9. Реан А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
Овчинникова Ю.А., Угольникова О.А.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ДЕТЕРМИНАЦИИ ОСНОВ И УСЛОВИЙ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Кемеровский государственный университет, Сибирский государственный индустриальный университет
Ключевые слова: Культура самостоятельной работы, воспитание, социализация, саморазвитие, самоутверждение, компетенции, продуктивная деятельность.
Аннотация: В работе отражены нюансы педагогического моделирования в ресурсах определения и верификации основ и условий современного воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов.
Key words: Culture self-dependent work, education, socialization, self-development, assertiveness, competence, productive activity.
Abstract: The work shows the nuances of pedagogical modeling resource requirements definition and verification of the foundations and conditions of modern education in the model of professional-pedagogical training of future teachers.
Специфика подготовки будущих педагогов к организации воспитательной работы в модели высшего профессионального образования определяется формами, методами и педагогическими технологиями определения и решения задач развития личности в модели усвоения норм культуры и этики, формирования социально регламентируемых способов воспроизводства продуктов культуры, науки, искусства, спорта, объективно располагающих личность и общество к неустанному поиску и развитию полисубъектных связей и моделей верификации качества социальных отношений.
Одной из практик определения и решения задач развития личности в модели поликультурного пространства является модель определения системы принципов современного воспитания, фасилитирующая качественное усвоение норм культуры и этики.
В структуре научно-педагогического поиска [1] могут быть получены качественные результаты формирования культуры самостоятельной работы личности [2-3] как ресурса самоидентификации и самореализации, самоутверждения и
самосовершенствования в модели поликультурных отношений и профессионально-образовательных условий оптимизации качества современного образования, в котором воспитанию уделяется большое значение.
Примером детализации возможности использования педагогического моделирования в подготовке будущих педагогов может быть определение системы принципов воспитания [4], а реализованной практикой верификации организации современного воспитания является классный час, специфика которого в системе воспитательно-образовательных отношений имеет ряд особенностей и специфических механизмов коррекции качества социальных отношений [5].
Представим систему принципов современного воспитания в образовательном учреждении (Овчинникова Ю. А., 2015):
I. Принцип научной организации профессионально-педагогического взаимодействия в модели постановки и решения задач современного воспитания обучающихся:
- принцип единства воспитания, обучения, образования и социализации в модели развития личности обучающегося;
- принцип единства теории и практики в организации воспитательной работы в образовательном учреждении;
- принцип дихотомического сочетания в выборе оптимальных условий развития личности и ученического коллектива;
- принцип формирования основ культуры и этики в модели поликультурного образования;
- принцип интеллектуального развития и самореализации личности в модели ведущей деятельности и общения, специфика которых сопряжена с индивидуальными особенностями обучающегося и нормальным распределением способностей и здоровья;
- принцип своевременного, ситуативного определения и решения задач развития и саморазвития личности обучающегося;
- принцип последовательности, системности, объективности, целостности, уникальности развития и воспитания личности в модели поликультурного образования;
- принцип реализации идей многомерного поиска возможностей решения задач развития личности в модели «хочу - могу - надо -есть»;
- принцип прагматичности и уникальности в профессиональном самоопределении и самореализации личности обучающегося;
- принцип продуктивности в определении и решении задач современного образования в модели поликультурной практики
реализации идей гуманизма и толерантности;
- принцип единства целей, ценностей, ресурсов развития личности обучающегося;
- принцип доступности образовательных услуг всем категориям обучающихся в модели современного непрерывного профессионального образования;
- принцип своевременного включения личности в систему непрерывного профессионального образования;
- принцип реализации условий многомерной социализации и самореализации личности в модели современного общего и дополнительного образования;
- принцип единства культуросообразности и природосообразности воспитания, обучения и образования личности обучающегося;
- принцип оптимизации поиска методов и технологий, средств и форм организации педагогического взаимодействия обучающихся, родителей и педагогов;
- принцип детализации и модификации социального опыта в определении и решении задач акмепедагогики;
- принцип уважения и любви к антропологически обусловленным и реализуемым условиям и практике социальных отношений и способов воспроизводства социального опыта и морально-этических ценностей;
- принцип аксиакмеологической компенсации личности, имеющей дефекты развития и здоровья, в системе досуга и хобби;
- принцип практико ориентированной работы с родителями и обучающимися в модели оптимизации условий и возможностей развития обучающегося и класса;
- принцип реализации условий готовности личности обучающегося быть включенным в процесс решения задач альфа- и бета-трудовых отношений;
- принцип единства самореализации, саморазвития, самосовершенствования, самоопределении, самоутверждении, самообразования, самовоспитания, самопрограммирования, самовосстановления, релаксации и оптимизации ролей и связей в поликультурном пространстве и ведущей деятельности;
- принцип формирования потребности в труде и самореализации;
- принцип формирования культуры самостоятельной работы и возможности креативного развития личности обучающегося в единстве направлений самореализации «спорт», «наука», «искусство», «культура»;
- принцип единства деятельности и сознания.
II. Принцип формирования потребностей в физической культуре и
здоровом образе жизни:
- принцип формирования потребности в активном образе жизни, рациональном питании и своевременном восстановлении организма после длительных нагрузок;
- принцип пропаганды и включения личности обучающегося образовательного учреждения в систему занятий физической культурой и спортом;
- принцип определения перспектив формирования общефизической подготовки обучающегося;
- принцип доступности занятий физической культурой и спортом в системе общеобразовательных учреждений и дополнительного образования детей и юношества;
- принцип формирования жизненно важных ценностей и качеств личности и общества в условиях актуализации патриотического и гражданского, семейного и школьного, внешкольного и духовного воспитания;
- принцип единства видов воспитания.
III. Принцип единства теории и практики определения и решения задач развития личности в модели поликультурного образования:
- принцип включения средств ИКТ и социальных сетей в определение возможностей формирования личности и коллектива;
- принцип формирования потребностей в разработке адаптивного и акмеверифицированного обеспечения учебно-образовательного пространства;
- принцип многомерного исследования и коррекции научно-педагогического обеспечения организации обучения в образовательном учреждении и досуга;
- принцип учета специфики и нюансов ограничений социального, личностного и профессионального генеза.
Выделенная система принципов воспитания является продуктом педагогического моделирования и анализа опыта профессионально-педагогической деятельности, в системе полисубъектных отношений и детализации профессионально-трудовых качеств педагога.
Список литературы
1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. - 92с.
2. Маклаева Э.В., Фёдорова С.В. Организация продуктивной
деятельности студентов средствами математики // Синергия. 2016. № 2. С. 27-32.
3. Полухина О.П., Иголкин С.Л. Отношенческий компонент в структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога// Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. С. 244-248.
4. Путан Л.Я. Перспективы теории поэтапного формирования умственных действий в психо лого-педагогической науке XXI века // Успехи современной науки. 2016. № 1. С. 119-122
5. Филиппов Н.Н., Зубанов В.П., Бойкова И.В. Специфика организации воспитательной работы с обучающимися среднего звена // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сборник статей Междун. научно-практической конференции (Уфа, 3 апреля 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.131-133.
Соколова Н.Ф., Жигульская И.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Волгоградская государственная академия последипломного образования, МОУ «Лицей № 9» г. Волгограда
Ключевые слова: ИКТ- компетентность, дистанционное обучение, оценка сформированности.
Аннотация: Описан опыт создания кадровой базы для реализации дистанционного обучения. Представлена анкета для оценки сформированное™ ИКТ- компетентности педагогов. Оперативное оп-line анкетирование предлагается проводить на основе облачных сервисов.
Keywords: ICT expertise, distance learning, assessment of formation.
Abstract: The experience of creating the human resource base for the implementation of distance learning. Presented questionnaire to assess the formation of ICT competence of teachers. Prompt on-line questionnaire is proposed to carry out on the basis of cloud services.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и электронные ресурсы уже стали привычными для современных школьников и студентов, которые ожидают, что в процессе обучения им будет предоставлена возможность интерактивной и сетевой