13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.662
Статья поступипа в редакцию 12.12.2017
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ РЕЗЕРВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
©2018
Антонов Геннадий Михайлович, кандидат педагогических наук, преподаватель военной кафедры Афанасьев Андрей Константинович, кандидат педагогических наук, профессор военной кафедры Михелькевич Валентин Николаевич, доктор технических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Самарский государственный технический университет (г. Самара, Российская Федерация)
Аннотация. В статье представлены теоретико-методологические основы построения и практической реализации педагогической системы формирования у студентов - будущих офицеров резерва Вооруженных сил РФ военно-профессиональных компетенций. Обосновывается актуальность, социально-экономическая целесообразность и специфика подготовки офицеров мобилизационного резерва для [Вооруженных сил РФ в гражданских технических университетах. Дано теоретическое и экспериментально подтвержденное обоснование содержания и структуры совокупности военно-профессиональных компетенций будущего офицера резерва, подготовленного для воинских частей и подразделений по ремонту военной автомобильной техники. Приведена обобщенная алгоритмическая модель педагогической системы формирования у студентов - будущих офицеров резерва военно-профессиональных компетенций, в структуре которой содержится десять функциональных, взаимосвязанных и последовательно реализуемых блоков. Рассматривается функциональное предназначение и сущностное содержание каждого из блоков модели системы. Особое внимание уделено рассмотрению модульной технологии формирования у студентов военно-профессиональных компетенций, принципам ее организации, способам и приемам ее практической реализации. Приводятся данные проведенного формирующего педагогического эксперимента но выявлению у студентов экспериментальной и контрольной групп уровней сформированное™ военно-профессиональных компетенций и их когнитивных, операциональных и деятельностных компонент, подтверждающие целесообразность и высокую эффективность рассматриваемой в статье педагогической системы.
Ключевые слова: студенты технического вуза; офицеры резерва: военно-профессиональные компетенции; педагогическая система; модель педагогической системы; модульная технология обучения; критерии оценки; оценочные средства.
В ряде российских технических вузов, по заказу и в интересах Министерства обороны РФ. осуществляется подготовка офицеров запаса по ряду военно-учетных специальностей, по дополнительным программам военной подготовки, интегрированным в общую структуру учебного процесса получения высшего образования [1; 2].
В Самарском государственном техническом университете на военной кафедре ведется обучение будущих офицеров запаса по военно-учетным специальностям, связанным с организацией и проведением автотехнического обеспечения частей подразделений ВС РФ.
Поскольку образовательные программы военной подготовки студентов базируются на знаниях, умениях и навыках, формируемых на основе фундаментальных (гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных и математических дисциплин) дисциплин основного высшего образования, то обучение студентов на военной кафедре начинается в четвертом и заканчивается в восьмом семестре обучения.
Основным результатом освоения студентами образовательной программы подготовки офицеров запаса является сформированная у них совокупность военно-профессиональных компетенций (ВПК).
В наших работах [3: 4| дано теоретическое и экспериментальное обоснование совокупности ВПК. Выпускник университета - офицер мобилизационного резерва, в случае призыва в ряды Вооруженных сил РФ, должен быть готов/способен:
- использовать профессиональные знания, умения и навыки для качественного исполнения должностных обязанностей по служебному предназначению;
- использовать средства и методы воспитательной работы для поддержания уставного порядка и укрепления воинской дисциплины в подразделении, воспитывать у подчиненных чувство осознанного выполнения воинского долга;
- использовать современные компьютерные технологии для производства расчетов по планированию и учету боевой подготовки в подразделении;
- составлять расписание занятий с личным составом ремонтного подразделения на неделю, методически грамотно организовывать и проводить занятия с офицерами, прапорщиками и сержантами по эксплуатации и ремонту автомобильной техники;
- находить и устранять различные виды неисправностей при проведении всех видов технического обслуживания автомобилей многоцелевого назначе-
13.00.00 - педагогические науки ния, знать технические условия регулировки узлов и агрегатов автомобиля:
- использовать диагностическое оборудование при проведении контрольно-проверочных и диагностических работ на автомобильной технике;
- проводить анализ соответствия возможностей автомобильной службы потребностям в автомобильной технике для обеспечения планов боевой подготовки и хозяйственной жизнедеятельности части;
- реализовывать требования экологической безопасности в повседневной деятельности подразделе-
ния. в быту, в ходе полевых занятий и учений, при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим, при выполнении работ с взрывоопасными, агрессивными, ядовитыми и радиоактивными веществами.
Для развития и формирования у студентов военно-профессиональных компетенций была спроектирована алгоритмическая модель педагогической системы, представленная на рис. 1, в основу построения которой была положена идея, предложенная профессором Г.М. Ильмушкиным [5].
Рисунок 1 - Алгоритмическая модель системы формирования у студентов военно-профессиональных компетенций
Модель системы состоит из 9 взаимосвязанных и последовательно реализуемых блоков, каждый из которых имеет свою локальную функцию и ценность.
Блок целеполагания I выступает как ожидаемый результат военной подготовки студентов на военной кафедре вуза. Цель формируется в соответствии с требованиями заказа Министерства обороны РФ к качеству военно-профессиональной подготовки офицеров запаса и формированию у них личностных качеств. Кроме тог о, цель определяет структурную основу образовательной деятельности студентов и преподавателей и обусловливает необходимость выбора наиболее эффективной технологии обучения, системы критериев оценки получаемых результатов, разработанных на основе наших авторских разработок и работы кандидата педагогических наук О.П. Кисля-ковой [6; 7|.
Блок 2 содержит информацию о содержании и структуре военно-профессиональных компетенций и требованиях к уровням их сформированное™, а также методике их обоснования.
Следующий блок системы (3) - информационно-дидактическая база формирования у студентов военно-профессиональных компетенций. Содержание этой базы охватывает все сферы и виды военно-профес-сиональной деятельности будущего офицера автомобильных войск (военно-педагогическую, административно-хозяйственную, эксплуатационно-восста-новленческую, военно-техническую).
Формирование военно-профессиональных компетенций у студентов перманентно и последовательно происходит в процессе освоения ими базовых общенаучных и профессиональных дисциплин, изучаемых на профильных и выпускающих кафедрах универси-
тега, дисциплин общевоенной и военно-нрофессио-нальной подготовки на военной кафедре университета, а также освоения содержания специализированного учебного пособия «Восстановление военной автомобильной техники» [8].
Блок 4 - модульная педагогическая технология формирования у студентов военно-профессиональных компетенций. Известные из научных публикаций В.А. Шадрина [9], А.К. Афанасьева [10], А.Г1. Ко-банова [ 111 и H.H. Матушкина [I2J, преимущества и ценности модульных технологий (высокая интенсивность обучения, благоприятные условия для самоуправляемой самостоятельной работы студентов) были приняты во внимание не только при структурировании теоретического материала, но и при разработке модулей проведения практических занятий в учебных лабораториях, в авторемонтных военных мастерских, комплексных квалификационных заданий, выполняемых на учениях в воинских частях. Модульная технология подготовки и практического выполнения комплексных квалификационных заданий, сдача нормативов по боевой подготовке, решение тактико-специальных задач технического обеспечения используется на заключительном этапе обучения студентов, при прохождении учебных сборов на базе одной из воинских частей Центрального военного округа [13; 14].
Критериально-диагностический блок 5 содержит описание разработанных критериев оценки сформированное™ военно-профессиональных компетенций и их когнитивных, операциональных и деятельност-ных компонентов на трех уровнях (высокий, повышенный и базовый). В этом блоке содержится также инструментарий контроля и оценки уровней сфор-мированности компонентов военно-профессиональ-ных компетенций (тесты, контрольные вопросы, контрольные задания) [15; 16].
При разработке шестого блока мы руководствовались идеями В.А. Кальней [17], содержание блока отображает процедуры осуществляемого контроля текущего, промежуточного и итогового процесса формирования военно-профессиональных компетенций (тестирование, контрольные работы, комплексные задания). В результате этих процедур выявляется соответствие реально достигнутых студентами уровней отдельных компонентов (когнитивных, операциональных и деятельностных) военно-профессиональных компетенций заранее установленным требованиям. Если фактические результаты контроля соответствуют заданным (индекс «Да» на рис. 1.), то имеет место положительный результат (блок 7). Если результат контроля оказывается ниже базового заданного уровня (индекс «Нет» на рис. 1), то студенту предлагается произвести соответствующую самокоррекцию своих знаний, умений и навыков владения контролируемого учебного модуля (блок 8). При этом студент изучает повторно или дополнительно учебный материал, выполняет дополнительные задания и т.п. В ряде случаев преподавателям приходится корректировать и учебный процесс (блок 9) - дополнять информационно-дидактическую базу, усовершенствовать методики и приемы обучения, в основу которых положена система, разработанная A.A. Дульзоном [18].
Наибольший вклад в создание высокого инновационного потенциала рассматриваемой системы формирования у студентов - будущих офицеров запаса Вооруженных сил обеспечила компетентност-но-модульная технология их обучения [19]. Представление о ее содержании и структуре можно получить из рисунка 2, на котором приведен состав и структура одной из базовой дисциплины профильной подготовки «Восстановление военной автомобильной техники».
Дисциплина
«Восстановление военной автомобильной техники»
Рисунок 2 - Состав и содержание учебных модулей дисциплины «Восстановление военной автомобильной техники»
Очевидно, что на этом рисунке представлены лишь части каждого из модулей, а именно их содержание. Кроме этого в состав каждого модуля входят описания интегративных целей освоения содержания модулей, методические рекомендации по рациональному изучению материала учебных модулей, набор задач и заданий для выработки умений и навыков, вопросы для самоконгроля успешности освоенного материала модуля [20].
Целесообразность использования и эффективность педагогической системы формирования у студентов - будущих офицеров резерва военно-профессиональных компетенций была подтверждена экспериментальными исследованиями и многолетней практикой ее использования в учебном процессе на военной кафедре СамГТУ.
Па итоговом срезе формирующего эксперимента, проведенного в 2014/2015 учебном году на большой выборке студентов четвертого курса, было выявлено, что число студентов экспериментальной группы, подтвердивших высокий уровень сформированости деягельностного компонента военно-профессиональных компетенций, - на 38%, операционального компонента - на 34%, когнитивного - на 35% больше по сравнению со студентами контрольной группы. При этом интегральное значение показателей сформированное™ военно-профессиональных компетенций свидетельствует, что 44% студентов экспериментальной группы обладают сформированными компетенциями на высоком уровне, в то время как в контрольной группе число студентов с этим уровнем сформированное™ всего 9%. а это в 4,8 раза меньше.
Таким образом, данные педагогического эксперимента убедительно подтверждают результативность разработанной и внедренной в учебный процесс педагогической системы формирования военно-профессиональных компетенций у студентов - будущих офицеров мобилизационного резерва Вооруженных сил Российской Федерации.
Список литературы:
1. Постановление Правительства Российской Федерации № 768 от 12 октября 2000 года «Об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // Собрание законодательства РФ 2000 г. № 43, ст. 4238.
2. Приказ Министерства обороны РФ и Министерства образования и науки РФ «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» от 10 июля 2009 г. № 666/249 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. №44, 02.11.2009.
3.Антонов Г.М. Профессиональные компетенции офицеров запаса автомобильных войск: алгоритм обоснования, содержание, структура // Вестник Самарского государственного технического универси-
тета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2013. № 1 (19). С. 5-10.
4. Антонов Г.М. Методика обоснования профессиональных компетенций студентов - будущих офицеров запаса автомобильных войск // Современные проблемы подготовки специалистов на основе ком-петенгносгного подхода: материалы всерос. науч,-практ. конф. Димитровград, 2013. С. 12-18.
5. Ильмушкин Г.М. Моделирование процесса формирования исследовательских компетенций студентов технического университета // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 1 (25). С. 84-92.
6. Михелькевич В.Н., Попов Д.В., Антонов Г.М. Деятельностный подход к формированию у курсантов личностных профессионально-значимых качеств // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства: материалы всерос. науч,-практ. конф. Самара: Самарский юридический институт ФСИН, 2014. С. 68-74.
7. Кислякова О.П. Способы оценивания компе-тенгностной технологии обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2014. № 2 (22). С. 76-86.
8. Севостьянов С.И.. Антонов Г.М., Афанасьев А.К., Потапов А.И. Восстановление военной автомобильной техники: учебное пособие. Самара: Самарский государственный технический университет, 2014. 240 с.
9. Шадрин В.А. Особенности профессиональной подготовки будущих офицеров в военном институте // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства: материалы всерос. научно-практической конференции с международным участием. Самара: СЮИ ФСНП, 2014. С. 315-319.
10. Афанасьев А.К., Михелькевич В.Н. Компе-тентностный подход к профессиональной подг отовке офицеров запаса автомобильных войск // Наука и образование - 2008: сб. докл. между нар. науч.-техн. конф. Мурманск: ММБИ, 2008. С. 950-953.
11. Лобанов А.П., Дроздова 11.В. Модульный подход к системе высшего профессионального образования. Основы структурализации и метапознания. Минск: РИВШ, 2008. 84 с.
12. Матушкин П.I I., Сголбова Н.Д. Структурная модель образовательной программы при модульно-компетентносгном подходе // Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии: сборник докладов междунар. науч.-метод, конф. Ч. I. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. С. 30-36.
13. Овчинникова Л.Д. Теория и практика управления самостоятельной работой студентов-заоч-ников: монография. Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2012. 191 с.
14. Антонов Г.М., Михелькевич В.Н. Информационно-дидактическая база формирования у студента технического университета профессиональных компетенций офицера запаса // Информационные технологии в социальной сфере: материалы междунар. заочной науч.-практ. конф. Самара: Г1ГСГА, 2013. С. 13-18.
15. Современные образовательные технологии: ческих кадров // Высшее образование в России. 2014. учебное пособие / кол. авт., под ред. Н.В. Бордовс- № 5 (14). С. 61-72.
кой. М.: КНОРУС, 2011. 432 с. 19. Антонов Г.М., Афанасьев А.К. Использование
16. Антонов Г.М. Исследование эффективности компетентностно-модульной технологии подготовки системы компетентное гной профессиональной под- офицеров запаса на военных кафедрах гражданских готовки офицеров запаса автомобильных войск // Из- вузов // Современные проблемы подготовки специа-весгия Самарского научного центра Российской ака- листов атомной отрасли: материалы всерос. науч,-демии наук. Социальные, гуманитарные, медико- практ. конф. Димитров! рад: Димитровградский ин-биологические науки. 2013. Т. 15, № 2-4. С. 865-869. жеиерно-технологический институт, 2015. С. 20-25.
17. Кальней В.А., Матвеева СВ. Проблема ком- 20. Михелькевич В.Н., Овчинникова Л.П. Учеб-плексной оценки качества профессиональной подго- ный модуль-консгрукт самоуправляемой дидактиче-товки студентов в условиях компетентностного под- ской системы формирования предметных компетен-хода// Вестник РМАТ. 2011, № 3 (3). С. 120-124. ций // Вестник Самарского государственного техни-
18. Дульзон А.А., Васильева О.М. Система само- ческого университета. Серия «Психолого-педагоги-оценки и оценки компетенций научно-педагоги- ческие науки». 2011. № I (15). С. 83-88.
PEDAGOGICAL SYSTEM OF MILITARY-PROFESSIONAL COMPETENCIES DEVELOPMENT OF PROSPECTIVE RESERVE OFFICERS OF THE RUSSIAN FEDERATION ARMED FORCES
©2018
Antonov Gennady Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, lecturer of Military Department Afanasev Andrey Konstantinovich, candidate of pedagogical sciences, professor of Military Department Mikhilkevich Valentin Nikolacvich, doctor of technical sciences,
professor of Psychology and Pedagogy Department Samara State Technical University (Samara, Russian Federation)
Abstract. The paper presents theoretical and methodological foundations for the construction and practical implementation of the pedagogical system of military-professional competencies development of prospective reserve officers of the RF armed forces. The authors justify the urgency of social and economic expediency and specificity of the reserved for the Armed Forces officers' training in civil technical universities. The authors give theoretical and experimentally confirmed justification of content and structure of military-professional competence of the reserved future officer. The authors have generalized an algorithmic model of pedagogical system of students' (prospective reserve officers of the military-professionals) competence development. Its structure contains ten functional, interrelated and consistently implemented blocks. The authors describe a functional purpose and essential content of each block of the system model. Special attention is given to the modular technology of military-professional competence development, principles of organization, methods and techniques of its implementation. The authors provide data of a pedagogical experiment that identifies students' level of military-professional competence development in the experimental and control groups at the levels of their cognitive, operational and activity components development.
Keywords', technical institute students; reserve officers; military-professional competencies; pedagogical system; pedagogical system model; modular technology of education; evaluation criteria; evaluation tools.
УДК 378:796
Статья поступила в редакцию 18.01.2018
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРИОБЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ К ЦЕННОСТЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»
©2018
Ьорисов Александр Яковлевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара, Российская Федерация)
Аннотация. В статье актуальность решения задачи формирования готовности студентов - будущих учителей к приобщению школьников к ценностям физической культуры обосновывается в контексте проблемы сохранения человека как социального существа и как биологического вида. Ценности физической культуры рассматриваются как предпосылка достижения гармоничного сочетания в человеке телесного и духовного начал, как условие полноценного бытия школьника, студента. Выделяются конкретные ценности физической культуры: «двигательная активность человека», «жизнь человека», «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура», «настойчивость в достижении цели», «нравственное совершенство», «самореализация» и др. Приводится структура готовности будущего учителя к приобщению школьников к ценностям физической культуры, включающая когнитивный мотивационно-ценностный и деятелыюстный компоненты. Раскрываются возможности учебной дисциплины «Педагогика» в формировании готовности будущих учителей к приобщению учащихся к ценностям физической культуры в теоретическом и практическом аспектах. Теоретический аспект: выделение на уровне научного материала разделов учебной дисциплины «Педагогика» ценностей физической культуры (раздел «Введение в педагогическую деятельность» - ценности «жизнь человека», «культура», «настойчивость в достижении цели», «самоопределение», «самоорганизация» и др.;