ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Е.Н. Ярославова ЮУрГУ
Обосновывается актуальность исследования проблемы самореализации в студенческом возрасте. Рассматриваются различные подходы к толкованию понятия «самореализация личности», выделяются аспекты самореализации, определяется роль образования в становлении готовности студентов к самореализации.
Самореализация личности относится к одной из актуальных проблем современной действительности. Сформулировнная в рамках психологии и философии, данная проблема получила дальнейшее исследование в педагогической науке, особенно в свете концепции личностно-ориентированного обучения и целостного подхода к развитию личности.
Согласно подходу, развиваемому гуманистической психологией (А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс):
- обучение основано на общечеловеческих ценностях;
- обучение есть процесс становления самореализующейся личности;
- развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувств, духа и тела;
-обучение осуществляется посредством собственной деятельности человека;
- характер учения для каждого человека индивидуально своеобразен;
- процесс обучения основан на внутренней мотивации, а также на потребности личности вступать в полноценное общение с другим;
- человек лучше всего обучается в обстановке заботы и поддержки, а не формального руководства [13, с. 148].
Предметом нашего исследования является разработка подходов к становлению готовности студентов к самореализации в профессиональной сфере. В задачи нашего исследования также входит изучение возможностей иностранного языка как средства содействия становлению готовности личности к самореализации.
Следует заметить, что именно в молодости происходит самоопределение личности в основных сферах жизнедеятельности. Исследова-
ния учёных показывают, что самореализация личности в профессиональной сфере предполагает следующие этапы: профессиональное самоопределение (выбор вида и направленности деятельности), становление в избранной профессии, профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности [11].
Студенческие годы рассматриваются как наиболее благоприятный этап становления готовности личности к самореализации в профессиональной сфере. Именно в это время наиболее полное развитие получают задатки и способности человека, корректируется ценностно-мотивационная сторона личности, формируются необходимые навыки, приобретаются знания. В этой связи задача образования в целом и преподавателя в частности - создать условия для самореализации творческих сил обучающихся в системе его взаимодействия с субъектами образовательной деятельности.
Что же понимается под самореализацией личности? Историография проблемы показывает, что реализация возможностей личности всегда была в центре внимания выдающихся учёных и мыслителей. В качестве наивысшей цели развития человека рассматривались: самопознание (Сократ); духовное самосовершенствование через обуздание чувств (Платон); реализация сущности, свободный выбор своей судьбы (Аристотель), духовное совершенствование через управление собой (Конфуций); самосохранение и самоутверждение во имя общественного блага (Сенека); «саморазвитие абсолютной идеи» (Г. Гегель, И. Кант, И. Фихте); самосозидание (Ф. Бэкон); движение к идеалу, авторство самого себя (Ф. Ницше); реализация идеи, духа (Г. Гегель); самоосуществление (К. Маркс); «проект сво-
бодного формирования себя» (Ж.П. Сартр); «стремление к превосходству, совершенству» (А. Адлер); самоактуализация, раскрытие потенциальных возможностей личности (А. Маслоу); нужда в духовной самореализации, социальная самореализация (Э. Фромм); жизнь личности - процесс непрерывного становления (Г. Оллпорт); способность и стремление к личному самосовершенствованию (К. Роджерс); духовная самореализация -«обожение человека» (В. Соловьёв) [3]. Таким образом, мы видим, что самореализация - неотъемлемое стремление человека, которое определяет всю его жизнедеятельность на протяжении любой эпохи.
В самом обобщённом плане самореализация личности рассматривается как выявление и развитие индивидом личностных способностей, талантов и возможностей во всех сферах деятельности и ассоциируется с категориями саморазвития, самоосуществления, самовыражения, самоутверждения, самоактуализации.
Самореализация - в иерархии потребностей А. Маслоу - высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Человек, стремящийся к самореализации, в большей степени живет в реальном мире, чем в мире абстрактных идей или стереотипов [14].
Саморазвитие - сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок [5].
Самоосуществление - процесс, предметом которого становится родовая человеческая сущность, стремление к приобщению, слиянию с ней и обретение тем самым возможной полноты своего существования как человека (Б.С. Братусь) [4].
Самовыражение рассматривается как активность субъекта, направленная на самореализацию, однако не достигающую желаемого эффекта личностного вклада (опредмечивания), т.е. не выливающуюся в деяние. Самовыражение представляет «эпифеномен самореализации, когда потребность в трансляции себя оказывается недостаточно подкреплённой соответствующей способностью» [8, с. 170].
Следует отметить, что нередко наблюдается отождествление понятий «самореализация» и «самоутверждение». Не разделяя мнение Л.Н. Когана относительно рассмотрения самоутверждения как итога, результата самореализации, Д.А. Леонтьев подчёркивает, что
различие между самореализацией и самоутверждением (квазисамореализацией) следует искать в их мотивационной основе. В самоутверждении «человек стремится получить общественное признание со стороны других, чтобы воспользоваться эффектом самореализации или квазисамореализации. Все перечисленные процессы - самореализация, самовыражение, саморазвитие, самоутверждение -тесно связаны с самопознанием самоотноше-нием, самооцениванием), которое выступает их когнитивной основой» [12, с. 171].
Часто также не различаются понятия «самореализация» и «самоактуализация». Вот что пишет А. Маслоу. «Самоактуализацию достаточно трудно определить, но ещё труднее ответить на вопрос: «А что стоит за самоактуализацией?» Или если хотите: «Что стоит за аутентичностью?» [14, с. 50].
Ряд авторов считает, что, говоря упрощённо, термин «самореализация» обычно употребляется в качестве более общего по отношению к самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию [13].
Р. Ассаждолли, отмечает, что этот термин используется для обозначения двух разновидностей повышения сознательности, расширения сознания, которые, будучи так или иначе связаны между собой, имеют, тем не менее, различную природу и проявляются различно. «Чаще всего под самореализацией подразумевается самоосуществление, т.е. психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека, - например, этических, эстетических, религиозных переживаний и форм деятельности. По своим признакам этот вид самореализации соответствует самоактуализации, как её описывает
А. Маслоу, и, наверное, предпочтительнее будет использовать последний термин, чтобы отличать данную разновидность самореализации от её другого вида, а именно, самореализации как самопостижения» [2, с. 43].
Психологическая теория самореализации личности, а также её прикладной аспект - самореализация личности в профессиональной сфере - достаточно полно разработаны в исследованиях Л.А. Коростылёвой [9, 10]. Говоря о сущности самореализации, автор акцентирует своё внимание на идее саморазвития, совместной деятельности, общения, творчества на основе ценностей и смыслов.
A.A. Коростылева определяет самореализацию личности как осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных
усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. В основе самореализации, по мнению автора, находится сбалансированное и гармоническое развитие различных аспектов личности путём приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие генетических, индивидных и личностных потенциалов. В самом общем виде самореализация как процесс реализации себя
- это осуществление самого себя в жизни и в повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени. Самореализация достигается тогда, когда у человека имеется сильный побудительный мотив личностного роста» [9, с. 52].
Мы разделяем мнение Б.С. Гершунского
о гуманистической направленности истинной самореализации, когда смысл существования каждого человека состоит в наиболее полной жизненной самореализации, что в свою очередь, означает максимально возможную пользу, которую он может принести самому себе, своим близким, обществу, в котором он живёт, и человеческой цивилизации [4].
Г.Н. Сериков также обращает внимание на ведущую роль смысла (замыслов), ценностей человека и определяет самореализацию как деятельность, направленную на претворение в действительность лично значимых замыслов, обусловливаемых ценностными ориентациями человека [16].
Детальный анализ проблемы показывает, что самореализация изучается в следующих аспектах: как цель, средство, явление, процесс, состояние, результат [10].
Самореализация как цель рассматривается в исследованиях самоактуализации личности, при этом акцентируется внимание на идее саморазвития («самость» - источник активности), творчества, самоорганизации, автономии, синергии (А.Г. Асмолов, К. Гольдштейн, Е.Е. Вахромов, А. Маслоу, П.И. Пидкасистый,
В.И. Слободчиков, Л.М. Фридман и т.д.).
Самореализация как состояние исследуется в связи с вопросом удовлетворённости самореализацией. Проявляя активность, рефлексируя, человек определяет свою позицию, своё место в социуме, т.е. самоопределяется, соотнося себя с другими людьми.
Самореализация как результат исследуется как определённый уровень личностного развития по критерию «успех-неуспех». Ре-
зультат самореализации - наличие свойств, способствующих самоосуществлению личности.
Рассматривая самореализацию как процесс и как результат, важно проследить динамику данного явления, поэтому целесообразно говорить о самопроектировании, самоуправлении и самоорганизации.
Итак, глубокий анализ научной литературы по философии, психологии, социологии, позволяет выявить следующие стороны самореализации личности.
Самореализация личности есть выявление и развитие индивидом личностных способностей, талантов и возможностей во всех сферах деятельности.
Самореализация связана с ценностями человека, которые формируют его убеждения, вырабатывают жизненную позицию, систему отношений к себе и к обществу. «...Личностная ценность проявляет себя как стабильный источник смыслообразования и мотивообразования, берущий свои истоки в социокультурном целом, к которому принадлежит субъект» [11]. Ценности являются источниками мотивации [1].
Личность - это социальная сущность человека. Регуляция процесса самореализации детерминируется смысложизненными и ценностными ориентациями. В процессе самореализации человек руководствуется тем или иным смыслом. Высокий уровень самореализации предполагает развитую систему смысловой регуляции [9]. Неверное понимание смысла жизни ведёт к ошибочности выбора целей и задач, которые люди ставят перед собой.
Самореализация связана с внутренней активностью человека, поиском себя, самопознанием (рефлексией), самооценкой. Помимо активности, вытекающей из базовых потребностей и направленной на адаптацию в конкретной ситуации, существует надситуативная, неадаптивная активность (В.А. Петровский). Активность выступает средством самореализации. «Целенаправленная поисковая активность перерастает в процесс саморазвития личности» [10, с. 4]. Человек может самоосу-ществить себя, только саморазвиваясь и самосовершенствуясь [10, с. 7]. Таким образом, самореализация связана с саморазвитием, процессами творчества, выходом за пределы собственного «Я».
Человек самореализуется в процессе общения с другими людьми, обогащаясь их опытом. Приобретение коммуникативного опыта
опыта происходит не только непосредственно (в процессе реального взаимодействия), но и опосредованно в ходе освоения элементов культуры (литература, кино, театр).
В этой связи, применительно к предмету нашего исследования, представляется важным развитие коммуникативной компетенции/компетентности будущих специалистов. Коммуникативная компетентность рассматривается как категория, регулирующая систему отношений к самому себе. Коммуникативная компетентность связана с особенностями выполняемых человеком ролей и предполагает адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, умение соотносить языковые средства с конкретными целями, ситуациями, условиями и задачами речевого общения [15, с. 293]. Например, для языковой компетенции/компетентности Совет Европы (1990) выделяет стратегическую, социальную, социолингвистическую, языковую и учебную составляющие.
Самореализация выступает и как проявление внутренней свободы, обусловленной осознанием своих духовных и физических возможностей, и как адекватное управление собой [7].
Обобщая изложенное выше, мы будем рассматривать самореализацию как процесс и итог целостного развития личности на основе саморазвития, сотворчества, содеятельности участников образовательного процесса.
Большой интерес представляют исследования П.Г. Горностая [5], занимающегося проблемой готовности личности к самореализации. Согласно позиции П.Г. Горностая, готовность (психологическая) личности к самореализации - это системное явление, проявляющееся в виде надситуативной (например, состояние вдохновения) или долговременной, устойчивой готовности, являющейся диалектическим единством психических состояний и свойств личности. Готовность представляет собой систему следующих сторон: личностной, функциональной, содержательной и оценочной. К формам проявления готовности к самореализации автор относит следующие блоки:
- отношение к себе, оценку своих возможностей;
-направленность - мотивы, потребности творчества и ценностные ориентации личности;
- творческие способности как фактор самореализации;
- операциональную систему - инструментарий, способствующий реализации потребности в самореализации (опыт, установки) [6].
Г.Н. Сериков определяет готовность к самореализации (с позиций педагогики) как «элемент самости, синтез природоопредлён-ных предпосылок и усвоенного (личного и социального) опыта» [16, с. 5]. Представление автора о составе готовности к самореализации можно представить следующим образом:
-эмоциональное отношение к себе, своему положению в мире;
- интеллектуальная просвещённость в че-ловекознании: сознательность, действенность, умелость по отношению к усваиваемому опыту в целом или его отдельным аспектам, самопознание;
-личный опыт самоуправления процессами самореализации (самооценка, самодиагностика, самоанализ, самопрогноз);
- физическое и духовное здоровье.
Как мы видим, позиции авторов во многом совпадают. Функциональное назначение готовности к самореализации человеком своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях автор видит в том, чтобы каждый человек «открывал» перспективы своего существования с окружением и с собой, находил в них оптимистические ориентиры и стремился реализовать себя в них. Для нас важным является заключение Г.Н. Серикова о роли образования в становлении готовности к самореализации. Образование должно быть гуманным. Направленность гуманного образования на развитие готовности участников образования к самореализации своих сущностных свойств (в социальноприемлемых проявлениях) означает, во-первых, мобилизацию внутренних потенциалов на самоопределение своей «Я-концепции» и на практическое осуществление своих намерений; а во-вторых, всемерную поддержку со стороны партнёров, участников образования, в процессах самореализации [16].
Нам импонирует позиция A.B. Хуторского, его понимание сущности современного образования как процесса индивидуальной творческой самореализации учащихся [18, 19]. Предлагагаемая автором модель эвристического обучения основана на идее самоорганизации, самоконструирования обучающимися собственного смысла, целей и содержания образования. Данный подход, на наш взгляд, согласуется с кредитно-модульной системой обучения, которая рассматривается в качестве
перспективного направления развития отечественной системы высшего образования.
Итак, на основании вышеизложенного, готовность к самореализации мы будем понимать как состояние личности, которое характеризует определённый уровень компетентности, степень полноты сформированное™ ценностно-мотивационной стороны личности, творческих способностей и опыта деятельности.
Гуманистическое личностно-ориентирован-ное образование представлено как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности [17]. При разработке подходов к становлению готовности к самореализации мы будем придерживается культурно-гуманистической ориентации образования, которая акцентирует внимание на следующих функциях образования:
- развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
- формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптации к социальной и природной сфере;
-обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
- овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
- создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций [17, 18,19].
Задача образования - показать, комплекс каких способностей и качеств личности нужно развить для самореализации человека.
Литература
1 Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г Асмолов. - Москва - Воронеж, 1996. -768 с.
2. Ассаджолли, Р. Психосинтез. Серия «Актуальная психология»; пер. с англ. - М.: Реф-бук/Р. Ассаджолли. -Л.: Ваклер, 1997. -320 с.
5. Бурая, Л.В Творческая самореализация школьника в системе интегрированных уроков искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. В. Бурая. - Белгород: Белгородский гос. ун-т, 2002. - 23 с.
4. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования
ценностей и целей образования /Б.С. Гершунский - Педагогика - 2003. - №10. - С. 3-7.
5. Горностай, П.Г. Готовность личности к самореализации как психологическая проблема / II.Г Горностай. - http://hpsy.ru /риЫгс/х1359. htm.
7. Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию: учебник для вузов / В.Е. Кемеров. -М.: Академический проспект, 2001 - 314 с.
8. Коган, Л.Н. Самореализация личности как социальный процесс // Социально-культурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе: сб. статей / Л.Н. Куган. - Свердловск: УНЦ АН СССР, 1983.-С. 19-23.
9. Коростылёва, Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л.А. Коростылёва. - СПб.: Изд-во «Речь», 2005. - 222 с.
10. Коростылёва, Л.А. Пути профессиональной и личностной самореализации человека: учебное пособие / Л.А. Коростылёва. -СПб, 1997-97 с.
11. Леонтьев, Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. - М.: Изд-во «Смысл», 1999. -484 с.
12. Леонтьев, Д.А. Самореализация и сущностные силы человека / ДА. Леонтьев //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М. : Смысл, 1997. - 336 с.
13. Кулюткин, Ю.Н., Личность, внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. -СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых, совместно с изд-вом «Тускарора». 1996. -175 с.
14. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы; пер. с англ. / А. Маслоу. - М. : Смысл, 1999. - 425 с.
15. Психология: учебник / под ред. A.A. Крылова. - М.: ПБОЮЛМ.А. Захаров, 2001. -584 с.
16. Сериков, Г.Н. Системный анализ понятия «готовность к саморазвитию человеком своих сущностных свойств» // Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов: тематический сборник научных трудов. / Г.Н. Сериков. - вып. 3. - Челябинск: Изд-во «Хозяин», 1999. -120 с.
17. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
18. Хуторской, A.B. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения /A.B. Хуторский. - М.: МГУ, 2003.
- 415 с.
19. Хуторской, A.B. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя / A.B. Хуторской. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.