ББК 4481.2+4481.3
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ СТАНОВЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ГРАЖДАНСКОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
О. С. Голованов ЮУрГУ, г. Кыштым
В статье рассмотрены: педагогическое, психологическое, информационно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, в котором происходит становление готовности студентов к гражданскому самоопределению.
Гражданское самоопределение - это внутренне значимый и социально-приемле-мый (одобряемый) процесс выбора, становления и утверждения демократически ориентированной гражданской позиции личности на основе специально сформированных у неё в ходе обучения и воспитания видов готовности: интеллектуальной (как обученности и воспитанности), психологической, коммуникативной и готовности к самореализации; вид социального самоопределения [6, 7, 9, 10, 11, 12,13,15 и др.].
Готовность студента к гражданскому самоопределению (ГСГС) - это его интегративная характеристика как субъекта образования и воспитания, самообразования и самовоспитания, отражающая уровень (наличие) сформированное™ у него гражданской позиции как совокупности социально-приемлемых образцов мышления и поведения, достаточных для позитивных социализации, самоутверждения, самореализации и саморазвития; это универсальный показатель «вписанности» личности в общество; это критерий эффективности высшего образования в целом, значимости и влияния цикла социально-гуманитарных дисциплин вуза на процесс формирования у учащихся необходимой культуры гражданского самоопределения с целью их успешной адаптации в социуме.
Педагогическое содействие становлению ГСГС - это искусственная образовательная система, существующая в интегративном единстве с учебно-воспитательным процессом (УВП), направленная на формирование у студентов в ходе изучения дисциплин обществоведческого блока на базе учебно-методических комплексов гражданской позиции как совокупности социально-приемлемых черт, ус-
тановок, мотивов и образцов мышления и поведения, способствующих успешной социализации, самоопределению, самореализации и саморазвитию студентов. Согласно разработанной модели, оно включает в себя: педагогическое сопровождение образования и воспитания (в рамках УВП), самообразования и самовоспитания; психологическое и информационно-методическое сопровождение учеб-но-воспитательного процесса. Дадим их краткую характеристику.
Педагогическое сопровождение образования и воспитания - это специально организованная совместная продуктивная познавательная деятельность преподавателя и обучаемого, сориентированная на овладение студентом в ходе УВП ключевыми компетенциями - образованностью и воспитанностью.
Результатом, по нашему мнению, является, сформированная на их основе интеллектуальная готовность студента к гражданскому самоопределению (ИГ) - состояние индивида, отражающее меру сформированное™ у него специальных знаний, умений и навыков образованности и воспитанности, необходимых для его успешного гражданского самоопределения; компонента ГСГС. Следует подчеркнуть, что ИГ - это ядро, стержень ГСГС, основа социально-ориентированного мышления и деятельности студента как субъекта обучения и воспитания.
Педагогическое сопровождение самообразования и самовоспитания понимается нами как специально организованная деятельность, направленная на овладение обучаемым ключевыми компетенциями в этой сфере. Результатом здесь является сформированная готовность студента к самореализации (ГС) - состояние индивида, отражающее меру посто-
янного самосовершенствования необходимых ему для этого знаний, умений и навыков как в ходе УВП, так и в вопросах самообразования и самовоспитания, сориентированных на его успешное гражданское самоопределение; компонента ГСГС.
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса понимается нами как специально организованная деятельность, направленная на формирование позитивной установки к обучению, на создание условий комфортности в его ходе. Результатом здесь является сформированная психологическая готовность студента к гражданскому самоопределению (ПГ) - состояние индивида, отражающее меру сформированное™ у него знаний, умений и навыков самоуправления,
позитивной мотивации и психологических характеристик, необходимых для его успешного гражданского самоопределения; компонента ГСГС (рис. 1).
Информационно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса понимается нами, прежде всего, как специально организованная деятельность на базе учебнометодических комплексов (УМК) по предметам обществоведческого цикла, обеспечивающая создание достаточного информационного поля и овладение соответствующими знаниями, умениями, навыками и методами его освоения. Главным результатом здесь является сформированная коммуникативная готовность студента к гражданскому самоопределению (КГ - состояние индивида, от-
Рис.1. Модель педагогического содействия становлению готовности студентов к гражданскому самоопределению (ГСГС)
ражающее меру сформированное™ у него специальных коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих устранить (или минимизировать) барьеры общения, понимания, различий, отношений в ходе УВП, препятствующие его успешному гражданскому самоопределению; компонента ГСГС.
В процессе аналитической работы кроме анкетирования использовались также и другие методы: устный опрос, собеседование, наблюдение, тестирование. Всё это, в совокупности, дало нам возможность выделить и описать четыре уровня ГСГС: недостаточный, преддостаточный, достаточный и выше достаточного. При этом, с точки зрения приемлемости обществом, их можно соотнести следующим образом: недостаточный - неприемлемый; преддостаточный (социально-приемлемый пассивный) и достаточный (социальноприемлемый активный) - как социальноприемлемые (в разной степени); выше достаточного - как социально-одобряемый. Впоследствии были проведены формирующий и контрольный эксперименты и проанализированы их результаты, сделаны соответствующие выводы, предложены методические рекомендации в разрезе интересукмцей нас проблематики [2, 3, 4, 5].
Взяв в качестве критериев образованности по Г.Н. Серикову ее составляющие (осведомленность, сознательность, действенность, умелость), мы описали также важнейшие параметры уровней основных компонент содержания ГСГС: интеллектуальной готовности (как синтеза специальной образованности и воспитанности); психологической готовности (как эмоционально-мотивационной готовности); готовности личности к самореализации (как способности к аналитико-синтетико-рефлексивной деятельности); коммуникативной готовности (как способности к общению с преподавателями в ходе психолого-педагоги-ческого сопровождения УВП) [4, 14].
Так, недостаточный уровень характеризуется практическим отсутствием (или крайне низким уровнем) базовых компонент ГСГС, что препятствует должному гражданскому самоопределению личности. В частаости, налицо:
• полное отсутствие (либо чрезвычайно низкий уровень) ИГ;
• практически не просматривается ПГ -фактически отсутствует позитивная мотивация даже социально-приемлемого поведения, студенты в подавляющем числе случаев не
связывают (даже опосредованно) личные потребности и проблемы с общественными интересами и ожиданиями;
• отсутствуют или развиты крайне слабо ЗУН (знания, умения и навыки) готовности к самореализации - самооценка, самоконтроль, самообразование, самокоррекция;
• низка КГ - психолого-педагогическое сопровождение УВП неэффективно (или малоэффективно) вследствие наличия коммуникативного барьера, связанного, прежде всего, с отсутствием у обучаемых интереса и пози-тавной личностно-ориентированной мотивации к ходу и результатам УВП, неумением продуктивно общаться.
Преддостаточный уровень - характеризуется наличием базовых компонент ГСГС, дающей возможность гражданского самоопределения личности при должном психологопедагогическом сопровождении УВП. В частности, ему присущи:
• низкий уровень сформированное™ ИГ как синтеза специальной образованности и воспитанности;
• низкий уровень сформированное™ ПГ, связанной, прежде всего с неустойчивостью позитивной мотавации, установок на социально-приемлемые стандарты (образцы) мышления и поведения личности;
• невысокий уровень сформированное™ ГС - недостаточность базовых ЗУН здесь препятствует эффективному и позитивному гражданскому самоопределению;
• неэффективность КГ - психолого-педагогическое сопровождение востребовано частично, налицо определенный коммуникативный барьер (понимания, отношений, различий) между обучаемыми и преподавателями.
Для достаточного уровня характерно наличие базовых компонент ГСГС, необходимых для самостоятельного гражданского самоопределения личности в стандартных жизненных ситуациях, сферах и видах жизнедеятельности. Здесь, как правило:
• средняя степень сформированное™ ИГ, достаточная для успешного социальноприемлемого гражданского самоопределения личности;
• у обучаемых в целом устойчивая ПГ проявляющаяся в постоянной позитивной мотавации, установке на социально-приемлемые стандарты (образцы) мышления и поведения;
• средний уровень сформированное™ ГС
- налицо специально сформированные базо-
вые ЗУН этой готовности, необходимые для успешной социальной адаптации личности;
• средний уровень сформированности КГ
- психолого-педагогическое сопровождение в целом эффективно, коммуникативный барьер между студентами и преподавателями в ходе реализации УВП практически отсутствует.
И наконец, уровень выше достаточного -характеризуется наличием базовых компонент ГСГС, необходимых для самостоятельного гражданского самоопределения личности в нестандартных жизненных ситуациях. Ему присущи:
• высокий уровень сформированности ИГ, дающей личности самостоятельно реализовать алгоритм успешного социально-одобряемого самоопределения в различных (прежде всего, новых) сферах и видах жизнедеятельности;
• высокий уровень сформированности ПГ
- т.е. наличие устойчивой позитивной мотивации, установок на социально-одобряемые стандарты (образцы) мышления и поведения;
• высокий уровень сформированности ГС
- т.е. наличие у личности базовых ЗУН (развиваемых впоследствии самостоятельно), необходимых для дальнейшей успешной социальной адаптации;
• высокий уровень сформированности КГ характеризующийся отсутствием психологопедагогического сопровождения, успешной коммуникабельностью.
Были конкретизированы методы педагогического содействия становлению ГСГС, использованные в ходе эксперимента, в частности: индивидуальные и групповые беседы в
ходе устных опросов, контрольные тематические понятийные диктанты и тесты, деловые игры и тренинги по предметам обществоведческого цикла. Также было спланировано участие студентов в массовых общественнозначимых мероприятиях - от проведения социологических опросов по основным видам социального самоопределения (их ранжировка, в частности, показала положительную динамику гражданского самоопределения: в процессе эксперимента оно переместилось с пятого-шестого места на второе-третье) до участия в работе стройотрядов. Отметим, что позитивные сдвиги произошли практически по всем компонентам модели, но наиболее показательны они по росту интеллектуальной готовности. Соответствующая динамика ее уровней по контрольной (I курс) и экспериментальной (IV курс) группам (с точки зрения процентного соотношения самооценки и оценки) отражена в нижеприведенной гистограмме (рис. 2).
В плане реализации вышеописанной модели были разработаны учебно-методические комплексы (УМК) по философии, социологии, политологии, включающие 3 основные блока: образовательно-информационный (от госстандарта по учебной дисциплине до плана семинаров); методический (от разработок тем семинаров до «шпаргалок» к экзаменам); контрольный (от тематических до итоговых тестов) - общим объемом свыше 2000 страниц. На специальном сайте кафедры была создана их электронная версия, которая активно используется студентами. Проведенные исследования по апробации данной модели в учебно-воспитательном про-
Рис. 2. Динамика соотношений уровней самооценки и оценки по основным компонентам ГСГС в контрольной (КГ-1) и экспериментальной (ЭГ-4) группах
цессе нашего филиала свидетельствуют о первых позитивных результатах.
Литература
1. Волков, Ю.Г. Социология молодежи: учебник. / Ю.Г. Волков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -479 с.
2. Голованов, О.С. Модель педагогического содействия становлению готовности студентов к гражданскому самоопределению / О.С. Голованов // Доклады 58-й научно-технической конференции ЮУрГУ. - Кыш-тым: Изд-во ЮУрГУ, 2006. - С. 12-18.
3. Голованов, О.С. О социальном самоопределении студенческой молодежи / О.С. Голованов // Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов. - № 4. - Челябинск: Хозяин, 1999. - С. 28-31.
4. Голованов, О.С. Педагогическое содействие становлению готовности студентов к социальному самоопределению / О.С. Голованов //Доклады 56-й научно-технической конференции ЮУрГУ. - Кыштым: Изд-во ЮУрГУ, 2004. -С. 73-76.
5. Голованов, О.С. Социальное самоопределение студенческой молодежи / О.С. Голованов // Труды XXXIV Уральского семинара Т. 2. Механика и процессы управления. - Екатеринбург, 2004. -С. 389-397.
6. Журкина, А.Я. Самоопределение детей и молодежи в дополнительном образовании / А.Я. Журкина //Дополнительное образование. -2001.-№4.-С. 19-21.
7. Зарецкий, В.К. Концептуальная схема самоопределения / В.К Зарецкий, Р.Г. Каменский // Кентавр: методологический и игротехнический альманах. -1996. -М2.-С. 12-15.
8. Ильясов, Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: Владос, 2003. -117 с.
9. Климов, К.А. Психология профессионального самообразования / КА. Климов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 400 с.
10. Лисовский, В. Т. Молодежь России на пороге XXI века / В. Т. Лисовский // Социс. -1998.-№1.-С. 12-16.
11. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник / А.В. Мудрик. - М: Академия, 2003.
С. 23.
12. Пойзнер, Б.Н. Готовность к самоопределению /Б.Н. Пойзнер// Высшее образование. -1998. -№2.-С. 82-83.
13. Сериков, Г.Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов / Г.Н. Сериков. - Иркутск: изд-во Иркутского унив-та, 1992. - С. 37.
14. Сериков, Г.Н. Основания нормирования деятельности участников образования / Г.Н. Сериков. - Челябинск: ЧИПКРО, 1995.
- С. 23.
15. Чупров, В.А. Молодежь России в нестабильном обществе: интеграция или социальное исключение? / В.А. Чупров, Ю.В. Зубок // Наука, политика, предпринимательство. -1998.-N9 1.-С. 14-18.