ПЕРЕДОВАЯ ПЕРЕДОВАЯ
УДК 61:378.147
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Отвагин И.В., Козырев О.А., Матусков М.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. Рассмотрен опыт использования педагогического проектирования в Смоленском государственном медицинском университете.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, учебное издание, образовательная программа, дистанционное образование.
METHODOLOGICAL DESIGN IN SMOLENSK STATE MEDICAL UNIVERSITY ACTIVITIES
Otvagin I.V., Kozyrev O.A., Matuskov M.A.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskaya Str., Smolensk, Russia, 214019
Abstract. The article discusses the application of the methodological designing in Smolensk State Medical University activities.
Keywords: methodological design, practical guide, educational programme, remote education.
Деятельность всего коллектива научно-педагогических работников Смоленского государственного медицинского университета неразрывно связана с образовательным процессом, в основе которого лежит педагогическое проектирование.
В современных условиях образовательным организациям в рамках действующих на федеральном уровне нормативных документов [3] предоставляется достаточная педагогическая свобода, но она накладывает на педагогический коллектив большую ответственность.
Действующие в настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предъявляют достаточно общие требования к реализации образовательных программ (ФГОС ВО). В отличие от предыдущей редакции ФГОС отсутствует перечень учебных дисциплин (практик), за исключением нескольких обязательных на всем образовательном пространстве Российской Федерации. В связи с таким положением образовательные организации высшего образо-
вания должны самостоятельно формировать основные профессиональные образовательные программы (ОПОП). По значимым для обеспечения качественной образовательной деятельности направлениям в СГМУ разработан значительный пакет локальных нормативных актов (размещены в открытом доступе на официальном сайте университета (http://smolgmu.ru/).
Одним из элементов, разрабатываемых педагогическими коллективами ОПОП, является учебный план, содержащий необходимый перечень учебных дисциплин (практик) и регламентирующий их трудоемкость, порядок освоения и контроля качества образовательного процесса.
В настоящее время образовательный процесс в Смоленском государственном медицинском университете (СГМУ) реализуется работоспособным коллективом, который представлен 68 кафедрами и научными подразделениями. СГМУ имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности № 1368 от 01.04.2015 г. по следующим уровням образования: бака-
лавриат - 3 направления подготовки, спе-циалитет - 9, интернатура - 31, ординатура - 48, а также дополнительное профессиональное образование и дополнительное образование детей и взрослых.
В университете проведена аккредитаци-онная экспертиза и получено свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности № 1296 от 28 мая 2015 года по основным профессиональным образовательным программам укрупненных групп профессий: 060000 -Здравоохранение (специалитет) и 040000 -Социальные науки (бакалавриат). В 2016 году в СГМУ проводилась аккредитацион-ная экспертиза по направлениям подготовки ординатуры и аспирантуры.
Организационно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ осуществляется деканами следующих факультетов: лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического, психологого-социального, медико-биологического и гуманитарного образования, дополнительного профессионального образования, а также начальником управления подготовки кадров высшей квалификации и трудоустройства выпускников и директором центра довузовской подготовки. Под руководством перечисленных руководителей в СГМУ подготовлен комплекс необходимых рабочих программ учебных дисциплин и практик. Педагогическими коллективами кафедр для реализации направлений подготовки бакалавриата подготовлено 168 рабочих программ, специалитета - 426, интернатура -324, ординатура - 372, аспирантура - 430, дополнительного профессионального образования - 123.
Необходимым элементом педагогического проектирования является подготовка научно-педагогическими коллективами учебных изданий в соответствии с требованиями ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды, термины и определения» [1]. В СГМУ к качеству разрабатываемых учебных изданий предъявляются необходимые требования. Каждое учебное издание должно быть рецензировано компетентными специалистам в соответствующей отрасли подготовки и деканом соот-
ветствующего факультета, обсуждено кафедральным коллективом и цикловой методической комиссией (ЦМК). После этого центральный методический совет университета большинством голосов принимает решение о возможности использования представленного учебного издания в учебном процессе [2].
За 2015 год центральным методическим советом рекомендовано к использованию в учебном процессе значительное количество учебных изданий, а именно: по направлениям подготовки «Лечебное дело» - 51, «Педиатрия» - 39, «Стоматология» - 26, «Фармация» - 10, «Клиническая психология» - 4, «Социальная работа» - 4, «Высшее сестринское образование» - 4. Среди цикловых объединений кафедр за 2015 год лидерами по подготовке учебных изданий стали ЦМК клинических дисциплин - 58 изданий, терапевтических дисциплин - 16 изданий и медико-профилактических дисциплин - 16 изданий.
В последние годы в качестве перспективной технологий обучения стало рассматриваться использование элементов дистанционного образования с использованием компьютерных средств. В СГМУ эту технологию используют кафедра терапии, ультразвуковой и функциональной диагностики ФДПО и другие кафедры ФДПО, профильные кафедры фармацевтического факультета (http://dosmolgmu.ru/), кафедра общественного здоровья и здравоохранения (http://dpoozsgma.ru/).
Выводы
1. Педагогическое проектирование является одним из наиболее ответственных направлений деятельности образовательной организации высшего образования.
2. Активное использование технологий педагогического проектирования позволяет образовательной организации реализовывать стратегический принцип предоставления образовательных услуг высокого качества, обеспечивающих конкурентоспособность образования и подготовки выпускников на должном уровне.
Литература
1. ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды, термины и определения». Утв. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации от 25 ноября 2003 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dokipedia.ru/document/5145264 (15.04.2016).
2. Положение об учебных изданиях [Текст] Утв. ректором СГМУ 12 апреля 2016 г. - 21 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://smolgmu.ru/sys/files/content_attach/1460661283_polozhenie_ob_uchebnyh_izdaniyah_ 04.pdf (16.04.2016).
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (18.03.2016).