УДК 373.1 (14.25.01)
Т. А. Баянова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
обучающихся старших классов как компетенция общеобразовательного
УЧРЕЖДЕНИЯ
Представлена модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников на основе компетентностного подхода. Модель основана на взаимодействии трех равнозначных структурных элементов: образовательная среда, педагоги, обучающиеся. Эффективность модели экспериментально проверена на базе МАОУ «Гимназия № 13 г. Томска». Практическую значимость представляют разработанные в рамках исследования программы «Основы социализации личности», «Основы проектирования», методические пособия «Активные формы профессиональной ориентации в условиях предпрофильного и профильного обучения, «Введение в проектирование».
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение, компетентностей подход, компетенции профессионального самоопределения.
В современном обществе образ жизни большинства людей формируется под влиянием выбранной ими профессии; в свою очередь принадлежность к определенному профессиональному сообществу оказывает влияние на формирование ценностей личности [1]. Выпускник, способный к сознательному и компетентному профессиональному самоопределению, - вот одна из приоритетных задач общего образования. На наш взгляд, система профильного обучения, реализуемая в российском общем образовании, не в полной мере смогла решить данную задачу, так как при профильном обучении основной акцент делается на углубленном изучении профильных предметов, а знакомство с практической стороной профессии происходит эпизодически. Анализируя опыт педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, мы убедились, что для эффективного решения этой проблемы общеобразовательному учреждению необходимо выстроить определенную систему, основанную на специфике собственной образовательной среды и внешних связей учреждения.
Выбор стратегии педагогического сопровождения в нашей модели обусловлен психологическими особенностями старшего школьного возраста, которые предполагают недирективное вмешательство педагога в процесс профессионального самоопределения. В большинстве исследований технология сопровождения рассматривается как взаимодействие учителя и ученика, тем самым явно или неявно подчеркивается индивидуально ориентированный характер реализации технологии [2]. Индивидуально ориентированное педагогическое сопровождение каждого ученика, выстраивание совместно с ним индивидуальной образовательной траектории помогут ему в профессиональном самоопределении, но реальность современной школы не всегда позволяет это делать. В тех общеобра-
зовательных учреждениях, где обучается более 1000-1500 учеников, имеется настоятельная потребность в групповых формах педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
С точки зрения Г. И. Симоновой [3], сопровождение включает в себя три компонента: путника, сопровождающего и путь, который они проходят вместе. Поэтому в нашей модели выделяется три равнозначных структурных элемента: образовательная среда, педагоги, осуществляющие процесс сопровождения, и обучающиеся, решающие проблему профессионального самоопределения. Каждый структурный элемент состоит из трех компонентов: когнитивного, деятельностного, рефлексивного, что помогает организовать процесс профессионального самоопределения наиболее эффективно.
Мы убедились, что образовательная среда оказывает влияние на профессиональное самоопределение старшеклассников в том случае, когда имеются условия для получения знаний о профессиональной деятельности (учебные курсы, информационные мероприятия), когда ученикам предоставляется возможность проявить себя в проектной, творческой, исследовательской деятельности. Наличие в образовательной среде учреждения таких событий, как конкурсы исследовательских и творческих работ, фестивали проектов, активизирует процесс рефлексии обучающихся, ведь они могут оценить собственную деятельность в сравнении с другими, осознать себя как будущего профессионала.
Роль педагогов в нашей модели заключается в том, что они не только стимулируют обучающихся к получению знаний о профессиях, помогают приобрести навыки поиска и обработки информации, но и способствуют вовлечению обучающихся в квазипрофессиональную деятельность (ситуации,
исследования, профессиональные пробы, проекты). Сопровождая обучающихся в процессе профессионального самоопределения, педагоги организуют процесс рефлексии детей и собственную рефлексию.
Образовательная среда гимназии построена таким образом, чтобы стимулировать обучающихся старших классов к самостоятельному поиску и структурированию информации о профессиях. Преподавание учебных курсов «Основы социализации личности» и «Основы проектирования» помогает старшеклассникам выявить ценностные основания профессии, ее востребованность и практическую ценность, изучить пути получения образования, свои интересы, склонности. Ребята участвуют в квазипрофессиональной деятельности: решают профессиональные ситуации, проводят исследования, профессиональные пробы, разрабатывают проекты, связанные с их будущей профессией, оценивают свои способности и возможности в овладении той или иной профессией.
В содержании профориентационных курсов используются такие психологические методики, которые помогают школьникам не только оценить свой потенциал к той или иной профессиональной деятельности, но и при умелом подходе педагога становятся стимулом к саморазвитию и самовоспитанию. Информационный блок в наших программах дает лишь общее представление о профессиях, путях получения профессионального образования, поскольку основная роль в поиске информации отводится ученикам. Учитель помогает в освоении навыков поиска, систематизации, оценки и представления информации так, чтобы ученик мог свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Значительное время отведено применению активизирующих методик, к которым мы относим ролевые профориентационные игры, бланковые профориентационные методики, обсуждение профессиональных ситуаций и т. д. Профессиональная проба включает в себя изучение профессии, выполнение практических заданий, рефлексию собственных действий и поступков или действий и поступков других людей. Проектная и исследовательская деятельность также может быть направлена на углубленное изучение той или иной профессии, решение тех или иных профессиональных проблем. Рефлексия - наиболее распространенный метод самопознания и познания социального субъекта, личности. Рефлексивный анализ способствует осознанию и интерпретации различных моментов жизненного и социального пространства, помогает посмотреть на себя со стороны, подталкивает личность к самокоррекции и дальнейшему саморазвитию.
В ходе экспериментальной деятельности мы откорректировали механизм педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. В нашей модели основное образование расширяется учебными профориентационными курсами рефлексивного характера «Основы социализации личности» и «Основы проектирования». Содержание этих курсов направлено на развитие инновационного потенциала выпускников, обеспечение осознанного и ответственного выбора профиля и профессии. Проектирование в настоящее время становится необходимым источником новых знаний [4]. Активные формы обучения способствуют позитивной динамике развития потребности обучающихся в самопознании, самоопределении и самореализации, а рефлексивный характер учебного материала помогает им подойти к выбору профиля и дальнейшего профессионального будущего более осознанно [5].
Дальнейшее становление профессионального самоопределения старшеклассников происходит в дополнительном образовании или курсах по выбору. Большинство дополнительных программ имеет практико-ориентированную направленность и приближает учеников к непосредственному содержанию многих профессий.
Наблюдения показывают, что профессиональное самоопределение обучающихся наиболее активно происходит во внеурочной деятельности. В творческих коллективах, кружках, научном обществе, проектах происходит воплощение собственных, личностно значимых, замыслов обучающихся, применение знаний, умений и навыков, полученных в процессе учебы, возможность утверждения себя в роли проектировщика, организатора, исполнителя собственной деятельности и деятельности других. Проектная деятельность учит совместной работе в команде, дает возможность создавать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них, то есть способствует развитию необходимых социальных компетенций. Недостаток знаний или опыта по затрагиваемой проблеме стимулирует старшеклассников к поиску консультантов как среди педагогов школы, так и вне ее. Ежегодный фестиваль ученических проектов привлекает не только учеников гимназии, но и обучающихся школ г. Томска и Томской области. Тематика проектов отражает интерес наших учеников к различным профессиям, их желание.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников не может быть деятельностью отдельно взятого педагога. Только благодаря продуманной системе взаимодействия всех участников образовательного процесса формируются и развиваются компетенции профессионального самоопределения обучающихся. Мно-
голетний опыт изучения данной проблемы позволил нам сформулировать следующие компетенции профессионального самоопределения:
- информационная - навыки поиска и систематизации информации о различных профессиях, умение определить ценностные основания профессии, способность к соотнесению своих интересов, склонностей, жизненных планов с выбираемой профессией;
- социальная - знание особенностей взаимодействия в той или иной профессии, понимание характера взаимоотношений в выбираемой профессии, умение соотнести свои коммуникативные и организаторские способности с выбираемой профессией;
- продуктивная - знание о практической значимости той или иной профессиональной деятельности, понимание востребованности профессии в данный период развития общества, выбор профес-
сии в соответствии со своими возможностями и требованиями общества;
- проективная - знание о возможностях получения профессионального образования, умение оценить достоинства и недостатки той или иной образовательной траектории, способность проектировать свою дальнейшую образовательную траекторию.
Об эффективности представленной модели говорят результаты мониторинга профильного обучения. Если в 2007-2008 учебном году количество обучающихся гимназии, не определившихся с выбором дальнейшей образовательной траектории, составляло 16 %, то в 2009-2010 гг. оно сократилось до 8 %, а в 2011-2012 гг. составило только 3 %. Кроме того, на протяжении всего эксперимента отмечаем положительную динамику эмоционального отношения обучающихся 10-11 классов к профильному обучению.
Список литературы
1. Зыков М. Б. Современное российское образование: тенденции и ориентиры развития // Школьные технологии. 2010. № 1. C. 3-9.
2. Александрова Е. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании. М.: Академия, 2006. 187 с.
3. Симонова Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся образовательных учреждений: теория и практика: дис... д-ра пед. наук: 13.00.01. Киров, 2006, 425 с.
4. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: уч. пособие для вузов / под ред. И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. 288 с.
5. Ревякина В. И. Профильные классы - определяющая ступень в профессиональном самоопределении школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 197-201.
Баянова Т. А. руководитель кафедры, аспирант ИРОС РАО.
МАОУ «Гимназия № 13».
Ул. С. Лазо, 26/1, Томск, Россия, 634063.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 13.09.2012.
T. A Bayanova
EDUCATIONAL SUPPORT FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AT HIGH SCHOOL STUDENTS AS COMPETENCE OF The Comprehensive School
The article presents a model of pedagogical support of professional self-determination of senior students based on the competence approach. The model is based on the interaction of three equivalent structural elements: educational environment, teachers, students. Effectiveness of the model is tested experimentally on the basis of school № 13 in Tomsk. Practical importance are developed in the framework of the research program “Principles of socialization”, “Fundamentals of design”, manual “Active forms of vocational guidance in preprofile and school education”, “Introduction to the design”.
Key words: Educational support, vocational self-competence approach, professional self-competence.
Municipal autonomous educational institution “Gymnasium № 13”.
Ul. S. Lazo, 26/1, Tomsk, Russia, 634063.
E-mail: [email protected]