УДК 378 (07)
ББК 74.58 А 90
Л.С. Асейкина
Организационно-педагогическая модель обеспечения толерантного педагогического взаимодействия в довузовской подготовке иностранных студентов
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье рассмотрены педагогические условия организации толерантного взаимодействия субъектов образовательного процесса довузовской подготовки иностранных студентов и показано, что реализация предложенной организационно-педагогической модели обеспечивает эффективность взаимодействия и выполнение задач довузовского обучения.
Ключевые слова:
Довузовская подготовка, толерантное педагогическое взаимодействие, компетенция толерантности, толерантное поведение.
В условиях интернационализации образования, роста численности иностранных студентов в российских вузах и необходимости их качественной подготовки актуализируется задача формирования ключевых компетенций современного специалиста, обладающего высоким уровнем коммуникативных и адаптивных возможностей, способного к продуктивному социальному и профессиональному взаимодействию.
Довузовская подготовка как начальная ступень профессионального образования, обеспечивающая готовность иностранных студентов к учебно-познавательной деятельности в условиях неродного образовательного и социокультурного пространства [1], призвана разрешить коммуникативные, адаптационные, учебные, психологические трудности и противоречия.
Инструментом эффективного решения задач довузовской подготовки выступает толерантность - ценностное качество личности и соответствующее отношение к действительности, способность разрешать проблемные ситуации без снижения адаптивных возможностей.
Толерантное поведение рассматривается как социально-психологическая компетентность
личности адекватно оценивать и оптимально разрешать проблемную ситуацию.
Формирование компетенций толерантности субъектов образовательного процесса довузовской подготовки возможно во взаимодействии, организованном на толерантной основе. Такое
взаимодействие носит субъект-субъектный характер, предполагает интерактивность и взаимообусловленность изменений учащихся и педагогов, персонализирует сам процесс образования. Результатом педагогической работы становится форма деятельности студента и свобода в ее выборе.
В поведенческом плане толерантное педагогическое взаимодействие означает взаимную адаптацию, эмоционально-волевую готовность к равноправному диалогу и критическому восприятию реалий жизни, обмен ценностями и сотрудничество, доверие и эмпатию, учет интересов друг друга и окружающих, способность к достижению компромисса и продуктивному разрешению конфликтных ситуаций [2, 3].
В довузовской подготовке иностранных студентов первична педагогическая активность в организации учебно-адаптационно-воспитательного процесса, в формировании компетенций и стимулировании личностной и социальной активности студентов. С ростом их коммуникативной и социокультурной компетентности, а следовательно, возможности на неродном языке транслировать свои потребности и вести диалог устанавливается и развивается обратная связь, обеспечивающая взаимопонимание и сотрудничество между субъектами.
В соответствии со спецификой довузовской подготовки иностранных студентов предложена организационно-педагогическая модель
обеспечения толерантного взаимодействия, реализация которой предусматривала выполнение следующих педагогических условий:
- проектирование толерантного образовательного пространства;
- внедрение ценностей толерантности в образовательно-воспитательный процесс;
- мотивационно-ценностная, знаниевая и функциональная готовность педагогических кадров к толерантно ориентированной деятельности;
- психолого-педагогическая поддержка субъектов.
Были выявлены принципы осуществления организационно-педагогической деятельности:
средовая обусловленность; гармоничное взаимодействие всех компонентов инфраструктуры образовательного пространства на эргономичной основе; субъект-субъектное диалоговое взаимодействие; поликультурность; единство содержания аудиторной и внеаудиторной работы.
В ходе констатирующего эксперимента определены объекты педагогического проектирования толерантного образовательного пространства, обозначены требования к его основным компонентам и направления деятельности педагогов. На первом этапе формирующего эксперимента актуализировалась мотивационная готовность к толерантному педагогическому взаимодействию, аккумулировалась компетентность субъектов в вопросах толерантности. В содержание образовательно-воспитательных
программ был включен блок «толерантность», использовались интерактивные, рефлексивные, проективные педагогические технологии. Введен элективный курс «Коммуникативная культура», а для преподавателей открыт научнометодический семинар «Школа толерантности».
Формирование ценностных качеств и компетенций личности осуществлялось не только в процессе педагогического взаимодействия, но и предполагало саморазвитие (самоконтроль, рефлексию собственного поведения), а также учет индивидуальных и этнопсихологических особенностей субъектов, поэтому целью второго этапа было формирование толерантного мироощущения и установок толерантного поведения. Психологическая служба факультета, оказывая психолого-педагогическую поддержку педагогам и студентам на когнитивном, эмоциональном и операциональном уровне, проводила социально-психологические тренинги, предупреждала конфликты, обеспечивала ат-
мосферу доверия и благожелательности.
В соответствии с составляющими компетенции толерантности - моделью толерантного поведения - были определены его внешние показатели: адаптивность (эмоциональная устойчивость, умение разрешать проблемные ситуации, демонстрация форм толерантного поведения), коммуникативная компетентность (знание русского языка), личностная и социальная активность. Среди ментальных показателей отмечены: надэтнические ценностные ориентации (учет ценностей других людей, терпимость, эмпатия), личностное развитие (способность к рефлексии, стремление к совершенствованию).
Постепенное внедрение педагогических условий отразилось в положительной динамике уровня толерантного поведения субъектов образовательного процесса, определенного на основе соотнесения диагностики их толерантности и поведения в проблемных ситуациях, а также данных педагогического наблюдения. Изменения в ценностных ориентациях студентов обозначили заметное продвижение в рейтинге надэтнических и профессионально ориентированных ценностей, что повлияло на систему отношений к миру, на самостоятельный и осознанный выбор профессии. Обучение стратегиям толерантного поведения укрепляло эмоциональную устойчивость, развивало коммуникативные способности и умения, стимулировало личностное развитие педагогов и студентов и в целом обеспечивало эффективность учебно-адаптационно-воспитательного процесса.
Результаты педагогического исследования показали увеличение уровня адаптированности и коммуникативной компетентности иностранных студентов - главных составляющих их готовности к обучению в российском вузе.
Примечания:
1. Сурыгин, АЛ. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов / АЛ. Сурыгин. - СПб.: Издательство «Златоуст», 2001. - 128с.
2. Гуманитарная педагогика, Вып. 9. Борытко НМ., Соловцова И А., Байбаков А.М., Введение в педагогику толерантности: Учебн. для студ. пед. вузов.
- Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. - 80с.
3. , . . :
для студ. высш. пед. учеб. завед. / В А. Сластенин, И.Ф. Исаев, ЕЛ. Шиянов. - М.: Изд. центр <Академия», 2003. - 576с.