ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Р.Х. Гильмеева, Л.П. Тихонова, Л.Ю. Мухаметзянова, Г. А. Шайхутдинова
Статья посвящена проблеме подготовки специалиста, обладающего необходимым уровнем гуманитарной образованности и общей культуры, заявленным в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения как ведущей стратегии профессионального образования. Представлены педагогические механизмы решения стратегии: проектирование и реализация культу-роформирующих учебных модулей и проектных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин в рамках модульно-компетентностного подхода.
Ключевые слова: общая культура, гуманитарная образованность, гуманитарные дисциплины, культуроформирующие модули, модульно-компетентност-ный подход
The article is devoted to the problem of specialist training, who has the necessary level of humanitarian education and general culture, claimed in the Federal state educational standards of the new generation as the leading strategy of vocational education. Pedagogical mechanisms of solving vocational education strategy are represented here: design and implementation of culture-forming training modules and design technologies in teaching humanities in the modular-competence approach.
Key words: general culture, humanitarian education, humanities, culture-forming modules, modular-competence approach.
Современная система непрерывного профессионального образования развивается в контексте модификаций, обусловленных развитием социально-экономических условий общества. Наряду с общим изменением статуса, роли и престижа профессионального образования наметились предпосылки
общественного признания его ведущей роли в государственной политике, понимание того, что оно выполняет системообразующие функции как важнейший элемент инновационного потенциала общества, источник новых знаний и качественных кадровых ресурсов наукоемкого, высокотехнологичного
производства, обладающих высоким уровнем сформированности ключевых общекультурных и профессиональных компетенций, обогащенных идеями и ценностями гуманитарной образованности.
Поставленные задачи требуют иных, чем существующие, механизмов решения. Особое значение в педагогической теории и практике последнего десятилетия отводится переосмыслению ключевых аспектов образовательного процесса - содержанию дидактики и технологий обучения.
Переосмысление содержания дидактики детерминировано целями мо-дульно-компетентностного подхода профессиональной подготовки студентов - будущих специалистов. Само сочетание понятий «модульно-компе-тентностный» определяет структуру и содержание учебного материала, цели отбора содержания, проектирование инновационных технологий. Как показывает изучение ФГОС СПО нового поколения, а также теории и практики профессионального образования, сущность модульно-компетентностно-го подхода заключается в переоценке идеи проблемно-развивающего обучения, вмещающей в себе поэтапность осуществления конкретных логических шагов (выбор темы учебного модуля - предметная область, определение проблемы, проблемной ситуации, использование проектных методов и технологий, поисковая работа, результаты, прогнозирование выводов, перспектив) формирования профессиональных и общекультурных компетенций студентов - будущих специалистов в процессе обучения. В связи с этими видоизменениями по иному структурируется сам процесс обучения, что детерминирует обновление его целей, принципов,
функций, содержания, технологий и критериальной базы результатов.
Модульное обучение, его общие положения были сформулированы в конце 60-х годов ХХ столетия в США как альтернатива традиционному обучению, сконцентрировав в себе многие прогрессивные идеи, сложившиеся к этому времени в педагогической теории и практике.
В мировом опыте модульное обучение было отнесено к инновационному виду обучения, основанному на деятельностном подходе и принципе сознательности (осознаются программа обучения и собственная траектория обучения), характеризующемуся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и содержанию учебных модулей.
Изучение работ ведущих отечественных специалистов в этой области науки (Г.И. Ибрагимов, М.И. Махму-тов, Г.В. Мухаметзянова, Н.А. Морева, П.И. Третьяков, Д.В. Чернилевский, П.А. Юцявичене и др.) позволяет установить значимость модульного обучения студентов профессиональной школы в условиях реализации модуль-но-компетентностного подхода ФГОС СПО нового поколения по следующим основаниям:
- целостность проработки каждого компонента дидактической системы и наглядное представление его в модульной программе и модулях, деление содержания изучаемых дисциплин на внутрипредметные логически завершенные компоненты учебного материала (тема, несколько тем или разделов), предполагающих обязательный контроль. В зависимости от объема содержания, количества часов выделяется от 3-5 до 8-12 модулей;
- преемственность целей обучения по каждому модулю. В соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения, моделью специалиста (квалификационная характеристика) и содержанием предмета устанавливается перечень знаний и компетенций, которые должен усвоить студент, устанавливается система контроля за достижением конечной цели обучения;
- непрерывность формирования знаний студентов и уровней подготовки. Так, нижний, репродуктивный, уровень подготовки требует от студента элементарного воспроизведения знаний и умений. А более высокий, продуктивный - выводит студентов на творческий уровень. Наличие этих уровней влияет на систему максимально и минимально полученных баллов. У студента есть право выбора, поэтому в процессе изучения предмета он может перейти от репродуктивного уровня к продуктивному или творческому. Для достижения поставленных целей выбираются целесообразные формы и методы обучения;
- индивидуализация обучения. По каждому модулю предмета преподаватель планирует различные виды деятельности: это разработка проектов, решение задач, выполнение лабораторных работ, практических заданий, составление опорных конспектов, письменные или устные ответы по теоретическим вопросам.
Установленные тенденции позволяют считать, что цель модульного обучения заключается в актуальных для современной системы профессионального образования императивах развития личности путем обеспечения гибкого содержания обучения, переосмысления и адаптации дидактической системы к индивидуальным возмож-
ностям, потребностям и уровню базовой подготовки студентов.
Модульно-компетентностный подход формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в преподавании гуманитарных дисциплин базируется на всемерной реализации в учебной практике системы инвариантов. Реализация этой системы происходит только в том случае, если в нее входят все дисциплины как по горизонтали, так и по вертикали - от курса к курсу, обеспечивая гибкие межпредметные связи. Модули в такой системе обеспечивают формирование общей культуры студента по уровням, объединенным блоками учебных дисциплин. При таком проектировании реально разрешимы комплексные задачи профессиональной и гуманитарной образованности.
При этом по мере перехода от модуля к модулю (по вертикали) возрастает объем и сложность комплексных задач. Модули как совокупность дисциплин, целевым образом ориентируются на формирование общей культуры и гуманитарной образованности, определяемой моделью специалиста, его квалификационной характеристикой или же требованиями ФГОС СПО нового поколения. Структурирование учебных модулей осуществляется на основе анализа матриц взаимосвязи отдельных требований квалификационной характеристики (задачи и функции деятельности), специальных, гуманитарных и профессиональных дисциплин, а также междисциплинарных взаимосвязей. Эти матрицы снижают в учебном процессе уровень ограничений, диктуемых установками преподавателей-предметников, их личностно-профессиональ-
ной культурой, научно-методическои подготовленностью.
Устранение ограничений, проявляющихся в традиционном дублировании учебного материала, терминологической неувязке курсов, хаотичности теоретического и практического уровней изложения содержания курсов, достигается за счет гибкой системы иерархического построения все возрастающих по сложности модулей в соответствии с системой инвариантов изучаемых дисциплин. Построение модулей на основе межцикловых и межпредметных связей выходит за рамки различных педагогических целей преподавателей, подчиняя их целям учебных модулей в единой структуре. Этим обеспечивается не только реализация и контроль внедрения системы инвариантов, но и обновление методической культуры, инновационного мышления преподавателей как основы их активного участия в процессе формирования общей куль-
туры и гуманитарной образованности студентов. Разработке структуры и содержания модулей предшествует создание модульной программы деятельности преподавателей, ориентированной на достижение не только предметных целей, но прежде всего целей и задач подготовки культурного и гуманитар-нообразованного специалиста, востребованного современным рынком труда.
Модульной программой реализуется комплексная дидактическая цель, состоящая из нескольких частных целей, достижение которых обеспечивает конкретный модуль. Содержание каждого модуля состоит из учебных элементов (УЭ), которым соответствуют частные дидактические цели, но каждый учебный элемент должен соотноситься с конкретным функциональным элементом профессиональной деятельности (см. табл. 1).
Таблица 1
Дидактическая структура модульной программы прогнозируется, проектируется и осуществляется на осно-
ве общих и специфических принципов (см. табл. 2).
Таблица 2
Принципы проектирования модульной программы
№№ пп/п I. Общие (традиционные) принципы
1. Взаимосвязь содержания учебного процесса с базовыми понятиями и методами.
2. Систематичность и логическая последовательность изложения учебного материала.
3. Целостность и практическая значимость содержания.
4. Наглядность представления учебного материала.
II. Инновационные принципы Содержание
5. Модульность - обучение проектируется на основе отдельных модулей как основных средствах усвоения студентами учебной информации. Выделение модулей происходит в соответствии с содержанием деятельности специалистов, а усвоение знаний, качеств, компетенций строится через систему действий.
6. Структуризация - разделение учебного материала модуля на структурные элементы - шаги, перед каждым из которых ставится конкретная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающей ее достижение.
3. Динамичность - обеспечивает вариативность модульных программ, изменение их с учетом динамики востребуемых профессий и профессиональной специализации обучаемых.
8. Гибкость - Определяет построение модульных программ таким образом, чтобы они легко адаптировались к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям, к индивидуальным законам и уровням подготовки обучаемых.
9. Паритетность - Предполагает субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом.
10. Реализация обратной связи - Способствует созданию системы контроля и самоконтроля, коррекции и оценке успешности изучения содержания модуля.
11. Осознанная перспектива - Сформированная профессиональная мотивация учения, осознание близких и дальних перспектив учения
В контексте модульно-компетен-тностного подхода проектирование учебных программ осуществляется на основе анализа модели профессиональной деятельности специалиста, его знаний, компетенций (профессиональных и общекультурных), затем определяется перечень гуманитарных дисциплин, необходимых для развития гуманитарной образованности студентов. На заключительном этапе разрабатывается модульная культуроформирующая программа, включающая учебный план и комплект модульных программ учебных предметов. Для каждой модульной программы учебного предмета проектируется пакет обучающих модулей. В педагогической теории и практике прослеживается использование трех вариантов составления пакета обучающих модулей: 1) применение разработанных и опубликованных в литературе обучающих модулей, их адаптация к конкретным условиям; 2) трансформация накопленного преподавателем учебного и методического материала в обучающие модули; 3) создание учебных модулей на проектной основе.
Третий вариант учебных модулей наиболее адаптирован к процессу проектирования культуроформирующих модулей как дидактических конструктов формирования и развития культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в преподавании гуманитарных дисциплин (см. табл. 3).
Модульная программа любой дисциплины опирается на совокупность разделов и учебных тем:
- обязательных для всех студентов;
- по выбору студентов, интересующихся углубленным изучением той или иной дисциплины;
- изучаемых факультативно.
В соответствии с такой программой каждый студент получает возможность самостоятельной реализации траектории личностного, профессионального, социокультурного развития и коррекции этого опыта в учебно-познавательной и практической деятельности.
В рамках исследования проблемы формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в процессе преподавания гуманитарных дисциплин интегрирующим компонентом сущностных характеристик общей культуры выступает гуманитарная образованность.
Как ключевая дефиниция проектирования содержания общей культуры она отражать совокупность гуманитарных компетенций, включающих в себя прочные и осознанные знания основ наук - гуманитарных, естественнонаучных, технических, технологических; определенные познания в области искусства; интеллектуальные и художественные умения и навыки; сформированные умения и навыки культуры умственного труда - умения планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль ее качества, умения самостоятельно получать и перерабатывать информацию из различных источников и др., реализующихся в культуроформирующей деятельности в соответствии с личностной позицией студента.
Показателями выраженности общей культуры через гуманитарную образованность студентов выступают: наличие, глубина, широта гуманитарных знаний; содержание и развитость духовных потребностей; система ценностных ориентаций и социальных норм, которыми нужно руководствоваться
Таблица 3
Алгоритм проектных культуроформирующих модулей (факультативный вариант)
№№ п/п Примерные варианты модулей Содержание проектных культуроформирующих модулей Учебные дисциплины
1. Философская культура личности специалиста В каждом модуле дается подробное описание деятельностных, дидактических целей, подтвержденных социокультурным содержанием изучаемого материала и конкретными диагностическими и проектными заданиями. Содержание изучаемого материала представляет завершенную единицу учебного материала, дополненную методическими разработками, инновационной системой контроля знаний, позволяющей оперативно корректировать процесс обучения. Учебный процесс ориентирован на развитие креативности студентов, общекультурных компетенций, личностных потребностей студентов в культурной самоидентификации. Культуроформирующие учебные модули как дидактические конструкты основываются на ведущих принципах проблемно-развивающего обучения, специфических принципах модульного обучения, обогащенных идеями модульно-компетентностного подхода, содержанием культуроформирующих проектных технологий и критериями результатов, выраженных в овеществленных продуктах культуроформирующей проектной деятельности студентов в рамках устной и письменной презентаций. Основы философии
2. Методологическая культура педагога Педагогика
3. Культурная идентичность личности современного специалиста История РФ, история РТ
4. Культурно- гуманитарные универсалии Литература
в различных сферах деятельности; идеалы, степень включенности студента в учебно-познавательную, культуро-формирующую, социокультурную деятельность.
Критерии сформированности показателей общей культуры и гуманитарной образованности располагаются в такой иерархии:
- знания (философские, политические, исторические, литературно-лингвистические, историко-педагогические, художественно-творческие, правовые, эстетические и др.). Индикаторами наличия или отсутствия соответствующих знаний являются традиционные и инновационные формы промежуточного и итогового контроля, а также куль-туроформирующие проекты, система аттестации;
- потребности (в общении, самореализации, свободе, взаимопонимании, познании, любви, самоуважении, самоопределении, самопознании (рефлексии), понимании смысла жизни и др.). Индикаторами оценки уровня сфор-мированности перечисленных потребностей выступает время, затрачиваемое студентом на их удовлетворение, а также количественные и качественные показатели культуроформирующих компетенций;
- ценностные ориентации (общемировоззренческие, социокультурные, нравственные, художественно-эстетические, литературно-лингвистические и др.), нормы, идеалы, традиции, ценности. Индикаторами наличия или отсутствия норм, ценностей, традиций, идеалов являются вербально выражаемые суждения, мнения студентов, поведенческие проявления в ходе работы над культуроформирующими проектами.
Главные показатели общей культуры представлены системой норм и ценностей, которые усвоены обществом и сохраняются в социальной памяти как идеал «социальной генетики» [2, с. 346].
Совокупность данных компонентов культурокомпетентностного подхода формирования и развития общей куль-
туры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в процессе преподавания гуманитарных дисциплин детерминирует уточнение смыслового содержания определений общей культуры и гуманитарной образованности в следующем выражении:
- общая культура - особый социальный механизм накопления, хранения, преобразования и трансляции информации, созданной человечеством и представляющей социальную ценность для каждой конкретной личности;
- гуманитарная образованность -тип образованности, способный воспроизводить и развивать культуру; методологически гибкий, творческий интеллект личности, основывающийся на совокупности знаний, компетенций, качеств личности, взглядов, убеждений, социокультурных норм, ценностей, идеалов, традиций, сформированных в процессе изучения гуманитарных дисциплин.
Количество и качество накопленной информации, ее эффективная трансляция, преобразование и реализация зависят от культуросообразных качеств личности студентов, но формы и методы передачи этой информации, подходы к воплощению в собственной жизнедеятельности зависят не только от личностной позиции студента, но и от воздействия образовательной среды учебного заведения, профессионализма педагогов и социокультурных факторов социумов (семья, учебный коллектив, близкое окружение, «Я-сфера»).
В этих социумах студенты выполняют конкретные социальные роли, осваивая которые они обретают необходимые социокультурные ценности, нормы, традиции, культуроформирую-щие компетенции и др.
В свою очередь для успешного выполнения статусных ролей личности необходимо достичь необходимого уровня гуманитарной образованности, выражающейся в знаниях, компетенциях, ценностных ориентациях, взглядах,
убеждениях, деятельности, способствующей расширению структурных рамок культурных предпочтений студентов, трансформирующихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин в общую культуру (см.: табл. 4).
Культурные предпочтения студентов
-Т-
1 * г т 1 г 1
I— Культура быта Семенная культура Культура качества жизни Культура достижения благополучия Культура здоровья
Культура Культура Культура Культура Культура
труда отдыха поведения оощенпя речи
Выявленная структура культурных предпочтений отражает уровень развития гуманитарной образованности студентов, с которым они приходят в учебное заведение. В процессе жизнедеятельность в образовательной среде, в процессе изучения гуманитарных дисциплин эта структура видоизменяется, обогащается содержанием куль-туроформирующих норм, идеалов и социокультурных ценностей.
Критерии выраженности гуманитарной образованности в процессе изучения гуманитарных дисциплин приобретают логически завершенный формат когнитивного, эмоционального и поведенческого характера (см.: табл. 5).
Выявленные тенденции свидетельствуют о том, что слабые знаниевые представления о культуре непосредственно проявляются в неразвитости де-ятельностных и поведенческих компетенций. Высокий уровень эмоциональных предпочтений детерминируется и детерминирует завышенную самооцен-
ку личностного статуса студента, алогичность в принятии любых решений. Владение совокупностью гуманитарных знаний и компетенций позволяет студенту соответствовать требованиям общества, рынка труда к уровню общей культуры и гуманитарной образованности личности, ориентирующихся на российско-европейское партнерство, а также удовлетворять свои личностные потребности в самоутверждении.
Изучение требований ФГОС нового поколения, образовательных стратегий, представленных в Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию (ноябрь 2010 г.), дополнений и изменений Закона об образовании (ноябрь 2010 г.), видоизменившихся потребностей самой личности, требований общества и рынка труда к уровню общей культуры и гуманитарной образованности специалиста опре деляет теоретическую и практическую необходимость и своевременность
Таблица 5
Диагностические критерии выраженности гуманитарной образованности студентов экспериментальных учебных заведений2 в процессе изучения гуманитарных
дисциплин (данные в %)
Критерии выраженности гуманитарной образованности студентов
Когнитивный Эмоциональный Поведенческий Опытно - Кол-
компонент компонент компонент экспери- во
ментальные участ-
учебные вую-
дисциплины щих в
ОЭР
- имеют логически - самокритично - проявляют Философия 73
выраженные оценивают свою активность в Педагогика 123
знания: культуроформирующую непрерывном История РФ 75
1) о культуре как деятельность (54%); повышении История РТ 75
общественном - имеют яркую своего уровня Литература 73
явлении (30%); положительную реак- культуры во всех
2) об истории цию на формирование аспектах
развития культуры у себя высокого уровня жизнедея-
(53,3%); культуры и тельности
3) о гуманитарной (29,3%);
социокультурных образованности, - осознают,
ценностях мышления, речи, контролируют
человека как чувств и др. (52%); и формируют у
качественных пока- - заинтересованно себя культуру
зателях культуры относятся к проблемам самовоспитания
и образованности формирования как показателя
(33%); культуры, культуры
- четкие взаимоотношений поведения (17%);
убеждения о во всех сферах - имеют знания
необходимости жизнедеятельности о путях форми-
иметь высокий (45,3%); рования
уровень знаний - проявляют стойкий культурофор-
культуро- интерес к культуре мирую-щих
формирующих чувств, самоанализу ценностей и
проблем для своей поступков (73,7%); корректного
профессии (38%); - уровень использования
- имеют высокий сформированности их в
уровень знаний, эмоционального повседневности
широкую интеллекта (0,9%)
эрудицию в (эмоциональная
различных сферах идентификация,
культуры, перцепция, экспрессия,
искусства и др. эмоциональное
(8-9%) понимание) (42%)
2 Казанский педагогический колледж, Казанский технологический колледж, Казанское хореографическое училище, Академия социального образования (КСЮИ).
разработки культурокомпетентност-ного подхода в формировании общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в преподавании гуманитарных дисциплин как ценностно-целевого объекта культуры.
Культурокомпетентностный подход в исследовательском проекте лаборатории педагогического образования и гуманитарной подготовки ИПП ПО РАО формулируется как соответствие общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы уровню требований общества, отечественного рынка труда к подготовке специалиста. В связи с этой стратегией данный подход выступает инновационным направлением организации учебного процесса, в котором главенствует цель формирования личности специалиста как гражданина, компетентного гуманитарно-образованного специалиста, подготовленного к использованию в собственной деятельности культурных образцов и норм жизни любого уровня, класса сложности, опережающего реально существующий уровень развития общества, способного к толерантному сотрудничеству с другими людьми и другими культурами.
Ориентация профессионального образования на культурокомпетент-ностный подход определяет необходимость решения комплекса задач модернизации содержания и технологий формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в процессе преподавания гуманитарных дисциплин:
- коррекция модели специалиста с учетом новых требований к квалификациям и компетенциям на ос-
нове гармонизации принципов культу-рокомпетентностного подхода;
- использование положений ФГОС СПО нового поколения о требованиях к проектированию и реализации общекультурных компетенций в модели специалиста;
- обновление учебных планов и образовательных программ с помощью культуроформирующих учебных модулей;
- разработка и реализация инновационных технологий культуроформи-рующих проектов, отражающих сущность исследовательской, проблемно-развивающей, практикоориентирован-ной культуроформирующей деятельности студентов;
- определение критериев оценки усвоенных студентами культуроформи-рующих знаний (их полнота, структура, объем, устойчивость, системность, целостность), культуроформирующих компетенций (оперирование знаниями, проектирование культуроформирую-щей стратегии действий, выбор социокультурных, ценностных альтернатив, культурная самоидентификация, готовность к смене культурных приоритетов, креативность и др.);
Представленные цель и задачи формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в процессе преподавания гуманитарных дисциплин выступают вполне достижимыми, поскольку предметное содержание не только и не столько идеальная система хранения, накопления, закрепления, трансформации социокультурного и духовного опыта, сколько универсальный способ обеспечения культуросо-образной преемственности мировоззренческих, историко-педагогических, социально-профессиональных, соци-
окультурных и литературно-художественных ценностей, в котором личностная форма культуры постоянно развивается и создает предметную, а новая предметная требует обновления личности. В таком динамично развивающемся процессе создается «человек культуры», через которого совершенствуется и социально нормализуется вся окружающая среда.
Литература:
1. Гуманитарная обра зованность студентов в системе учреждений СПО - ВПО: монография / Р.Х. Гильмеева, Л.А. Воло-вич, Л.Ю. Мухаметзянова, Л.П. Тихонова, Г.А. Шайхутдинова. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2011.
2. Запесоцкий А.С. Образование, философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002.
3. Концепция модернизации содержания и технологий формирования и развития культуры и гуманитарной обра-
зованности студентов профессиональной школы, ориентированной на российско-европейское партнерство. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2011.
4. Махмутов М.И. Педагогические технологии развития мышления учащихся / М.И. Махмутов, Г.И. Ибрагимов, М.А. Чо-шанов. - Казань, 1993.
5. Мухаметзянова Г.В. Методология проектирования и развития системы среднего профессионального образования / Г.В. Мухаметзянова. - Казань: ИСПО РАО, 1998.
6. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования / Н.А. Морева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
7. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» /Ра§е1, оГ 5//Шр:топ gove.ru/dok/ ршу3655, print726.11.2010/
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования /hup/www/ab-mon/mo/Data/d 09/т619.Ыт
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСА «ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В.А.Частухина, Н.А.Читалин
В статье рассмотрено проектирование курса «Экономико-математические методы и модели» для бакалавров экономики в условиях перехода высшего образования на уровневую основу.
Ключевые слова: профессиональное образование, педагогическое проектирования, проблемно-модульная технология, проблемно-конструктивное обучение.
The article describes the procedure of designing the course «Economic and mathematical methods and models» for bachelor's economy in the transition of higher education on tiered basis.