66/2010
Вестник Ставропольского государственного университета
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕЛЬСКИХ СЕМЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПЕРСПЕКТИВ ИХ РАЗВИТИЯ
Е. Н. Букреева
PEDAGOGICAL INTEGRATION OF SCHOOL AND RURAL FAMILIES IN CONTEXT OF THEIR DEVELOPMENT PERSPECTIVES
Bukreeva Е. N.
The article is devoted to the problem of the effective organization and realization of pedagogical integration between school and the family in the conditions of rural social medium. The main idea of the article is the revelation of organization-content basics of school and family pedagogical integration in the context of the family development perspectives and the rural area contemporary condition and development perspectives in whole.
Key Words: a rural school, a rural family, pedagogical integration of school and rural families.
Статья посвящена проблеме эффективной организации и осуществления педагогического взаимодействия школы и семей в условиях сельского социума. Основная идея статьи - раскрытие организационно-содержательных основ педагогического взаимодействия школы и сельских семей в контексте перспектив развития семей современного состояния и перспектив развития села в целом.
Ключевые слова: сельская школа, сельская семья, педагогическое взаимодействие.
УДК 37.018.26
Современная сельская школа сталкивается сегодня с рядом проблем, требующих незамедлительного решения как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Среди наиболее важных выделяется, в частности, проблема эффективного взаимодействия с семьями в современных динамичных условиях развития сельского социума, решение которой может способствовать более успешной социализации членов сельских семей, включая учащихся и воспитанников школы (в том числе повышению их способности к эффективной адаптации в жизни, в целом, и на рынке труда, в частности, свободной и гармоничной реализации своего жизненного потенциала). Однако по данным исследования, проведенного Институтом социальной педагогики РАО, лишь 26 % руководителей сельских школ указало на наличие реального взаимодействия школы и семей в образовательном процессе (8, с. 23).
Вместе с тем, как отмечает известный ученый В. Г. Бочарова (2009), «свои ожидания от образования общество связывает с компетентным осуществлением социально-педагогического влияния на динамично меняющийся социум применительно к многообразию групп людей городских и сельских поселений, различающихся по исходному уровню социально-экономического развития, сложившейся социально-политической, демографической, экологической ситуацией, культурой межэтнических, национальных, межнациональных отношений, состоянием производственной и социальной сферы, дея-
тельностью религиозных структур различных конфессий и других факторов влияния на жизнеспособность конкретного сообщества, семьи, личности» (1).
Модернизация российского образования, в частности появление на государственном уровне программы «Наша новая школа», также существенно меняет подходы в определении организации и содержания процесса педагогического взаимодействия школы с семьями в условиях сельского социума. Осуществление взаимодействия должно, в первую очередь, способствовать успешному выполнению членами сельских семей многообразных социокультурных функций как субъектов сельского социума.
Философская, социологическая, психолого-педагогическая науки неоднократно обращались к различным аспектам проблемы оптимизации взаимодействия школы с семьями в современных условиях. Однако, несмотря на столь разностороннее освещение в научной литературе вопросов взаимодействия школы с семьями в условиях сельского социума, а также накопленный опыт практического внедрения теорий и технологий данного процесса, было бы преждевременно говорить об исчерпывающем решении всех аспектов указанной проблемы. В частности, анализ научной литературы выявил отсутствие в современной педагогической науке конкретизации феноменов «сельское образовательное учреждение» и «сельская семья» как социальных институтов применительно к новым социокультурным условиям и подходам, формирующимся в отечественном образовании. Недостаточно рассмотрены и аспекты проблемы определения и реализации основных направлений взаимодействия образовательного учреждения с семьей как социальных институтов сельского социума в контексте современной образовательной и социальной политики России.
Среди проблем современной российской семьи, вне зависимости от места ее проживания влияющих на качественные ее характеристики, М. М. Плоткин (2008) выделяет:
1) рассогласование между социальным и эмоциональным настроем родителей (распределение ролей);
2) гиперсоциальность (завышенный уровень притязаний к возможностям детей);
3) невысокий уровень общей культуры, в том числе культуры бытовой (проблема общественного комфорта);
4) падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей;
5) сокращение социальной инфраструктуры детства;
6) резкое снижение уровня социальных гарантий;
7) у значительной доли детей - отсутствие мотивов, связанных с отдаленной перспективой;
8) нетрадиционные браки (6).
В контексте этих проблем ученый формулирует ряд основных перспектив развития сельской семьи в условиях модернизации образования и общества, имеющих существенное значение для организационно-содержательных характеристик взаимодействия школы с семьями в сельском социуме.
Первая перспектива развития связана с ролью семьи как субъекта воспитания и образования и заключается в характере внутренних преобразований, изменений, совершенствований, которые происходят на всем протяжении ее жизнедеятельности (7, с. 11).
В этом смысле для партнера по взаимодействию (школы) интерес представляют такие параметры семьи, как: демографический (структура семьи); социально-культурный (образовательный ценз родителей, их общественная активность); социально-экономический (имущественные характеристики, место работы родителей); технико-гигиенический (условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни семьи).
Кроме того, на успешную реализацию этой перспективы большое влияние оказывают параметры ролевой структуры семьи, каковыми являются: а) характер главенства, определяющего систему отношений власти и подчинения, т. е. иерархическое строение семьи, и б) распределение ролей в соответствии с теми задачами, которые решает се-
66/2010 Г^
Вестник Ставропольского государственного университета [¡вдН
мья на данной стадии своего жизненного цикла.
Чтобы семья эффективно функционировала, ее ролевая структура должна отвечать следующим требованиям:
1) непротиворечивость совокупности ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семьей в целом;
2) выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи;
3) принятые роли должны соответствовать возможностям личности, не должно быть явления «ролевой перегрузки» (5, с. 17-18).
С точки зрения значимости для качественных характеристик взаимодействия школы с семьями в сельском социуме следует выделять план межличностных и план конвенциональных ролей. Конвенциональные роли предписаны социокультурным окружением и регулируются правом, моралью, традициями; они стандартизированы, определяют постоянные права и обязанности членов семьи, представляя собой перечень форм поведения и способов их реализации. Межличностные роли индивидуализированы, определяются конкретным характером межличностных отношений в семье, кристаллизуя в себе уникальный опыт семейного межличностного общения.
Конвенциональные роли могут быть классифицированы по двум основаниям: 1) в соответствии со статусом родственных отношений (определяются историческими, культурными, этническими особенностями и значительно варьируются); 2) по функциональному принципу.
Вторая перспектива развития сельской семьи коренится, по мнению М. М. Плоткина, в главном постулате ее жизнедеятельности - обретении образования детьми. В контексте реализации этой перспективы семье необходимы внешние связи, отношения с государственной образовательной системой. Как отмечает ученый, «здесь впервые возникает феномен единства прав и обязанностей семьи и школы и, следовательно, их взаимодействия, со-участия, сотрудничества» (7, с. 12).
В контексте этой перспективы сложно переоценить роль и возможности взаимодействия школы и сельской семьи в образовании их детей. Собственно, реализация субъектного потенциала педагогического коллектива практически напрямую сопряжена с активным участием его в конструировании образовательного пространства сельского социума, с использованием интеграционных механизмов межинституциональных и межведомственных связей. Однако, как справедливо подчеркивает Н. С. Дежникова (2006), эта деятельность педагогов школы не рассматривается органами образования как приоритетная, повышающая качество образования и воспитания сельских учащихся. При аттестации и аккредитации деятельности школы как образовательного учреждения это направление не принимается во внимание (3, с. 9-10).
Третья перспектива развития современной сельской семьи - в развитии ее педагогической культуры, которая представляет собой достояние не только семейное, но и сельского социума, ибо отражает его состояние, атмосферу доброжелательного общения и сотрудничества (7, с. 12).
По мнению известного ученого Б. З. Вульфова (2006), педагогическая культура родителей, других старших - это, прежде всего, их желание и умение целесообразно организовать в семье воспитание детей, способность адекватно реализовать свое место (одно из самых важных, но не единственное) в общей системе факторов такого воспитания (2, с. 15).
Четвертая перспектива развития сельской семьи - в ее становлении и развитии как образовательного института. Независимо от своего образовательного статуса родители могут способствовать развитию познавательной активности своего ребенка: своим отношением к нему, опытом своей трудовой и учебной жизни, со-участием в учебных и иных делах ребенка (7, с. 13).
На рассмотренные перспективы, в особенности на две последние, большое влияние оказывают специфические характеристики современных сельских семей, отмеченные рядом исследователей и теснейшим
образом связанные с педагогическим и образовательным потенциалом семьи (4, с. 75-90):
1. Разветвленная сеть родственной и соседской взаимопомощи, дружеской поддержки. Формы этой поддержки и взаимопомощи в дальнейшем переходят в специфическую систему отношений между сельскими семьями по социальной взаимопомощи друг другу. Эта система играет роль стабилизирующего фактора и частично компенсирует недостатки деятельности государственных социальных институтов, в том числе, образовательного плана. При этом члены данной системы стремятся использовать ресурсы образовательных институтов, что существенно облегчает построение педагогического взаимодействия школы с семьей.
2. Тенденция перераспределения ресур-сов между «сильными и слабыми» членами сети поддержки и взаимопомощи для обеспечения стабильности всей системы и каждого субъекта в отдельности. Эта особенность во многом соотносится с сельским менталитетом общинности, позволяя школе взаимодействовать через семью - наиболее активного участника этого процесса с семьями, уклоняющимися от участия.
3. Тенденция сужения круга знакомых наряду с укреплением родственных связей в семьях с материальными проблемами. И наоборот, в основе этой усиливающейся тенденции, по мнению Г. И. Климантовой и Т. М. Виноград-ской (2007), лежит «селекция прежних связей по причинам не только экономическим, но и психологическим» (4, с. 79). Это позволяет отметить сохранившуюся традицию бескорыстной помощи родным, близким и друзьям, в том числе, и в сфере образования детей, что существенно увеличивает количественные и пространственные характеристики взаимодействия.
4. Наблюдается снижение уровня правового сознания, что оставляет единственным надежным регулятором ценностные ориентиры личности и семей-
ные ценности. Именно традиционные нравственные ценности и индивидуальные ценности семьи как системы, обеспечивающие стабильность, будут определять многие организационно-содержательные особенности взаимодействия школы с семьями в условиях сельского социума.
5. Дефицит ответственности за собственное благополучие. Это обусловливает возникновение многих трудностей в организации и осуществлении рассматриваемого взаимодействия, поскольку указывает на незначительную степень проявления таких необходимых личностных качеств участников взаимодействия, как самостоятельность, инициатива, активность. Подобные установки характерны для незначительной прослойки сельских жителей, прилагающих самостоятельные усилия для улучшения жизни, чей потенциал может быть использован в ходе взаимодействия в полной мере.
6. Поведение, сочетающее желание жить, как все, готовность довольствоваться малым, но не проявлять инициативы, активности, избегать рисков. В своем системном выражении эта характеристика вызывает морально-психологический дискомфорт членов семей в отдельности и семейной системы в целом. В этой связи педагогическое взаимодействие школы с сельскими семьями изначально должно быть нацелено на недопущение восприятия дискомфорта как нормы жизни, тормозящей позитивное развитие семьи и мешающее достижению ею поставленных целей, лишающее ее перспектив.
7. Иждивенческо-потребительские тенденции во взаимоотношениях детей со своими родителями. В подавляющей мере эти тенденции являются отражением кризиса семейных ценностей (что соотносится с четвертой особенностью), несовершенства, дисфункции норм, стандартов взаимоотношений между родителями и детьми, распространенности иждивенческих тенден-
66/2010 Г^
Вестник Ставропольского государственного университета [¡вдН
ции вообще. Подобные нормы и стандарты поведения приобретают на селе все более устойчивый, возобновляемый характер, что дает основания считать подобные взаимоотношения воспроизводимыми и в новых поколениях. Фактически, речь идет о разрушении традиционного уклада сельской семьи, разрыве семейных связей. Поднятая проблема определяет одно из основополагающих направлений педагогического взаимодействия школы с семьями в условиях сельского социума, направленное на решение одной из приоритетных его задач.
8. Семейное мелкотоварное и потребительское хозяйство играет исключительную роль как ресурс социального воспроизводства сельского населения. Дети становятся смыслом жизни взрослого населения села. Эта особенность тесно связана с предыдущей и находится в контексте перспективы развития сельской семьи как образовательного института и достижения одной из главных целей ее жизнедеятельности - обретении образования детьми. Несмотря на наблюдаемый разрыв семейных связей, ориентация на детей очень часто выходит на первое место в системе семейных предпочтений. Семьи специально увеличивают семейное хозяйство, чтобы накопить ресурсы для обучения детей, при этом «донорские» функции родителей, как правило, формируют установку на их самоограничение во всем. Сближение целей жизнедеятельности семей и школы как образовательного института - приобретение образования детьми - во многом облегчает как налаживание их взаимодействия, так и его протекание.
9. Современная сельская семья, фактически, восполняет вакуум социальной помощи молодежи. Посредством ее усилий подрастающее поколение проходит сложный период приспособления к неопределенности жизни, минимизируется негативное влияние пе-
риодов безработицы и безденежья. Совместными усилиями с образовательным учреждением (школой) оказание помощи может приобрести более адресный и квалифицированный характер, выйти за рамки только материального вида, включая в себя компенсационные, корректирующие, терапевтические психолого-педагогические воздействия.
Рассмотренные проблемы, перспективы развития и специфические характеристики современных сельских семей, обусловленные демографическими, социально-экономическими, социально-бытовыми и собственно семейными факторами, должны быть положены в основу педагогического взаимодействия школы с семьями в условиях сельского социума, определяя его организационно-содержательное наполнение.
Исходя из этого, основные положения собственно взаимодействия можно сформулировать следующим образом.
Во-первых, на наш взгляд, реально назрела необходимость перехода в системе педагогического взаимодействия школы с семьями на рассмотрение его содержания и результата не через призму традиционных субъект-субъектных отношений, а через паритетные отношения в контексте социокультурного подхода.
Во-вторых, для рассмотрения оптимальных направлений взаимодействия образовательного учреждения с семьей как социальных институтов в условиях сельского социума в качестве наиболее актуальных (но далеко не исчерпывающих) могут быть выделены следующие:
1. Социально-педагогическая поддержка сельской семьи, которая обеспечивается всем комплексом взаимодействия и лежит в основе практически любой социальной роли.
2. Формирование социальной активности сельской молодежи, которая обеспечивается в содержании взаимодействия через включение молодежи в социальную практику, а также посредством самого педагогического взаимодействия. Это направление должно
способствовать более успешной реализации прежде всего такой социальной роли молодежи, как «субъект социума».
3. Формирование здоровьесберегающей социокультурной среды сельской школы (посредством освоения школой роли центра формирования здоровья детей, не только физического, но и главным образом социального).
4. Гармонизация детско-родительских отношений в сельской семье (ориентация на становление социально активной личности в контексте современной социокультурной среды села).
5. Достижение социально-экономической грамотности членов сельских семей (ориентация в современной экономической ситуации, понимание своего потенциала и перспектив). В-третьих, важнейшими условиями,
способствующими формированию нового содержательного наполнения педагогического взаимодействия школы с семьями в условиях сельского социума, должны стать оптимизация и рационализация объема и содержания взаимодействия, использование
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочарова В. Социальная педагогика: интеграция фундаментальных и экспериментальных исследований // Социальная педагогика в России. - 2009. - № 1. - С. 69-79.
2. Вульфов Б. З. Семья как субъект воспитания и образования сельских детей. - М.: ИСПС РАО, 2006. - 72 с.
3. Дежникова Н. С Педагогический коллектив школы как субъект модернизации образовании в сельском социуме. - М.: ИСПС РАО, 2006. - 136 с.
4. Климантова Г. И., Виноградская Т. М. Жизненные ресурсы сельской семьи в современной России. -М.:Изд-воРГСУ, 2007. - 116с.
5. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 432 с.
6. Плоткин М. Семья в России: социально-педагогический контекст // Социальная педагогика в России. - 2008. - № 1. - С. 58-64.
продуктивных технологий взаимодействия, совершенствование коммуникационной компетентности педагогов сельской школы и членов семей.
В целом, педагогическое взаимодействие школы и сельских семей в контексте перспектив их развития на сегодняшний день, по нашему мнению, должно преследовать основной своей целью реализацию такой программы социального значения, которая будет направлена на формирование у семей стратегии развития вместо не оправдывающей себя стратегии выживания. Стратегии, которая позволит соблюсти баланс между принятием и использованием новых социальных, социально-экономических и прочих норм и сохранением базовых институциональных норм сельской семьи, возрождением ее духовно-нравственных ценностей и исторических традиций. Стратегии, которая позволит сельской семье обрести новые перспективы развития, в том числе и во взаимодействии со школой как образовательным институтом.
7. Плоткин М. М. Перспективы развития современной сельской семьи как субъекта воспитания и образования. - М.: ИСПС РАО, 2007. -112 с.
8. Репринцева Г. И., Понарина С. П., Рыбакова Т. Т. Технологии социально-педагогической деятельности по гармонизации детско-родительских отношений в сельской семье. -М.: ИСПС РАО, 2006. - 124 с.
Об авторе
Букреева Елена Николаевна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики управления образованием. Сфера научных интересов - педагогическое взаимодействие образовательного учреждения с семьями учащихся (воспитанников), социально-педагогическая деятельность в сельском социуме, социально-педагогическая деятельность образовательного учреждения, воспитательная деятельность образовательных учреждений. [email protected]