УДК 378. 013. 42. 001. 63 ББК 74.58 А 90
Л.С. Асейкина
Педагогическое проектирование и методология организационнопедагогической деятельности по формированию толерантного поведения иностранных студентов на этапе довузовской подготовки
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассмотрена матрица объектов педагогического проектирования и обоснованы принципы организационно-педагогической деятельности по формированию у субъектов компетенции толерантности, обеспечивающей успешную адаптацию иностранных студентов и решение задач довузовской подготовки.
Ключевые слова:
Довузовская подготовка иностранных студентов, объекты педагогического проектирования, толерантное поведение, педагогическое взаимодействие.
Стремительно развивающиеся процессы глобализации и усиление социальной мобильности ведут к более тесным межгрупповым и межличностным контактам всех уровней. Среди многочисленных проблем взаимодействия отмечен рост социально-психологического напряжения внутри сообществ, вызванный резкими изменениями смысловых, ценностных, поведенческих ориентиров и негативными личностными реакциями, которые влияют на качество адаптации к среде, на жизнедеятельность и самореализацию личности. Особенно это касается иностранных студентов, только прибывших в Россию и обучающихся на подготовительных факультетах вузов.
Среди актуальных проблем адаптации субъектов образовательного пространства отмечают объективные факторы: тенденции социального развития России и региона, аккультурацию и «культурный шок»; психофизиологические, учебно-познавательные, коммуникативные и бытовые трудности, вызванные сокращенными сроками обучения, несхожестью педагогических традиций, отсутствием языка-посредника, необустроенностью жизни и т.д. Субъективные факторы отражают потребности, имеют индивидуальную и этнокультурную составляющие и создают прецеденты межличностного и межэтнического противостояния. Вследствие этого у 20% студентов наблюдается адаптационный кризис [1], что препятствует
эффективному педагогическому взаимодействию, негативно отражается на результатах обучения и личностном развитии, дезориентирует в профильной подготовке и выборе специальности.
Для успешной адаптации иностранных студентов и решения задач довузовской подготовки мы предлагаем обеспечить педагогическое взаимодействие на толерантной основе и рассматривать процессы взаимной адаптации с позиций формирования толерантного поведения субъектов.
В толерантном педагогическом взаимодействии через обучение передаются знания о толерантности, интериоризируются ее ценности, воспитывается способность к выбору форм толерантного поведения, формируются умения и навыки толерантного взаимодействия [2,3].
В основе толерантного поведения - отношение к толерантности как к ценности и способность сохранять психологическую устойчивость и адаптивность в проблемных ситуациях и коммуникации, что позволяет нам рассматривать такое поведение как социально-психологическую компетенцию личности адекватно оценивать ситуацию и находить оптимальный выход из нее. Формирование компетенций толерантности предполагает педагогическое проектирование этого процесса в рамках социально-педагогического, психолого-педагогичес-
кого, собственно педагогического подходов и
на трех уровнях: социальном, организационнопедагогическом и индивидуально-личностном.
Мы использовали матрицу возможных объектов педагогического проектирования
В.Е. Радионова [4] и определили проектировочные задачи в соответствии с нашим исследованием.
Таблица 1. Матрица объектов педагогического проектирования процесса формирования толерантного поведения личности
Подходы Уровни Социально- педагогический Собственно педагогический Психолого- педагогический
Социокультурный Толерантное образовательное пространство - - грамм как средство - тенции толерантности Модель толерантного поведения личности
Организационно- педагогический Педагогические условия создания толерантного - странства - ских кадров для организации толерантно ориен-- ствия - ского взаимодействия на субъект-субъектной основе
Индивидуально- личностный - тов, обеспечивающие педагогическое взаимодействие Технологии педагогического взаимодействия - - держка для формирования мотиваций и установок толерантного поведения
При социально-педагогическом подходе оперируют способами упорядочения образовательного пространства как основы функционирования и развития образовательно-воспитательной системы. При психолого-педагоги-ческом - в центре находится освоение обобществленного опыта как основа образования и воспитания человека. При собственно педагогическом подходе концентрируют внимание на эффективности педагогического процесса и конструировании содержания, способов и форм взаимодействия.
На социокультурном уровне основным объектом рассмотрения является толерантное образовательное пространство (ТОП) довузовской подготовки, в условиях которого возможно формирование желаемой модели толерантного поведения иностранных студентов. В основе системы воспитания (педагогики толерантности) - идеология толерантности как гуманистическая мировоззренческая ценность, определяющая содержание образования и воспитания.
На организационно-педагогическом уровне центральным объектом проектирования явля-
ются педагогические условия создания ТОП, представленные в различных направлениях толерантно ориентированной деятельности, которая осуществляется специально подготовленными педагогическими кадрами.
Центральный объект индивидуально-личностного уровня - компетенция толерантности как результат применения специальных психо-лого-педагогических технологий в формировании мотиваций и установок толерантного поведения, т.е. это уровень личностно-социальной потребности и способности личности проявлять толерантность.
Педагогическое проектирование позволяет исследовать параметры выделенных объектов, сформулировать методологические принципы, исходя из которых выстраивается модель организационно-педагогической деятельности, и предопределить ее результаты.
Формирование компетенций толерантности осуществляется в педагогическом взаимодействии и предполагает организацию педагогической деятельности в соответствии с принципами: средовой обусловленности; гармоничного взаимодействия всех компонентов инфраструк-
туры образовательного пространства на эргономичной основе; субъект-субъектного диалогового взаимодействия; поликультурности;
единства содержания аудиторной и внеаудиторной деятельности.
Согласно принципу средовой обусловленности воспитания личности предусматривается проектирование такого образовательного пространства, в котором организуется толерантное педагогическое взаимодействие и формируется соответствующее поведение его субъектов. Создание ТОП рассматривается как гуманистически ориентированная деятельность, которая обеспечивает организационно-педагогические, психолого-педагогические и социальные условия для предотвращения непродуктивных конфликтов, воспитания толерантной культуры взаимоотношений и мотивационной готовности к толерантному взаимодействию для формирования различных компетенций субъектов, способствующих их самосохранению, адаптации, саморазвитию и профессионализации. Создавая условия для актуальных преобразований личности, ТОП и само является условием гуманистического образования и воспитания.
Реализация принципа гармоничного взаимодействия всех компонентов инфраструктуры ТОП (предметно-пространственного, социального, организационно-технологического, ценностно-смыслового) предполагает удовлетворение различных потребностей педагогов и студентов на эргономичной основе и создание учебно-адаптационно-воспитательной системы, обеспечивающей психически комфортные, ситуативно-адекватные, безопасные для человека и общества условия и способы взаимопонимания, сотрудничества и самореализации. Это означает взаимосвязанность и взаимообусловленность моделирования предметно-пространственного окружения, толерантно ориентированного содержания учебно-воспитательных программ, организации жизнедеятельности и обучения иностранных студентов с мотивационной готовностью и профессиональной способностью педагогических кадров к толерантному взаимодействию и формированию компетенций учащихся.
При минимальной коммуникативной компетентности иностранных студентов на начальном этапе их адаптации ведущими педагогическими стратегиями являются опека и ком-
промисс, для самих же студентов характерна пассивно-активная роль. Рост их коммуникативной и социокультурной компетентности открывает все больше возможностей для реализации принципа субъект-субъектного диалогового взаимодействия, установления и развития обратной связи, оказания прямого педагогического влияния на смысловые структуры сознания учащихся, стимулирования их личностной и социальной активности, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества между субъектами. Партнерство в диалоге и сотрудничестве оказывает положительное воздействие на педагогов и студентов, поскольку обеспечивает сохранение независимости, открытость, доверие, преодоление тревожности и страха, чувства неполноценности, а также веру в возможность самореализации и личностного развития.
Принцип поликультурности отражает меж-культурную и коммуникативную компетентность, признание ценности каждой культуры всеми участниками образовательного процесса, что содействует их самоидентификации, диалогической самореализации и взаимной адаптации. В толерантном образовательном пространстве субъекты выбирают адекватные способы коммуникации и оценивают успешность общения; готовы признать свои ошибки в нарушении формальных или неформальных норм поведения и пересмотреть собственные позиции. Это связано с тем, что в самосознании субъектов акцентируются надэтнические базовые ценности современного человека и профессионала: способность уважать, понимать и принимать культурные различия, умение слышать друг друга, договариваться и сотрудничать.
Следование принципу единства содержания аудиторной и внеаудиторной деятельности активизирует познавательные интересы иностранных студентов, предоставляет им свободу выбора в практическом использовании стратегий толерантного поведения, создает условия их включения в повседневную жизнь факультета, вуза, региона пребывания и приобщения к новым социокультурным ценностям и установкам поведения. Толерантно ориентированное содержание образовательно-воспитательных
программ и организационно-педагогической деятельности, модель толерантного поведения
педагогов, их готовность применять стратегии толерантного взаимодействия и способствовать адаптационным процессам не только обеспечивают единство теории и практики, но и формируют новый уровень взаимоотношений, где важнейшую стабилизирующую роль играет феномен абсолютного взаимополагания контактирующих сторон.
Реализация вышеперечисленных принципов педагогической деятельности, тесно связанных с проектировочными задачами, позволит оптимально решить проблему организации толерантного педагогического взаимодействия и формирования толерантного поведения субъектов для достижения целей довузовской подготовки иностранных студентов.
Примечания:
1. Фомина, ТА. Адаптация в инонациональной среде как социальная проблема: Автореф. дис. ... д-ра. филос. наук: (14.00.52) / ТА. Фомина; [Волгоградская мед. акад.]. - Волгоград, 1998. - 38с.
2. Гуманитарная педагогика, Вып. 9. Борытко НМ., Соловцова И А., Байбаков А.М., Введение в педагогику толерантности: учебник для студ. пед. вузов. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. - 80с.
3. , . . -
рантности: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального образования / ЕЮ. Клепцова. - М.: Академический Проект, 2004. - 176с.
4. , . .
проектирование: Учебное пособие / В.Е. Радио-нов. - СПб.: СПбГТУ, 1996. - 140с.