Научная статья на тему 'Сетевая организация взаимодействия образовательных организаций общего и профессионального образования в сфере профориентационной деятельности'

Сетевая организация взаимодействия образовательных организаций общего и профессионального образования в сфере профориентационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1276
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / СОДЕРЖАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE SPHERE OF CAREER GUIDANCEACTIVITIES / INTERACTION OF EDUCATIONAL SUBJECTS / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CAREER GUIDANCE / CAREER GUIDANCE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / NETWORK FORMS OF IMPLEMENTATION OF CURRICULUM / CAREER GUIDANCE CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буров Константин Сергеевич

Актуализируется проблема обоснования и выбора технологий взаимодействия образовательных организаций по вопросам профориентации учащихся, что обусловлено спецификой процесса профессионального самоопределения, многоаспектностью содержания профориентационной деятельности в образовательных организациях, наличием теоретико-методологических подходов и перспективных технологий социально-педагогического партнерства, реализующихся в практике российского образования в сетевой форме. На основе анализа этих предпосылок, в статье описывается организация взаимодействия образовательных организаций общего и профессионального образования по вопросам профориентации в содержательном, результативном и организационном аспектах. При этом данные аспекты уточняются для уровней учебно-педагогического, профессионально-педагогического и административного уровней, что может служить основанием для проектирования сетевых программ сопровождения профессионального самоопределения и технологий их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF NETWORK INTERACTION BETWEEN GENERAL AND PROFESSIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS IN THE SPHERE OF CAREER GUIDANCE ACTIVITIES

The article gives the rationale and explains the choice of interaction technologies used by the educational institutions in the area of career guidance of students. The urgent need to do this is justified by the specific nature of the professional self-identification, by the multi-dimensional character of the content of career guidance activities in the educational institutions, by the emerging technologies and new network forms of socialpedagogical partnership realized in Russian education. On the basis of the prerequisites analyzed the content, results and organizational aspect of the interaction between general and professional education organizations on the issues of career guidance are described. The content, results and organizational aspect are specified for the educational, pedagogical-professional and administrative levels. The results may be used for the design of network programs, for the support of professional self-determination, and for the implementation technique development.

Текст научной работы на тему «Сетевая организация взаимодействия образовательных организаций общего и профессионального образования в сфере профориентационной деятельности»

УДК 378.048.45

ББК Ч448.44 + Ч448.478

СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К.С. Буров

Актуализируется проблема обоснования и выбора технологий взаимодействия образовательных организаций по вопросам профориентации учащихся, что обусловлено спецификой процесса профессионального самоопределения, многоас-пектностью содержания профориентационной деятельности в образовательных организациях, наличием теоретико-методологических подходов и перспективных технологий социально-педагогического партнерства, реализующихся в практике российского образования в сетевой форме. На основе анализа этих предпосылок, в статье описывается организация взаимодействия образовательных организаций общего и профессионального образования по вопросам профориентации в содержательном, результативном и организационном аспектах. При этом данные аспекты уточняются для уровней учебно-педагогического, профессионально-педагогического и административного уровней, что может служить основанием для проектирования сетевых программ сопровождения профессионального самоопределения и технологий их реализации.

Ключевые слова: взаимодействие образовательных организаций в сфере профориентационной деятельности, профессиональное самоопределение, профориентационная деятельность образовательных организаций, сетевые формы реализации образовательных программ, содержание профориентационной деятельности.

В современном социуме все больше внимания уделяется вопросам профориентации населения, особенно в условиях интеграции образования и бизнеса. Профессиональное самоопределение личности при этом протекает на протяжении всей жизни, при этом, на каждом жизненном отрезке профессиональное самоопределение имеет разные задачи для конкретной личности. Таким образом, профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс поэтапного принятия решений по согласованию личностных и общественных интересов, и выбору направления профессиональной деятельности и соответствующего уровня образования [8, 14, 19].

Особенно важным в этом плане является развитие готовности к выбору направления профессионального образования, что является начальным этапом профессионального самоопределения. На этом этапе важно развить самостоятельность суждений о выбираемой профессии, возможность адекватно соотносить личные ресурсы с уровнем притязаний [5, 14]. Обеспечить содействие развитию учащегося в сфере профессионального само-

определения, предоставить целенаправленную, систематизированную, исчерпывающую информацию возможно только на основе взаимодействия образовательных организаций, имеющих соответствующую инфраструктуру, ресурсы, владеющие отработанными технологиями взаимодействия в том числе и на сетевой основе.

Важной тенденцией современного образования можно считать усиление преемственности уровней образования, которое прослеживается не только на уровне образовательных стандартов, но и на уровне внешних связей образовательных организаций, которые планируются и реализуются не только по образовательным, но и по социальным проблемам [6, 13, 16-18]. В частности проблема содействия профессиональному самоопределению мыслиться как непрерывный процесс. Таким образом, с точки зрения педагогической науки взаимодействие образовательных организаций будет базироваться на принципах непрерывности, преемственности [3, 9,

15, 16].

Если анализировать содержание проф-

ориентационной деятельности, можно заметить, что весь спектр информации и процедур не может быть реализован в одной организации. Так сведения о профессиях, должны включать не только информацию о возможных сферах профессиональной деятельности, типах и видах профессий, но и понятие о связи профессий с изучаемыми предметами и технологиями, данные о востребованности профессий на рынке труда, особенностях регионального рынка труда, общее представление о связи профессии и профессионального образования, перечень профессий, которые можно получить в учреждениях профессионального образования и т. д. Сведения о личных ресурсах также не ограничиваются знанием уровня образованности и типа характера, но и результаты специфических профориентационных тестов и т. д. [11, 14, 16, 17, 19]. Таким образом, профориентационная деятельность, имея целью подготовку личности учащегося к выбору профессии, должна быть целенаправленной, системной, многоаспектной, организовываться на основе взаимодействия образовательных организаций.

В своих статьях мы уже отмечали, что под взаимодействием образовательных организаций в сфере профориентации мы понимаем социальное сотрудничество, проявляющееся в направленности на решение проблемы профессионального самоопределения учащихся, обладающее признаками общности целей и задач, интеграции ресурсов в содержании, формах и методах профориетационной деятельности, наличия организационных

структур, курирующих профориентационную деятельность [2, 3]. Однако с точки зрения управления образовательными системами, данное взаимодействие можно реализовать с помощью различных технологий, среди которых предпочтительными окажутся наиболее действенные, результативные, экономичные. Таким образом, актуализируется проблема обоснования моделей и технологий реализации взаимодействия образовательных организаций в области профориентации.

Одной из наиболее перспективных технологий межорганизационного взаимодействия можно признать взаимодействие в сетевой форме. Под сетевым взаимодействием образовательных организаций подразумевается совместная деятельность, в результате которой формируются совместные группы обучающихся для освоения образовательных

программ с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. Это позволяет интегрировать ресурсы образовательных организаций на основе социальнопедагогического партнёрства, равноправного сотрудничества представителей группы, специально организованного для решения образовательных задач, основанное на равноправии, добровольности, толерантности, доверии к профессиональной подготовленности коллег, уважении и взаимном учете интересов. При этом, приобщаясь к таким отношениям, субъекты взаимодействия вкладывают личный ресурс, вызывая синергетический эффект [4, 6, 7, 10, 12].

По мнению ученых, содержанием понятия сети является синхронизация процессов для получения запланированных результатов. Причем такая синхронизация, которая повышает скорость и связность целого, называемого сетью. Отношения связанности и коммуникации при этом сокращают расстояния и время. Связность повышает адаптационный потенциал целого и делает экономию времени и сокращение расстояний [1, 13]. Все это в целом повышает экономичность сетевой технологии взаимодействия.

Такое взаимодействие, на наш взгляд, следует осуществлять на учебно-педагогическом, профессионально-педагогическом и административном уровнях. В соответствие с гуманно ориентированным подходом цели, содержание и организационные формы должны учитывать социальный заказ на развитие учащихся в аспекте их подготовки к выбору профессии. Следовательно, наиболее важными здесь являются цели, содержание и организация учебно-педагогического взаимодействия. Профессионально-педагогическое и административное взаимодействие при этом будет направлено на сопровождение данной деятельности [3, 15].

Целью учебно-педагогического взаимодействия будет служить развитие готовности к выбору профессии, задачами - подготовка к выбору профессии, подготовка к выбору направления профессионального образования. Содержание учебно-педагогического взаимодействия может описываться модульной программой для учащихся: «Содействие профессиональному самоопределению и выбору направления профессионального образования». Программа проектируется с учетом модульного и компетентностного подходов и может

реализовываться на разных этапах образования, обеспечивая при этом преемственность в целях и результатах.

Модуль 1. Сведения о мире профессий.

Сведения о сферах профессиональной деятельности, типах и видах профессий. Связь профессий с изучаемыми предметами и технологиями. Востребованность профессий на рынке труда. Особенности регионального рынка труда.

Модуль 2. Сведения о профессиональной направленности общего образования.

Представление о профиле общего образования и связи преподаваемых предметов со сферой профессиональной деятельности. Перечень курсов по выбору, сетевых программ, возможностей и направлений дополнительного образования. Технология проектирования индивидуальной образовательной траектории.

Модуль 3. Сведения о сфере профессионального образования.

Общее представление о связи профессии и профессионального образования. Представление об уровнях образования и их связи с получаемой профессией (среднее профессиональное образование, высшее образование: академический, прикладной бакалавриат/ специалитет). Перечень направлений подготовки и профессий, которые можно освоить в рамках профессионального образования в университете и учреждениях среднего профессионального образования. Перечень факультетов, на которых можно освоить соответствующую специальность,

Модуль 4. Сведения о процедурах смены ступеней образования.

Общее представление о ЕГЭ и вступительных испытаниях. Перечень, формы и программы вступительных испытаний для конкретной специальности. Минимальное количество баллов по результатам ЕГЭ.

Модуль 5. Личные ресурсы необходимые для получения конкретной профессии.

Индивидуальный уровень здоровья для конкретной профессиональной сферы. Индивидуальный уровень образованности для конкурентного направления подготовки. Психологические и личные качества, необходимые для конкретной профессии.

Такая программа может реализовываться поэтапно. В результате освоения учащиеся повышают уровень готовности к выбору профессии, т. е. готовы определиться с выбором направления профессионального образования,

в компетентностном плане результаты можно охарактеризовать следующим образом:

- свободно ориентируется в мире профессий;

- понимает значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;

- понимает содержание профессиональной деятельности выбранной сферы профессий;

- демонстрирует интерес к выбранной сфере профессиональной деятельности;

- подготовлен к осознанному выбору профессии в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;

- способен к построению индивидуальной образовательной траектории;

- личные ресурсы соответствуют выбранному направлению профессионального образования [16, 17].

Устойчивой структурой, совместным субъектом, курирующим деятельность, могут выступать образовательные округа, включающие ряд образовательных организаций, объединенных общей целью, при ведущей роли учреждения высшего образования. Для реализации такой программы необходимо определиться с содержанием работы, системой отношений, распределения компетенций, участников сети для достижения синергетического эффекта, ресурсами и обеспечением.

Формы учебно-педагогического взаимодействия: освоение основной образовательной программы в рамках ФГОС, углубленное изучение предметов, профильное обучение, научная работа учащихся, информирование о рынке труда и сфере профессионального образования, организация участия в олимпиад-ном движении, организация участия в профориентационных мероприятиях, психологическое консультирование, дистанционное

обучение, организация процесса по набору абитуриентов (приемная комиссия), создание справочника профессий, углубленное изучение предметов, подготовка к сдаче ЕГЭ, профориентационное тестирование, психологические консультации, выставки, фестивали, конкурсы, спортивные мероприятия и т. д.

На профессионально-педагогическом

уровне субъектами взаимодействия выступают только педагогические работники. Целью взаимодействия будет повышение квалификации и разработка методических средств обеспечения взаимодействия образовательных

учреждений в подготовке к выбору направления профессионального образования. Содержанием профессионально-педагогического

взаимодействия будет создание и согласование методического обеспечения профориентационной деятельности, инициирование инноваций содействия профессиональному выбору учащихся, обмен информацией, обмен опытом профориентационной деятельности, обсуждение содержания совместной профориентационной работы и т. д.

Устойчивой структурой, совместным субъектом, курирующим деятельность, может служить методический ресурсный центр, созданный как административная единица, либо как виртуальная структура в виде портала данных [7]. Формы взаимодействия на профессионально-педагогическом уровне: методическая работа, научная работа, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации педагогов, научные мероприятия (конференций, семинаров, симпозиумов и т. д.), проводимых учреждением; программы, проекты, конкурсы, гранты, в которых планирует принять участие учреждение на совместной основе.

На административном уровне ставится цель организации, стимулирования, контроля взаимодействия образовательных учреждений в подготовке к выбору направления профессионального образования. На этом уровне решаются задачи: структурирование управления, создание общественных органов курирующих профориентацию, планирования и реализации сетевых проектов, координация деятельности, разработка управленческих решений [15]. Устойчивой структурой, совместным субъектом, курирующим деятельность, может служить координационный совет по профориентации.

В его компетенции могут входить постановка задач профессиональной ориентации; подготовка предложений по новым направлениям подготовки специалистов, разработка мероприятий по развитию профориентационной работы, реализация плана мероприятий, способствующих повышению престижа профессий; разработка конкретных проектов, направленных на развитие профориентационной работы; подготовка рекомендаций по организации взаимодействия образовательных организаций, органов управления образованием, представителей промышленности и бизнеса; подготовка предложений по созданию инфор-

мационной системы координации деятельности в сфере профориентации; подготовка предложений по обеспечению ресурсами направлений в развитии профориентационной работы; обмен данными о поступлении в учреждения профессионального образования, об успешности освоения образовательной программы; проведение научно-практических конференций; осуществление контроля исполнения требований приказов.

Субъектами управления выступают: администрация, педагогический совет, научнометодический совет, факультеты, кафедры образовательных организаций. В их компетенции входят: распределение компетенций, разработка нормативно-правовой базы, разработка концепции содержания профессионально-педагогического взаимодействия и уточнение ее в виде программ и планов деятельности на уровне образовательной организации; создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; разработка мер стимулирования педагогов образовательного учреждения; разработка мер информационно-коммуникативного характера; инициирование инноваций содействия профессиональному выбору учащихся; создание педагогического коллектива, способного к инновационным преобразованиям; организация экспериментальной работы по апробации инноваций координацию общего методического замысла образовательного процесса; контроль качества образования по обобщенным критериям и др.

Формы взаимодействия административного уровня: проведение заседаний координационного совета, осуществление инноваций содействия профессиональному выбору учащихся; постановка задач профессиональной ориентации; обмен информацией (данные о поступлении в учреждения профессионального образования, об успешности освоения образовательной программы); создание и наполнение сайтов, обеспечение обратной связи.

Таким образом, мы актуализировали необходимость научного обоснования отбора технологий взаимодействия образовательных организаций по проблеме взаимодействия в области профориентации, представили воз-

можности использования сетевых технологий реализации образовательных программ, направленных на сопровождение профессионального выбора учащихся. Представили подходы к разработке и собственное видение организации взаимодействия образовательных организаций общего и профессионального образования по вопросам профориентации на сетевой основе, описав их в содержательном, результативном и организационном аспектах. Данные сведения представляют собой основание для проектирования сетевых образовательных программ, направленных на подготовку учащихся к профессиональному самоопределению, а также организацию взаимодействия образовательных организаций на основе социально-педагогического партнерства.

Литература

1. Брысина, Т.Н. Сетевой принцип организации социума, науки, образования / Т.Н. Брысина // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1. - С. 36-38.

2. Буров, К.С. О понятии «взаимодействие субъектов образования» / К.С. Буров // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф., 26-27 дек. 2013 г. / Науч.-информ. издат. центр «Институт стратегических исследований». - М. : Спецкнига, 2013. - С. 35-36.

3. Буров, К.С. Обоснование проблемы взаимодействия субъектов образования в подготовке учащихся к выбору направления профессионального образования / К.С. Буров // Topical areas of fundamental and applied research II. - Vol. 3. - Create Space. - North Charleston, SC. - USA, 2013. - P. 61-64.

4. Весна, Е.Б. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ / Е.Б. Весна, А.И. Гусева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 1-16.

5. Воронина, Е.В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников / Е.В. Воронина // Концепт. - 2013. - № 04 (апр.). - http://e-koncept.ru/2013/13081.htm.

6. Жадан, И.Г. Социальное партнерство учреждений общего и профессионального образования в условиях сетевой организации профильного обучения /И.Г. Жадан // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 5. - С. 55-58.

7. Зазулин, А.В. Обеспечение доступно-

сти качественного образования через организацию сетевого взаимодействия внутри школьного округа в режиме on-line / А.В. Зазулин // Соврем. информ. технологии. - 2008. -№ 8. - С. 129-131.

8. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2007. - 240 с.

9. Зуева, Ф.А. Концептуальные позиции педагогического содействия развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в аспекте внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Ф.А. Зуева // Сибир. пед. журн. - 2011. - № 12. - С. 299-308.

10. Каракозов, С.Д. Сетевая организация образования: Тенденции и перспективы / С.Д. Каракозов, К.Г. Митрофанов // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4 (29). -С. 180-182.

11. Леонов, С.Д. Сравнительный анализ современных программ по профориентации и профессиональному самоопределению подростков / С.Д. Леонов // Сб. науч. тр. SWORLD. -

2010. - Т. 21, № 1. - С. 28-37.

12. Макарова, Л.Н. Организация сетевого сотрудничества учреждений дополнительного образования детей с образовательными учреждениями как способ реализации моделей профильного обучения /Л.Н. Макарова, Ю.Н. Хорохорина // Гаудеамус. - 2010. -№ 1 (15). - С. 137-140.

13. Молочкина, Н.Ю. Сетевая модель как механизм управления образовательным процессом в общеобразовательной школе /

Н.Ю. Молочкина // Перспективы науки. -

2011. - № 27. - С. 54-57.

14. Пряжников, Н.С. Профориентация

в школе: игры, упражнения, опросники

(8-11 классы) /Н.С. Пряжников. - М.: ВАКО, 2005. - 288 с.

15. Сериков, Г.Н. Управление образовательным учреждением: учеб. для студентов пед. специальностей. В 2 ч. Ч. 1: Явление и понятия / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ: ИЦ «Уральская академия», 2007. -280 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - http://standart.edu.ru/Catalog. aspx?CatalogId=2588.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=6408.

18. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Рос. газ. - 2012. - 31 дек. - № 5976.

19. Чистякова, С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассника / С.Н. Чистякова. - М.: Нов. шк., 2004. - 112 с.

Буров Константин Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected].

Поступила в редакцию 15 февраля 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” _______________2014, vol. 6, no. 2, pp. 26-32

ORGANIZATION OF NETWORK INTERACTION BETWEEN GENERAL AND PROFESSIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS IN THE SPHERE OF CAREER GUIDANCE ACTIVITIES

K.S. Burov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]

The article gives the rationale and explains the choice of interaction technologies used by the educational institutions in the area of career guidance of students. The urgent need to do this is justified by the specific nature of the professional self-identification, by the multi-dimensional character of the content of career guidance activities in the educational institutions, by the emerging technologies and new network forms of social-pedagogical partnership realized in Russian education. On the basis of the prerequisites analyzed the content, results and organizational aspect of the interaction between general and professional education organizations on the issues of career guidance are described. The content, results and organizational aspect are specified for the educational, pedagogical-professional and administrative levels. The results may be used for the design of network programs, for the support of professional self-determination, and for the implementation technique development.

Keywords: interaction of educational organizations in the sphere of career guidance activities, interaction of educational subjects, professional self-determination, career guidance, career guidance activities of educational organizations, network forms of implementation of curriculum, career guidance content.

References

1. Brysina T.N. [Network Principle of Organization of Society, Science, Education]. Modern Problems of Science and Education, 2006, no. 1, pp. 36-38. (in Russ.)

2. Burov K.S. [The Notion of Interaction of the Subjects of Education]. Teoreticheskie i metodologi-cheskie problemy sovremennogo obrazovaniya: materialy XV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 26-27 dekabrya 2013 goda [Theoretical and Methodological Problems of Modern Education: Proceedings of the XV International Scientific-Practical Conference on 26-27 December 2013]. Moscow, Speckniga Publ., 2013, pp. 35-36. (in Russ.)

3. Burov K.S. [The Problem of Interaction of the Subjects of Education in Preparing Students for the Choice of Direction Professional Education]. Topical Areas of Fundamental and Applied Research II, Create Space, 2013, vol. 3, pp. 61-64. (in Russ.)

4. Vesna E.B. [Models of Interaction of Organizations in the Network Form of Realization of Educational Programs]. Modern problems of science and education, 2013, no. 6, pp. 1-16. (in Russ.)

5. Voronina E.V. [Pedagogical Support Forming of Readiness for Professional Self-Determination of Pupils]. Available at: http://e-koncept.ru/2013/13081.htm (accessed 3.02.2014).

6. Zhadan I.G. [Social Partnership of Institutions of General and Professional Education in Conditions of Network Organization of Specialized Education]. Higher Education Today, 2010, no. 5, pp. 55-58. (in Russ.)

7. Zazulin A.V. [The Provision of Quality Education through Networking within the School District is in the On-Line Mode]. Modern Information Technologies, 2008, no. 8, pp. 129-131. (in Russ.)

8. Zeer Je.F. Psihologiya professional'nogo razvitiya [Psychology of Professional Development]. Moscow, Akademiya Publ., 2007. 240 p.

9. Zueva F.A. [Conceptual Positions of the Pedagogical Assistance to Development of Professionally Important Personal Resources of High School Students in the Aspect of Implementation of Federal State Educational Standards of General Education]. Siberian pedagogical magazine, 2011, no. 12, pp. 299-308. (in Russ.)

10. Karakozov S.D. [The Networking of Education: Trends and Prospects]. World of Science, Culture, Education, 2011, no. 4 (29), pp. 180-182. (in Russ.)

11. Leonov S.D. [Comparative Analysis of Modern Programmes of Vocational Guidance and Professional Self Forteens]. Proceedings of the SWORLD, 2010, vol. 21, no. 1, pp. 28-37. (in Russ.)

12. Makarova L.N. [The Promotion of Networking of Institutions of Additional Education of Children with Educational Institutions as a Way of Realization of the Models of Profile Education]. Psychological and Pedagogical Journal Gaudeamus, 2010, no. 1 (15), pp. 137-140. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Molochkina N.Ju. [The Network Model as a Mechanism of Management of Educational Process in Schools]. Prospects of Science, 2011, no 27, pp. 54-57. (in Russ.)

14. Prjazhnikov N.S. Proforientatsiya v shkole: igry, uprazhneniya, oprosniki (8-11 klassy) [Vocational Guidance in the School: Games, Exercises, Questionnaires (8-11 Grades)]. Moscow, VAKO Publ., 2005. 288 p.

15. Serikov G.N. Upravlenie obrazovatel'nym uchrezhdeniem. Chast' 1: yavlenie i ponyatiya [The Management of the Educational Institution. Part 1: the Phenomenon and Concepts]. Chelyabinsk, South Ural State University Publ., 2007. 280 p.

16. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of General Education]. Available at: http://standart.edu.ru/Catalog. aspx?CatalogId=2588 (accessed 03.02.2014).

17. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Secondary (Full) General Education]. Available at: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408 (accessed 03.02.2014).

18. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2012 g. no. 273-FZ “Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii” [Federal Law of the Russian Federation from December 29, 2012 no. 273-FZ “On Education of the Russian Federation”]. The Russian Newspaper, 2012, 31 Dec., no. 5976. (in Russ.)

19. Chistjakova S.N. Pedagogicheskaya podderzhka professional'nogo samoopredeleniya star-sheklassnika [Pedagogical Support of Professional Self-Identification of High School]. Moscow, Novaja shkola Publ., 2004. 112 p.

Received 15 February 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.