Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования'

Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6596
693
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / PEDAGOGICAL SUPPORT / PERSONAL DEVELOPMENT / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манузина Елена Борисовна

Представлена проблема педагогического сопровождения студентов в учреждениях высшего профессионального образования. Автором раскрыта сущность понятий «педагогическое сопровождение», «индивидуальные образовательные маршруты», рассмотрены цели, модель и условия педагогического сопровождения профессионально-личностного развития студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The article is dedicated to the problem of pedagogical support of students in the educational institutions of higher professional education. The essence of the definitions «pedagogical support», «individual educational routes» is revealed as well as the goals, the model and the conditions of pedagogical support of students' professional and personal development are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования»

УДК 378.14

Е. Б. Манузина

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Представлена проблема педагогического сопровождения студентов в учреждениях высшего профессионального образования. Автором раскрыта сущность понятий «педагогическое сопровождение», «индивидуальные образовательные маршруты», рассмотрены цели, модель и условия педагогического сопровождения профессионально-личностного развития студентов.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, личностное развитие, индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальная образовательная программа.

Необходимость реформирования образовательной системы России признается если не всеми, то подавляющим большинством мыслящего сообщества страны. Правительством РФ разработан и утвержден целый ряд программных документов «Национальная доктрина образования, рассчитанная на реализацию до 2025 года» (2000), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001), «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы» (2005), «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях».

На основе анализа данных нормативных документов мы приходим к выводу о том, что традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимого знания) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. Существуют несколько условий становления такого преподавателя:

- снижение доли «герметичных» учебных заведений, преподаватели которых больше нигде не работают; среди учителей растет доля совместителей из других сфер деятельности (наука, общественные организации, СМИ);

- доминирование творческих компетенций в труде преподавателя над дидактическими;

- необходимость адресной поддержки эффективных и перспективных педагогов;

- совершенствование подготовки педагогических кадров для новой школы, в том числе с ориентацией на их готовность к использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Наиболее эффективным направлением воплощения в жизнь данной идеи является психологопедагогическое сопровождение личности будущих педагогов в процессе обучения и воспитания в вузе.

Проблема психолого-педагогического сопровождения личности рассматривалась в исследованиях Н. Г. Ершовой, И. А. Липского, Б. И. Серсен-

баевой, Г. И. Симоновой, В. А. Шишкиной и др. Рассмотрим сущность ключевого понятия, этапы и условия реализации психолого-педагогического сопровождения.

Исследование этимологии термина «сопровождение» позволило рассматривать его как совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве и в соответствии с присущими им ролями.

На уровне всеобщего понимания сопровождение человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого человека на жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях. Такое сопровождение может носить различный характер, который в каждом конкретном случае определяется категорией «отдельное». Этот вывод подтверждается тем, что в практической деятельности и научной литературе встречаются понятия «медицинское сопровождение», «психологическое сопровождение», «научное сопровождение», «социально-педагогическое сопровождение» и др.

На уровне отдельного подхода одним из таких видов сопровождения становится педагогическое сопровождение, которое, с одной стороны, несет в себе черты социального взаимодействия, но, с другой стороны, имеет свою специфику. Она заключается в педагогическом характере сопровождения, целью которого становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в их институциональном (структурном) оформлении. При этом существуют конкретные социальные роли, которые по отношению к ребенку проявляются в обществе как роли «родителей», «наставников», «руководителей», «учителей», «воспитателей» и т. д.

В педагогическом сопровождении функция развития человека конкретизируется в более частных

функциях, соответственно присущих функциям той или иной педагогической системы. Более того, по мере детализации эти функции также конкретизируются до тех пор, пока не достигнут характера технологии действия, то есть педагогической технологии.

В связи с этим есть основания полагать, что содержание педагогического сопровождения развития личности осуществляется посредством функций их воспитания, обучения и образования, каждая из которых оставляет свой след в человеке; реализуется на протяжении всей его жизни со спецификой проявления относительно конкретных социальных групп - детей, взрослых и пожилых и др.; имеет свое институциональное оформление; обеспечивается специально подготовленными кадрами. Такое понимание функций педагогического сопровождения отражает его функциональную сторону; с точки зрения структурной стороны они играют роль его форм. Так возникает педагогическое сопровождение студента в процессе обучения и воспитания как часть общего процесса педагогического сопровождения его развития.

На основе анализа педагогических исследований мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности преподавателя, направленную на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации вузовского взаимодействия.

Главная цель педагогического сопровождения студента связана с перспективным направлением его деятельности, ориентированной на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию. Опыт создания системы сопровождения показывает, что эта цель может быть реализована только тогда, когда достигается «стыковка» начальной и конечной целей деятельности по отношению к личности студента. Начальная цель взаимодействия - определение и формирование готовности студентов к обучению в вузе посредством интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, поведенческих воздействий, выявление их индивидуальных особенностей как основы развития компетентности на первом этапе обучения в вузе. Конечная цель взаимодействия - формирование у студента психологической, профессиональной, творческой готовности к предстоящей профессионально-педагогической деятельности, профессиональному саморазвитию.

Модель педагогического сопровождения основана на взаимодействии преподавателя и студента и является динамичной, поскольку рассматривается не только как образец, но и как действенный механизм, обеспечивающий эффективное профессио-

нально-личностное развитие студентов на всех этапах учебы.

Для каждого этапа обучения общие цели конкретизируются в виде комплекса конкретных задач, отражающих специфику содержания сопровождения. Основными этапами и направлениями сопровождения студентов являются:

1. Формирование профессионально-педагогической направленности личности студента.

2. Формирование творческой готовности к педагогической деятельности.

3. Формирование инновационной профессионально-педагогической позиции.

Утверждение идеи сопровождения в качестве одного из основных условий успешного вузовского обучения и профессионального развития имеет ряд важных направлений, на которые опирается вся наша модель. Эти направления касаются целей, задач, принципов организации, содержания работы, профессиональной позиции преподавателей в отношениях с различными участниками образовательного процесса, а также подходов к оценке эффективности их деятельности.

В педагогическом сопровождении могут быть выделены три взаимосвязанных компонента:

1. Систематическое отслеживание психологопедагогического статуса студента и динамики его личностного развития в процессе обучения в вузе.

2. Создание психолого-педагогических условий для развития личности студентов, их успешного обучения и профессионального развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы развития студента, определяются условия его успешного обучения.

3. Создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи студентам, имеющим проблемы в обучении. Данное направление деятельности ориентировано на студентов, у которых выявлены определенные пробелы в довузовской подготовке, а также в усвоении учебного материала, в социально принятых нормах поведения, в общении с преподавателями и сокурсниками, в повышенном уровне тревожности. Для оказания психолого-педагогической помощи таким студентам должна быть продумана система мероприятий, позволяющих им преодолеть или компенсировать возникшие проблемы.

Условиями психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития студентов являются:

- использование адаптивной системы обучения в сочетании с модульно-рейтинговой системой педагогического контроля;

- организация учебно-познавательной деятельности, которая предполагает выполнение проектов

и решение учебных проблем на основе методов проблемного изложения, эвристического и исследовательского методов;

- применение коллективно-групповых форм обучения (пары сменного состава, малые группы) с постоянной психологической поддержкой, коррекцией, что создает оптимальные условия для моделирования предметного и социального контекста профессиональной и творческой деятельности будущего специалиста;

- доминирование лекции как основной формы организации обучения в вузе, в структуру которой должны быть внесены элементы, позволяющие в полной мере учесть познавательные мотивы, интересы и потребности студентов, их личностные особенности;

- проявление студентами активности и познавательной самостоятельности, принятие и осознание целей подготовки;

- осуществление рефлексии;

- использование в учебном процессе образовательных технологий, которые адаптированы к личности студента и условиям вуза, оптимальны для усвоения;

- реализация системы поддержки талантливых студентов (конкурсы, олимпиады, дополнительное образование, творческие мероприятия, исследования, проекты, портфолио, банк данных одаренных студентов, отслеживание и фиксация их достижений, слеты талантливой молодежи, их индивидуальные образовательные программы).

Обозначенные условия уже реализуются в образовательной деятельности Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина. Однако необходимо активизировать работу вуза по реализации индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение ИОМ студентов.

Обобщение материала по данной теме позволило выделить нам следующие образовательные маршруты, которые могут быть предложены в педагогическом вузе:

- Я-центрированный образовательный маршрут. В его основе - сам студент. Все сосредоточено на нем, все ориентировано на него. Маршрут имеет ярко выраженную личностную направленность.

- ИОМ, ориентированный на получение знаний. Ведущая ориентированность маршрута связана с приобретением знаний.

- ИОМ, ориентированный на формирование студента как образованного человека.

- ИОМ, ориентированный на формирование студента как будущего специалиста.

- ИОМ, ориентированный на формирование студента как педагога. В основе маршрута этого типа - четкая и определенная цель стать учителем. Получение образования связывается с приобретением знаний такого уровня и качества, которые позволят достойно выполнять свои профессиональные обязанности.

Развитие студента может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача преподавателя -предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Отбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:

- особенностями, интересами и потребностями самого студента в достижении необходимого образовательного результата;

- профессионализмом педагогического коллектива;

- возможностями вуза удовлетворить образовательные потребности студентов.

Логическая структура проектирования ИОМ включает в себя следующие этапы:

- постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели профессиональной подготовки);

- самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями, например, требованиями будущей профессии);

- выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели;

- конкретизация цели (выбор курсов).

Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:

- осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самореализации и профессионального становления будущего педагога;

- осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ студентов;

- активное включение обучающихся в деятельность по созданию ИОМ;

- организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению студентов методам выбора и способам разработки маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до них следующую информацию:

- предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

- рабочий учебный план специальности (направления): набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (перечень курсов по выбору) и вузовского компонентов;

- особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметными и психолого-пе-дагогическими курсами;

- варианты расчета учебной нагрузки;

- возможности и правила внесения изменений в ИОМ.

Выбор студентами курсов может осуществляться в трех плоскостях:

- осмысление дальнейшего пути получения образования, в том числе и послевузовского (магистратура, аспирантура);

- совершенствование в избранной сфере деятельности (например, в выбранном предмете);

- повышение профессиональной компетентности будущих учителей.

Технологическим средством реализации ИОМ является индивидуальная образовательная программа, которая в соответствии с заданной функцией должна обладать следующими характеристиками:

- обеспечение реализации права обучающихся на выбор темпа достижения личностно значимого результата, направления деятельности (базовый компонент содержания выполняет функцию формирующего механизма самообразования и самореализации студента через комплекс основных видов деятельности, в которых он ощущает себя свободным в выборе);

- возможность адаптации программы к меняющимся запросам;

- наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности студента;

- ориентация учебно-воспитательного процесса на продуктивность и творчество, развитие индивидуальных особенностей личности.

Индивидуальная образовательная программа студента представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности, видов деятельности обучающегося. Как показывает практика, данная программа чаще всего реализуется в условиях экстерната (образовательная программа индивидуального обучения [1]) и представляет собой описание алгоритма решения педагогических задач. Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами: целевое назначение, исходный уровень знаний студентов, продолжительность обучения, ожидаемый результат, учебный план, учебные программы, организационно-педагогические условия, формы аттестации достижений обучающихся [1].

Следовательно, разработка и реализация ИОМ (программы) являются одним из эффективных условий осуществления индивидуализированной помощи и психолого-педагогического сопровождения студентов.

Таким образом, педагогическое сопровождение студентов - это многоуровневое и полиморфное взаимодействие, основная функция которого состоит в стимулировании той индивидуальной совокупности личностно значимых потребностей субъекта образовательной деятельности, которая обуславливает его самореализацию.

В заключение необходимо отметить, что психо-лого-педагогическое сопровождение опирается на личностные приоритеты в профессиональном становлении специалистов в сфере образования, которые способствуют всестороннему профессиональному развитию будущего специалиста. В то же время в ходе профессионально-личностного становления развитие студентов как специалистов сливается в единый процесс с целостным формированием новообразования личности молодого человека - профессионализма. Целостное же становление происходит на основе самореализации в профессиональной среде, что позволяет выпускнику педагогического вуза быть конкурентоспособным специалистом.

Список литературы

1. Казакова Е. И., Тряпицина А. П. Диалог на лестнице успеха. СПб., 1997.

Манузина Е. Б., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики.

Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина.

Ул. Короленко, 53, г. Бийск, Алтайский край, Россия, 659333.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 06.09.2010.

E. B. Manuzina

PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The article is dedicated to the problem of pedagogical support of students in the educational institutions of higher professional education. The essence of the definitions «pedagogical support», «individual educational routes» is revealed as well as the goals, the model and the conditions of pedagogical support of students’ professional and personal development are presented in the article.

Key words: pedagogical support, personal development, individual educational routes, individual educational program.

Altay State Academy of Education named after V. M. Shukshin.

Ul. Korolenko, 53, Biysk, Altay territory, Russia, 659333.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.