УДК 373.23
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
О. Г. Тавстуха, Л. Ю. Шавшаева
Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург
Введение. Актуализируется проблема педагогического сопровождения формирования эмоционального интеллекта старшего дошкольного возраста, значимая в свете реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Целевые ориентиры, прописанные для этапа завершения дошкольного образования, предполагают адекватное проявление чувств воспитанниками, возможность использования речи для их выражения, способность учесть чувства других людей. Цель исследования: выявить возможности педагогического сопровождения формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в дошкольной образовательной организации. Материалы и методы. В ходе теоретического анализа определены понятия «эмоциональный интеллект старшего дошкольника», «педагогическое сопровождение» в контексте заявленной проблемы исследования; обозначены особенности процессной модели формирования исследуемого феномена; выявлены необходимые педагогические условия. Реализовывались следующие методы педагогического исследования: диагностические (анкетирование, тестирование); прогностические (экспертные оценки, самооценка); обсервационные (прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение); моделирование (метод модельных конструкций); праксиметрические (изучение и обобщение опыта работы педагогов). Результаты исследования. По итогам проведения исследования отмечено повышение уровня сформированности знаний детей старшего дошкольного возраста своих эмоций, эмоций взрослого и сверстников, осмысления эмоциональных состояний; направленности на взаимодействие со взрослыми и сверстниками; умений выражать эмоции, сочувствовать, сопереживать, содействовать, осуществлять эмоциональную саморегуляцию. Обсуждение и заключения. Осуществление диагностического, просветительского, консультативного, тренингового направлений, обеспечивающих индивидуальную направленность процесса формирования эмоционального интеллекта детей; проектирование и реализация парциальной образовательной программы, обеспечивающей учет возрастных особенностей формирования эмоционального интеллекта воспитанников; реализация технологий фасилитации взаимодействия родителей старших дошкольников и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе формирования исследуемого феномена, обусловливающее благоприятное эмоциональное взаимодействие в семье способствовали повышению уровня сформированно-сти эмоционального интеллекта старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, эмоциональный интеллект старших дошкольников, дошкольная образовательная организация.
PEDAGOGICAL SUPPORT OF FORMATION OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE
O. G. Tavstukha, L. Yu. Shavshayeva
Orenburg State Pedagogical University, Orenburg
The problem of pedagogical maintenance of formation of emotional intelligence of the senior preschoolers significant in the light of implementation of Federal state educational standards is staticized. The research objective is to reveal the possibilities of pedagogical maintenance of formation of emotional intelligence of the senior preschool children in the preschool educational organization. Materials and methods. During the theoretical analysis the concepts "emotional intelligence of a senior preschool child", "pedagogical maintenance" in the context of the stated research problem are defined; the features of process model of formation of the studied phenomenon are designated; necessary pedagogical conditions are revealed. The following methods of a pedagogical research were implemented: diagnostic (questioning, testing); predictive (expert estimates, self-assessment); observation (direct and indirect observation, introspection); modeling (method of model designs); praximetric (studying and synthesis of experience of teachers). Results of a research. Based on the results of the study, an increase in the level of knowledge of children of the senior preschool age of their emotions, adult and peer emotions, and comprehension of emotional states was noted; focus on interaction with adults and peers; skills to express emotions, sympathize, empathize, promote, exercise emotional self-control. Discussion and conclusions. Implementation of the diagnostic, educational, advisory, training directions providing individual orientation of process of formation of emotional intelligence of children; design and implementation of the partial educational program
© Тавстуха О. Г.., Шавшаева Л. Ю., 2018
providing accounting of age features of formation of emotional intelligence of students; realization of technologies of a fasilitation of interaction of parents of the senior preschool children and teachers of the preschool educational organization in the course of formation of the studied phenomenon, the causing favorable emotional interaction in family; contributed to the increase in level of formation of emotional intelligence of the senior preschool children in the preschool educational organization.
Keywords: pedagogical maintenance, emotional intelligence of the senior preschoolers, preschool educational organization.
Введение. Современная ситуация развития образования требует решения актуальных задач выдвигаемых в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Значимым направлением образовательной области «социально-коммуникативное развитие» является формирование эмоционального интеллекта дошкольников. Целевые ориентиры, прописанные для этапа завершения дошкольного образования, предполагают адекватное проявление чувств воспитанниками, возможность использования речи для их выражения, способность учесть чувства других людей.
Проблема педагогического сопровождения формирования эмоционального интеллекта ребенка в старшем дошкольном возрасте, как наиболее благоприятном периоде, и в частности, гуманности во взаимоотношениях с другими людьми, понимания ребенком своих эмоций и эмоций окружающих, управления собственными эмоциональными состояниями; относится к числу тех значимых проблем, которые не теряют своей актуальности на протяжении всей истории развития человечества.
В настоящее время имеются определенные научные знания, необходимые для исследования рассматриваемой проблемы: осмысление понятия «педагогическое сопровождение» находит отражение в работах И. А. Кондратьевой [4], Н. О. Яковлевой [9]; определение понятия «эмоциональный интеллект» представлено в исследованиях И. Н. Андреевой [1], Г. Г. Гарсковой [3], Д. В. Люсина [5]; особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников изложены в работах Ю. А. Афонькиной [2], М. А. Нгуен [6], С. И. Семе-нака [7], Е. А. Тупичкиной [8], А. Ф. Яфальян [10].
Цель исследования: выявить возможности педагогического сопровождения формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Материалы и методы. Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить
основные понятия исследования: «педагогическое сопровождение», «эмоциональный интеллект старшего дошкольника»; разработать процессную модель; определить педагогические условия направленные на обеспечение эффективной реализации модели педагогического сопровождения формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое сопровождение формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации определяется нами как комплекс систематизированных педагогических взаимодействий, направленных на формирование знаний ребенка о своих эмоциях и эмоциях другого, направленности эмоций, эмоциональных умений дошкольника, на основе осуществления направлений: диагностического, просветительского, консультативного, тренингового.
Структура и содержание понятия «эмоциональный интеллект старшего дошкольника» уточнены как совокупность когнитивного (знания о своих эмоциях и эмоциях взрослых и сверстников, осмысленность эмоциональных состояний), мотивационного (направленность на взаимодействие со взрослыми и сверстниками), конативного (умения выражать эмоции; умения сочувствовать, сопереживать, содействовать; умения осуществлять эмоциональную саморегуляцию) компонентов эмоционального интеллекта.
Процессная модель педагогического сопровождения формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации позволяет описать особенности функционирования процесса как целостную структуру на основе совокупности и взаимообусловленности блоков: целевого (цель: повышение уровня сформиро-ванности эмоционального интеллекта старших дошкольников), методологического (подход и принципы формирования эмоционального интеллекта
старших дошкольников), организационно-исполнительного (этапы формирования эмоционального интеллекта, технологии), критериально-оценочного (критерии, уровни), результативного (результат: переход на более высокий уровень сфор-мированности эмоционального интеллекта).
Реализовывались следующие методы педагогического исследования: диагностические (анкетирование, тестирование); прогностические (экспертные оценки, самооценка); обсервационные (прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение); моделирование (метод модельных конструкций); праксиметрические (изучение и обобщение опыта работы педагогов). Организационно-диагностическое исследование проблемы педагогического сопровождения формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в дошкольной образовательной организации осуществлялось с 2015 по 2017 год и включало три этапа: подготовительный; формирующий; контрольный. Определение исходного уровня развития исследуемого феномена было осуществлено посредством системного применения адаптированных диагностических методик, направленных на изучение показателей сформированности эмоционального интеллекта старших дошкольников.
В изучении когнитивного компонента эмоционального интеллекта старших дошкольников нас интересовало, насколько знают дети свои эмоции, эмоции взрослых и сверстников, понимают собственные эмоции. Полученные данные позволяют отметить, что только некоторые дети старшего дошкольного возраста (16,7 %) показали при первичной диагностике полные, осознанные, системные знания о собственных эмоциях и эмоциях другого. Эпизодическое оперирование знаниями, недостаточно глубокие, прочные знания отмечаются у существенного количества обследуемых детей (20,8 %). Большинство старших дошкольников (62,5 %) имеют поверхностные знания о собственных эмоциях и эмоциях другого, фрагментарную осведомленность, не достаточно осознают свои эмоции. Исследование мотивационного компонента эмоционального интеллекта старших дошкольников было направлено на изучение направленности детей на взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Имеющиеся данные позволяют отметить, что значительное число обследуемых детей старшего дошкольного возраста (66,7 %) демонстрируют низкий уровень исследуемой направленности. Неустойчивую направленность
к взаимодействию со взрослыми и сверстниками показывает незначительное количество старших дошкольников (25 %), осознанная позитивная направленность характерна только для 8,3 % детей. Изучение конативного компонента эмоционального интеллекта старших дошкольников предполагало определение сформированности умений различать и выражать эмоции; умений сочувствовать, сопереживать, содействовать; умений осуществлять эмоциональную саморегуляцию. Репродуктивные проявления умений, применение неадекватных способов саморегуляции характерно для большинства обследуемых детей старшего дошкольного возраста (79,2 %); продуктивное использование умений демонстрируют незначительное число старших дошкольников (16,6 %); использование адекватных способов саморегуляции осуществляется у отдельных обследуемых (4,2 %).
При реализации модели педагогического сопровождения формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в дошкольной образовательной организации на основе результатов диагностичесокого исследования организовывалась одна группа детей (24 человека) старшего дошкольного возраста, в которой проходило условное деление обучающихся по уровню сфор-мированности исследуемого феномена. Родители обучались в количестве 24 человек. Также была набрана одна группа педагогов дошкольной образовательной организации (10 человек). Реализация педагогического сопровождения формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников требовала осуществления обозначенных направлений на глубоком содержательном уровне, в связи с этим использовались высокотехнологичные приемы, методы и средства, вариативные, согласованные и взаимодополняющие формы образования и самообразования в процессе профессиональной деятельности.
Направления реализации педагогического сопровождения исследуемого феномена позволили интегрировать и одновременно дифференцировать содержание материала по формированию эмоционального интеллекта старших дошкольников посредством осуществления этапов «Познаю», «Желаю», «Действую». Цели первого этапа «Познаю»: формирование знаний старших дошкольников об особенностях эмоциональной сферы; формирование системы знаний педагога о формировании эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста; формирование
системы знаний родителей детей о формировании позитивного эмоционального взаимодействия в семье. Второй этап «Желаю» был направлен на формирование направленности эмоций детей старшего дошкольного возраста на взрослых и сверстников; повышения уровня мотивации взрослых субъектов образовательного процесса к формированию исследуемого феномена. Цели третьего этапа «Действую»: формирование эмоциональных умений старших дошкольников; формирование деятельности педагогов и родителей в направлении повышения уровня эмоционального интеллекта детей.
Результаты, обсуждение. Полученные данные констатирующего этапа исследования позволяют отметить, что значительное количество (37,5 %) старших дошкольников имеют знания своих эмоций, эмоций взрослого и сверстников, соответствующие высокому уровню, характеристиками которых являются: глубина, осознанность, системность, оперирование знаниями в различных ситуациях. При этом многие детей (41,7 %) характеризуются недостаточной глубиной и прочностью рассматриваемых знаний, не всегда применяют знания на практике. Однако качественный анализ полученных данных позволяет отметить, что знания на период начала экспериментальной работы у данных воспитанников отсутствовали вовсе. Немногие дети (20,8 %) имеют знания своих эмоций и эмоций другого, характеризующиеся поверхностностью, фрагментарностью; не применяют знания в жизни (на начало эксперимента - 69,5 %). Анализ результатов показывает существенную динамику в формировании когнитивного компонента эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Данные результаты в связи с формированием когнитивного компонента эмоционального интеллекта старших дошкольников были получены за счет того, что на этапе «Познаю» в работе с детьми были использованы игровые и арт-тех-нологии, в рамках которых применялись игровые методы, арт-методы; реализованы приемы психогимнастики в процессе тренинга. В работе с педагогами была реализована технология интерактивного обучения, в рамках которой применялись методы дискуссии, интерактивной лекции; приемы эмоциональной обратной связи, эмоциональных ассоциаций. Применяемые методы и приемы позволили изучить потребности педагогов в информации по обсуждаемой проблеме; увеличить степень включенности педагогов за счет органи-
зации обратной связи. В работе с родителями детей старшего дошкольного возраста использовались технологии фасилитации взаимодействия семьи и детского сада, в процессе реализации которых применялись методы анализа конкретных ситуаций, формы индивидуального и группового консультирования по рассматриваемой проблеме.
Сформированность мотивационного компонента эмоционального интеллекта старших дошкольников выяснялась по показателю, отражающему направленность на взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Анализ результатов позволяет отметить позитивную динамику изменения уровня сформи-рованности эмоционального интеллекта старших дошкольников. Так, большинство воспитанников (50 %) имеют позитивную направленность к взаимодействию со взрослыми и сверстниками, однако она не отличается устойчивостью. Отсутствием позитивной направленности отличаются 25 % детей старшего дошкольного возраста (на начало - 66,7 %). Ярко выраженным стремлением к взаимодействию с другими людьми характеризуются 29,2 % старших дошкольников (начало - 8,3 %). Положительной динамике в формировании мотивационного компонента эмоционального интеллекта старших дошкольников способствовала реализация игровых технологий, технологии проблемного обучения. В рамках обозначенных технологий занятия начинались с активизации эмоционального состояния воспитанников, продолжались созданием и анализом проблемных ситуаций, их проигрыванием; завершались игровыми упражнениями, направленными на снятие эмоционального напряжения.
Значимым для достижения позитивных результатов было и использование технологии интерактивного обучения в работе с педагогами, в рамках которой применялись методы дискуссии, ролевой игры, анализа эмоционального опыта. Реализация коммуникативных игр, направленных на осознание значимости формирования эмоциональной сферы старшего дошкольника; методов сказкотерапевтического тренинга, направленных на формирование рефлексивных способностей, навыков эффективного взаимодействия в работе с родителями воспитанников также способствовала позитивным изменениям в формировании эмоционального интеллекта детей. Повышалась мотивация к формированию исследуемого феномена, формировался более полный образ себя как родителя, более четко осознавался характер взаимоотношений
с собственным ребенком. Проводились различные мероприятия для оптимизации эмоционального взаимодействия старших дошкольников и их родителей, обусловившие заинтересованность семьи в дальнейшем продолжении самостоятельной работы над формированием исследуемого феномена.
Изучение сформированности конативного компонента эмоционального интеллекта старших дошкольников проводилось в соответствии с показателями: умения выражать эмоции; умения сочувствовать, сопереживать, содействовать; умения осуществлять эмоциональную саморегуляцию. Полученные результаты показывают, что увеличилось число детей с высоким и средним уровнем сформированности эмоционального интеллекта (9,7 % высокий уровень / 20,8 % средний уровень -начало; 30,6 % высокий уровень / 45,8 % средний уровень - окончание экспериментальной работы). Существенно снизилось число воспитанников с низким уровнем сформированности кона-тивного компонента (69,5 % - начало; 23,6 % -конец). Положительная динамика в формировании конативного компонента эмоционального интеллекта старших дошкольников стала возможной в связи с использованием в работе с детьми игровых и арт-технологий, обусловивших выявление эмоционального настроя детей, доминирующих переживаний; ознакомление с теми приемами, которые способствуют отреагированию негативных эмоций в приемлемой форме, с использованием вербальных средств общения. Применение арт-методов предоставило уникальные возможности для выражения эмоций, переживания и отреагирования отрицательных эмоций; формирования умений осуществлять эмоциональную саморегуляцию, используя тактильно-двигательные действия. Работа с педагогами и родителями детей старшего дошкольного возраста позволила актуализировать позиции данных субъектов образовательного процесса в связи с формированием исследуемого феномена; была направлена на создание благоприятного эмоционального взаимодействия в семье посредством формирования эмоциональных умений самих родителей.
Заключение. Позитивная динамика показателей компонентов эмоционального интеллекта старших дошкольников в дошкольной образовательной организации позволяет отметить эффективность педагогических условий: осуществление диагностического, просветительского, консультативного, тренингового направлений, обеспечивающих ин-
дивидуальную направленность процесса формирования эмоционального интеллекта детей; проектирование парциальной образовательной программы, обеспечивающей учет возрастных особенностей формирования эмоционального интеллекта воспитанников; реализация технологий фасилитации взаимодействия родителей старших дошкольников и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе формирования исследуемого феномена, обусловливающее благоприятное эмоциональное взаимодействие в семье. Данные, полученные на формирующем этапе педагогического эксперимента, показывают эффективность разработанной процессной модели педагогического сопровождения формирования эмоционального интеллекта в дошкольной образовательной организации, что подтверждает положительные результаты сформированности показателей изучаемого феномена у детей старшего дошкольного возраста на начало и окончание экспериментальной работы.
Литература
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с. URL: https://www.psu.by/images/stories/spf/personal/andreeva/emoci onalnyj-intellekt-kak-fenomen-psihologii.pdf (дата обращения: 23.10.2017).
2. Афонькина Ю. А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 4. С. 6-17. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21614256_ 83896462.pdf (дата обращения: 23.10.2017).
3. Гарскова Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию. URL: http://www.psyhodic.ru/ arc.php?page=2872 (дата обращения: 23.10.2017).
4. Кондратьева И. А. Педагогическое сопровождение в контексте высшего профессионального образования // Начальная школа. Плюс до и после. 2012. № 10. С. 1-5. URL: http://worid.school2100.com/upload/iblock/a47/a47aafcc49c3fc 01cdd574e660ec394d.pdf (дата обращения: 23.10.2017).
5. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные. URL: http://creativity. ipras.ru/texts/books/social_IQ_2009/lusin_social_IQ_2009.pdf (дата обращения: 23.10.2017).
6. Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта // Ребенок в детском саду. 2007. № 5. С. 80-87. URL: http:// pandia.ru/text/78/027/19709.php (дата обращения: 23.10.2017).
7. Семенака С. И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольника // Детский сад: теория и практика. 2014. № 4. С. 86-95. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21614263_25852944.pdf (дата обращения: 23.10.2017).
8. Тупичкина Е. А. Рисование песком как средство развития эмоционального интеллекта и профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 2. С. 76-85. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_21614262_61478860.pdf (дата обращения: 23.10.2017).
9. Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. № 4 (263). С. 46-49. URL: https://elibiary.ru/ download/elibrary_17715194_36638772.pdf (дата обращения: 23.10.2017).
10. Яфальян А. Ф. Влияние эстетических чувств на развитие у ребенка эмоционального интеллекта: теоретический аспект // Детский сад: теория и практика. 2014. № 2. С. 18-29. URL: https://elibraiy.ru/download/elibiary_21614257_98861215 .pdf (дата обращения: 23.10.2017).
References
1. Andreyeva I. N. Ehmocional'nyj intellekt kak fenomen sov-remennoj psihologii [Emotional intelligence as phenomenon of modern psychology]. Novopolotsk: PGU, 2011, 388 p. Available at: https://www.psu.by/images/stories/spfpereonaVandreeva/emocional nyj-intellekt-kak-fenomen-psihologii.pdf (accessed 23.10.2017). (In Russ.)
2. Afonkina Yu. A. Diagnostika ehmocional'nogo intellekta u doshkornikov [Diagnostics of emotional intelligence at preschool children]. Detskijsad: teoriya ipraktika = Kindergarden: theory and practice, 2014, no. 4, pp. 6-17. Available at: https://elibrary.ru/ download/elibrary_21614256_83896462.pdf (accessed 23.10.2017). (In Russ.)
3. Garskova G. G. Vvedenie ponyatiya «ehmocional'nyj intellekt» v psihologicheskuyu teoriyu. [Introduction of the concept «emotionnal intelligence» to the psychological theory]. Available at: http://www. psyhodic.ru/arc.php?page=2872 (accessed 23.10.2017). (In Russ.)
4. Kondratyeva I. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie v kon-tekste vysshego professional'nogo obrazovaniya [Pedagogical maintenance in the context of higher education]. Nachal'naya shkola. Plyus do i posle = Nachalnaya shkola. Plus before and after, 2012, no. 10, pp. 1-5. Available at: http://worid.school2100.com/upload/ iblock/a47/a47aafcc49c3fc01 cdd574e660ec394d.pdf (accessed 23.10.2017). (In Russ.)
5. Lyusin D. V. Oprosnik na ehmocional'nyj intellekt EHmIn: novye psihometricheskie dannye [Questionnaire on emotional
intelligence Emin: new psychometric data of]. Available at: http:// creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ_2009/lusin_social_IQ_ 2009.pdf (accessed 23.10.2017). (In Russ.)
6. Nguyen M. A. Razvitie ehmocional'nogo intellekta [Development of emotional intelligence]. Rebenok v detskom sadu = the Child in the kindergarden, 2007, no. 5, pp. 80-87. Available at: http:// pandia.ru/text/78/027/19709.php (accessed 23.10.2017). (In Russ.)
7. Semenaka S. I. Ispol'zovanie problemnyh situacij v razvitii ehmocional'nogo intellekta doshkol'nika [Use of problem situations in development of emotional intelligence of the preschool child]. Detskij sad: teoriya i praktika = Kindergarden: theory and practice, 2014, no. 4, pp. 86-95. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_21614263_25852944.pdf (accessed 23.10.2017). (In Russ.)
8. Tupichkina E. A. Risovanie peskom kak sredstvo razvitiya ehmocional'nogo intellekta i profilaktiki ehmocion-al'nogo neblagopoluchiya doshkol'nikov [Drawing by sand as development tool of emotional intelligence and prophylaxis of emotional trouble of preschool children]. Detskij sad: teoriya i praktika = Kindergarden: theory and practice, 2014, no. 2, pp. 76-85. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 21614262_61478860.pdf (accessed 23.10.2017). (In Russ.)
9. Yakovleva N. O. Soprovozhdenie kak pedagogicheskaya deyatel'nost' [Maintenance as pedagogical activity]. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the South Ural State University, 2012, no. 4(263), pp. 46-49. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_17715194_36638772.pdf (accessed 23.10.2017). (In Russ.)
10. Yafalyan A. F. Vliyanie ehsteticheskih chuvstv na razvitie u rebenka ehmocional'nogo intellekta: teoreticheskij aspekt [Influence of esthetic senses on development in the child of emotional intelligence: theoretical aspect]. Detskij sad: teoriya ipraktika = Kindergarden: theory and practice, 2014, no. 2, pp. 18-29. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_21614257_98861215 .pdf (accessed 23.10.2017). (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 30.12.2017 г.
Submitted 30.12.2017.
Для цитирования: Раскачкина Е. В. Диагностика сформированное™ профессиональных ценностей у студентов направления подготовки землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 78-83.
Citation for an article: Raskachkina E. V. Pedagogical support of formation of emotional intelligence of children of the senior preschool age. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 2, pp. 78-83.
Тавстуха Ольга Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург,
olgritav@yandex. т
Шавшаева Людмила Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, koltureva@yandex. т
Olga G. Tavstukha, Dr. Sci. (Pedagogy), professor, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, olgritav@yandex.ru
Lyudmila Yu. Shavshayeva, Ph. D.
(Pedagogy), associate professor, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, koltureva@yandex.ru