Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 3. С. 56-65. УДК 159.922
С. В. Чернобровкина
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОДРОСТКАХ КАК ФАКТОР ИХ ВЗРОСЛЕНИЯ
Представление о подростке и подростковом возрасте выступает значимым фактором взросления подрастающего поколения. Трансляция взрослыми негативного образа подростка приводит к закреплению у подростков черт личности, связанных с отсутствием стремления к взрослению. В статье представлены результаты исследования представлений о подростках у родителей, педагогов и подростков.
Ключевые слова: взросление; образ типичного подростка; локус контроля; саморегуляция.
S. V. Chernobrovkina
Dostoevsky Omsk State University
REPRESENTATIONS OF TEENAGERS AS THE FACTOR OF THEIR ADULTNESS
Representation of the teenager and teenage age is a significant factor of an adultness of younger generation. Adults show to teenagers a negative image of the typical teenager. Features of teenagers will correspond to this image. Therefore teenagers don't want to mature. The analysis of results to studying of teenager image is presented in the article.
Keywords: adultness; image of the typical teenager; control locus; self-regulation.
Взросление подростков в современной социальной ситуации развития является, по мнению многих исследователей, крайне противоречивым процессом. Подростки не проявляют желания взрослеть: брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения. Чувство взрослости часто проявляется лишь внешне, в подражании негативным сторонам взрослой жизни (распущенность, вредные привычки, сквернословие). Данное явление в науке называется инфантилизм -затянувшееся детство. Удлинение детства -это закономерный исторический процесс, связанный с необходимостью включения детей в жизнь общества, становлением в качестве самостоятельных взрослых. В итоге современное детство в широком смысле - это не только время от рождения до подросткового периода, но и отрочество, и даже юность.
Таким образом, отношение к подростку и юноше у многих взрослых становится идентичным отношению к ребенку. Верному пониманию места детства в системе обществен-
© Чернобровкина С. В., 2016
ных отношений вредит стереотипное представление о том, что все это этапы подготовки к «настоящей жизни» (тогда детство - это не жизнь). В настоящее время существует ориентация на легкие удовольствия, непосредственные впечатления, отсутствует акцент на значимых жизненных целях, что может быть как свойством отдельной личности, так и специфической характеристикой молодого поколения в целом. Не только жизнь отдельного подростка, но и современная массовая культура, культ гламура обусловливает поиск блестящих приключений и удовольствий, стремление к идеальной форме без осмысления ее содержания. «Гламурная жизнь» способна привести подростка в мир фантазий, идеалов и грез, тем самым образуя и увеличивая разрыв между мечтой и реальностью [4].
Как следствие инфантилизма в современном обществе наблюдается расцвет особой подростковой субкультуры. Теперь уже взрослая часть населения не торопится с взрослением, стремясь остаться в подростничестве
как можно дольше, что отражается во внешних проявлениях: одежде, поступках, манере общения и пр.
Именно после того, как в 20-х гг. XX в. детский труд был фактически запрещен, получило свое развитие представление о подро-стничестве как периоде с особой психологией, особой субкультурой, продолжительной зависимостью существования от семьи.
Подростковая субкультура - это один из важных источников взросления, определения жизненной позиции, организации автономии ребенка, обеспечивающий общество подростков новыми способами коммуникации и самоутверждения. Проблема состоит в представлениях взрослых о подростках, на которых строится вся практика воспитания. Содержательными единицами современной подростковой субкультуры являются: неологизмы («свой» язык), ритуалы и способы общения, игры, дразнилки, анекдоты, мифотворчество (колдовство для везучести, ритуалы на успех) и др. Подростковая субкультура выполняет определенные функции: во-первых, она является как бы убежищем от мира взрослых, от их воздействий; во-вторых, помогает подросткам «войти» в мир взрослых; в-третьих, позволяет прогнозировать развитие ситуации взросления. Следует отметить, что сама подростковая субкультура не является оппозицией миру взрослых, она прежде всего выполняет защитную функцию при потере благоприятных детско-взрослых отношений.
Причины трудностей взросления современных подростков стали предметом изучения многих современных исследований. В своем развитии подросток постоянно сталкивается с противоречиями. У подростка возникает желание реализовать себя в чем-то, но из-за отсутствия элементарного жизненного опыта он не может это сделать. Подросток старается проявить свою индивидуальность в познавательной деятельности, а массовый характер обучения не дает ему этой возможности. Переживание чувства несовершенства своей внешности не дает удовлетворить потребность в проявлении себя в среде сверстников, в желании понравиться противоположному полу. Нередко известные подростку способы реализации деятельности противоречат требованиям новой деятельности. Огромный диссонанс вызывают новые качества подростка, особенно чувство взрослости [4].
Во взглядах на взросление, так же как и на подростничество, в науке нет однозначного подхода, определение сущности взросления представлено когнитивными теориями (Ж. Пиаже: «взросление как переход к абстрактному и формальному мышлению», Л. Кольберг: «взросление как развитие нравственных суждений»), теорией идентичности (Э. Эриксон: «от моратория к обретению идентичности»), теорией поля (К. Левин: «взросление как структурирование и дифференциация жизненного пространства»), теорией ролей (Э. Хофштеттер: «взросление как освоение ролей и новая конфигурация статуса»), этнографическими, культурологическими теориями (М. Мид, В. Тернер: «взросление как становление устойчивости к неопределенности посредством обретения компетентности в культуре») [3].
Л. С. Выготский анализирует процесс взросления как процесс разрешения возрастного кризиса. Автор рассматривает трехчленное строение подросткового (переходного) возраста, в котором третья фаза является стабильной. Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни являются показателями завершения критического возраста [1].
Д. И. Фельдштейн характеризует взросление как двуединый процесс социализации и индивидуализации, происходящий в период детства, как процесс постоянного изменения структуры определенных качеств и свойств, составляющих социальную и психологическую взрослость. Процесс преобразования индивидуальной структуры происходит посредством формирования и усвоения тех отношений и связей, которые уже имеются во взрослом мире и присвоив которые подросток приобретает взрослую целостность. В результате приобщения к миру взрослых, Д. И. Фельдштейн выделяет у подростка появление чувства социальной ответственности (отвечать за себя и общее дело) [2].
Д. Б. Эльконин исследует взросление подростков через призму формирующихся у них чувства взрослости и тенденции к взрослости. Чувство взрослости как отношение подростка к самому себе уже как к взрослому проявляется в возникновении желания, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому: уважали, доверяли и признавали права на определенную самостоятельность. Тенденция к взрослости - стремление быть, казаться
и считаться взрослым - обнаруживается в отношениях с взрослыми и сверстниками, в ко -пировании разных сторон поведения и внешнего облика старших. Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний, аффективных реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых, в их отношениях [5].
Взросление рассматривается нами как сложный, многоплановый процесс, включающий формирование у личности образа взрослости, его освоение, присвоение и реализацию, а также рефлексию степени освоения образа взрослости через оценку у себя качеств взрослости (самооценку взрослости). Основой взросления является самосознание и рефлексия личностью собственного взросления.
На пути освоения, присвоения и реализации взрослости подростки вынуждены преодолевать барьеры, связанные с соотношением к ним общества:
• представления взрослых о подростках и юношах (недоверие, принижение возможностей);
• отсутствие реальных социальных практик взросления (видов деятельности, в которых может быть реализована взрослость);
• социальный статус подростков и юношей в обществе приближен к детскому;
• система образования культивирует качества личности, связанные с исполнительно -стью, дисциплинированностью, но не качества самостоятельности и творчества.
Итак, одним из значимых факторов, препятствующих взрослению подрастающего поколения, являются, по нашему мнению, представления взрослых о подростках и юношах.
Один из подходов к анализу социальных представлений взрослых о подростках предложен О. А. Фиофановой. Автор выделяет несколько проблем воспитания, препятствующих формированию взрослости у подростков: мифологичность, асубкультурность, стратификацию, аномичность, псевдодеятельность, нерефлексивность [4].
Мифологичность выражается в искажении педагогических смыслов воспитания
взрослости. У взрослых часто отсутствует целостное понимание феноменов самостоятельности, инициативности, ответственности подростков, в связи с чем взросление превращается в борьбу за право общения подростков с последними «на равных», в непрерывное конфликтное противостояние.
Асубкультурность выражается в непонимании и неприятии взрослыми субкультуры подростничества. Зачастую взрослые не проявляют интереса к тому, чем живет их ребенок: чем увлекается, что для него ценно, какие у него культурные приоритеты. Как следствие, подростки, чтобы избежать конфликтов и поддержать свои интересы, формируют свою подростковую субкультуру как оппозицию культуре взрослых. Данная ситуация воспитания нередко становится причиной распада детско-взрослой общности.
Стратификация как проблема взросления в воспитании подростков очень облегчает работу педагогам и характеризуется возрастной дифференциацией. Отсутствие разновозрастных коллективов затрудняет взросление подростков, так как они, во-первых, лишаются возможности получения опыта заботы о младших и престарелых и, во-вторых, возможности подражания старшим. А ведь в первом случае подросток может себя почувствовать взрослым, а во втором - представить, каким он будет, когда вырастет.
Проблема аномичности происходит по причине того, что воспитание ребенка родители готовы переложить на кого угодно. «Телевизор» и «компьютер» диктуют подростку, как жить (телешоу, социальные сети), что носить (мода), что купить (реклама). Воспитание становится обезличенным, а родители и педагоги теряют свой авторитет и значимость.
Псевдодеятельность заключается в том, что воспитание подростка в современном обществе не нацелено на результат с социальной значимостью. В практиках воспитания стали ведущими игры, шоу, конкурсы, а не конкретная продуктивная деятельность.
Нерефлексивность воспитания выражается в противоречивых стереотипных представлениях о подростке у взрослого: «взрослый -невзрослый» или «невзрослый - взрослый». Взрослые часто не осознают своего отношения к детству. Они абсолютно уверены в том, что знают о подростках всё и последним следует беспрекословно выполнять их требования. Отсюда серьезное противоречие: ожида-
ние взрослого поведения с требованием детского подчинения [4].
Наше эмпирическое исследование было направлено на выявление и сравнительный анализ социальных представлений о подростке и особенностях подросткового возраста у подростков, родителей и педагогов. В статье использованы результаты эмпирического исследования, представленного в дипломной работе студентки факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского М. Ф. Густо-вой-Берг. Дипломная работа была выполнена под нашим руководством.
В связи со сложившимися стереотипами о подростковом возрасте, взрослым свойственно наделять подростка негативными качествами и приписывать им отрицательные поступки. Мерой взрослости подростка для общества выступают характеристики саморегуляции подростка (планирование своей деятельности, способность к прогнозированию и оценке результатов своей деятельности, гибкость, самостоятельность) и самоконтроля (ответственность, выражающаяся в склонно -сти приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам). На основе оценки данных качеств взрослые строят образ современного подростка.
Выявление специфики и точек расхождения представлений о подростке у разных групп (родителей, педагогов и подростков) позволит, по нашему мнению, сформировать целостную картину социальных представлений и наметить пути их согласования с целью определения направлений, а также средств и способов взросления современных подростков.
Теоретической гипотезой исследования явилось предположение о различиях социальных представлений подростков и взрослых (родителей и педагогов) о современном подростке и особенностях подросткового возраста.
Теоретическая гипотеза была конкретизирована в следующих эмпирических гипотезах:
1. В образе типичного подростка у взрослых преобладает фактор активности, а у подростков - фактор силы.
2. Взрослым (родителям, педагогам) свойственно наделять типичного подростка в большей степени негативными качествами и приписывать отрицательные поступки, тогда как сами подростки выделяют у себя положительные качества и позитивные поступки.
3. Взрослые (родители, педагоги) приписывают подросткам экстернальный локус контроля, тогда как сами подростки считают себя интерналами.
4. Подростки оценивают параметры своей саморегуляции как средние, а родители и педагоги - как низкие.
В исследовании приняли участие три группы испытуемых (педагоги, родители и подростки): 47 педагогов бюджетных образовательных учреждений г. Омска - гимназии № 140 и СОШ № 10, 48 взрослых, имеющих детей подросткового возраста, и 50 подростков (12-14 лет), учащихся гимназии № 140. Всего в исследовании приняли участие 145 человек.
Психодиагностический инструментарий включал следующие методики: «Личностный дифференциал» (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева), авторскую анкету, направленную на изучение представлений о современном подростке у педагогов, родителей и подростков, тест «Локус контроля» Дж. Роттера, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой.
Особенности образа типичного подростка, выявленные в ходе исследования с помощью методики «Личностный дифференциал», представлены на рис. 1.
Согласно методике, показатели фактора оценки свидетельствуют об уровне самоуважения, фактора силы - о выраженности волевых качеств личности, как они осознаются самим испытуемым, фактора активности - об экстравертированности личности.
Из рис. 1 мы видим, что факторы «Оценка» и «Активность» в образе типичного подростка в представлениях самого подростка находятся на среднем уровне, а фактор «Сила» - на низком уровне. В образе типичного подростка в представлениях педагогов и родителей все показатели: «Оценка», «Сила» и «Активность» - находятся на низком уровне.
Сравнение представлений о типичном подростке у родителей, педагогов и подростков производилось с помощью параметрического /-критерия Стьюдента. Результаты представлены в табл. 1.
Были получены значимые различия по показателям всех трех факторов у подростков и взрослых. Взрослые, особенно педагоги, воспринимают подростков критично, приписывая низкие оценки по всем факторам.
•С
ш ю
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 -1
Оценка
Сила Факторы
Активность
подростки □ родители педагоги
Рис. 1. Особенности образа типичного подростка в представлениях родителей, педагогов и подростков
Таблица 1
Значимость различий показателей образа типичного подростка у родителей, педагогов и подростков
Факторы Значения ¡-критерия Стьюдента
Родители и педагоги
Оценка 1,3
Сила 3,3**
Активность 1,4
Родители и подростки
Оценка -3,05*
Сила -2,4*
Активность —3 2**
Педагоги и подростки
Оценка -4,6**
Сила -5,9**
Активность -5,7**
Примечание: * p < 0,05; ** p < 0,01.
Подростки считают, что в зависимости от ситуации типичный подросток может принимать себя как личность, быть носителем позитивных, социально желательных характеристик (фактор оценки), в определенном смысле удовлетворен собой и готов к активному взаимодействию с окружающими (фактор активности), но он зависим от этих внешних ситуаций, поэтому ему присущи неспособность держаться принятой линии поведения и низкий уровень самоконтроля (фактор силы).
Низкие показатели фактора «Оценка» говорят о том, что родители и педагоги критично относятся к подросткам, не удовлетворены
их поведением и считают причиной трудностей непринятие подростками самих себя. Низкие показатели фактора «Сила» в представлениях о типичном подростке у родителей и педагогов говорят о том, что подростки не могут себя контролировать, зависимы от окружения и непоследовательны. Особо низкие показатели в представлениях педагогов говорят о том, что они считают подростков склонными к астенизации и тревожности. Взрослые предпочитают доминировать и ожидают подчинения от подростков. Показатели фактора «Активность» в представлениях о типичном подростке у родителей и педагогов
говорят о том, что они считают подростков недостаточно активными и общительными.
Конкретизация характеристик типичного подростка с позиции разных групп испытуемых была сделана с помощью открытых вопросов авторской анкеты, содержавшей два блока, в которых испытуемые формулировали основные качества и поступки типичного подростка. Далее был произведен контент-анализ ответов и подсчет значимости различий частоты встречаемости характеристик с помощью непараметрического критерия ф-Фишера.
Полученные результаты позволили заключить следующее. Отсутствуют значимые различия в представлениях родителей и педагогов о качествах типичного подростка. Среди ответов взрослых большую часть составили указания на негативные стороны личности подростка (педагоги - 49 %, родители -39 %). Чаще всего в данных высказываниях встречались: дерзость, агрессивность, максимализм, конфликтность, неуравновешенность, раздражительность.
На втором месте по частоте встречаемости - качества, которые нами были обобщены в группу под названием «Волевые качества личности»: независимость, самостоятельность, решительность, целеустремленность (родители - 32 %, педагоги - 23 %). Данные качества описывают характеристики личности, связанные с достижением целей и принятием решений. Полученные результаты свидетельствуют о том, что лишь небольшая группа взрослых (примерно 30 %) считают подростка умеющим принимать самостоятельные решения и достигать цели.
На третьем месте - группа характеристик «Активность личности»: энергичность, деятельность, активность, инициативность, экспрессивность (родители - 19 %, педагоги -14 %).
Меньше всего взрослые отмечают коммуникативные качества личности подростков: общительность, разговорчивость, дружелюбие (родители - 10 %, педагоги - 11 %).
Полученные конкретные результаты противоречат основной закономерности подросткового возраста: ведущий вид деятельности подростка - общение со сверстниками. Объяснить данное противоречие, по нашему мнению, можно эгоцентричной позицией взрослых при оценке коммуникативных качеств подростка (т. е. со взрослыми подростки некоммуникабельны).
Ответы подростков о характеристиках типичного подростка были структурированы следующим образом. Наиболее значимыми для подростков являются качества, отражающие «Волевые качества личности»: независимость, самостоятельность, решительность, целеустремленность (38 %), второе место по частоте встречаемости характеристик занимают негативные черты (23 %), на третьем месте - коммуникативные черты (21 %), наименее значимы характеристики активности личности (19 %). Важно отметить, что частота встречаемости различных групп характеристик у подростков, в отличие от взрослых, не обнаруживает таких существенных различий.
Статистический анализ показал наличие значимых различий частоты встречаемости в портрете типичного подростка негативных характеристик. Взрослые значимо чаще подростков при характеристике образа типичного подростка указывают на негативные черты личности (ф = 3,52 прир < 0,01).
Далее на основании авторской анкеты был произведен анализ представлений о поступках, присущих типичному подростку. Поступки были разделены на положительные и отрицательные по частоте встречаемости ответов. К положительным поступкам были отнесены следующие ответы: участвует в делах коллектива, помогает одноклассникам, друзьям, достигает своих целей, хорошо учится, занимается спортом, музыкой, языками, уважает взрослых и пр.; к отрицательным поступкам - конфликтует, не интересуется учебой, не слушается старших, проявляет агрессию в общении со сверстниками, имеет вредные привычки, не читает книг, прогуливает уроки и пр.
Статистический анализ показал отсутствие значимых различий в представлениях родителей и педагогов о характере поступков типичного подростка. Взрослые делаю акцент на негативных проявлениях подростков (родители - 64 %, педагоги - 53 % ответов).
Значимые различия были получены при сопоставлении ответов подростков и взрослых. Подростки указывают на существенное преобладание позитивных поступков в общей активности типичного подростка (70 %) (ф = 2,41 при р < 0,01).
Таким образом, в результате анализа данных, полученных с помощью авторской анкеты и методики «Личностный дифференциал», можно сделать вывод о сходстве представле-
ими о типичном подростке у родителей и педагогов и наличии значимых различий данных представлений у взрослых и подростков.
Подростки оценивают сверстников более позитивно, наделяя их положительными качествами силы личности: целеустремленностью, решительностью, ответственностью, отзывчивостью и т. д. Взрослые же делают акцент на отрицательных качествах личности: максимализме, конфликтности, вспыльчивости, эгоизме, неуравновешенности и т. д. Также существуют различия в представлениях о поступках современных подростков. Подростки считают, что в поведении сверстников ведущую роль играют положительные поступки: помогать людям, заниматься спортом, хорошо учиться и т. д., взрослые акцентируют внимание на отрицательных поступках: дерзит, не слушается, плохо учится, бездельничает, много времени проводит за компьютером и т. д.
Анализ представлений подростков и взрослых о типичном подростке позволил от-
метить и такую их характеристику, как противоречивость. Для самих подростков второй по значимости в общем личностном портрете типичного подростка является группа негативных личностных качеств, что свидетельствует об их критическом отношении к себе и своим сверстникам, согласии с оценками взрослых. Анализ результатов исследования с использованием «Личностного дифференциала» показал наличие большей выраженности факторов «Оценка» и «Активность» в образе типичного подростка, в то время как свободные ответы испытуемых (как подростков, так и взрослых) указывают на значимость в образе подростка волевых характеристик, отражающих фактор «Сила». Наша гипотеза была подтверждена частично.
Локус контроля типичного подростка в представлениях родителей педагогов и подростков изучался с помощью теста «Локус контроля» Дж. Роттера.
Результаты исследования представлены на рис. 2.
16 14 12 10 И 8
ш ш
6 4 2 0
Ез подростки □ родители Ш педагоги
Экстернальность
Интернальность
Локус контроля
Рис. 2. Особенности локуса контроля типичного подростка в представлениях родителей, педагогов и подростков
Таблица 2
Значимость различий представлений о показателях экстернальности и интернальности
типичных подростков
Шкалы Значение критерия и-Манна-Уитни
Родители - подростки Педагоги - подростки Родители - педагоги
Экстернальность - 569** 785,5**
Интернальность 723** * * оо 805*
Примечание: * p < 0,05; ** p < 0,01.
Из рис. 2 видно, что подростки, в отличие от взрослых, считают себя в большей степени интерналами. Родители и педагоги приписывают подросткам экстернальный локус контроля.
Статистический анализ показал наличие значимых различий в оценке выраженности экстернальности и интернальности типичного подростка в представлениях подростков и родителей, а также в представлениях подростков и педагогов.
Как видно из табл. 2, показатели экстер-нальности и интернальности в представлениях о локусе контроля типичных подростков у педагогов и родителей статистически достоверно различаются. Родители в большей мере считают подростков интерналами, чем педагоги, а педагоги считают подростков в большей мере экстерналами, чем родители.
Подростки считают себя интерналами в большей степени, чем их родители. По показателю экстернальности достоверных различий нет.
Педагоги, в сравнении с подростками, признают их в большей мере экстерналами.
Подростки верят, что всё в их жизни зависит от их личных усилий и способностей, тем самым находят в собственной жизни
смысл и ее цели. Считают, что происходящие с ними события прежде всего зависят от их личностных качеств, таких как, например, компетентность, целеустремленность, уровень способностей, и являются закономерным результатом их собственной деятельности.
Взрослым же свойственно считать, что успехи и неудачи подростков являются результатом таких внешних сил, как везение, случайность, давление окружающих, других людей и т. д. Подростки, по мнению взрослых, более внушаемы, беспомощны, имеют слабую мотивацию, склонны к конформизму, способны попасть под влияние других лиц.
Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что подростки считают себя интерналами, а взрослые считают подростков экс-терналами. Наша гипотеза подтвердилась.
Стиль саморегуляции типичного подростка в представлениях родителей, педагогов и подростков изучался с помощью опросника «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). Результаты представлены на рис. 3.
Из рисунка видно, что у подростков, на основании их оценки, по всем показателям индивидуальной саморегуляции выявлен средний уровень.
30
25
20
15
10
1
1
1
В подростки
□ родители
□ педагоги
о
О
Шкалы стиля саморегуляции
Рис. 3. Особенности стиля саморегуляции типичного подростка в представлениях подростков, родителей, педагогов
5
0
В представлениях родителей о типичном подростке выявлен низкий уровень по следующим показателям: общий уровень саморегуляции, планирование, моделирование, программирование, оценка результатов - и средний уровень регулятивно-личностных свойств: гибкость и самостоятельность.
В оценке педагогов современного подростка выявлен низкий уровень по следующим показателям: общий уровень саморегуляции, моделирование, программирование, оценка
результатов - и средний уровень по показателям: планирование, гибкость и самостоятельность.
Общие профили саморегуляция подростков в представлениях разных групп испытуемых показаны на рис. 4.
Сравнительный статистический анализ показал наличие значимых различий саморегуляции по большинству параметров в представлениях подростков и взрослых (табл. 3).
Планирование Моделирование Программирование Оценка результатов
Показатели саморегулирования
ш ш взрослые ^^^^^"подростки
Рис. 4. Профили саморегуляции подростков в представлениях взрослых и подростков
Таблица 3
Значимость различий показателей саморегуляции у типичных подростков в представлениях подростков, родителей, педагогов
Шкалы Значение критерия и-Манна-Уитни
Родители - подростки Педагоги - подростки Родители - педагоги
Планирование 476,5** 531** -
Моделирование 358,5** 365,5** -
Программирование 281,5** 333** -
Оценка результатов 150,5** 214** -
Гибкость - - -
Самостоятельность 706** 785,5** -
Общий уровень саморегуляции 117** 266** -
Примечание: * р < 0,05; ** р < 0,01.
Таким образом, представления о саморегуляции подростков у взрослых и подростков являются сходными только по одной шкале -«Гибкость». Все испытуемые считают сформированной регуляторную гибкость у современного подростка, т. е. его способность перестраивать поведение и деятельность при изменении внешних и внутренних условий.
По остальным параметрам саморегуляция подростков в представлениях взрослых значимо ниже, чем в представлениях самих подростков.
В целом подростки оценивают выраженность параметров своей саморегуляции как среднюю, а родители и педагоги - как низкую. Наша гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование представлений подростков и взрослых о типичном подростке позволяет сделать следующие выводы:
1. Подростки в образе типичного подростка ведущими считают положительные качества личности (решительность, самостоятельность, целеустремленность, отзывчивость, самоуверенность), а также считают, что положительные поступки преобладают над отрицательными (хорошо учится, помогает старшим, младшим или друзьям, участвует в жизни школы, занимается спортом, добивается поставленных целей). Родители и педагоги склонны наделять типичного подростка отрицательными личностными характеристиками (дерзостью, агрессивностью, максимализмом, конфликтностью, неуравновешенностью, раздражительностью). Они считают, что в поведении подростка ведущую позицию занимают отрицательные поступки (склонность к конфликтам, плохая учеба, неуважение и непослушание старших, вредные привычки, зависимость от виртуального мира).
2. В образе типичного подростка у подростков преобладают факторы «Оценка» и «Активность». Они считают, что типичный подросток экстравертирован и удовлетворен собой. В образе типичного подростка у взрослых ведущими являются также факторы «Оценка» и «Активность». Так как данные показатели находятся на низком уровне, то взрослые, наоборот, считают типичного подростка малоактивным и неудовлетворенным собой.
3. Подростки считают типичного подростка интерналом, а взрослые приписывают подросткам экстернальный локус контроля.
4. Стиль саморегуляции типичного подростка в представлениях подростков по всем показателям индивидуальной саморегуляции: планированию, моделированию, программированию, оценке результатов и общей саморегуляции - и показателям регулятивно-личност-ных свойств: гибкости и самостоятельности -находится на среднем уровне. В представлениях взрослых подростки в основном (за исключением параметра «Гибкость») обладают низкими показателями саморегуляции.
Образ типичного подростка у взрослых и его характеристики являются, по нашему мнению, важным основанием для построения взаимоотношений с конкретными подростками в семье или образовательном учреждении, создания стимулирующих условий или барьеров на пути взросления подростков.
Преобладание противоречивых и негативных характеристик в образе типичного подростка у взрослых является, с нашей точки зрения, отражением стереотипных позиций, накладывающих отпечаток на взаимодействие с конкретной личностью. Уровень доверия подростку, вера в его возможности, выдвижение адекватных требований, стремление к диалогу способствуют освоению подростком образа собственной взрослости. Барьерами на этом пути являются: стремление взрослых к доминированию во взаимодействии с подростком, принижение значимости и возможностей подростков, восприятие подростка как ребенка с фиксацией внимания не на его ресурсах, а на его недостатках.
Трансляция взрослыми негативного образа подросткам приводит к закреплению черт личности подростков, связанных с отсутствием стремления к взрослению и освоению взрослости, как то: пассивность, пессимизм, низкий уровень самоконтроля и саморегуляции, безынициативность, эгоцентризм и др. Данные качества оказываются присущи личности не только в период собственно подросткового возраста (10-15 лет), но и далеко за его пределами - в юности и ранней взрослости. В связи с этим современные подростки не стремятся к тому, чтобы развивать у себя готовность к решению широкого круга жизненных задач и преодолению трудных жизненных ситуаций.
Конструктивным способом разрешения указанных противоречий считаем создание и реализацию комплекса психологических программ, направленных на формирование адекватных представлений о подростках, а также на согласование представлений подростков, родителей и педагогов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. : в 6 т. - М., 1982. - Т. 1. -С. 5-242.
2. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. -М. : МПСИ, 2004. - 672 с.
3. Фиофанова О. А. Проектирование модальностей взросления подростков в воспитательном пространстве : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008. - 401 с.
4. Фиофанова О. А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения. - М. : Флинта, 2012. - 118 с.
5. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. тр. - М. : Ин-т практ. психологии, 1995. - 414 с.