УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ1
© 2015 А. Н. Ходусов
докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Дано обоснование педагогического сопровождения личностно-профессионального развития будущего специалиста в системе профессиональной ориентации учащейся молодежи. Определены особенности, принципы и условия эффективности педагогического сопровождения личностно-профессионального развития будущего специалиста.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, профессиональная ориентация, методологическая детерминанта.
Современная система профессиональной ориентации учащейся молодежи демонстрирует многофункциональность решаемых ею задач. Методологической детерминантой профессиональной ориентации учащейся молодежи выступает личностно-профессиональное развитие будущего специалиста. «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Сопровождение как концепция развивается в рамках парадигмы «содействия», что предполагает достижение профессиональных целей только через вовлечение в процесс самого обучаемого (со-действие)» [Ласкин 2005: 67].
Вместе с тем анализ исследований А.М. Новикова, Н.С. Пряжникова, А.Н. Ходусова, С.Н. Чистяковой и др. показывает, что педагогическое сопровождение определяется как осознанный процесс раскрытия личностного потенциала будущего специалиста, актуализации его индивидуальных профессиональных способностей и возможностей, позволяющий активизировать целенаправленное, осознанное овладение им стратегиями, инновационными способами профессиональной деятельности. Оно имеет нелинейный характер в связи с переформированием потребностно-мотивационной сферы личности, реструктуризацией представлений будущих специалистов о себе в контексте профессиональной «Я-концепции» и детерминирует позитивную динамику личностно-профессионального развития на уровне сознания, поведения, деятельности. Педагогическое сопровождение классифицируется по признаку его содержания: кураторство, наставничество, помощь, поддержка. Система педагогического сопровождения личностно-профессионального развития будущих специалистов включает в себя: преобразование учебно-организационной
профессиональной подготовки на личностно-ориентированную; деятельность в образовательном процессе и на производственной практике, ориентированную на личностную модель взаимодействия субъектов; рефлексивное управление процессом
1
Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00426А
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
личностно-профессионального развития будущих специалистов. Концептуальная модель педагогического сопровождения [Ходусов, Мокроусова 2009] личностнопрофессионального развития будущих специалистов основывается на системном, субъектно-деятельностном, индивидуальном, аксиологическом, процессуальном
подходах и включает в себя:
• цель - для выделения закономерностей процесса педагогического сопровождения личностно-профессионального развития будущего специалиста;
• ведущую идею, определяющую основную направленность процесса педагогического сопровождения - актуализацию и реализацию субъектности будущего специалиста на основе преобразования учебно-организационной модели профессиональной подготовки в личностно ориентированную;
• принципы и средства организации процесса - для ориентации субъектов на личностную модель взаимодействия;
• уровни и этапы процесса как его логическую структуру;
• формы, методы, приемы педагогического сопровождения для решения задачи диверсификации и вариативности профессиональной подготовки будущих специалистов;
• прогнозируемые результаты как качественные доминанты процесса;
• условия для обеспечения рефлексивного управления процессом
педагогического сопровождения личностно-профессионального развития
будущего специалиста.
Технология педагогического сопровождения [Там же] личностнопрофессионального развития будущих специалистов соединяет в себе следующую совокупность взаимосвязанных и взимообусловленных стуктурных единиц: модель педагогического сопровождения личностно-профессионального развития, включающую мотивационно-ценностный, целевой, диагностический, содержательный, процессуальный, рефлексивно-оценочный компоненты; этапы (пропедевтический и адаптивно-ориентационный; формирующий; преобразующий) и уровни
педагогического сопровождения личностно-профессионального развития будущих специалистов (уровень стратегического управления процессом, субъектный, рефлексивный, уровень диверсификационного и вариативного обогащения процесса); систему взаимосвязей профессиональной подготовки будущего специалиста (диагностика общего, особенного, единичного; теория и методика профессиональной подготовки; теория и методика профессионального воспитания; образовательные модели, методы и приемы личностно-профессионального развития будущего специалиста). При этом используется несколько видов модулей программ личностнопрофессионального развития будущих специалистов: когнитивно-рефлексивная,
когнитивно-мотивационная, субъектно-деятельностная, , рефлексивно-деятельностная.
Эффективность педагогического сопровождения личностно-профессионального развития будущего специалиста обеспечивается реализацией следующих условий:
• пропедевтики педагогического сопровождения личностно-
профессионального развития будущего специалиста на основе преобразования учебно-организационной модели профессиональной подготовки в личностно ориентированную;
• построения стратегии профессиональной подготовки как моделирования многообразия обучающих и воспитывающих сред для развития субъектной реальности будущего специалиста;
• обучения будущих специалистов моделированию индивидуальной траектории (маршрута) личностно-профессионального развития как субъекта профессиональной подготовки;
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.
№ 2 (34)
Ходусов А. Н. Педагогическое сопровождение личностно-профессионального развития
будущего специалиста как методологическая детерминанта профессиональной ориентации учащейся молодежи
• рефлексивного управления процессом личностно-
профессионального развития будущего специалиста.
Вместе с тем, как показали исследования И.В. Дубровиной, О.В. Зубакиной, Н.С. Пряжникова, А.Н. Ходусова, С.Н. Чистяковой и других, личностнопрофессиональное развитие будущего специалиста детерминируется субъектной осознанностью и отношением личности к своей профессиональной подготовке. Данный подход позволяет охарактеризовать сущность, структуру, критериальные
характеристики личностно-профессионального развития будущего специалиста и этапы этого процесса.
Личностно-профессиолнальное развитие будущего специалиста представляет процесс динамичного овладения личностью профессиональной деятельностью, обусловленный смысложизненными стратегиями; мотивацией и активностью профессиональной подготовки; актуализацией и реализацией механизмов
самопознания, самооценки, самопрогнозирования, профессиональной идентификации и рефлексии. Внутренней формой личностно-профессионального развития будущего специалиста является индивидуальный профессиональный архетип, общую структуру которого определяет профессиональная «Я-концепция». Внешней формой личностнопрофессионального развития будущего специалиста выступает реализация его прихограммы, акмеограммы, профессиограммы в процессе профессиональной подготовки. Структура процесса процесса личностно-профессионального развития будущего специалиста включает в себя пять взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: способности, умения, навыки к организации личностно-
профессионального развития; мотивацию; индивидуальную профессиональноую «Я-концепцию»; технологию самоанализа личностного и профессионального роста; включенность будущего специалиста в деятельность по развитию индивидуальных личностно-профессиональных качеств.
Ведущими критериальными характеристиками личностно-профессиолнального развития будущего специалиста [Ходусов, Мокроусова 2009] являются:
мотивационная готовность будущего специалиста к личностно-
профессиональному развитию (таксономия мотивов), представленная в виде блока индивидуальных мотивов профессиональной подготовки и его критериев (осознанность мотивов профессиональной подготовки; отношение к мотивам; обоснование выбора мотивов профессиональной подготовки); направленность личностно-
профессионального развития (шкала ценностей), представленная в виде блока целей профессиональной подготовки и его критериев (осознанность ценностей
профессиональной деятельности, отношение к ценностям, действия по выбору ценностей и реализация их в качестве личных целей профессиональной подготовки); содержание личностно-профессионального развития (блок индивидуального содержания личностно-профессионального развития), его критерии: осознание роли профессиональной подготовки в личностно-профессиональном преобразовании, отношение к профессии, качество профессиональной подготовки; способ реализации мотивационной готовности, направленности и содержания личностнопрофессионального развития (операционально-деятельностный блок), его критерии: осознание системы принципов, способов проектирования, моделирования, построения и организации деятельности, реализация способов деятельности. Выделяются следующие уровни личностно-профессионального развития будущих специалистов: высокий, средний, достаточный, низкий.
Выделяют четыре этапа процесса личностно-профессионального развития будущих специалистов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Первый этап (адаптивный). Модель развития в профессиональной подготовке - информационно-адаптивная. Этот этап предполагает адаптацию будущих специалистов к новой социальной роли. Роль будущих специалистов ограничивается восприятием различных моделей (в основном виртуальных) профессиональной деятельности. Здесь преподаватель и другие субъекты профессиональной подготовки оказывают помощь будущим специалистам в адаптации к профессиональному образованию и осуществляют профессионально-пропедевтическую работу. Задачи данного этапа сводятся к организации восприятия, усвоения и репродукции знаний профессиональной деятельности; к формированию общеучебных, организационнопознавательных и профессиональных умений и навыков. Субъекты профессиональной подготовки оказывают помощь будущим специалистам в осмыслении личностных учебно-профессиональных потребностей.
Второй этап (ориентациооно-репродуктивный). Ведущая задача данного этапа - формирование личностных ориентаций будущего специалиста в профессиональном пространстве и профессиональной среде. Преподаватели и другие субъекты профессиональной подготовки формируют у будущего специалиста умения и навыки дифференциации профессиональных действий и их воспроизведения на репродуктивном уровне.
Третий этап (эвристически-прикладной). На этом этапе субъекты профессиональной подготовки формируют у будущих специалистов умения и навыки преобразования профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода к ней. Здесь создаются условия для профессиональной самореализации будущего специалиста в разных его ипостасях: исполнитель профессиональной деятельности, организатор профессиональной деятельности, профессионал-исследователь.
Четвертый этап (активно-созидательный). Он характеризуется индивидуальным творчеством через активное включение будущего специалиста в профессиональную деятельность. Здесь реализуется многообразие профессиональных ролей будущего специалиста в их реализации: адаптация, ориентация, самораскрытие, самореализация. На этом этапе актуализируются механизмы профессионального самоопределения, самореализации, саморазвития. Одновременно происходит
коррекция профессиональной «Я-концепции» в направлении формирования мотиваций активной, созидательной, творческой профессиональной деятельности. Деятельность субъектов профессиональной подготовки на этом этапе направлена на формирование и раскрытие личностного профессионального ресурса будущих специалистов.
Предложенная модель педагогического сопровождения личностно-
профессионального развития будущих специалистов актуализирует необходимость системной профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Библиографический список
Дубровина И.В. Психологически аспекты проблемы профессиональной // Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодежи на современном этапе / под ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. М.-Курск, 2010. С. 100-103.
Ласкин А.А. Педагогическое сопровождение профессионального развития высвобождаемых специалистов праовохранительных органов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 196 с.
Научно-методические основы сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи: концепция и программа развития: науч.-методич. пособие / под ред. С.Н. Чистяковой, А.Н. Ходусова, Т.А. Антопольской.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)
Ходусов А. Н. Педагогическое сопровождение личностно-профессионального развития
будущего специалиста как методологическая детерминанта профессиональной ориентации учащейся молодежи
Курск, 2013.
Новиков А.М. Методология образования. М., 2006.
Ходусов А.Н., Мокроусова Л.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения специалиста к профессиональной деятельности. М .-Курск, 2009.
Чистякова С.Н., Зубакина О.В. Теоретические основания деятельности социальных партнеров в подготовке учащейся молодежи к профессиональному самоопределению // Взаимодействие субъектов социального партнерства в формировании образовательно-профессионального маршрута учащейся молодежи / под ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. М .-Курск, 2012. С. 3-8.
Чистякова С.Н., Пряжников Н.С. Педагогическое сопровождение социальнопрофессионального самоопределения учащихся // Ученик в обновляющейся школе / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М., 2002. С. 133-144.