2. Oficialjnihyj sayjt departamenta molodezhnoyj politiki i sporta [Eh/r]. - R/d: www.dmps.ru/?.htm
3. Zelenin, A.A. Problemih razvitiya fizicheskoyj kuljturih i sporta v novomtihsyacheletii / A.A. Zelenin, L.P. Saltihmakova // Tez. dokl. Vseros. nauchno-praktich. konf. - Kemerovo, 2006.
Статья поступила в редакцию 08.07.13
УДК 379.81
Yudina A.I. PEDAGOGICAL MAINTINENCE OF TEEN-AGERS SOCIALIZATION IN THE SPHERE OF LEISURE.
The article examines the current problems of pedagogical help for teen-agers in the leisure sphere. The organized leisure positively influences the teen-agers socialization, therefore pedagogical maintenance of teenagers socialization in the conditions of institutions of leisure is of great importance.
Key words: pedagogical maintenance, socialization, leisure, institutions in the sphere of leisure.
А.И. Юдина, канд. пед. наук, доц., директор института социально-культурных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СФЕРЕ ДОСУГА
В статье рассматриваются актуальные проблемы педагогического сопровождения подростков в сфере досуга. Организованный досуг подростков позитивно влияет на их социализацию, поэтому педагогическое сопровождение социализации подростков в условиях учреждений досуга приобретает особое значение.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, социализация, досуг, учреждения сферы досуга.
Социально-экономический кризис девяностых годов прошлого столетия в России привел к негативным последствиям в различных сферах жизни, которые отразились, прежде всего, на социализации подростков. Смена ценностных ориентиров привела к существенным изменениям межкультурных и социальных связей.
Негативной тенденцией явился кризис института семьи, как следствие - неуклонный рост количества социальных сирот, преступности в молодежной среде. Анализ данных, раскрывающих негативные последствия проблем семьи, экономики и социальной сферы свидетельствует, что кризисные явления в социально-культурной сфере продолжают углубляться [1].
Досуг является сферой жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются последствия этих трансформаций. В его пространстве видны изменения всей системы ценностных ориентаций в связи с падением уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей, распространением элементов упрощенной массовой культуры. В сложившихся условиях молодые люди утрачивают определенность в выборе линии нормативного поведения, и, даже зная нормы и правила, не всегда следуют им.
В.В. Путин в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России», опубликованной 13.02.2012 г. в газете «Комсомольская правда», особое внимание уделяет созданию общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Особую роль в решении этой задачи возлагается на систему образования, отечественной культуры и общества в целом. По мнению автора, культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей.
На наш взгляд, большим потенциалом в решении данной проблемы обладают учреждения индустрии досуга. Организованный досуг подростков позитивно влияет на их социализацию, поэтому педагогическое сопровождение социализации подростков в условиях учреждений сферы досуга приобретает особое значение.
Следуя логике нашего исследования, обратимся к рассмотрению понятия «социализация» и анализу задач решаемых в ходе процесса социализации в условиях учреждений сферы досуга.
И.С. Кон рассматривает социализацию как совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, то правомерно говорить о позитивной (обще-
ственно одобряемой) и негативной (противоречащей общественно одобряемым нормам, ценностям, деятельностям, идеалам и др.) социализации [2]. Содержание социализации включает в себя не только осознаваемые, контролируемые и целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы.
Мы считаем, что полноценно понятие «социализация» применимо к характеристике развития личности на этапе ранней юности, так как для этого этапа характерны потребности в понимании своего назначения в жизни, самоопределении, в социальном одобрении и т.д. Что касается подросткового возраста, то здесь особое значение имеет именно педагогическое сопровождение социализацией личности, так как учреждения досуга остаются важнейшими институтами социализации, усиливающими влияние факторов, обеспечивающих положительную социализацию личности [2].
В педагогике разработка проблемы социализации детей и подростков связана, прежде всего, с именами Г.М. Андреевой, С.Г. Вершловского, А.В. Мудрика, B.C. Селивановой, В.А. Слас-тенина и др. В их работах социализация показана как одна из важнейших системообразующих категорий современной педагогики. В отечественной педагогической теории социализирован-ность определяется в контексте интерпретации категории «социальная интеграция». Начало такой традиции в общей педагогике восходит к работам В.А. Сластенина.
В работах В.А. Сластенина и его научно-педагогической школы четко определены сущностные характеристики социализации, ее цель и представлены основные механизмы. В этих определениях В.А. Сластенин впервые в педагогической теории не только определяет научный статус категории «социализация» с позиции теоретико-методологических основ общей педагогики, но и определяет ее функции в образовательном процессе школы. Опираясь на интерпретации категории «социализация», которые приводят Т. Парсонс и Р Мертон, В.А. Сласте-нин характеризует функциональное назначение социализации как процесса, обеспечивающего интеграцию личности в социальную систему общества [3, с. 123-138].
Сущностный смысл социализации, по мнению Сластенина
B.А. и его соавторов, раскрывается на пересечении теоретической интерпретации таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.
Анализ научной литературы приводит нас к выводу о том, что взгляды отечественных ученых на задачи, решаемые процессом социализации, разделились. Л.В. Байбородова,
C.И. Гессен, М.И. Рожков считают, что в процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.
С.И. Гессен писал: «Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор» [4]. По мнению Л.В. Байбородовой и М.И. Рожкова, социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям среды, а социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономи-зации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». Несомненно, результатом социализации человека также является социальная активность - реализуемая готовность к действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека.
Несколько иначе подходит к классификации задач социализации другой исследователь данной проблемы А.В. Мудрик. Он выделяет три группы задач социализации для каждого возраста: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические [5].
Естественно-культурные задачи подразумевают достижение человеком на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, имеющих некоторые объективные и нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности, различных этносах, регионах, возрастных и социальных группах и т.д.).
Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека. В соответствии с возрастными возможностями от него ждут приобщенности к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей, участие в семейной жизни и производственно-экономической деятельности. На наш взгляд, в решении данной группы задач социализации имеет педагогическое сопровождение организации досуга подростков в условиях учреждений досуговой сферы.
Социально-психологические задачи предполагают становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и за перспективу, самореализацию и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.
Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и самопринятия.
Задачи психолого-педаг
Самоопределение личности предполагает нахождение ею своей собственной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку будущих жизненных планов. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально-приемлемую и одобряемую окружающими позицию в новой социальной ситуации - ситуации поступления в школу. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола.
Самореализация предполагает удовлетворяющее человека проявление активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений, одобряемость значимыми для человека лицами. Так, в подростковом возрасте особое значение приобретает самореализация через достижение автономии от взрослых. Самореализация личности может иметь разнообразные формы: социально ценные, социально полезные, социально приемлемые, а также асоциальные и антисоциальные. Самоутверждение - достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и процессом самореализации.
Решение задач всех трех названных групп является объективной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи, какой либо группы остаются не тешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие человека, либо делает его не полным.
В нашем исследовании мы делаем акцент на педагогическое сопровождение социализации подростков в сфере досуга, поэтому вслед за авторами Н.Б. Лаврентьевой и Н.А. Неудахи-ной нами был проведен анализ задач психолого-педагогическо-го сопровождения и представлен в виде таблицы (таблица 1).
Проанализировав указанные выше работы, в своем исследовании мы будем исходить из следующего определения педагогического сопровождения социализации подростков - это сфера деятельности педагога, обеспечивающая последовательное прохождение подростками основных этапов социализации (адаптация, индивидуализация, интеграция) на основе использования соответствующих компонентов технологии и при условии измерения результатов социализации ребенка.
Многолетней практикой нами выявлен комплекс условий, обеспечивающих педагогическое сопровождение социализации подростков в сфере досуга:
• фасилитационная направленность деятельности педагогов, руководителей клубных формирований и творческих объединений (изменение традиционной позиции педагога на эмпатию, рефлексию, толерантность, интуицию, личностную идентичность);
• проблематизация содержания совместной деятельности подростков по их социальной адаптации, социальному самоопределению;
Таблица 1
ического сопровождения
Социальные Педагогические Психологические
- учить осознанию социальной значимости деятельности педагога; - помогать усвоению инновационных норм и образцов социального опыта (общения, способов действия, поведения и т.д.); - помогать усвоению способов и механизмов социальной адаптации. - учить оптимистическому преодолению барьеров, стереотипов, заблуждений; - закреплять у подростков преобладание стремления к успеху над стремлением избегать неуспехов; - нацеливать на профессиональное самообразование самовоспитание в процессе всей жизни; - обеспечивать эмоциональную насыщенность жизни подростков, мажорный стиль жизни коллектива. - формировать положительную учебную мотивацию, познавательный интерес; - побуждать к проявлению субъективной позиции; - учить всем видам рефлексии; - ориентировать перспективу с позиции самореализации; - изменять позицию по отношению к педагогической деятельности.
Организационные Дидактические Технолого-методические
- создавать условия для фасилитационного взаимодействия; - создавать условия, обеспечивающие освоение, усвоение и присвоение подростками продуктивных приемов педагогической деятельности; - развивать технологические умения и навыки педагогической деятельности. - развивать общенаучные умения и навыки, способствующие осознанию технологических процедур интеллектуального труда; - обучать инновационным технологиям педагогической деятельности; - помогать в приобретении практикоориентационного опыта в расширении сферы профессиональной компетентности. - отбирать формы и методы взаимодействия; - отбирать инструментарий и средства подготовки; - обучать приемам и техникам самосохранения; - отрабатывать навыки кооперации, сотрудничества; - создавать атмосферу доброжелательного взаимодействия.
• ориентация на успех;
• профессиональная компетентность фасилитатора;
• профессионально важные качества фасилитатора (индивидуальные психологические качества личности, определяющие продуктивность деятельности качество, результативность и др.).
Социальная фасилитация представляет собой стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность и поведение других людей, в результате чего деятельность последних протекает более свободно и активно.
Таким образом, анализ научной литературы и личный опыт позволил нам утверждать, что от профессиональной компетентности работников учреждений сферы досуга зависит создание условий для позитивной социализации подростков на базе учреждений сферы досуга.
В ходе исследования нами был проведен социологический опрос потребителей социально-культурных и библиотечных услуг в населенных пунктах Кемеровской области. Социологический опрос включал не более пяти вопросов с вариантами ответов.
Для проведения социологического проса в анкету для потребителей были включены следующие вопросы: «Как часто Вы посещаете учреждения культуры?»; «Какие формы досуга Вам наиболее интересны?»; «Оцените качество и разнообразие услуг, которые оказывают учреждения культуры в Вашем населенном пункте по предложенной системе?»; «Оцените профессионализм работников учреждений культуры услугами, которых Вы пользуйтесь?».
Социологический опрос потребителей библиотечных и социокультурных услуг проводился среди жителей населенных пунктов Кузбасса: г. Кемерово, г. Новокузнецк, г. Междуреченск, г. Мыски, п. Ясногорский, п.г.т. Промышленное. В опросе приняли участие 94352 человека, что составляет 12% жителей данных населенных пунктов. Таким образом, выборку можно считать репрезентативной.
На вопрос «как часто Вы посещаете учреждение культуры?» респонденты ответили:
Учреждения клубного типа: 1-2 раза в неделю - 25,2%; 1 раз в месяц - 28,1%; 1 раз в полгода - 27,3%; 1 раз в год -9,7%; «Я не посещаю эти учреждения» - 9,7%.
Библиотеку: 1-2 раза в неделю - 17,7%; 1 раз в месяц -19,2%; 1 раз в полгода - 29,3%; 1 раз в год - 9,2%; «Я не пользуюсь услугами библиотек» - 24,6%.
Библиографический список
На основании данных ответов можно сделать вывод о том, что услуги учреждений клубного типа востребованы жителями Кузбасса в среднем 1 раз в месяц (28,1%). Услугами библиотек жители Кузбасса в среднем пользуются 1 раз в 6 месяцев.
На вопрос о досуговых предпочтениях 22,1% респондентов указали на посещение дискотек, 19,9% участие в творческих вечерах, 22,1% - чтение книг, 10,2% читают электронные книги, используя Интернет-ресурс библиотеки, 16,1% - занимаются в творческих коллективах, 9,6% в анкете указали «другое».
Таким образом, можно отметить, что услуги учреждений культуры в области социально-культурной деятельности востребованы в большей степени (58,1% от числа респондентов). Предпочитают проводить досуг за чтением книг - 32,3% жителей Кузбасса. 9,6% респондентов в свободное время занимаются спортом и используют Интернет-ресурс (социальные сети).
Среди жителей Кемеровской области оценка качества и разнообразия услуг учреждений культуры по пяти бальной шкале распределилась следующим образом: 48,1% респондентов оценили данный показатель на «хорошо»; 28,5% - «отлично»; 23,4% - «удовлетворительно».
Высокий уровень качества и разнообразия услуг учреждений культуры Кемеровской области связано с тем, что работники данных учреждений, по мнению респондентов (72,1%) являются профессионалами высокого уровня, «знают свое дело», «всегда готовы помочь».
Однако, 13,3% респондентов характеризуя работников учреждений культуры Кузбасса считают, что «им не хватает профессиональных знаний» и «им необходимо получить профессиональное образование». 12,4% респондентов отмечают, что работникам учреждений культуры не хватает новых, современных знаний, 2,2% указывают на то, что работники учреждений культуры «не всегда приветливы и отзывчивы на просьбы посетителей».
Таким образом, на основании проведенного социологического опроса по удовлетворенности жителей Кузбасса услугами учреждений культуры можно сделать следующие выводы о необходимости повышения уровня качества и расширения спектра предоставляемых социально-культурных услуг. В этой связи необходимо повышение квалификации работников в области профессиональной деятельности и сервиса по оказанию социально-культурных и библиотечных услуг.
1. Руденский, Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности. - Новосибирск, 1997.
2. Кон, И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для вузов. - М., 2003.
3. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко,
Е.Н. Шиянов. - М., 2000.
4. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учеб. пособие для вузов. - М., 1995.
5. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2004.
Bibliography
1. Rudenskiyj, E.V. Konceptualjnihe osnovih psikhologii adaptiruyutheyjsya lichnosti. - Novosibirsk, 1997.
2. Kon, I.S. Rebenok i obthestvo: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 2003.
3. Slastenin, V.A. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov ped. ucheb. zavedeniyj / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mithenko, E.N. Shiyanov. - M., 2000.
4. Gessen, S.I. Osnovih pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 1995.
5. Mudrik, A.V. Socializaciya cheloveka: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., 2004.
Статья поступила в редакцию 03.07.13
УДК 159.9
Epanchintseva G.A., Kozlovskaja T.N. INITIALPOSITION OF THE THEORY OF DIAGNOSIS OF EARLY DETECTION SCREENING OF SELF-DESTRUCTIVE AND SUICIDAL BEHAVIOR. The genesis of self-destructive research and suicidal behavior in the humanities. Descriptive psychological theories of self-destructive behavior of the individual. Explanatory psychological theory of personal and social risks. Types of self-destructive behavior. Traditional psychodiagnostics self-destructive and suicidal behavior. The possibilities and limitations of traditional diagnostic autodisable and suicidal behavior. The need for new diagnostic tools of self-destructive and suicidal behavior. Current models of the early detection of suicidal children. Author's position on the creation of fundamentally new diagnostic tools to detect early suicidal children. Screening method to detect early suicidal intent. The main characteristics of the screening method of investigation of self-destructive behavior.
Key words: self-destructive behavior, suicidal behavior, the types of behavior samorazrushayuschivogo, personal risks, social risks, research methods of self-destructive and suicidal behavior, screening methods for the study of personality and social risks.