Научная статья на тему 'Педагогические условия и средства организации предпринимательского опыта студентов'

Педагогические условия и средства организации предпринимательского опыта студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нюшенкова Маргарита Лаврентьевна

Менеджеры социально-культурной деятельности, обладающие предпринимательским опытом, востребованы учреждениями и организациями социально-культурной сферы, функционирующими в новых социально-экономических условиях. В статье описывается реальный опыт приобретения студентами предпринимательской направленности и опыта, а также в целом профессиональной культуры на основе личной рефлексии и практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия и средства организации предпринимательского опыта студентов»

УДК 378.13

М. Л. Нюшенкова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА СТУДЕНТОВ

Менеджеры социально-культурной деятельности, обладающие предпринимательским опытом, востребованы учреждениями и организациями социально-культурной сферы, функционирующими в новых социально-экономических условиях.

В статье описывается реальный опыт приобретения студентами предпринимательской направленности и опыта, а также в целом профессиональной культуры на основе личной рефлексии и практической деятельности.

В современных условиях развития гражданского общества и рыночной экономики социально-культурная сфера с ее инфраструктурой (музеи, парки, театры, клубы и т.п.) в значительной степени реформирована. Наряду с учреждениями государственной и муниципальной форм собственности появились организации иной формы собственности (частной, коллективной и др.), работающие на полной самоокупаемости и хозрасчете. Все функционирующие организации социально-культурной сферы получили полную самостоятельность в решении ресурсных вопросов: финансовых, материальных, кадровых, перешли на концепцию социально-этичного маркетинга. Согласно основам законодательства Российской Федерации о культуре [1], все они имеют законодательное право заниматься предпринимательской, внешнеэкономической деятельностью. Возникла большая потребность в кадрах, которые могли бы обеспечить финансовую устойчивость организаций социально-культурной сферы, используя многоканальное финансирование; организовывать проектно-предпринимательскую деятельность по производству конкурентноспособных услуг, успешно взаимодействовать с субъектами внешней и внутренней сред.

В Самарской государственной академии культуры и искусств с 1996 г. осуществляется подготовка специалистов новой специализации - менеджеров социально-культурной деятельности (СКД), обладающих предпринимательской культурой.

Культура как внутренний потенциал личности - интегративное новообразование в виде ее ценностей, знаний, умений, навыков, приобретенных на основе личного и общечеловеческого опыта.

Профессиональная культура специалиста представляет интегративное, взаимосвязанное единство следующих компонентов:

- аксиологического - знания и ценности профессиональной сферы и специфики ее функционирования;

- технологического - понимание информационно-профессиональной сущности решаемых задач;

- личностно-творческого - интелектуально-инструментальные средства познания.

Становление профессиональной культуры студентов происходит, во-первых, в теоретическом изучении проблем культурной деятельности учреждений и организаций социально-культурной сферы различных форм собственности и организационно-правовых форм, анализа их достижений, проек-

тирования новых организаций и услуг; во-вторых, в процессах реальных практик студентов в коммерческих и некоммерческих культурно-досуговых организациях.

Велика роль самостоятельной работы студентов по повышению текущих контрольных заданий по управленческо-экономическим дисциплинам, а также курсовых и дипломной работ. Последняя связана с проектированием коммерческой организации в социально-культурной сфере.

Составляющей профессиональной культуры менеджера СКД является предпринимательская культура - внутренний интегративный потенциал личности, имеющий инвариантную с профессиональной культурой структуру, основанный на усвоенном теоретическом и практическом опыте оказания платных услуг, проектной предпринимательской деятельности различных видов, на договорных отношениях.

Каковы же условия приобретения студентами личного опыта предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере в учебном процессе? Мы считаем, что основными направлениями в осуществлении данной задачи для студентов являются:

1) знакомство с культурным наследием народа (источниками, традициями, ценностными ориентирами, установками);

2) понимание условий функционирования и развития бизнес-среды в социально-культурной сфере;

3) овладение организационно-управленческой деятельностью в обеспечении функционирования социально-культурных организаций (кросс-куль-турный менеджмент);

4) способность создавать условия и средства формирования для развития культуроосвоения и культуротворчества людей (предпринимательство). Доступность культурного наследия и его приумножение;

5) развитие личностно-творческого потенциала: овладение методиками, технологиями, способностями, ключевыми компетентностями.

В начале 90-х гг. возникло большое количество самофинансируемых театров, рок-клубов, художественных салонов, продюсерских фирм, ночных клубов, театрально-концертных агентств, специализированных магазинов и др.

Мы проанализировали доходы двух клубных учреждений - ДК «Чайка» и ДК «Рассвет» за 2001 г.

При разных условиях их функционирования они находятся на муниципальном бюджетном финансировании. Размер его, определенный в проценте к общему доходу, для ДК «Чайка» составляет 62,9%, для ДК «Рассвет» -34%. Выделяются финансовые ассигнования на заработанную плату с начислениями, коммунальные (отопление, освещение, водоснабжение) и прочие услуги (телефон, текущий ремонт).

Собственные денежные средства, полученные от платных услуг в ДК «Чайка» составили 37,1% от общего дохода, в ДК «Рассвет» - 65,5%, в том числе спонсорские вложения, соответственно, - 19 и 11%. Зарабатывают Дворцы культуры на оказании платных услуг. Самый большой доход приносит работа разнообразных кружков, затем - творческие вечера, дискотеки, концерты, кинопоказ, лекции. Следует отметить, что данные услуги являются традиционными, а спонсорские средства могли бы быть более значительными. В целом, объем финансовых средств не позволяет Дворцам культуры

приобретать оборудование, укреплять материально-техническую базу, значительно повышать заработную плату работникам.

Актуальным становятся проблемы расширения ассортимента платных услуг (профильных и непрофильных), развития предпринимательской деятельности в различных видах (посредническое, рекламное, финансовое и др.), совершенствование проектной и связанной с ней инвестиционной деятельностей.

Как показывает практика, профессионалы в сфере культурно-досуговой деятельности населения имеют много разнообразных идей в области прикладного творчества, культурно-досуговых развлечений и разнообразных программ, обрядовой деятельности, организации экскурсионно-туристической, физкультурно-оздоровительной, информационно-консультативных работ, проходит обучение различным навыкам и др. Механизмом решения указанных проблем становится создание хозрасчетных культурно-досуговых подразделений по видам деятельности. Однако главным является установление и укрепление социальных отношений по средствам массовой информации, с посетителями, государственными, административными, деловыми, политическими, финансовыми, общественными структурами, партнерами, родственными организациями социально-культурной сферы, благотворительными фондами и другими, заинтересованными в решении социальных вопросов.

Установление двухсторонних отношений, целенаправленная работа в сфере социальных коммуникаций основана на социально-политико-педагогических методах управления поведением среды организации. Данную функцию управления называют Паблик Рилейшнз, в российском варианте - связью с общественностью, она направлена на формирование как индивидуального, так и общественного мнений, которые определяются интересами конкретных групп, личностей и требуют постоянного внимания.

Технология работы с отдельными группами различна и зависит от их специфики и заинтересованности субъектов во взаимодействии с культурнодосуговыми учреждениями.

Распространение сообщений через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись, Интернет и другие каналы передачи информации необходимо культурно-досуговым учреждениям в организации, прежде всего, посетителей. Менеджеру учреждения принадлежит в этой деятельности ведущая роль. Его коммуникативные способности, понимание ситуации, интересов субъектов, умение создать группы специалистов по связи с общественностью во многом определяют успешность и эффективность деятельности.

Работа с посетителями требует решения задач по изучению интересов, формированию спроса на услуги, персонифицированного подхода к организации культурно-досуговой деятельности, достижению удовлетворенности от проводимых мероприятий и оказываемых услуг. Эта функция включает разработку программ реализации потребностей посетителей, обучение персонала, оценку социальной и экономической эффективности.

Отношения с местными органами управления культурно-досуговыми учреждениями строятся на совместном решении концептуальных задач, программ и проектов их реализации.

Позитивный имидж организации, знакомство с решаемыми ею социальными проблемами способствуют привлечению местной общественности, спонсоров, благотворителей, меценатов, инвесторов. Отсюда - необходима система мер по его формированию и поддержанию. Установление конструк-

тивных отношений с субъектами окружающей среды позволит взаимодействовать на паритетных началах и профессионально решать социальные и экономические проблемы.

Изучение будущими специалистами исторически присущих российскому обществу традиций гуманизма, милосердия, просветительства, а также анализ реального современного опыта функционирования организаций осуществляются на лекционных, семинарских занятиях, а также в период сквозной практики.

Конечным результатом подготовки менеджера СКД, по данным ученых [2], становится профессиональная культура.

Профессиональная культура - интегративное качество личности профессионала, достигаемое усвоением им профессиональных знаний, умений, навыков, что выражается в профессиональной готовности и компетентности. Профессиональная готовность детализируется на внешнем уровне сформиро-ванности через относительно самостоятельную мотивационную, теоретическую и практическую готовность, а также креативность как готовность и способность к продуктивному творчеству, в нашем случае - в социальнокультурной сфере. Такая готовность достигается в процессе моральнопсихологической, профессиональной и физической подготовки, является результатом всестороннего развития личности с учетом требований профессиональной деятельности.

Профессиональная компетенция специалиста связана с его способностью вырабатывать на основе имеющегося профессионального потенциала процедуры для решения конкретной ситуации.

Системно-функциональный подход к определению наполненности профессиональной культуры определяют ее компоненты. Различают функциональные компоненты по основным видам профессиональной деятельности: аналитическая, прогностическая, мотивационная, управленческая, экономическая, консультативная, инновационная, предпринимательская, проектная, методическая и др.; а также структурные компоненты каждого вида деятельности: аксеологическая, технологическая, личностно-творческая.

Существуют следующие уровни развития структурно-функциональной системы: адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный.

Таким образом, высший уровень профессиональной культуры характеризуется развитым мышлением и сознанием, способностью решения специальных профессиональных задач. Целью образования становится развитие личности в гармонии с самим собой и социумом.

Мы считаем, что достичь ее возможно на основе когнитивноинформационного, личностно-ориентированного, деятельностного, компетентного подходов, приближенных к реальной практике, когда образование рассматривается не как способ передачи знаний, умений, навыков, а как способ развития личности. Личность при этом понимается как субъект свободной творческой и рефлективной деятельности, способный брать на себя ответственность за ход и результаты образовательного процесса.

Интегративное качество специалиста - профессиональная культура -достигается во взаимосвязанных процессах адаптации и самореализации субъектов на последующих этапах обучения. Задачами этапов становятся приобретения: личностной культуры (овладение саморегуляцией), организационной культуры (освоение процессов взаимодействия в группе, команде);

внешнеорганизационной культуры (приобретение профессионального опыта общения во внешней среде). Данные задачи решаются в учебном процессе одновременно, однако выделение поэтапных приоритетных задач позволяет более эффективно приближаться к цели обучения.

На каждом этапе решаются определенные проблемы: стимулирования образовательной и профессиональной мотивации студентов, организация их деятельности, теоретической и практической, образовательной и научной; сопровождения и контроля их самостоятельной работы.

Система обучения стимулирует адаптацию студента в учебном процессе и его самореализацию, способность решать социальные проблемы, быть лидером, осмысливая необходимые профессиональные, психологические характеристики будущих менеджеров СКД. Содержание, структура, управление и технология в сфере профессионального образования неразрывно связаны между собой в целостном системном педагогическом процессе.

Педагогическое взаимодействие, основанное на передаче культуры и опыта, приближенного к профессиональной практике сегодняшнего дня менеджера, следует построить на субъект-субъективных отношениях.

Реальная практика менеджера СКД предполагает взаимодействие с партнерами, конкурентами, поставщиками, участниками коммуникаций, потребителями услуг и другими специалистами на основе как совпадающих, так и противоположных интересов, в ситуациях сотрудничества и в ситуациях конкуренции.

Приобретение опыта функционирования в различных ситуациях согласования противоположных интересов субъектов, конструктивного проектирования совместной с другими деятельности необходимо будущему специалисту.

На уровне отношений «преподаватель-студент» происходят передача и усвоение емкой информации мировоззренческого, методологического, теоретического, практического характера. Дидактическая коммуникация требует поэтапной настройки субъектов и согласованной познавательной деятельности во всех ее элементах: потребностях, мотивах цели, содержании, формах, результатах, рефлексии, рефлексном управлении. Отсутствие согласованной готовности и усилий с обеих сторон приводит к неполноценному восприятию информации и соответствующему уровню.

Если преподаватели в целях поддержания устойчивой коммуникации пользуются различными способами (привлечение образной информации, визуализации, проблемного изложения, альтернативных задач и т.д.), то от студента требуется саморегуляция своего психофизического, интеллектуального, поведенческого состояния, осмысление и переосмысление информации.

Привлекаются методы, которые поставили бы студента в позицию активного субъекта деятельности. Известно, что методы могут тормозить развитие познавательной активности и самостоятельности студента, когда учебный материал преподносится преподавателями в готовом виде и лишь требуется его воспроизведение (репродукция). Методы побуждают познавательную активность студента, усвоение учебной информации; если ему понятен смысл, он находится в поиске решения социальных проблем.

Метод диалогового общения, являясь механизмом воплощения идей гуманизации и демократизации образования, создает благожелательный фон общения, изменяет позиции участников дидактической коммуникации. Они

становятся партнерами, соучастниками в условиях совместного решения проблем. Преподаватели вынуждены снять желание поучать, диктовать свою волю, они ориентируются на возбуждение интереса, необходимость направлять мысли и чувства студентов в нужное русло, воодушевлять в предстоящих поисках истины. Студенты заинтересованы в проявлении личной активности как условии становления познавательного опыта. Однако, как показывают наши наблюдения, инициатива и активность для некоторой части студентов являются следствием стимулирующего воздействия преподавателя. Об этом свидетельствуют несобранность студентов, необоснованные ответы, мучительные припоминания, репродуктивный, исполнительный уровень активности. Отсюда возникает задача преодолеть потребительскую позицию студента в учебной деятельности, стимулировать его заинтересованное отношение к росту своей активности. Результативность занятий, удовлетворенность ими и взаимная симпатия возможны в том случае, когда и преподаватель, и студенты становятся активными участниками учебного диалога. Самостоятельное осмысление студентами изучаемых тем, выдвижение ими вопросов и проблем ведет к самостоятельным выводам на основе творческого, конструктивного мышления. Умение инициативно действовать приходит к студенту не сразу.

Как метод познания, диалог многофункционален. Он может выступать как средство диагностики личностных качеств студентов, подготовленности их творческих возможностей. На основе диалога решаются многие дидактические задачи: воздействие на мотивы, установки, ценностные ориентации, нравственно-профессиональные позиции субъектов; развитие их познавательной самостоятельности, творческой активности, ассоциативно-образовательного мышления. Диалог создает условия для самореализации личности, согласования оценки с самооценкой студента.

Диалоговые методы и формы используются в процессе любых видов занятий в общении «студент-студент», «студент-субъект внешней среды».

В групповой работе студенты имеют возможность оценить другую точку зрения, иной способ мышления, совместно найти решение задачи, проблемы. Студенту необходимо усвоить алгоритмические и творческие методы решения проблемы. Система профессиональных задач способствует этому.

Вхождение в творческую ситуацию начинается с умения задавать вопросы, ответить на них, посмотрев на ситуацию с разных сторон.

Профессионально-личностная рефлексия позволяет студенту приобрести опыт. Практика показывает, что даже хорошо отрефлексированные теоретические знания необходимо дополнить выработкой навыков, использования их в анализе и оценке ситуаций, в ролевом освоении функции управления.

Ролевые, имитационные, деловые игры развивают проблему в динамике, позволяют участникам продолжить данную реальность. Они способствуют приобретению собственного опыта, который не забывается, потому что «это было со мной». Студенты выступают в роли лиц, действующих в системе управления в клубах, центрах досуга, в органах управления ими, в роли организаторов мероприятий, членов совета, экспертов, организаторов игры и ведущих. Они могут выступать, в целом, как «совет директоров», «совет специалистов». Так, умению принимать оперативные решения способствуют игры «Назначенные на должность директора Дворца Культуры», «Прими решение», «Прием посетителей», «Планерка» и др. Отработка экономических навыков студентов осуществляется в деловых играх «Договорные формы ор-

ганизации труда в ДК», «Создание бригады», «Арт-рынок», «Шоу-бизнес», «Зарубежные гастроли» и др.

Становлению профессиональных навыков во многом способствует проектная деятельность студентов. Разрабатываются модернизационные, инновационные, досуговые, гостевые, гастрольные, культурно-образовательные, информационно-аналитические, сервисные, спортивные, инфраструктурные и другие проекты, предполагающие в качестве источников инвестирования собственные или привлеченные средства.

Являясь междисциплинарным по своей природе, проектирование социально-культурных процессов ориентировано на практическую реализацию проектов по совершенствованию и обновлению культурной деятельности. Оно осуществляется в процессе изучения соответствующей дисциплины и дипломного проектирования. В качестве примера можно привести проект: досуговый комплекс «Русская деревня», памятник культуры «Усадьба графа Орлова-Давыдова», «Жигулевская кругосветка», «Дворец бракосочетания», «Детский театр моды», «Спортивный комплекс».

Многое в практическом опыте студент приобретает в процессе прохождения сквозной практики по разработанной программе.

Каждый студент анализирует собственную деятельность, ее результаты, складывающиеся отношения с другими студентами и преподавателями, размышляет по поводу учебной информации.

Под влиянием текущих и итоговых оценок у студента складывается самооценка. Она становится ориентирующим и стимулирующим механизмом, на котором эта оценка основывается. Отсюда преподаватели привлекают студентов к выработке критериев оценок; комментированию выступлений, ответов своих и других студентов; рецензированию и саморецензированию самостоятельных работ, анализу результатов теста, обсуждению проектов социальных процессов.

Таким образом, в процессе обучения и оценочной деятельности поле рефлексии студентов увеличивается: от рефлексии собственной деятельности и общения с другими студентами, группой в целом, они переходят к осмыслению и анализу социальных процессов. Происходит усвоение моральных норм, ценностной системы личности. А в целом образовательные процессы способствуют усвоению профессионального опыта, что характеризует профессиональную готовность специалиста.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под. ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ ; Астрем ; Люкс, 2005. - 671 с.

2. Кисилева, Т. Г. Современная социально-культурная деятельность как специальность профессионального образования / Т. Г. Кисилева, Н. Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. - 2005. - № 3. - С. 10-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.