Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование позитивного влияния внешнего облика подростка в цифровой среде'

Педагогическое проектирование позитивного влияния внешнего облика подростка в цифровой среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
397
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ПОЗИТИВНЫЙ ВНЕШНИЙ ОБЛИК / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корнеева Любовь Владимировна

В статье описываются проблемы подростков, возникающие при общении в социальных сетях, достоинства и недостатки общения подростков в цифровой среде. Также описана роль педагога при формировании позитивного внешнего облика подростка в цифровой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование позитивного влияния внешнего облика подростка в цифровой среде»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ПОДРОСТКА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

Корнеева Л.В.

Корнеева Любовь Владимировна — магистрант, Институт педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье описываются проблемы подростков, возникающие при общении в социальных сетях, достоинства и недостатки общения подростков в цифровой среде. Также описана роль педагога при формировании позитивного внешнего облика подростка в цифровой среде. Ключевые слова: подросток, позитивный внешний облик, цифровая среда, социальные сети, педагогическое проектирование, виртуальное общение.

Подростковый возраст - время, когда ребенок начинает перестраиваться из детства в более взрослую жизнь. Происходит перестройка организма, самосознания, модели отношения как со взрослыми, так и со сверстниками. Это напряженное время для психики подростка - постоянное стремление стать лучше других, стать равноправным участником «взрослой» жизни, при этом и физически, и психологически подростку до истинной взрослости еще далеко, он объективно не может включиться в такую жизнь. Одна из основных проблем, которая волнует подростка, оценка своего внешнего вида (лицо, фигура, физические данные) [4]. От степени удовлетворенности подростков своей внешностью зависят и многие другие факторы, отражающие качество личности: общительность, позитивность, жизнерадостность, открытость. Подростки, которые негативно, неадекватно оценивают свою внешность, больше других склонны к депрессии, к истерии, социальной замкнутости.

Во время взросления у ребенка развивается самосознание приспособления к внешнему миру, к своему физическому, телесному облику. Без грамотной поддержки со стороны окружения, родителей педагогов подростку будет очень трудно преодолеть этот многогранный путь, трудно определить параметры дозволенного, допустимого в современном обществе. Особую значимость для подростка приобретает его внешний облик. Сравнение со сверстниками, ориентация на так называемые «эталонные», в зависимости от моды, образцы определяют поведение подростка, его стремление к изменению своего внешнего облика, манер поведения, проявление демонстрации своей собственной «взрослости».

Положение подростка в коллективе определяет мотивы его поведения, дает дополнительные возможности самоутверждения. Причем это поведение чаще всего изменчиво и формируется в зависимости от принадлежности компании, интересов, увлечений, требований моды. Внешний облик также отражает стремление подростка стать частью коллектива, обратить на себя внимание, показать себя с лучшей стороны, быть признанным, уважаемым, заслужить одобрение особенно со стороны тех людей, мнение которых очень значимо для подростка. Ему очень важна хорошая оценка и хорошее отношение к нему окружающих, поэтому подросток очень чувствителен к критике, легко поддается давлению со стороны тех, кого они считают лучше себя [1].

Типичной чертой подавляющего числа подростковых компаний является склонность детей к выполнению определенных групповых требований, привычек, ценностей, подражание. Здесь особая роль при проектировании позитивной, грамотной позиции формирования у подростка образования личности, определяющего социальную адаптацию и являющуюся регулятором деятельности и поведения, отводится педагогу.

Век научно-технического прогресса диктует современному человеку свои требования. В настоящее время неотъемлемой частью жизни современного человека становится коммуникационная сеть Интернет, причет он является не только универсальной информационной средой, но и важнейшим атрибутом полноценной трудовой жизни. Причем значительная часть пользователей интернета - школьники и студенты. На просторах интернета можно найти не только огромное количество обучающих материалов, помогающих устранить пробелы в информационной потребности, изучать иностранные языки и т.д., но и дают возможность пользователям вступать в сообщества, объединенные общими интересами, позволяет удовлетворить потребность в общении. Подросткам склонно инстинктивное влечение друг к другу, таким образом реализуется стремление к неформальному, нерегламентированному общению. Наиболее популярным средством такого общения являются социальные сети, которые набирают популярность как среди подростков, так и среди людей всех возрастов абсолютно во всем мире. Сегодня уже сложно представить себе человека, который, имея доступ к всемирной сети Интернет, не пользовался бы социальными сетями. Не составляют

исключения и подростки, которые осуществляют через них свою потребность в общении. В социальных сетях ребенок освобождается от одиночества, качества, которое присуще подавляющему большинству подростков, позволяя расширять круг общения, смотреть фото, видео, слушать музыку, посещать группы по интересам. Для современных подростков социальные сети - это, с одной стороны, общение с друзьями, товарищами по интересам, а с другой - поиск самого себя и проба разных образов.

Социальные сети позволяют подросткам делиться своими мыслями, фотографиями, видео, интересами, заявляя тем самым о своей индивидуальности, уникальности. Также при помощи социальных сетей подросток легко может находить новых виртуальных друзей и развивать отношения с уже имеющимися друзьями, то есть социальные сети позволяют подростку быть «на волне» современности, в этом и заключается его социализация как личности [5].

В общении подростков в социальных сетях есть как положительные стороны, так и отрицательные. К положительным моментам общения в социальных сетях можно отнести: возможность завести новые знакомства, социальные сети очень удобны в этом отношении, так как там сразу предоставляется основная информация о человеке, с помощью которой можно легко найти единомышленников; доступ к различным видео, фото; в социальных сетях подростки делятся своим творчеством; открытость и раскованность в общении, поскольку для большинства подростков общение в сети интернет складывается проще, чем в реальной жизни; средство выражения собственных мыслей; на платформе социальных сетей есть масса научно--популярных журналов и учебной информации, что может значительно повысить успехи в учебе, расширить кругозор. Отрицательные стороны: утомляемость от перенапряжения, зависимость от виртуального мира; страх общения с реальными людьми. Бесконтрольное времяпрепровождение в социальных сетях ведет к нехватке времени на выполнение учебных заданий, также прием пищи, уроки и остальные дела осуществляются непосредственно перед телефоном, планшетом или монитором компьютера. В подростковом возрасте довольно трудно самостоятельно заставить себя заняться полезным занятием, заменяя его на легкодоступное.

Социальные сети дают подросткам неограниченную возможность самовыражения, они стремятся посредством общения получить оценку не только своему поведению, общению, но и оценку своего внешнего проявления [9].

Участие в формировании позитивного внешнего облика подростка в социальных сетях должны принимать, наряду с родителями, педагоги, для того, чтобы вовремя обнаружить или предотвратить негативные последствия влияния социальных сетей. В подростковый период ребенок старается достичь определенного уровня автономии, независимости от родителей, поэтому роль учителя, педагога в формировании позитивного, положительного облика возрастает. Перед педагогами стоит достаточно сложная задача: найти контакт с подростками в неформальном, внеурочном общении, войти в доверие, стать ребенку примером и авторитетом, помочь ребенку научиться различать положительные и отрицательные стороны виртуального общения, избежать негативного влияния информационных технологий, так как подавляющую часть информации подросток получает от сверстников, причем не всегда полезную для очень хрупкой психики ребенка. Педагогу необходимо найти оптимальный подход к выработке у подростка правильной социальной установки, заложить положительные основы сознательного поведения в период становления личности. Положительное восприятие и понимание педагога позитивно влияет на особенности поведения, выражения внешнего облика подростка. В педагоге важным представляется его отношение к подростку, при этом внешние данные педагога не имеют особого значения при формировании положительного отношения к нему. Более значимыми становятся личностные и профессиональные качества педагога. При этом очень важно, чтобы имидж педагога не расходился с его внутренними установками, соответствовал его жизненным принципам и взглядам.

Формирование положительного облика подростка в виртуальном общении позволит повысить самооценку, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости, достижения и поддержания высокого общественного статуса. Физиологические процессы у начинающего взрослеть ребенка приводят к изменению внешнего вида, подросток присматривается к своему новому облику, пытается изменить, с учетом эталонов красоты, силы и т.д. особое внимание уделяется собственным недостаткам и способам их устранения. Взаимная заинтересованность, взаимодействие друг с другом, совместное постижение окружающего мира и друг друга становится для подростка бесценным, возможностью реализовать свою личность. Потребность занимать уважаемое положение среди своих сверстников вызывает самоанализ и самооценку собственного внешнего вида, как условие успешных взаимоотношений.

Под влиянием социальных сетей в общении с товарищами, в собственных размышлениях у подростка формируется своя собственная система жизненных ценностей. Самосознание становится

102

механизмом саморегуляции поведения. Также происходят изменения во внешности. Стремясь к проявлению мужества, «взрослости» и под влиянием более авторитетных товарищей, подросток пренебрегает спокойным, удобным стилем в одежде, во внешнем облике, предпочитает экстремальный образ или неподходящий по погоде/ситуации/заведению образ. Также важную роль в выражении своего «Я», в развитии интересов, увлечений у подростка играют образы-идеалы. Сильное воздействие на них оказывают фильмы, видеоролики, телепередачи и т.д. подростку присущи любопытство и любознательность. Он открыт для всего нового, необычного, интересного, хочет приобщиться ко всему, охватить весь мир. Разнообразные увлечения включают подростка в новые группы сверстников. Возникает необходимость выработать свой стиль поведения, общения, внешнего вида, учится находить свое место в системе взаимоотношений. Также важнейшей частью жизни подростка, как человека, стремящегося к «взрослости» считается внешний вид. На проявление внешнего вида влияют родители, товарищи, педагоги, средства массовой информации. Чтобы помочь подростку в развитии здорового и позитивного отношения к своему собственному телу, необходимо задействовать все стороны общения: родители, учителя, тренеры. При этом, навязывая свою точку зрения, можно только навредить подростку, стремящемуся к взрослой жизни. Необходимо дать возможность ребенку к самовыражению и самопроявлению своей личности, косвенно помогая и корректируя этот процесс. Позитивную самооценку необходимо развивать еще в раннем возрасте, при этом не упуская тот факт, что, будучи подростком, влияние родителей уже будет не столь велико, оно будет неизбежно разбавляться влиянием школы, общения со сверстниками как в социальных сетях, так и в реальном общении, влиянием средств массовой информации. В это время родителю и педагогам необходимо сосредоточиться на том, чтобы не разорвать эмоциональную связь с ребенком, вместо критики предлагая поддержку и помощь.

Единого стандарта внешнего облика, предъявляемого обществом к подростку, не существует. Внешний вид для подростка - самый доступный способ «показать себя». Различными атрибутами одежды, обуви, прически аксессуаров подросток стремиться показать свою личность, чем то выделиться на фоне остальных или наоборот, стараться остаться незамеченным. Так как нынешнее поколение принадлежит к эре «технологического бума», современный подросток получает информацию о стиле из социальных сетей, а многие сферы жизни подростка (школа, университет, спортивные секции и т.д.) предполагают стандартизацию внешнего облика, нельзя ограничивать ребенка в выборе собственного стиля. Осознание эстетического эффекта своей внешности помогает подростку преодолеть неуверенность в себе, чувство замкнутости. Именно в подростковом возрасте степень созревания, соответствие стандартам, принятым в группе сверстников, товарищей по интересам может стать определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе. Неадекватное представление о своем внешнем облике может приводить к кратковременным внешним расстройствам, становиться причиной возникновения комплексов, основывающихся на чувстве собственной неполноценности. Поскольку многие подростки исключительно чувствительны к своему внешнему облику, несоответствие между их собственным видом и идеалом, который представляют средства массовой информации, лидеры группы, часто являются причиной тревоги и неуверенности в себе.

Что делать педагогам, чтобы отношение подростка к социальным сетям было здоровым и позитивным, а виртуальное общение приносило пользу? Чтобы регулировать вовлеченность подростка в виртуальную реальность, с ним необходимо поддерживать контакт и понимать, что происходит в его жизни. Также нужно понимать, что переходы в социальные сети зачастую связаны со скукой подростка, не умением или нежеланием его обраться со сверстниками вживую. Так, перед педагогам в построении позитивного облика подростка стоит ряд задач:

- мотивировать подростка на создание позитивного внешнего облика в социальных сетях, использовать цифровые технологии для возможности самовыражения, ознакомления со своими достижениями, увлечениями. Научить подростка самостоятельно находить свой образ, формировать собственные взгляды, суждения, интересы;

- необходимо найти сильные стороны подростка и помочь развивать их. Если явный талант у подростка не проявляется, нужно направить его пробовать разные виды деятельности и искать то, что интересно;

- учить подростка ставить перед собой цель и искать оптимальный способ ее достижения, учить грамотно управлять своим временем, давать установку на успех, концентрироваться на положительных сторонах деятельности; способствовать успехам в учебе и нравственному развитию подростка, помочь проявить собственную индивидуальность. Педагогу необходимо подводить подростков к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников; прививать подростку избирательность к информации, учить его иметь точку зрения на различные ситуации, вопросы, развивать его способности в той или иной деятельности. Подросток, в

котором воспитана избирательность, будет находить в социальных сетях только интересную для себя информацию, в соответствии со своими интересами, взглядами и увлечениями.

- пропагандировать ценность физического здоровья, стимулировать на занятия спортом для формирования и поддержания красивого внешнего вида, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.

Таким образом, педагогу необходимо спроектировать свою деятельность максимально тактично, помогая подростку разобраться в себе, снизить их напряженность и, в случае тяжелой ситуации, подсказать выход. Для любого подростка очень важна позитивная оценка своего внешнего облика, ему необходимо как можно чаще говорить о достоинствах его внешности, физических данных, умственных способностей.

Список литературы

1. Абдрахманова В.Г. Зависимость самооценки от интерличного и интраличного сравнения детей // В.Г. Абдрахманова / Вопр. Психологии, 2005. № 2. С. 138-142.

2. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних // Б.Д. Алмазов. Свердловск, 1998. 150 с.

3. АндрееваГ.М. Социальная психология // Г.М. Андреева. М.: АспектПресс, 2002. 363 с.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Л.И. Божович. М.: МПСИ, 2015. 342 с.

5. Вачкова С.Н. Особенности сетевых форм коммуникации современных школьников // С.Н. Вачкова / Социальная психология и общество, 2014. Том 5. № 4. С. 136-144.

6. Москаленко В.В. Социализация личности // В.В. Москаленко. М.: Высш. шк., 2015. 202 с.

7. МудрикА.В. Социализация человека // А.В. Мудрик. М.: Академия, 2014. 304 с.

8. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Т.Г. Араканова. М.: Высшая школа, 2013. 342 с.

9. Федоров В.В. О мотивации подростков - пользователей социальных сетей // В.В. Федоров, 2015. Т. 6. № 3. С. 98-108.

10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М. Воронеж, 1995.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Луговская В.А.

Луговская Виктория Александровна - студент, кафедра специального дефектологического образования, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: данная статья рассматривает применение изобразительной деятельности как средства формирования зрительного восприятия учащихся в начальной школе. Рассмотрены трудности и сложности детей с задержкой психического развития в процессе изображения рисунков. Выделены особенности изобразительной работы у исследуемых учеников. Таким образом, изобразительная деятельность рассматривается как коррекционный развивающий и психотерапевтический метод повышения уровня зрительного восприятия школьников. Ключевые слова: задержка психического развития, зрительное восприятие, изобразительная работа, коррекционная деятельность, образ, развитие.

Вопрос зрительного восприятия выступает одним из актуальных проблем в нынешней психологической педагогической науке. Восприятие считается довольно сложным, общим процессом, направленным на понимание окружающей реальности, которая влияет на индивида. Восприятие описывается предметностью, избирательностью, целостностью, апперцепцией. Главной разновидностью восприятия выступает зрительное восприятие, в качестве сложной системной работы, включающей обработку зрительных сведений, поступающих из мира, ее оценивание, толкование, отнесенность к определенному классу.

Обучение умениям изобразительной работы учеников с задержкой психического развития описывается в трудах Т.А. Гузикова, В.С. Кузин, Р.Н.Михайлова, Л.П. Григорьевой и иных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.