Г.А.КОЗЛАКОВА
Институт высшего образования Академии педагогических наук Украины, г.Киев
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В статье представлен опыт научно-образовательной деятельности кафедры психологии и педагогики Киевского политехнического института, а именно особенности преподавания дисциплины «Педагогика высшей школы». Проанализировано отношение студентов к наиболее интересным темам данной дисциплины. Обсуждаются перспективы подготовки педагогических кадров для технического университета.
This article represents an experience of science-educational activities of the psychology and pedagogics department of Kiev Polytechnic Institute, National Technical University of Ukraine. The students' attitude to some interesting themes of Pedagogics of Higher School and perspectives of training pedagogues at the department for a technical university are shown too.
За последние более чем 15 лет в системах высшего образования Украины, Российской Федерации, других независимых государств произошли значительные изменения. Эти изменения обусловлены, с одной стороны, необходимостью сохранения национальных особенностей подготовки квалифицированных кадров, а с другой - усилением интеграционных тенденций в системах образования стран Европы и всего мира [3]. Среди этих тенденций необходимо назвать переход на университетскую форму обучения в технических и других специальных институтах, что, в свою очередь, привело к расширению доли гуманитарных знаний в учебных программах подготовки будущих инженеров различных технических специальностей.
Кроме того, перед новыми университетами встала задача воспроизводства научно-педагогических кадров, ассистентов и преподавателей, способных на достаточном уровне вести учебные занятия в техническом университете.
Решению названных проблем в украинских технических университетах способствовало включение в учебные программы магистерской подготовки по всем техническим специальностям обязательной дисциплины «Педагогика высшей школы». Преподавание этой и других дисциплин психолого-педагогического цикла в Национальном техниче-
ском университете Украины «Киевский политехнический институт» (НТУУ-КПИ) около десяти лет обеспечивает кафедра психологии и педагогики. В нескольких ведущих технических университетах Украины (Харьковский, Ровенский, Севастопольский и др.) также организованы педагогические кафедры, коллективы которых ведут преподавание дисциплин психолого-педагогического цикла с учетом особенностей регионов.
Структура учебной программы в НТУУ-КПИ утверждена Методическим советом университета как типовая для магистрантов всех технических и гуманитарных специальностей. В зависимости от конкретной специальности, а точнее факультета, дисциплина «Педагогика высшей школы» читается на пятом курсе в течение одного семестра, девятого или десятого. Учебная программа включает 36 лекционных часов, два семинарских занятия, подготовку индивидуального тематического реферата и зачетного задания. Таким образом, даже в таком сокращенном объеме удается познакомить магистрантов с особенностями организации учебного процесса в высшей школе, основами теории и методики обучения техническим дисциплинам, заинтересовать студентов перспективами будущей преподавательской деятельности в техническом университете.
- 263
Санкт-Петербург. 2008
Подготовка учебной литературы всегда была в центре внимания украинских педагогов [1, 2], но наиболее остро эта проблема проявилась при увеличении контингента студентов, ежегодно изучающих дисциплину «Педагогика высшей школы». Методические разработки педагогического коллектива кафедры по данной дисциплине представлены в электронном варианте для использования студентами при подготовке и написании рефератов, самостоятельном изучении отдельных разделов дисциплины, при подготовке докладов на семинарских занятиях и др. и доступны на сайте НТУ-КПИ www.ntu-kpi.kiev.ua
Результаты анкетирования студентов, изучающих дисциплину «Педагогика высшей школы», свидетельствуют о том, что примерно 30 % из них заинтересованы в том, чтобы вместе с дипломом магистра получить сертификат о квалификации преподавателя высшей школы по основной дисциплине для данного факультета. Например, для студентов Факультета информатики и вычислительной техники это информатика, для студентов Инженерно-физического факультета - физика или материаловедение, для студентов Химико-технологического факультета - химия или технология металлов и пр. Студенты отмечают необходимость увеличения количества учебных часов на семинарские занятия, проявляют значительный интерес к истории развития инженерно-педагогических школ в университете.
Наиболее интересными и перспективными студенты называют темы, связанные с применением информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, изучением ресурсов образовательных порталов украинских и российских университетов, а также с использованием технологий тестирования при оценке знаний.
Перспективным направлением дальнейшего углубления педагогических знаний студентов технических специальностей, на наш взгляд, кроме изучения обязательной дисциплины «Педагогика высшей школы», могли бы быть факультативное изучение дисциплины «Методика преподавания технических дисциплин» и организация педагогической практики магистрантов (на лабораторных и практических занятиях со студентами младших курсов университета). Завершением цикла педагогической подготовки будущего преподавателя технического университета может быть подготовка квалификационной работы по одной из специальностей «Педагогика высшей школы» или «Управление учебными заведениями», которые сейчас лицензированы кафедрой в качестве второго высшего образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Козлакова Г.А. Маригодов В.К., Слободянюк А.А Высшее техническое образование (педагогический, дидактический и психолого-социальный аспекты) / Сев.ГТУ. Севастополь, 2001.
2. Козлакова Г.А. Нужна ли кафедра педагогики в техническом университете? // Освита, 2005. № 45.
3. Национальная доктрина развития образования в Украине в ХХ1 столетии. Киев: Шкшьний свгг, 2001.
264 -
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.175