УДК 37.0
В. В. Измайлова
Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия
В статье рассматривается педагогическое обеспечение, которое понимается как специфический вид профессиональной деятельности, предполагающий активизацию личностных и институциональных ресурсов, необходимых для реализации эффективности того или иного процесса.
Ключевые слова: педагогическое обеспечение, содержание образования, воспитательный процесс, научная школа, ресурсный подход.
V. V. Izmailova
Pedagogical Ensuring: Essence and the Concept Structure
The pedagogical ensuring means a specific kind of the professional activity, which suggests activation of the personal and institutional resources which are necessary for efficiency realization of this or that process.
Key words: pedagogical ensuring, educational content, an educational process, scientific school, a resource-based approach.
Анализ научной, методической литературы и результатов диссертационных исследований второй половины XX, начала XXI в. позволяет констатировать, что вопросы о сущности категории педагогического обеспечения процесса с целью повышения его эффективности находились в поле зрения многих авторов.
Идеи педагогического обеспечения в науке стали оформляться лишь в последнее десятилетие. Существенную роль в разработке данной проблематики играют концепции педагогической поддержки (Е. А. Александрова, О. С. Газман, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин), педагогического и социально-педагогического сопровождения (М. И. Рожков, А. Л. Уманский), социально-педагогического обеспечения (Л. М. Бочкова, И. А. Гусева, А. Ф. Драничников, О. Л. Еремина, А. И. Кивилевич, Т. Е. Коровкина, А. И. Тимо-нин), отдельные научно-методические разработки педагогического обеспечения (Н. Е. Бекетова, Т. А. Мерцалова, И. В. Протасова, С. В. Торох-тий, Н. Ю. Шепелева).
В целом, под обеспечением можно понимать процесс осуществления чего-либо через создание комплекса специальных мер, средств и способов, помогающих в реализации реальных возможностей социальной системы и нацеленных на ее регулирование, функционирование и дальнейшее развитие. Проанализировав эти подходы, можно констатировать, что под процессом педагогического обеспечения понимается специфический
вид профессиональной деятельности, предполагающий активизацию личностных и институциональных ресурсов, необходимых для реализации эффективности того или иного процесса.
В монографии А. И. Тимонина представлен широкий анализ подходов и к пониманию сущности, и к модели педагогического обеспечения. Можно выделить несколько:
- применительно к социальной работе: «... интегративное, многоуровневое междисциплинарное образование, реально существующее в практике социальной защиты и поддержки населения»;
- относительно особенностей процесса накопления социального опыта учащимися школы-гимназии: как «. специфический вид профессиональной деятельности, важнейшей составляющей которой являются две группы целей: непосредственные и опосредованные;
- относительно социального становления одаренных дошкольников: «. как совокупность а) ресурсов: внешних (финансовый, личностный и социальный потенциал) и внутренних (лично-стно-ориентированное и дифференцированное обучение и воспитание (гуманистическая направленность воспитания); б) условий (готовности воспитателей к управлению процессом становления одаренных дошкольников; определении и развитии потенциальных возможностей, склонностей дошкольника; реализации комплексного подхода в определении содержания
© Измайлова В. В., 2012
деятельности дошкольного учреждения и семьи по социальному становлению одаренных детей дошкольного возраста)»;
- «... применительно к социализации детей и подростков в различных социальных институтах: создание условий для наилучшего использования имеющихся потенциалов, мобилизации ресурсов, описание его модели и обоснование его содержания с педагогических позиций».
Под социально-педагогическим обеспечением А. И. Тимонин понимает специфическую педагогическую деятельность по управлению функционированием и развитием системной совокупности ресурсов (личностных, институциональных, средовых), привлекаемых для осуществления процесса формирования личностно-профессио-нальной позиции индивида, которая предполагает определение функционального назначения каждого ресурса, установления взаимосвязей их функций в определенных организационно-педагогических условиях [6].
Кроме того, автор выделят такие категории, как ресурс и потенциалы. Под ресурсами понимаются источники будущего действия, внутренние возможности, средства, привлекаемые (используемые) для достижения определенной цели. Потенциалы - совокупность латентных возможностей для осуществления какой-либо деятельности. Потенциал - это качественная характеристика той или иной природной или социальной системы, отражающая наличие у нее каких-либо реальных возможностей (способностей), связанных с сохранением (адаптацией, воспроизводством), функционированием и/или развитием (саморазвитием) данной системы.
Характеризуя педагогическое обеспечение, многие ученые подчеркивают, что ему присущи: многогранность (ресурсность, мощность, целесообразность и др.), динамичность, многоуров-невость.
Педагогическое обеспечение можно рассматривать в контексте ресурсного подхода и через совокупность педагогических условий осуществления данного процесса.
В рамках первого подхода педагогическое обеспечение можно представить в контексте социально-педагогического обеспечения и рассматривать как управление функционированием и развитием системой совокупности ресурсов, привлекаемых для осуществления воспитательного процесса.
Под ресурсом здесь мы понимаем средства, которые могут быть задействованы для достиже-
ния цели. Содержание обеспечивающей деятельности предполагает разрешение противоречия между наличием ресурса как такового и актуализацией его потенциальных и реальных возможностей в определенных организационных формах.
Традиционно, в исследованиях Костромской педагогической школы выделяется несколько групп ресурсов.
Т. Е. Коровкина выделяет четыре группы ресурсов: личностные, институциональные, субкультурные и ресурсы социальной среды. Первые включают в себя социальный статус, роли, личностную позицию, жизненный опыт. К институциональным ресурсам можно отнести содержание и технологии определенного уровня образования, структуру образовательного учреждения и организацию учебно-воспитательного процесса в нем, наличие педагогов. Субкультурные ресурсы представляют собой специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, определенные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения и др. Последняя группа представлена ресурсами социальной среды и предполагает взаимодействие участников образовательного процесса с другими социальными институтами воспитания [3].
И. А. Гусева определяет схожие группы ресурсов, но вкладывает в них иное содержание.
К личностным ресурсам автор относит состояние здоровья, экономические возможности, возможности получения образования, личные качества, связанные с задатками, способностями, увлечениями человека, индивидуальные свойства и уровень их развития, жизненный опыт, имеющиеся знания, умения, в том числе профессиональные, культурную, духовную составляющую ресурса, социальный статус человека, социальные роли, личностную позицию, мотиваци-онно-потребностную сферу [1].
Этот ресурс является важнейшим, так как его мобилизация и эффективное использование, его развитие представляется необходимым условием для эффективного функционирования всей системы образования.
К институциональным ресурсам можно отнести содержание образования, характеристику образовательного учреждения, особенности управления образовательным учреждением, особенности педагогического коллектива. Содержание определенного уровня образования предполагает помимо совокупности знаний, умений и
навыков осуществления деятельности, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми должны овладеть учащиеся, в содержание образования должно быть включено освоение опыта творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Структура образовательного учреждения отражает распределение обязанностей между педагогическими работниками на разных уровнях, определяет место каждого субъекта в системе. В то же время эта структура, являясь макроформой организации деятельности, оказывает непосредственное влияние на выбор образовательных технологий, регламентирует временные характеристики процесса, влияет на функционирование всех ресурсов социально-педагогического обеспечения. Управление образовательным учреждением предполагает использование в образовательном процессе не только личностных и институциональных ресурсов, но и ресурсов среды.
Как считает А. И. Тимонин, социальная среда оказывает решающее влияние на формирование и развитие личности. Рассматривая социальную среду в контексте концепции социально-педагогического обеспечения, мы будем понимать под этим термином окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности [6].
По мнению Н. Ю. Шепелевой, педагогическое обеспечение призвано содействовать успешному решению поставленных задач социализации учащихся в рамках возрастной нормы и с учетом специфики родительского заказа, индивидуальных и личностных ресурсов участников образовательного процесса в образовательном учреждении.
Автор отмечает, что педагогическое обеспечение дает возможность осуществлять процесс социализации детей и молодежи в рамках целенаправленного педагогического управления: в соответствии с диагностированием, на основе специальной программы, посредством организации взаимодействия в разных формах и разными методами участников образовательного процесса друг с другом и с социумом [8].
По отношению к социализации ребенка в условиях негосударственного образовательного учреждения педагогическое обеспечение понимается как создание условий для наилучшего использования имеющихся потенциалов, мобилизации ресурсов, описание его модели и обоснование его содержания с педагогических позиций (Н. Ю. Шепелева).
В исследовании И. В. Протасовой, посвященном педагогическому обеспечению процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии, дается следующая трактовка данного термина.
Педагогическое обеспечение, по мнению автора, можно рассматривать как совокупность во-первых ресурсов: внешних (финансовый, материальный и социальный капитал) и внутренних (личностно-ориентированное и дифференцированное обучение и воспитание, универсальность образования, эвристичность образовательной среды); во-вторых, условий (наличие культуро-формирующего пространства; поэтапное включение родителей и семьи в жизнедеятельность образовательного учреждения и ребенка; планирование жизнедеятельности образовательного учреждения как целевая функция управления).
Кроме того, педагогическое обеспечение предполагает наличие следующих компонентов: образовательной среды, обогащенной многообразием видов деятельности, их преемственностью и возможностью для самореализации личности; взаимодействия участников образовательного процесса на основе: диалогичности общения, рефлексивной деятельности, партнерских отношений [4].
Видение категории педагогического обеспечения системно представлено А. В. Волоховым. При изучении проблемы самореализации детей в детских общественных организациях он представил данный процесс в виде модели, включающей цель (создание поля самореалиализации ребенка), результат (мотивация социального взаимодействия) и следующие функции: диагностика социальной среды и определение возможностей объединения детей; определение возможных вариантов включения детей в совместную социальную деятельность; программирование воспитательных воздействий на ребенка в процессе организованной социальной деятельности; организационно-педагогическая поддержка создания детской организации; индивидуально-ориентированная социально-педагогическая помощь ребенку; диагностика эффективности социально-педагогического обеспечения социализации ребенка в детской общественной организации.
Проанализировав эти подходы, можно констатировать, что под процессом педагогического обеспечения понимается специфический вид профессиональной деятельности, предполагающий активизацию личностных и институцио-
нальных ресурсов, необходимых для реализации эффективности того или иного процесса.
Специальное изучение данного вопроса показало, что обеспечение - это определенное воздействие на процесс, в данном случае - педагогический, следовательно, ему присущи: многогранность (ресурсность, мощность, целесообразность, себестоимость, степень выраженности), динамичность, многоуровневость.
На основании теоретического анализа психолого-педагогических исследований педагогическое обеспечение можно рассматривать как управление и развитие системной совокупности следующих элементов: целеполагания; определения содержания и способов его реализации на разных этапах, организации условий, оптимизирующих формирование социальности как инте-гративного качества личности, обоснования конкретных способов взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимоактуализации имеющихся ресурсов через структурирование определенным образом времени, пространства, количественного и качественного состава участников и их взаимодействия.
Библиографический список:
1. Гусева, И. А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И. А. Гусева. - Кострома, 2006. - 205 с.
2. Еремина, О. Л. Социально-педагогическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся в школе полного дня [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / О. Л. Еремина. - Кострома, 2006. -211 с.
3. Коровкина, Т. Е. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления будущего учителя на начальном этапе обучения в вузе [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук / Т. Е. Коровкина. -Кострома, 2004. - 211 с.
4. Протасова, И. В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И. В. Протасова. - Кострома, 2001. - 235 с.
5. Романов, Н. Н. Педагогическое обеспечение интеграции содержания общего и профессионального образования [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук / Н. Н. Романов. - Якутск, 2004. - 20 с.
6. Тимонин, А. И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза [Текст] / А. И. Ти-монин. - Кострома, 2007. - 216 с.
7. Филиппова, Н. М. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи [Текст] : автореф. дис. .канд. пед. наук / Н. М. Филиппова. - Кострома, 2007. - 23 с.
8. Шепелева, Н. В. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Шепелева. - Кострома, 2004. -211 с.