УДК 378.6: (008+7)
ПЕДАГОГИКА ПОДВИЖНОГО РАВНОВЕСИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2005 М. Л. Нюшенкова
Самарская государственная академия культуры и искусств
В статье обоснована технология педагогики подвижного равновесия подготовки менеджеров социально-культурной деятельности, ведущая к непротиворечивости личностных характеристик специалиста и его гармонии с внешней средой.
Государственные и муниципальные учреждения и организации социально-культурной сферы в настоящее время перешли на новые условия хозяйствования, новые формы организации труда. Они имеют полную самостоятельность в решении творческих, хозяйственных, ресурсных вопросов, ориентируются на реальные культурные запросы населения, получили законодательное право осуществлять предпринимательскую деятельность. Поэтому возрастает необходимость в профессионально подготовленных управляющих, ориентированных на взаимодействие культуры и экономики менеджерах социально-культурной деятельности (СКД).
Подготовка менеджеров СКД осуществляется в Самарской государственной академии культуры и искусств на специальности «Социально-культурная деятельность» по специализации «Управление и экономика в социально-культурной сфере».
Менеджеру СКД приходится постоянно решать проблемы содержательного, организационного, управленческого, экономического, ресурсного характера. Он добивается рационального соотношения социальной и экономической целей организации, отдавая приоритет социальной. Он планирует годовой бюджет организации, составляет сметы мероприятий (добивается баланса доходов и расходов), рассчитывает варианты заключения договоров (на гарантии, аренде, паритете), определяет ресурсное обеспечение творческих проектов, а затем оценивает результаты.
Менеджер СКД в новых социально-экономических условиях работает в оппозиционном поле. Он оперирует в условиях ком-
мерческого - нонпрофитного (некоммерческого) маркетинга, внешнего - внутреннего менеджмента.
Профессиональная деятельность менеджера СКД требует равновесной личности, обладающей рефлексивным творческим мышлением, способной к саморегуляции и относительно равновесному управлению организационно-финансовыми и содержательными процессами организации.
Взаимосвязанные процессы адаптации и самореализации субъекта происходят на возвышающихся уровнях приобретения: личностной культуры (овладение саморегуляцией); организационной культурой (освоение процессов взаимодействия в группе); внеш-неорганизационной культурой (приобретение профессионального опыта общения во внешней среде и самостоятельной предпринимательской деятельности).
Возникает педагогическая задача: обосновать технологию подготовки данного специалиста.
Концептуальный подход в профессиональном становлении менеджера СКД - гуманистически и функционально ориентированное, личностно развивающее образование, основанное на социальном, диалоговом взаимодействии субъектов с нравственных позиций.
В качестве методологической основы подготовки специалиста, учитывающей стоящие задачи и характер его труда, мы остановились на философии дуализма, культурологической теории концептов, психолого-педагогической теории потребностей в адаптации и самореализации субъектов (на уровне личности, группы, общества).
Рис. 1. Технология педагогического дуализма в организации образовательного процесса.
Методологическое обоснование
Согласно философскому определению, дуализм - методологический подход, утверждающий равноправность двух противоположных начал как в реальной действительности, так и в процессе их познания.
Поэтому процесс внутренних интеллектуальных новообразований субъекта, составляющих его менталитет, начинается со смыс-лообразования в поле дуальных оппозиций. Образуя иерархическую последовательность, дуальные оппозиции помогают человеку освоить смысл (содержание) понятия, явления, факта, выработать к каждому из них отношение, сформулировать проблему и организовать деятельность по ее решению.
Овладеть средствами добывания знаний, овладеть знаниями и научиться пользоваться ими, достичь профессиональной культуры - задача обучения студентов.
Этому будет способствовать учебный процесс, сконструированный на принципах дуализма, альтернативности, личностно развивающего, диалогового взаимодействия субъектов. Каждый элемент структуры образовательного процесса (цель, мотив, деятельность, общение, методы, оценки, результат) может быть выражен дуально (рис. 1).
Подготовка менеджера СКД как равновесной личности возможна в учебном процессе на основе педагогики подвижного равновесия (равновесной педагогики). Так назовем организацию учебного процесса в дуалистическом представлении составляющих целей, мотивов, дидактических деятельности и общения, содержании учебного материала, методов, оценок, результата, ведущую к согласованию противоположных процессов: индивидуализации и социализации будущего специалиста. В ее основе - баланс педаго-гик сотрудничества и противодействия, достижение равновесия взаимосогласованных процессов обучения в их целевой, мотиваци-онной, содержательной, процессуальной, результативной составляющих каждого этапа дидактического, диалогового общения.
С точки зрения педагогики подвижного равновесия социальное взаимодействие в учебно-познавательном процессе необходи-
мо построить на оппозиционных началах: сотрудничестве и противодействии.
Относительный баланс поддерживающего (ситуации соучастия, сотрудничества, поддержки, помощи, согласования действий, предъявления алгоритма решения проблем, воодушевления, похвалы, синхронной оценки) и противодействующего (соревнования, конкуренции, соперничества, противопоставления, спора, столкновения мнений, конф -ликта, заданий определенного уровня сложности, неполных данных, критики запаздывающей оценки) обучения, соблюдение меры объективного и субъективного и других оппозиций в составляющих процесса обучения стимулируют самоосмысление и самоопределение студентов в учебном материале, жизненных явлениях.
Соединение научных и практических достижений педагогики сотрудничества с менее разработанной педагогикой противодействия в большей степени (по сравнению с односторонним подходом педагогики сотрудничества) приблизит учебно-познавательный процесс к реалиям социальных условий, в которых предстоит работать специалисту.
Диалоговое обучение, построенное на принципах партнерского взаимодействия субъектов образовательного процесса, возможно при соблюдении ими требований каждого этапа коммуникативного процесса.
Взаимодействие алгоритмических и творческих, информационных (теоретических) и практических методов обучения, диалогового общения субъектов, использование заданий на основе альтернативного принципа создают дуальное поле, стимулирующее процессы осмысления и переосмысления студентами исторических, теоретических, практических, профессиональных знаний и опыта, а преподавателям позволяют диагностировать профессиональный потенциал студентов.
Именно такая технология обучения студента ведет его в определенной степени к внутренней гармонии (непротиворечивости личных характеристик) и гармонии с внешней средой.
FLOWING EQUILIBRIUM PEDAGOGICS AS A TECHNOLOGY OF TRAINING MANAGERS FOR SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY
© 2005 M. N. Nyushenkova
Samara State Academy of Culture and Arts
The paper justifies the technology of flowing equilibrium pedagogics for training managers of social and cultural activity. This technology results in the absence of contradictions between a specialist's personal characteristics and his harmony with the environment.