► СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
УДК 379.8.092 ББК 74.105
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В ФОРМИРОВАНИИ РЫНКА ДЕТСКОГО ДОСУГА
MODERN TRENDS IN FORMING LEISURE MARKET FOR PRESCHOOL CHILDREN
Шафран Нина Михайловна
Aспирант Кафедры дошкольной педагогики Факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета E-mail: shafran [email protected]
Shafran Nina M.
Post-Graduate Student at the Pre-School Pedagogic Department, Pre-school Pedagogic and Psychology Faculty, Moscow Pedagogical State University E-mail: shafran [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются социокультурные условия и определяются факторы, которые отражают современные тренды, формирующие рынок досуга для дошкольников. Каждый фактор анализируется с точки зрения потенциалов и рисков для досуговой отрасли. Изучая специфику рынка досуга для детей дошкольного возраста, автор показывает необходимость педагогического сопровождения родителей по вопросам организации семейного досуга.
Ключевые слова: досуг, семья, дошкольники, рынок досуга, тренды, педагогическое сопровождение родителей, социокультурное пространство.
Abstract. The article analyzes socio-cultural environment and defines factors reflecting modern trends that form the leisure market for preschool children. Each factor is viewed from the positions of potentials and risks for the leisure sector. The author unveils necessity of educator's guidance in the family leisure due to the revealed peculiarities of the leisure market for the preschool children.
Keywords: leisure, family, preschool children, leisure market, trends, pedagogical guidance of parents, socio-cultural environment.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. происходит изменение структуры бюджета времени индивида и вывод досуга на лидирующие позиции в экономической, социальной, образовательной, культурной областях. Свободное время «приобретает все большую субъективную ценность для людей» [1, с. 6]. В связи с эти наблюдается высокая степень зависимости современного социума от досуга.
Исследователи последних десятилетий рассматривают досуг в вариативных социальных плоскостях, однако у разных авторов мы находим научный и философский подход с точки зрения различных общественных явлений, влияющих на современное общество и социальные взаимодействия. Нами была предпринята попытка обобщить и проанализировать условия, в которых живет современное поколение дошкольников, в связи с чем нам представляется целесообразным выделить следующие факторы: процессы общественной жизни (глобализация, рыночные отношения), формы социальных взаимодействий (учреждения культуры, СМК), тенденции (мода, границы досуга, досуг и образование).
Безусловно, эти явления разного порядка, тем не менее, на наш взгляд, все они оказывают существенное влияние на досуг и находятся в прямой взаимосвязи друг с другом, обнаруженной в процессе анализа. Тем самым они составляют развернутую структуру социокультурного пространства постиндустриального общества и, как следствие, ведут к осознанию внутренних процессов, двигающих цивилизацию вперед или тормозящих ее развитие.
В контексте исследования возникла необходимость изучения факторов, оказывающих влияние на организацию досуга дошкольников, который напрямую зависит от его окружения в силу возрастной специфики, ограничивающей спектр возможностей и самостоятельный выбор деятельности вне дома. Особенности досуга взрослых, находящихся под влиянием как стимулирующих, так и угнетающих условий, создают фундамент для современной досуговой деятельности дошкольника. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть тенденции экономических и социальных изменений последних десятилетий, определяющие жизнь современного человека в постиндустриальном обществе. Они находят выражение в ряде факторов, содержащих потенциалы и риски в контексте организации досуга как взрослых, так и детей.
Глобализация. Явление глобализации становится все более актуальным последние 20-30 лет, что связано с необратимыми процессами. Появление общемировых организаций, регламентирующих и контролирующих соблюдение общечеловеческих прав и свобод, повлекло за собой изменение сознания человека как гражданина мира. Экологические, экономические и военно-политические обстоятельства стимулируют активный миграционный процесс. Научно-технический прогресс позволил преодолевать большие расстояния, получать информацию в режиме реального времени, устанавливать, расширять личные и деловые контакты [2; 3]. Это, в свою очередь, стимулирует информационный бум - «глобализация делает достоянием всего человечества достижения любого народа и государства в том или ином виде деятельности» [4, с. 7].
Дошкольники в большей степени подвержены влиянию этого социокультурного феномена, так как, будучи людьми нового поколения, их система жизненных координат принимает за точку отсчета ту действительность, в которой они существуют. Глобализация, равно как и ее проявления, воспринимается как единственно правильное устройство мира.
Потенциалы. Гарантированная свобода передвижения ведет к развитию внутреннего и международного туризма, популяризации традиций и праздников, стимулирует изучение иностранных языков и, как следствие, распространение достижений в области культуры, литературы и искусства. Сравнительное досуговедение позволяет заимствовать успешные формы досуга из культуры других стран, транслировать российский досуговый опыт.
Риски. Критики глобализации отмечают опасность распространения кризисных явлений: дисбаланс между содержательными и развлекательными досуговыми формами, популяризация негативных, с социальной точки зрения, деструктивных элементов досуга, монополизация культуры со стороны развитых стран и умаление значения традиций малых народов, коммерциализация досуга.
Административное регулирование. Одним из революционных изменений в досуго-вой сфере за последние сто лет можно считать ее переход в разряд регламентируемой деятельности. Из частного явления, она превратилась в общественно значимую форму, часть социально-экономической жизни общества. А. Д. Жарков охарактеризовал новый этап развития досуга, обозначив следующие особенности: «регламентируется федеральными законами, правительственными подзаконными актами, инструктивными документами Министерства культуры России, служит основой создания отраслевых концепций культурно-досуговой деятельности, федеральных программ по социальному преобразованию общества» [5, с. 9].
Потенциалы. Стремление государства урегулировать сферу досуга и упорядочить досуговые взаимодействия на законодательном уровне приводит к необходимости стандартизировать работу учреждений культуры и досуга, спорта и развлечений, организаций в сфере отдыха и туризма, организаторов массовых мероприятий, производителей товаров в сегменте «хобби и увлечения», книгоиздателей, кинопродюсеров и руководителей телевизионных каналов, обязует их соответствовать предъявляемым требованиям и отслеживать качество предоставляемых товаров и услуг.
Риски. Чрезмерное администрирование может привести и к обратному результату. Раздувание бюрократических инструментов регулирования усложняет работу учреждений, снижая коэффициент полезного действия и переводя их работу в формальную плоскость. Результатом этих процессов становится упадок самодеятельностных и личностных форм, рядовой потребитель оказывается в ситуации, когда его досуг становится частью общей государственной системы и уже не принадлежит ему лично.
Помимо этого ряд культурно-досуговых учреждений в стремлении разнообразить формы работы сталкиваются с необходимостью проведения дополнительных юридических процедур (например, получения лицензий на ведение определенной непрофильной деятельности). Трудоемкость и бюрократичность этих процессов зачастую делает вариативность форм крайне затруднительной.
Рыночные отношения. Переход на рыночные отношения в пространстве досуга сигнализирует о признании этой сферы жизни социально значимой и коммерчески перспективной. О. В. Понукалина, анализируя социокультурное пространство досуга в контексте консумеризма, описывает свидетельства этого процесса: коммерциализация куль-турно-досуговой сферы, прибыльность производства товаров и услуг, «ориентированных на свободное время», «изменение характера социальных взаимодействий в пространстве
досуга, появление новых культурных норм и ценностей» [6, с. 3]. Наиболее ярко новый виток развития постиндустриального общества отразился на формировании рынка досуга для детей дошкольного возраста.
Потенциалы. Глобализационные процессы, изменение социально-экономического баланса в отношении труд-досуг, развитие новых технологий и быстрое распространение информации в отношении последних трендов стимулирует спрос на товары и услуги в сфере досуга. Высокая степень заинтересованности населения вызывает бум, который, в свою очередь, выражается в интенсивном развитии досуга. Краткий анализ современного состояния этого сегмента рынка констатирует активность участников, направленную на привлечение широкой аудитории потребителей за счет появления новых товаров и услуг.
Специалисты-досуговеды заявляют об «изменении социальной морфологии досуга». Вектор развития досуга, который находится в прямой зависимости от спроса, отражает «уровень цивилизованности общества и благополучия населения» [6, с. 3]. Таким образом, перспективы развития культурно-досуговой сферы сигнализируют о росте социальной активности населения.
Риски. Широкая палитра досуговых предложений современного рынка в большей степени ориентирована на получение прибыли. С одной стороны, коммерциализация часто идет в ущерб качеству, с другой стороны, многие досуговые услуги, технические средства культуры и различная досуговая продукция становится все менее доступной для широких слоев населения в силу высокой стоимости.
Неотвратимость процессов социальной стратификации населения вызывает озабоченность современных исследователей. А. Д. Жарков отмечает: «В России постепенно произошла дифференциация отдельных слоев населения в способах проведения культурного досуга. Основным показателем становится материальный уровень» [5, с. 27].
Продолжая эту мысль, О. В. Понукалина актуализирует ряд факторов, угрожающих здоровью досуговой отрасли. Во-первых, современный рынок визуализирует стереотипы и навязывает систему ценностей, демонстрируя досуг, находящийся вне поля реальных возможностей большей части населения. Такая ситуация порождает конфликт между ассортиментом досуговых практик и их доступностью, что приводит к возрастающей внутренней неудовлетворенности индивида, «усиливает дифференциацию различных социальных групп» [6, с. 10], а «свобода досуга сводится к свободе потребительского выбора» [6, с. 13]. Во-вторых, стремление рынка перевести досуг в потребительскую плоскость, навязать определенные вкусы и предпочтения (явление, называемое «консумеризация») влечет за собой процветание потребительских форм и возрождает в новом прочтении «показное, демонстративное потребление досуга» [6, с. 4]. «Проводя досуг определенным образом, человек ориентирован на подтверждение своего социального статуса, платежеспособности» [6, с. 25]. В-третьих, как следствие, перевод досуга на коммерческие рельсы приводит к «вытеснению творческой активности, не ангажированной экономикой» [6, с. 4].
Одной из насущных проблем, вызванной коммерциализацией досуга, можно назвать развитие пиратской сети досуговых услуг. Согласно оценкам досуговедов и музейных работников, культурологов, высказанным в ходе Московского салона образования, проходившего в Москве в апреле 2017 г., качество подобных услуг не выдерживает никакой
критики. В частности, специалисты отмечают, что «черный рынок квестов» в музеях отличается некачественными программами, искажающими факты, что наносит большой ущерб имиджу музея. В связи с остротой проблемы был поставлен вопрос о необходимости создания комиссии, осуществляющей контроль за квестами или иными досуговыми формами, с целью оценить качество, педагогическую целесообразность и методологию.
Деятельность учреждений культуры, досуга и спорта. Последние десятилетия охарактеризовались глобальными административными изменениями в различных социальных институтах, включая учреждения культуры и досуга. Реорганизация затронула не только хозяйственно-организационную, но и содержательную, формообразующую сферу их деятельности. Кроме того, изменения коснулись экономической и нормативной деятельности учреждений. Теперь они имеют право осуществлять коммерческую деятельность и «получать доходы за счет расширения ассортимента платных услуг», получать пожертвования, помимо государственного финансирования [5, с. 26].
Потенциалы. Этот процесс заставляет учреждения культуры и досуга вести активные поиски новых форм, методов, программ с целью привлечь более широкий круг потребителей, включая детей разных возрастов. Богатая история отечественного клубного дела позволяет обратиться к уникальному опыту при разработке перспективных направлений. Большое значение имеет развитие и модернизация учреждений культуры и досуга за пределами крупных городов, что позволяет приобщать молодое поколение к досуговой культуре в условиях современного рынка досуга, который только набирает обороты в провинции.
На сегодняшний момент учреждения культуры и досуга, а также организации, предоставляющие населению услуги в области развлечений, рекреации, отдыха, физически активного, деятельностного и познавательного досуга, переживают небывалый подъем и популярность. Исследователи отмечают рост популярности развлекательных институтов.
Риски. Стремительное развитие рынка досуга, порожденное спросом со стороны населения, требует активного участия специалистов не только профильных профессий, но и педагогов, психологов, методистов. Отсутствие грамотного педагогического сопровождения может извратить идею той или иной досуговой формы и снизить ее эффективность, не реализовать ее потенциал полностью. Специалисты высказывают опасения, что свобода творчества может обернуться «вседозволенностью, невежеством и торжеством низкопробного дилетантизма...» [5, с. 31].
Одной из проблем, озвученной на Московском салоне образования 2018 г., стала незаинтересованность крупных игроков на рынке досуга во взаимодействии с небольшими предприятиями. Государственные учреждения культуры и досуга, пользуясь известностью, зачастую не испытывают недостаток в спросе на свои услуги, поэтому они не стремятся находить общий язык с частными организациями. Тем не менее межмузейное, межбиблиотечное или иное сотрудничество может представлять взаимовыгодный интерес и перспективы развития.
К сожалению, следует отметить отсутствие сотрудничества учреждений досуга с ДОО в рамках разработки механизмов стимулирования интереса к досуговым формам. Дошкольные педагоги не ведут работу по расширению семейного досуга воспитанников, в отличие от школы, в которой на уровне образовательной программы заложены мероприятия досугового характера. Как показывает анализ деятельности культурно-досуговых
учреждений, наибольший интерес в современных условиях вызывают дети младшего и среднего школьного возраста. Инновационные подходы в образовательной деятельности стимулируют спрос на услуги учреждений культуры и досуга: сегодня включение экскурсионных и интерактивных программ, участие в конкурсах школьников является обязательным условием реализации школьных программ.
Подобная практика в отношении дошкольников сегодня отсутствует. Социальный заказ становится причиной низкого интереса учреждений культуры и досуга к дошкольной аудитории, а недостаток грамотного педагогического сопровождения со стороны ДОО сказывается на ограниченном спросе на досуговые формы среди родителей детей старшего дошкольного возраста.
Мода. Глобализационные процессы, технический прогресс привели к тому, что современный человек испытывает на себе постоянное влияние информационного поля. Этому сложно противостоять, так как, будучи членом социума, индивид подвержен воздействию других членов общества, их суждений, вкусов, оценочных характеристик. Не имеет значение, насколько человек разделяет взгляды и тренды, полностью оставаться в стороне от модных тенденций, включая досуговые, невозможно. Мода на досуг была описана еще Т. Вебленом [7] в его монографии «Теория праздного класса» и, несмотря на вековую историю, становится одной из наиболее ярких примет последних десятилетий, что доказывают исследования досуговедов, экономистов и философов. О. В. Понукалина, ссылаясь на Ж. Бодрийяра, констатирует, что «свободное время - экономически непродуктивное время - производит ценность - ценность отличия, статуса, престижа» [6, с. 26].
Мода на те или иные досуговые формы в современном обществе распространяется крайне быстро. Она охватывает все категории населения, включая детей дошкольного возраста, которые особенно подвержены данному явлению из-за психологической незрелости и вместе с тем повышенной восприимчивости к любым трендовым течениям.
Потенциалы. Воздействие моды на психику человека может быть использовано для тиражирования определенного образа жизни с преобладанием конструктивной деятельности, популяризации новых досуговых форм и распространения положительного досу-гового опыта.
Риски. К сожалению, в последнее время мода на отдельные события, услуги и товары в области культуры и досуга создает истерию вокруг них, что влечет за собой перегрузку на определенные формы. Влияние моды на общество активно используется маркетологами для виртуализации имиджа, создания искусственного ажиотажа и повышения прибылей. При этом качество досугового продукта не всегда выдерживает критики, а его содержательный, развивающий потенциал для человека завышен.
Следование за модой становится разрушительной и для самого человека, так как происходит подмена мотивов досуговой деятельности. Действительный мотив досуга - потребность в получении удовольствия от процесса - уступает место поверхностному желанию соответствовать определенной социальной страте или продемонстрировать свое интеллектуальное, физическое или иное превосходство.
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в процессе распространения информации и формирования модных тенденций в своей среде. Новые или популярные
тренды, в том числе и в досуговой сфере, находят быстрое распространение в детском коллективе. Однако дошкольники не обладают достаточно развитым критическим мышлением и умением объективно оценивать содержание и целесообразность модного явления. Поэтому они часто становятся жертвами рекламы, недобросовестности производителей товаров и услуг и низкого педагогического уровня родителей, не способных рационально подходить к вопросу отбора содержательного досуга или удовлетворяющих личные амбиции.
Досуг и образование. Исследование истории досуга обнаруживает крепкие связи между досугом и образованием. В Древней Греции явление «схолэ», обозначавшее «свободное время, досуг», трансформировалось в термин «школа», известный современному человеку как образовательная организация. Взаимодействие образования и досуга в рамках теории социального пространства является актуальным предметом исследования (Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Б. Верлен, В. Г. Виноградский, Ю. Л. Качанов, В. Б. Устьянцев, А. Ф. Филлипов, Т. И. Черняева, Е. Н. Федина).
Пространства досуга и образования обеспечивают комплексное развитие индивида, так как досуг формирует индивидуальный маршрут, базирующийся на культурных ценностях общества, личностных представлениях и ресурсах, а образование позволяет его ре-ализовывать, определяя условия для достижения цели. Е. Н. Федина определяет это явление следующим образом: «Система образования обеспечивает движение личности в поле культуры и включает досуговые практики как буферное пространство между культурой и образованием» [8, с. 10].
Взаимовлияние диады образование-досуг наиболее очевиден в системе дошкольного образования при анализе методов и технологий, применяемых на практике. Образовательное пространство не имеет четких ограничений и зачастую распространяется на сферу досуга. Задачи образования эффективно решаются в досуговом формате благодаря единству принципов.
Потенциалы. Е. Н. Федина поднимает вопрос об образовании как «факторе формирования досуговой активности». С одной стороны, образование выполняет функцию межпоколенной передачи духовного, культурного, социального опыта и представлений о мире. Сформированная область знаний задает вектор расширения через зону ближайшего развития, осуществляемого в формате досуга. С другой - сам досуг содержит в себе объемный образовательный потенциал, выраженный в потребности в самовыражении, самовоспитании, самообразовании, реализации познавательной и творческой активности, реализуемой через вариативные досуговые практики.
Досуговая деятельность в инновационном формате, отвечая современным вызовам, изменяет природу образования. Обращение к разновозрастной аудитории, включая детей раннего и старшего дошкольного возраста, требуют адаптации досугового пространства и содержания. Поколение «цифровых детей» стимулирует развитие новых технологий и мультимедийных ресурсов. Новая «открытая» политика учреждений культуры и досуга провозглашает уход от запретительных правил. Все эти факторы работают на изменения вектора в сторону «спонтанного образования».
Риски. Наиболее очевидной проблемой на пересечении областей досуга и образования (особенно на этапе дошкольного детства) на сегодняшний день является превалирование
обучающих форм, выполняющих досуговую функцию. Тем не менее данные риски не столь очевидны для общественного сознания и многие родители относятся к подобному распространенному явлению одобрительно, благосклонно. Досуг, ограниченный рамками образовательного процесса, выглядит понятным, контролируемым, с прозрачной результативностью и структурированным пространством. Для организаторов это стабильный и систематический доход при меньших творческих затратах. Для родителей это возможность передать полномочия организации свободного времени третьим лицам, минимизировать свое участие. Для дошкольников это ранний переход в формат обучения.
В массовом сознании функции досуга возложены на систему дополнительного образования. Обращение к данной проблеме мы находим у М. В. Созиновой: «В последние годы наметилась новая тенденция - вовлечение дошкольников в систему дополнительного образования через разного рода кружки, что подменяет досуг обучающими формами взаимодействия педагога и ребенка» [9, с. 3].
Принимая во внимание вариативность форм и технологий современной системы дополнительного образования, мы все же придерживаемся мнения, что подобного рода занятия могут относиться к досуговой деятельности только при уходе от доминирующего обучения и условии сохранения основных характеристик досуговой деятельности (по Г. В. Головиной): свободы от социальных требований, возможности выбора, гедонистичности досугового поведения, компенсационности» [10, с. 106]. Поэтому более предпочтительными в данном контексте могут быть мастер-классы, клубные формы, квесты, интерактивные или развлекательные мероприятия и т. п.
Технический прогресс. Жизнь современного обывателя сегодня - это новая реальность, построенная на использовании различных технологий в работе, быту, для развлечения. Для современного взрослого человека, пережившего техническую революцию, в анамнезе существует действительность без технологий. Новое поколение детей - современные дошкольники - появилось в иной реальности, формирующей их образ мысли и поведения. Благодаря этому остро чувствуется разрыв поколений, который, прежде всего, проявляется в темпе жизни, цифровом сознании, разных культурных базисах, иных стартовых возможностях. Современные технологии - это естественная среда для человека будущего, стартовая точка, в которой он ориентируется, быстро адаптируется к инновациям и развивается.
Потенциалы. Мы живет в эру новых форм, обеспеченных техническим прогрессом. Досуговые процессы, такие как туризм, развлечения, творчество, самообразование, общение по интересам упрощаются благодаря облегченному способу поиска информации и коммуникации, с применением современных гаджетов и всемирной паутины.
Риски. Однако, не умаляя достоинств технического прогресса, современный человек столкнулся с рядом проблем, вызванным быстрым развитием технологий.
Прежде всего, преимущества технического прогресса, позволяющие обывателю применять различные девайсы и машины в быту, работе и досуге, привели к смещению акцентов. С. Линдер, Дж. Шор, соглашаясь с теорией потребления Т. Веблена, утверждают, что современный человек работает уже не ради выживания, а для удовлетворения материальных аппетитов, демонстрации благосостояния и успешности. При этом, в стремлении
окружить себя большим количеством новых товаров, у индивида остается все меньше времени для того, чтобы ими воспользоваться [11; 12].
Кроме того, исследователи отмечают еще одно следствие технического прогресса -потребность в эффективном использовании времени, стремление получения высоких результатов при минимальных временных затратах. По утверждению Дж. Рифкина, эра компьютеров, способных молниеносно обрабатывать большое количество данных и справляться с мультизадачностью, привела к возникновению у людей психологической зависимости от времени [13].
Существует еще одна опасность, последствие которой человечество сможет оценить только в долгосрочной перспективе. Захватив мир и упростив быт, технологии упрощают и досуг, переводя его в массовом пространстве в потребительскую плоскость (прежде всего, в данном контексте мы рассматриваем телевидение и компьютерные технологии). Этому явлению подвержены все категории населения, включая детей дошкольного возраста.
Безусловно, технические средства помогают организовать свободное время дошкольника в ситуациях, вызванных необходимостью. Однако, освобождаясь от внимания ребенка, родители вступают на «скользкий» путь, увлечение вызывает привыкание и даже зависимость. Преобладание потребительских досуговых форм ведет к обеднению досугового опыта.
Гораздо проще дать ребенку в руки телефон или включить телевизор, чем задумываться об организации его полноценного, целесообразного досуга. Злоупотребляя техническими средствами, родители минимизируют свое общение с ребенком, отстраняясь от его жизни. В результате нарушаются детско-родительские связи, ребенку становится неинтересно общаться со взрослым.
Тем не менее новые технологии содержат большой потенциал для расширения границ досуга. Обогащение представлений родителей о возможностях инновационного пространства для дошкольников требует грамотного информационного и методического сопровождения, которое может быть осуществлено на базе ДОО.
Средства массовой коммуникации (СМК). Одним из центральных факторов, влияющих на жизнь индивида, являются современные средства массовой информации и коммуникации (СМИ, СМК): телевидение, радио, печатные издания, Интернет, социальные сети. Отечественные и зарубежные исследователи (И. А. Мальковская, О. В. Понукалина, Г. Дебор, Н. Луман) отмечают дуалистичность роли масс-медиа. С одной стороны, они выступают в качестве популярных форм досуга, становятся актуальным средством развлечения и заполнения свободного времен, с другой - именно они лидируют в формировании культурного кода досуга: создании образа и распространении информации.
По данным ВЦИОМ на 2017 г., 69% россиян предпочитают телевидение, 46% - Интернет, 41% используют социальные сети [14].
Дети дошкольного возраста также испытывают на себе воздействие информационной среды, однако наиболее доступной досуговой формой для них является телевидение. Интернет и социальные сети среди дошкольников не популярны. Пользование Интернетом распространено лишь в той степени, в какой он необходим для обслуживания компьютерных игр.
Потенциалы. Значение СМК для современного человека сложно переоценить. Они выполняют идеологическую и просветительскую функцию, распространяя информацию
о доступных досуговых практиках, мероприятиях и явлениях не только на правах рекламы, но и благодаря обмену удачным досуговым опытом среди населения. Сами СМК по характеру своей деятельности принадлежат к популярным формам досуга, решая развлекательные, познавательные, коммуникативные, рекреативные задачи.
Риски. Информационный взрыв привел к постоянно возрастающей нагрузке на обывателя. Дж. Годби утверждает, что люди «вынуждены впитывать все больше и больше информации, растущей в геометрической прогрессии» (перевод авт. - Н. Ш) [15, с. 48]. С одной стороны, она задает новые стандарты жизни, реализация которых требует времени, финансовых и физических вложений. Достигнув критической массы, эта лавина создает ощущение того, что человек не справляется, не успевает улучшать свою жизнь [15].
С другой стороны, СМК играют не последнюю роль в виртуализации потенциальных возможностей досугового времяпрепровождения. Безусловно, информация вызывает желание открывать для себя новые горизонты и вместе с тем чувство неполноценности от ограниченности временных, финансовых, технических, физических ресурсов. Этот конфликт проанализирован О. В. Понукалиной: «Между реальными практиками и идеальным образом виртуально сконструированного досуга существует эмпирически выявленный разрыв: предпочтения для многих не имеют воплощения» [6, с. 14].
Для детей дошкольного возраста это явление особенно актуально, так как, активно пользуясь телевизионными благами, они становятся наиболее очевидными жертвами рекламы. Не обладая достаточным критическим анализом, дошкольники зачастую отдают предпочтение низкокачественным продуктам СМК. Определение количества, содержания, качества и степени воздействия СМК ложится на плечи родителей, которые, в свою очередь, не всегда обладают достаточными знаниями, чтобы определить достоверность информации и учитывать возрастные особенности детей.
Изучение рынка досуга позволило нам обнаружить конфликт между переполненностью информационного пространства и трудностью поиска необходимых фактических данных или передового досугового опыта. Родители старших дошкольников до сих пор сталкиваются с данной проблемой, так как именно этот возрастной период оказывается менее привлекательным для поставщиков досуговых услуг (в отличие от школьников, подростков, детей раннего возраста).
В данных условиях актуальным становится вопрос о необходимости педагогического сопровождения родителей по вопросам использования СМК в период дошкольного детства.
Границы досуга. Исследования последних лет (И. М. Асанова, Е. В. Матвеева) утверждают, что границы досуга современного человека размыты: зачастую досуговая деятельность у взрослого человека переходит в профессиональную, и наоборот, профессиональные задачи решаются в свободное время.
В момент переключения внутреннего мотива деятельности индивида досуговая деятельность перестает быть таковой при сохранении всех внешних параметров. Коммерческий компонент досуговой деятельности, в отличие от профессиональной, не является центральным.
«Само понятие "свободное время" теряет свое былое монолитное значение. Очевидной при этом оказывается тесная связь существовавшей системы дифференциации социального времени с социально-экономическим устройством» [16, с.9].
Потенциалы. Так как досуг определяется мотивом и целями, досуговая деятельность решает рекреационные, творческие, познавательные, личностные задачи. Качество досу-говой деятельности и тот род занятий, которые индивид выбирает для своего свободного времяпрепровождения, являются показателями его физического состояния, интеллектуального развития и культурного уровня.
Дэвид Скотт отмечает, что четкое разграничение бюджета времени на рабочее и внерабочее время создает чувство цейтнота из-за лимитированности досуга; стандартизированная рабочая неделя, которая остается неизменной на протяжении жизни человека, оказывает гнетущее влияние, ощущение неизбежности обязательств и иллюзорности досуга, который не справляется в растущими потребностями. Вырвавшись из цикла «работа-досуг», человек приближается к состоянию свободы, расширяет границы жизненных приоритетов и возможностей [17].
В отношении детей дошкольного возраста данное явление имеет преимущества не напрямую, а косвенно, через занятость родителей. Многие женщины, имея благоприятные экономические условия, все чаще оставляют за собой право отказаться от профессиональной самореализации в пользу интересов семьи. Таким образом, они сами регулируют «границы» своего досуга и имеют возможность высвободить время для совместной с детьми досуговой деятельности. При грамотном педагогическом сопровождении семейного досуга открываются возможности повысить качество и целесообразность досуговой деятельности детей дошкольного возраста.
Риски. Скудные представления о разнообразии досуговых занятий и пассивное отношение к своему свободному времени ведут к стагнации (деградации) досуговой деятельности в долгосрочной перспективе. Отказавшись от регламентированности своего времени, человек остается один на один с современными реалиями, оказывающими давление на организацию его жизни.
Одной из центральных проблем современной сферы досуга является дефицит времени современного обывателя, отражающийся на досуговом рынке и поведении потребителя. Дэвид Скотт сформулировал термин «дефицит времени» как «ощущение недостатка времени для реализации желаемой деятельности» (перевод авт. - Н. Ш) [17, с. 51]. Причины этого явления кроются в некоторых аспектах: технический прогресс и психология демонстративного потребления создает вокруг человека среду, наполненную большим количеством информации и девайсов (гаджетов), которые, с одной стороны, ускоряют темп жизни, с другой - зачастую остаются невостребованными, что усиливает давление и создает чувство неполноценности.
Помимо «дефицита времени», размытость границ грозит смещением акцентов и подменой мотивов деятельности в свободное время. «В условиях общества потребления происходит стирание жестких границ континуума труд-досуг: последний служит не столько целям наслаждения свободным временем, сколько целям заполнения потреблением непроизводственного времени» [6, с. 13].
Выводы. Результаты исследования приводят нас к обобщению условий, в которых существует современная досуговая отрасль и, прежде всего, пониманию особенностей досуга детей дошкольного возраста. Детский досуг, находясь в непосредственной зависимости от досуга взрослого, подвержен как прямому, так и косвенному воздействию выделенных социальных факторов. В настоящее время можно обозначить тренды в формировании
рынка досуга для дошкольников, отражающие административно-рыночные, информационные, мотивационно-психологические и содержательные аспекты:
• стандартизация досуговых услуг, предусматривающая регулирование деятельности досуговых организаций в рамках нормативных актов, учет возраста целевой аудитории, в частности, детей дошкольного возраста, бюрократизация деятельности учреждений культуры и досуга, коммерциализация досуга; невысокая заинтересованность со стороны поставщиков услуг в пользу других групп населения, коммерчески более привлекательных.
• увеличение объемов и скорости распространения информации и досугового опыта, вариативность информационных ресурсов, формирование культурного кода; отмечается проблема отбора и критического анализа предложений для детей дошкольного возраста на рынке детского досуга;
• приоритет имиджевых мотивов досуговой деятельности, психологическая зависимость индивида от времени - ускорение всех жизненных процессов на фоне «дефицита времени», размытость «границ» досуга; для детей дошкольного возраста выявляется тенденция перевода досуга в плоскость образования;
• появление и популяризация новых, в том числе интерактивных, форм досуга, формирование альтернативного досугового пространства; свобода передвижения и развитие туризма, обеспечивающие обогащение содержания и форм досуга, широкий спектр возможностей для самообразования и саморазвития, свобода самореализации и независимость от гендерных, религиозных, общественно-политических рамок. Для дошкольной аудитории - расширение ассортимента услуг на общем фоне развития рынка досуга, при этом существует низкая обеспеченность индивидуальных форм для дошкольников, которые могли быть рассчитаны на семейный досуг с возможностью детско-родительского взаимодействия, приоритет потребительских форм, «упрощение» видов досуга.
На сегодняшний день досуг дошкольников - быстроразвивающийся сегмент рынка, в котором заложен огромный потенциал и за родителями закреплена образовательная и воспитательная прерогатива. Анализ современных трендов и учет специфики досуговой деятельности детей дошкольного возраста, выраженной в их возрастных физических и психологических особенностях, материальной и эмоциональной зависимости от взрослых, здоровьесберегающих ограничениях, позволяет утверждать необходимость методического сопровождения семей с целью расширения «горизонтов», обогащения содержания и усиления педагогической грамотности родителей при организации досуга детей старшего дошкольного возраста в семье.
Список литературы
1. Асанова И. М, Дерябина С. О., Игнатьева В. В. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования. -3-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 192 с.
2. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Концепция развития системы Высшего образования в России // Мир науки. - 2016. - Т. 4, № 5. - URL: http://mir-nauki.com/ PDF/07PDMN516.pdf (дата обращения: 21.10.2017).
3. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Перспективы развития системы Высшего образования в России // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - Т. 7, № 3(28). - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/111PVN315.pdf (дата обращения: 21.10.2017). DOI: http://dx.doi.org/10.15862/111PVN315.
4. Дуликов В. З. Социально-культурная работа за рубежом: учеб. пособие. - Изд. 3-е, доп. - М.: МГУКИ, 2011. - 199 с.
5. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Изд. дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
6. Понукалина О. В. Социокультурное пространство досуга российского общества в контексте консумеризма: автореф. дис. ... д-ра. социол. наук. - Саратов, 2010. - 38 с.
7. Веблен Т. Теория праздного класса / пер. с англ. С. Г. Сорокиной. - М.: Прогресс, 1984. - 367 с.
8. Федина Е. Н. Досуг в структуре образовательного пространства: дис. ... канд. социол. наук. - Саратов, 2000. - 175 с.
9. Созинова М. В. Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2004. - 21 с.
10. Головина, Г. В. Культура досуга и культурное формирование личности // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 1 (39). - С. 103-108.
11. hinder S. The harried leisure classes. - New York: Columbia University Press, 1970.
12. Schor J. The overworked American: The unexpected decline of leisure. - New York: Basic Books, 1991.
13. Rifkin J. Time wars. - New York: Henry Holt, 1987.
14. Телевидение VS интернет: спор поколений: Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3435. -URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116341 (дата обращения: 24.08.2017).
15. Godbey G. Anti-leisure and public recreation policy // Parker S. et al. (Eds.) Sport and leisure in contemporary society. - London: Polytechnic of Central London, 1975. - P. 46-52.
16. Матвеева Е. В. Технология применения методов социологии в прикладных исследованиях досуга: конспект лекций. - Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2000. - 61 с.
17. Scott D. Time Scarcity and its implications for leisure behavior and leisure delivery // Journal of park and recreation administration. - 1993. - Vol. 11, No. 3. - P. 51-60.
References
1. Asanova I. M., Deryabina S. O., Ignatieva V. V. Organizatsiya kulturno-dosugovoy deyatel-nosti: uchebnik dlya studentov uchrezhdeniy vyssh. prof. obrazovaniya. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 2013. 192 p.
2. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Kontseptsiya razvitiya sistemy Vysshego obrazovaniya v Rossii. Mir nauki. 2016, Vol. 4, No. 5. Available at: http://mir-nauki.com/ PDF/07PDMN516.pdf (accessed: 21.10.2017).
3. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Perspektivy razvitiya sistemy Vysshego obrazovaniya v Rossii. Internet-zhurnal "Naukovedenie". 2015, Vol. 7, No. 3(28). Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/111PVN315.pdf (accessed: 21.10.2017). DOI: http:// dx.doi.org/10.15862/111PVN315.
4. Dulikov V. Z. Sotsialno-kulturnaya rabota za rubezhom: ucheb. posobie. Moscow: MGUKI, 2011. 199 p.
5. Zharkov A. D. Teoriya i tekhnologiya kulturno-dosugovoy deyatelnosti: Uchebnik dlya stu-dentov vuzov kultury i iskusstv. Moscow: Izd. dom MGUKI, 2007. 480 p.
6. Ponukalina O. V. Sotsiokulturnoe prostranstvo dosuga rossiyskogo obshchestva v kontekste konsumerizma. Extended abstract of ScD dissertation (Sociology). Saratov, 2010. 38 p.
7. Veblen T. Teoriya prazdnogo klassa. Transl. S. G. Sorokina. Moscow: Progress, 1984. 367 p. (in Russian)
8. Fedina E. N. Dosug v strukture obrazovatelnogo prostranstva. Extended abstract of PhD dissertation (Sociology). Saratov, 2000. 175 p.
9. Sozinova M. V. Dosugovaya deyatelnost kak sredstvo razvitiya tvorcheskogo poten-tsiala doshkolnikov. Extended abstract of PhD dissertation (Education). St. Petersburg, 2004. 21 p.
10. Golovina, G. V. Kultura dosuga i kulturnoe formirovanie lichnosti. Vestnik MGUKI. 2011, No. 1 (39), pp. 103-108.
11. Linder S. The harried leisure classes. New York: Columbia University Press, 1970.
12. Schor J. The overworked American: The unexpected decline of leisure. New York: Basic Books, 1991.
13. Rifkin J. Time wars. New York: Henry Holt, 1987.
14. 14. Televidenie VS internet: spor pokoleniy: press-vypusk VTSIOM № 3435. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116341 (accessed: 24.08.2017).
15. 15. Godbey G. Anti-leisure and public recreation policy. In: Parker S. et al. (Eds.) Sport and leisure in contemporary society. London: Polytechnic of Central London, 1975. Pp. 46-52.
16. 16. Matveeva E. V. Tekhnologiya primeneniya metodov sotsiologii v prikladnykh issledovani-yakh dosuga: konspekt lektsiy. Ulan-Ude: VSGAKI, 2000. 61 p.
17. 17. Scott D. Time Scarcity and its implications for leisure behavior and leisure delivery. Journal of park and recreation administration. 1993, Vol. 11, No. 3, pp. 51-60.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 6