окультурных и литературно-художественных ценностей, в котором личностная форма культуры постоянно развивается и создает предметную, а новая предметная требует обновления личности. В таком динамично развивающемся процессе создается «человек культуры», через которого совершенствуется и социально нормализуется вся окружающая среда.
Литература:
1. Гуманитарная обра зованность студентов в системе учреждений СПО - ВПО: монография / Р.Х. Гильмеева, Л.А. Воло-вич, Л.Ю. Мухаметзянова, Л.П. Тихонова, Г.А. Шайхутдинова. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2011.
2. Запесоцкий А.С. Образование, философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002.
3. Концепция модернизации содержания и технологий формирования и развития культуры и гуманитарной обра-
зованности студентов профессиональной школы, ориентированной на российско-европейское партнерство. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2011.
4. Махмутов М.И. Педагогические технологии развития мышления учащихся / М.И. Махмутов, Г.И. Ибрагимов, М.А. Чо-шанов. - Казань, 1993.
5. Мухаметзянова Г.В. Методология проектирования и развития системы среднего профессионального образования / Г.В. Мухаметзянова. - Казань: ИСПО РАО, 1998.
6. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования / Н.А. Морева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
7. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» /Ра§е1, оГ 5//Шр:топ gove.ru/dok/ ршу3655, print726.11.2010/
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования /hup/www/ab-mon/mo/Data/d 09/т619.Ыт
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСА «ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В.А.Частухина, Н.А.Читалин
В статье рассмотрено проектирование курса «Экономико-математические методы и модели» для бакалавров экономики в условиях перехода высшего образования на уровневую основу.
Ключевые слова: профессиональное образование, педагогическое проектирования, проблемно-модульная технология, проблемно-конструктивное обучение.
The article describes the procedure of designing the course «Economic and mathematical methods and models» for bachelor's economy in the transition of higher education on tiered basis.
Keywords: professional education, pedagogical design, problem-modular technology, problem-constructive training.
Развитие рыночно-ориентированной российской экономики предполагает усиление роли профессионального экономического образования, так как обеспечение различных отраслей квалифицированными экономическими кадрами определяет позицию страны на мировом рынке. Отсюда вытекает потребность экономики России в специалистах с разным уровнем образования (магистрах, бакалаврах), обеспечивающих рост экономики, развитие бизнеса и интересы работодателей.
По оценкам работодателей бакалавры в структуре специалистов экономического профиля выступают как квалифицированные рядовые сотрудники, занимающие исполнительские должности в производственной, социально-экономической или финансово-банковской сфере. Отечественная экономика пока еще недостаточно осознает положительные стороны бакалавров. Вместе с тем, тенденция их использования в различных сферах экономики, с учетом современного опыта, постоянно возрастает.
Переход российского высшего образования на уровневую основу позволяет готовить бакалавров экономики как специалистов с базовым высшим образованием. Возникает задача: как перестроить образование, чтобы бакалавриат 1) гарантировал получение выпускником вуза такой подготовки, которая позволяет ему осуществлять основные виды профессиональной деятельности; 2) обеспечивал академическую подготовку для освоения образовательных программ следующих уровней; 3) привлекал работодателей к участию в подготовке бакалавров эко-
номики, востребованность которых на рынке труда как специалистов первого уровня высшего образования, главным образом, определяется профессиональной компетентностью.
Возникает необходимость смоделировать профессиональную деятельность бакалавра как специалиста-практика, ключевой характеристикой которого становится «пригодность к трудоустройству», и определить основные требования, предъявляемые к модели. Модель профессиональной деятельности бакалавра необходимо строить на компетентностной основе.
Формирование профессиональной компетентности осуществляется через содержание образования, которое включает не только учебные дисциплины, но и компетенции, формируемые в процессе изучения этих дисциплин. Возникает необходимость определить в стандартах и учебных планах подготовки бакалавров те дисциплины и курсы, которые обеспечат фундаментальное образование и формирование профессиональной компетентности.
Приоритетная роль в этом отводится курсам, базирующимся на использовании моделей экономико-производственных процессов и математических методах решения задач, описываемых данными моделями, к которым относится курс «Экономико-математические методы и модели» (ЭМММ). Значение этого курса для бакалавров экономического профиля трудно переоценить, так как принятие оптимальных экономико-управленческих решений является составной частью деятельности экономиста-практика.
С учетом вышеизложенного на первый план выходит проблема отбора на основе компетентностной модели такого содержания курса «Экономико-математические методы и модели», а также соответствующих методов и форм его реализации, которые обеспечивали бы бакалавров экономики системой профессиональных компетенций, определяющих их конкурентоспособность на рынке труда.
Методология отбора и структурирования содержания этого курса для бакалавров в системе высшего экономического образования разработана недостаточно, что объясняется отсутствием единой общепринятой классификации дисциплин, изучающих экономико-математические методы и модели. Вследствие этого в вузах отсутствует единая типовая программа их изучения. Не представлена прогностическая модель бакалавра экономики, сконструированная с точки зрения ком-петентностного подхода. Отсутствует система компетенций, формируемых в процессе изучения курса «Экономико-математические методы и модели», отражающая степень готовности бакалавра экономики к профессиональной деятельности.
Это подтверждает необходимость педагогического проектирования курса «Экономико-математические методы и модели» в системе подготовки бакалавра экономики на основе компетентнос-тного подхода.
В связи с тем, что в педагогической литературе отсутствуют сведения о механизме проектирования и отборе содержания конкретного курса «Экономико-математические методы и модели» для подготовки бакалавров экономики, были проанализированы общие подходы к проектированию со-
держания образования. Рассмотрев подходы к понятию проекта как поэтапного описания учебного процесса, мы считаем, что проектирование должно идти в двух направлениях: проектирование содержания и проектирование процесса обучения. Первое направление отражает содержательный компонент проектирования, который состоит из трех этапов: 1) определение источников содержания и постановка цели, 2) отбор содержания, 3) структурирование содержания. Проектирование процесса обучения состоит из технологического и контрольно-оценочного компонентов.
Основной целью проектирования экспериментального курса является моделирование профессиональной деятельности бакалавра в терминах компетенций и определение содержания обучения на основе этой модели.
При проектировании компетент-ностной модели профессиональной
деятельности бакалавра экономики: 1) за основу взяты профессиональные компетенции, сформированные с учетом требований работодателей как заказчиков; 2) скорректированы в том квалификационном ряде, который сформирован в стандартах третьего поколения бакалавров по направлению 080100 «Экономика»; 3) проведена уровневая квалификационная дифференциация по направлениям подготовки бакалавров и магистров; 4) классифицированы и выделены профессиональные компетенции, формируемые при изучении экспериментального курса; 5) смоделирована профессиональная деятельность бакалавра экономики, включающая основные структурные составляющие: цель - объект - предмет - виды деятельности - функции - компетенции -
типовые задачи - способы и средства решения задач.
В отличие от ФГОС ВПО третьего поколения, где все компетенции подразделяются на общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК), мы их структурируем более целенаправленно. Все компетенции разделены на пять
кластеров: 1) общепрофессиональные, 2) узкопрофессиональные, 3) коммуникативно-информационные, 4) креативные, 5) профессионально-личностные.
Модель проектирования, включающая содержательный, технологический, модульный, компетентностный блоки, представлена на рис.1.
Конкурентоспособный бакалавр направления «Экономика», обладающий профессиональными компетенциями (ПК):
Общепрофессионапь Узкопрофессио- Коммуникативно- Креативные (К) Профессионально-
ные (ОП) нальные (УП) информационные (КИ) - исследовательская личностные (ПЛ)
- познавательная - компетенция - коммуникативно- - проблемно- - профессионально-
-предпринимательская экономического анализа организаторская креативная этическая
- компетенция - компетенция - информационная - компетенция
ориентации на экономического непрерывного
работодателя планирования и самообразования и
проектирования самосовершенсгвова
- компетенция ния
экономической практики
- компетенция
экономического контроля
Рис.1. Модель проектирования экспериментального курса
При структурировании учебного материала и учебного процесса предлагаем ориентироваться на проблемно-модульный подход. К плюсам модульного обучения можно отнести деление содержания учебных курсов на законченные части (модули и учебные узлы), что позволяет выделять базовые модули, образующие ядро курса, и вариативные, освоение которых не является жестко определенным. Структуру каждого модуля будем считать разработанной, если в ней выделены: название модуля; перечень межпредметных связей; требования к уровню усвоения; содержание с разбивкой на учебные узлы; контрольные вопросы; практические задачи, дифференцируемые по уровням сложности; контрольные задания.
На основании анализа источников педагогических исследований и руководствуясь предъявляемыми к критериям и принципам отбора требованиям, сформулированы основные критерии отбора и принципы структурирования содержания экспериментального курса. В основу отбора предлагаем положить критерии: профессиональной направленности, фундаментальности, проблемности, целостности и системности, доступности.
Основными принципиальными по-
ложениями отбора и структурирования содержания считаем следующие: принцип системности, преемственности и логической структуризации, модульности, унификации-диверсификации. Принцип унификации-диверсификации актуален в связи со спецификой курса, когда с одной стороны присутствует единство понятийно-категорийного аппарата, единая структуризация контрольно-измерительного материала, моделей и типов задач, с другой - происходит вертикальная и горизонтальная диверсификация знаний, отражающих вариативное содержания курса.
На основе модели профессиональной деятельности бакалавра и выделенными принципами отбора и структурирования осуществлен отбор конкретного содержания экспериментального курса ЭМММ для экономических специальностей. В соответствии со спецификой требований, предъявляемых к уровню компетентности бакалавра экономики, модульным подходом к структуре содержания и учебными планами мы предлагаем сформировать содержание дисциплины «Экономико-математические методы и модели», разбив его на 15 модулей. Содержание модулей экспериментального курса мы представляем в виде линейно-иерархической
структуры, которая позволяет изучать их в любой оптимальной для данной специальности, группы или студента
последовательности, произвольно комбинировать их, добавляя или отсекая лишние модули (рис.2).
Рис.2. Модульная структура содержания экспериментального курса
Каждый из представленных на рисунке модулей, в свою очередь, делится на составные учебные узлы, представляющие собой последовательность решаемых в курсе учебно-профессиональных задач, которые в целом и предопределяют логику построения учебного материала. Причем экспериментальный курс логически структурирован, так как осуществляется переход от изучения классических методов и моделей исследования операций к более сложным и специфическим моделям производственной, банковской
сферы, моделям микро, а затем макроэкономики.
С другой стороны мы рассматриваем модуль и как основную структурную единицу построения всего учебного курса. Модульная структура курса интегрируется нами из трех групп модулей: дидактический, содержательный и методический.
При проектировании экспериментального курса поставлена цель его изучения, задачи, необходимый уровень усвоения, определены межпредметные связи. В соответствии с
основной целью данного курса была выделена система формируемых компетенций. Для построения каждого из 15 содержательных модулей предложен инвариантный набор итераций.
В качестве основной технологии обучения рассматривается проблемно-модульная технология, на которой основывается алгоритм реализации курса, состоящий из следующих модулей: постановка проблемы и конструирование ее решения, отработка практических навыков на однотипных задачах, самостоятельные теоретические выводы, получение новых знаний, самостоятельная работа, контроль.
На основе проблемно-модульной технологии представлено проблемно-конструктивное обучени , объединяющее проблемную и конструктивную составляющие и позволяющее применять эвристический и индуктивно-конструктивный способы получения новых знаний на высоком уровне проблемнос-ти и сознательности. В результате применения этого метода, на выходе мы получаем: 1) развитие познавательных компетенций; 2) развитие креативного подхода к учебной деятельности и формирование проблемно-креативных компетенций студентов; 3) качественное усвоение практических способов действий и развитие компетенций экономической практики; 4) усвоение системы знаний по данной дисциплине; 5) развитие исследовательских компетенций.
Наряду с проблемно-модульным обучением обосновано применение и информационных технологий в виде пакета прикладных программ («Количественные системы для бизнеса»), которые не только упрощают процедуру расчетов, но и развивают
коммуникативно-информационные компетенции. Для эффективной реализации курса также предложены методы индивидуально-дифференцированного обучения. Индивидуально -групповые формы работы предполагают постепенное сокращение степени участия преподавателя в организации самостоятельного оперирования студентов с полученным учебным материалом и превращение обучающихся из объектов в субъектов учебной деятельности, формируя у них познавательную активность, стремление к самообразованию и самосовершенствованию, развитие рефлексивных компетенций.
В соответствии с выделенными технологиями предлагается использовать наиболее эффективные формы обучения: проблемные лекции с видеосопровождением, эвристические беседы и «мозговой штурм», практическое решение экономических задач, различные виды расчетно-графических работ и научно-исследовательской работы студентов, игровые и групповые формы работы. Представленные технологии, формы и методы учебной деятельности позволяют развивать профессиональные компетенции бакалавров экономики.
Литература:
1. Айтуганов И.М. Взаимодействие профессиональных образовательных учреждений и предприятий-заказчиков кадров /И.М.Айтуганов, Е.А.Корчагин, Е.Л .Матухин, Э.П.Митрофанова, Р.С.Сафин //Казанский педагогический журнал. -2008. - №8. - С.46-54.
2. Гильмеева Р.Х. Формирование ключевых профессиональных компетенций студентов в учреждениях среднего профессионального образования в про-
цессе преподавания гуманитарных дисциплин / Р.Х.Гильмеева и др. //Казанский педагогический журнал. - 2009. -№1. - С .75-90.
3. Матушанский Г.У. Методологические принципы компетентностного подхода в профессиональном образовании/ Г.У.Матушанский, О.Р.Кудаков //Казанский
педагогический журнал. - 2009. - №11-12. -С.41-47.
4. Щербаков В.С. Роль задачно-модульной технологии в повышении качества подготовки компетентностных специалистов/В.С.Щербаков, Р.Р.Кабиров // Казанский педагогический журнал. - 2010. -№1. - С.98-109.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АГРАРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Т.Г. Хащенко
На основе сопоставления существующих подходов к подготовке предпринимателей и отечественных моделей предпринимательского образования, а также собственных экспериментальных исследований дается обоснование необходимости кардинальной смены методологии подготовки к предпринимательской деятельности в отечественных агарных вузах, доказывается возможность успешного интегрирования в образовательный процесс аграрных вузов личностно-раз-вивающих технологий, обеспечивающий формирование личностного потенциала эффективной предпринимательской активности.
Ключевые слова: готовность личности к предпринимательской деятельности, предпринимательское образование, технология формирования психологической готовности.
The formation of the entrepreneurial potential of a personality in the system ofprofessional agrarian education. The substantiation of necessity for fundamental change of the entrepreneur training methodology in Russian agrarian institutions of higher education is given on the basis of the comparison of existing approaches to the entrepreneurial training and domestic models of training for entrepreneurs as well as personal experimental research. The possibility of successful integrating personality developing technologies providing the formation of the personality potential of entrepreneurial activity into the educational process of agrarian institutions of higher education is proved.
Key words: readiness of a personality for entrepreneurship, entrepreneur training, technology of formation of psychological readiness.
Необходимым условием успешности модернизационных процессов в стране выступает готовность её граждан к иновационно-внедренческой
(по существу предпринимательской) деятельности. Недооценка личностной составляющей этой готовности порождает комплекс взаимосвязанных