ББК 4421.2+4481.442.2
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ СТАНОВЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
Е.В. Ананьина ОТИМИФИ
В статье проведен анализ психолого-педагогической литературы с целью определения содержания понятия «педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению», на основе чего уточнено это понятие.
Современные условия развития общества предъявляют соответствующие требования и к современному человеку. Безусловно, это должна быть свободная, творчески мыслящая и гармонически развитая личность. Необходимо, чтобы этой цели - формированию человека, индивидуальности - отвечала современная образовательная система.
Именно поэтому сейчас актуальным является реализация принципа гуманизма в образовании. Гуманное образование призвано помогать (содействовать) развитию у участников образования специальных способностей, опираясь на которые они могли бы самостоятельно адаптироваться к условиям среды обитания и реализовать в них социально приемлемые проявления своих сущностных свойств [10]. Такие специальные способности человека составляют его готовность к самореализации своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях. Более того, гуманное образование направлено на то, чтобы содействовать укреплению жизнеспособности проявлений участниками образования своих сущностных свойств, сохранению их здоровья и эмоционального позитива в отношении к образованию.
В соответствии с положениями гуманного образования наше исследование направлено на педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению посредством опоры на индивидуальные способности, возможности и потребности учащихся.
Педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению происходит, в частности, в образовательном процессе.
Г.Н. Сериков подробно раскрывает понятие «образовательный процесс» в своих исследованиях. Под образовательным процессом он понимает «продвижение учащихся к образованности, осуществляемое во взаимодействии с другими учащимися и (или) с педагогическими работниками, либо самостоятельно, с применением специально разработанных средств и при наличии определенным образом организованных условий» [9, с. 9].
Г.Н. Сериков выделяет специфический феномен образования - учебно-педагогическое взаимодействие. Речь идет о взаимодействии учащихся и педагогических работников, направленном на совместное выполнение каждым из них своих функций. В этом смысле участники образования становятся партнерами. Учебно-педагогическое взаимодействие может осуществляться через непосредственные контакты между партнерами в общении, в совместном решении учебных задач, во взаимосо-действии друг другу. В своих исследованиях Г.Н. Сериков подчеркивает, что «роль педагога, учителя ... сводится к созданию условий, в которых человек, получающий свое образование, мог бы удовлетворить свои душевные, духовные и образовательные потребности. Такой подход предполагает не руководство образованием учащихся, а сопровождение образованию» [10, с. 147].
Отметим, что учебно-педагогическое взаимодействие является ведущим фактором образования при соблюдении следующих условий:
• если процесс образования непрерывен, но при этом в нем выделяются специально организованные педагогом ситуации-события, проживая которые учащийся приобретает опыт отношения к различным сфе-
Ананьина Е.В.
Педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному...
рам бытия и взаимоотношения с ними; если этот опыт присваивается в ситуации-событии не всеми учащимися одновременно, а в зависимости от индивидуальной траектории развития каждого;
участники учебно-педагогического взаимодействия находятся в субъект-субъектной позиции по отношению друг к другу;
педагог осуществляет не только коррекцию образовательной траектории учащихся, но и всячески поддерживает их стремление к собственному росту, способствуя формированию эмоционально-ценностных отношений к различным событиям и явлениям жизни, собственному образу и жизни;
педагог обращает внимание не только на внешнее проявление образованности, но и на внутренний (духовный) мир, культурный уровень учащегося;
педагог стремится, чтобы учащийся в любой возникающей ситуации мог сделать правильный выбор, был способен совершить усилие, способствующее его самоопределению, самосовершенствованию;
в проектировании ситуации развития учащемуся отведена роль активного субъекта, ответственного за собственный личностный рост, когда он сознательно, в сотрудничестве с педагогом определяет цели саморазвития, самоопределения.
Таким образом, учебно-педагогическое взаимодействие является одним из способов активизации саморазвития, самоактуализации и самоопределения ребенка. Его дополнительный эффект состоит в межиндивидуаль-ном влиянии, базирующемся на взаимопонимании, межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке.
Следовательно, становление готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в образовательном процессе необходимо осуществлять при помощи, поддержке, управлении и контроле педагога в процессе учебно-педагогического взаимодействия.
Педагогическая поддержка - особая педагогическая деятельность, обеспечивающая индивидуальное развитие (саморазвитие) ребенка, но исходящая из признания того, что поддерживать можно только то, что уже есть в наличии. Идея педагогической поддержки была предложена О.С. Газманом [3]. Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его интересов, целей, возможностей и путей пре-
одоления возникающих проблем. О.С. Газман выделил разновидность педагогической поддержки - педагогическое содействие. О педагогической поддержке принято говорить при возникновении проблем у ребенка, тогда как о педагогическом содействии упоминают при способствовании успеху, создании условий для его развития.
Рассмотрим различные трактовки понятия «педагогическое содействие». Русский толковый словарь определяет содействие как помощь, поддержку [4, с. 651]. В то же время, содействие - «деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь» [7, с. 743]. В педагогической науке термин «содействие» означает «создание условий для проявления заложенных в личности задатков» [8, с. 542].
Педагогическое содействие - это по своей сути помощь, поддержка, которая оказывается педагогом. Г.Н. Сериков отмечает, что педагогическое содействие - это специфический аспект педагогической деятельности, который представляет собой особый вид влияния на образующихся людей путем предъявления для усвоения специальным образом организованного содержания образования. Кроме того, педагогическое содействие предполагает и организацию условий усвоения этого содержания, и стимулирование активной образовательной деятельности, и контроль ее результативности [11]. Педагогическое содействие -это особый вид взаимодействия обучающегося и обучаемого, в котором реализуются субъект-субъектные отношения.
В своем диссертационном исследовании Т.А. Мельникова приходит к выводу, что «педагогическое содействие - это помощь, поддержка со стороны преподавателя, которая оказывается обучаемым для достижения ими конкретных целей» [6, с. 38].
Бурнатова Н.П. раскрывает профориентационное содействие как целенаправленную деятельность педагогов, основанную на профориентационных знаниях, умениях и направленную на оказание квалифицированной помощи школьникам в профессиональном самоопределении [2].
Педагогическое содействие самоопределению молодежи Лукьянов В.М. рассматривает как психолого-педагогическую деятельность и как специально организованный, целенаправленный процесс активизации профессионального самоопределения в условиях педагогического взаимодействия [5].
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 11
125
Теория и методика общего образования
Обобщая вышесказанное, приходим к выводу, что педагогическое содействие определяется исследователями и как особый вид педагогической деятельности, и как создание специальных условий в образовательных системах. Но деятельность педагога и должна быть направлена на создание условий, благоприятных для развития учащихся.
Принимая во внимание тему нашего исследования, педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению имеет смысл понимать как оказание помощи школьникам в процессе становления готовности к профессиональному самоопределению. Практически это означает создание в образовательном процессе таких условий, которые способствуют становлению названной готовности.
Педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению - сознательная деятельность педагога, направленная на создание условий учебно-педагогического взаимодействия с целью оказания помощи (под держки) учащимся в их деятельности, направленной на профессиональное самоопределение.
Перечислим аспекты деятельности педагога, которые входят в педагогическое содействие становлению готовности к профессиональному самоопределению. Отметим, что отправной точкой отсчета эффективности деятельности педагога необходимо считать определенные результаты деятельности учащихся [1]. Поэтому, во-первых, важно вызвать интерес, сформировать потребность учащихся к профессиональному самоопределению. Во-вторых, необходимо помочь учащимся с правильным выбором направления профессионального самоопределения, которое соответствовало бы не только их желаниям и стремлениям, но и способностям и задаткам. В-третьих, важно вооружить учащихся знаниями и умениями, которые необходимы в осуществлении собственной деятельности, направленной на профессиональное самоопределение.
В результате, на заключительном этапе обучения в средней школе цель поступления в выбранный вуз и обучение в нем окажутся
старшекласснику «по зубам», построение его дальнейшей профессиональной карьеры будет более успешным.
В итоге выиграют все: учащиеся - как личности, общество и государство получат более квалифицированные кадры.
Литература
1. Белухин, Д. А. Личностно ориентированная педагогика / Д.А. Белухин. - М.: Московский психолого-социалъный институт, 2005. - 448 с.
2. Бурнатова, Н.П. Формирование готовности педагогов к профориентационному содействию школьникам (в системе повышения квалификации): автореф. дис. ... канд. пед. наук /Н.П. Бурнатова. - Челябинск, 2004. - 22 с.
3. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Б. Евладова., Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
4. Лопатин, В.В. Русский толковый словарь / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. - М.: Рус. яз., 1988. -832 с.
5. Лукьянов, В.М. Педагогическое содействие самоопределению молодежи на военную профессию: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.М. Лукьянов. - Челябинск, 1999. - 23 с.
6. Мельникова, Т.А. Педагогическое содействие становлению готовности студентов к самореализации: дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Мельникова. - Челябинск, 2004. - 240 с.
7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. -М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. - 944 с.
8. Педагогический словарь. - М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960. -774 с.
9. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.
10. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. -416 с.
11. Сериков, Г.Н. Педагогика. Книга 1: Объект исследований / Г.Н. Сериков. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.-440 с.