обман». Из него следует, что низкое не может быть истиной, а возвышающее -обманом. Сегодня, когда сознание современного человека не может отличить воображаемую реальность от подлинной реальности, выбор совершается не между истиной и обманом, а между низостью и возвышением. Возвышенное идеальное противопоставляется низменной действительности как задача преодоления этой низменности в постсоветском межвременьи. Образовательный процесс в современной России является главным средством решения этой задачи, а личность преподавателя - главной движущей силой этого процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр. - М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2017. - 240 с.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер // Вебер М. Избранное. -М.: Прогресс, 1990.
3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин / Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.
4. Деменок С. Символический капитализм / С. Деменок. - СПб.: Страта, 2016. - 224 с.
Нёрба Людмила Валериевна
аспирант кафедры педагогики ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 372.3/4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
PEDAGOGICAL EDUCATION OF PARENTS OF PRESCHOOL CHILDREN
IN MODERN CONDITIONS
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольного учреждения - педагогическое просвещение родителей в системе дошкольного образования, организация разнообразных форм просвещения родителей в дошкольном учреждении.
Педагогическое просвещение - одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами. Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве.
Ключевые слова: дошкольное учреждение, ребенок, семья, родители, воспитатель, взаимодействие, формы работы с семьей, сотрудничество, педагогическое просвещение.
The article considers one of the directions of the activity of preschool institution -pedagogical education of parents in the system of preschool education, organization of various forms of educating parents in pre-school institutions. Pedagogical education is one of the traditional forms of interaction between educators of educational institutions and parents. Enlightenment of parents is aimed at arming them with the foundations of pedagogical and psychological culture, acquaintance with actual issues of upbringing and problems of pedagogical science, establishing contacts between parents and the public and teachers. Modern approaches to the organization of interaction between the pre-school educational institution and the family should be based on cooperation and interaction.
Key words: preschool, child, family, parents, educator, interaction, forms of work with family, cooperation, pedagogical education.
Процессы обновления нашего общества в экономической, политической, социальной и духовной сферах обусловливают и качественные изменения во всех звеньях системы образования Донецкой Народной Республики [2, с. 64].
Дошкольное образование - это первый этап образования в жизни человека.
Дошкольное образование - это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
Дошкольное образование является начальным звеном в системе непрерывного образования, главными направлениями развития которого являются:
- понимание дошкольного возраста как самоценного периода в развитии личности;
- обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей;
- гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса;
- свобода выбора программ и технологий [5, с. 54].
Детский сад - первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания [3, с. 14].
На современном этапе реформирования образования дошкольное образовательное учреждение представляет собой комплексную систему как материальных, так и духовных взаимосвязей, основанных на правовых и нравственных нормах. Поэтому особое внимание в обеспечении устойчивости и
развития всей системы уделяется внешним факторам, обеспечивающим успешное воспитание детей дошкольного возраста [13, с. 45].
Обновления в сфере дошкольного образования, связанные с новыми государственными стандартами, предъявляют повышенные требования к организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях, к личности педагога и заставляют искать нестандартные подходы в решении задач, встающих перед практикой дошкольного воспитания [10, с. 15].
В современном мире родителям становится все сложнее заниматься воспитанием детей. В результате на начальном этапе формирования личности ребенка на дошкольное учреждение возложено огромная ответственность в работе с семьей в нравственном, эстетическом и патриотическом направлениях. Следовательно, взаимодействие воспитателей дошкольного учреждения с семьями воспитанников должно носить систематический плановый характер. Влияние семейного воспитания на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия дошкольного учреждения. И не вызывает сомнений то, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир [9, с. 65].
В связи с этим актуальным является один из механизмов реализации Государственного образовательного стандарта дошкольного образования -повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и дошкольным учреждением.
Трудно растить детей в сложном современном мире. Сегодняшнее общество очень сложное. Оно насыщено экономическими и политическими кризисами. На семью извне давит множество социальных, материальных и других проблем. Под этим натиском очень трудно сохранить благоприятный климат, который так необходим для полноценного развития личности ребенка, а особенно в дошкольном детстве, ведь детские годы - самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых - родителей и воспитателей [8, с. 30].
Обращаясь к педагогам дошкольного учреждения, родители очень часто подчеркивают, что им не хватает времени на выполнение всего того, что необходимо ребенку. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что у современных родителей нет избытка времени. Однако наблюдения показывают, что увеличение того количества времени, которое родители проводят со своими детьми, само по себе не приводит к повышению эффективности воспитания. Не
время, как правило, ограничивает родительскую любовь, и проблема не столько в количестве времени, сколько в его содержании.
«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» - эти слова педагога Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного учреждения и семьи. Именно от нас, взрослых, от наших согласованных действий, умений найти точки соприкосновения, помочь друг другу в нелегком деле воспитания детей зависят личностное развитие ребенка, его психическое здоровье [11, с. 55].
Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу. И от того, насколько правильно мы сможем понять друг друга, принять, согласовать свои действия, зависит эмоциональное благополучие ребенка в семье и детском саду.
Дошкольное образовательное учреждение - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение.
Педагогическое просвещение - одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей.
Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только дошкольного учреждения, но и школы, ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе [7, с. 35].
Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему.
Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество дошкольного учреждения с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в дошкольном учреждении.
Педагогическое просвещение родителей реализуется чаще всего традиционными формами:
1) внутри детского сада: посещение семьи воспитателем; беседы и консультации; общие и групповые родительские собрания; наглядная пропаганда (стенды, ширмы, тематические выставки и др.);
2) за пределами детского сада: университеты педагогических знаний; школы для родителей и др. [7, с. 25].
Их общий недостаток: работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей семьи; родители имеют ограниченный доступ к пребыванию в детском саду: родители не могут влиять на педагогический процесс, они привлекаются лишь к осуществлению организационных моментов, а с воспитательной работой соприкасаются лишь при знакомстве с «наглядной агитацией»: стендов, ширм, подготовленных педагогами.
Ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы, исправление ошибок семейного воспитания. Это указывает на то, что семья воспринимается как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей. В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально [6, с. 41].
Именно поэтому необходима «новая философия» взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Педагогический коллектив должен стараться помочь родителям вырастить, научиться понимать и воспитывать своих детей. Для этих целей должно делаться многое: необходимо проводить дни открытых дверей, приглашать родителей на праздники и спортивные мероприятия, проводить консультации, встречи со специалистами, родительские собрания и конференции в нетрадиционной форме. Содержанием педагогического просвещения родителей должно стать изучение ими самих себя, своей семьи, своих отношений с окружающими людьми, своих знаний по вопросам воспитания детей.
Сюда же необходимо включить знания по формированию семейного уклада жизни, по созданию благоприятного психологического климата в семье, по этнической культуре и взаимоотношениям с людьми разных национальностей, по художественно-эстетическому, физическому развитию и другие.
В настоящее время происходит активный поиск новых технологий и форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников, обусловленный особенностями современного общества.
Формы подачи материала могут быть самые разнообразные: дискуссии, конференции, час вопросов и ответов, круглые столы, деловые и ролевые игры, тренинги, семейные гостиные, мастер-классы и другие. При этом необходимо использовать новые педагогические технологии, на развитие интеллекта человека, его личностных качеств [1, с. 75].
Принципы взаимодействия педагогов детских учреждений с родителями:
а) Доброжелательность.
Самый прочный фундамент, на котором основывается вся работа педагогических коллективов с родителями - позитивный настрой. Воспитатель, общаясь с матерями и отцами детей, не должен быть категоричным и применять требовательный тон.
Общаясь ежедневно с родителями своих воспитанников, воспитатель должен понимать, что именно он ответственен за хорошее отношение семьи к детскому саду в целом.
б) Принцип индивидуального подхода.
Индивидуальный подход важно применять, не только работая с детьми, но и взаимодействуя с родителями. Хороший педагог всегда должен владеть ситуацией и чувствовать настроение родителей.
в) Сотрудничество вместо наставничества.
В большинстве своем современные мамы и папы хорошо осведомлены в вопросах воспитания. Практика показывает, что простая пропаганда педагогических знаний и наставления положительных результатов не приносят.
Самый лучший подход - создание доброжелательной атмосферы и поддержка семьи в случаях сложных педагогических ситуаций. Если педагог высказывает искреннее желание помочь и заинтересован в том, чтобы разобраться в проблемах семьи, результат не заставляет себя ждать.
г) Подготовка к работе с родителями.
Если педагог тщательно готовится к каждому, даже самому небольшому мероприятию по работе с родителями, уделяет внимание не количеству, а качеству мероприятий, нужные результаты и взаимопонимание обязательно приносят свои плоды.
д) Динамичность.
Современный детский сад - это развивающееся, а не функционирующее учреждение. Важно, чтобы педагогический коллектив мобильно реагировал на изменения социального состава родителей, на их запросы в области воспитания, и в зависимости от потребностей изменял направления и формы работы ДОУ с семьей [4, с. 20].
Правильно организованное взаимодействие семьи и ДОУ формируют у ребенка уверенность в успехе, активную социальную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих, стремление к поиску диалога, достижения взаимопонимания между людьми. Главной ценностью такого процесса воспитания и обучения является сам ребенок, полноценное развитие его задатков и талантов.
Таким образом, именно семья и детский сад становятся факторами, определяющими вектор развития личности ребенка. В результате творческого применения различных форм взаимодействия родителей и педагогов процесс воспитания и образования превращается в гибкую систему, в которой учитываются интересы всех сторон, а родители проявляют активную творческую позицию, позитивное отношение к воспитателям и охотно принимают участие в организации жизни ДОУ. Это позволяет утверждать, что использование различных форм взаимодействия педагогов и родителей оказывает положительный эффект на учебно-воспитательный процесс.
В основе организации просвещения родителей будет использован личностно-деятельный подход: учитывается не только уровень образования родителей, но и уровень родительской культуры. Папы и мамы являются субъектами образовательного процесса - в этом нам должны помочь педагогические технологии. Каждое занятие с родителями должны заканчиваться индивидуальной и коллективной рефлексией [6, с. 38].
Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию взрослых, его окружающих. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то педагогические воздействия по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной [2, с. 24].
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: учебное пособие для педагогических спец. вузов / О.А. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
2.Антонова Т.В. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.В. Антонова. - Дошкольное воспитание. - 1998. - N 6. - 66-70 с.
3. Баринова Н.М. Детский сад и семья: активные формы взаимодействия / Н.М. Баринова Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. Новый взгляд на фундамент образовательной системы. Сб. - №1. - М.: Обруч, 2014.
4. Валеева Н.Ш., Шубович М.М. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей / Н.Ш. Валеева, М.М. Шубович // Вестник Казанского технологического университета. - 2009. - № 4.
5. Горина Л.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как условие успешного развития ребенка / Л.В. Горина. - Тольятти: Гуманитарный институт, ТГУ, 2005. - 52-54 с.
6. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Данилина Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С.. 44-49; №2. - С. 41-48.
7. Доронова Е.В. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. / Е.В. Доронова, А.Е. Соловьева, Т.Н. Жичкина. - М.: Линка-Пресс. - 2013 - 25-26 с.
8. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. / А.В Дронь, О.Л. Данилюк. - Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012. - 96 с.
9. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
10. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Творческий центр «Сфера», 2005, - 89 с.
11. Лопатина О.Г., Медведева М.Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы / О.Г. Лопатина, М.Ю. Медведева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2002. - №4.
12. Миклеева Н.В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия / Н.В. Миклеева. - М.: Творческий Центр, 2010. - 112 с.
13. Рылеева Е.В. Учимся сотрудничать с родителями / Е.В. Рылеева // Дошкольное воспитание. - 2004. - №11.
Скворцов Юрий Анатольевич
старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 316.334.52
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОНБАССЕ ДО И ПОСЛЕ РАСПАДА СССР
RETROSPECTIVE ANALYSIS OF MIGRATION PROCESSES IN DONBASS BEFORE AND AFTER THE DEMISE OF THE USSR
В статье анализируются миграционные процессы на территории Донбасса в