10. FGOS VPO in the direction of preparation 110400 Agronomics (qualification (degree) «bachelor») [An electronic resource]// www.edu.ru
11. Pogonysheva D. A. Optimizing modeling of vocational training of students of agrarian higher education institution: author's abstract, doctor dis., pedagogical sciences (in the form of the scientific report) [Text]/. A.Pogonysheva. - M, 2010. - 23 pages.
12. Competence-based approach. Abstract bulletin. Russian State Humanitarian University. Management of two-level system of preparation and quality of education [Electronic resource]//www.rc.edu.ru
УДК 355.035.7 UDK 355.035.7
В.С. ПЕТРОВ V.S. PETROV
соискатель Елецкого государственного университета applicant of Yelets State University named after I.A. Bunin
им. И.А. Бунина E-mail: petrov.vadim @ mail.ru Е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
PEDAGOGICAL MODELING OF THE FORMATION OF SOCIAL AND EDUCATIONAL COMPETENCE OF MILITARY UNIVERSITY STUDENTS
Основное внимание автор уделил уточнению понятия "социально-педагогическая компетенция", содержанию и общей структуре социально-педагогической компетенции как одной из наиболее значимых характеристик профессиональной подготовленности будущего военного специалиста. В статье представлена модель формирования социально-педагогической компетенции будущих специалистов, а также рассмотрены условия, необходимые для ее эффективного функционирования.
Ключевые слова: социально-педагогическая компетенция, будущий специалист, военно-шефская работа, педагогическая модель.
The main attention is paid to clarify the concept of «social-pedagogical competence», the content and the overall structure of the social-pedagogical competence as one of the most important characteristics of professional training of a future military specialist. The article presents a model of social-pedagogical competence of future professionals and considers the conditions necessary for its effective functioning.
Keywords: social-pedagogical competence, future professional, military patronage, pedagogical model.
В современных вузах идет активное внедрение новых дисциплин, компьютерных программ, массовых коммуникаций, обеспечивающих подготовку высококвалифицированного специалиста, владеющего на высоком уровне профессиональными компетенциями. Одной из таких компетенций является социально-педагогическая компетенция (СПК).
Социально-педагогическая компетенция будущего специалиста - это интегральная характеристика, отражающая наличие системы устойчивых мотивов, духовно-нравственных ценностей, педагогических способностей, знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность в различных видах деятельности (учебной, воспитательной, общественной).
Основной задачей формирования социально-педагогической компетенции можно считать, прежде всего, выбор и определение значимых для личности социальных ценностей и ценностных ориентаций.
Понимание сущностной характеристики и специфики социально-педагогической компетенции позволя-
© В.С. Петров © V.S. Petrov
ет рассматривать феномен социально-педагогической компетентности не только со стороны ее структурных компонентов, но и со стороны функциональных связей и отношений, обеспечивающих целостность и динамику данного системного новообразования [2].
Структурные компоненты социально-педагогической компетенции - это содержательные элементы, обеспечивающие выполнение функций и отражающие мотивы поведения личности, содержание и соотношение ценностных ориентаций, систему функциональных знаний, осознанных умений, навыков, видов профессиональной деятельности и опыта по их применению.
Процесс формирования социально-педагогической компетенции будущего специалиста в рамках военно-шефской работы с курсантами военных вузов предполагает выделение ценностно-мотивационного, познавательного и операционно-деятельностного компонентов (рис. 1).
В качестве структурных элементов педагогической модели выступают следующие характеристики: цель, за-
Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (55), 2013г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 5 - no. 55. 2013
дачи, принципы, этапы, формы, методы, средства и технологии, обеспечивающие формирование компонентов социально-педагогической компетенции, совокупность критериев и показателей как результат, позволяющий определить уровень социально-педагогической компетенции курсанта военного вуза.
Определяющими характеристиками в структуре модели являются два вектора:
- вертикальный, обеспечивающий целостность процесса формирования социально-педагогической компетенции, представлен системообразующими связями субординации как процесс движения от заданной цели: формирования социально-педагогической компетенции, решения соответствующих задач до результата их реализации, т.е. сформированное™ определенного уровня социально-педагогической компетенции обучающихся в вузе;
- горизонтальный согласующий вектор, который представлен связями координации и согласования элементов модели формирования социально-педагогической компетенции.
Первым структурным элементом модели является цель, определяемая как формирование социально-педагогической компетенции будущего специалиста, обусловливающая его готовность к успешному решению задач социального взаимодействия, в том числе и в профессиональной деятельности.
Разработанная автором статьи модель формирования социально-педагогической компетенции будущего военного специалиста, предполагает реализацию следующих принципов:
- социальной обусловленности взаимосвязи процессов социализации и профессионализации личности будущего специалиста;
- компетентностной ориентированности содержания образования по предметам профессиональной подготовки;
- субъектности обучающихся-будущих специалистов (выражающийся в осознанности и избирательности, в готовности выбирать цель, принимать ответственность за ее реализацию, в стремлении к самореализации в учебной и профессиональной деятельности);
- коллективности и индивидуальности форм педагогического взаимодействия в процессе формирования компонентов социально-педагогической компетенции.
Процесс формирования у будущих военных специалистов социально-педагогической компетенции содержит несколько этапов. Каждый их этапов имеет соответствующие задачи, содержание, предполагает определенные результаты.
Первый - мотивационный этап - направлен на формирование осознанной профессиональной мотивации будущих специалистов к проведению шефской работы, освоению социальных и профессиональных ценностных ориентаций в процессе обучения и воспитания. На данном этапе обучающийся выступает как субъект ценностного самоопределения в условиях моделирования профессиональной деятельности будущего специалиста.
Результатом первого этапа являются осознанная направленность на выбранную профессию; сформирован-ность мотивации к профессиональной деятельности и самореализации; позитивное отношение к значимым аспектам будущей профессиональной деятельности и межличностному общению в профессиональных группах, в социальной среде.
Второй этап формирования социально-педагогической компетенции направлен на овладение системой функциональных знаний, осознанных умений, навыков и действий, в том числе приемами взаимодействия и общения в ходе решения учебно-профессиональных задач. На этом этапе обучающийся выступает как субъект целостной профессиональной деятельности специалиста.
Результатом второго этапа является сформирован-ность познавательного компонента в рамках военно-шефской работы.
На третьем этапе решаются задачи совершенствования профессиональной деятельности будущего специалиста, готовности его к вариативному решению задач социального взаимодействия; достижение высокого уровня формирования социально-педагогической компетенции, через участие в реальных условиях военно-шефской работы в вузе.
Результаты третьего этапа свидетельствуют о готовности курсанта военного вуза к успешной самореализации в будущей профессиональной деятельности, решению социально-нравственных задач, выстраиванию взаимоотношений в социуме (в учебно-служебной деятельности, воспитательной работе, военно-шефской работе).
Вместе с тем, модель формирования социально-педагогической компетенции будущих специалистов предполагает реализацию специальной программы, обе-спечивающейуспешноедостижениевысокогоуровнясфор-мированности социально-педагогической компетенции.
В процессе реализации предполагаемой модели необходимо внедрение в обучение и воспитание активных форм и методов (педагогические тренинги, дискуссии на педагогические темы, микропреподавание, создание обучающих «педагогических копилок», защита педагогических проектов и сценариев воспитательных мероприятий, конкурсы педагогического мастерства и т.п.).
При реализации педагогической модели в практике вуза необходимо помнить, что качество воспитания напрямую зависит от качества сопутствующих воспитанию процессов обучения и развития. Именно поэтому традиционно в педагогике принято рассматривать образовательные задачи в комплексе обучающих, развивающих и воспитывающих задач [1, с. 3].
Таким образом, педагогическое моделирование процесса формирования социально-педагогической компетенции курсантов военного вуза позволяет выявить и определить педагогические условия, обеспечивающие положительную динамику развития педагогических способностей, творческих умений в проведении воспитательных мероприятий, качественный уровень изучения цикла гуманитарных дисциплин и высокий уровень сфор-мированности социально-педагогической компетенции.
Рис. 1. Педагогическая модель формирования СПК будущего специалиста.
Библиографический список
1. Кузовлев В.П., Кошелева А.О., Шепетько Д.В., Алмазова И.Г. Психология педагогической деятельности: учебно-наглядное пособие. Часть 3. Педагогическое общение. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. 73 с.
2. Начальное профессиональное образование социальных педагогов и социальных работников в России // Образование граждан мира: Тезисы докладов международной конференции. М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1996. 90 с.
References
1. Kouzovlev V.P., Koshelev A.O., Shepet'ko D.V., Almazova I.G. Psychology teaching activities: training aids. Part 3. Pedagogical communication. Elec: ESU them I.A. Bunin, 2012. 73 p.
2. Initial vocational training social workers and social workers in Russia / / Education citizens of the world: Proceedings of the International Conference. Moscow: Publishing House of the Institute of Youth, 1996. 90 p.