Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение подготовки студентов к исследовательской деятельности в образовательной среде вузовской кафедры'

Педагогическое сопровождение подготовки студентов к исследовательской деятельности в образовательной среде вузовской кафедры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская деятельность / педагогическое сопровождение / образовательная среда вузовской кафедры / research activity / pedagogical support / educational environment of University Department.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екимова Ксения Васильевна

В статье автор отмечает необходимость подготовки будущих учителей к исследовательской деятельности и раскрывает поэтапное педагогическое сопровождение исследовательской деятельности студентов в контексте образовательной среды вузовской кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Екимова Ксения Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING STUDENTS PEDAGOGICAL SUPPORT RESEARCH ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT UNIVERSITY DEPARTMENTS

In the article the author notes the need to prepare future teachers to research activity and reveals the gradual pedagogical support research activities of students in the context of the educational environment of the University Department.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение подготовки студентов к исследовательской деятельности в образовательной среде вузовской кафедры»

Педагогические науки

К. В. Екимова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗОВСКОЙ КАФЕДРЫ

В статье автор отмечает необходимость подготовки будущих учителей к исследовательской деятельности и раскрывает поэтапное педагогическое сопровождение исследовательской деятельности студентов в контексте образовательной среды вузовской кафедры.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, педагогическое сопровождение, образовательная среда вузовской кафедры.

K. V. Ekimova

TSPU (Tula, Russia)

TRAINING STUDENTS PEDAGOGICAL SUPPORT RESEARCH ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT UNIVERSITY DEPARTMENTS

In the article the author notes the need to prepare future teachers to research activity and reveals the gradual pedagogical support research activities of students in the context of the educational environment of the University Department.

Keywords: research activity, pedagogical support, educational environment of University Department.

Современный студент педагогического вуза, обучающийся по направлению «Педагогическое образование», к окончанию вуза должен быть готов к научно-исследовательской деятельности, основанной на умении будущего учителя «осуществлять сбор, анализ, систематизацию и использование информации по актуальным проблемам науки и образования; разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности; проводить эксперимент по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализировать полученные результаты» [1]. Проблема подготовки студентов к исследовательской деятельности в настоящий момент является актуальной в области отечественной педагогической науки и высшего педагогического образования (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Е. В. Бережнова, А. И. Мещенко,

Н. А. Сорокин и др.). Соответственно актуальной проблемой высшей школы становится обучение студентов способам добывания и переработки научной информации путем самостоятельной исследовательской практики в рамках ком-петентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного формирования исследовательской компетентности студентов, способствующей высвобождению деятельностного начала в человеке, укреплению его потребности

105

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 3, октябрь 2015 г.

в познании. Поэтому одним из направлений работы вузовской кафедры педагогики является организация педагогического сопровождения исследовательской деятельности студентов педвуза. Целью педагогического сопровождения является целенаправленное развитие личности будущего учителя за счет создания психолого-педагогических условий для успешной профессиональной подготовки и психологического развития в ситуациях взаимодействия.

Целью нашего локального исследования было выявить условия создания образовательной среды вузовской кафедры, позволяющие организовать педагогическое сопровождение студентов в исследовательской деятельности Под образовательной средой вузовской кафедры мы рассматриваем совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования, и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности будущего учителя. Организацию педагогического сопровождения студентов мы осуществляли исходя из логики изучения будущими учителями модулей дисциплины «Педагогика», а также педагогических практик. Соответственно педагогическое сопровождение было организовано поэтапно, начиная с первого курса и заканчивая выпускными курсами. Условно этапы можно обозначить следующим образом: 1) приобщение студентов к основам исследовательской деятельности как к виду профессиональной деятельности учителя; 2) формирование активной исследовательской позиции в процессе профессионально-педагогической подготовки; 3) итоговый, рефлексивный. Рассмотрим подробнее эти этапы.

На первом этапе - приобщение студентов к основам исследовательской деятельности как к виду профессиональной деятельности учителя - происходит знакомство будущих учителей с историей возникновения педагогической профессии, с профессиональными умениями учителя и особенностями их развития. Особенностью данного этапа является формирование у будущих учителей значимости исследовательской деятельности и развитие ценностного отношения к этому виду деятельности. В процессе различных форм учебной и внеучебной деятельности по дисциплине «Педагогика» студенты знакомятся с разнообразными видами исследовательской деятельности, при выполнении которых происходит развитие исследовательских умений. Педагогическое сопровождение данного этапа профессиональной подготовки студентов педвуза к исследовательской деятельности включает в себя:

1) индивидуализацию и дифференциацию процесса изучения педагогических дисциплин за счет разработки системы заданий, направленных на преодоление имеющихся трудностей студентов в познавательной и исследовательской деятельности;

2) учет и развитие исследовательских интересов и потребностей студентов в процессе организации учебной и внеучебной деятельности по дисциплине «Педагогика»;

106

Педагогические науки

3) предоставление возможности студентам для самовыражения и самоутверждения во всех видах и формах исследовательской работы;

4) планирование исследовательской деятельности студентов с учетом мотивационной, когнитивной, деятельностной, рефлексивной подготовки к этому виду деятельности;

5) подбор стимулирующих средств поощрения студентов в исследовательской деятельности (похвала, создание ситуации успеха, награждение и т. д.).

Что касается ценностей и ценностных смыслов исследовательской деятельности, то вполне логично обратиться к перечню, предлагаемому известным историком науки Т. Куном. По его мнению, в список входят: точность, непротиворечивость, широкая область применения, простота, плодотворность. По данным отечественных исследователей, таких как Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, В. И. Слободчиков, Г. П. Щедровицкий и др., следует особо выделить такие ценности, как достижение истины в исследовании (причем не как некий абсолют в факте достижения самого по себе, а как процесс постоянного, непрерывного движения и стремления к истине), понимание науки как деятельности, для чего особенно важна активная позиция личности, т. е. человека-исследователя, его стремление отвечать на поступающие вызовы времени, социальной реальности, а также и самому ставить новые задачи для творческого поиска. Этот поиск рассматривается и как самостоятельная ценность, предполагающая способность исследователя к реализации нестандартных решений, к их обоснованному выбору, к преодолению стереотипов и к проявлениям креативности личности. Особое значение приобретает на данном этапе формирование у студентов коммуникативной исследовательской культуры, заключающейся в умении вести научный диалог, аргументировать свою позицию, работать в команде, презентовать результаты исследовательской деятельности; также важно развитие норм общения, принятых в научной среде. Условиями создания образовательной среды на первом этапе выступят организация учебных занятий по модулям дисциплины, позволяющая получить необходимые знания в области педагогики, а также включение студентов в различные формы внеаудиторной исследовательской работы, такие как педагогическая олимпиада, конференции, «круглые столы», занятия клуба «Педагог» и проблемных групп.

Второй этап - формирование активной исследовательской позиции в процессе профессионально-педагогической подготовки - по временным параметрам совпадает с III-IV курсами обучения. В рамках данного этапа предполагается совершенствование потенциала приобретенных студентами базовых знаний в процессе изучения четырех модулей дисциплины «Педагогика» («Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Управление образовательными системами»), необходимых для осуществления исследовательской деятельности и, конечно же, в первую очередь, обо-

107

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 3, октябрь 2015 г.

гашение и расширение комплекса полезных исследовательских умений, выступающих в качестве инструментария реализации исследовательской деятельности. Будущие учителя овладевают этими умениями в процессе решения исследовательских задач разного уровня сложности, начиная с самостоятельных микроисследований, участия в проектной деятельности, в работе проблемных групп. По результатам проведенного исследования студенты представляют свои материалы на научно-практических конференциях, принимают участие в олимпиадах, в исследовательских конкурсах. На данном этапе студенты применяют полученные ими теоретические знания на практике в детских оздоровительных лагерях и на педагогической практике в школе, где они погружаются в реалии учебно-воспитательного процесса. На втором этапе педагогическое сопровождение будет направлено на организацию студентами собственного исследования, позволяющего трансформировать обыденное восприятие задачи в научное знание о ее сущности, о построении системы подходов к ее возможному решению, а также - в доказательное обоснование эффективности найденного решения. Поэтому особая роль отводится готовности и мотивированности самого преподавателя к организации исследовательской деятельности молодежи. От компетентности наставника во многом будет зависеть мотивированность студентов в проведении исследования в области педагогических наук, так как на этом этапе идет определение тем их выпускных квалификационных работ. Необходимо со стороны преподавателя системно использовать возможности разных педагогических технологий, позволяющих погружать студентов в исследовательскую деятельность (исследовательские, проектные, игровые, информационно-коммуникационные и др.). При организации студентами исследования преподаватель его только направляет, помогая будущему учителю самостоятельно получать субъективно новые знания, опираясь на свои знания, умения, опыт. Студент при этом должен чувствовать, что организуемое исследование он проводит сам, но при любых затруднениях может обратиться за помощью к научному руководителю, который всегда поможет, посоветует, подскажет. Большое значение отводится атмосфере доверия, которую возможно создать за счет демократического стиля общения, ценностного отношения к потребностям, мотивам, целям и интересам студентов.

Завершающим этапом формирования исследовательской деятельности студентов в стенах педагогического вуза является итоговый, или рефлексивный. На данном этапе будущие учителя практически реализуют свою исследовательскую позицию, используя для этого инструментарий исследовательской деятельности, т. е. активно оперируют исследовательскими умениями с целью получения результатов как в теоретической, так и в практической частях своего исследования. Особое значение на итоговом этапе приобретает систематизация студентами полученных материалов, их осмысление, структурирование, выражение и изложение в форме текста квалификационной ра-

108

Педагогические науки

боты, т. е. подготовка к открытой публичной защите исследования. На этом этапе высока доля оценочной деятельности преподавателя и рефлексивной деятельности студента, так как итоговый «исследовательский продукт» подвергается различным оценочным процедурам: контролю и оценке со стороны научного руководителя, рецензированию, слушанию процедуры защиты работы членами государственной аттестационной комиссии. Все перечисленные оценочные процедуры являются весьма значимыми, однако имеют «внешний» характер. В то же время параллельно с ними происходит сложная рефлексивная деятельность самого студента-исследователя, связанная с самоанализом полученных результатов. Здесь очень важно понимание обучающимся уровня собственных достижений в исследовательской деятельности, осознание «прибавки» в своей подготовке, в своем общем и профессиональном развитии. Рефлексия по поводу результативности проведенного исследования должна касаться и его «уязвимых мест», сложностей, которые еще пока, возможно, не удалось преодолеть в полной мере. Способность к таким рефлексивно-оценочным действиям приводит студента к пониманию необходимой коррекционной работы и, очевидно, к осознанию самого главного: формально его исследование завершено, получен конкретный результат, но сам исследовательский процесс, сама творческая деятельность продолжаются, а достигнутый уровень «исследовательского продукта» определяет перспективы развития. Выводы подобного плана составляют суть исследовательской позиции студента-выпускника, переносимой им на другую ступень получения образования - магистратуру или в свою будущую профессиональную деятельность. Педагогическое сопровождение данного этапа будет включать в себя оказание помощи студенту в осознании востребованности в личном, и> следовательском и творческом потенциале, психологической независимости, помогающей менять себя и окружающие объекты и явления, в обращении к субъектному опыту научного познания мира и личностным особенностям.

Таким образом, особенностью поэтапного проектирования педагогического сопровождения студентов в образовательной среде вузовской кафе дры является формирование активной исследовательской позиции и ее реализ а-ция в дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому, на наш взгляд, педагогическое сопровождение на разных этапах профессионального становления личности будущего учителя должно строиться на следующих принципах: 1) приоритетность исследовательской мотивации, включающая развитие мотивационной сферы студента, формирование потребности к исследованию и создание условий для их удовлетворения; 2) личностноориентированное взаимодействие преподавателя со студентом; 3) познавательная активность, предполагающая использование различных интерактивных методов и технологий обучения в процессе аудиторной и внеаудиторной работы по педагогике; 4) использование рефлексивной позиции, выход на метауровень [2].

109

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 3, октябрь 2015 г.

Следует отметить, что нами была проведена поэтапная диагностика, направленная на выявление исследовательских затруднений студентов. Рамки статьи не позволяют показать подробный анализ полученных результатов каждого этапа, но следует отметить, что была замечена положительная динамика в преодолении выявленных затруднений в исследовательской деятельности, на треть увеличилось количество студентов, систематически занимающихся научно-исследовательской работой, вдвое сократилось число учащихся, имеющих нейтральное отношение к исследовательской деятельности. Те же студенты, которые ранее негативно относились к научному поиску, изменили свою позицию.

В результате нашего исследования в качестве важных условий создания образовательной среды вузовской кафедры, позволяющих организовать педагогическое сопровождение студентов в исследовательской деятельности, можно выделить следующие:

- организация образовательной среды вузовской кафедры педагогики должна строиться с учетом выявленных затруднений у студентов в исследовательской и познавательной деятельности;

- включение студентов в исследовательскую образовательную среду кафедры педагогики должно быть организовано с первых дней обучения за счет использования интерактивных технологий, форм и активных методов обучения;

- создание психологически комфортной образовательной среды вузовской кафедры педагогики будет осуществляться за счет выстраивания индивидуального маршрута исследовательской работы студента с использованием адресных стратегий взаимодействия (помощь, поддержка, сопровождение) и ситуации успеха.

Дальнейшая наша работа будет направлена на выявление и изучение наиболее эффективных форм внеаудиторной работы по педагогике, направленных на формирование положительной мотивации у будущих учителей к исследовательской деятельности.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»): Утв. Приказом Мин-ва образования и науки РФ от 17.01.2011 г. № 46 [Электронный ресурс] // Рос. образование: Федеральный портал / Минобрнауки России; Информика. - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf (дата обращения: 07.11.2015). - [Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050100 «Pedagogicheskoe obrazovanie» (kvalifikacija (stepen') «bakalavr»): Utv.

Prikazom Min-va obrazovanija i nauki RF ot 17.01.2011 g. № 46] [Elektronnyj resurs] // Ros. obrazovanie: Federal'nyj portal / Minobrnauki Rossii; Informika. -

110

Педагогические науки

URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf (data obrashhenija: 07.11.2015). (In Russ.)].

2. Белых, С. Л. Управление исследовательской активностью студента: Метод. пособие для преподавателей вузов и методистов / С. Л. Белых; Под ред. А. С. Обухова. - Ижевск: УдГУ, 2008. - [Belyh, S. L. Upravlenie issledovatel'skoj aktivnost'ju studenta: Metod. posobie dlja prepodavatelej vuzov i metodistov / S. L. Belyh; Pod red. A. S. Obuhova. - Izhevsk: UdGU, 2008. (In Russ.)].

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.