2 967 5 578 9 373 12 209 9 117 14 094
ных накоплений в
частных управляющих компаниях
Сумма пенсион- - - 1 135 2 007 9 965 26 757 35 541 71 717
ных накоплений в НПФ
темы. Иными словами, государство гарантирует возврат средств накопительной части в объеме, обозначенном в последнем «письме счастья», полученном гражданами из ПФР. Помимо того, частные управляющие компании обязаны страховать риск своей ответственности перед ПФР за нарушения договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений, вызванные ошибками, небрежностью или умышленными противоправными действиями работников управляющей компании либо умышленными противоправными действиями (бездействием) иных лиц.
Вместе с тем в пользу не меньшей надежности частных управляющих компаний по сравнению с Внешэкономбанком говорит и тот факт, что все частные управляющие компании, допущенные к инвестированию пенсионных накоплений, прошли жесткий конкурсный отбор. Для получения права на управление средствами пенсионных накоплений, предназначенными для финансирования накопительной части трудовой пенсии, управляющие компании, участвующие в конкурсе, должны были иметь под своим управлением активов на сумму не менее 200 млн руб. Размер собственных средств управляющей компании должен был составлять не менее 50 млн руб. Профессиональная деятельность управляющей компании должна быть в обязательном порядке застрахована. На момент подачи заявки на участие в конкурсе не менее трех работников управляющей компании и ее руководитель должны иметь квалификационный аттестат ФКЦБ по специализации «доверительное управление ценными бумагами, управление активами паевых инвестиционных фондов, инвестиционных фондов и негосударственных инвестиционных фондов» и стаж работы по специальности не менее двух лет. На момент подачи заявки на конкурс под управлением управляющей компании должно было быть не менее двух паевых инвестиционных фондов (ПИФ), или двух негосударственных пенсионных фондов (НПФ), или же один ПИФ плюс один НПФ. Помимо того, у управляющей компании не должно было быть просроченной задолженности перед бюджетом и учредителями доверительного управления за два финансовых года, предшествующих дате подачи заявки на участие в конкурсе. У компании и ее руководителя не должно быть взысканий за административные правонарушения в области финансов и рынка ценных бумаг в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в конкурсе. Следует отметить, что всем этим требованиям частные управляющие компании,
победившие в конкурсе, должны соответствовать на протяжении всего периода осуществления ими деятельности по инвестированию средств пенсионных накоплений.
Более того, благодаря детально разработанному законодательству, частные управляющие компании подвергаются пристальному контролю со стороны государства. Регулятором и контролером пенсионной системы в России выступает Министерство финансов РФ. В сфере управления и инвестирования накопительной части пенсии на фондовом рынке регулятором выступает ФСФР России. Любые операции по размещению пенсионных денег в ценные бумаги должны быть согласованы со специализированным депозитарием, который хранит все ценные бумаги, приобретаемые управляющей компанией. Специализированный депозитарий контролирует все операции, которые с этими бумагами производятся. Без одобрения специализированного депозитария никакие сделки невозможны. Специализированный депозитарий, в случае неисполнения своих обязанностей, несет солидарную ответственность с частной управляющей компанией, заключившей договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Средства под управлением и собственные средства частной управляющей компании находятся на разных счетах. В случае финансовых проблем одной частной управляющей компании портфель ценных бумаг под ее управлением будет передан в ПФР с минимальными затратами. На пенсионные средства, находящиеся под управлением, не может быть обращено взыскание по долгам управляющей компании. Управляющие компании должны предоставлять свою финансовую отчетность в ПФР и ФСФР России, а также проходить аудиторские проверки. Независимым органом контроля является общественный совет, в который входят представители работников, работодателей и правительства.
Накопительная часть пенсионных накоплений представляет собой не что иное, как огромный инвестиционный ресурс, носящий долгосрочный характер. Поэтому будущего пенсионера, помимо сохранности капитальной стоимости накопительной части, должна интересовать и потенциальная доходность, которую обеспечивают компании, управляющие пенсионными накоплениями. Как было отмечено ранее, Внешэкономбанк в настоящее время инвестирует переданные в его управление пенсионные финансовые ресурсы исключительно в высоконадежные инвестиционные активы. Из теории инвестиционного анализа известно, что
чем надежнее инвестиция и соответственно ниже риск потерь, связанных с ней, тем потенциально менее доходной является такая инвестиция, что особенно ярко проявляется на длительном интервале инвестирования, как и в случае с инвестированием пенсионных накоплений. Еще в самом начале пенсионной реформы эксперты оценивали потенциальную доходность денежных средств, находящихся под управлением Внешэкономбанка, на уровне 7-10 % годовых. В то же время распределе-
ние вложений между различными видами ценных бумаг, отраслями и эмитентами помогает частным управляющим компаниям обеспечивать более высокую доходность при ограниченном уровне риска. Яркой иллюстрацией этих утверждений являются результаты управления пенсионными накоплениями, которые показали частные управляющие компании, и Внешэкономбанк за период времени с 2004 по 2009 г., которые представлены в табл. 7 [8].
Таблица 7
Доходность пенсионных накоплений с 2004 по 2009 г., %
Управляющая компания Портфель 2004 2005 2006 2007 2008 2009
ЗАО «ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент» 0,00 13 15 5,б0 -23,51 49,29
ЗАО «Паллада Эссет Менеджмент» 3,91 21,52 1б,75 5,28 -34,79 31,02
ООО «УК БИНБАНКА» 14,55 1б,07 б,20 5,23 -25,55 23,52
ЗАО УК «Достояние» 5,70 18,1б 3б,98 3,87 -30,14 24,51
ЗАО УК «Тройка—Диалог» -4,10 51,72 31,81 4,б5 -52.б4 93,7б
ОФГ ИНВЕСТ (Deutsche UFG Capital Management) 3,04 27,19 18,78 5,28 -19,59 29,50
ЗАО УК «Интерфин Капитал» -5,41 31,70 24,28 5,21 -24,77 27,15
ОАО Управляющая компания «Ингосстрах — Инвестиции» 10,7 15,70 11,59 б,б2 -30.4б 19,79
ОАО УК «Алемар» 2,б9 33,90 2б,04 8,55 -44,18 40,77
ООО УК «Альфа—Капитал» 4,31 11,б9 18,24 3,б1 -21,55 17,бб
ЗАО УК «Ермак» 2,5б 32,11 2б,71 б,б7 -44,б8 85,81
ЗАО «Центральная Управляющая Компания» -1,15 2б,08 18,1б б,89 -52,23 94,4б
ЗАО «Солид Менеджмент» 1,52 22,00 28,9б 3,90 -43,9б 59,73
ЗАО «Управляющая компания УралСиб» 0,б4 3б,1б 31,45 0,82 -24,82 2б,б0
ЗАО УК «АВК Дворцовая площадь» 2,59 5,91 17,49 5,28 - -
ООО УК «Портфельные инвестиции» 4,91 2б,78 27,9б б,10 -33,б3 78,55
ООО УК «Регионгазфинанс» б,22 25,4б 25,82 4,74 -29,33 29,54
ООО УК «АГАНА» Сбалансированный 5,71 34,14 34,99 9,20 -44,18 55,5б
Консервативный 5,83 37,08 28,44 8,55 -32,78 7,56
ООО УК «Атон—Менеджмент» 4,48 20,б9 19,80 б,98 -27,38 32,23
ООО УК «Открытие» 8,5б 20,41 35,07 4,45 -3,75 3б,52
ООО Управляющая компания «УРАЛСИБ Эссет Менеджмент» 1,75 3б,7б 33,91 0,28 -22,84 27,08
ООО «РБизнес Управление активами 7,22 15,17 18,50 4,27 -13,77 20,05
ООО УК «КапиталЪ» 8,24 20,80 18,22 5,58 -24,20 35,б7
ОАО «Ямал» 3,11 22,20 15,17 3,08 -12,09 18,02
ЗАО «Регион Эссет Менеджмент» 3,03 15,1б 11,9б 7,15 -17,95 31,87
ООО «Промышленные традиции» б,17 12,70 1б,01 4,32 -19,77 27,75
ОАО «УРАЛСИБ — Управление капиталом» 0,27 35,13 33,87 -0,01 -22,3б 27,50
ЗАО УК «Аналитический центр» 13,1 19,28 1б,52 8,70 -41,01 44,83
ОАО КИТ Фортис Инвестмент Менеджмент 8,б3 14,89 23,02 5,б8 -33,45 30,44
ЗАО УК «Брокеркредитсервис» Сбалансированный 2,14 22,03 13,34 5,41 -21,42 32,78
Доходный 3,94 29,84 12,33 3,82 -28,8б 45,2б
ООО УК «Мономах» б,б3 30,39 31,98 7,32 -40,б9 43,94
ОАО «Альянс РОСНО — Управление Активами» Сбалансированный 4,10 28,59 23,б9 5,5б -33,б5 33,07
Консервативный 4,72 9,79 12,95 5,89 -23,51 21,33
ООО УК «РН-траст» б,07 12,59 14,97 б,04 -0,82 17,30
ООО УК «Менеджмент. Инвестиции. Развитие» 7,33 2,08 9,54 3,9б -24,39 11,41
ЗАО УК «ТРИНФИКО» Долгосрочного роста 7,35 29,51 31,51 7,04 -47,59 110,5
Сбалансированный 3,11 23,12 18,05 5,73 -27,25 59,40
Консервативного сохранения капитала 4,22 9,98 б,89 5,49 -0,45 22,10
60
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
Окончание табл. 7
Управляющая компания Портфель 2004 2005 2006 2007 2008 2009
ООО УК «ВИКА» 8,68 14,31 10,78 4,80 2,20 11,28
ЗАО «Металлинвесттраст» 4,03 29,37 32,23 8,28 -55,09 21,19
ЗАО «Национальная управляющая компания» 7,95 18,28 18,37 7,68 -35,60 24,96
ООО Управляющая компания «АК БАРС КАПИТАЛ» 0,91 21,88 21,88 5,74 -38,50 36,60
ООО УК «БФА» 2,40 14,28 15,76 5,42 -23,46 35,73
ЗАО УК «Золотое сечение» -0,17 29,61 17,86 0,22 - -
ЗАО «Лидер» 5,64 24,77 22,69 5,54 -14,53 14,39
ООО УК «Финам Менеджмент» -8,87 18,58 19,39 4,75 -10,46 12,55
ООО УК «ПРОМСВЯЗЬ» 10,97 19,06 17,17 6,84 -9,70 24,20
ООО УК «РФЦ-Капитал» 5,70 11,33 9,06 6,79 -24,94 42,34
ООО «УНИВЕР Менеджмент» 42,27 17,91 39,17 7,70 -17,53 32,61
ООО УК «Ростовская трастовая компания» 4,46 11,35 5,95 4.25 -21,38 14,42
ООО УК «Доверие Капитал» Перспективный 1,42 26,49 35,74 7,12 -36,69 26,70
Актуальный 2,12 18,63 9,62 4,35 -16,30 13,47
Сбалансированный 0,66 25,30 24,09 5,24 -32,64 26,86
ООО «ИНТЕРФИНАНС» 8,18 17,00 18,45 8,39 -26,36 32,90
ООО «Пенсионный Резерв» 0,96 25,58 19,41 6,39 -18,11 28,67
ООО «Пенсионная сберегательная компания» 2,23 12,41 22,64 7,78 -32,48 34,37
ООО УК «Базис-Инвест» 2,91 16,97 20,46 5,77 -40,92 43,40
ООО УК «МЕТРОПОЛЬ» 19,50 23,57 24,40 6,74 -37,13 44,28
ВТБ «Управление активами» 1,23 21,22 19,05 4,60 -32,93 65,41
Управляющая компания «МДМ» 3,07 23,84 16,33 7,58 -23,88 41,15
Финансовый брокер «Август» - - - - - 53,42
Управляющая компания «Энергокапитал» - - - - - 12,53
Внешэкономбанк Государственные бумаги 7,33 12,07 5,67 6,04 -0.46 5,72
Расширенный - - - - - 9,52
По итогам 2004 г. только 13 портфелей частных управляющих компаний из 62 показали доходность выше доходности Внешэкономбанка (7,33 %). При этом наилучший результат в управлении пенсионными накоплениями (42,27 %), достигнутый частной управляющей компанией, обеспечил доходность, почти в 5,8 раза превышающую доходность, показанную Внешэкономбанком. Следует отметить, что такая ситуация объясняется тем, что 2004 г. стал первым годом, когда пенсионные накопления были переведены в частные управляющие компании. При этом 2004 г. был в целом неудачным годом и для всего российского фондового рынка (индекс РТС вырос всего на 46,86 процентных пункта, или на 8,26 %), что и обеспечило сопоставимость результатов управления пенсионными накоплениями, показанных Внешэкономбанком и частными управляющими компаниями. Однако в следующие два года ситуация коренным образом изменилась, причем явно не в пользу Внешэкономбанка. По итогам 2005 г. уже 55 портфелей частных управляющих компаний из 62 показали доходность выше доходности Внешэкономбанка (12,07 %). При этом
наилучший результат в управлении пенсионными накоплениями, достигнутый частной управляющей компанией (51,72 %), оказался почти в 4,3 раза выше доходности, показанной Внешэкономбанком. По итогам 2006 г. все портфели частных управляющих компаний показали доходность, превышающую доходность Внешэкономбанка (5,67 %). Наилучший результат (39,17 %) оказался в 6,9 раза выше доходности, показанной Внешэкономбанком. Следует отметить, что причиной такой ситуации стал бурный рост российского фондового рынка, который произошел на 511,49 процентного пункта, или на 83,3 %; в 2006 г. индекс РТС вырос на 796,32 процентного пункта, или на 70,8 %). В 2007 г. доходность управления пенсионными накоплениями, показанная частными управляющими компаниями (от — 0,22 до 9,20 %), опять оказалась на уровне доходности, достигнутой Внешэкономбанком (6,04 %). Это связано с началом мирового финансового кризиса. Хотя в 2007 г. он в полной мере еще не «докатился» до России, но застойные явления по сравнению с предыдущими годами на российском фондовом рынке уже наблюдались. Так, например,
индекс РТС за 2007 г. вырос всего на 383,68 пункта (20,13 %). В 2008 г., когда российский фондовый рынок накрыла «волна» мирового финансового кризиса (по итогам 2008 г. индекс РТС рухнул на 1668,9 пункта, или 264,11 %), подавляющее число управляющих компаний, в том числе и Внешэкономбанк, показали отрицательную доходность управления пенсионными накоплениями. При этом Внешэкономбанк в 2008 г. показал доходность управления пенсионными накоплениями (-0,46 %), которая превзошла показатели практически всех частных управляющих компаний (от 2,20 до — 55,09 %). Однако уже в 2009 г. ситуация коренным образом изменилась. В этом году все без исключения частные управляющие компании показали доходность управления пенсионными накоплениями, превышающую доходность Внешэкономбанка, даже с учетом того, что в 2009 г. Внешэкономбанк получил право формировать расширенный портфель ценных бумаг. Причина такой ситуации проста - 2009 г. ознаменовался бурным ростом российского фондового рынка. Уже в период с 23.01.2009 по 02.06.2009 индекс РТС вырос до 1180,56 пункта (137 %).
Как и предсказывали эксперты, на начальном этапе пенсионной реформы потенциальная доходность пенсионных накоплений, переданных в управление частным управляющим компаниям, в конечном итоге оказывается существенно выше, чем доходность пенсионных накоплений, находящихся в управлении государственной управляющей компании, и, что очень важно, при том же уровне риска потери пенсионных накоплений. В случае сохранения положительной динамики на российском фондовом рынке (по мнению экспертов, она вполне может иметь место) аналогичного соотношения между доходностью частных управляющих компаний и Внешэкономбанком следует ожидать и в дальнейшем, даже, несмотря на то, что теперь Внешэкономбанк может формировать два инвестиционных портфеля, один из которых является менее консервативным. Это будет означать лишь одно — в более выигрышном положении окажутся те будущие пенсионеры, которые доверили управление накопительной частью своих пенсий частным управляющим компаниям, а деньги, находящиеся под управлением Внешэкономбанка, каждый год будут неумолимо обесцениваться.
Однако и для тех граждан, которые на данное время оставили свои пенсионные накопления под управлением государственной управляющей компании, еще далеко не все потеряно. Дело в том, что
государство ежегодно предоставляет гражданам право на перевод пенсионных накоплений из одной управляющей компании в другую. Поэтому те, кто не осуществил перевода накопительной части пенсий под управление частной управляющей компании, может без особых проблем осуществить это. Как было отмечено ранее, один раз в год (не позднее 31 декабря) граждане вправе перевести накопительную часть своей будущей пенсии из Внешэкономбанка в частную управляющую компанию или же из одной частной управляющей компании в другую, а также из частной управляющей компании во Внешэкономбанк. Для этого необходимо всего лишь заполнить заявление на перевод средств пенсионных накоплений в выбранную управляющую компанию и представить его в ПФР (территориальное отделение ПФР).
Таким образом, ныне работающий будущий пенсионер оказывается перед проблемой выбора между 58 частными управляющими компаниями, имеющими право управлять пенсионными накоплениями. Надо сказать, что выбор этот достаточно сложен. Для многих основным ориентиром при выборе частной управляющей компании станет историческая доходность, которую показала та или иная частная управляющая компания. Бесспорно, этот критерий является наиболее важным для будущего пенсионера. Именно от этого будет зависеть величина накопительной части пенсии. Однако не следует во главу угла ставить исключительно данный критерий. Принимая столь важное решение, необходимо также опираться и на ряд других не менее важных признаков, характеризующих управляющие компании и их деятельность. Прежде всего, следует обратить внимание на срок существования управляющей компании. В принципе, чем больше срок существования, тем лучше. Особенно ценно, если управляющая компания функционирует (начиная с 1996 г.) и успешно пережила финансовые кризисы 1998 и 2008 гг. Все это говорит о ее надежности, а также о наличии в штате компании опытных и высококвалифицированных сотрудников. Вместе с тем следует отметить, что некоторые управляющие компании были созданы значительно позже, а некоторые -специально под пенсионную реформу. Однако и они показывают неплохие результаты своей деятельности и также обладают высококвалифицированным персоналом. Еще одним критерием, который можно использовать при выборе управляющей компании, является количество паевых инвестиционных фондов, прежде всего открытых,
управление активами которых осуществляет управляющая компания. Чем большим количеством паевых инвестиционных фондов управляет управляющая компания, тем лучше. Дополнительным плюсом для управляющей компании является и то, что она осуществляет управление активами одного или нескольких пенсионных фондов. Также, выбирая управляющую компанию, следует обратить внимание на величину ее собственного капитала, которая является одним из показателей, характеризующих финансовую устойчивость управляющей компании.
Список литературы
1. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
2. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
3. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ.
4. Об утверждении Инвестиционной декларации расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании: постановление Правительства РФ от 01.09.2003 № 540.
5. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. URL: http://www.minzdravsoc.ru/ videobank/71/ (дата обращения 18.02.2010).
6. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. URL: http://www.pfrf. ru/content/view/3420/173/ (дата обращения 14.09.2009).
7. URL: http://npf.investfunds.ru/indicators/index. phtml/ (дата обращения 10.02.2009).
8. URL: http://npf.investfunds.ru/ratings/1/ (дата обращения 10.02.2010).
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
63