ББК 74.580-0
Д. С. Батарчук, А. Н. Копейкин*
Астраханский государственный университет Учебный центр УВД Астраханской области
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В современном российском обществе возникла ситуация, связанная с ухудшением межнациональных отношений, недостатком знаний о других народах, отрицательными национальными стереотипами, все более острыми конфликтами на национальной почве. Однако современная система образования в России оказалась не готова к воспитанию самостоятельно развивающегося человека, способного жить в духе миролюбия, эт-нотолерантности и взаимопонимания, т. к. не уточнено с позиции современности содержание мультикультурного самосознания как цели педагогического сопровождения и воспитания.
Под педагогическим сопровождением мы понимаем циклическое непосредственное и опосредованное взаимодействие педагога и воспитанника в условиях социума с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии между собой и с социумом в определенном пространстве и во времени.
В процессе такого взаимодействия осуществляется развитие человека на его жизненном пути в чередовании конкретных жизненных и социальных ситуаций. По своей сути педагогическое сопровождение является функциональной координацией следствий этого воздействия, т. е. системой действий, и имеет общей целью именно развитие человека среди других людей как непрерывно-прерывистый процесс его качественных и количественных изменений, возникновения новых образований, форм деятельности и жизнедеятельности, социальных взаимосвязей.
В последние десятилетия во всех странах мира в ряд стратегических педагогических задач выдвинулась проблема этнотолерантности. Это обусловлено комплексом факторов и противоречий, возникших в мировом сообществе. Прежде всего - это противоречия между уровнем развития науки и техники и уровнем ментальности человечества; противоречия между движением человечества к глобализации (одним из направлений которой является культурная конвергенция) и стремлением народов сохранить свою уникальность и самобытность.
Таким образом, перед системой образования в России выдвигается архиважная задача воспитания и формирования мультикультурной личности, обладающей мультикультурным самосознанием, в основе которой лежит этнотолерантность.
В современной науке сложились теоретические предпосылки, необходимые для постановки и решения рассматриваемой проблемы. Первую группу составляют исследования сущности сознания и самосознания как
основы мультикультурного самосознания (Б. Г. Ананьев, М. Л. Басов, Б. Ю. Березин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, И. Р. Чамата, И. И. Чеснокова); особенностей этнической идентификации и этнического самосознания (А. В. Авксентьев, А. В. Арутюнян, Ю. В. Бромлей, П. И. Кушнер, Н. М. Лебедева, А. П. Садохин, Т. Г. Стефаненко и др.); психологических характеристик подросткового возраста (Л. И. Божович, Г. В. Бурменская, И. С. Кон, А. М. Прихожан). Ряд исследований посвящен проблемам этнопсихологии: формированию толерантного сознания и толерантных отношений (С. К. Бондырева, А. П. Садохин, И. Б. Гриншпун); воспитанию толерантной личности через формирование культурной идентичности (Е. Н. Дворникова); этническому самосознанию разных этносов (А. А. Иванова, Ф. С. Эфендиев, Е. М. Аджиева); этнопсихологическим особенностям различных этносов (В. С. Мукаева, А. С. Обухова, Ф. С. Эфендиев).
Вторую группу составляют исследования, как посвященные таким проблемам, как приобщение молодого поколения к ценностям, созданным различными народами (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци); воспитание уважения национального достоинства культур, особенностей исторического и психологического развития представителей разных народов (В. Г. Белинский, П. П. Блонский, А. И. Герцен, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий); развитие диалога и взаимовлияния этнических культур (М. М. Бахтин, В. С. Библер); развитие культуры народов России (Р. Г. Абдулатипов, Ю. В. Арутюнян, Э. А. Багромов, Ю. В. Бромлей, З. Т. Гасанов, Г. Д. Дмитриев, Л. М.Дробижева); взаимоотношения представителей различных культур (Дж. Бэнке, Н. Б. Крылова, Г. В. Палаткина, М. Уолцер, К. Цюрхер). В теоретическом плане исследования опираются на фундаментальные идеи: концепции мира и человека в мире (М. М. Бахтин), мультикультур-ное образование (Я. Пей, Р. Люсиер, Г. В. Палаткина и др.); мультикуль-турный подход к обучению и воспитанию школьников (А. В. Шафикова); педагогические возможности этнокультуры в мультикультурном образовании (Р. Х. Кузнецова); школа диалога культур (В. С. Библер); теории по-лисубъектности в образовании (А. В. Брушлинский, В. И. Слободчиков, Б. А. Сословский и др.).
Н. М. Кузьмин, анализируя накопленный за последние два с лишним столетия опыт перехода полиэтнических социумов в гражданское общество, указывает, что главным рамочным общественным процессом, в контексте которого развертывается переход структурной этничности в единую общность, является сам процесс трансформации традиционного общества в гражданское [1].
Он подчеркивает, что при этом реальное самосознание индивида выходит за рамки чисто этнического. Большое значение здесь приобретает степень культурной гомогенности этнической структуры населения, идентичности жизненных ценностей, что влияет на процесс формирования единого общества, интегрирующего различные этносы.
О том, что мультикультурный подход стал важнейшей тенденцией развития современного общества, свидетельствует значительный рост числа научных исследований по проблеме мультикультурного образования (Г. Н. Волков, О. В. Аракелян, К. Д. Дмитриев, Н. М. Кузьмин, З. А. Малькова, Ф. М. Малхозова, В. И. Матис, В. А. Сластенин, Л. Л. Суп-рунова, Г. В. Палаткина, Ф. Уеаль, Р. Хессари, Д. Хилл и др.).
Многокультурность, по мнению Г. Д. Дмитриева, основывается на важном методологическом принципе, состоящем в том, что человек есть пересечение многих культур, и поэтому возможно говорить о наличии у индивида нескольких идентичностей, т. е. человек много- или мультии-дентичен [1].
Задача подготовки молодежи к жизни в полиэтническом пространстве названа в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы последнего десятилетия. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность.
Вызовы современной цивилизации ставят перед наукой проблему выявить механизмы перехода мирового сообщества от философии воспитания к философии мира.
Одним из таких механизмов выступает мультикультурное самосознание, которое понимается нами как интегративная система и качество личности, позволяющее ей при наличии позитивной этнической самоидентификации проявлять эмоционально-ценностное отношение к мульти-культурной среде и активно взаимодействовать с ее представителями.
Мультикультурное самосознание характеризуется осознанием, осмыслением своего поведения во взаимодействии с представителями различных культур, которое строится на взаимоуважении, взаимопринятии и взаимопонимании, что и проявляется в функции этнотолерантности (консенсуса).
Становление открытого гражданского общества России, продолжение демократических реформ должны опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества.
Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем линию его поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность - пассивный продукт внешних воздействий. Человек имеет относительную социальную самостоятельность, взаимодействует с окружающей средой, активно участвует в преобразовании жизни общества [2].
Молодежь изначально включена в ту или иную систему связей, сложившихся между народами страны, республики, области, провинции, и оказывает определенное влияние на формирование культуры межнационального общения.
Однако влияние межнациональных контактов на формирование у молодого поколения отношения к людям разных национальностей не является прямым отражением воздействия социально-этнической среды.
В то же время установлено, что целенаправленное воспитание, организуемое обществом (семьей, школой, общественными организациями) протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека объективные условия его жизни, социальная среда.
Воздействие национальных отношений на человека приобретает значимость не само по себе, а через индивидуальную позицию личности.
Педагогическое сопровождение процесса становления мультикуль-турного самосознания включает в себя: определение общей цели и конкретных задач; ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общественных чувств и сознания; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащихся в процессе их общения.
Российская Федерация - многонациональное государство, в котором проживает более 160 народов. Развитие их отношений между собой и другими народами мира обусловливает цели и содержание воспитания этно-толерантности и мультикультурного самосознания.
Эта задача четко определена в Концепции Государственной национальной политики российского государства, в документах таких международных организаций, как ООН, ЮНЕСКО и др. Международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира и дружбы между народами как важнейшую цель системы воспитания и образования. Во Всеобщей декларации прав человека ООН сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержке мира».
Определение общей цели воспитания в основных международных документах и в правовой системе многонационального федеративного государства (воспитание населения в духе дружбы народов, формирование у него культуры межнационального общения) само по себе имеет огромное значение. Правовая система через механизмы власти обеспечивает соблюдение прав и свобод личности без каких бы то ни было различий в отношении расы, религии, языка и национальности.
Межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального. Общечеловеческое и национальное соотносятся между собой как общее и особенное. Национальное входит в общечеловеческое (общее) как особенное (его составляющее). Как отмечал Н. А. Бердяев, человек входит в человечество через национальную индивидуальность как национальный, а не отвлеченный человек [1].
«Говоря, впрочем, о национальности, - писал Ф. М. Достоевский, - мы не разумеем ту национальную исключительность, которая весьма часто противоречит интересам всего человечества. Нет, мы разумеем ту истинную национальность, которая всегда действует в интересах всех народов» [3].
Взаимоотношения народов и стран мира и сложившаяся ситуация оказывают реальное воздействие на формирование у людей общечеловеческих норм культуры поведения. Воспитание призвано упорядочить влияние
на личность этносоциальной среды, сформировать у нее собственный позитивный опыт межнационального общения, ослаблять возможное отрицательное воздействие на нее среды.
Определенные чувства, сознание и нормы поведения формируются у человека в процессе его взаимодействия с социальной средой под влиянием множества обстоятельств, реальных отношений, которые складываются между странами и народами мира. В современных условиях жизни будущее людей во многом зависит от общего положения в мире. Благодаря СМИ, туризму и пр., мир «сужается» и воспринимается как сфера, оказывающая на жизнь и судьбу каждого человека реальное влияние.
На наш взгляд, в содержании образования должны быть следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические изменения, произошедшие в мире, единство и неделимость, противоречивость многоэтнического мира; тенденция народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные процессы и глобальные проблемы народов.
Важнейшая задача учебных заведений - сообщение детям и молодежи определенного круга систематизированных знаний о народах и государствах мира, об их взаимоотношениях и взаимосвязях, о взаимозависимости и неделимости мира.
Усиление взаимозависимости народов и государств современного мира, мультикультурализм всех сторон человеческого общения стимулируют становление своего рода глобального гражданского общества.
При организации целенаправленного воспитания необходимо исходить из этих объективных процессов, которые и сегодня составляют сердцевину национальных отношений как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ.
Из этого обстоятельства вытекает конкретная педагогическая задача - воспитание у детей и молодежи общечеловеческих, гражданско-патриотических и мультикультурных чувств, сознания и поведения.
Следует указать, что концепция глобального образования из общей системы воспитания выделяет важный аспект - формирование общечеловеческих чувств и сознания.
Следует признать, что педагогическое сопровождение становления мультикультурного самосознания имеет на современном этапе всестороннее значение и главную цель - укрепление и сохранение единого мульти-культурного мира.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Сластенин В. А., Палаткина Г. В. Этнопедагогические факторы мультикуль-турного образования. - М.: Прометей, 2004. - 170 с.
2. Глебов А. А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения: Учеб. пособие. - Волгоград: Перемена, 2004. - 102 с.
3. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. - Т. 20. - С. 19-20.
Получено 13.06.2006
PEDAGOGICAL SUPPORT FOR DEVELOPING MULTICULTURAL SELF-CONSCIOUSNESS OF A PERSONALITY
D. S. Batarchuk, A. N. Kopeikin
Mankind is versatile and various. One of the modem requirements is the ability to live in a multicultural society, the ability to avoid international conflicts, to establish mutual understanding between peoples. That is why nowadays there is an extremely important mission for the Russian educational system to bring up and to form "multicultural personality", that possesses multicultural selfconsciousness and ethnic tolerance. We understand the term "ethnic tolerance" as a moral quality of a person that is characterized by tolerant attitude to other people, despite their ethnic and national belonging, respectful attitude to difference in opinion, customs and traditions. The given aim defines the educational strategy, directed to the bringing up of a personality, capable for active and effective life activity in a multicultural environment, and possessing developed sense of understanding and respect to other cultures.