Научная статья на тему 'Модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в коллективной изобразительной деятельности'

Модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в коллективной изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1854
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МОДЕЛЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БАЗОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ / CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE / MODEL / EMOTIONAL INTELLIGENCE / SOCIAL COMPETENCE / BASIC PARAMETERS / VISUAL ACTIVITY / FORMS OF ORGANIZATION OF JOINT ACTIVITIES / DEVELOPMENT METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Светлана Ивановна, Савенкова Татьяна Дмитриевна, Пархимович Зарина Викторовна

Проблема развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности в детском возрасте является новым направлением научных исследований в педагогической психологии и педагогике, находящемся на стадии становления. Отсутствие единства взглядов на проблему эмоционального интеллекта в научной среде порождает множество интерпретаций данного феномена. С опорой на концепцию социальной компетентности известного отечественного ученого А.И. Савенкова, определяющего эмоциональный интеллект как составную часть (подструктуру) социальной компетентности, обоснован потенциал различных форм организации совместной деятельности детей и предложена модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в коллективной изобразительной деятельности. Взаимодействие детей в разных формах совместной изобразительной деятельности предоставляет педагогам и психологам богатую базу для эмпирических наблюдений за поведенческими проявлениями эмоционального интеллекта, оценка которых очень важна для более глубокого понимания этого феномена. Реализация модели позволит актуализировать все базовые параметры эмоционального интеллекта и социальной компетентности (когнитивные, эмоциональные, поведенческие), способствовать разработке содержания процедур выявления и количественной оценки каждого из базовых параметров, а также методик их диагностики и развития в процессе деятельности разной предметной направленности (художественной, исследовательской и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова Светлана Ивановна, Савенкова Татьяна Дмитриевна, Пархимович Зарина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND SOCIAL COMPETENCE DEVELOPMENT IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN COLLECTIVE VISIBLE ACTIVITY

The problem of the development of emotional intelligence and social competence in childhood is a new direction of scientific research in pedagogical psychology and pedagogy, which is at the stage of formation. The lack of unity of views on the problem of emotional intelligence in the scientific community generates many interpretations of this phenomenon. Relying on the concept of social competence of the famous Russian scientist A.I. Savenkov, who defines emotional intelligence as an integral part (substructure) of social competence, we substantiate the potential of various forms of organization of joint activities of children and propose a model for the development of emotional intelligence and social competence of older preschool children in collective visual activity. Interaction of children in different forms of joint visual activity provides teachers and psychologists with a rich base for empirical observation of behavioral manifestations of emotional intelligence, the evaluation of which is very important for a deeper understanding of this phenomenon. The implementation of the model will allow to update all the basic parameters of emotional intelligence and social competence (cognitive, emotional, behavioral), to contribute to the development of the content of procedures for identifying and quantifying each of the basic parameters, as well as the methods for their diagnosis and development in the course of activities of different subject-matter (artistic, research and etc.).

Текст научной работы на тему «Модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в коллективной изобразительной деятельности»

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-99-107 УДК 373.1

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОЛЛЕКТИВНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Светлана Ивановна КАРПОВА, Татьяна Дмитриевна САВЕНКОВА, Зарина Викторовна ПАРХИМОВИЧ

ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1 E-mail: karpova_svetlana@inbox.ru, tdpichik1@yandex.ru, zarina.pa@yandex.ru

Аннотация. Проблема развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности в детском возрасте является новым направлением научных исследований в педагогической психологии и педагогике, находящемся на стадии становления. Отсутствие единства взглядов на проблему эмоционального интеллекта в научной среде порождает множество интерпретаций данного феномена. С опорой на концепцию социальной компетентности известного отечественного ученого А.И. Савенкова, определяющего эмоциональный интеллект как составную часть (подструктуру) социальной компетентности, обоснован потенциал различных форм организации совместной деятельности детей и предложена модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в коллективной изобразительной деятельности. Взаимодействие детей в разных формах совместной изобразительной деятельности предоставляет педагогам и психологам богатую базу для эмпирических наблюдений за поведенческими проявлениями эмоционального интеллекта, оценка которых очень важна для более глубокого понимания этого феномена. Реализация модели позволит актуализировать все базовые параметры эмоционального интеллекта и социальной компетентности (когнитивные, эмоциональные, поведенческие), способствовать разработке содержания процедур выявления и количественной оценки каждого из базовых параметров, а также методик их диагностики и развития в процессе деятельности разной предметной направленности (художественной, исследовательской и др.).

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста; модель; эмоциональный интеллект; социальная компетентность; базовые параметры; изобразительная деятельность; формы организации совместной деятельности; методики развития

Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности в детском возрасте является новым направлением научных исследований в педагогической психологии и педагогике, находящемся на стадии становления. Сложность состоит в том, что на современном этапе развития научных представлений о феномене эмоционального интеллекта (ЭИ, emotional intelligence) среди ученых не существует единых взглядов на его сущность и структуру. В работах зарубежных (R. Bar-On, R. Buck, D. Caruso, W. Dax, H. Gardner, M. Gerald, P.N. Lopes, J.D. Mayer, К. Richard, P. Salovey, H. Weissbach, M. Zeidner и др.) и отечественных (О.А. Айгунова, И.Н. Андреева, Г.Г. Кравцов, Д.В. Люсин, А.И. Савенков, И.С. Степанов, Д.В. Ушаков, А.И. Чеботарь, М.Т. Ярчак и др.) ученых дефиниция «эмоциональный интеллект» имеет множество интерпретаций, характеризующихся отсутствием четкости формулировок. Тем не менее на основе тео-

ретического осмысления конструктов эмоционального интеллекта в современной психологии сформировались две альтернативные модели, основанные на разных подходах к его измерению:

- смешанные модели, включающие когнитивные, личностные и мотивационные черты, предполагающие измерение ЭИ с помощью опросников;

- модели способностей, определяющих ЭИ как комплекс способностей, измеряющихся посредством тестовых заданий [1].

Несмотря на множество трактовок понятия «эмоциональный интеллект», большинством ученых (О.А. Айгунова, И.Н. Андреева, Ю.Д. Бабаева, R. Bar-On, О.В. Лунева, Д.В. Люсин, J.D. Mayer, G. Orme, А.И. Савенков, R. Sternberg, Т.Д. Савенкова, П.В. Смирнова, Д.В. Ушаков и др.) он рассматривается как сложное интегративное образование, включающее способности человека адекватно выражать собственные эмоции, опозна-

© Карпова С.И., Савенкова Т.Д., Пархимович З.В., 2018

99

вать и правильно оценивать эмоции других людей, регулировать эмоции и поведенческие проявления в рамках социального контекста.

В качестве основных критериев эмоционального интеллекта выделяются: когнитивный (совокупность знаний об эмоциональном интеллекте, умение осуществлять самоанализ, навыки рефлексии), эмоциональный (умение распознавать свои эмоции, понимать и прогнозировать эмоциональное состояние другого человека), поведенческий (способность управлять своими эмоциональными реакциями) [2]. В ходе исследований было выявлено, что уровень развития эмоционального интеллекта влияет на эффективность межличностных взаимодействий, обусловливает жизненную и профессиональную успешность человека, особенно в системе профессий типа «человек-человек» (Е.А. Климов). Развитый эмоциональный интеллект, по мнению А.И. Савенкова, рассматривается в современной психологии как один важнейших навыков, определяющий степень эффективности взаимодействия человека в социуме [3]. Эти данные позволяют определить эмоциональный интеллект как составную часть (подструктуру) социального интеллекта.

Исследуя проблему развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности дошкольников, можно отметить выделение отечественными учеными (Л.С. Выготский, М.Я. Лисина, В.С. Мухина, Г.А. Урун-таева, М.П. Якобсон и др.) предшкольного возраста как периода интенсивного развития эмоционально-личностной сферы (возникновение общественных мотивов, развитие социальных эмоций, нравственных чувств и т. д.). Активно развивающееся в этом возрасте эмоциональное предвосхищение возможных результатов своей деятельности (поступков) и реакции на них окружающих свидетельствуют об изменении роли эмоций в жизнедеятельности детей. Ребенок в состоянии предвидеть не только интеллектуальные (получение желаемого результата в деятельности), но и эмоциональные результаты своих поступков и действий со стороны окружающих людей (проявление радости, восхищения, огорчения и т. п.) [4]. Главное условие личностного развития - общение ребенка со сверстниками и взрослыми, при этом ха-

рактер отношений со сверстниками у ребенка формируется под влиянием общения и взаимодействия с взрослым, «выступающим как ориентир социального поведения ребенка» [5, с. 26].

Таким образом, можно заключить, что старший дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии эмоционального интеллекта и социальной компетентности, действенным средством в данном процессе выступает как спонтанно возникающая, так и специально организованная совместная деятельность детей. Рассматривая различные виды детской деятельности, мы, прежде всего, обращаем внимание на коллективные формы детского художественного творчества, которые, как подчеркивает А.И. Савенков, «создают наиболее сложные и многогранные ситуации для развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей» [6, с. 4].

Среди традиционных видов детского художественного творчества особая роль принадлежит изобразительному творчеству, основу которого составляют природный интерес и потребность детей отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни и происходящих событий.

Потенциал изобразительной деятельности для развития эмоциональной сферы и творческих способностей детей обоснован многими отечественными и зарубежными учеными: А.В. Бакушинский, Т.С. Комарова, В.Б. Косьминская, Л.Г. Оршанский, Н.П. Са-кулина, А.И. Савенков, Е.А. Флерина, N. Brunswig, R. Lamprecht, C. Ricci, D. Selli и др.

В отечественной педагогике система научных взглядов о роли изобразительной деятельности в становлении личности детей дошкольного возраста сложилась в советский период на основе глубокого и всестороннего изучения возрастных возможностей ребенка, его природных задатков, склонностей, а также социальных факторов, способствующих их проявлению и развитию в процессе целенаправленной образовательной работы [7]. В ходе специальных научных исследований были выявлены особенности создания детьми художественных образов в разных видах изобразительного творчества (Н.И. Казакова, А.А. Мелик-Пашаев, В С. Мухина, Н.П. Са-кулина, Е.А. Флерина, В.А. Инжестойкова и др.); критерии оценки выразительности

детских работ (Л.П. Бочкарева, Л.Г. Белякова, В.В. Богданова, Т.С. Комарова, Н.В. Пантелеева, Р.М. Чумичева и др.); обоснованы педагогические и методические условия, способствующие созданию детьми выразительных художественных образов в разных видах изобразительной деятельности, в том числе в изображении людей для обогащения эмоциональной сферы и представлений детей об окружающем мире (Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Р.Г. Казакова, Т.А. Буянова и др.).

Коллективная изобразительная деятельность в дошкольном возрасте рассматривалась отечественными исследователями, прежде всего, как средство нравственного воспитания, формирования у детей умений работать в коллективе сверстников (А.В. Баку-шинский, В.И. Колякина, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, И.Н. Турро и др.).

Однако вопросы развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей посредством изобразительной деятельности, в том числе и коллективной, так и не стали предметом самостоятельного научного изучения.

Вместе с тем очевидно, что коллективная изобразительная деятельность детей отличается от других видов художественной деятельности, прежде всего, наличием общего результата - осязаемого продукта (рисунка, аппликации, скульптуры и др.), который в отличие от индивидуальной работы значительно богаче по содержанию и выразительным художественным средствам исполнения. К тому же этот продукт остается в пользовании детей после занятий и таким образом предоставляет возможности для обогащения совместной деятельности (игровой, познавательной, художественной и др.). В силу этого характер взаимодействия участников совместной деятельности становится очень разнообразным, что, в свою очередь, расширяет возможности как для изучения потенциала коллективных форм детского изобразительного творчества в развитии эмоционального интеллекта и социальной компетентности дошкольников, так и для разработки комплектов методик, способствующих результативности данного процесса.

Теоретический анализ научной литературы и практический опыт работы позволили нам сформулировать ведущую идею нашего исследования, согласно которой коллектив-

ная изобразительная деятельность в старшем дошкольном возрасте является одним из действенных инструментов развития у детей не только художественных способностей и навыков сотворчества, но и эмоционального интеллекта и социальной компетентности. Данные отечественных и зарубежных научных психолого-педагогических исследований в области эмоционального интеллекта, имеющиеся научно-методические разработки и опыт практической деятельности предрасполагают к созданию теоретической модели развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в коллективной художественно-творческой деятельности.

В процессе разработки модели развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности у старших дошкольников мы опирались на:

- концепцию социальной компетентности известного отечественного ученого А.И. Савенкова (2015), включающую три основных блока (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) с соответствующей каждому блоку системой критериев и показателей;

- классификацию форм организации совместной деятельности (совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая), характеристики которой представлены в работах по психологии совместной деятельности В.Г. Асеева, Ф.Д. Горбова, А.И. Донцова, А.Л. Журавлева, Н.Н. Обозова, Д.А. Ошанина, Л.И. Уман-ского, А.С. Чернышева и др.;

- данные исследований М.Б. Зацепи-ной, Т.С. Комаровой, А.И. Савенкова и других в области методик развития эмоциональной сферы и детского художественного творчества в игровой и художественно-эстетической деятельности.

Разработанная нами модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников основана на последовательном включении детей в различные формы коллективной изобразительной деятельности: совместно-индивидуальной, совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей (Л.И. Уман-ский).

Последовательность включения дошкольников в совместные формы коллективной

деятельности отражает ступенчатый характер творческого взаимодействия детей, начиная от простых вариантов взаимодействия в парах и небольших группах (3-4 человека) на первом этапе до сложных вариантов коллективного творчества детей (в группах по 20-25 человек) на заключительном этапе.

Модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в коллективной изобразительной деятельности представлена на рис. 1.

Целью реализации модели в образовательной практике является актуализация базовых параметров эмоционального интеллекта и социальной компетентности в разных формах коллективной изобразительной деятельности дошкольников.

Реализация модели предусматривает поэтапное включение детей в совместные формы коллективной деятельности.

Первый этап - дети работают сначала индивидуально, выполняя определенную часть общей композиции, и только в конце занятия объединяются вместе, чтобы соединить свои работы в общий продукт коллективного творчества. Такая форма организации совестной деятельности получила название совместно-индивидуальная, считается наиболее простой и реализуется посредством разных по сюжету игровых ситуаций. Например, занятие на тему «Жилой дом»: дети сначала рисуют каждый свою квартиру, тщательно прорабатывая интерьер и балкон, и затем соединяют их вместе в общий дом. Или тема «Веселая карусель», где дети расписывают силуэты дымковских (или других) игрушек, которые затем занимают свое место в общей карусели. Получается, что работа каждого становится частью общего продукта. На первом этапе в ходе совместно-индивидуальной формы совместной деятельности у детей формируются первичные (относительно простые) навыки сотрудничества.

На втором этапе реализуется совместно-последовательная форма организации деятельности, предполагающая последовательное выполнение действий участниками в ходе коллективной работы. Эту форму часто сравнивают с производственным конвейером, поскольку результат работы одного человека становится предметом деятельности

другого. Педагог подбирает игровые сюжеты, в рамках которых дети действуют последовательно. Например, сюжет «Пиктографическое письмо», когда каждый составляет свою часть письма. Вместе с педагогом распределяются роли, например, чтобы написать письмо Василисе Прекрасной (Ивану-Царевичу, Змею-Горынычу, Снегурочке, Бабе-Яге, Кощею Бессмертному).

Каждый участник на общем листе бумаги рисует свою часть письма от имени какого-либо персонажа, затем письмо продолжает другой, за ним третий, четвертый и пятый. Такую форму работы целесообразнее проводить по небольшим подгруппам (5-6 человек). Написанные разными группами пиктографические письма в заключение занятия следует прочесть всем. Причем читать могут как авторы, так и те, кто не знаком с замыслом письма. В ходе коллективного обсуждения педагог отмечает самые интересные работы и самые ценные находки.

На третьем и четвертом этапах можно приступать к совместно-взаимодействующей форме организации деятельности. Эта форма наиболее сложная в организационном плане, поскольку предполагает определенный уровень сформированности у детей навыков сотрудничества, умения работать в команде на всех этапах работы: составление сюжета, планирование действий каждого из участников, согласование действий во время выполнения, анализа и оценки как собственных, так и общих результатов. Нами были разработаны задания, в результате выполнения которых группой создавалась одна общая композиция, но игровые сюжеты позволяли придать процессу творческого взаимодействия ступенчатый характер. Первоначально (на третьем этапе) дети работают в парах и небольших группах, и затем (четвертый этап) взаимодействие осуществляется между этими парами и группами.

Например, занятие на сюжет «Наша любимая сказка». В ходе беседы педагог выясняет, кто из детей какую сказку любит больше других и почему. Какие герои кажутся ему наиболее привлекательными. Затем детей, выразивших свои симпатии к одним и тем же сказкам, объединяют в пары.

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ - актуализация базовых параметров эмоционального интеллекта и социальной компетентности в разных формах коллективной изобразительной деятельности

КОГНИТИВНЫЕ

социальные знания, социальная память, социальная интуиция, социальное прогнозирование

БАЗОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ

эмоциональная выразительность, сопереживание, эмоциональная регуляция

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ

социальное восприятие, социальное взаимодействие, социальная адаптация

ФОРМЫ И ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ

Комплектование групп участников на основе потенциальной готовности детей к сотрудничеству

^_!_I

Руководство педагога, сотворчество с детьми (основное условие)

Четкое распределение обязанностей на этапе планирования и взаимопомощи на остальных этапах работы

Рис. 1. Модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности у старших дошкольников в коллективной изобразительной деятельности

Задача детей нарисовать совместную работу, изобразив героев своей любимой сказки. Лучше всего в данном случае предложить детям работать гуашью на больших листах плотной бумаги. От умения договориться с партнером, правильно спланировать свою композицию, умения и желания работать вместе, не мешая, а, напротив, помогая друг другу, зависит в данном случае успех деятельности пары. Опыт показывает, что если первая проблема успешно решена и между участниками работы не возникло непреодолимых разногласий на этапе планирования, то следующий этап согласования совместных действий проходит относительно безболезненно, без споров, обид и ссор. Дети делят между собой обязанности по-разному. В одних парах разделение идет по принципу «половину работы делает один, а другую половину - другой».

Естественно, что все эти особенности совместной работы наглядно отражаются в конечном продукте выполненной совместно композиции. Педагогу и на этапе планирования, и на этапах выполнения работы следует корректировать взаимодействие детей. Но, как показывает практика, наиболее эффективно не столько вмешательство на ранних этапах, сколько правильно построенное обсуждение завершенных работ. По конечному итогу наглядно видны и достижения, и просчеты. Если на всем этом умело акцентировать внимание детей, то они вполне способны сделать выводы в дальнейшем. Поэтому так важно после выполнения работ в парах устроить выставку-обсуждение совместных работ. В ходе этих обсуждений, опираясь на примеры, легче и нагляднее можно показать детям, что умение работать вместе приводит к хорошим результатам. И, напротив, когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Занятие на тему «Сказочный поезд» предполагает на первом этапе работу в паре, а затем результат деятельности каждой пары становится частью общей композиции. Педагог заранее делает заготовки паровоза и вагончиков из картона (или плотной бумаги) для каждой пары детей. У каждого вагончика есть три окошка (вырезаются отверстия заранее в каждой заготовке). Дети рисуют сказочных героев (пассажиров поезда) и приклеивают их к трем окошкам. Такое количе-

ство окошек в вагончиках делает невозможным детям разделить работу на две равные части, создается ситуация, когда надо уметь договориться с партнером, кто и сколько будет рисовать пассажиров (одного или двух). Затем следует не только нарисовать пассажиров, но и оформить сами вагончики. Чтобы правильно и в срок сделать работу, дети должны уметь договариваться и помогать друг другу. На заключительном этапе все дети аккуратно склеивают вагончики между собой и приклеивают к паровозу, который оформляется также парой детей, в результате получается большая коллективная красочная композиция. Четвертый, заключительный этап, предусматривает взаимодействие детей в группах относительно большого состава и может рассматриваться как высшая форма детского коллективного творчества. Все общие композиции (продукты коллективного творчества) следует использовать в разных видах деятельности детей (игровой, художественной, исследовательской и др.).

Представленные в рисунке модели три основные выделенные формы организации совместной деятельности имеют зоны взаимного пересечения. Этим подчеркивается, что их относительная самостоятельность сочетается с отсутствием жестких границ между ними, это допускает возможность трансформации одной формы в другую. Особым разнообразием отличается совместно-взаимодействующая форма организации, она может быть представлена как взаимодействие в паре, в небольшой и большой группе.

Кроме того, на втором уровне сложности возможно взаимодействие между парами и небольшими группами. Причем это взаимодействие может быть организовано на основе совместно-индивидуальной, совместно-последовательной или совместно-взаимодействующей формы организации. Такая технология обеспечивает разнообразие процесса организации совместной творческой работы детей.

Следует отметить, что виды взаимодействия практически мало зависят от предметной специфики деятельности. Они могут осуществляться на любом предметном содержании. Их можно использовать не только в коллективной изобразительной деятельности детей, но и в традиционном школьном обучении при проведении учащимися совме-

стных исследований и воплощении совместных проектов, в процессе коллективного музыкального или танцевального творчества и т. д.

Основным критерием эффективности реализации модели является наличие положительной динамики в уровне развития выделенных базовых параметров эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей (когнитивных, эмоциональных, поведенческих).

Взаимодействие детей в разных формах совместной деятельности предоставляет педагогам и психологам богатую базу для эмпирических наблюдений за поведенческими проявлениями эмоционального интеллекта, оценка которых очень важна для более глубокого понимания этого феномена. Традиционно используемые в современной диагностике вербальная оценка и самооценка эмоционального интеллекта не могут предоставить исследователям объективный материал для выявления уровня его сформированно-сти, в основном эти методики направлены на оценку когнитивных параметров (восприятие эмоций других людей, мотивов их поведения и т. д.) [8].

Основными условием, способствующим реализации разработанной модели в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД), является руководство педагога, предусматривающее:

- педагогически целесообразное комплектование состава каждой группы детей, основной показатель - потенциальная готовность того или иного ребенка к сотрудничеству с целью достижения максимального образовательного эффекта для каждого из детей;

- четкое распределение обязанностей на этапе планирования и активной взаимной помощи на последующих этапах выполнения работы.

Мы считаем, что реализация модели в образовательной практике позволит актуализировать все базовые параметры эмоционального интеллекта и социальной компетентности на основе педагогического потенциала коллективных форм организации детской изобразительной деятельности. Результат достигается посредством включения в НОД специальных групп заданий, каждая из которых ориентирована на развитие опреде-

ленных критериев (когнитивных, эмоциональных, поведенческих).

В настоящее время образовательная практика располагает специальными методическими разработками (Т.С. Комарова, А.И. Савенков и др.), включающими комплекты заданий, реализуемых в различных вариантах организации совместной художественно-творческой деятельности детей. Пользуясь выделенными критериями эмоционального интеллекта и базовыми характеристиками социальной компетентности, можно проектировать содержание процедур выявления и количественной оценки каждого из базовых параметров, а также разрабатывать методики их диагностики и развития в деятельности разной предметной направленности (художественной, исследовательской и др.).

Список литературы

1. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин М.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3-26.

2. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: материалы 6 Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. Ч. 1. С. 22-26.

3. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема // Педагогика. 2000. № 10. С. 87-94.

4. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: избр. психол. тр. М.: МПСИ, 1998.

5. Айгунова О.А., Полковникова Н.Б., Савенкова Т.Д. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 4 (38). С. 25-34.

6. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. М.: Национальный книжный центр, 2015.

7. Аникина А.П., Карпова С.И. Психолого-педагогические и методические аспекты проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста умения изображать человека в рисовании // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 59-67. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-59-67.

8. Савенкова Т.Д. Методика диагностики базовых параметров эмоционального интеллекта

дошкольника // Вестник Московского город- Поступила в редакцию 23.12.2017 г.

ского педагогического университета. Серия: Отрецензирована 25.01.2018 г.

Педагогика и психология. 2017. № 3 (41). Принята в печать 27.04.2018 г.

С. 47-53. Конфликт интересов отсутствует.

Информация об авторах

Карпова Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: karpova_svetlana@inbox.ru

Савенкова Татьяна Дмитриевна, младший научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур института системных проектов. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: tdpichik1@yandex.ru

Пархимович Зарина Викторовна, аспирант, департамент педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: zarina.pa@yandex.ru Для корреспонденции: Карпова С.И., e-mail: karpova_svetlana@inbox.ru

Для цитирования

Карпова С.И., Савенкова Т.Д., Пархимович З.В. Модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в коллективной изобразительной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 174. С. 99-107. Б01: 10.20310/18100201-2018-23-174-99-107.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-99-107

MODEL OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND SOCIAL COMPETENCE DEVELOPMENT IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN COLLECTIVE VISIBLE ACTIVITY

Svetlana Ivanovna KARPOVA, Tatyana Dmitrievna SAVENKOVA, Zarina Viktorovna PARKHIMOVICH

Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow 129226, Russian Federation E-mail: karpova_svetlana@inbox.ru, tdpichik1@yandex.ru, zarina.pa@yandex.ru

Abstract. The problem of the development of emotional intelligence and social competence in childhood is a new direction of scientific research in pedagogical psychology and pedagogy, which is at the stage of formation. The lack of unity of views on the problem of emotional intelligence in the scientific community generates many interpretations of this phenomenon. Relying on the concept of social competence of the famous Russian scientist A.I. Savenkov, who defines emotional intelligence as an integral part (substructure) of social competence, we substantiate the potential of various forms of organization of joint activities of children and propose a model for the development of emotional intelligence and social competence of older preschool children in collective visual activity. Interaction of children in different forms of joint visual activity provides teachers and psychologists with a rich base for empirical observation of behavioral manifestations of emotional intelligence, the evaluation of which is very important for a deeper understanding of this phenomenon. The implementation of the model will allow to update all the basic parameters of emotional intelligence and social competence (cognitive, emotional, behavioral), to contribute to the development of the content of procedures for identifying and quantifying each of the basic parameters, as well as the methods for their diagnosis and development in the course of activities of different subject-matter (artistic, research and etc.).

Keywords: children of senior preschool age; model; emotional intelligence; social competence; basic parameters; visual activity; forms of organization of joint activities; development methods

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Roberts R.D., Metthews G., Zeidner M., Lyusin M.V. Emotsional'nyy intellekt: problemy teorii, izmereniya i primene-niya na praktike [Emotional intelligence: problems of theory, assessment and practical use]. Psikhologiya. Zhurnal Vys-shey shkoly ekonomiki - Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2004, vol. 1, no. 4, pp. 3-26. (In Russian).

2. Andreeva I.N. Ponyatie i struktura emotsional'nogo intellekta [The notion and structure of emotional intelligence]. Ma-terialy 6 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sotsial'no-psikhologicheskie problemy mental'nosti» [Proceedings of 6 International Scientific and Practical Conference "Social and Psychological Problems of Mentality"]. Smolensk, Smolensk State Pedagogical University Publ., 2004, part 1, pp. 22-26. (In Russian).

3. Savenkov A.I. Diagnostika detskoy odarennosti kak pedagogicheskaya problema [Diagnostics of Children's Gifts as Pedagogical Problem]. Pedagogika [Pedagogy], 2000, no. 10, pp. 87-94. (In Russian).

4. Yakobson P.M. Psikhologiya chuvstv i motivatsii: izbrannye psikhologicheskie trudy [Psychology of Feelings and Motivation: Selected Psychological Works]. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute Publ., 1998. (In Russian).

5. Aygunova O.A., Polkovnikova N.B., Savenkova T.D. Diagnostika i razvitie emotsional'nogo intellekta i sotsial'noy kompetentnosti starshikh doshkol'nikov v usloviyakh doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii [Diagnostics and the development of emotional intelligence and social competence of the older preschoolers in the conditions of preschool educational institution]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya - Vestnik, Moscow City University. Series Pedagogy and Psychology, 2016, no. 4, pp. 25-34. (In Russian).

6. Savenkov A.I. Razvitie emotsional'nogo intellekta i sotsial'noy kompetentnosti u detey [Emotional Intelligence and Social Competence Development in Children]. Moscow, Natsional'nyy knizhnyy tsentr Publ., 2015. (In Russian).

7. Anikina A.P., Karpova S.I. Psikhologo-pedagogicheskie i metodicheskie aspekty problemy formirovaniya u detey star-shego doshkol'nogo vozrasta umeniya izobrazhat' cheloveka v risovanii [The formation of skills to picture a human in drawing among over-fives]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series Humanities, 2017, vol. 22, no. 5 (169), pp. 59-67. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-59-67. (In Russian).

8. Savenkova T.D. Metodika diagnostiki bazovykh parametrov emotsional'nogo intellekta doshkol'nika [The methods of diagnostics of basic parameters of emotional intelligence of a preschooler]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya - Vestnik, Moscow City University. Series Pedagogy and Psychology, 2017, no. 3 (41), pp. 47-53. (In Russian).

Received 23 December 2017 Reviewed 25 January 2018 Accepted for press 27 April 2018 There is no conflict of interests.

Information about the authors

Karpova Svetlana Ivanovna, Doctor of Pedagogy, Professor of Education Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: karpova_svetlana@inbox.ru

Savenkova Tatyana Dmitrievna, Junior Research Worker of Educational Infrastructures Laboratory of System Projects Institute. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: tdpichik1@yandex.ru

Parkhimovich Zarina Viktorovna, Post-Graduate Student, Education Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: zarina.pa@yandex.ru

For correspondence: Karpova S.I., e-mail: karpova_svetlana@inbox.ru

For citation

Karpova S.I., Savenkova T.D., Parkhimovich Z.V. Model' razvitiya emotsional'nogo intellekta i sotsial'noy kompetentnosti u detey starshego doshkol'nogo vozrasta v kollektivnoy izobrazitel'noy deyatel'nosti [Model of emotional intelligence and social competence development in children of senior preschool age in collective visible activity]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 174, pp. 99107. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-99-107. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.