Вестник Воронежского института МВД России №1/ 2015
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
А.В. Белошицкий,
доктор педагогических наук, Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
А.А. Шевчук,
Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
П.Н. Приходько,
Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ
PEDAGOGIC HEALTHY LIFESTYLES CADETS OF MILITARY
AVIATION SCHOOLS
В статье раскрыты теоретические и прикладные основы педагогического обеспечения здорового образа жизни курсантов военных авиационных вузов, рассмотрен междисциплинарный характер проблемы сохранения и укрепления здоровья.
The article disclosed meaningful theoretical and practical bases of pedagogical healthy living cadets of military aviation universities, presented the interdisciplinary nature of the conservation and promotion of health.
На современном этапе развития Военновоздушных сил организация, обеспечение и эксплуатация авиационной техники относятся к одному из наиболее напряженных и экстремальных видов профессиональной деятельности.
Выполнение должностных обязанностей авиационными специалистами осуществляется в сложной обстановке (воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды, высокая вероятность
возникновения потенциально опасных аварийных ситуаций) на фоне нервно-эмоционального, умственного и физического перенапряжения (готовности к самопожертвованию при выполнении воинского долга, способности принимать решения, выполнять операции в условиях повышенной маневренности и скоротечности боевых действий).
Совокупность рассмотренных факторов военно-профессиональной деятельности авиационных
197
Педагогические науки
специалистов негативно отражается на состоянии их здоровья и, как следствие, в дальнейшем ведет к снижению качества выполнения боевых задач. В данном контексте здоровый образ жизни (ЗОЖ) рассматривается как обязательное условие успешной военно-профессиональной деятельности.
При этом ежегодно из Вооруженных Сил увольняются по состоянию здоровья до 7 тысяч военнослужащих, из них более 40% молодых офицеров, не выслуживших установленные сроки военной службы [1]. Ухудшается состояние здоровья молодежи призывного возраста. Так, распространенность гиподинамии среди обучающихся достигает 70—80%, более чем у 50% из них диагностируются хронические заболевания [2].
Как свидетельствует практика, в молодежной среде прогрессируют табакокурение, пьянство, наркомания, токсикомания и др.
Снижается качество призывного ресурса на 30-40% в год, более 40% призывников имеют низкие показатели физического развития, около 60% являются не адаптированными к жизнедеятельности в воинском коллективе [3].
Ежегодно сокращается количество кандидатов для поступления в военные авиационные вузы, пригодных к обучению по состоянию здоровья и уровню профессиональной пригодности (в 1970— 1980 гг. численность абитуриентов составила 60% от общего числа поступающих, в 1981—1991 гг. — 45-50%, в 1992—2000 гг. — 40%, 2001—2011 гг. — 34%) [4]. Это является одной из основных причин того, что набор курсантов на первый курс обучения в 2013 г. не был выполнен в полном объеме в военных авиационных вузах.
Значительное количество часов аудиторных занятий и занятий на тренажерах сокращают объем двигательной активности обучающихся, тем самым не обеспечивается их физическое совершенствование.
В работах отечественных исследователей А.А. Ворона, Д.В. Гандера, В.А. Пономаренко актуализирована проблема надежности человеческого фактора, выявлено, что до 80% авиационных происшествий и аварий происходит по вине личного состава [5]. П.П. Пархоменко, В.Л. Марищук определили зависимость развития важных профессиональных качеств курсанта-летчика от уровня физической подготовленности, образа жизни. А.А. Горелов обосновал положительное влияние физических упражнений на процесс воспитания летных качеств [6, 7].
Анализ многочисленных теоретических разработок проблемы сохранения и укрепления здоровья позволил предположить, что для решения
проблемы формирования ЗОЖ курсантов военных авиационных вузов целесообразно повысить значимость педагогического обеспечения ЗОЖ, в рамках которого осуществляется разностороннее личностное развитие, сознательное и волевое принятие принципов, норм и правил сохранения и укрепления здоровья.
Идея повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации педагогического обеспечения возникла во второй половине ХХ — начале ХХ! века. В настоящие время данное понятие широко представлено отечественными учеными В.В. Игнатовой, В.В. Измайловой, Н.А. Красноперовой, И.В. Протасовой, Н.Ю. Шепелевой и др.
Так, В.В. Игнатова под педагогическим обеспечением рассматривает совокупность факторов и условий их развертывания посредством специальных педагогических форм, методов, процедур и приемов (технологий) [8].
В.В. Измайлова выделяет педагогическое обеспечение как специфический вид профессиональной деятельности, предполагающий активизацию личностных и институционных ресурсов, необходимых для реализации эффективности того или иного процесса [9].
Н.А. Красноперова исследует проблему коррекции образа жизни молодежи в рамках реализации в образовательном процессе специального педагогического обеспечения, внедрения педагогической стратегии ориентирования на ЗОЖ: педагогическое обеспечение образовательного процесса вуза должно быть пронизано идеями формирования у обучающихся норм и правил ЗОЖ [10].
Отечественные исследователи (В.К. Бальсе-вич, П.А. Виноградов, В.В. Измайлова, А.И. Тимо-нин, В.Д. Чепик) рассматривают педагогическое обеспечение ЗОЖ как ориентацию обучающихся на укрепление личного и развитие общественного здоровья, активизацию личностных ресурсов, реализация которых способствует повышению эффективности образовательного процесса.
В работах И.В. Протасовой в качестве фундаментальных основ педагогического обеспечения выделен процесс создания условий для самореализации личности [11]. Н.Ю. Шепелева акцентирует внимание на создание условий для мобилизации внутреннего потенциала, активизации заданных ресурсов, что, в свою очередь, будет положительно влиять на социализацию обучающихся [12].
Отдельные аспекты педагогического обеспечения ЗОЖ обучающихся на основе создания
198
Вестник Воронежского института МВД России №1/ 2015
программ, технологических моделей формирования ЗОЖ раскрыты в работах Т.И. Прокопенко [13].
Анализ научно-методической литературы и результатов диссертационных исследований позволяет констатировать, что педагогическое обеспечение ЗОЖ представляет вид целенаправленной профессиональной деятельности, обеспечивающий активизацию личностного потенциала и реализацию ведомственных ресурсов, где, в свою очередь, ЗОЖ рассматривается как условие успешной профессиональной деятельности, социально значимый показатель развития современного общества.
Общественное здоровье выступает важнейшей характеристикой общества как социального организма, составной частью общественного потенциала, фундаментальной основой материальных и духовных ценностей.
В.А. Ананьев выделяет следующие показатели общественного здоровья: «индекс общественного здоровья» (соотношение факторов здорового и нездорового образа жизни) и «потенциал общественного здоровья» (мера количества и качества здоровья людей, накопленного обществом, и его резервов, создаваемых активным, здоровым образом жизни) [14].
Ухудшение здоровья нации негативно отражается на обороноспособном потенциале государства, в частности на количественных и качественных показателях призывного ресурса, что, в свою очередь, отрицательно влияет на обороноспособность и национальную безопасность.
По мнению военных педагогов (В.С. Иванова, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского, В.Н. Новикова), высшая военная школа должна активно участвовать в решении проблемы охраны здоровья молодого человека, формировать мотивы востребованности здоровья как психофизиологической основы успешной деятельности будущего военного специалиста [15].
Ученые-педагоги видят решение проблемы педагогического обеспечения ЗОЖ в выявлении и реализации валеолого-педагогических условий в образовательном процессе, направленных на анализ объективных закономерностей, обеспечивающих поддержание и восстановление эффективной работоспособности обучающихся в специфических условиях образовательного процесса. При этом основой системы образования является ва-леолого-педагогическое сопровождение всех субъектов образовательного процесса, представляющее собой систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение компетен-
ций педагогов, обучающихся и членов их семей в области здоровьесбережения.
Педагогическое обеспечение ЗОЖ курсантов военных авиационных вузов представляет собой вид целенаправленной профессиональной деятельности всех субъектов образовательного процесса, актуализирующий личностный потенциал будущих офицеров и реализующий ресурсы военного авиационного вуза.
Существенное значение для нашего исследования приобретает положение, выдвинутое А.И. Тимониным, о том, что эффективность процесса педагогического обеспечения будет обусловливаться специфической педагогической деятельностью по управлению, функционированию и развитию системной совокупности ресурсов, определению функционального значения ресурса, установлению взаимосвязей в определенных организационно-педагогических условиях [16].
Для педагогического обеспечения ЗОЖ курсантов военных авиационных вузов важным является наличие внешних и внутренних ресурсов, потенциальных возможностей. Под ресурсом будем понимать источники здоровьесберегающей активности, как внутренние личностные качества, оказывающие существенное влияние на формирование ЗОЖ, так и внешние (воздействие окружающей среды). Потенциал представляет собой совокупность индивидуальных физиологических способностей, природных задатков, присущих каждому человеку.
Педагогическое обеспечение ЗОЖ курсантов военных авиационных вузов включает в себя: деятельность субъектов образовательного процесса, педагогическое взаимодействие преподавателей, командиров и курсантов, направленное на развитие личностных качеств, мировоззренческих установок, жизненных принципов под влиянием культурологических, социальных и валеологических факторов окружающей среды; совокупность педагогических условий, обеспечивающих реализацию личностного и природного потенциала в процессе личностного и профессионального развития будущего офицера.
Необходимо отметить, что педагогическое обеспечение ЗОЖ курсантов военного авиационного вуза, с одной стороны, преломляет в себе влияние внешних факторов на процессы физического, эстетического, нравственного и духовного развития курсантов в системе профессионального образования, а с другой — отражает внутренние процессы развития курсанта: личности и субъекта. Результатом педагогического обеспечения являются целе-
199
Педагогические науки
направленные, взаимообусловленные отношения субъектов образовательного процесса (преподавателей, командиров и курсантов), учитывающие специфику среды военного вуза, особенности формирования ЗОЖ курсантов военного вуза и степень их взаимодействия с окружающей действительностью.
Педагогическому обеспечению ЗОЖ курсантов военных авиационных вузов присущи многогранность, динамичность и этапность. Осуществление педагогического обеспечения ЗОЖ курсантов будет способствовать повышению эффективности управленческой и самоуправленческой деятельности, направленной на сохранение и укрепление личного и общественного здоровья.
Педагогическое обеспечение ЗОЖ курсантов военных авиационных вузов — одна из сложных междисциплинарных проблем подготовки офицеров. Оно реализуется в ходе здоровьесберегающей деятельности преподавателей, командиров и курсантов в образовательной среде военного вуза, которая выступает «системой влияний внешних условий на формирование личности обучающегося», всесторонне способствует включению личности курсанта в процесс профессиональной подготовки, самоактуализации и самореализации природного и личностного потенциала будущего офицера.
Педагогическое обеспечение ЗОЖ курсантов военных авиационных вузов направлено на развитие социально значимых и профессионально востребованных качеств в динамике изменений личности будущего офицера, связанных с совершенствованием умственных и физических возможностей, возникновением новых способностей, которые позволят будущему офицеру успешно выполнять функциональные обязанности по должностному предназначению. Преподавателям, командирам структурных подразделений для организации результативного и динамичного процесса профессионального и личностного развития курсантов в ходе педагогического обеспечения ЗОЖ необходимо реализовывать образовательный процесс военного вуза на основе моделирования социально-культурной, профессиональной среды.
Проведенный анализ теоретических и прикладных основ педагогического обеспечения ЗОЖ курсантов военных авиационных вузов позволяет сделать следующие выводы:
1. Современный этап преобразований в Вооруженных Силах России определяет качественно
новые требования к уровню профессиональной подготовки выпускника военного авиационного вуза: физическому и психическому состоянию здоровья, способности выполнять свои функциональные обязанности в динамично меняющейся обстановке. В результате актуальность для военных авиационных вузов приобретает проблема педагогического обеспечения ЗОЖ курсантов.
2. Феномен ЗОЖ представляет собой междисциплинарную научную проблему, имеющую гетерогенную структуру. В ходе анализа источников литературы было выявлено, что структура ЗОЖ курсантов представлена совокупностью научнометодологических позиций: философии — человек, как творец, а его основная цель — это саморазвитие; валеологии — совокупность здоровьесберегающих взглядов о способах сохранения и укрепления здоровья; психологии — процесс личностного и профессионального развития; культурологии — ЗОЖ составная часть общей культуры, социальная ценность человеческого бытия; педагогики — объектно-субъектное преобразование курсантов в процессе обучения и воспитания.
3. ЗОЖ курсантов военных авиационных вузов — индивидуальный способ жизнедеятельности, обеспечивающий сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья, способности к поддержанию высокого уровня профессиональной пригодности в течение установленного срока службы.
4. Сущность педагогического обеспечения ЗОЖ курсантов военных авиационных вузов заключается в формировании здоровьесберегающей образовательной среды на основе воспитания субъектной позиции обучающихся в ходе их нравственного и физического развития.
5. Содержание педагогического обеспечения ЗОЖ курсантов военных авиационных вузов представляет собой совокупность организационноуправленческого, методического и диагностического компонентов образовательного процесса, которые направлены на педагогическое просвещение курсантов, воспитание ценностного отношения к сохранению и укреплению личного и общественного здоровья, создание условий для объектно-субъектного преобразования будущих офицеров: в ходе 1-го этапа — формирование знаний, об основах гигиены в воинском коллективе, способах терморегуляции (закаливания), профилактики острых респираторных заболеваний, пагубном влиянии вредных привычек; на 2-м этапе — становление устойчивой жизненной позиции в отношении
200
Вестник Воронежского института МВД России №1/ 2015
сохранения и укрепления здоровья; на 3-м этапе — совершенствование здоровьесберегающих знаний (об индивидуальных особенностях развития организма, способах организации учебнотренировочного процесса) и навыков в организации коллективной здоровьесберегающей деятельности в структурном подразделении (спортивные праздники, соревнования, спортивно-массовые и культурно- досуговые мероприятия и т.д.).
6. Основные пути повышения эффективности педагогического обеспечения ЗОЖ курсантов военных авиационных вузов: а) создание
здоровьесберегающей образовательной среды вуза: учет особенностей развития воинского коллектива, активизация процесса саморегуляции,
стимулирование здоровьесберегающей деятельности, профессиональное ориентирование курсантов в процессе формирования ЗОЖ; б) воспитание ценностного отношения к духовному и физическому развитию: учет
личностных ценностей курсантов при организации здоровьесберегающей деятельности, вовлечение курсантов в максимальное количество видов деятельности, индивидуализация оценки
результатов здоровьесберегающей деятельности в воинском коллективе; в) актуализация субъектной позиции курсантов в ходе их физического и нравственного развития: учет социально-
психологических процессов в воинском коллективе при реализации совместной здоровьесберегающей деятельности, согласование внешнего воздействия образовательного процесса военного авиационного вуза и внутреннего личностного и профессионального развития курсантов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мельник А.Р. Воспитание здорового образа жизни военнослужащих воинской части: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М ., 2013. — 24 с.
2. Шабров А.В., Илларионова Е. В., Мирский
В.Е. Состояние здоровья молодого поколения России и проект реформы по его улучшению // Здравоохранение. — 2010. — №9. — URL:
http://www.mcfr.rU/journals/1/252/30613/30622/
3. Миронов А.С. Педагогическая профилактика наркомании и токсикомании среди военнослужащих частей ВВС ВМФ: дис. ... канд. пед. наук. — М., 2000. — 311 c.
4. Мальчинский Ф.В. Профессионально-
психологический отбор и профессионально психологическое обеспечение обучения летного состава:
состояние и проблемы // Вестник МНАПЧАК. — 2013. — №3. — C. 41—48.
5. Ворона А.А., Гандер Д.В., Пономаренко
B. А. Теория и практика психологического обеспечения летного труда. — М.: Воениздат. 2003. — 277 с.
6. Пархоменко П.П., Марищук В.Л. Специальная физическая тренировка летного состава с целью совершенствования внимания. — Ейск: ВВАУЛ, 1973. — 45 с.
7. Горелов А.А. Основы теории и практики физической подготовки летного состава военной авиации: дис. ... д-ра пед. наук. — СПб.: ВИФК, 1994. — 547 с.
8. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: монография. — Красноярск: СибГТУ, 2000. — 272 с.
9. Измайлова В.В. Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. — 2012. — №2. -
C. 105—108.
10. Красноперова Н.А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления: дис. ... канд. пед. наук. — Красноярск, 2004. — 196 с.
11. Протасова И.В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии: дис. . канд. пед. наук. — Кострома, 2001. — 235 с.
12. Шепелева Н.Ю. Педагогическое обеспечение социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении: дис. . канд. пед. наук. — Кострома, 2004. — 211 с.
13. Прокопенко Т.И. Центры здоровья как организационно-педагогический фактор и условия формирования здорового образа жизни студента // Теория и практика. — 2001. — № 9. — С. 28.
14. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. — СПб.: Питер, 1998. — 312 с.
15. Богрянцев О. В. Формирование валеологи-ческой культуры будущих офицеров: дис. . канд. пед. наук. — Саратов 2008. — 156 с.
16. Тимонин А.И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вузов. — Кострома, 2007. — 216 с.
REFERENCES
1. Melnik A.R. Vospitanie zdorovogo obraza zhizni voennosluzhaschih voinskoy chasti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. — M ., 2013. — 24 s.
201
Педагогические науки
2. Shabrov A.V., Illarionova E. V., Mirskiy V.E
Sostoyanie zdorovya molodogo pokoleniya Rossii i proekt reformyi po ego uluchsheniyu // Zdra-voohranenie. — 2010. — #9. — URL:
http://www.mcfr.ru/journals/1/252/30613/30622/
3. Mironov A.S. Pedagogicheskaya profilaktika narkomanii i toksikomanii sredi voennosluzhaschih chastey VVS VMF: dis. ... kand. ped. nauk. — M., 2000. — 311 c.
4. Malchinskiy F.V. Professionalno-
psihologicheskiy otbor i professionalno psihologicheskoe obespechenie obucheniya letnogo sostava: sostoyanie i problemyi // Vestnik
MNAPChAK. — 2013. — #3. — C. 41—48.
5. Vorona A.A., Gander D.V., Ponomarenko V.A. Teoriya i praktika psihologicheskogo obespecheniya letnogo truda. — M.: Voenizdat. 2003. — 277 s.
6. Parhomenko P.P., Marischuk V.L. Spetsialnaya fizicheskaya trenirovka letnogo sostava s tselyu sovershenstvovaniya vnimaniya. — Eysk: VVAUL, 1973. — 45 s.
7. Gorelov A.A. Osnovyi teorii i praktiki fizicheskoy podgotovki letnogo sostava voennoy aviatsii: dis. ... d-ra ped. nauk. — SPb.: VIFK, 1994. — 547 s.
8. Ignatova V.V. Pedagogicheskie faktoryi
duhovno-tvorcheskogo stanovleniya lichnosti v obrazovatelnom protsesse: monografiya. —
Krasnoyarsk: SibGTO, 2000. — 272 s.
9. Izmaylova V.V. Pedagogicheskoe obespechenie: suschnost i struktura ponyatiya // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. — 2012. — #2. - S. 105—108.
10. Krasnoperova N.A. Orientirovanie studenta na zdorovyiy obraz zhizni v protsesse professionalnogo stanovleniya: dis. ... kand. ped. nauk. — Krasnoyarsk, 2004. — 196 c.
11. Protasova I.V. Pedagogicheskoe obespechenie protsessa nakopleniya uchaschimisya sotsialnogo opyita v usloviyah shkolyi-gimnazii: dis. ... kand. ped. nauk. — Kostroma, 2001. — 235 s.
12. Shepeleva N.Yu. Pedagogicheskoe obespechenie sotsializatsii ucha-schihsya v negosudarstvennom obrazovatelnom uchrezh-denii: dis. ... kand. ped. nauk. — Kostroma, 2004. — 211 s.
13. Prokopenko T.I. Tsentryi zdorovya kak organizatsionno-pedagogicheskiy faktor i usloviya formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studenta // Teoriya i praktika. — 2001. — # 9. — S. 28.
14. Ananev V.A. Vvedenie v psihologiyu zdorovya. — SPb.: Piter, 1998. — 312 s.
15. Bogryantsev O. V. Formirovanie valeologicheskoy kulturyi buduschih ofitserov: dis. ... kand. ped. nauk. — Saratov 2008. — 156 s.
16. Timonin A.I. Kontseptualnyie osnovyi
sotsialno-pedagogicheskogo obespecheniya
professionalnogo stanovleniya studentov vuzov. — Kostroma, 2007. — 216 s.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Белошицкий Александр Владимирович. Начальник центра организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров. Доктор педагогических наук.
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».
E-mail: [email protected]
Россия, 394054, г. Воронеж, ул. Ст. Большевиков, 54 а. Тел. (904) 214-91-76.
Шевчук Андрей Анатольевич. Доцент кафедры физической подготовки.
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».
E-mail: [email protected]
Россия, 394054, г. Воронеж, ул. Ст. Большевиков, 54 а. Тел. (919) 180-57-10.
Приходько Павел Николаевич. Преподаватель кафедры физической подготовки.
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».
E-mail: [email protected]
Россия, 394054, г. Воронеж, ул. Ст. Большевиков, 54 а. Тел. (908) 133-55-21.
Beloshitsky Alexander Vladimirovich. Head of center scientific work organization and training of the teaching staff. Doctor of Pedagogical Sciences.
202
Вестник Воронежского института МВД России №1/ 2015
Military Educational Scientific Center of the Air Force «Air Force Academy named by Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin».
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394054, Voronezh, ul. St. Bolshevikov, 54 a. Tel. (904) -214-91-76.
Shevchuk Andrey Anatolievich. Associate Professor of the chair of Physical Training.
Military Educational Scientific Center of the Air Force «Air Force Academy named by Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin».
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394002, Voronezh, ul. Uryskogo, 54 a. Tel. (904) -214-91-76.
Prikhodko Pavel Nikolaevich. Lecturer of the chair of Physical Training.
Military Educational Scientific Center of the Air Force «Air Force Academy named by Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin».
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394054, Voronezh, ul. St. Bolshevikov, 54 a. Tel. (919) 184-37-49.
Ключевые слова: здоровье; здоровый образ жизни курсантов военных авиационных вузов; военнообразовательный процесс; личностное и профессиональное развитие.
Key words: health; healthy lifestyle; students of military aviation universities; military educational process; personal and professional development.
УДК 355.233.22.:37.013.41
ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Мещерякова Е.И.
Педагогика в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних: учебник. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2014. - 231 с.
В учебнике органически сочетаются теория и практика педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних. Главное внимание уделено ранней профилактике девиантного поведения несовершеннолетних различных возрастных групп, осуществляемой сотрудниками полиции совместно с педагогами общеобразовательных школ, а также организации индивидуальной воспитательной работы с несовершеннолетними из групп риска. Учебник адресован курсантам и слушателям образовательных организаций МВД России, получающим образование по специальностям «Обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность», а также сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних, заинтересованным в повышении результативности своей профессиональной деятельности.
203