Научная статья на тему 'Навыки толерантного общения в дошкольном и начальном образовании'

Навыки толерантного общения в дошкольном и начальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОЕ ОБЩЕНИЕ / TOLERANT COMMUNICATION / ЭМОЦИИ / EMOTIONS / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL CIVIL IDENTITY / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / PRACTICE-FOCUSED MATERIALS / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / ФГОС ДО / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Эвелина, Радионова Ольга

Освещается опыт работы экспериментальных площадок Федерального института развития образования (ФИРО) по развитию навыков толерантного общения старших дошкольников и младших школьников. Результаты экспериментальной работы имеют практико-ориентированный характер и отражают требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного и начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Эвелина, Радионова Ольга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing skills of tolerant communication in preschool and primary education

The article highlights experience of developing tolerant skills of preschool and primary school students at pilot sites of Federal Education Development Institute. The obtained results are of practical nature and reflect the requirements of Federal Educational Standards of preschool and primary education.

Текст научной работы на тему «Навыки толерантного общения в дошкольном и начальном образовании»

видеть. предвидеть. действовать

i эвелина алиева, ольгд радионова

Навыки толерантного общения в дошкольном и начальном образовании

101

Аннотация. Освещается опыт работы экспериментальных площадок Федерального института развития образования (ФИРО) по развитию навыков толерантного общения старших дошкольников и младших школьников. Результаты экспериментальной работы имеют практико-ориентированный характер и отражают требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного и начального образования.

ключевые слова: толерантное общение, эмоции, гражданская идентичность личности, практико-ориентированные материалы, старшие дошкольники, младшие школьники, ФГОС ДО.

В марте 2015 г. в ФИРО прошел цикл видеоконференций по теме «Образовательные инициативы России: результаты деятельности экспериментальных площадок Федерального государственного автономного учреждения "Федеральный институт развития образования"». Ряд встреч в рамках видеоконференций провели научные руководители экспериментальной работы - Э.Ф. Алиева и О.Р. Радионова с представителями экспериментальных площадок: НОУ Образовательный центр «ДИВО» (г. Нижний Новгород); средняя общеобразовательная школа (МБОУ СОШ) № 2 (г. Кольчугино, Владимирская область) и др. Видеоконференции были посвящены подведению итогов экспериментальной работы за прошедший год

и внесению корректив в планы работы экспериментальных площадок на 2015 г. Среди вышеперечисленных экспериментальных площадок ФИРО есть как государственные, так и частные организации, которые работают с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Каждое из образовательных учреждений имеет особую специфику в содержании работы в рамках социально-коммуникативного развития воспитанников и учеников, определенный опыт инновационной деятельности в формировании установок толерантного поведения детей, основ гражданской идентичности личности, включающий авторские разработки, кадровый и творческий потенциал коллектива, высокий уровень мотивационной готовности к совместной научно-практической работе. Именно эти факторы стали ключевыми при выделении основных

образовательная политика № 3 (69) 2015

102

об авторе

Э.Ф. Алиева, руководитель Центра стратегии развития образования и организацион-но-методичес-кой поддержки программ ФИРО, кандидат педагогических наук

направлений экспериментальной работы, связанной с развитием навыков толерантного общения детей со сверстниками и взрослыми, а также планировании ее практико-ориентированных результатов.

Так, Образовательный центр «ДИВО» еще до получения статуса экспериментальной площадки ФИРО успешно внедрял на базе своей образовательной организации программу «Жизненные навыки», разработанную творческим коллективом научно-методического центра «Генезис» под руководством С.В. Кривцовой. Программа направлена на развитие эмоционального интеллекта детей, оказание помощи в решении жизненных задач и предусматривает проведение уроков психологии по предупреждению противоправного и асоциального поведения школьников. Продолжением работы по формированию эмоционального интеллекта детей и развитию важных личностных качеств, позволяющих жить в «мире с собой и другими», стала экспериментальная работа коллектива по апробации и внедрению материалов педагогической технологии воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения «Истории кара-пушек: как жить в мире с собой и другими?» (Алиева, Радионова, 2015а, 2015б). Хочется отметить, что коллектив и воспитанники данного учреждения приняли активное участие в разработке художественного оформления материалов технологии (сборник сказочных историй «Как карапушки учились понимать друг друга» оформлен рисунками воспитанников центра «ДИВО» в возрасте 4-10 лет) и подготовке приложения к технологии «Фотословарь эмоций: учимся понимать друг друга». Это была серьезная и кропотливая работа, раскрывающая глубокий методический аспект введения в жизнь детского коллектива образцов толерантного поведения, отраженных во взаимоотношениях сказочных героев. По результатам «погружения» детей в мир отношений карапушек появилась возможность эмоционально выразить состояние главных героев и художественно запечатлеть их в фотографиях. Усилиями творческой группы, объединившей авторов технологии и различных специалистов (воспитателей, педагогов-психологов, методистов, педагогов дополнительного образования,

фотохудожника и других), был создан уникальный дидактический материал, представляющий собой подборку визуальных портретов эмоций. Все указанные материалы обогатили содержание педагогической технологии и подчеркнули практико-ориентированный эффект ее разработки (Алиева, Радионова, 2015а, 2015б).

За прошедший год в ходе экспериментальной деятельности на базе площадки была разработана и апробирована система профессиональной поддержки работников образовательных учреждений в рамках проекта по созданию пакета дидактических пособий к данной педагогической технологии, включающего набор пазлов, «игру-бродилку», книжку-раскраску, книжку-малышку с интересными творческими заданиями, магнитный и кукольный театры. Педагогами центра на базе ФИРО был проведен мастер-класс по теме «Изготовление ин-терьерной куклы в чулочной технике» для участников семинара «Дошкольное образование: развивающее и развивающееся». В 2015 г. центр «ДИВО» подводит итоги экспериментальной работы по апробации и внедрению в практику работы образовательных учреждений педагогической технологии воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?».

Интересен предыдущий опыт инновационной работы у коллектива СОШ № 2 г. Кольчугино Владимирской обл. Он был связан с созданием и апробацией материалов для работы с учащимися и их родителями по различным тематикам, раскрывающим вопросы формирования установок толерантного общения со сверстниками и взрослыми, а также гражданской идентичности личности обучающихся. Коллектив школы успешно участвовал в проекте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., посвященном разработке и экспериментальному внедрению моделей психолого-педагогической подготовки педагогов и родителей в рамках социального партнерства института семьи и общеобразовательных учреждений по формированию гражданской идентичности учащихся. Кроме того, на базе учреждения были разработаны различные

№ 3 (69) 2015 образовательная политика

ВИДЕТЬ. ПРЕДВИДЕТЬ. ДЕЙСТВОВАТЬ

практико-ориентированные материалы для педагогов и учащихся начальной школы по данной тематике, например, «Рабочая тетрадь по основам православной культуры к учебнику А.В. Кураева для учащихся 4 класса общеобразовательной школы». Содержание пособия направлено на расширение границ учебного материала через использование разнообразных форм работы с детьми, выполнение обязательных и творческих заданий.

Творческим коллективом школы создана программа воспитания младших школьников «Мне интересен мир», направленная на создание условий для формирования активной гражданской позиции учеников, воспитание нравственных качеств, коммуникативных способностей, толерантности посредством реализации долгосрочных (годовых) проектов по пяти направлениям: «Я и Отечество», «Я в мире, мир во мне», «Тропинка к здоровью», «Я и семья», «Мы в Белоречье». При этом программа адаптирована и для каждодневной образовательно-воспитательной деятельности.

В 2013 г. в начальных классах СОШ № 2 был успешно реализован проект «Игры, которые мы заслужили вместе с тобой», связанный с проведением зимних Олимпийских игр в России. Проект направлен на популяризацию и повышение престижа здорового образа жизни школьников через расширение знаний об олимпийском движении, а также создание информационных стендов и дидактических игр для дошкольников. В ходе проекта реализуется комплекс мероприятий, направленных на понимание школьниками ценностей олимпийского и пара-лимпийского движения, в том числе на формирование:

• устойчивых знаний об истории олимпийских игр, видах спорта, входящих в программу зимних Олимпийских игр, олимпийской символике;

• познавательного интереса к подготовке и деятельности спортсменов, занятых в различных видах спорта.

В ходе проекта учащиеся получили важную информацию о роли Олимпийских игр в укреплении мира и дружбы между народами на всей планете.

Экспериментальная работа в СОШ № 2 г. Кольчугино по формированию информационной компетентности

учащихся Ш-ГУ классов с использованием учебно-методического комплекса «Мой друг Компьютер» при реализации модуля «Практика работы на компьютере» находится в самом разгаре. В 2014 г. на базе школы была разработана модель деятельности образовательного учреждения, связанная с применением комплекса. В рамках апробации модели был разработан пакет компьютерных презентаций к урокам практики работы на компьютере; подобраны и проанализированы учебно-методические материалы по 16 темам, направленным на организацию совместной работы педагогов и родителей по реализации модуля «Практика работы на компьютере». В плане представления опыта экспериментальной работы проведен ряд открытых уроков для слушателей курсов повышения квалификации на базе экспериментальной площадки ФИРО и Владимирского института развития образования им. Л.И. Новиковой. В настоящий момент в школе ведется активная экспериментальная работа по созданию методического пособия для учителей начальных классов и практикума для детей младшего школьного возраста «Как кара-пушки подружились с компьютером». Эта работа неразрывно связана с внедрением в практику работы начальной школы упомянутой выше технологии воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения.

Несмотря на разнообразие тематик экспериментальной работы, форм организации образовательной деятельности в каждом из этих учреждений, педагогические коллективы объединяет высокий уровень мотивационной готовности к деятельности в рамках экспериментального процесса, а также профессиональной подготовки и творческого участия педагогов. Именно этот факт позволил на основе уже полученных результатов экспериментальной деятельности скорректировать планы работы площадок на 2015 г. и объединить усилия коллективов образовательных организаций по обобщению и представлению опыта экспериментальной работы для дальнейшей его трансляции в практику работы детских садов, центров развития, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного

об авторе

О.Р. Радионова, заместитель руководителя Центра стратегии развития образования и организацион-но-методичес-кой поддержки программ ФИРО, кандидат педагогических наук, доцент

103

образовательная политика № 3 (69) 2015

104

образования Российской Федерации. В текущем году запланирован цикл мероприятий по представлению опыта работы экспериментальных площадок на базе Ресурсного центра педагогического образования Московской области, созданного при Московском государственном областном гуманитарном институте (г. Орехово-Зуево).

литература

1. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р. Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими? Педагогическая технология

воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения: Метод. рекомендации. М.: Национальное образование, 2015а. (Сер. Коллекция открытий дошкольного образования). 2. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р. Как карапушки учились понимать друг друга: Сборник сказочных историй: Практикум для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Метод. рекомендации. М.: Национальное образование, 2015б. (Сер. Коллекция открытий дошкольного образования).

№ 3 (69) 2015 образовательная политика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.