УДК 37.015.324.2
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются вопросы формирования готовности будущего офицера к воспитательной деятельности в воинском подразделении. Отмечается, что педагогическое сопровождение формирования такой готовности выступает как важный аспект образования современного офицера. Особое внимание в статье уделяется раскрытию содержания понятия «педагогическое сопровождение формирования готовности будущего офицера к воспитательной деятельности». Выделены основные компоненты, характеризующие деятельность военных преподавателей и командиров в осуществлении этой образовательной работы с курсантами, представлены задачи, решаемые в образовательном процессе военного вуза, показаны пути решения возникающих проблем в формировании готовности будущих офицеров к педагогической работе.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, готовность к воспитательной деятельности, формы и методы воспитания, педагогическое взаимодействие.
O. B. AMUMOB O. V. Azhimov
PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FORMING THE READINESS OF THE FUTURE OFFICER TO EDUCATIONAL ACTIVITY
The article discusses the formation of the future officer's readiness for educational activities in the military department. It is noted that the pedagogical support for the formation of such readiness appears as an important aspect of the formation of a modern officer. Particular attention is paid to the disclosure of the content of the concept "pedagogical support for the formation of the future officer's readiness for educational activities". The main components characterizing the activity of military instructors and commanders in the implementation of this educational work with cadets are singled out, the tasks solved in the educational process of the military high school are presented, the ways of solving the emerging problems in forming the future officers' readiness for pedagogical work are shown.
Keywords: pedagogical support, readiness for educational activity, forms and methods of upbringing, pedagogical interaction.
Понятие «педагогическое сопровождение формирования готовности к деятельности» можно рассматривать в широком и в узком смысле. В широком смысле оно определяется как общественное явление, отражающее взаимодействие социума и личности с целью реализации потенциальных возможностей и военного социума, и самой личности курсанта для развития последней. В данном случае педагогическое сопровождение практически отождествляется с управляемой деятельностью в процессе военного образования и формируемыми педагогическими компетент-ностями.
Педагогическое сопровождение формирования готовности к деятельности в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность командиров, преподавателей и курсантов по реализации потенциальных возможностей социума для разрешения проблем личности путем проведения заранее спланированных воспитательных ситуаций, в которых обязательно осуществляется работа по использованию потенциальных возможностей этих ситуаций в достижении задач формирования готовности к педагогической работе в воинском подразделении [1, с. 29].
Отсюда следует, что педагогическое сопровождение формирования готовности будущих офицеров к воспитательной деятельности в воинских коллективах проявляется во взаимодействии командиров и преподавателей с будущими офицерами, содержанием которого является поддержка, побуждение, помощь, позволяющие курсантам формировать педагогические знания и умения, лежащие в основе педагогического опыта. Очевидно, что этот опыт
будет использован в воспитательной работе с военнослужащими воинского подразделения.
В этом процессе интегрируются внутренняя и внешняя составляющие педагогического сопровождения, поскольку они отражают особенности управления развитием военно-профессиональных качеств будущего офицера. Изложенное позволяет определить педагогическое сопровождение формирования готовности будущих офицеров к воспитательной деятельности как последовательное закономерное формирование и развитие педагогического опыта, социально-педагогических качеств личности будущего офицера и обусловленную педагогическую деятельность командиров и преподавателей, направленную на достижение определенной педагогической цели - формирование готовности к педагогической работе в воинском подразделении.
В некоторых исследованиях сопровождение рассматривается как компонент педагогического процесса. В этой связи ученые видят в этом процессе диагностическую, аналитическую, информационную и консультационную функции, а также функции первичной помощи и замещения [2, с. 87]. Так, известный российский педагог Е. И. Казакова считает, что «в основе педагогического сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы; информации о существе проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы; первичной помощи на этапе реализации плана» [3, с. 38]. Можно утверждать, что процесс сопровождения строится на основе функций организационно-педагогического плана и, следовательно,
условием сопровождения является организационно-педагогические основания. Организационно-педагогические функции, лежащие в основе сопровождения, актуализируют возможности целенаправленного управления данным процессом (с использованием мониторинга и полноценного контроля, выбора адекватных форм, методов и средств его реализации), т. е. разработки необходимых условий для его эффективного функционирования [3, с. 40].
Раскрытие содержания педагогического сопровождения как особой педагогической деятельности предполагает исследование его структурных компонентов [4, с. 56]. При этом называют целый ряд компонентов, определяющих сущность самого процесса. Номенклатура и содержание этих компонентов зависят от того, на каком основании они выделяются. При анализе содержания педагогического сопровождения можно выделить два подхода, характеризующих процесс сопровождения, - структурный и функциональный. Для структурного подхода значим компонентный состав процесса, который отражает содержание, если рассматривается опредмеченное сопровождение. В нашем случае это сопровождение формирования готовности будущего офицера к воспитательной деятельности в воинском коллективе. В рамках такого подхода мы получаем возможность осуществлять анализ характера деятельности по достижению определенной цели. Функциональный подход раскрывает особенности профессиональной деятельности организатора педагогического сопровождения на каждом этапе военно-профессионального образования, что помогает в поиске оптимального варианта взаимодействия с конкретным обучающимся или с группой обучающихся в оценке получаемых результатов сопровождения.
Функциональный подход отличается от структурного возможностью выделения каждого этапа формирования готовности, а также конкретным отражением взаимодействия субъекта и объекта в ходе сопровождения. Здесь следует отметить, что психологическое и педагогическое сопровождение отличаются не только характеристикой содержания деятельности, но и инструментами, которые сопровождают эту деятельность. Упомянем также, что педагогическое сопровождение в отличие от психологического больше направлено на использование потенциальных возможностей воинского социума, в котором система организованных образовательных мероприятий включает будущего офицера в деятельность, требующую осваивать необходимые компетенции по осуществлению воспитательной работы. Воздействие военно-профессиональной среды, окружающей будущего офицера, обусловливает его деятельность в приобретении педагогического опыта, поскольку она связана с взаимодействием с коллективом воинского подразделения. Очевидно, что успешность педагогического сопровождения формирования готовности курсантов к воспитательной деятельности в воинских подразделениях определяется возможностями системы военного образования организовать такую образовательную деятельность, включив в нее военных педагогов, командиров и курсантов как субъектов образования.
Опираясь на научно-методчисекие разработки и собственный педагогический опыт, выделим основные структурные компоненты, отражающие содержание педагогического сопровождения формирования готовности будущего
офицера к воспитательной деятельности в воинском подразделении.
1. Мотивационно-ценностный компонент. Мотивацион-но-ценностная сфера личности человека, готовящего себя к воспитательной работе или занимающегося этим видом деятельности, представляет собой «...взаимосвязанный комплекс потребностей, мотивов, целей личности, который активизирует, ориентирует и направляет ее деятельность для достижения намеченных результатов» [5, с. 62]. Успех деятельности определяет наличие внешней и внутренней мотивации к освоению педагогических компетенций, требуемых в работе с воинским подразделением, а также соответствующего отношения, связанного с реализацией, приобретаемых компетенций, как то: ценностное отношение к военнослужащим, членам воинского подразделения; установку на целенаправленное осуществление педагогического сопровождения и поддержки подчиненных в процессе взаимодействия.
2. Когнитивный компонент представлен теоретическими и практическими знаниями и умениями, составляющими формируемый опыт воспитательной деятельности. Содержательная характеристика компонента раскрывается в особенностях приобретаемых знаний, главное место среди которых занимают:
- система психолого-педагогических знаний о закономерностях образования, воспитания и развития личности, форм и методов организации деятельности военнослужащих, способов эффективного управления воинским подразделением;
- система этических знаний об особенностях взаимоотношений в воинском коллективе и способах поддержания их на высоком эмоциональном уровне;
- система знаний о методах диагностики возможностей членов воинского коллектива и коллектива в целом, анализа полученных данных и знаний осуществления коррекци-онной работы.
3. Деятельностно-практический компонент включает умения планировать, прогнозировать, организовать, осуществлять и анализировать процесс педагогического сопровождения; владение технологией педагогического сопровождения и поддержки подчиненных; навыки стимулирования группооб-разующей деятельности и формирования воинского коллектива как первичной среды адаптации обучающихся.
Педагогическое сопровождение формирования готовности к воспитательной деятельности как взаимодействие военных преподавателей, командиров и курсантов реализуется в образовательном процессе военного вуза специально организованными средствами и методами, способствующими повышению мотивации будущих офицеров к приобретению необходимых педагогических знаний, умений и навыков воспитательной работы в воинском коллективе, приобретению знаний, практических умений воспитания и исследовательской деятельности. Каждый компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование готовности будущего офицера к воспитательной деятельности, требует разработки соответствующего содержания и форм реализации. Они могут различаться в зависимости от целей военного образования на каждом этапе подготовки будущего офицера: академический образовательный процесс, воинская
98
Гуманитарные исследования • 2018 • № 2 (19)
производственная практика, стажировка в воинских частях и подразделениях и др. Среди форм педагогического сопровождения назовем педагогическую диагностику, помощь, коррекцию, поддержку, реабилитацию, а также педагогическое просвещение.
Сопровождение опирается на традиционные педагогические методы воздействия на личность, но в то же время имеет специфические задачи.
Первая задача - осуществление мотивации будущего офицера к принятию цели приобретения педагогических знаний, на основании которых будет осуществляться подготовка к воспитательной работе с военнослужащими воинского подразделения. Эта задача связана с развитием готовности вхождения в конкретный воинский социум, в котором курсант, будущий офицер, будет являться командиром.
Вторая задача - формирование педагогических умений и навыков взаимодействия с военнослужащими воинского подразделения. Ее решение связано с разработкой содержания войсковых стажировок и практик будущих офицеров, где создаются реальные условия и ситуации формирования и развития педагогических умений и навыков. Решение этой задачи направлено на совершенствование конкретного воинского социума, с которым взаимодействует будущий офицер.
Третья задача связана с оптимизацией взаимодействия будущего офицера с социальной военной средой воинского подразделения, в котором он выступает в качестве командира этого подразделения.
Таким образом, педагогическое сопровождение формирования готовности курсантов к воспитательной деятельности как особое направление военно-профессионального
УДК 37:004
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлен анализ нормативных документов, регламентирующих изменения современного этапа информатизации образования, направленной на создание и использование систем обучения на основе информационных технологий, а также на повышение информационной грамотности педагогов и обучающихся. Автор предполагает и последовательно демонстрирует на основе анализа документов, что существующее нормативно-правовое обеспечение способствует институализации происходящих изменений.
Ключевые слова: информатизация образования, нормативное обеспечение, профессионально-педагогическая деятельность.
образования будущего офицера отличается прежде всего тем, что в нем активно используются возможности не только образовательного процесса, но и социума, который побуждает к приобретению необходимых педагогических знаний. Особую роль в формировании искомого качества занимает педагогически целесообразное взаимодействие военных преподавателей, командиров с обучающимися в различных видах образовательной деятельности. Любой командир и преподаватель выступают для будущего офицера как педагогический пример, выполняющий, с одной стороны, свою профессиональную функцию, а с другой - выступающий как источник информации о том, как строить будущую педагогическую работу в воинском подразделении.
1. Байбородова Л. В., Рожков М. И. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : учеб. и практикум для бакалавриата. М. : Изд-во «Юрайт», 2017. 192 с.
2. Саганаев А. М. Формирование личностных качеств у курсантов в процессе обучения в военном вузе : дис. ... канд. пед. наук. Алматы, 2013. 159 с.
3. Казакова Е. И. Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе. 2009. № 1. С. 36-46.
4. Кулюткин В. А. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: моногр. Воронеж : Изд-во ВГУ, 2002. 192 с.
5. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л. : Пульс, 1970. 114 с.
© Ажимов О. В., 2018
B. B. AneKceeHKO V. V. Alexeyenko
NORMATIVE SUPPORT OF THE MODERN STAGE OF EDUCATION'S INFORMATIZATION
The article presents the analysis of normative documents regulating changes in the actual stage of education's informatization aimed at the creation and use of training systems based on information technologies, as well as on increasing the information literacy of teachers and students. On the basis of document analysis the author suggests and consistently demonstrates that the existing legal and regulatory framework contributes to the institutionalization of the changes that are taking place.
Keywords: informatization of education, normative support, professional and pedagogical activity.
Процесс информатизации образования сегодня с необ- современными информационными технологиями, форми-ходимостью предполагает обеспечение сферы образования рование компьютерной грамотности и др. На современном