Научная статья на тему 'Педагогическая деятельность Смоленской государственной медицинской академии'

Педагогическая деятельность Смоленской государственной медицинской академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / АКАДЕМИЯ / ACADEMY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / EDUCATIONAL AND DIDACTIC DOCUMENTATION / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Отвагин И. В., Козырев О. А.

В статье изложены основные итоги образовательной деятельности Смоленской государственной медицинской академии за период с 2010 по 2014 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Отвагин И. В., Козырев О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITIES AT THE SMOLENSK STATE MEDICAL ACADEMY

The article presents the main results of the educational activities at the Smolensk State Medical Academy for the period from 2010 to 2014.

Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность Смоленской государственной медицинской академии»

ПЕРЕДОВАЯ ПЕРЕДОВАЯ

УДК 61(071.1):378.17

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СМОЛЕНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ Отвагин И.В., Козырев О.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. В статье изложены основные итоги образовательной деятельности Смоленской государственной медицинской академии за период с 2010 по 2014 год.

Ключевые слова. Университет, академия, образовательная деятельность, учебный процесс, учебно-методическая документация, система менеджмента качества

EDUCATIONAL ACTIVITIES

AT THE SMOLENSK STATE MEDICAL ACADEMY

Otvagin I.V., Kozyrev O.A.

Smolensk State Medical University 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Abstract. The article presents the main results of the educational activities at the Smolensk State Medical Academy for the period from 2010 to 2014.

Key words: university, academy, educational activities, educational process, educational and didactic documentation, quality management system.

Смоленская государственная медицинская академия (СГМА) имеет большую и славную историю. Весь трудовой коллектив гордится видными специалистами, которые являлись основателями медицинского образования на Смоленщине [2]. В год празднования 95-тилетней годовщины создания СГМА, на наш взгляд, необходимо подвести итоги работы трудового коллектива.

Основной целью функционирования СГМА в прошедший 5-летний период была организация образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных нормативных актов в направлении совершенствования качества образования и повышения удовлетворенности потребителей в лице руководителей практического здравоохранения и всех категорий обучающихся [2].

К началу 2010 года в СГМА проходили обучение как граждане России, так и дру-

гих государств ближнего и дальнего зарубежья по следующим направлениям подготовки:

- лечебное дело;

- педиатрия;

- стоматология;

- фармация;

- высшее сестринское образование;

- интернатура по 31 специальности;

- ординатура по 48 специальностям;

- аспирантура по 43 специальностям;

- повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов по 67 специальностям;

- довузовская подготовка потенциальных абитуриентов.

Наибольшее количество обучающихся соотечественников представлено жителями Смоленской, Брянской, Калужской областей. Студенты зачислялись в СГМА по общему конкурсу, целевому приему, а также для обучения на полной компенсационной

основе. В число обучающихся представителей зарубежных стран входили граждане республики Беларусь, Украины, Молдовы, Индии, Африки и Ближнего Востока.

За прошедшие пять лет в академии был сформирован психолого-социальный факультет для реализации образовательных программ по направлениям подготовки «Клиническая психология» и «Социальная работа». В настоящее время эти направления подготовки успешно реализуются.

С 2011 года образовательный процесс в академии осуществляется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Студенты, поступившие в академию до этого периода, продолжают обучаться в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС).

С 2010 года СГМА подвергалась внеочередным проверкам контролирующих органов на соответствие лицензионным требованиям. Проводилась плановая аккредита-ционная экспертиза образовательного процесса на соответствие требованиям ГОС. В 2015 году прошла аккредитационная экспертиза направления подготовки «Социальная работа». Это стало возможным благодаря профессионализму всего персонала академии.

Необходимым направлением работы профессорско-преподавательского состава является работа по стремлению обеспечить постоянное повышение качества образовательной деятельности. С этой целью в академии проведен значительный объем работ по внедрению и развитию системы менеджмента качества (СМК), под руководством ректора профессора И.В. Отвагина функционирует Совет по качеству, координирующий все виды работ в рамках СМК образовательной деятельности СГМА. Группа сотрудников, успешно прошедшая обучение по программе «Ведущий аудитор», занималась аудиторской деятельностью, одновременно обучая новых сотрудников обязанностям аудиторов путём их привлечения к этой работе и разъясняя в структурных подразделениях неясные аспекты менеджмента. В структурных подразделениях, задействованных в образовательной деятельности, систематически стали проводиться

внутренние аудиты, призванные оценить и помочь коллективу в целеустремлённом движении к лучшему качеству оказания образовательных услуг. В январе 2014 года в СГМА специалистами ЗАО «Интертек Рус» завершён сертификационный аудит СМК образовательной деятельности СГМА на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. В итоге в марте 2014 г. получены сертификаты соответствия как требованиям международного стандарта ISO 9001:2008, так и отечественного - ГОСТ ИСО 9001-2011 (область сертификации: «Оказание услуг высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования»). В январе 2015 года специалистами той же организации проведен внешний надзорный аудит, подтвердивший наличие и функционирование СМК на заявленном уровне и обозначивший некоторые области улучшения в совершенствовании образовательной деятельности (Документы совета по качеству [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smolgmu.ru/index.php?page[com-mon]=dept&id=2098&cat=folder).

В академии успешно функционируют педагогическая и методическая школы. Также действует система коллегиальных органов по координации образовательной деятельности коллективов кафедр. На заседаниях цикловых методических комиссий и центрального методического совета обсуждается весь спектр вопросов, определяющих качество образовательного процесса в соответствии с Миссией и Политикой СГМА в области качества и требованиями, изложенными в «Руководстве по качеству». Профессорско-преподавательским составом создана система учебно-методической документации по всем учебным дисциплинам и практикам (Учебно-методическая документация по учебным дисциплинам, практикам [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://smolgma.ru/index.php?page[common]= dept&id=2001&cat=folder&band=0&fid=131 44).

Учебные пособия, созданные кафедральными коллективами и отдельными авторами, после процедуры рецензирования

представляются на заседаниях центрального методического совета (Положение об издании учебных пособий с грифом СГМА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smolgmu.ru/index.php?page[common]= dept&id=2001&cat=foldeг&band=0&fid=930 4). За последние пять лет в СГМА изданы 424 наименования учебных пособий, в том числе 61 наименование под грифом учебно-методических объединений, Федерального института развития образования или других федеральных организаций.

С целью периодического проведения повышения квалификации профессорско-преподавательского состава на базе факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов оформлена программа подготовки «Актуальные вопросы педагогики высшей школы» (Учебно-методическая документация по программе дополнительной профессиональной подготовки «Актуальные вопросы педагогики высшей школы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smolgma.ru/index.php?page[common]= dept&id=2001&cat=folder&band=0&fid=132 42). На занятиях основное внимание уделяется освещению новаций в области педагогики и вопросов менеджмента качества, популяризируются достижения сотрудников академии. Периодически, в рамках обмена передовым опытом, для проведения занятий приглашаются сотрудники других медицинских образовательных организаций. Заведующие кафедрами, профессора, доценты систематически направляются для участия в семинарах, конференциях по вопросам преподавания профильных дисциплин. Информация и опыт, полученные ими, обсуждаются с коллегами и внедряются в учебный процесс.

В академии уже много лет ежегодно проводятся научно-методические конференции «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ» (Материалы научно-методической конференции «Педагогические чтения - 2015» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smolgmu.ru/index.php?page[common]= dept&id=2001&cat=folder&band=0&fid=133 99). Для участия в них приглашаются ведущие специалисты из смежных образова-

тельных организаций. С целью популяризации достижений ежегодно выпускается сборник трудов по теории и практике высшего медицинского образования в России и за рубежом. Все чаще публикуются работы коллег из других вузов России, а также республики Беларусь, Украины, Польши (Библиотека сборников трудов профессорско-преподавательского состава «Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smolgmu.ru/index.php?page[common]= dept&id=2001&cat=folder&band=0&fid=929 8).

Уделяется внимание проведению научно-педагогических исследований. Для оценки качества довузовской подготовки студенты первого курса ежегодно проходили Интернет - тестирование по программе Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Среди других образовательных организаций высшего образования по показателям ЕГЭ, представленным в приемную комиссию, выявлено лидерство СГМА среди вузов Смоленской области (Качество приема в вузы - 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hse.ru/ege/second_section2014/). СГМА среди медицинских вузов за последние 5 лет занимала места от 14-го до 22-го [1].

В учебном процессе широко используются элементы научно-исследовательской работы. Обучающиеся россияне и иностранцы участвуют в научно-исследовательской работе через систему студенческого научного общества. На каждой кафедре функционирует студенческий научный кружок. Руководство кружком возложено на одного из опытных сотрудников кафедры из числа профессорско-преподавательского состава. Для выполнения научных работ студенты самостоятельно выбирают руководителя. У обучающихся есть возможность публикации результатов научно-исследовательской работы в ежегодно-выпускаемом сборнике. Кроме этого, студентам предлагается возможность выступления с докладом на заседании студен-

ческого кружка, вузовской, городской, региональных, всероссийских и международных конференциях.

Широко используются в учебном процессе современные компьютерные технологии. Все кафедры академии связаны информационной сетью. Официальный сайт академии стал частью межвузовской информационной системы. Во всех учебных корпусах и общежитиях, а также большинстве кафедр, базирующихся в клинических лечебных учреждениях, стал доступен выход как сотрудников, так и студентов в Интернет. Благодаря активной позиции кафедральных коллективов и других структурных подразделений академии, новый сайт smolgmu.ru насыщается необходимой информацией (Учебно-методическая документация кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф с курсом последипломного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://smolgmu.ru/index.php?page[common]= dept&id=1939&cat=foldeг&band=0&fid=934 8), (Учебно-методическая документация кафедры нормальной физиологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smolgmu.m/index.php?page[com-mon]=dept&id=1929&cat=folder), (Учебно-методическая документация кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smolgma.m/index.php?page[com-mon]=dept&id=1997&cat=folder), (Учебно-методическая документация кафедры физики, математики и медицинской информатики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smolgma.ru/in-dex.php?page[com-

mon]=dept&id= 1913&cat=folder). Регулярно обновляется информация методического отдела (Документы методического отдела [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smolgmu.ru/index.php?page[common]= dept&id=2001&cat=folder), ученого совета (Документы ученого совета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smol-gmu.ru/index.php?page[com-mon]=dept&id=2017&cat=folder), научной библиотеки (Документы научной библио-

теки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smolgmu.ru/in-dex.php?page[com-

mon]=dept&id=2023&cat=main) и других подразделений. Становится обычной практика использования в учебном процессе электронных библиотечных систем. Все шире, прежде всего в дополнительном профессиональном образовании, используются методы дистанционного обучения.

Учебная и производственная практики -неотъемлемая часть образовательного процесса. Обучающиеся в зависимости от выбранного направления подготовки проходят практику на базе клинических, фармацевтических и социальных учреждений. Руководителями практик являются как сотрудники СГМА, так и сотрудники учреждений практического здравоохранения.

Профессорско-преподавательский состав клинических кафедр совмещает образовательную деятельность с практической работой в учреждениях здравоохранения. Значительная часть заведующих клиническими кафедрами, профессоров, доцентов являются главными нештатными специалистами. Сотрудники практического здравоохранения участвуют в учебном процессе и передают свой практический опыт обучающимся. Дополнительное профессиональное образование является неотъемлемой частью деятельности большинства клинических и некоторых теоретических кафедр.

В деятельности академии в прошедший период широко использовалась практика награждения лучших структурных подразделений и сотрудников по показателям образовательной деятельности (Положение о подведении итогов учебно-методической работы в учебном году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smolgmu.ru/index.php?page[common]= dept&id=2001&cat=folder&band=0&fid=930 6). Победители конкурсов на звание «Лучшая теоретическая кафедра», «Лучшая клиническая кафедра», «Лучший лектор теоретической кафедры», «Лучший лектор клинической кафедры», «Лучший преподаватель теоретической кафедры», «Лучший преподаватель клинической кафедры» ежегодно награждаются на заседаниях ученого

совета академии. С целью поощрения преподавателей, вступающих на нелегкий путь преподавательской деятельности, ежегодно награждается победитель конкурса на звание «Лучший начинающий преподаватель».

Результатом длительной напряженной работы всего трудового коллектива стало

изменение статуса Смоленской государственной медицинской академии. Она преобразована в Смоленский государственный медицинский университет. Приказ о переименовании подписан министром здравоохранения Российской Федерации в феврале 2015 года.

Литература

1. Матусков, М.А. О показателях качества приема в Смоленскую государственную медицинскую академию [Текст] / М.А. Матусков, В.В. Бекезин, О.А. Козырев; под ред. И.В. Отвагина // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Методическое и практическое обеспечение учебного процесса в высшей школе. - Смоленск: Изд-во СГМА, 2013. - С. 13-21.

2. Отвагин, И.В. Смоленская государственная медицинская академия прошлое и настоящее [Текст] / И.В. Отвагин, О.А. Козырев // Вестник Смоленской гос. мед. академии. - 2015. - Т. 14, № 1. - С. 7-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.