Б. Р. Шамсуддинов
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ АКТУАРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Обеспечение жизнеспособности и устойчивости государственной пенсионной системы требует внедрения и совершенствования прогнозных расчетов и моделей, называемых актуарными. В статье обсуждается актуальность построения актуарной модели государственной пенсионной системы Узбекистана и создания ее статистической базы.
Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует в свою очередь проведения радикальных реформ в системе социального и пенсионного обеспечения. Перераспределение ранее планируемых товарно-денежных потоков, финансовая несостоятельность некоторых отраслей экономики, структурные изменения на рынке труда из-за значительного увеличения доли самозанятого населения, снижение собираемости налогов оказывают отрицательное влияние на финансовую устойчивость пенсионной системы Узбекистана и поставили ее перед угрозой финансового банкротства. Введение в силу с 1 января 2005 г. закона Республики Узбекистан «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» явилось крупным шагом в процессе реформирования распределительной пенсионной системы республики, которая основывается на солидарности поколений, территорий и отраслей экономики.
Исходным пунктом для пенсионных реформ в большинстве стран мира стали ожидаемые изменения демографической структуры населения. Старение населения - основной фактор повышения нагрузки на распределительную пенсионную систему. Поэтому прогнозирование дальнейшего функционирования любой пенсионной системы начинается с построения долгосрочных прогнозов населения и рабочей силы с их соответствующими характеристиками.
Анализ динамики возрастной структуры населения Узбекистана за 1991-2003 гг. показывает, что в отличие от других стран СНГ доля лиц пенсионного возраста в этот период почти не изменялась (рис. 1). При этом следует отметить, что доля женщин пенсионного возраста составляла 13,75% от общего числа женской части населения, а доля мужчин - пенсионеров по возрасту - 6,10%. Такая диспропорция является результатом того факта, что женщины выходят в пенсию на 5 лет раньше и они живут дольше, чем мужчины.
Процесс снижения рождаемости, начало которого приходится именно на конец 80-х гг. прошлого столетия, привел к уменьшению доли лиц моложе трудоспособного возраста с 43,11% в 1991 г. до 37,77% в 2003 г. Доля лиц трудоспособного возраста увеличилась с 49,12 до 55,02% [1. С. 109].
Нами по когортно-компонентному методу [5] построен прогноз численности и половозрастной структуры населения Узбекистана до 2020 г. За базисный выбран 2000 г. При построении прогноза были учтены тренды послед-
них лет в динамиках рождаемости, смертности и миграционных процессов. На рис. 2 приведена графическая иллюстрация полученных результатов.
%
100%
7,77 7,75 7,75 7,72 7,69 7,64 7,62 7,58 7,46 7,37 7,28 7,24 7,21
80%
49 60%
12 49,05 49,11 49,18 49,33 49,58 49,92 50,45 51,21 52,03 52,97 54,01
55
40%
20%43 11 43,20 43,14 43,10 42,98 42,77 42,45 41,97 41,33 40,60 39,76 38,76 37
0%
02
77
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
□ Моложе трудоспособного □ Трудоспособный возраст □ Пенсионный возраст
Рис. 1. Динамика возрастной структуры населения Узбекистана за 1991-2003 гг.
Прогнозные расчеты показывают, что приблизительно с 2010 г. доля лиц трудоспособного возраста начнет уменьшаться в основном за счет увеличения числа лиц пенсионного возраста. Это связано с тем, что к этому периоду достигнет пенсионного возраста когорта людей, рожденных в 60-х гг. прошлого столетия, когда были отмечены самые высокие темпы прироста в Узбекистане (численность населения страны росла в среднем за год на 3,8%) [6].
Согласно нашим прогнозам, доля лиц моложе трудоспособного возраста будет уменьшаться с 40,60% в 2000 г. до 28,87% в 2010 г. и останется на этом уровне до конца прогнозного периода.
Эффективная работа распределительной пенсионной системы возможна при наличии двух главных условий: благоприятной демографической ситуации и стабильного экономического роста. Существующие проблемы пенсионной системы Республики Узбекистан в первую очередь связаны с текущим состоянием рынка труда. В Узбекистане при уровне официальной безработицы, которая составляет примерно 0,5%, значительная часть работающих только формально сохраняет за собой рабочие места на предприятиях.
Расширение неформального сектора занятых - одна из крупных проблем для Узбекистана с позиции регулирования их доходов и взносов в пенсионный фонд. В этой связи представляется чрезвычайно важным объединить усилия
экономистов, социологов, актуариев и специалистов, работающих в системе социального (в частности, пенсионного) обеспечения, по изучению данной проблемы: выявить масштабы вопроса с позиции социальной защиты, определить, для каких слоев населения последствия сложившейся ситуации будут особенно угрожающими.
%
70%5 60% 50% 40% 30% 20%4 10% 0%
57 7,31 7,83 9,04 10,
03 59,52 62,30 61,72 59
)60 33,17 29,87 29,24 29,
82
2000
2005
2010
2015
2020
□ 0-15 □ 15-55(60) □ 55+(60+)
Рис. 2. Прогнозная возрастная структура населения до 2020 г.
Законодательно установленный относительно низкий пенсионный возраст (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет) и наличие системы льгот, дающих право выйти на пенсию раньше установленного срока (доля льготников составляет 39% от числа пенсионеров по возрасту), привели к возрастанию коэффициента зависимости (отношение численности пенсионеров к числу наемных работников - основных плательщиков в бюджет пенсионной системы). Коэффициент зависимости в Узбекистане составляет 30%, т. е. на одного пенсионера приходится 3,3 экономически активного работника. Это очень высокий показатель среди стран СНГ. Однако доля фактического сбора налогов в пенсионный фонд очень низка - около 42%, т. е. фактический коэффициент зависимости равен 62%. Это означает, что на 10 пенсионеров в среднем приходится 16 плательщиков взноса в пенсионный фонд.
Мировой опыт показывает, что актуарное моделирование должно быть составной частью программы проводимых пенсионных реформ. Построенная актуарная модель пенсионной системы должна отражать динамику функционирования пенсионной системы и качественно, и количественно. Актуарные расчеты позволяют проводить оценку пенсионных систем с позиции опреде-
ления достаточности ставки взносов в пенсионный фонд и объема накопленных резервов для обеспечения обязательств системы по выплате пенсий.
Применение актуарных расчетов связано с необходимостью выполнения кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов расчетных параметров пенсионной системы, позволяющих обеспечивать ее финансовую устойчивость. Другими словами, актуарные расчеты в государственном обязательном пенсионном страховании призваны осуществлять оценку обеспеченности государственных финансовых обязательств перед застрахованными лицами и сбалансированности бюджета пенсионного фонда в долгосрочной перспективе с целью своевременного обнаружения и принятия мер по снижению возможного отрицательного воздействия различных социально-экономических, демографических и иных факторов. При этом результаты актуарного моделирования следует рассматривать не в качестве точных цифр и однозначных выводов, а как аналитическую основу, необходимую для принятия решений и обоснования выбора той или иной пенсионной модели.
Построение актуарной модели пенсионной системы Узбекистана является довольно сложной задачей, так как требует оценки и прогноза экономических (ВВП, заработная плата, инфляция, темпы экономического роста, уровень безработицы, нормы доходности и т. д.), демографических (рождаемость, смертность, инвалидность, миграция), фискальных (налогообложение, расходные ограничения и т. д.) и социальных (вхождение в рабочую силу, пенсионный возраст, брачность, вдовство) факторов. Здесь основная проблема состоит в недостаточности имеющейся статистической базы. Неполные и некачественные статистические данные ухудшают точность актуарных прогнозов.
Труднопредсказуемые демографические, финансовые и социальные процессы, обусловленные во многом изменением политико-экономического строя, не позволяют применить в чистом виде опыт построения актуарных пенсионных моделей, разработанных зарубежными специалистами-актуариями. Например, рекомендуемая Всемирным банком актуарная модель PROST после серии попыток ее адаптации к условиям России оказалась неподходящей в практическом плане. Финансовый кризис в России в августе 1998 г. сделал очевидным для всех факт уязвимости модели PROST по многим позициям (опора на сценарии стабильных темпов ВВП, использования усредненных показателей заработной платы и т. д.) [2].
В актуарной модели пенсионной системы Республики Узбекистан, разработанной Гари Хендриксом и Джоном Вилкином, проделана огромная работа по сбору, анализу и классификации необходимых статистических данных. Из-за отсутствия ряда статистических показателей (распределения рабочей силы по возрасту, возрастного распределения пенсионеров по инвалидности, распределения зарплаты по возрасту и виду деятельности и т. д.) в прогнозных расчетах используются их оценки, что, естественно, уменьшает точность прогнозов.
Проверка того, насколько данная модель хорошо описывает пенсионную систему Узбекистана, показала, что имеются большие расхождения между фактическими статистическими данными и их прогнозными значениями
(например, численности пенсионеров, размеров средних пенсий, доходов и расходов пенсионного фонда, актуарного баланса и т. д.).
В частности, относительно прогнозных значений баланса пенсионного фонда такое сильное расхождение является результатом того, что за эти годы сильно снизилась ставка единого социального платежа в пенсионный фонд. Если в 2000 г. она составляла для работодателя 37,3% от ФОТ, то уже к 2005 г. - 31%. Естественно, такое сильное снижение нормы вклада не было предусмотрено в прогнозах.
Создание данной модели - это лишь начало работы. Успешное использование модели в работе пенсионного фонда требует ее модернизации с учетом происходящих макроэкономических, демографических и фискальных изменений в Узбекистане.
Вопросы совершенствования пенсионных систем отличаются особой сложностью. Реформирование пенсионной системы Узбекистана вызывает необходимость использования актуарных методов, надежных прогнозных оценок развития экономики, более совершенных методов оценки состояния демографии и рынка труда. При этом без четкой организации аналитической работы и высокой координации управленческих воздействий не обойтись.
Использование актуарных методов оценки и моделирования при реформировании системы пенсионного обеспечения - не самоцель. Проведение научно обоснованных актуарных расчетов даст возможность предсказывать будущее состояние пенсионной системы в зависимости от различных демографических и экономических факторов.
Список литературы
1. Демографический ежегодник Узбекистана: Статистический сборник / Госкомстат Узбекистана. - Ташкент, 2004.
2. Роик В. Д. Основы социального страхования. - М. : Анкил, 2005.
3. Соловьев А. К. Актуарные расчеты в пенсионном страховании. - М. : ФиС, 2006.
4. Shamsuddinov B. R. Actuarial Aspects of Pension Reform in Uzbekistan. 28th International Congress of Actuaries. Paris, May 28 - June 2 // www.papers.ica2006.com/~3111.pdf
5. Siegel J. S., Swanson D. A. The Methods and Materials of Demography. San Diego : Elsever Academic Press, 1990.
6. www.demoscope.ru/weekly/ssp/sng_bir.xls